Устройство двигателя автомобиля мазда
Двигатели RF-CDT и MZR-CD — рядные, четырехцилиндровые, 16-клапанные дизельные двигатели с верхним расположением распределительного вала и жидкостным охлаждением. Рабочий объем двигателей — 2,0 л. Нумерация цилиндров ведется от шкива коленчатого вала.
Двигатель MZR-CD сконструирован на основе двигателя RF и является его модификацией. Выпуск данного поколения двигателей начался с июня 2002 г., они впервые были установлены на автомобили Mazda 6 (первого поколения) и Mazda MPV (второго поколения).
Основной отличительной чертой данного поколения двигателей стало применение на них системы Common Rail фирмы Denso и турбокомпрессора с изменяемой геометрией лопаток.
Данное описание приведено для двигателя RF-CDT. Двигатель MZR-CD может иметь конструктивные отличия.
Коленчатый вал
Коленчатый вал стальной, пятиопорный с восемью противовесами, установленных на продолжении щек коленчатого вала. Подвод масла к коренным шейкам коленчатого вала осуществляется со стороны блока цилиндров. Подвод масла к шатунным шейкам коленчатого вала осуществляется по каналам от коренных шеек.
На носок коленчатого вала двигателя установлен зубчатый шкив привода газораспределительного механизма, шестерня привода масляного насоса и шкив привода навесных агрегатов. Упорные полукольца устанавливаются в опору третьей коренной шейки. Крышки коренных подшипников выполнены раздельными. Вкладыши коренных подшипников сделаны из алюминиевого сплава.
Коленчатый вал. 1 — шестерня привода масляного насоса, 2 — верхние вкладыши коренных подшипников, 3 — верхнее упорное полукольцо, 4 — нижнее упорное полукольцо, 5 — нижние вкладыши коренных подшипников, 6 — крышки коренных подшипников, 7 — галтель.
1 — втулка верхней головки шатуна, 2 — шатун,
3 — верхний вкладыш шатунного подшипника,
4 — нижний вкладыш шатунного подшипника,
5 — установочные штифты, 6 — болты крепления,
7 — крышка нижней головки шатуна.
Блок цилиндров
Блок цилиндров отлит из чугуна. Толщина стенок блока цилиндров уменьшена, а жесткость блока цилиндров увеличена за счет увеличения его высоты. Блок цилиндров безгильзовый. Для улучшения охлаждения и снижения расхода масла на угар в блоке цилиндров выполнены крестообразные каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, так же в блоке цилиндров выполнены масляные каналы для смазки коленчатого вала, шатунов, поршней, подачи масла к масляным форсункам и к головке блока цилиндров.
Шатуны и поршни
Шатуны данного двигателя изготовлены штамповкой из углеродистой стали. В крышке нижней головки шатуна сделаны установочные штифты для правильной установки крышки.
Вкладыши шатунных подшипников изготовлены из алюминиевого сплава, имеющего хорошие антикоррозионные свойства и характеристику сопротивления усталости.
Поршни данного двигателя изготовлены из алюминиевого сплава с хорошими параметрами теплостойкости и теплопроводности. Камера сгорания неразделенная, w — образная, сделана проточкой в головке поршня. Поршневой палец сделан из специальной стали. В головке поршня выполнены каналы для охлаждения поршня. В поршень установлены специальные литые вставки препятствующие температурному расширению поршня, благодаря чему стало возможным сделать минимальный зазор между цилиндром и поршнем.
Головка блока цилиндров
Для снижения веса и улучшения теплопроводности, головка блока цилиндров выполнена из алюминиевого сплава. Газораспределительный механизм с одним распределительным валом (SOHC). На шкив распределительного вала установлен демпфер динамических колебаний. Привод ГРМ осуществляется зубчатым ремнем от коленчатого вала. Привод клапанов осуществляется от распределительного вала через коромысла и мосты. Клапана сделаны из жаропрочной стали. На выпускном клапане сделана проточка для удаления сажи со стенок направляющей втулки клапана. Направляющие втулки клапанов отлиты из чугуна, что способствует снижению их износа. Направляющие втулки впускных и выпускных клапанов одинаковы. Пружины клапанов имеют витки с одинаковым шагом по всей длине.
Для снижения вибрации и лучшей шумоизоляции крышка головки блока цилиндров и опора крышки выполнены из алюминиевого сплава. В передней части опоры крышки головки блока цилиндров установлен датчик положения распределительного вала.
Привод газораспределительного механизма. 1 — ролик натяжителя, 2 — шкив рас-
пределительного вала, 3 — ремень привода ГРМ, 4 — распределительный вал,
5 — коромысло, 6 — мост привода клапанов, 7 — шкив ТНВД, 8 — промежуточный ролик, 9 — зубчатый шкив коленчатого вала, 10 — натяжитель ремня привода ГРМ, 11 — шкив насоса ОЖ, 12 — отверстие для установки форсунки.
1 — крышка маслозаливной горловины, 2 — датчик положения распределительного вала.
В головке блока цилиндров, для улучшения подачи воздуха в цилиндры и очистки цилиндров, выполнены по два впускных и выпускных порта на каждый цилиндр. Геометрия впускных портов подобрана оптимально для обеспечения достаточного завихрения воздушного потока во всем диапазоне частот вращения коленчатого вала и снижения насосных потерь на впуске, что способствует улучшению полноты сгорания топлива.
Система охлаждения
В данных двигателях используется жидкостная система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Привод насоса охлаждающей жидкости осуществляется ремнём привода ГРМ.
Термостат с перепускным клапаном расположен во впускном патрубке охлаждающей жидкости и призван поддерживать оптимальную температуру в системе охлаждения, пуская охлаждающую жидкость по малому или большому (через радиатор) кругу охлаждения.
Система смазки
В двигателе используется система смазки с полнопоточной очисткой масла и с подачей масла под давлением к основным движущимся деталям и узлам двигателя.
Масляный насос трохоидного типа. Внутри него расположены ведущий и ведомый роторы с внутренним зацеплением, которые вращаются в одном направлении. Привод осуществляется от шестерни, установленной на коленчатом валу.
Схема системы охлаждения. | Схема системы смазки. |
Масляный фильтр крепится к маслоохладителю и расположен внизу вертикально. Для уменьшения температуры масла и продления срока эксплуатации моторного масла в систему смазки двигателя между блоком цилиндров и масляным фильтром установлен маслоохладитель.
Бушин Сергей, Легион-Автодата
© 1999 – 2010 Легион-Автодата
Двигатели Mazda RF
Двигатель производства Мазда класса RF был изготовлен специально для грузовых машин в 80-х годах прошлого века. Оснащенный турбиной мотор получил объемы 2,0 литра. Крутящий момент за счет турбины увеличился в агрегате до 225 Нм, а мощность – до 72 лошадиных сил.
Особенностью движка RF можно назвать его превосходную производительность как на проселке, так в городских условиях. Лучшего варианта для русских дорог сложно найти. Мотор по стоимости размещается в бюджетном сегменте, поэтому купить его не составит труда.
Моторы RF имеют 4 цилиндра с двумя клапанами и одним распределительным валом на каждом. Распредвал располагается в головке блока цилиндра и приводится в действие, как и топливный насос, с помощью зубчатого ремня. Двигатели оснащаются турбокомпрессоры, которые значительным образом увеличивают мощность двигателя за счет захвата воздуха. Система охлаждения у такого движка – водная. Блок цилиндров исполнен из чугунного материала, а головка – из алюминия.
Клапаны на цилиндрах открываются с помощью расположенного сверху распределительного вала. Зазор при открытии проходит регулировку с помощью специальных шайб и при необходимости проходит ручное регулирование (если появляются стуки в механизме после ремонта).
Технические особенности двигателей RF атмосферного плана
Элемент | Параметры |
---|---|
Объем двигателя, куб. см | 1998 |
Максимальная мощность, л.с. | 58-72 |
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин | 119 (12) / 2750 120 (12) / 2700 128 (13) / 3000 129 (13) / 2500 |
Используемое топливо | Бензин АИ-92 Дизельное топливо |
Расход топлива, л/100 км | 3,5-9,5 |
Тип двигателя | 4-цилиндровый, SOHS |
Дополнительная информация о двигателе | Карбюратор, ОНС |
Диаметр цилиндра, мм | 81-86 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об/мин | 58 (43) / 4650 61 (45) / 4650 70 (51) / 4500 70 (51) / 4650 72 (53) / 5200 |
Механизм изменения объема цилиндров | Нет |
Нагнетатель | Нет |
Система старт-стоп | Нет |
Степень сжатия | 9-23 |
Ход поршня, мм | 77,4-86 |
Технические характеристики двигателя RF турбо плана
Элементы | Параметры |
---|---|
Объем двигателя, куб. см | 1998 |
Максимальная мощность, л.с. | 76-101 |
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин | 172 (18) / 2000 178 (18) / 2000 181 (18) / 2000 195 (20) / 2000 220 (22) / 2200 226 (23) / 2000 |
Используемое топливо | Дизельное топливо |
Расход топлива, л / 100 км | 3.9-11 |
Тип двигателя | 4 цилиндровый |
Дополнительная информация о двигателе | Common Rail |
Диаметр цилиндра, мм | 86 |
Количество клапанов на цилиндр | 2-4 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об / мин | 100 (74) / 4000 101 (74) / 4000 76 (65) / 4000 82 (60) / 4000 83 (61) / 3500 92 (68) / 4000 |
Механизм изменения объема цилиндров | Нет |
Нагнетатель | Компрессор |
турбина | |
Система старт-стоп | Нет |
Степень сжатия | 19-23 |
Ход поршня, мм | 86 |
Особенности работы дизельных движков Мазда RF
В двигателях, использующих дизельное топливо, воздух засасывается цилиндрами, где проходит процесс его предельного сжатия. С помощью этой функции цилиндры очень сильно нагреваются, превышая температуру горения самого топлива. Таким образом, дизельное топливо способно самостоятельно воспламенятся, не вовлекая в процесс зажигательные свечи. Они теперь здесь просто не требуются.
Холодный же двигатель с помощью одного сжатия воздуха в цилиндре воспламенить топливо не сможет. Для этого нужен предварительный нагрев (преднакал) мотора. Каждая из вихревых камер агрегатов имеет специальную свечу накаливания, которая разогревает камеру сгорания топлива.
Распределительный насос высокого давления засасывает топливо непосредственно из бака. Насосный механизм способен создать достаточно высокое давление для распределения топлива по цилиндрам в той последовательности, которая необходима для зажигания. С помощью специального регулятора топливо дозируется в зависимости от того, как задействуется газовая педаль. Сквозь каждый форсунок дизельное топливо впрыскивается в форткамеры цилиндров. Форма специальных камер определит вектор движения, который поможет воздуху и топливу прийти в оптимальное соотношение.
Топливо проходит сквозь систему топливного фильтра перед попаданием в топливный насос высокого давления. Это нужно для очищения топлива от водных и грязевых примесей. Поэтому очень важно вовремя заниматься сливом воды из топливного фильтра и заменой его соответственно с потребностями техобслуживания.
Самовоспламеняющиеся дизельные двигатели не выключаются при помощи снятия зажигательного напряжения. Для этого моторы оснащены электромагнитными клапанами. Когда замок зажигания выключается, с клапана снимается питание, и канал подачи топлива запирается. Эта функция гарантирует, что топливная подача перестанет работать до того, как заблокируется руль, когда ключ будет вытянут. В процессе запуска двигателя подача напряжения происходит через выключатель зажигательного замка на электромагнитный клапан, и канал подачи топлива, таким образом, открывается.
На каких авто работают моторы RF
Двигатели класса RF оснащают многие автомобили. Среди них:
- Мазда 323;
- Мазда Bongo;
- Мазда Bongo Brawny;
- Мазда Capella;
- Мазда Cronos;
- Мазда Efini MS-6;
- Мазда Eunos Cargo;
- Мазда Familia;
- Мазда Proceed Levante;
- Мазда MS-6;
- Мазда Telster;
- Мазда Spectron;
- Мазда J80;
- Судзуки Escudo;
- Судзуки Grand Vitara;
- Киа Besta;
- Киа Sportage;
- Ford Ranger;
- Asia Ricsta.
Отзывы пользователей автомоторов Мазда RF
Сергей Петрович, 45 лет, Мазда 323, двигатель RF 2.0: брал подержанный автомобиль давно. Движок был в неплохом состоянии, пришлось немного подкорректировать в СТО. Мой совет владельцам подобного двигателя, не ездите без масла, потому что это путь к быстрому уничтожению движка.
Александр Александрович, 32 года, Мазда Эскудо, двигатель RF-турбо: несколько лет назад пригнал старую модель джипа Эскудо. Сразу проверил голову, заменил прокладку. Отличный вариант для наших дорог. Производительности двигателя хватает на все ямы и овраги, встреченные на пути. А главное – разгон и скорость в норме.