Общие сведения Основные параметры и размеры Коробка передач Система питания Система смазки Система охлаждения Электрооборудование Масса Вибрация Экологическая безопасность Ресурс и гарантии изготовителя
Общие сведения Агрегаты силовые автомобильные модели МЕМЗ-245 предназначены для установки на легковые автомобили с колесной формулой 4×2 и полной массой до 1,2 т. Силовые агрегаты изготавливаются в исполнении У и предназначены для эксплуатации в составе автомобиля при температуре окружающего воздуха от минус 40 градусов С до плюс 50 градусов С, при относительной влажности воздуха до 90% при температуре 27 градусов С, запыленности воздуха до 0,4 г/м3 и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря при соответствующем изменении мощности. Силовой агрегат состоит из двигателя с оборудованием в сборе, сцепления и коробки передач. Агрегаты комплектуются карбюраторным двигателем МЕМЗ-245 и его модификациями с бесконтактной системой зажигания.
Основные параметры и размеры.
Порядок работы цилиндров двигателя
Передаточное число главной передачи
Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин
Минимальный удельный расход топлива, г/КВтч (г/л.с.*ч), не более
Система питания Карбюратор — один, двухкамерный, вертикальный, эмульсионный с падающим потоком, с отключением топлива на принудительном холостом ходу. Фазы газораспределения при зазоре 0,45мм между наконечником регулировочного винта и клапаном:
открытие впускного клапана
Топливо — бензин автомобильный по ГОСТ 2084 с октановым числом не менее 91, для двигателя МЕМЗ-2451 — с октановым числом не менее 76. Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя без применения устройств облегчения пуска: — на маслах с классом вязкости М-6з/12Г 1 — минус 15 градусов С — на маслах с классом вязкости М-5з/10Г 1 — минус 21 градусов С — на маслах с классом вязкости М-4з/6В 1 — минус 26 градусов С
Коробка передач Коробка передач — механическая двухвальная с пятью синхронизированными передачами вперед и одной назад. Все шестерни, кроме шестерен заднего хода, косозубые.
Передаточные числа по передачам
Для коробки передач допускается применение 5-ой передачи с передаточным числом 0,730. Главная передача — цилиндрическая, косозубая, симметричный конический дифференциал с двумя сателлитами, расположена в одном блоке с коробкой передач. Передаточное число главной передачи — в зависимости от исполнения.
Сцепление — однодисковое, сухое, с диафрагменной нажимной пружиной.
Система смазки Система смазки — комбинированная с мокрым картером. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, шейки распределительного вала, оси коромысел. Остальные детали смазываются разбрызгиванием. Масляный насос — внутреннего зацепления, односекционный. Масляные фильтры — полнопоточный, с бумажным элементом, и сетчатый маслоприемника.
Давление масла в системе смазки двигателя при температуре масла в масляном картете плюс 80 градусов С — 0,3 — 0,5 МПа (3,0 — 5,0 кгс/см2) при частоте вращения коленчатого вала 4000 мин-1, и не менее 0,08 МПа (0,8 кгс/см2) при частоте вращения 950 мин-1.
Заправочные объемы системы смазки: — для двигателя — 3,45л — для коробки передач — 2,45л; для 4-х ступенчатой коробки передач — 2,35л.
Смазка двигателя: — масла моторные всесезонные универсальные: АЗМОЛ М15/4040 «Супер» ТУ У 00152365.060, АЗМОЛ «Лидер» 5W-40 ТУ У 0152365.081, АЗМОЛ «Фаворит 2» 10W-40 ТУ У 00152365.082; М-63/12Г 1 , М-5з/10Г 1 , М-4з/6В 1
Смазка коробки передач: — масла трансмиссионные, автомобильные всесезонные марки ТАД-17и, ТСп-15К или заменитель ТАП-15В по ГОСТ 23652.
Допускаются к применению: — для двигателя: масла моторные с классом вязкости по классификации SAE: 20W40, 15W40, 10W40, 5W40 и уровнем эксплуатационных свойств по классификации API: SF, SG, SH, SJ; — для коробки передач: масла трансмиссионные, автомобильные с классом вязкости по классификации SAE: 75W90, 80W90, 85W90 и уровнем эксплуатационных свойств по классификации API: GL-4, GL-5 конкретного производителя после согласования с заводом-изготовителем силовых агрегатов.
Система охлаждения Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа. Водяной насос — центробежный. Система охлаждения обеспечивает температуру охлаждающей жидкости на выходе из двигателя в пределах плюс 82-95 градусов С. Допускается кратковременное (не более 40 мин.) повышение температуры охлаждающей жидкости до плюс 108 градусов С, при отсутствии ее кипения в специфических условиях дорожного движения автомобиля (горные дороги, бездорожье, движения в городе в часы пик — «пробки»).
Электрооборудование Электрооборудование — батарейное, однопроводное, номинальное напряжение 12В. Отрицательные клеммы источников тока подключены массе. Генератор — со встроенным регулятором напряжения (14 В) и конденсатором. Передаточное отношение привода генератора — 2,014. Стартер — с электромагнитным тяговым реле, правого направления вращения, пусковая мощность — не менее 1 кВт.
Масса. Масса не заправленного смазкой агрегата в комплектности поставки — 128,5 кг, для силового агрегата МЕМЗ-2451 — 127,9 кг. Масса не заправленного смазкой двигателя в комплектности поставки — 98,5 кг. Допускается отклонение +3% от массы, нижний предел не ограничивается.
Вибрация . Уровень вибрации агрегата не превышает величин вибростойкости, измеренных на опорах его в автомобиле в направлениях: — вертикальном — 9,0*10-2 м/с — поперечном — 4,0*10-2 м/с — продольном — 1,5*10-2 м/с.
Экологическая безопасность . Количество вредных веществ в отработавших газах, выделяемых в атмосферу двигателем, не превышает величин, установленных ГОСТ 12.2.2.03.
Ресурс и гарантии изготовителя . Ресурс до первого капитального ремонта агрегата при установке его на легковой автомобиль, используемый в условиях 1-ой категории эксплуатации, при условии соблюдения всех правил, указанных в руководстве по эксплуатации, не менее 130 000 км пробега. В течение указанного периода допускается замена покупных изделий, ресурс которых, установленный технической документацией предприятий-поставщкиов и стандартами, меньше ресурса агрегата.
Предприятие-изготовитель агрегатов гарантирует соответствие их в целом требованиям ТУ, в течение гарантийного срока эксплуатации и наработки, установленной для автомобиля, а именно в течение 12 месяцев, при условии, что наработка автомобиля за этот период не превысила 20 000 км, при соблюдении потребителем правил, указанных в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Двигатель МеМЗ 245: технические характеристики, описание
МЕМЗ 245 — четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с водным охлаждением, который производился на Мелитопольском моторном заводе. Мотор предназначен для компактных украинских автомобилей «Таврия» и «Славута». Силовой агрегат обладает хорошими техническими характеристиками, а также прост в ремонте и обслуживании.
История создания
Первые научно-исследовательские и конструкторские работы начались еще в 1975 году и завершились в 1979-м. Приемочные испытания двигатель МЕМЗ 245 в составе ЗАЗ-1102 проходил в 1982 году, по результатам он был рекомендован к серийному выпуску. Но серийное производство началось не сразу.
Массовое производство силовых агрегатов началось в 1988 году. Мощность данного мотора составляла 51 л. с. В 1991 году специально для грузо-пассажирского автомобиля ЛуАЗ-13602 «Волынь» была разработана модификация МЕМЗ 24520.
За всю историю производства двигатель получал значительное количество модификаций и усовершенствований. Это делалось для улучшения мотора, а также подстраивалось под определенные параметры. Также на базе стандартного силового агрегата были разработаны и другие моторы, такие как 307 и 317.
МеМЗ 245 — характеристики и модификации
Объем двигателя, л
Максимальное количество оборотов, об/мин
Дефорсированная модель, работающая на бензине А-76
Модификация для ЛуАЗ-1302 «Волынь»
Электронная система управления двигателем, система раздельного впрыска топлива
Полуавтоматическое пусковое устройство
Ручной привод пускового устройства
Электронная система управления двигателем
Наличие катализатора и лямбда-зонда, соответствие стандарту Евро-2
Соответствие стандарту Евро-3
Согласно заводской документации ресурс мотора составляет около 130000 км пробега. При нормальной эксплуатации, а также нормативном обслуживании можно было достигнуть 150-170 тыс. км пробега. Чтобы добиться таких результатов, требовалось снизить интервал технического обслуживания на 20 %.
Системы мотора
Конструктивные особенности мотора достаточно простые. Силовой агрегат очень похож на ВАЗовский 2108. Двигатель МеМЗ 245 состоит из таких систем с последующими элементами:
Система питания – карбюратор эмульсионный с функцией отключения подачи топлива на принудительном холостом ходу.
Коробка передач – механическая с двумя валами и пятью передачами вперед и одной назад.
Система смазки – смешанная с мокрым картером.
Система охлаждения – жидкостная.
Электрооборудование – батарейное, напряжение – 12 В
Все моторы производства Мелитопольского завода однотипные и имеют незначительные конструктивные различия. Так, МеМЗ 245 инжектор от МеМЗ 307 отличается лишь объемом и величиной камер сгорания.
Обслуживание
Техническое обслуживание силового агрегата проводится характерно и типично для всей линейки. Благодаря простоте конструкции обслуживать двигатель МЕМЗ 245 не составит труда даже для начинающих водителей, не говоря уже об опытных автомастерах. Поэтому проводим его самостоятельно. Более детально о каждой операции при каждом ТО рассказано в руководстве, выпущенном специально для автомобилей «Таврия». Стоит заметить, что при каждом проведении ТО, помимо указанных действий, необходимо заменить масло и масляный фильтр.
Осмотр технического состояния двигателя
8000-9000 км после приобретения или капитального ремонта
Замена воздушного и топливного фильтров, диагностика всех систем двигателя, ремонт возможных неисправностей
Ремонт силового агрегата
Наиболее частые ремонтные работы, проводимые с МЕМЗ 245, — это замена масла, ремня газораспределительного механизма и водяного насоса. На данном этапе ремонт легко выполним в домашних условиях, но капитальный ремонт доверяем профессионалам.
Для проведения капитального ремонта потребуются некоторые условия и оборудование. Так, для расточки блока цилиндров необходим расточной и хонинговочный станок. А для шлифовки головки блока – плоскошлифовальный станок.
Замена масла
Замена смазочной жидкости в двигателе является одной из самых частых операций, проводимых при обслуживании транспортного средства. Это делается с целью обеспечения максимального ухода за мотором и сохранения его полного ресурса. Рекомендованный межсервисный интервал составляет 10 000 км пробега, но для увеличения срока пользования рекомендуется его сократить до 8 000 км. Операция отнимает не более 30 минут при полностью остывшем двигателе и проводится в следующем порядке:
Снятие клеммы АКБ.
Снятие защиты двигателя (если она присутствует).
Выкручивание пробки слива масла.
После сливания масла снимаем масляный фильтр.
Установка нового фильтрующего элемента.
Замена уплотнительной медной шайбы на сливной горловине, закручивание последней.
Заливка нового масла через заливную горловину. Необходимое количество масла должно находиться между отметинами Min и Max.
Закручивание горловины, запуск агрегата. Проверка смазочной жидкости. Если ее недостаточно – доливаем до необходимого уровня.
Согласно технической документации в двигатель помещается 3,5 л масла.
Несвоевременное проведение обслуживания: последствия
Несвоевременная смена моторной жидкости приводит к постепенному разрушению основных элементов мотора. Так, из-за излишнего количества металлической примеси начинают разрушаться сальники, что приводит к подтеканиям и люфтам деталей.
Также последствием может стать то, что мотор потеряет значительное количество своего ресурса. Еще одним негативным фактором станет излишний перегрев масла, с которым не справляется система охлаждения двигателя. Совокупность всех факторов приведет к повышенному износу, а соответственно, приблизит капитальный ремонт силовой установки.
Замена ремня ГРМ
Ремень газораспределения – деталь, которая требует своевременного ухода. Связано это с тем, что при обрыве элемента будут согнуты клапаны, что приведет к капитальному ремонту головки блока. Это может сильно ударить по кошельку владельца.
Механизм ГРМ МЕМЗ 245 довольно стандартный, но не все могут заменить ремень, тем самым повышая заработок различных автосервисов. Рассмотрим, как заменить привод газораспределительного механизма самостоятельно:
Снятие клеммы АКБ.
Снятие защитного кожуха ГРМ.
Переключение скорости на 4, фиксация ручного тормоза.
Кручение колеса до момента становления первого поршня в верхнюю мертвую точку.
Фиксация шкива распределительного вала.
Ослабление натяжного ролика, снятие ремня.
Снятие натяжителя.
Проведение сборки в обратном порядке.
Замена помпы
Водяной насос – элемент, который отвечает за циркуляцию охлаждающей жидкости по системам двигателя. При выходе из строя элемента жидкость прекращает циркулировать, а соответственно, силовой агрегат начинает перегреваться, что приведет к самым непредсказуемым последствиям (например, деформации или прогибу головки блока).
При замене водяного насоса необходимо не забывать, что ее шкив связан с ремнем ГРМ, а это значит, что его демонтаж неизбежен. Этапы данной операции следующие:
Снятие клеммы АКБ.
Снятие защитного кожуха ГРМ.
Слив охлаждающей жидкости.
Снятие ремня со шкива распредвала и привода помпы.
Откручивание трех винтов крепления водяного насоса, демонтаж последнего.
Сборка в обратном порядке.
Запуск двигателя, доливание охлаждающей жидкости до необходимого уровня
Регулировка зазоров
Проверку и регулировку зазоров в механизме привода клапанов желательно производить на станции технического обслуживания. Целью данной операции является нормализация работы двигателя.
При плохой регулировке мотор теряет свою эффективность и повышает вероятность преждевременного износа его составляющих. При уменьшенных зазорах неизбежно прогорание клапанов и их седел. При увеличенных же будет понижаться мощность мотора, образуются выстрелы в глушителе. Проверка и необходимая регулировка должна проводиться каждые 20 000-30 000 км пробега. Вся информация о правильных размерах зазоров находится в руководствах по ремонту и обслуживанию транспортного средства. Рассмотрим последовательность действий при регулировке зазоров:
Установка поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Метка ВМТ на шкиве КВ должна совпадать с меткой ВМТ на кожухе, а бегунок – напротив электрода крышки, имеющего цифру 1. В данном положении также регулируется зазор выпускного клапана третьего цилиндра.
Ослабление гайки регулировочного винта на коромысле. Установка необходимого зазора посредством вращения регулировочного винта. При этом необходимо двигать соответствующий щуп.
Затягивание гайки и проверка зазора.
Последовательное проворачивание КВ на 180° и регулировка зазоров в очередности, указанной в таблице ниже.
Стоит подчеркнуть, что на двигателе МЕМЗ 245 зазоры клапанов должны составлять: впускного – 0,13-0,17, выпускного – 0,28-0,32.
Угол поворота КВ, град
Номер клапана по порядку
МЕМЗ 245: доработка. Вариант первый
Доработка мотора необходима для увеличения мощностных характеристик. Поскольку силовой агрегат украинского происхождения и предназначен для транспортных средств, выпущенных в Украине, то за пределы страны машина почти не продавалась. А до того, как доработать мотор, как показывает практика, автолюбители доходили сами.
Конечно, конструкторское бюро Мелитопольского завода, как и любое другое, не приветствует тюнинг своих силовых установок, но автомобилистам зачастую не хватает мощности, например, чтобы въехать на гору, это толкает их на повышение количества лошадиных сил под капотом транспортного средства.
Обладатели МеМЗ 245 тюнинг силовой установки обычно делают своими руками, поскольку конструкция двигателя проста. Повышение мощности на моторе достигается в основном за счет установки деталей более мощных его модификаций. Рассмотрим некоторые из них:
Коленчатый вал. Устанавливается с МЕМЗ 2457 или 2477. Колено под шатун расположено на 4 мм дальше от центра вращения коленчатого вала, и благодаря этому мотор имеет дополнительные 100 куб. см.
Поршни. Устанавливаются с МЕМЗ 2457 или 2477. На указанных моделях имеют более короткую юбку и смещенное отверстие под палец.
Маховик. Устанавливается маховик с МЕМЗ 307 на МЕМЗ 245. Это позволит немного модифицировать мотор. В этом случае доработка двигателя МЕМЗ 245 под инжектор будет проходить менее болезненно. Также это позволяет уменьшить количество вибраций.
Тюнинг. Вариант второй
Также существует версия тюнинга, при которой двигатель облегчается. Необходимые при этом действия:
Установка облегченных поршней, клапанов с низкой посадкой, более легких шатунов и КВ меньшего веса.
Обновление системы охлаждения путем замены патрубков на силиконовые, установка тюнингованной версии помпы.
Укорочение системы выпуска отработанных газов на 5 см, что прибавит дополнительные 12 л. с.
Переборка карбюратора: вытачиваются новые жиклеры или протачиваются старые.
Установка облегченного сцепления.
Установка воздушного фильтра нулевого сопротивления.
Замена привода ГРМ.
Имеет место и тюнинг ГБЦ. Увеличение мощности возможно за счет уменьшения гидравлического сопротивления. Достигается это путем улучшения профиля каналов ГБЦ – убирания грубых приливов, увеличения сечения каналов. Возможен вариант установки бронзовых направляющих и доработки профилей клапанов, чтобы они больше напоминали букву «Т». Конечным шагом будет повышение степени сжатия путем шлифовки плоскости клапанов.
Стоит понимать, что двигатель после проведения доработок теряет часть своего ресурса. Если провести тюнинг правильно и все предварительно рассчитать, то он может потерять совсем мало. Но если провести доработку без расчетов, да и к тому же в последующем положить на двигатель значительные перегрузки, то срок эксплуатации такого мотора будет составлять 70-80 тыс. км, не больше.
Вывод
Двигатель МЕМЗ 245 был создан для того, чтобы составить неплохую конкуренцию аналогичным двигателям, которые устанавливались на ВАЗ-2108. Мелитопольским конструкторам это удалось благодаря неплохому качеству, простоте обслуживания и ремонта, который можно проводить самостоятельно у себя в гараже. Достигнуто это благодаря простоте конструкции и отсутствию сложной электроники.