Подвижная автомобильная ремонтная мастерская
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
МеМЗ-969А
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться121-06-2015 14:22:54
- Автор: nik-45
- Администратор
- Зарегистрирован : 15-09-2014
- Приглашений: 0
- Сообщений: 2792
- Возраст: 60 [1961-03-10]
- Провел на форуме:
27 дней 7 часов - Последний визит:
Сегодня 07:00:43
Двигатель МеМЗ-969А
Изготовитель: Мелитопольский моторный завод
Начало выпуска: 1975 г.
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на грузопассажирский автомобилт ЛуАЗ-969М, а также для поставки в запасные части для грузопассажирских автомобилей ЛуАЗ-969А и 969М
Также выпускался в экспортном исполнении для установки на автомобиль ЛуАЗ-969МЭ
Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С
Допустимые углы наклона двигателя не более, град: продольные — 30, поперечные — 25
Комплектации:
969А-1000300 Силовой агрегат в сборе
969А-1000301 Силовой агрегат в сборе
969А-1000301-10 Силовой агрегат в сборе
969АЭ-1000301 Силовой агрегат в сборе
969А-1000400 Двигатель с оборудованием в сборе
969А-1000401 Двигатель с оборудованием в сборе
969А-1000401-10 Двигатель с оборудованием в сборе
969АЭ-1000401 Двигатель с оборудованием в сборе
969А-1700010 Коробка передач
969А-1700010-10 Коробка передач
Основные технические данные:
Количество цилиндров 4
Рабочий объём цилиндров, л 1,197
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 76х66
Степень сжатия 7,2
Номинальная мощность при 4300-4500 мин -1 , кВт (л.с.) 30,9 (42)
Максимальный крутящий момент при 2700-3000 мин -1 , Н.м (кгс.м)74,5 (7,6)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин -1 1000
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 99,3
Ресурс до первого кап. ремонта, км 75 000
Наработка на отказ, ч 300
Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 25,8 (35,1)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 353,6 (260) + 5%
Средняя скорость поршня, м/с 9,9
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см 2 ) 688 (7,0)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 3,2 (2,4)
Литровая масса двигателя, кг/л 82,9
Эксплуатационные данные
Топливо А-76
Масло
0°С и выше М-12г1, М-12ГИ
+10°С и ниже М-8Г1, М-8ВГИ
всесезонно М-10ГИ, М-8В1
Охлаждение воздушное, принудительное на нагнетание
Основные узлы и детали
Цилиндры раздельные, взаимозаменяемые; из чугуна, с рёбрами охлаждения
Головка цилиндров 2, литые из алюминиевого сплава, общие для каждых двух цилиндров, взаимозаменяемые, с вставными сёдлами и направляющими клапанов
Камера сгорания полуклиновая, расположена в головке цилиндра
Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные
Поршневые кольца:
компрессионные: 2, из специального чугуна: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированое
маслосъёмное: 1, стальное, составное
Поршневые пальцы стальные, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения
Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 3-х опорный, с четыремя противовесами. Диаметр коренных шеек — 55 мм, шатунных — 50 мм
Подшипники
коренные толстостенные, из специального алюминиевого сплава с антифрикционным покрытием
шатунные тонкостенные, из сталеалюминиевой ленты с антифрикционным покрытием
Толщина, мм: коренного вкладыша — 5,0; шатунного вкладыша — 1,75; антифрикционного слоя — 0,45
Картер двигателя тоннельного типа, из магниевого сплава, к нижней части его крепится масляный картер
Маховик литой, из серого чугуна, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Распределительный вал стальной, кованый, 3-опорный,расположен над коленчатым валом
Привод распределительного вала от коленчатого вала парой шестерён
Уравновешивающий механизм балансирный вал с противовесами, расположен соосно с распределительным валом
Направляющие втулки клапанов металлокерамические
Толкатели клапанов стальные, пустотелые, с наплавкой торца отбелённым чугуном
Штанги толкателей из алюминиевого сплава трубчатые, с напрессованными стальными наконечниками
Коромысла клапанов стальные, литые, с регулировочным болтом и контргайкой
Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра, из жаропрочной стали
впускные из стали 40Х9С2, цельные со сферической тарелкой. диаметр тарелки 34 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9 мм
выпускные из жаропрочной стали 55Х20Г9АН4Б (ЭП-303Б), цельные с наплавкой рабочей фаски сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 32 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9 мм
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 20
закрытие впускного клапана после н.м.т. 60
открытие выпускного клапана до н.м.т. 60
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 20
Сцепление
МеМЗ-968, сухое, 1-дисковое, с демпфером, наружный диаметр ведомого диска 190 мм
Коробка передач МеМЗ-969А, 5-ступенчатая, с синхронизаторами включения на 1-4 передачах
передаточные числа 3,800; 2,118; 1,409; 0,964; п.п. 7,2; з.х. 4,156
Главная передача коническая с круговым зубом
передаточное число 4,125
Подвеска силового агрегата
Количество опор силового агрегата: 3, на резиновых подушках
передние опоры 2, сварная поперечина
задняя опора 1, кронштейн на задней крышке коробки передач
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: коренные и шатунные подшипники, толкатели, шейки распредвала и уравновешивающего механизма, оси коромысел, привод распределителя зажигания
Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от распределительного вала парой винтовых шестерён
Масляные фильтры два: грубой очистки — сетчатый, расположен в маслоприёмнике и тонкой очистки — центробежный маслоочиститель, расположенный на носке коленчатого вала
Картер масляный (нижняя часть) коробчатого типа, литой, из магниевого сплава, с рёбрами охлаждения
Система вентиляции картера замкнутая через воздухоочиститель
Система питания
Топливный насос диафрагменный, с рычагом ручной подачи установлен на крышке распределительных шестерён
Карбюратор К-127 1-камерный, вертикальный с падающим потоком, ускорительным насосом, экономайзером и балансированной поплавковой камерой
Воздухоочиститель МеМЗ-968 инерционно-масляный , с фильтрующим элементом и устройством «зима-лето»
Система охлаждения
Тип системы охлаждения:
двигателя — воздушная принудительная, на нагнетание через двигатель
масла — воздушная, принудительная, с дополнительным масляным радиатором
вентилятор осевой, 8-лопастной, в развале цилиндров на одной оси с генератором, рабочее колесо из магниевого сплава
Электрооборудование
Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная
Катушка зажигания Б115-В или Б115-В2, маслонаполненная, с добавочным сопротивлением
Распределитель зажигания Р114-Б или 17.3706, с центробежным и вакуумным автоматами опережения зажигания, приводится от распредвала парой винтовых шестерён
Свечи зажигания А-23 (А-23-1)
Генератор Г-502-А или Г-502-В, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком приводится в движение клиновым ремнём от центробежного маслоочистителя
Стартер СТ368, с электромагнитным тяговым реле
Средство для облегчения пуска двигателя предпусковой подогреватель ( отопительная установка «030»
Заправочные ёмкости
Система смазки двигателя 3,75 л
Воздухоочиститель 0,20 л
Основные данные для контроля
Зазор между клапанами и коромыслами на холодном двигателе
Впускных 0,08 мм
Выпускных 0,12 мм
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на рабочих оборотах 2,0-4,0 кгс/см 2
на холостом ходу не менее 0,5 кгс/см 2
Температура масла в картере 70-110°С
Зазор между контактами прерывателя 0,30-0,45 мм
Зазор между электродами свечей зажигания 0,60-0,75 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,5%
Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1989 г.
Обзор и технические характеристики силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»
Особенностью автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» является то, что силовой агрегат МеМЗ-968Н размещен в задней части кузова. Это делает трансмиссию довольно компактной.
В состав силового агрегата МеМЗ-968Н входит: V-образный четырехцилиндровый верхнеклапанный карбюраторный двигатель 1 с воздушным охлаждением , коробка передач 4, главная передача с дифференциалом 3, сцепление 2.
Двигатель силового агрегата МеМЗ-968Н с мощностью брутто 30,8 кВт (42 л. с.) обеспечивает максимальную скорость 118 км/ч, время разгона не более 38 сек. от 0 до 100 км/ч.
Мощность брутто — это мощность двигателя, в которой не учитываются потери на приведение в действие вентилятора, воздушного фильтра и глушителя.
Преимуществом воздушного охлаждения двигателя является то, что для его охлаждения не нужна жидкость. Так как заливать и сливать жидкость в радиатор не нужно (что важно в зимнее время), двигатель всегда готов к запуску. Воздушное охлаждение двигателя МеМЗ-968Н удобно при эксплуатации в безводных и жарких районах страны. Тепловые потери у МеМЗ-968Н с воздушным охлаждением довольно невысоки по причине высокой средней температуры цилиндров. При охлаждении тепла отнимается меньше, чем у двигателей с жидкостным охлаждением, в связи с чем эффективный КПД выше при одинаковой степени сжатия. Этим объясняется, что у двигателя с воздушным охлаждением удельный расход топлива небольшой.
Силовой агрегат МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец:
1. Двигатель в сборе с оборудованием.
2. Сцепление.
3. Главная передача с дифференциалом.
4. Коробка передач.
Так как у двигателей с воздушным охлаждением большая разница температур выходящего и входящего воздуха, то для охлаждения цилиндров нужно относительно меньше воздуха (в 1,5-2 раза), чем для двигателя, имеющего жидкостное охлаждение.
При изготовлении двигателя с воздушным охлаждением расход металла меньше, чем для двигателя, имеющего жидкостное охлаждение, из-за отсутствия жидкостного радиатора и трубопроводов.
Цилиндр двигателя с воздушным охлаждением из-за меньшей массы быстрее прогревается, что сильно уменьшает его износ. Наибольший износ цилиндров происходит в момент пуска двигателя, когда стенки цилиндров еще холодные и смазка недостаточна. На холодных стенках цилиндров происходит конденсация продуктов сгорания, что вызывают коррозию, особенно в верхней части цилиндров. Этот период износа у двигателей с воздушным охлаждением намного меньше, что важно при эксплуатации автомобиля в условиях города на коротких участках.
Диаметральный износ зеркала цилиндров двигателя составляет за 1000 км пробега 0,2 мкм.
В двигателе «Запорожца» ЗАЗ-968М каждый цилиндр – это отдельная деталь. Это довольно удобно при ремонте, так как дает возможность быстро снять неисправный поршень или цилиндр и заменить его. В то же время у двигателей с водяным охлаждением дефект даже в одном цилиндре блока требует замены всего блока цилиндров либо его ремонта.
Потери мощности у двигателей с воздушным охлаждением в процессе их эксплуатации меньше, по сравнению с двигателями с водяным охлаждением. Данные потери у двигателей с водяным охлаждением, как правило, связаны с образованием нагара на стенках камеры сгорания. В то же время у двигателей с воздушным охлаждением из-за повышения средней температуры цилиндров (но не максимальной) образование нагара происходит медленнее, а первоначальная мощность дольше сохраняется.
Но у двигателя с воздушным охлаждением есть недостатки, оссновной из которых – повышенный уровень шума при работе из-за отсутствия водяной рубашки. Также приходится более тщательно выдерживать зазоры между цилиндром и поршнем, чья величина больше величины аналогичных зазоров двигателей с водяным охлаждением. Большие колебания температур головок и цилиндров тоже влекут за собой изменение зазоров в клапанах, вследствие чего уровень шума двигателя еще больше увеличивается.
В конструкции двигателя для уравновешивания момента от сил инерции 1-го порядка поступательно-движущихся масс предусмотрен балансирный механизм, который расположен внутри распредвала.
При данной конструкции двигателя применяется небольшой масляный радиатор.
На крышке распределительных зубчатых колес для правильного установления момента зажигания отлит специальный выступ, а на крышке центробежного маслоочистителя стоят метки МЗ и ВМТ.
Затягивают головки цилиндров в 2 приема, сначала усилием 16-20 Н·м (1,6-2,0 кгс·м) и окончательно 40-45 Н·м (4,0-4,5 кгс·м).
Техническая характеристика силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М
Двигатель
Модель: МеМЗ-968Н;
Тип: Карбюраторный четырехтактный с верхним расположением клапанов;
Направление вращения коленчатого вала: Правое;
Расположение цилиндров: V-образное с углом развала 90°;
Число цилиндров: 4;
Порядок работы цилиндров: 1—3—4—2;
Диаметр цилиндров: 76 мм;
Ход поршня: 66 мм;
Рабочий объем: 1,197 л;
Степень сжатия: 7,2;
Мощность (по ГОСТ 14846—81) брутто: 30,8 (42) кВт (л. с.);
Мощность (по ГОСТ 14846—81) нетто*: 28 (38) кВт (л. с.);
* Мощность, развиваемая двигателем за вычетом потерь на приведение в действие вентилятора, воздушного фильтра и глушителя.
Частота вращения коленчатого вала при мощности брутто: 4400 мин -1 (об/мин);
Частота вращения коленчатого вала при мощности нетто: 4300 мин -1 (об/мин);
Максимальный крутящий момент брутто: 74,5 Н·м (7,6 кгс·м);
Максимальный крутящий момент нетто: 72,6 Н·м (7,4 кгс·м);
Частота вращения при макс. крутящем моменте брутто: 3000 мин -1 (об/мин);
Частота вращения при макс. крутящем моменте нетто: 2700 мин -1 (об/мин);
Частота вращения на холостом ходу: 950-1050 мин-1 (об/мин);
Минимальный удельный расход топлива: не более 324 г/(кВт·ч) [238 г/(ЭЛС·ч)],
Расход масла на угар: 0,50% от расхода топлива (без учета смены масла);
Допускаемые продольные углы крена силового агрегата: 25°;
Допускаемые поперечные углы крена силового агрегата: 20°;
Сухая масса двигателя в сборе со сцеплением и коробкой передач: 138 кг;
Картер двигателя: Туннельного типа из магниевого сплава;
Цилиндры: Раздельные, взаимозаменяемые, отлиты из чугуна;
Головки цилиндров: Две, из алюминиевого сплава, взаимозаменяемые, оребренные, со вставными седлами и направляющими клапанов;
Камера сгорания: Полуклиновая, выполнена в головке цилиндров;
Поршни: Из сплава алюминия, форма юбки конусная и овальная, с плоским днищем и 3-мя канавками под поршневые кольца;
Поршневые кольца: 2 компрессионных — чугунные (нижнее — фосфатированное, верхнее — хромированное) и одно маслосъемное — стальное, хромированное, составное;
Поршневые пальцы: Стальные, пустотелые, плавающие;
Шатуны: Двутаврового сечения, стальные, верхняя головка с бронзовой втулкой, нижняя головка разъемная, со смазыванием разбрызгиванием поршневого пальца;
Шатунные подшипники: Тонкостенные из сталеалюминиевой ленты;
Коленчатый вал: Трехопорный, литой из высокопрочного чугуна, с каналами для подвода смазки;
Маховик: Литой, чугунный, снабжен стальным зубчатым ободом для запуска двигателя стартером;
Коренные подшипники: Толстостенные, из специального алюминиевого сплава;
Распределительный вал: Трехопорный, стальной, расположен над коленвалом, приводится во вращение парой косозубых зубчатых колес;
Фазы газораспределения* впускного клапана, открытие: 20° до верхней мертвой точки (ВМТ);
Фазы газораспределения* впускного клапана, закрытие: 60° после нижней мертвой точки (НМТ);
Фазы газораспределения* выпускного клапана, открытие: 60° до НМТ;
Фазы газораспределения* выпускного клапана, закрытие: 20° после ВМТ;
* Значение углов фаз газораспределения даны при зазоре между стержнем клапана и коромыслом 0,45 мм.
Клапаны: Из высоколегированной жаропрочной стали, верхние, подвесные, по 2 на цилиндр, высота подъема 9 мм, у выпускного клапана рабочая фаска имеет специальную наплавку;
Направляющие втулки клапанов: Из спеченной керамики, запрессованы в головку цилиндров;
Толкатели: Стальные, с наплавленным рабочим торцом, плунжерного типа;
Коромысла клапанов: Литые с регулировочным винтом, стальные;
Уравновешивающий механизм: Расположен соосно с распредвалом, в действие приводится парой цилиндрических зубчатых колес;
Впускной газопровод: Из алюминиевого сплава, литой, с общим входом и разделительными патрубками на каждый цилиндр;
Выпускной газопровод: Разборный, из стальных труб, с двумя коллекторами на каждый ряд цилиндров;
Смазочная система: Комбинированная, с охлаждением масла в радиаторе;
Масляный картер: Коробчатого типа, литой из магниевого сплава, с ребрами охлаждения;
Масляный насос: Односекционный, шестеренный, с неподвижным маслоприемником;
Давление масла при темп. 80° C и при частоте вращения коленвала 3000 мин -1 : 0,2 (2) МПа (кгс/см 2 );
Давление масла при темп. 80° C и при частоте вращения коленвала 1000 мин -1 : 0,05 (0,5) МПа (кгс/см 2 );
Масляный фильтр: Два, сетчатый фильтр грубой очистки масла и полнопоточный маслоочиститель, расположенный на переднем конце коленвала;
Вентиляция картера: Замкнутая, через карбюратор и воздухоочиститель.
Система питания
Карбюратор: К-133, однокамерный с падающим потоком, есть экономайзер принудительного холостого хода;
Насос топливный: Диафрагменный с рычагом ручной подкачки;
Воздухоочиститель: Инерционно-масляный, комбинированный;
Система охлаждения: Воздушная принудительная, нагнетающая;
Вентилятор: Осевой, расположен в развале цилиндров на одной оси с генератором, во вращение приводится клиновидным ремнем от шкива на крышке центробежного маслоочистителя;
Топливо: Автомобильный бензин марки А-76.
Трансмиссия
Сцепление: Однодисковое сухое фрикционное с демпфером (6 спиральных пружин, расположенных по периферии) и гидравлическим приводом выключения. Наружный диаметр ведомого диска составляет 190 мм;
Коробка передач: Трехходовая, механическая двухвальная, с 4-мя передачами вперед и одной назад;
Механизм управления коробкой передач: Смонтирован на туннели пола кузова, рычажный;
Передаточные числа коробки передач:
— первая передача: 3,8;
— вторая передача: 2,118;
— третья передача: 1,489;
— четвертая передача: 0,964;
— задний ход: 4,156;
Главная передача: Пара конических зубчатых колес со спиральными зубьями;
Передаточное число главной передачи: 4,125;
Дифференциал: Коническим, с двумя сателлитами, симметричный.
Электрооборудование
Система проводки: Однопроводная, отрицательный полюс соединен с «массой»;
Номинальное напряжение: 12 В;
Генератор: Типа Г-502А, переменного тока, со встроенными выпрямительными блоками 12 В, 25 А;
Прерыватель распределитель: Типа 17.3706, с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания;
Катушка зажигания: Типа Б-115В;
Свечи зажигания: Типа А23-1 с резьбой М14×1,25 с длиной ввертываемой части 12 мм;
Стартер: Типа СТ-368, электрический, с муфтой свободного хода, правого вращения, смешанного возбуждения, мощность 0,81 кВт (1,1 л. с.), с электромагнитным тяговым реле типа РС-904А. Управление реле происходит дистанционно от замка зажигания;
Датчик давления масла: Тип ММ-111Д, отрегулирован на давление 0,04-0,08 МПа (0,4-0,8 кгс/см 2 );
Датчик указателя температуры масла: Типа ТМ-100А.
Подробнее об устройстве отдельных элементов силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» смотрите в соответствующих статьях: