Меню

Устройство двигателя канального вентилятора

Канальный вентилятор: как разобрать для профилактики и ремонта?

Главная страница » Канальный вентилятор: как разобрать для профилактики и ремонта?

Аппарат инженерных коммуникаций – канальный вентилятор, устройство довольно распространённое, часто применяемое в системах вентиляции. Такого рода техника отличается малым весом, простой конструкцией, но при этом является вполне эффективным воздушно-вытяжным (или приточным) устройством. Главное предназначение канальных вентиляторов – использование в системах промышленных предприятий, а также в системах различных сервисных служб бытового назначения. Будучи механическими аппаратами, канальные вентиляторы, как и любые другие, требуют обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации. Рассмотрим – как разобрать канальный вентилятор, предоставив читателям своего рода механический обзор.

Обзор канального вентилятора типа К-315L «Systemair»

В качестве примера для обзора «разберём» распространённую конструкцию – канальный вентилятор серии K-315L, отмеченный брендом «Systemair». Аппарат весом 6,6 кг, мощностью 314 Вт, питается однофазным напряжением 220В при потребляемом токе 1,35А. В качестве «пускового» конденсатора используется ёмкость 7 мкФ * 450В.

. Внешний вид канального осевого вентилятора бренда «Systemair», отмеченного маркой K-315L с открытой электрической коммуникационной коробкой для подключения питания

Как видно по изображению выше, корпус канального вентилятора выполнен из тонкостенной оцинкованной стали. Деталями корпуса являются две стальные «юбки» несколько разной конфигурации по архитектуре.

Эти детали конструкции изготовлены с расчётом сборки цельной конструкции путём соединения одной детали с другой посредством «втулочной насадки». При этом обе половины корпуса дополнительно скрепляются в двух противоположных точках мягкой пайкой.

Если раскрыть (разъединить) эти две половины корпуса, открывается доступ к опорной штанге, на которой непосредственно закрепляется система (электродвигатель и крыльчатка). Однако в большинстве случаев профилактики и ремонта совсем необязательно раскрывать корпус. Вполне допустимо обойтись без разборки.

Канальный вентилятор: профилактика или мелкий ремонт

Обычно после продолжительного времени эксплуатации (2-3 года непрерывной работы) канальный вентилятор утрачивает способности нормальной работы. Как правило, переход канального вентилятора в такое состояние связано с тем, что лопатки крыльчатки и подшипниковый узел попросту накапливают значительное количество загрязнений.

Для производства профилактических работ достаточно:

  • отключить от электрической линии,
  • демонтировать оборудование из системы канала общей вентиляции,
  • установить на ремонтной площадке так, как показано на картинке ниже.

Положение канального вентилятора для производства технического обслуживания или мелкого ремонта. В таких случаях разбирать (разъединять) корпус не имеет смысла

Традиционно процедура технического (профилактического) обслуживания сопровождается следующими работами:

  • очистка внутренней области канального вентилятора,
  • очистка области узла подшипника,
  • проверка качества подшипника.

Большинство канальных вентиляторов бренда «Systemair», независимо от размерности аппарата, оснащаются подшипниками Z608, закрытыми с двух сторон металлическими шайбами (защита от проникновения пыли, загрязнений). Существуют отечественные аналоги такой серии подшипников:

  • номер 18 открытого типа,
  • номер 60018 закрыт шайбой с одной стороны,
  • номер 80018 закрыт шайбами с двух сторон,
  • номер 180018 закрыт с двух сторон каучуковыми шайбами.

Вал электродвигателя свободно посажен на внутренней обойме подшипника и зафиксирован от осевой подвижки металлическим стопорным кольцом. В качестве компенсационных опорных пружин выступают две фигурных шайбы, которые имеют конусную форму. Шайбы устанавливаются на валу разно-направленно конусами относительно одна другой, после чего уже ставится стопорное кольцо. На картинке ниже эти детали конструкции показаны.

Читайте также:  Как обработать машину от коррозии своими руками

Крепёжный элемент (стопорное кольцо) и компенсирующие осевые сдвиги пружинные шайбы, используемые в конструкции канального вентилятора бренда «Systemair»

Когда приходит время профилактики канального вентилятора, сборочные детали подшипникового узла следует снять. При этом необходимо иметь в виду наличие защитной металлической крышки узла.

Иногда эта крышка «прикипает» от времени. Приходится высверливать по центру небольшое отверстие, чтобы снять этот компонент конструкции. После сборки и установки крышки, это отверстие попросту заклеивается скотчем.

При снятых сборочных деталях очистка от загрязнений выполняется более продуктивно. Плюс к этому, появляется возможность проверить непосредственно подшипник Z608 на целостность конструкции. Съём стопорного кольца следует выполнять специальным съёмником.

Канальный вентилятор: характерные неисправности

Исходя из практики применения канального вентилятора, можно отметить две часто проявляющихся неисправности аппарата:

  1. Потеря ёмкости пускового конденсатора,
  2. Нарушение опорных качеств подшипника Z608.

Первый вариант определяется по звуку работы (гул низкого тона), при этом канальный вентилятор не вращается. Такая неисправность устраняется путём замены пусковой ёмкости заведомо исправной.

Конденсатор высоковольтный, включенный в электрическую схему канального вентилятора. Эта деталь достаточно часто становится причиной неработоспособности аппарата

Учитывая, что мощность канальных вентиляторов различная в зависимости от исполнения аппаратов, соответственно, применяются разные по номинальной ёмкости пусковые конденсаторы. Для обзорной модели К-315L, номинал ёмкости составляет 7 мкФ.

Вторая распространённая причина неисправности канального вентилятора – утеря прочности подшипника Z608. По сути, этот компонент может оставаться целым, и внешним видом не даёт оснований для замены.

Однако неисправность именно подшипника легко определяется, если включить аппарат. Разгон крыльчатки при этом выполняется очень медленно, тяжело, а по мере разгона проявляется сильный стук.

Здесь «лечение» аппарата единственное – полная замена подшипника новым экземпляром. Однако для выполнения такой работы придётся разобрать канальный вентилятор полностью:

  • располовинить корпус,
  • снять опорную штангу,
  • снять с опорной штанги двигатель,
  • разобрать подшипниковый узел,
  • заменить подшипник.

Модуль управления канальным вентилятором

Аппараты серии «Systemair», собственно, как и многие другие, комплектуются модулем управления. Что представляет собой такой модуль? По сути, обычную электрическую схему ступенчатого регулирования напряжением. Модуль управления канального вентилятора – это прямоугольный пластиковый ящик небольших размеров, внутри которого установлен обычный трансформатор напряжения.

Внутренний вид модуля управления канальным вентилятором, где располагается трансформатор сетевого напряжения, а также клеммная колодка с предохранителем на линии фазы

Фронтальная панель такого ящика содержит механический переключатель на несколько положений (обычно — 6), а также элемент индикации – светодиод зелёного свечения. Как только переключатель смещается с нулевой отметки на любую из оставшихся пяти, электродвигатель запускается в работу.

Соответственно, в первом (от нулевого) положении, на двигатель аппарата подаётся самое меньшее напряжение, развивается минимальная скорость вращения крыльчатки. В последнем шестом положении (отметка – 5), на контакты электродвигателя поступает максимально напряжение питания (220В). При таком напряжении развивается максимальная скорость вращения крыльчатки.

Читайте также:  Как выглядят части двигателя

На практике фактически не отмечалось случаев появления дефектов трансформатора напряжения. Наиболее частой неисправностью блока управления отмечается перегорание предохранителя, а также (несколько реже) выход из строя светодиода индикации. Перегорание предохранителя обычно является своего рода напоминанием относительно необходимости выполнения профилактических работ непосредственно на аппарате.

Видео по теме — воздушная завеса ремонт блока управления

Видеоролик, представленный здесь, можно рассматривать своего рода дополнением к теме воздушного оборудования. В частности на видео рассматривается блок управления воздушной завесы + практика ремонта цепей управления вентилятором:

Просмотр видеоролика будет способствовать пополнению знаний обслуживающего персонала по эксплуатации воздушных завес, учитывая, что достаточно многие конструкции других производителей работают по схожему принципу.

Завершающий штрих обзора

Рассмотренное вентиляционное оборудование видится вполне удачным изделием в плане удобства для конечного пользователя. Важный эксплуатационный момент – это существенно облегчённое по весу оборудование. Аппараты легко разбираются при необходимости, имеют небольшое количество деталей, поддаются ремонту с минимальными затратами материальных и физических ресурсов.

Круглые канальные вентиляторы — типы, описание и применение

Канальные системы вентиляции представляют собой совокупность множества технически сложных устройств, которые обеспечивают воздухообмен между улицей и обслуживаемыми помещениями. По комплектации и устройству приточно-вытяжная вентиляция канального типа сложнее бесканальной, что сполна компенсируется эффективностью и надёжностью работы вентиляционного оборудования.

Оборудование, работающие по канальному принципу, отличаются простотой монтажа и возможностью скрытой установки. В качестве основной движущей силы для перемещаемых по воздуховодным каналам воздушных потоков выступают канальные вентиляторы. Использование изделий этого типа гарантирует качественный и стабильный воздухообмен вне зависимости от масштабов обслуживаемого объекта.

Вентилятор канального типа предназначен для формирования и транспортировки воздушных потоков по вентиляционным каналам в необходимом направлении и с заданными параметрами скорости. Для сборки с ответными элементами вентканала по торцам каждого устройства предусмотрены соединительные ниппели. Пример — вентилятор ВКК.

Область применения канальных вентиляторов круглого сечения

Вентиляторы канальные для круглых каналов оптимально соответствуют техническим требованиям, которые предъявляются к элементам вентиляционных систем зданий и сооружений промышленного и коммерческого назначения. Это объясняется высокой производительностью оборудования, которое при грамотном проектировании и правильном монтаже способно обслуживать объекты любого масштаба.

Универсальное конструктивное устройство, возможность монтажа в любом пространственном положении, а также предельно простой принцип работы предоставляют возможность использовать канальные вентиляторы для всех видов вентсистем. Применение канальных вентиляторов для вытяжки, подачи или постепенного замещения воздуха — популярный принцип комплектации систем промышленной вентиляции. Это объясняется производительностью, неприхотливостью и компактными размерами устройств. Вытяжной канальный вентилятор круглого сечения занимает минимум места, чем выгодно отличается от конкурентных устройств без потери в эффективности.

Конструкция круглых канальных вентиляторов

Конструктивное устройство вентиляторов канальных для круглых воздуховодов не отличается от основных принципов, характерных для оборудования канального типа. Изделия поставляются заказчику в виде моноблоков и не требуют дополнительной сборки перед монтажом. В состав типового устройства входит следующий набор базовых компонентов:

  • Корпус изделия — металлическая или пластиковая (в зависимости от модели и модификации) оболочка, которая обеспечивает защиту рабочих частей от внешнего воздействия и предотвращает потери перемещаемого воздуха. Для изготовления металлических корпусов применяются листы оцинкованной стали, предотвращающие коррозионное поражение. По торцам устройства располагаются соединительные ниппели, диаметр которых определяет типоразмер вентилятора. Например ВКК 100вентилятор для воздуховода 100 мм.
  • Крыльчатка — основной рабочий элемент круглых канальных вентиляторов, представляет собой втулку с радиально размещёнными на ней лопастями. Втулка напрессована на ось электродвигателя, вращение оси провоцирует вращение крыльчатки, в результате чего начинает формироваться направленный воздушный поток.
  • Асинхронный электродвигатель — основной компонент вентилятора, за счёт работы которого происходит вращение рабочего колеса. Для удобства сборки и защиты контактов от попадания пыли, клеммная коробка двигателя вынесена на наружную сторону корпуса. Для комплектации канальных вентиляторов применяются однофазные электродвигатели со степенью защиты IP44. Это гарантирует защиту от крупных твёрдых частиц, брызг и капель воды.
Читайте также:  Советы по тест драйву

Симметричная конструкция канальных вентиляторов круглого сечения позволяет использовать их для работы в любом пространственном положении. При этом направление вращения можно выбрать непосредственно при монтаже устройства в составе вентиляционной канальной системы.

Конструкция круглого центробежного канального вентилятора

1. Корпус 2. Крышка 3. Саморезы 4. Кронштейн внутренний 5. Клеммная коробка 6. Кронштейн наружный 7. Саморезы 8. Болт 9. Регулятор скорости вращения крыльчатки вентилятора 10. Регулятор порога срабатывания электронного термостата 11. Индикатор включения 12. Индикатор срабатывания термостата

Типоразмерный модельный ряд круглых центробежных вентиляторов ВКК
Модель ВКК 100 ВКК 125 ВКК 160 ВКК 200 ВКК 250 ВКК 315
Подключение 230В / 1 / 50Гц 230В / 1 / 50Гц 230В / 1 / 50Гц 230В / 1 / 50Гц 230В / 1 / 50Гц 230В / 1 / 50Гц
Производительность 350 м³/час 490 м³/час 660 м³/час 870 м³/час 1150 м³/час 1750 м³/час
Мощность 60 Вт 65 Вт 155 Вт 180 Вт 185 Вт 270 Вт

Разновидности канальных вентиляторов круглого типа

Типоразмеры канальных вентиляторов круглого сечения подбираются из размерного ряда от 100 до 355 мм. Присоединительные размеры исполнений полностью соответствуют геометрическим параметрам вентиляционных каналов. Например, ВКК 200 предназначен для круглого воздуховода 200 мм.

    В зависимости от типа используемого рабочего колеса и принципа формирования воздушного потока, различают две категории круглых вентиляторов:
  • Канальный центробежный вентилятор — комплектуется мотор-колесом, которое при вращении нагнетает воздушный поток. Перемещение воздуха в оболочке специальной формы создаёт центробежную силу, под действием которой воздушный поток перемещается в заданном направлении.
  • Канальный осевой вентилятор — устройство с традиционной системой взаимодействия рабочего колеса с электродвигателем. Крыльчатка закреплена на оси, воздух нагнетается в осевом направлении за счёт развёрнутого расположения лопастей относительно оси вращения.

Для комплектации вентиляционных систем, обслуживающих помещения, в которых требуется снизить уровень постороннего шума, используются бесшумные вентиляторы. Яркий пример оборудования такого типа — канальные вентиляторы серии SILENT производства компании Soler & Palau.

Adblock
detector