Меню

Устройство электрической цепи автомобиля

Устройство электрической цепи автомобиля

Совокупность источника электрической энергии, ее потребителя, соединительных проводов и элементов управления называется электрической цепью.

Простейшая электрическая цепь показана на рис. 1.

Источником электрической энергии называется устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в электрическую. На автомобиле источниками электрической энергии являются аккумуляторная батарея и генератор.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Потребители электрической энергии — это приборы, преобразующие энергию электрического тока в другие виды энергии. На автомобиле к ним относятся приборы освещения и сигнализации, стартер, система зажигания и др.

Соединительные провода связывают между собой источники и потребители электрической энергии. Они изготавливаются из материалов, оказывающих малое сопротивление прохождению по ним тока. К проводникам относятся металлы, их сплавы, растворы солей, кислот, щелочей и другие материалы. Различают проводники первого и второго рода.

Вещества, обладающие свободными электронами, называются проводниками первого рода. Прохождение электрического тока в них не вызывает химических изменений вещества. К проводникам первого рода относятся металлы и их сплавы. Они нашли самое широкое применение в виде проводов, шин, пластин конденсаторов, нитей ламп накаливания и других токоведущих деталей. Носителями зарядов в проводниках первого рода являются электроны.

К проводникам второго рода относятся растворы кислот, солей, щелочей. Проводники второго рода — электролиты, носителями зарядов в них являются ионы.

Вещества, которые не имеют свободных носителей зарядов, именуют изоляторами, к которым относятся фарфор, стекло, резина, пластмассы и другие материалы. Изоляционные материалы широко применяются для изоляции проводов и других элементов, находящихся под напряжением. Электрическое сопротивление изоляторов в миллионы раз превышает сопротивление проводников.

Электрический ток — это направленное движение носителей электрического заряда в проводниках. Сила тока измеряется в амперах (А) с помощью амперметра.

Для прохождения тока необходимо, чтобы электрическая цепь была замкнута и между полюсами источника электрической энергии была разность потенциалов. Разность потенциалов между полюсами источника тока при разомкнутой внешней цепи называется электродвижущей силой ( ЭДС ), а при замкнутой на потребитель — напряжением. Электродвижущая сила и напряжение измеряются в вольтах (В) с помощью вольтметра.

Амперметр включается в цепь последовательно, а вольтметр—параллельно с потребителем.

Любое тело оказывает прохождению тока определенное сопротивление. Свойство проводника препятствовать прохождению через него электрического тока называется электрическим сопротивлением. Сопротивление (-R) измеряют в омах (Ом) с помощью омметра.

Любая замкнутая электрическая цепь делится на две части: внутреннюю и внешнюю.

Внутренний участок цепи представляет собой сам источник электрической энергии.

Рис. 1. Простейшая электрическая цепь:
Л, Б — источник тока (аккумулятор): В -выключатель: Л — потребитель тока (лампа); 4 — амперметр: V—вольтметр: 1, 2, 3, 4 — соединительные провода

Внешний участок цепи состоит из одного или нескольких потребителей электрической энергии, соединительных проводов и различных устройств управления, включенных в эту цепь.

Рис. 2. Соединение потребителей:
а — последовательное; б — параллельное

На автомобилях потребители электрической энергии включаются щ цепи параллельно и последовательно. В электрооборудовании находят широкое применение приборы, принцип действия которых основан на использовании свойств электромагнита (звуковой сигнал, реле-регулятор, привод стартера и др.).

Электромагнит — это катушка с помещенным в нее сердечником из стали. Если по такой катушке пропускать электрический ток, то вокруг нее возникает магнитное поле, которое намагничивает сердечник. Так как сердечник выполнен из стали, то при прохождении тока он намагничивается, а при выключении тока размагничивается. Сила притяжения электромагнита возрастает с увеличением силы тока и числа витков его обмотки. Произведение силы тока на число витков обмотки электромагнита называется магнитодвижущей силой, которая измеряется числом ампер-витков.

Как устроена электрическая установка автомобиля

Электрическая установка автомобиля — это замкнутый контур с независимым источником энергии в виде батареи. Она работает с током меньшей мощности, чем домашняя электросеть.

Стандартная электрическая установка

Помимо основных цепей зарядки, пуска и зажигания, в электросистеме автомобиля есть цепи, отвечающие за работу освещения, датчиков, панели приборов, нагревательных элементов, магнитных замков, радиоприемника и т.д.

Все цепи замыкаются и размыкаются с помощью выключателей или реле, работающих на электромагнитах.

Электрический ток идет по одножильному кабелю от батареи к питаемым элементам и возвращается в батарею по металлическому корпусу. Корпус соединен с зажимом заземления батареи толстым кабелем.

Система связи с возвратом тока через землю

В отрицательной (-) системе связи с возвратом тока через землю ток течет от положительной (+) клеммы к управляемому компоненту. Компонент заземлен на корпус автомобиля, который, в свою очередь, подключен к отрицательной (-) клемме батареи.

Такой тип цепи называется системой связи с возвратом тока через землю, а все ее компоненты подключены к корпусу автомобиля (заземлены).

Сила тока измеряется в амперах (А), а энергия, которая тратится на передвижение тока по цепи, называется напряжением и измеряется в вольтах (В). Батареи современных машин рассчитаны на сеть с напряжением 12В. Емкость батареи измеряется в ампер-часах (А·ч). Батарея с емкостью 56 А·ч может генерировать ток силой в 1 ампер на протяжении 56 часов или ток силой 2 ампера на протяжении 28 часов.

Когда напряжение батареи падает, ток ослабевает, и в конечном итоге его не хватает для правильной работы компонентов цепи.

Ток, напряжение и сопротивление

Способность проводника препятствовать прохождению тока называется сопротивлением и измеряется в омах (Ом).

Тонкие проводники пропускают меньше тока, чем толстые, т.к. при уменьшении площади поперечного сечения снижается скорость движения электронов.

Энергия, которая образуется при преодолении сопротивления, преобразуется в тепло. В некоторых случаях это даже полезно — например, если рассматривать очень тонкую нить накаливания в лампочке, которая начинает светиться при нагревании.

Тем не менее, компоненты, которые потребляют много тока, подключать тонкими проводами не рекомендуется. В противном случае провода перегреются, замкнутся и сгорят.

Все характеристики электрической цепи связаны между собой. Так, напряжение в 1В позволяет току силой 1А преодолеть сопротивление в 1Ом. Иными словами, А=В/Ом. Например, лампочка с сопротивлением в 3Ом, подключенная к сети с напряжением 12В, потребляет 4А.

Это означает, что лампочку необходимо подключать с использованием проводов, способных выдержать силу тока в 4А.

Зачастую энергопотребление (мощность) компонента обозначается в ваттах (Вт). Мощность можно найти, умножив амперы на вольты. В приведенном выше примере мощность лампочки составляет 48Вт.

Положительная и отрицательная полярность

Электрический ток течет в одном направлении от батареи, и некоторые компоненты цепи работают только при определенных условиях, связанных с направлением тока.

Полярность — это способность элемента принимать односторонний ток. В большинстве автомобилей отрицательная (-) клемма батареи заземлена, а положительная (+) питает всю электросистему.

В этом случае говорят, что система обладает отрицательным заземлением. Эта информация пригодится при покупке приборов (например, радиоприемника). Если вы попытаетесь подключить приемник с неподходящей полярностью, он будет поврежден. Тем не менее, многие приемники оснащены внутренним переключателем, позволяющим изменить полярность перед установкой.

Читайте также:  Масло для двигателя хонда d15b

Короткие замыкания и предохранители

Короткие замыкания возникают при использовании проводов неподходящего размера, поломках и разрывах цепи. При замыкании ток игнорирует сопротивление компонента, может превысить допустимые значения, расплавить провода или вызвать возгорание.

Коробка предохранителей представляет собой набор компонентов, как показано на рисунке. Коробка изображена без крышки.

Для предотвращения замыканий вспомогательные цепи оборудованы предохранителями.

Самый распространенный тип предохранителей представляет собой небольшой отрезок тонкого кабеля, покрытый теплостойким материалом — например, стеклом.

Для изготовления предохранителей выбирается кабель наименьшего диаметра, который может пропускать ток цепи без перегрева. Емкость предохранителя исчисляется в амперах.

При неожиданном всплеске тока предохранитель плавится, размыкая цепь.

Когда это происходит, необходимо проверить, что именно произошло с цепью (размыкание или короткое замыкание) и установить новый предохранитель (см. раздел «Проверка и замена предохранителей» или отрегулировать силу тока).

В обычном автомобиле очень много предохранителей, каждый из которых защищает небольшую группу компонентов. Это делается для того, чтобы один испортившийся предохранитель не нарушил работу всей системы. Некоторые предохранители находятся в коробке предохранителей, некоторые вмонтированы в электрическую цепь.

Последовательное и параллельное соединение

Как правило, электрическая цепь состоит из двух и более компонентов (например, осветительная цепь состоит из нескольких ламп). Способ соединения компонентов (параллельный или последовательный) играет огромную роль в работе с такой цепью.

Например, лампы в фарах обладают некоторым уровнем сопротивления, и для нормального свечения им необходимо потреблять ток определенной силы.

Если бы в автомобиле с двумя фарами, лампы были соединены последовательно, ток попадал бы в одну из них только после второй.

Иными словами, ток преодолевал бы сопротивление дважды, его сила уменьшилась бы вполовину, а лампы горели бы тускло.

При параллельном соединении ток проходит сквозь обе лампы одновременно.

Некоторые компоненты должны быть подключены последовательно. Например, при различных уровнях топлива датчик топливного бака обладает различным сопротивлением и посылает эти данные прибору для контроля.

Эти компоненты необходимо соединять последовательно, чтобы изменяющееся сопротивление датчика влияло на положение указателя на приборе.

Вспомогательные цепи

Стартерный мотор соединен с батареей отдельным толстым кабелем. Цепь зажигания посылает высоковольтные импульсы на свечи, а цепь зарядки включает в себя генератор, который заряжает батарею. Все остальные цепи называются вспомогательными (побочными).

Многие из них связаны с ключом зажигания и могут работать только в том случае, если ключ повернут.

В результате при выключении зажигания все цепи размыкаются и не разряжают батарею.

Тем не менее, боковые и задние фонари, которые часто работают даже у припаркованных автомобилей, работают независимо от зажигания.

При использовании дополнительных аксессуаров (например, обогревателя для заднего стекла, который потребляет много энергии), необходимо подключать их к цепи зажигания.

Некоторые вспомогательные компоненты могут работать без питания от зажигания — например, радиоприемник, который можно включать при неработающем двигателе.

Кабели и печатные схемы

Приборы отсоединяются от печатных схем путем скручивания скоб.

Размер кабеля определяет максимальную силу тока, которую он может пропустить без повреждений.

Каждый автомобиль пронизан сложной сетью кабелей. Каждый кабель имеет свой цвет, уникальный в рамках одного автомобиля, т.е. единой цветовой разметки не существует.

В некоторых руководствах и справочниках содержатся сложные монтажные схемы с условными обозначениями, однако многим проще понять назначение кабеля по цвету.

Кабели, которые тянутся в одном и том же направлении, скрепляются пластиковой или тканной обмоткой, чтобы их можно было компактнее укладывать.

Такой пучок кабелей тянется через весь корпус автомобиля, а отдельные провода ответвляются от него по необходимости.

Современные автомобили вмещают в себя огромное количество проводов. В настоящее время производители все чаще заменяют пучки кабелей печатными схемами, которые располагаются на приборной панели.

В общем случае печатная схема представляет собой лист пластика с медными дорожками, к которым подключаются компоненты цепи.

Современные автомобили оснащены гибкими печатными схемами, т.е. медные дорожки печатаются на резине или гибком пластике. Такая схема полностью заменяет всю систему кабелей.

Автомобильный справочник

для настоящих любителей техники

Символы электрических схем автомобилей

Электрические системы автомобилей со­держат большое количество электрических и электронных устройств для управления двигателем и для систем обеспечения безо­пасности и комфорта. Обзор сложных цепей автомобильных электрических систем воз­можен только при наличии понятных сим­волов и электрических схем. Вот о том, какими бывают символы электрических схем автомобилей, мы и поговорим в этой статье.

Электрические схемы — принципиальные схемы и схемы контактов — помогают при диагностике, упро­щают монтаж дополнительных устройств и обеспечивают надежное подключение при модификации автомобильного электрообо­рудования.

Символы электрических схем автомобилей

Символы электрических схем автомобилей, показанные в табл. «Схематические символы по EN 60617«, представляют собой подборку стан­дартизированных символов, подходящих для автомобильной электрики. Но, за редким ис­ключением, они соответствуют стандартам Международной электротехнической комис­сии (IEC).

Таблица схематических символов электрических схем автомобилей по EN 60617

Европейский стандарт «Графические сим­волы для схем» EN 60617 соответствует международному стандарту IEC 617. Он из­дан в трех официальных версиях (английской, французской и немецкой). Стандарт содержит элементы символов, указательные символы и, самое главное, символы электрических схем для следующих областей:

  • Общие области применения часть 2;
  • Проводники и соединительные устройства часть 3;
  • Пассивные компоненты часть 4;
  • Полупроводники и электронные лампы часть 5;
  • Производство и преобразование электроэнергии часть 6;
  • Коммутационная и контрольная аппаратура и защитные устройства часть 7;
  • Измерительные приборы, лампы и сигнальные устройства часть 8;
  • Телекоммуникационное передающее, коммутационное и периферийное оборудование часть 9;
  • Телекоммуникации, передающее оборудование часть 10;
  • Архитектурные и топографические монтажные схемы часть 11;
  • Двоичные элементы часть 12;
  • Аналоговые элементы часть 13.

Требования к символам электрических схем

Символы электрических схем-это мельчайшие элементы для упрощенного графического представления электрического устройства или его части. Символы электрических схем показывают принцип работы устройства и функциональные связи технического порядка. Символы электрических схем не учитывают форму и размеры устройства, и положение соединений на нем. Обособленное представление на принципиальной схеме возможно лишь абстрактно.

Символы электрических схем должны об­ладать следующими свойствами: они должны легко запоминаться, быть легко понятными, несложными в графическом отображении и логично вписываться в классификационную группу.

Символы электрических схем состоят из элементов и указательных символов. Вот не­сколько примеров указательных символов: буквы, цифры, символы, математические знаки и символы, символы единиц измерения и характеристические кривые.

Если электрическая схема становится слишком детальной из-за представления вну­тренних схем устройства (рис. а, «Электрическая схема и схематический символ генератора с регулятором» ) или если не все детали цепи нужны для идентифика­ции функции устройства, то электрическую схему для этого особого устройства можно заменить одним символом (без внутренней схемы) (рис. Ь, «Электрическая схема и схематический символ генератора с регулятором» ).

Читайте также:  Оборудование для ремонта автомобилей газ

В случае интегральных схем, обеспечиваю­щих высокую степень экономии пространства (это синонимично высокому уровню интегра­ции функций в компоненте) предпочтительно упрощенное изображение схемы.

Изображение символов электрических схем

Символы схем отображаются без эффекта физического количества, т.е. в обесточенном и механически не активированном состоянии. Рабочее состояние символа схемы, отличаю­щееся от этого стандартного изображения (базового состояния), обозначается двойной стрелкой (рис. «Рабочее состояние схематического символа отличное от базового» ).

Символы схем и соединительные линии (электрические провода и механические со­единения) имеют одинаковую ширину линии.

Во избежание ненужных изгибов и пере­сечений соединительных линий, можно по­ворачивать символы схем с шагом 90° или отображать их в зеркально отраженном виде, при условии, что их значение от этого не из­менится. Направление непрерывных линий можно выбирать произвольно. Исключе­ниями являются символы схем для резисто­ров (там символы соединения разрешаются только на узких сторонах) и соединения для электромеханических приводов (где сим­волы соединения разрешаются только на широких сторонах, рис. «Оконечные нагрузки» ).

Соединения могут изображаться и с точ­кой, и без точки. Если в месте пересечения нет точки, значит нет электрического соеди­нения. Точки соединения на устройствах большей частью не отображаются специфи­чески. Точка соединения, штекер, гнездо или резьбовые соединения обозначаются симво­лами схем лишь в точках, необходимых для монтажа и снятия. Другие места соединения стандартно обозначаются точками.

Контактные элементы с общим приводом обозначаются на монтажной схеме таким об­разом, чтобы при активации они следовали направлению движения, установленному механическим соединением (- — -) (Рис. «Механические связи у многопозиционного выключателя» ).

Электрические схемы

Электрические схемы — это идеализи­рованные представления электрических устройств в виде символов. К таким схемам также относятся иллюстрации и упрощен­ные чертежи. С помощью схемы показыва­ются связи между отдельными различными устройствами и способ их подсоединения друг к другу. Электрические схемы могут дополняться таблицами, графиками или описаниями. Вид электрической схемы и ее использование обычно определяются в со­ответствии с конкретной целью (например, показ работы системы) (рис. «Классификация электрических схем» ).

Чтобы электрическая схема была «читае­мой», она должна удовлетворять следующим требованиям:

  • Она должна соответствовать требованиям стандартов, а какие-либо отклонения должны объясняться;
  • Пути прохождения тока должны рас­полагаться таким образом, чтобы поток проходящих сигналов или механическое действие имели место слева направо и сверху вниз.

В автомобильной электрике блок-схемы без отдельных входов/выходов и внутренних схем позволяют оперативно понять принцип работы системы или устройства. Схематиче­ское отображение различными способами (расположение символов схем) является подробным представлением для определе­ния функции и выполнения ремонта. Схема контактов (с указанием мест расположения контактов устройств) используется службами послепродажного обслуживания при замене или модификации устройств.

В зависимости от способа отображения различают:

  • Отображение с одной или несколькими линиями и по расположению символов схемы;
  • Отображение в смонтированном, полусмонтированном виде, обособленное и топографическое отображения, которые могут сочетаться в одной и той же элек­трической схеме.

Блок-схема

Блок-схема — это упрощенное представление электрической схемы, где учитываются только существенные детали (рис. «Блок-схема на примере ЭБУ Motronic» ). Она служит быстрым ориентиром для более под­робной документации (схематичного пред­ставления).

Устройства отображаются в виде квадратов, прямоугольников и кругов с отмеченными на них указательными символами, аналогично EN 60617, часть 2. Линии в большинстве слу­чаев чертятся в виде одиночных линий.

Принципиальная схема

Принципиальная схема является подробной схемой цепи. Четко отображая отдельные пути прохождения тока, она также показы­вает, как именно работает электрическая схема. В принципиальной схеме, которая упрощает чтение и дает ясное представление о работе цепи, не должно быть противоре­чий между отдельными компонентами цепи и их пространственными связями. На рис. «Принципиальная схема электродвигателя стартера типа KB для параллельной работы в двух вариантах представления» изображена принципиальная схема стартера в смонтированном и обособленном виде.

Принципиальная схема должна содержать:

  • Электрическую цепь;
  • Идентификацию устройств (EN 61346, часть 2);
  • Обозначение штырьков и контактов (DIN 72552).

Принципиальная схема может содержать:

  • Полное отображение с внутренней схе­мой для упрощения проверки, диагно­стики, обслуживания и замены (моди­фикации);
  • Контрольные обозначения для упрощения поиска символов схем, особенно при обо­собленном представлении.

Отображение электрической цепи

В принципиальных схемах в основном ис­пользуется многолинейное представление. Для символов схем стандарт EN 61346 часть 1 предусматривает следующие способы отображения, которые могут сочетаться в одной и той же схеме.

Монтажная схема

Все детали устройства непосредственно ото­бражаются вместе в смонтированном и под­ключенном виде двойной косой чертой или пунктирными линиями, определяющими ме­ханическую связь. Это отображение можно использовать для достаточно простых схем (рис. а, «Принципиальная схема электродвигателя стартера типа KB для параллельной работы в двух вариантах представления» ).

Представление в обособленном виде Символы схем для деталей электрических устройств отображаются отдельно и рас­полагаются таким образом, чтобы каждый путь протекания тока можно было отследить как можно проще (рис. Ь, «Принципиальная схема электродвигателя стартера типа KB для параллельной работы в двух вариантах представления» ). Пространствен­ное расположение отдельных устройств или их деталей не учитывается. Пути протекания тока должны располагаться как можно более линейно, четко и по возможности без пере­сечений. Главная цель этого представления — определить функцию электрической цепи.

Связь отдельных деталей должна опреде­ляться с помощью системы идентификации, согласно EN 61346, часть 2. Идентификатор устройства располагается на каждом от­дельно отображаемом символе схемы для этого устройства. Устройства, отображаемые обособленно, после сборки должны быть обозначены в какой-либо точке на электри­ческой схеме, если это необходимо для по­нимания электрической схемы.

Топографическое представление В этом представлении положение символов схемы полностью или частично соответствует пространственному расположению в устрой­стве или детали.

Обозначение массы

Для большинства автомобилей в силу своей простоты предпочитается однопроводная система, в которой масса (металлические детали автомобиля) служит возвратным проводником. Если идеально проводящее соединение отдельных деталей заземления не гарантируется или если имеет место на­пряжение более 42 В, то возвратный прово­дник также прокладывается изолированно от массы.

Все отображаемые на электрической схеме символы массы электрически соединяются между собой через массу устройства или автомобиля.

Все устройства, содержащие символ массы, должны подключаться к массе авто­мобиля и быть электрически проводимыми.

На рис. «Представление массы» показаны различные возможно­сти отображения массы.

Пути протекания тока и провода

Электрические схемы изображаются таким образом, чтобы они читались как можно проще. Отдельные пути протекания тока, предпочтительно в направлении слева на­право или сверху вниз, должны проходить параллельно краю электрической схемы, как можно более линейно, по возможности без пересечений и изменения направления.

При наличии нескольких параллельных линий они группируются в пучки по три ли­нии, с промежутками между пучками.

Читайте также:  Шины колеса машины ремонт

Разделительные и рамочные линии

Разделительные и рамочные линии из точек и тире ограничивают детали электрических схем, чтобы отобразить функциональную или конструктивную связь устройств или деталей.

Линия из точек и тире в автомобильной электрике обозначает непроводящее ограни­чение устройств или деталей. Она не всегда соответствует корпусу и не используется в качестве массы. В силовых системах эта ограничительная линия часто соединяется с линией, также из точек и тире, обозначающей провод защитного заземления.

Точки разрыва, идентификатор, обозначение пунктов назначения

Соединительные линии (провода и механиче­ские связи), занимающие большую длину на принципиальной схеме, для большей ясности можно прерывать. Отображаются только на­чало и конец соединительной линии. Связь этих точек разрыва должна легко опреде­ляться. Для этого используются идентифи­катор и обозначение пунктов назначения.

Идентификатор в связанных точках раз­рыва совпадает. Идентификатором слу­жат обозначения контактов по DIN 72552 (рис. а, «Обозначение точек разрыва» ), спецификация концепции работы и спецификации в виде буквенно-цифровых символов.

Обозначение пунктов назначения указы­вается в скобках, чтобы его нельзя было перепутать с идентификатором; оно со­стоит из номера раздела пункта назначения (рис. Ь, «Обозначение точек разрыва» ).

Код раздела (путь тока)

Код раздела, указанный в верхней части схемы (раньше он назывался «путь тока») ис­пользуется для определения местоположе­ния деталей электрической схемы. Это обо­значение может принимать три разных формы:

  • Последовательные числа с одинаковыми интервалами, слева направо (рис. а, «Возможные обозначения разделов» );
  • Ссылка на содержание разделов электри­ческой схемы (рис. 10, Ь);
  • Либо и то, и другое (рис. с, «Возможные обозначения разделов» ).

Маркировка устройств, деталей и символов

Устройства, детали и символы схем иденти­фицируются на электрических схемах буквой и числом в соответствии с EN 61346, часть 2. Эта маркировка размещается слева от сим­вола схемы или под ним.

Указательный символ, стандартно указы­ваемый для типа устройств, можно опустить, если это не вызовет путаницы.

В случае со встроенными устройствами, одно устройство является составной частью другого, например, стартер со встроенным сцепляющим реле Кб. В этом случае обозна­чение устройства будет таким: — М1 — Кб.

Обозначение связанных символов схем при обособленном отображении: каждому отдельно отображаемому символу схемы для того или иного устройства дается обозначе­ние, привычное для этого устройства.

Обозначения штырьковых контактов (на­пример, по DIN 72552) должны наноситься снаружи символа схемы, а при наличии огра­ничительной рамочной линии — предпочти­тельно с выносом за эту линию.

Там, где пути тока проходят горизон­тально: спецификации, относящиеся к от­дельным символам схемы, наносятся под ними. Обозначение контактов располагается непосредственно за символами схемы, над соединительной линией.

Там, где пути тока проходят вертикально: спецификации, относящиеся к отдельным символам схемы, наносятся слева от них. Обозначение контактов располагается не­посредственно за символом схемы, справа, если формат горизонтальный, и слева рядом с соединительной линией, если формат вер­тикальный.

Схема выводов

Схема выводов показывает расположение выводов электрических устройств и под­ключенные внешние и при необходимости внутренние проводные соединения (линии).

Отображение выводов

Отдельные устройства показываются в виде квадратов, прямоугольников, кругов или символов и даже в виде схем с монтажным изображением деталей и могут быть распо­ложены топографически. Для изображения точек вывода используются круг, точка, ште­керное соединение или просто линия вывода.

В автомобильной электрике обычно ис­пользуются следующие способы отображе­ния:

  • В смонтированном виде, символы схем по EN 60617 (рис. а, «Пример схемы выводов» ).
  • В смонтированном виде, с монтажным изо­бражением устройства (рис. Ь, «Пример схемы выводов«).
  • В обособленном виде, изображение устройства с символами схем, выводы с обозначениями пунктов назначения (рис. а, «Схема выводов в обособленном виде» ); возможна цветовая марки­ровка проводов.
  • В обособленном виде, изображение с монтажным расположением деталей, вы­воды с обозначениями пунктов назначения (рис. а, «Схема выводов в обособленном виде» ); возможна цветовая марки­ровка проводов.

Маркировка выводов

Устройства маркируются согласно стандарту EN 61346, часть 2. Выводы и штекерные сое­динители маркируются теми же обозначени­ями, что нанесены на устройство (рис. «Пример схемы выводов» ).

В раздельном методе представления мон­тажной схемы сплошные соединительные линии отдельных устройств опускаются. Все проводные выводы устройства маркируются обозначением пункта назначения (EN 61346, часть 2), состоящим из идентификатора устройства, к которому идет вывод, и обозна­чения контакта, при необходимости провод получает цветовую маркировку (рис. «Обозначение генератора» ).

Монтажная схема

Фирмой Bosch разработаны специальные принципиальные схемы для диагностики сложных и сильно разветвленных систем с функцией самодиагностики. Монтажные схемы Bosch для различных систем в боль­шом количестве легковых автомобилей можно найти в ESI [tronic] (Bosch Electronic Service Information). Это позволяет авторе­монтникам быстро диагностировать неис­правности и подключать модифицированное оборудование. На рис. «Пример монтажной схемы системы запирания дверей» показан пример монтажной схемы системы запирания две­рей.

В отличие от обычных принципиальных схем, монтажные схемы требуют определенных символьных обозначений (рис. «Дополнительные описания на монтажных схемах» ). Они включают в себя коды компонентов — напри­мер, А28 (противоугонная система), и расшифровку цветовых маркировок (табл. «Расшифровка цветов проводов» ). Обе таблицы можно от­крыть в ESI [tronic].

Монтажные схемы делятся на схемы систем (см. табл. «Системные схемы» ), Классификация электрических схем отражает стандартную практику ESI [tronic], используемую для других систем, согласно которой они относятся к одной из четырех монтажных групп:

Важно знать точки заземления, особенно при установке дополнительных аксессуаров. По этой причине в ESI [tronic], помимо монтаж­ных схем, содержится схема точек заземле­ния в автомобиле (рис. «Точки заземления» ).

Обозначения для электрических устройств

Обозначения в соответствии с EN 61346 часть 2 (таблица «Кодовые буквы для обозначения электрических устройств» ) используются для обеспечения ясной и всем понятной идентификации систем, деталей и пр., изображаемых символами на электрических схемах. Они отображаются рядом с символами схем и состоят из серии определенных указательных символов, букв и цифр (рис. «Обозначение устройств» ).

Обозначения выводов

Цель применения выводов в автомобильных системах электрооборудования, перечислен­ных в DIN 72552, — обеспечение простого и правильного подсоединения проводников к различным устройствам во время ремонта или замены оборудования. Обозначения вы­водов (табл. «Обозначения выводов» ) не идентифицируют провода, так как с двух концов каждого провода могут быть подключены устройства с разными обо­значениями выводов. По этой причине их не нужно наносить на провода.

Дополнительно могут, использоваться обозначения выводов, соответствующие стандартам DIN-VDE для электрического обо­рудования. Множественные соединители, для которых уже недостаточно количества обозначений выводов по DIN 72552, нумеру­ются порядковыми номерами или буквами, для которых стандарты не регламентируют распределения функций.

Adblock
detector