Меню

Устройство двигателя для культиватора

Двигатель для культиватора – основной фактор, определяющий выбор садового агрегата

В отличие от плуга, переворачивающего слой почвы при его рыхлении, садовый культиватор производит подготовку и обработку земли вращающейся фрезой. Параметры глубины вспашки, ширины рабочей полосы, качества рыхления полностью зависят от характеристик силовой установки машины.

Мотокультиватор Еlitech КБ4

Выбирая культиватор необходимо иметь представление об устройстве агрегата, обозначить фронт его применения.

Садовый культиватор и мотоблок. В чём отличия?

Мотоблок более функционален, допускает применение большого набора дополнительного оборудования, при помощи которого вы не только обработаете землю перед посадкой, но уберёте и вывезите с поля урожай, скосите траву. Вал отбора мощности даёт широкие возможности агрегатирования машины с другими механизмами.

Назначения культиватора более узкое – обработка почвы земельного участка. Но есть у подобных машин ряд достоинств:

  • простота конструкции – фреза приводится в действие от вала двигателя, она же перемещает агрегат по участку;
  • малые вес и размеры – обеспечивают манёвренность машины, лёгкость управления;
  • возможность обработки участков с затруднённым доступом.

Классификация культиваторов

Класс машины Мощность, л. с. Вес, кг Обрабатываемая полоса, см Глубина, см Тип привода
Сверхлегкий до 3 15-20 20-30 8 бензомотор

электропривод Легкий до 4,5 до 40 20-30 18 бензомотор Средний 4,5-6 40-60 40-85 28 -/- Тяжелый 6 и более 60 и более 40-85 28 -/-

Двигатель для культиватора может устанавливаться:

  • бензиновый с двумя или четырьмя рабочими тактами;
  • электрический с питанием от стационарной электросети;
  • электрический с питанием от батареи аккумуляторов.

Электрический привод применяется на сверхлёгких машинах.

Особенности бензомоторной силовой установки

На сверхлёгкие и лёгкие мотоблоки могут быть установлены двухтактные бензиновые двигатели. У подобных моторов рабочий цикл совершается за оборот коленвала. Продувка и наполнение цилиндра не разделяются по тактам, а проходят при подходе поршня в нижнюю мёртвую точку.

Достоинством двухтактников являются низкий вес, простота конструкции и дешевизна производства. Но работают они в более напряжённом тепловом режиме, что не повышает их надёжность, высок расход горючего, велики вибрационные и шумовые нагрузки.

Для заправки мотора используется смесь бензина с маслом, подготовка которой осложняет эксплуатацию агрегата.

Двухтактными силовыми установками с параметрами мощности до 3 л. с. комплектуются мотокультиваторы Echo TC-210, Mantis Kioritz, Champion GC243, PATRIOT Denver.

Более эффективны в применении бензиновые моторы с рабочим циклом за два оборота коленвала (4 полных перемещения поршня).

Лучшие двигатели для культиваторов — это изделия корпорации Honda Motor, компаний Briggs&Stratton и Mitsubishi Group, при достаточной мощности обладают ресурсом до 2500 моточасов, средним расходом топлива 1-1,5 литра на час работы.

В моторах применена собственная система смазки. Масло разбрызгивается лопаткой шатуна создавая масляный «туман», по каналам поступает к зонам коренных подшипников и узлам скольжения шатуна.

Воздушное охлаждение двигателей предполагает работу при температуре масла в системе до 150°, что требует его замены при обкатке нового мотора — через 20 часов работы, в обычной эксплуатации — через 100 часов.

Масло для четырехтактных двигателей культиваторов должно соответствовать приведённым в таблице параметрам.

Показатель Основа масляной смеси
минеральная полусинтетика синтетика
Индекс параметра вязкости 90–100 115–125 130–160
Застывание при температуре – 15° – 30° – 40°
мг гидроокиси калия на г масла (число щелочное) 5,5–10 5,5–10 5,5–10

Производителями рекомендуется к применению масляные составы для четырехтактных моторов садовой техники от компаний Esso, Texaco, Shell, Mobil, Motul с параметрами вязкости SAE 15W-40, SAE 10W-30, SAE 30.

Предлагают качественные смазочные смеси для минитехники российские ПАО «Лукойл», «ТНК-ВР Холдинг», НаноТек — НПП «НаноТехнологии».

Масло для двигателя культиватора

Снятие и установка двигателя культиватора Еlitech КБ4

Мотор – клон японского HONDA GX 120, на четыре рабочих такта, верхнеклапанный с охлаждением воздушного типа мощностью 3 л.с.

Порядок демонтажа силовой установки для ремонта с разборкой или замены:

  1. Удаляются ёмкость под горючее и бензопроводы.
  2. Снимается воздушный фильтр.
  3. Отсоединяется трос управления заслонкой карбюратора.
  4. Демонтируется кожух ремённого сцепления.
  5. С коленчатого вала снимается шкив и ремень сцепления.
  6. Выворачиваются болты крепления мотора к платформе.
  7. Двигатель снимается.

Установка силового агрегата производится в обратном порядке. Двигатели в торговую сеть поставляются без масла. Применяйте для заправки масляные смеси к четырехтактным двигателям. После обкатки (20 часов работы) замените масло.

Шкив и ременное сцепление мотокультиватора

Культиватор с двигателем от стиралки

Сверхлёгкие электрические культиваторы для дачи, предлагаемые на рынке садовой техники, имеют минимальную мощность 750 Вт. Изделия обеспечивают рыхление почвенного слоя на глубину 8-10 см на полосе 20 см.

Максимальная мощность электромотора бытовой стиральной машины менее 500 Вт. Об эффективной работе на плотных почвах с устройством на подобном приводе можно и не думать.

Электромоторы от промышленных стиральных машин отдают мощность до 2 кВт. Если вы имеете платформу культиватора с фрезами на валу, цепной редуктор, то можете попытаться собрать действующий агрегат с электроприводом (смотри фото).

Электродвигатель от промышленной стиральной машины на самодельном культиваторе

Учитывайте, что стоимость электропривода для бытовой стиральной машины составляет от 3 до 6 тыс. рублей, цена изделия промышленного назначения начинается от 9 тыс. рублей.

Затраты вашего труда не окупаются, если учесть что культиватор садовый Hyundai T 1500-E с электроприводом на 1500 Вт предлагается через интернет-торговлю за 10200 рублей.

Устройство мотоблока


Двигатель и системы его обеспечения

Большинству пользователей мотоблоков приходится иметь дело с четырехтактными бензиновыми двигателями с воздушным охлаждением. Эти двигатели имеют следующие системы обеспечения их работы:

  • Система подачи топлива, предназначенная для приготовления топливовоздушной смеси, состоящая из топливного бака с краном, топливного шланга, карбюратора, воздушного фильтра.
  • Система смазки, обеспечивающая смазку трущихся деталей.
  • Механизм запуска (стартер), предназначенный для раскрутки коленчатого вала. Многие двигатели оснащены механизмом облегченного запуска, снижающим усилие запуска за счет устройства на распределительном валу, открывающего выпускной клапан при такте сжатия и тем самым уменьшающего компрессию в цилиндре при раскручивании коленвала. Тяжелые мотоблоки иногда оснащаются электростартерами, работающими от аккумуляторов. Некоторые модели имеют электрический и ручной запуск. Последний используется в качестве резервного.
  • Система охлаждения, отводящая тепло от блока цилиндра двигателя потоком воздуха, нагнетаемого крыльчаткой маховика при вращении коленвала.
  • Система зажигания, обеспечивающая бесперебойное искрообразование на свече зажигания. Вращающийся маховик с магнитным башмаком индуцирует в магнето э.д.с., преобразующуюся с помощью электронной схемы в электрические сигналы, подаваемые на свечу. В результате между контактами последней проскакивает искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь.
  • Система газораспределения, отвечающая за своевременное поступление в цилиндр двигателя топливовоздушной смеси и выпуск отработанных газов. В состав системы газораспределения входит глушитель, предназначенный для направленного выпуска отработанных газов и снижения шума.

Отметим, что двигатели продаются со всеми его системами, и если есть задумка сделать мотоблок своими руками, то у купленного двигателя уже будут и бензобак, и воздушный фильтр, и стартер, и т.д.

На рисунке ниже представлен широко применяемый в мотоблоках отечественного производства двигатель Honda серии GX модели GX200 QX4. Мощность агрегата составляет 5,5 л.с. Он имеет горизонтальное расположение коленчатого вала и повышенную степень сжатия, обеспечивающую эффективное сгорание топлива и низкое образование нагара.

Трансмиссия

По своему типу узлы трансмиссии (редукторы и коробки передач) могут быть шестеренчатыми, ременными, цепными или представлять собой различные сочетания тех и других.

Классическая шестеренчатая трансмиссия, состоящая только из цилиндрических и конических шестерен, применяется в основном на тяжелых мотоблоках и некоторых моделях средних машин. Как правило, она имеет реверс и несколько понижающих ступеней.

На рисунке ниже представлена шестеренчатая трансмиссия мотоблока «Угра» НМБ-1, состоящая из цилиндрических и конических шестерен. Двигатель жестко крепится к коробке передач, которая в свою очередь жестко связана с угловым редуктором. Конструкция мотоблока НМБ-1 не имеет цепных и ременных передач, которые, по мнению ее разработчиков, являются ненадежным звеном трансмиссий из-за склонности к обрывам, повреждениям и проскальзыванию ремня.

Вращающий момент от коленчатого вала передается на ведущий вал 16 (Схема коробки передач) коробки передач и снимается с конической шестерни ведомого вала 15 вертикальным валом 6 углового редуктора (Схема углового редуктора), передающим вращение на шестигранный вал 8 ведущих колес. Во избежание нарушения правильной работы трансмиссии, не рекомендуется разборка трансмиссии мотоблока, которая может привести к нарушению регулировки шестерен.

Коробка передач по своей конструкции является механической двухходовой с 3-мя передачами вперед и 1-ой назад. Трансмиссия имеет два вала отбора мощности (А) и (Б).

Шестеренчато-червячные трансмиссии, состоящие из двух редукторов — верхнего шестеренчатого и нижнего червячного — используются обычно на легких мотоблоках. Коленчатый вал двигателя имеет вертикальное расположение. Иногда машины с шестеренчато-червячной трансмиссией оснащаются центробежной автоматической муфтой сцепления. Подобное устройство мотоблока обеспечивает повышенную компактность агрегата.

Ременно-шестеренчатые, ременно-цепные и ременно-шестеренчато-цепные трансмиссии являются довольно распространенными в легких и средних мотоблоках. Двигатель вращает вал шестеренчатого или цепного редуктора с помощью ременной передачи, являющейся одновременно и сцеплением. Шестеренчато-цепные передачи часто реализуются в одном картере.

У ременной передачи, для изменения скорости движения мотоблока и отбора мощности, шкивы могут иметь дополнительный ручей. К достоинствам такой трансмиссии относится более простая, чем в случае с шестеренчатой трансмиссией, разборка и сборка мотоблока.

На рисунке ниже представлена клиноременная передача мотоблока GreenField модели МБ-6.5 (с ременно-шестеренчатой трансмиссией), которая наряду с передачей момента и снижением числа оборотов выполняет также функции сцепления и коробки передач (переключения скоростей).

Функция сцепления реализуется с помощью натяжного ролика и механизма управления, состоящего из тяги и системы рычагов, позволяющих изменять положение ролика, натягивающего или ослабляющего ремень и, соответственно, включающего или отключающего передачу вращающего момента от двигателя к редуктору. Переключение скоростей осуществляется с помощью двухручьевых шкивов. Переставляя ремень с одного ручья на другой, получают разную скорость движения мотоблока.

Похожая схема реализована и в отечественном мотоблоке Салют 5, изображенном на рисунке ниже. Клиноременная передача передает вращение на шестеренчатый редуктор мотоблока.

Как правило, трансмиссии мотоблоков имеют валы отбора мощности, обеспечивающие передачу вращающего момента к рабочим органам машины. По своему типу и месту расположения в трансмиссии валы отбора мощности могут быть независимыми, располагающимися до сцепления и вращающимися независимо от его состояния (отключенного или включенного), или зависимыми, располагающимися после сцепления, и синхронными определенной передаче. В одном мотоблоке может быть несколько валов отбора мощности — различных по типу и скорости вращения.

Сцепление

Конструктивно сцепление может быть выполнено по-разному. В виде клиноременной передачи (см. выше), натяжение или ослабление ремня которой с помощью рычага сцепления приводит к передаче или прекращению передачи крутящего момента от двигателя к редуктору. Или в виде однодискового или многодискового фрикционного сухого или мокрого (масляного) сцепления, которое является более надежным и используется в большинстве моделей мотоблоков. В некоторых машинах применяется гораздо более редкая коническая муфта сцепления.

На уже рассмотренном мотоблоке «Угра» ООО «Кадви» установлено сцепление, являющееся по своей конструкции наиболее традиционным — фрикционное многодисковое с нажимной пружиной, работающее в масляной ванне. Устройство мотоблока с подобным сцеплением должно предусматривать наличие картера для сцепления, куда заливается трансмиссионное масло.

Сцепление состоит из ведущей полумуфты 2 (Схема сцепления мотоблока), ведомой полумуфты 3, тарельчатой пружины 4, ведущих 5 и ведомых 6 дисков, упорного кольца 7. Работает оно следующим образом. При отпущенном рычаге сцепления тарельчатая пружина сжимает ведомые и ведущие диски, собранные в пакете поочередно. За счёт трения между дисками, осуществляется передача вращающего момента от двигателя к коробке передач. При выжатом рычаге сцепления усилие посредством тросика передается на рычаг выключения сцепления 4 (Рычаг сцепления). При этом вилка сцепления 2 через ведомую полумуфту и выжимные подшипники сжимает пружину, разъединяя ведомые диски с ведущими и прекращая передачу вращающего момента.

Дифференциал


Ходовая часть

В большинстве мотоблоков расстояние между колесами может изменяться, это обеспечивает возможность установки колеи разной ширины. Используются два основных вида колес — обычные пневматические и утяжеленные металлические с широкими грунтозацепами. Утяжеляющие грузы могут привариваться к колесам или крепиться к ним с помощью болтов. Многие конструкции металлических колес предусматривают крепление различных по весу грузов. Это позволяет при необходимости увеличить вес мотоблока до значений, обеспечивающих необходимое сцепление колес с грунтом.

Металлические колеса могут быть со сплошным ободом или выполненным в виде двух-трех узких обручей, связанных между собой грунтозацепами. Первые имеют тот недостаток, что между грунтозацепами накапливается земля, препятствующая хорошему сцеплению колес с грунтом.

Органы управления

Некоторые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах.

Обычно на левой рулевой штанге располагают рычаг управления муфтой сцепления и рычаг экстренной остановки двигателя, на правой — ручку «газа», рычаг привода колес и тормоза (если он есть). Конструкция рулевой колонки мотоблоков предусматривает, как правило, регулировку положения ручек в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На рисунке представлены органы управления мотоблока SunGarden MF360.

Читайте также:  Ремонт сидений автомобиля киа
Adblock
detector