Оборудование для диагностики автомобиля: какое бывает?
Какое бывает оборудование для проверки электроники автомобиля?
Существует три типа диагностических приборов: газоанализаторы, мотортестеры и сканеры (они изображены на рисунке).
Еще есть дополнительное оборудование, но из всего списка можно выделить три большие группы диагностических приборов.
Диагностический сканер
Первый прибор – это сканер. Он подключается к автомобилю, к диагностическому разъёму.
Сканер – это прибор, который позволяет общаться с блоком управления двигателем. Собственно говоря, он и задуман для работы с блоком управления.
Та информация, которую мы видим на сканере — это информация из блока управления. Если на сканере написано «угол опережения зажигания — 15 градусов», означает ли это, что он реально там 15 градусов? Конечно же нет. Да, он может быть и 15. Но, 15 – это считает блок управления, так он задал угол и выдает 15 градусов.
То, что мы видим сканером — мы видим глазами электронного блока управления.
Мотортестер
Данный прибор – это глаза диагноста.
Мотортестер – это измерительный прибор, который можно сравнить по работе с мультиметром. Это такой мощный прибор, заточенный под работу с двигателем, под измерение высокого напряжения, давлений, токов.
Причем, больших токов, всевозможных напряжений, для съема осцилограмм, для их запоминания. То есть это измерительный прибор, в отличие от сканера. Сканер ничего сам не измеряет, сканер отображает то, что видит блок управления.
В сканере мы можем увидеть 15 градусов, подключаем мотортестер, смотрим, а там 5 или 0, или даже минус.
Газоанализатор
То, что у двигателя вылетает из выхлопной трубы – это тоже источник диагностической информации. К примеру, вы приходите к врачу, говорите – у меня болит то-то и то-то, он дает вам направление на анализы, потому что ему нужна информация о том, что у вас там в крови и сколько там сахара, сколько того и того.
То, что у двигателя в выхлопной трубе – это то, что произвел двигатель в результате своей работы, в результате своей жизнедеятельности. Он выполняет механическую работу и производит отработанные газы. Вот как доктор по анализу видит, что происходит, так и мы по составам отработанных газов видим, что происходит в двигателе.
Здесь еще нужно добавить, что газоанализатор нужен только четырехкомпонентный.
Нужно обязательно CO2, нужно обязательно O2, расчетные параметры лямбды (датчик кислорода).
Естественно, характер информации, которую мы получаем с помощью этих приборов, он разный. Газоанализатор выдает одно, мотортестер другое, сканер выдает третью информацию.
Условные области информации о двигателе, которая доступна основным диагностическим приборам и дополнительным приборам.
Дополнительное оборудование
Даже основными диагностическими приборами мы не может полностью собрать информацию о некорректной работе двигателя. Остаются небольшие области, в которых все три прибора бессильны. Здесь используется дополнительное диагностическое оборудование.
Топливные монометры
В первую очередь, это набор топливных манометров. Набор переходников под разные системы, разные модели автомобилей.
Компрессометр служит для оценки состояния цилиндров. Но более серьезно их можно оценить пневмотестером. Им можно определить досконально работу цилиндра, железа цилиндра.
Приезжает автомобиль, троит, подтраивает. Меряем компрессию – все хорошо, но по газоанализу видно, что не все хорошо, а компрессия вроде бы нормальная. Берем пневмотестер, смотрим – а в одном цилиндре утечка. И уже знаем: какая утечка и куда (через клапан, через кольцо или в систему охлаждения).
Этот прибор очень желательно иметь. Он, конечно, стоит порядка 6 тысяч, но прибор очень полезный, сколько дефектов можно найти с его помощью – не пересчитать.
Разрядники
Если вы сняли для какого-либо измерения наконечник с высоковольтного провода, его ни в коем случае нельзя просто оставить где-то.
Какой более безболезненный вариант в этом случае?
- Снять с катушки провод, положить его рядом и пытаться завести двигатель или компрессию померить;
- Снять с катушки провод, положить его на массу, накоротко (сделать короткое замыкание), и делать то же самое.
Если мы снимем провод и просто положим — мы убьем катушку. Поэтому разрядники обязательно потребуются.
Не запускается автомобиль. Просто посмотреть наличие искры. Одеваем разрядник и смотрим.
Почему на разрядники нужно смотреть?
Дело в том, что, искровой зазор большой на разряднике, и на свежем воздухе мы катушку нагружаем, даем ей, как говорится, пинка.
А если мы вытащим свечку, оденем высоковольтный провод на свечу, положим, так искра будет.
Зазора нет, давления нет, здесь нужно понимать – в цилиндрах есть давление, а на воздухе давление – одна атмосфера, и пробивается гораздо легче.
Машина не заводится — искра есть, все есть. Одели провод, положили свечу на двигатель, крутим двигатель — искра есть.
Цепляем мотортестер, смотрим осцилограмму — искры нет. Катушку поменяли, машина завелась. Искра была, на воздухе, на свечке она была.
Если бы нацепили свечу на разрядник, мы бы увидели, что искры нет. На разряднике зазор большой, искры бы там не было. Такая вещь тоже полезна.
Тестер утечек
Попросту говоря — это генератор дыма. Туда заливается специальный состав, он там нагревается, дымится со страшной силой, и дым подается во впускной коллектор. Это делается для того, чтобы найти утечки во впускном коллекторе.
Какие места утечек могут быть:
- Ось дроссельной заслонки. Куда дроссельная заслонка одевается, из этих втулочек дымит регулярно. Если дроссельный узел походил лет пять — уже будет дымить оттуда.
- Регуляторы холостого хода.
Конечно, это не основной прибор, нет крайней необходимости в нем, но очень полезная вещь, очень удобная и значительно облегчает поиск подсоса воздуха.
Стетоскоп технический
Тоже очень полезная штука, стоит копейки. Этим прибором можно прослушать двигатель на пример каких-то механических стуков, где-то там поршня постукивают, клапана постукивают, побрякивают, используют для прослушивания форсунок.
Эндоскоп
Очень удобная штука, одно дело, когда вы что-то померяли, посмотрели. А если предполагать, что детонация происходит из-за нагара в камере сгорания, потому что других причин нет?
Как это увидеть не разбирая двигатель? – Эндоскопом. Выворачиваем свечку, заглядываем, смотрим.
Эндоскопы бывают как самостоятельные приборы и как камеры с подключением к компьютеру (такие будут дешевле).
Существует большая проблема – не заводится двигатель в морозы. На впускных клапанах, вследствие подачи топлива на клапан – впрысковые моторы подают топливо на клапан, и он обрастает смолой, покрывается ей как губкой.
Топливо брызнуло на клапан, клапан горячий, что могло испариться – испарилось, а смола осталась.
И в итоге впрысковые моторы вот этим страдали. Форсунка брызнула на клапан, бензин впитался, образовавшейся смолой, и машина не завелась. Тоже, это очень легко обнаружить эндоскопом.
Пример образования смолы (нагара)
Тестер цепей
Для работы потребуется набор тестеров и всевозможных пробников . В основном, лучше покупать тестеры, заточенные именно под автомобильную тематику, чтобы он мог и померить то, что интересует.
Базы данных
Помимо оборудования необходимы базы данных. Без базы данных на современном диагностическом участке попросту никуда.
Что такое база данных?
Естественно, автодилер получает от производителя какую — то компьютерную программу, в ней заложена вся информация по ремонту, сроки обслуживания, все моменты затяжки, все геометрические размеры, заправочные объемы, все электросхемы, в общем, все необходимое для работы специалиста на станции. Такая база данных называется дилерская.
Пример из базы данных Chevrolet:
Заключение
В статье мы рассмотрели диагностическое оборудование для диагноста бензиновых двигателей. Это, конечно, список в идеале.
На практике же не всегда будет возможность приобрести тот или иной прибор, да и специфика работы может не потребовать часть упомянутых приборов.
Приборы электрооборудования
Современная бытовая техника ежедневно окружает нас и создает комфортные условия для проживания в доме. К таким приборам относятся: системы охлаждения воздуха, пылесосы, посудомоечная и стиральная машины, другие электронные помощники по быту.
Кроме бытовых электрических приборов мы каждый день сталкиваемся с приборами электрооборудования в производственных помещениях, в собственном автомобиле.
Регулярная эксплуатация приборов электрооборудования будет эффективной, когда ответственные лица за их работу будут своевременно проводить диагностику и ремонт электроприборов.
Устройства и приборы для проверки и диагностики электрооборудования
Диагностика электрического оборудования во всех сферах деятельности человека (производство, быт, автомобиль), это необходимость и мера безопасности.
От исправности электрооборудования в работе устройств и механизмов зависят производственные процессы, но в основном, это безопасность для жизни человека.
Высоковольтные подстанции, КТП, электрооборудование производственных цехов подвергаются периодической диагностике, главным параметром безопасности является состоянии изоляции приборов и кабелей. Сопротивление изоляции может на момент диагностики показать, насколько состарилось электрооборудование, какие меры надо своевременно принимать.
Проведение периодической диагностики электрооборудования авто необходимо выполнять из-за фактора безопасной езды, так как в пути в процессе движения электрооборудование современного автомобиля кроме обеспечения необходимых для работы авто характеристик обеспечивает безопасность водителя и пассажиров в дороге.
Приборы для проверки электрооборудования автомобилей
Система электрооборудования автомобиля и схемы электрических соединений обеспечивают работу автомобиля, с помощью электрики проводится пуск мотора, зажигаются фары, обеспечивается комфорт в салоне машины.
Схема электрооборудования автомобиля в стандартном варианте состоит из следующих элементов:
- батарея питания, пуск двигателя без нее невозможен;
- зажигание, поворотом ключа замыкаются нужные контакты;
- стартерное устройство для запуска двигателя;
- генератор для выработки электричества после пуска двигателя авто, от него запитаны все потребители электрической энергии в машине;
- схема освещения: фары, салон, подкапотное и багажное пространство;
- электрическая проводка.
Кроме указанной схемы в работе электрики связаны много датчиков и приборов, коммутационные блоки, моторчики, другое электрическое оборудование.
Все электрические приборы можно проверить специальным инструментом в процессе диагностики авто, а именно:
- индикаторы для проверки исправности: зажигания, свеч;
- автомобильный тестер;
- прибор «автотестер АТ»;
- комбинированный вариант прибора «Автотестер АТ 1М»;
- прибор «КПА 1»;
- приборы: «ПА 1», угловой измеритель ЗСК, «ТОР 01», прибор «ШП 6»;
- проверка генератора и стартера приборами: Э236, ППЯ модель 533;
- автомобильный мультиметр-тахометр;
- контроль работы автомобильной электросхемы: индикатор ЗСК и индикатор качества топливной смеси «ИКС 1».
Электрооборудование бытовых приборов
Безопасность человека при работе с электрооборудованием бытовых устройств и механизмов обеспечивается периодическими тестами, которые включают проверку электрической проводки в квартире, доме.
Используя основной параметр для безопасной эксплуатации электрического бытового оборудования (сопротивление изоляции), можно сделать вывод о его состоянии, изоляция проверяется приборами: омметром или мегомметром.
К бытовым электрическим приборам относятся многие устройства нас окружающие, это:
- Электрооборудование, разгружающее быт человека: посудомоечные и стиральные машины, пылесосы, устройство мокрой мойки, полотеры.
- Небольшие помощники в быту: санитарно-гигиеническое оборудование, утюги и фены, гладильные устройства, другое оборудование.
- Электрооборудование создания комфорта: системы охлаждения воздуха (кондиционеры), вытяжные системы, системы электрического обогрева (теплый пол, камины, тепловые вентиляторы), электрические сушилки белья, другое оборудование этого направления.
- Электрические нагреватели, бойлеры, электрический инструмент, электрические насосы для дома.
- Для частного дома и фермерского хозяйства электрическое оборудование: маслобойки, инфракрасные обогреватели, насосы для фермы, приборы управления и контроля работой бытовых устройств и механизмов.
- Все бытовое электрооборудование, включая электропроводку и выключатели с розетками должно периодически тестироваться на сопротивление изоляции и целостность электрических соединений.
Приборы контроля электрооборудования
В производственных цехах, на подстанциях рабочее состояние электрооборудования контролируется специальными приборами и вспомогательной аппаратурой, которая подразделяется на контрольно-измерительную и испытательную аппаратуру.
Контрольными приборами для измерения силы тока являются амперметры, включаются в схему электрооборудования, а действующее напряжение контролируется вольтметром.
Промышленность предлагает для эффективной эксплуатации и правильной наладки электрооборудования, следующие приборы:
- приборы для испытания электрооборудования;
- контрольно-защитную аппаратуру;
- испытательные трансформаторы;
- комплексные установки для испытания электрооборудования;
- специальные стенды для испытания и проведение контроля ремонта оборудования высоковольтным напряжением;
- приборы контроля и измерения изоляции электрооборудования;
- устройства контроля состояния электрооборудования в рабочем режиме.
Современные дефектоскопы могут без снятия напряжения контролировать состояние изоляторов работающих под высоким напряжением.
Применяя компенсационный способ контроля можно следить за исправностью высоковольтных вводов в производственные цеха и подстанции, для этих целей используются приборы, выпускаемые в Чебоксарах, это: КИВ 1, КИВ 2, КИВ 3, КИВ 500Р которые контролируют параметры и сигнализируют оператору об их нарушении.
Приборы для испытания электрооборудования
Сложное электрооборудование испытывается и диагностируется современными приборами и устройствами, это:
- диагностическое оборудование проверки и испытаний АКБ (аккумуляторных батарей);
- приборы испытания заземляющих устройств;
- аппаратура испытания высоковольтных выключателей;
- оборудование испытания первичных сетей;
- измерители сопротивления изоляции: микроомметры, мегомметры;
- аппаратура проверки вакуумных камер;
- испытательное оборудование токовых трансформаторов;
- ультразвуковая диагностика электрооборудования;
- мобильные диагностические комплексы.
Специалистами проводится испытание электрической проводки специальным оборудованием в зданиях, а также проверяются силовые трансформаторы. Выезжают мобильные лаборатории для проведения испытаний кабельных линий и электрооборудования.
Электрическое оборудование испытывают по следующим параметрам:
- проверка сопротивления изоляции электрической схемы оборудования;
- проверяются диэлектрические потери измерением тангенса угла;
- вторичные обмотки трансформаторов проверяют повышенным напряжением;
- фиксируются параметры намагничивания оборудования;
- определяется коэффициент трансформации;
- проверяются вторичные обмотки сопротивлению постоянному току;
- испытывается трансформаторное масло, проверяется наличие газов в нем;
- диагностируется релейная защита в силовых устройствах и силовых трансформаторах;
- проверяются соединение всех контактных групп.
Когда обнаруживаются, по какому-то пункту дефекты, их устраняют и электрооборудование испытывается снова по всем параметрам, а своевременный электрический аудит на предприятии оборудования дает возможность руководству принять необходимые меры, не допустить аварийной ситуации.
Ремонт и ТО приборов электрооборудования
Техническое обслуживание электрооборудования включает проверку и ремонт приборов, которые контролируют его работу.
Задача проведенного ТО – это продление эксплуатационных характеристик электрического оборудования и приборов его обслуживающих.
Обслуживание приборов оборудования бывает плановое и производственное, а именно:
- Производственное обслуживание проводится силами электротехнического участка, грамотными специалистами, с допуском и соответствующей квалификацией, в ТО входит: осмотр электрооборудования перед началом работы, его очистка от грязи и пыли, проверка контрольных приборов и сигнализации, контроль над эффективной работой механизмов, проведение внеочередного обслуживания приборов, выполнение переключений.
- Плановое обслуживание электрических устройств и механизмов заключается в углубленной чистке механизмов, частичного разбора их и смазки подшипников, сменой щеток, пружин и других не долговечных деталей. Проверяются приборы контроля на точность показаний.
В процессе проведения ТО рабочий персонал определяет возможность возникновения неисправностей из-за отказов работать изношенных элементов оборудования и приборов.
Найти неисправности в процессе ТО на простых механизмах труда для электрика не составит, а для поиска неисправностей сложного электрического оборудования специалистами составляется алгоритм действий и последовательность всех операций.
Для реализации поиска неисправностей используются три способа:
- проведение последовательного функционального анализа всех действий;
- способ половинного разбиения электрической схемы оборудования для поиска неисправностей;
- в схемах хаотично соединенных элементов применяют метод вероятностно – временной, когда данные о возможных отказах оборудования систематизируются по временной шкале.
Для того чтобы определить неисправность в сложном электрооборудовании, специалистами строится функциональная модель этого устройства, составляют список вероятностных неисправностей оборудования.
Созданная матрица должна иметь следующий вид: в верхней части располагаются неисправности по основным признакам неправильной работы механизмов или оборудования, далее построчно указывают причины отказов электрооборудования из-за сработавшихся отдельных элементов, указывается время, потраченное на выяснение и проверку элемента. Полученный алгоритм значительно снижает время на поиск неисправностей в процессе ТО на сложном электрооборудовании.
Производители и поставщики приборов для проверки и диагностики электрооборудования
Качество приборов выполняющих измерительные и контрольные функции в работе электрооборудования, это основной показатель, от него зависит длительность работы оборудования и сложных технологических процессов.
Производителей приборов можно классифицировать по вектору применения диагностических устройств (стендов), для какой сферы применения электрооборудования они изготавливаются.
На рынке поставщиков и производителей приборов для диагностики и проверки электрооборудования в России значимые позиции занимают следующие компании, это:
Российская компания из города Мытищи Московской области организованной в 2001 году, ООО «Новосистемс». На рынке компания стала известна, благодаря своим поставкам радиоизмерительного оборудования.
Специалисты компании ориентируются на новые методики проведения испытательных и измерительных работ с электрооборудованием. Каталог компании предлагает покупателям приборы КИП, контрольные приборы (сигнализаторы, функциональные генераторы, оптические тестеры, другие приборы), автотрансформаторы и испытательные аппараты.
Компания «Электронмаш» СПб, город Санкт-Петербург в России предлагает электрооборудование известных мировых производителей приборов таких, как:
- российская компания Сенсор;
- фирма Теко из Германии;
- компания OMRON из Японии;
- другие известные компании.
Польская компания Сонэл имеет собственное представительство в России с 1999 года. Все электрооборудование имеет международные сертификаты качества. Каждый этап производства контролируются.
Сонэл работает с такими известными компаниями, как: Газпром, Мосэнерго, Ростет.
Предприятие производит:
- приборы, измеряющие состояние сопротивления изоляции электрооборудования и кабелей;
- определители петли КЗ в электрооборудовании;
- омметры и микроомметры;
- определители качества электроэнергии;
- электроизмерительные приборы;
- электрические клещи разных моделей;
- фазоуказатели и указатели напряжения в сети;
- другие устройства.
Словенская компания Метрел изготавливает приборы и реализует их в России через свое представительство в следующих областях:
- для безопасной работы электроустановок;
- диагностика компьютеров авто;
- мониторинг состояния экологии на вредных производствах.
Иркутская компания ПромАвто предлагает стенд СКИФ 1-05А, который предназначен для комплексного определения состояния электрического оборудования автомобилей генераторов и стартеров.
Изготовители приборов электрического контроля электрооборудования особое внимание удлиняют качеству и надежности выпускаемой продукции.
Больше о приборах для проверки и диагностики электрооборудования можно узнать на выставке «Электро».