Меню

Устройство для измерения температуры двигателя

Устройство автомобилей

Приборы измерения температуры

Общие сведения о приборах для измерения температуры

Для контроля эффективной работы систем и агрегатов автомобиля необходимо знать их температурный режим. При эксплуатации, например, непрогретого двигателя резко снижаются его мощностные и экономические показатели, а его перегрев ведет к снижению ресурса или возникновению неисправностей, вплоть до полного отказа из-за заклинивания деталей цилиндропоршневой группы.

Для контроля температурного режима работа узлов и агрегатов на автомобиле применяются дистанционные термометры и сигнализаторы температуры, датчики которых устанавливают в контролируемой среде, а указатели — на приборной панели автомобиля в кабине водителя.

По принципу действия приборы для измерения температуры делятся на механические, электромеханические и электрические. К механическим приборам относятся жидкостные (обычно ртутные) и манометрические термометры. Механические термометры обычно используются для измерения относительно низких температур и в конструкции автомобилей не применяются.

В автомобильной технике для измерения температуры рабочих сред и элементов конструкции чаще применяются термобиметаллические импульсные и логометрические температурные приборы, которые можно объединить общим названием – термоэлектрические приборы.

В импульсных термобиметаллических термометрах используется эффект деформации, возникающий при нагреве пластины, спаянной из двух разнородных металлов или сплавов (биметаллическая пластина).

Работа термоэлектрических термометров логометрического типа основана на термоэлектрическом эффекте, возникающем при нагревании места спая двух проводников из неоднородных металлов или сплавов (терморезистора). Если два других конца проводников замкнуть, то под действием термоЭДС нагреваемого спая в образовавшейся цепи возникает электрический ток, величина которого зависит от степени нагрева места спая.

Спаянную или сваренную пару из двух разнородных металлов или сплавов называют термопарой или терморезистором. Обычно для измерения относительно низких температур (до 600 ˚С) в машиностроении применяют хромель-копелевые (ХК) термопары, а для измерения высоких температур (до 1000 ˚С) – хромель-алюмелевые (ХА) термопары. Существуют также и другие типы термопар.

Устройство термобиметаллического импульсного термометра

Термобиметаллический импульсный термометр состоит из датчика и стрелочного указателя. Общее устройство указателя и схема работы импульсной системы показаны на рис. 1.

Рис. 1. Импульсная система: а — устройство указателя; б — схема импульсного измерителя температуры:
1 — стрелка; 2 — спираль указателя; 3П-образная термобиметаллическая пластина; 4 — регулировочный сектор; 5 — упругая пластина; 6 — спираль датчика; 7 — биметалл датчика; 8 — контакты

Датчик термобиметаллического импульсного термометра (рис. 2) представляет собой латунный тонкостенный баллон 9, закрепленный в корпусе 6. Термобиметаллическая пластина 3 баллона закреплена на изоляторе 8 основания. На термобиметаллическую пластину намотана нагревательная обмотка 4, один конец которой соединен с контактом 2, а второй через контактор 5 подходит к выводному зажиму 7. Неподвижный контакт 1 соединен с корпусом 6 датчика.

Рис. 2. Датчик термобиметаллического импульсного термометра: 1 и 2 — контакты; 3 — термобиметаллическая пластина; 4 — обмотка; 5 — контактор; 6 — корпус; 7 — зажим; 8 — изолятор; 9 — баллон Рис. 3. Терморезисторный датчик температуры: 1 — баллон; 2 — зажим; 3 — пружина; 4 — терморезистор

Указатель термобиметаллического термометра по своей конструкции и принципу действия аналогичен термобиметаллическому указателю давления (рис. 1).

Устройство логометрического термометра

Логометрические термометры, также как и манометры состоят из датчика и указателя. Конструкция и принцип действия указателя логометрического термометра аналогичны конструкции указателя давления

Терморезисторный датчик к температуры (рис. 3) представляет собой латунный баллон 1, к плоскому донышку которого с помощью токоведущей пружины 3 прижат терморезистор 4, выполненный в виде таблетки.
Пружина 3 верхним концом соединена с зажимом 2 датчика и изолирована от стенки баллона специальной втулкой.
Сопротивление терморезистора значительно уменьшается при повышении температуры, что приводит к увеличению силы тока, проходящего через измерительные индукционные катушки логометрического указателя.

Сигнализаторы аварийной температуры

Применение на автомобиле дистанционного стрелочного термометра не гарантирует, что внезапное нарушение теплового режима двигателя будет сразу замечено водителем. Поэтому в дополнении к стрелочному термометру устанавливают сигнализатор аварийной температуры.
При этом если система охлаждения двигателя жидкостная, датчик сигнализатора температуры устанавливают в верхний бачок радиатора, а если на автомобиле двигатель с воздушным охлаждением (например, автомобили «ЗАЗ», «ЛуАЗ»), то датчик сигнализатора аварийной температуры устанавливают в смазочную систему и по температуре масла судят о температурном режиме двигателя.

Сигнализаторы применяют также для контроля температуры масла в автоматической коробке передач. Все используемые на автомобилях датчики сигнализаторов аварийной температуры биметаллические.

Конструкция датчика сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости, применяемого на автомобилях марки «КамАЗ», приведена на рис. 4 .
Датчик имеет массивный латунный корпус 7, на дне которого под прижимной шайбой 6 находится петлеобразная термобиметаллическая пластина 1 с контактом 5. В выводном зажиме 3, изолированном от корпуса 7, по резьбе можно перемещать тарельчатый контакт 4, тем самым устанавливая температуру замыкания контактов.

Рис. 4. Датчик сигнализатора аварийной температуры: 1 — термобиметаллическая пластина; 2 — изолятор; 3 — зажим; 4 — тарельчатый контакт; 5 — контакт; 6 — прижимная шайба; 7 — корпус

При достижении температуры охлаждающей жидкости 92…98 ˚С термобиметаллическая пластина разгибается и замыкает контакты 5 и 4, что приводит к включению контрольной лампочки на приборной панели.

Аналогичную конструкцию имеют датчики аварийного включения вентилятора системы охлаждения в современных автомобилях с электрическим приводом вентилятора. Основное отличие этих датчиков от рассмотренных выше заключается в наличии двух контактных выводов вместо одного.

Автомобильные термометры: особенности, разновидности, правила выбора

Давно прошли те времена, когда термометр выглядел как часы и крепился к лобовому стеклу автомобиля скотчем. Механические приборы канули в Лету. Теперь практически на каждой машине присутствует электронное устройство, которое следит за температурой внутри и снаружи. Немаловажно и то, что они выглядят эстетичнее своих предшественников, имеют более широкие возможности и ряд других преимуществ.

Особенности автомобильных термометров

Чтобы приобрести автомобильный термометр в машину, следует определиться с дополнительными возможностями, которыми обладает данный электронный градусник. Многие производители добавляют в термометр автомобиля функции, которые могут показаться лишними, например, будильник или сенсор дождя. Развитие технологий не останавливается и, скорее всего, в скором времени в автомобиль будут устанавливаться приборы с более широкими возможностями.

На данный момент модели термометров, достойные внимания, могут похвастаться такой «начинкой»:

  • часы, показывающие текущее время;
  • таймер;
  • будильник;
  • регулируемое освещение информационной панели;
  • вольтметр;
  • датчик дождя.

Зачем нужен?

Прибор, измеряющий температуру воздуха в салоне автомобиля и за его пределами – очень полезная вещь. Поддерживать и контролировать комфортную среду для водителя и пассажиров – основное назначение данного устройства.

Функциональные возможности

Все автомобильные электронные термометры, которые сейчас присутствуют на рынке, имеют как минимум два сенсора: внутренний и наружный.

Многие автолюбители считают, что внешний датчик имеет более высокую ценность, чем тот, что внутри. Ведь в наших широтах погодная обстановка может поменяться довольно резко, и за небольшой промежуток времени в зимний период на дороге может образоваться ледяная корка. Предупрежден – значит вооружен. Водитель может снизить скорость или вообще отказаться от поездки, если в ней нет острой необходимости.

Также не покидая машины и бросив один взгляд на дисплей, опираясь на показания термометра, можно понять, стоит ли надевать куртку или можно без нее обойтись. Забота о собственном здоровье – это не мелочь.

Внутренний датчик отвечает за температуру в салоне и при необходимости подскажет, когда нужно включить/выключить отопление или кондиционирование. При помощи дополнительного термометра можно сравнивать показание системы климат-контроля, если вдруг она, по вашему мнению, работает неправильно. Обычно это происходит в регионах с пониженной влажностью: там автомобильные кондиционеры не всегда справляются со своей задачей. Внутренний сенсор подаст сигнал, что не все в порядке.

Разновидности

Существуют различные модели электронных термометров для авто. Некоторые из них оборудованы только наружным датчиком температуры и не имеют сенсора для контроля климата внутри салона. Эта идея имеет право на жизнь, но стоит помнить, что приобретая такой прибор, вы сразу теряете половину полезных функций.

Все устройства имеют автономное питание от батареек или аккумуляторов, часть из них может получать энергию и от бортовой сети. Обычно их подключают через прикуриватель.

Желательно, чтобы гаджет имел двойное питание, чтобы в том случае, если двигатель автомобиля не работает и нет сети, все равно можно было воспользоваться термометром.

Более продвинутые приборы могут контролировать напряжение в сети автомобиля. Термометр-вольтметр позволяет следить за актуальной информацией об уровне заряда аккумулятора. Это позволит автолюбителю вовремя поставить АКБ на подзарядку или, если он остановился где-то в дороге, подскажет, что не надо глушить двигатель, так как машина может не завестись и придется вызывать эвакуатор.

Как выбрать?

Для того чтобы прибор служил долго и не разочаровал в эксплуатации, нужно для начала изучить информацию о данных устройствах, и на основе рекомендаций специалистов и пользователей выбрать термометр. На данный момент основные советы таковы.

  1. Изготовитель. В основном все приборы производятся в Поднебесной, но и среди китайских фирм есть ряд достойных компаний, на продукцию которых можно положиться.
  2. Качество материалов, используемых при производстве. Для продолжительной службы прибора необходимо, чтобы его «начинка» находилась в прочном корпусе. Если для оболочки был выбран пластик низкого качества, то он впоследствии может деформироваться при малейшем ударе или нажатии. При покупке прибор нужно осмотреть на предмет отсутствия трещин и других повреждений. Также корпус должен быть собран аккуратно, при нажатии следует обратить внимание на отсутствие люфтов и различных скрипов, ведь из-за ненадежного кожуха прибор очень часто выходит из строя.
  3. Экран для вывода информации. Большое значение в данном случае имеет размер дисплея. Ведь если он будет маленьким, то не все данные будут на него выводиться, и водителю придется отвлекаться и переключать режимы для получения нужных сведений. Также важно, чтобы дисплей имел хороший угол обзора и подсветку. Экран должен светиться приятным и нераздражающим цветом, не отвлекать от дороги в темное время суток, и вся информация человеку за рулем должна быть видна с любого ракурса.
  4. Энергоемкость. Приборы для измерения температуры имеют либо автономное питание, либо от автомобиля. Существуют термометры, имеющие и смешанное электропитание, что достаточно удобно. Если нужно освободить прикуриватель для чего-то другого, устройство не отключится и продолжит функционировать.
  5. Длина проводки. Чтобы не было проблем с монтажом внешнего сенсора, стоит обратить внимание на длину проводов. Она должна быть не менее 2,5 метров. В этом случае при установке не возникнет трудностей при выборе места размещения.
  6. Крепеж. Устройство монтируется в специальную панель, и если она некачественная, то через пару месяцев крепление начнет дребезжать, и термометр может выпасть из места установки.
  7. Вольтметр. Если вы намерены купить термометр, в котором присутствует данная функция, обратите внимание на то, что для легковой машины достаточно иметь диапазон измерения напряжения от 10 до 16 Вольт, грузовикам же потребуется шкала от 22 до 28 Вольт.

Бренды

Далеко не каждый хочет разбираться в море электронных термометров для автомобилей, присутствующих на рынке. Сейчас все гораздо проще: можно изучить рейтинг самых продаваемых и надежных брендов, обозначив свои желания и требования. Затем на основании этих данных выбрать и приобрести прибор.

На данный момент заслуженной популярностью пользуются такие производители автотермометров.

  • Шведская компания Rst представляет ряд достойных моделей. Ее приборы имеют привлекательный дизайн, многофункциональность и надежны в эксплуатации.
  • Китайский производитель VST тоже имеет хорошую репутацию, выпускает приличные устройства, которые, что немаловажно, дешевле европейских аналогов.
  • В один ряд с известными производителями встала фирма Quantoom. Она производит достаточно надежные термометры с широкими дополнительными возможностями.

Есть и другие бренды способные потеснить заслуженных производителей.

Когда будете покупать градусник, не забывайте о его основном предназначении – измерение температуры. В погоне за дополнительными опциями это можно и упустить.

Далее вас ждет обзор термометра для автомобиля iQ02178.

Читайте также:  Детали машин с разборок

Авто © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector