Маневровые локомотивы
Краткое описание тепловоза ТЭМ2
Тепловоз ТЭМ2 (рис. 1) с электропередачей служит для выполнения тяжелой маневрово-вывозной работы; может быть использован также и для магистральной службы.
Оборудование тепловоза смонтировано на раме, установленной на двух трехосных тележках. Вес рамы тепловоза с основным и вспомогательным оборудованием передается на каждую тележку через четыре опоры скольжения, тяговое усилие от тележек на раму — через два шкворня, расположенных по центрам рам тележек. Передняя и задняя тележки имеют одинаковую конструкцию, причем задняя тележка отличается от передней только наличием привода скоростемера на правой буксе средней оси. Все оси тележек ведущие.
Кузов тепловоза (капотного типа) (рис. 2) состоит из пяти основных частей: холодильной камеры, кузова над двигателем, кузова над аппаратной камерой, кабины машиниста и кузова над аккумуляторным помещением. Кузов над двигателем — съемный. Кузов над двигателем и кабина машиниста имеют термо- и шумоизоляцию. Для доступа к агрегатам и узлам тепловоза, а также для монтажных работ в кузове имеются боковые двери и люки в крыше.
В кабине машиниста расположен пульт, на котором установлены приборы управления, а также контрольно-измерительные приборы, характеризующие работу силовой установки. Кроме того, в кабине имеется оборудование, позволяющее управлять тепловозом одному машинисту (без помощника). Для обогрева в зимнее время в кабине установлены калорифер и батарея обогрева ног машиниста.
В аппаратной камере, расположенной перед кабиной машиниста, установлены электрические аппараты.
В дизельном помещении размещены дизель-генераторная установка, являющаяся источником постоянного тока, компрессор и другие вспомогательные агрегаты. Электрический ток поступает в электро двигатели, приводящие в движение колесные пары через зубчатую передачу. Кроме того, тяговый генератор обеспечивает также пуск дизеля, работая в режиме электродвигателя. При этом он получает питание от аккумуляторной батареи, которая питает также цепи управления тепловоза во время запуска дизеля и его освещения при неработающем дизеле. От вала тягового генератора вращающий момент передается через муфту компрессору и через клиноременные передачи двухмашинному агрегату и вентилятору охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки.
Двухмашинный агрегат состоит из возбудителя и вспомогательного генератора, предназначенного для питания цепей управления и параллельной обмотки возбуждения возбудителя, а также освещения тепловоза и зарядки аккумуляторной батареи.
От переднего конца коленчатого вала дизеля через систему карданных валов, конический редуктор и фрикционную муфту приводится во вращение вентилятор холодильника, а при помощи клиноременной передачи — вентилятор охлаждения электродвигателей передней тележки. Водяной насос системы охлаждения наддувочного воздуха дизеля приводится в действие от редуктора вентилятора.
В передней части тепловоза расположен холодильник, состоящий из 18 водяных и 6 масляных секций с боковыми жалюзи и вентилятора с верхними жалюзи; 12 водяных секций служат для охлаждения воды дизеля, 6 секций — для охлаждения воды в системе охлаждения наддувочного воздуха дизеля после турбокомпрессора.
Для облегчения доступа к охлаждающим секциям боковые жалюзи установлены на каркасе холодильной камеры на петлях. Регулирование температур воды и масла дизеля осуществляется автоматически путем открытия и закрытия боковых и верхних жалюзи, включения и выключения вентилятора. Кроме того, предусмотрено дистанционное управ ление холодильником. Тепловоз оборудован также трубопроводом подогрева воды наддувочного контура в холодное время года.
Посередине тепловоза, под главной рамой, находится топливный бак.
На тепловозе установлен искрогаситель, служащий для уменьшения количества искр, вылетающих в атмосферу с выпускными газами. Бун керами для песка служат четыре отсека, выполненные непосредственно в кузове (два перед холодильной камерой и два сзади аккумуляторного помещения).
Тепловоз оборудован автоматическим и ручным тормозами, радиостанцией и АЛСН (автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа).
Рис. 1. Общий вид тепловоза ТЭМ2
Рис. 2. Компановка оборудования тепловоза ТЭМ2:
1 — редуктор; 2 — прожектор; 3 — песочницы; 4 — шахта охлаждающего устройства; 5 — вентилятор; 6 — расширительный бак охлаждающей жидкости; 7 — умывальник; 8 — дизель-генератор; 9 — искрогаситель; 10 — компрессор; 11 — высоковольтная камера; 12 — двухмашинный агрегат; 13 — кабина машиниста; 14 — аккумуляторная батарея; 15 — калорифер; 16 — тяговый электродвигатель; 17- вентиляторы охлаждения ТЭД; 18 — жалюзи; 19 — воздухоочиститель (воздушный фильтр) дизеля; 20 — топливный бак; 21 — главная рама тепловоза; 22 — главный резервуар (4 шт. под площадкой); 23 — тележка; 24 — топливоподкачивающий насос; 25 — топливоподогреватель; 26 — масляные фильтры; 27 — водяной насос контура охлаждения наддувочного воздуха; 28, 29 — сиденья для машиниста и помощника машиниста; 30 — кран машиниста; 31 — автосцепка
Устройство двигателя тепловоза тэм2
УСТРОЙСТВО И РАБОТА ТЕПЛОВОЗА ТЭМ2У, ЕГО УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ
Тепловоз ТЭМ2У (рис. 1) предназначен для выполнения маневровой работы, но может быть использован и для магистральной службы.
Оборудование тепловоза смонтировано на главной раме, которая установлена на двух трехосных тележках. Масса главного строения передается на каждую тележку через четыре опоры
скольжения. Тяговое усилие от тележек на главное строение передается через два шкворня, расположенных по центрам тележек. Конструкция передней и задней тележек отличается только наличием на задней тележке привода скоростемера на правой буксе средней оси. Все оси тележек ведущие. Тепловоз оборудован стяжками тормозных подвесок, препятствующими сползанию тормозных колодок.
Кузов тепловоза (капотного типа) состоит из пяти основных частей (рис. 2):
кузова над двигателем,
кузова над аппаратной камерой,
кабины машиниста и кузова над аккумуляторным помещением. Кузов над двигателем (съемный) и кабина машиниста имеют термо- и шумоизоляцию. Для доступа к агрегатам и узлам тепловоза, а также для монтажных работ в кузове имеются боковые двери и люки в крыше.
Рис. 1. Общий вид тепловоза ТЭМ2У
Рис. 2. Кузов тепловоза ТЭМ2У:
1 — буферный фонарь; 2 — редуктор вентилятора холодильной камеры; 3 — жалюзи боковые; 4 — прожектор; 5 — песочницы передние; 6 — холодильная камера; 7 — жалюзи верхние; 8 — вентилятор холодильника; 9 — бак для воды; 10 — умывальник; 11 — дизель-генератор; 12 — искрогаситель; 13 — компрессор; 14 — аппаратная камера; 15 — двухмашинный агрегат; 16 — тифон; 17 — пульт управления; 18 — кабина машиниста; 19 — антенна; 20 — ручной тормоз; 21 — песочницы задние; 22 — аккумуляторная батарея; 23 — калорифер (нагревательная секция); 24 — тяговый электродвигатель; 25 — кран машиниста; 26 — вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки; 27— кожух редуктора; 28 — топливный бак; 29 — воздух, очиститель (воздушный фильтр) дизеля; 30 — главная рама тепловоза; 31 — главный резервуар; 32 — тележка; 33 — вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки; 34 — масло- и топливоподкачивающие насосы; 35 — топливоподогреватель; 36 — масляные фильтры; 37 — охлаждающие секции масла дизеля; 38 — водяной насос контура охлаждения наддувочного воздуха; 39—водяные секции охлаждения наддувочного воздуха; — водяные секции охлаждения воды дизеля; 41 — путеочиститель;
42 — автосцепка; 43 — экранный глушитель шума
В кабине машиниста расположен пульт, на котором установлены приборы управления, а также контрольно-измерительные приборы, характеризующие работу силовой установки. Кроме того, в кабине имеется оборудование, создающее удобство управления одним машинистом без помощника. Кабина оборудована холодильником типа «Морозко» для хранения продуктов и электроплиткой для подогрева пищи.
Для обогрева в зимнее время в кабине установлены калорифер и батарея обогрева ног машиниста. В аппаратной камере, расположенной перед кабиной машиниста, установлены электрические аппараты.
В дизельном помещении размещены дизель-генератор, компрессор и другие вспомогательные агрегаты. Дизель-генераторная установка является источником постоянного тока. Электрический ток поступает в электродвигатели, приводящие в движение колесные пары через зубчатую передачу.
Тяговый генератор предназначен также для пуска дизеля. При этом генератор работает в режиме электродвигателя, получая питание от аккумуляторной батареи, расположенной в отдельном помещении за кабиной машиниста. Аккумуляторная батарея служит также для освещения тепловоза на стоянках. От вала тягового генератора вращающий момент передается через муфту компрессору и через клиноременные передачи на привод двухмашинному агрегату и вентилятору охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки тепловоза.
Двухмашинный агрегат состоит из вспомогательного генератора и возбудителя. Вспомогательный генератор служит для питания цепей управления, освещения и вспомогательных цепей. Возбудитель питает независимую обмотку возбуждения тягового генератора.
От переднего конца коленчатого вала дизеля через систему карданных валов, конический редуктор и фрикционную муфту приводится во вращение вентилятор холодильника, а при помощи клиноременной передачи -вентилятор охлаждения электродвигателей передней тележки. Водяной насос системы охлаждения наддувочного воздуха дизеля приводится в действие от редуктора вентилятора.
В передней части тепловоза расположен холодильник, состоящий из 18 водяных и шести масляных секций с боковыми и верхними жалюзи и вентилятора; 12 водяных секций
служат для охлаждения воды дизеля, шесть секций — для охлаждения воды в системе охлаждения наддувочного воздуха дизеля после компрессора. Тепловоз оборудован трубопроводом подогрева воды наддувочного контура в холодное время года.
Для облегчения доступа к охлаждающим секциям боковые жалюзи установлены на каркасе холодильной камеры на петлях. Регулирование температур воды и масла дизеля осуществляется автоматически путем открытия и закрытия боковых и верхних жалюзи, включения и выключения вентилятора. Кроме того, предусмотрено дистанционное управление холодильником.
Посередине тепловоза под главной рамой находится топливный бак.
На тепловозе установлен искрогаситель, служащий для уменьшения количества искр, вылетающих в атмосферу с выпускными газами. Для снижения уровня шума перед воздухоочистителем дизеля установлен экранный глушитель шума. Бункерами для песка служат четыре отсека, выполненных непосредственно в кузове (два впереди холодильной камеры и два сзади аккумуляторного помещения)
Тепловоз оборудован автоматическим и ручным тормозами, радиостанцией и АЛСН (автоматическая локомотивная сигнализация).
Тепловоз ТЭМ2
ТЭМ2 — Тепловоз с Электрической передачей, Маневровый, тип — 2. Выпускался с 1960 по 1974 год на Брянском машиностроительном заводе, Луганском тепловозостроительном заводе. Построено 4355 тепловозов.
Модернизация серийного тепловоза ТЭМ1 с заново разработанным двигателем ПД1М (Пензенский Двигатель, тип – 1, Модернизированный) и новым генератором. Так же боковые стенки в кабине устанавливаются вертикально и внесены многочисленные мелкие улучшения.
В 1959 году разработан проект машины, а в 1960 году построены первые две опытные машины, в 1961 – третья. После успешного прохождения испытаний с 1961 года начат серийный выпуск.
Особенности:
- Удачная серия маневрового тепловоза с капотным расположением двигателя, имеет множество модификаций
- Относительно предшественника ТЭМ1, здесь установлен новый дизель и генератор, улучшены электрические схемы
Модификации:
- ТЭМ2А – А – порядковая буква модификации, изменяемая колея 1435/1520 мм без смены тележек
- ТЭМ2АК – на основе модификации А, после Капитального ремонта
- ТЭМ2Б – вариант для Белорусской ж/д
- ТЭМ2К – после Капитального ремонта
- ТЭМ2М (выпуск 1974-1988 годов, построено 287 ед.) – Модернизированный, установлен дизель 6Д49 Коломенского завода
- ТЭМ2Т – создан для эксплуатации в Тропическом климате
- ТЭМ2ТН – для Нигерии
- ТЭМ2У (выпуск 1978-1989 годов, построено 1063 шт.) – Улучшенный, изменено электрическое оборудование, увеличена мощность
- ТЭМ2Э – Экспортный вариант
Технические характеристики:
- Высота – 5010 мм
- Длина – 16 970 мм
- Ширина – 3150 мм
- Колея – 1435 и 1520 мм
- Конструкционная скорость – 100 км/ч
- Минимальный радиус кривых – 80 м
- Мощность дизеля (ПД-1М) – 1200 л.с.
- Мощность ТЭД (ЭД118А) – 6×105 кВт (630 кВт)
- Осевая формула – 3-3
- Служебная масса – 120 т
- Тип передачи – электрическая, постоянного тока
- Тип — маневровый
Эксплуатация:
Армения: Армянская ж/д
Болгария: Болгарская ж/д
Гвинея: Гвинейская ж/д
Казахстан: Казахстанская ж/д
Киргизия: Киргизская ж/д
Куба: Кубинская ж/д
Литва: Литовская ж/д
Монголия: Улан-Баторская ж/д
Нигерия: Нигерийская ж/д
Польша: Польская ж/д
Республика Македония: Республика Македония ж/д
Россия: Горьковская ж/д, Дальневосточная ж/д, Забайкальская ж/д, Западно-Cибирская ж/д, Калининградская ж/д, Красноярская ж/д, Куйбышевская ж/д, Московская ж/д, Октябрьская ж/д, Свердловская ж/д, Северная ж/д, Северо-Кавказская ж/д, Юго-Восточная ж/д, Южно-Уральская ж/д, Ямальская ж/д
Северная Корея: Северная Корея ж/д
Сирия: Сирийская ж/д
Таджикистан: Таджикистанская ж/д
Украина: Донецкая ж/д, Львовская ж/д, Одесская ж/д, Приднепровская ж/д
Предшественники:
- ТЭМ2 был призван заменить устаревающие ВМЭ1 и ТЭМ1
Последователи:
- В последние десятилетия постепенно вытесняется ЧМЭ3
- Тепловозы ТЭМ3, ТЭМ7 и ТЭМ21
- Опытный тепловоз ТГМ10
ТЭМ2 схема
Материалы по теме:
- ru.wikipedia.org (RUS) — описание и характеристики
- trainpix.org (RUS) — фотографии и эксплуатация
- myswitcher.ru (RUS) — схема тепловоза и тяговые характеристики
Похожие записи:
Тепловоз ТГМ61
Тепловоз с Гидродинамической передачей, Маневровый, тип — 61. Выпускался с 1986 по 1988 год, построено 2 тепловоза.
Электровоз ВЛ80Р
электровоз назван в честь Владимира Ленина, 8-ми осный, Однофазный, с Рекуперативным торможением. Выпускался с 1973 по 1986 год, построено 373 электровоза.
Тепловоз 2ТЭ25КМ
2-х секционный Тепловоз с Электрической передачей, тип — 25, с Коллекторными электродвигателями, Модернизированный. Выпускается с 2014 года, построено 522 тепловоза.
Тепловоз ТЭл
Тепловоз с Электрической передачей Луганского тепловозостроительного завода. Выпускался с 1957 по 1958 год, построено 40 тепловозов.
Паровоз А
пассажирский паровоз, тип — А. Выпускался с 1892 по 1907 год, построено 533 паровоза.
Теплопаровоз № 8000 “Сталинец”
8000 — серийный номер. Выпускался в 1939 году, построена 1 единица.
Снегоочиститель ЭСО-Щ
Электрический СнегоОчиститель Щёточный. Выпускался с 1961 по 1965 год, построено 7 машин.
Дизель-поезд Talgo III
Tren Articulado Ligero Goicoechea Oriol (Легкие Шарнирные Поезда от Goicoechea и Oriol), тип — 3. Выпускался с 1964 по 1972 год, построено 134 состава.