§ 5. Устройство и установка машинной иглы
Машинная игла служит для получения строчки. Она прокалывает материалы и проводит через них верхнюю нитку к челночной, образуя стежок.
Машинная игла — это прямой стальной стержень неодинаковой толщины, заостренный на тонком конце (рис. 22). Утолщенная часть иглы называется колбой. Она предназначена для закрепления иглы в муфте игловодителя машины. На выпуклой стороне колбы указывают номер машинной иглы.
Рис. 22. Машинная игла
Ниже колбы находится стержень с острием на конце. Чуть выше острия — ушко иглы. Стержень имеет два желобка — длинный и короткий. В длинном желобке помещается нитка во время прокола материала иглой и обратном ее ходе. Этот желобок защищает нитку от перетирания. В короткий желобок нитка входит только в начале прокола материала. Верхнюю нитку вдевают в ушко иглы со стороны длинного желобка.
Подбор номеров машинной иглы и швейных ниток в зависимости от вида ткани
Качество машинной строчки во многом зависит от правильного подбора иглы и швейных ниток. В зависимости от диаметра (толщины) стержня машинные иглы выпускают от № 60 до № 210. Чем толще стержень, тем больше номер, у ниток — наоборот: чем тоньше нитка, тем больше номер.
Номер машинной иглы выбирают в соответствии с толщиной и плотностью ткани (табл. 5).
Таблица 5.
Подбор машинной иглы и швейных ниток в зависимости от вида ткани
Устройство и установка машинной иглы
план-конспект урока (технология, 6 класс) по теме
План-конспект урока по технологии для учащихся 6 класса.
Обучающие: ознакомить учащихсся с устройством машинной иглы; научить правильному подбору иглы для шитья, последовательности и правильности установки ее в машину.
Развивающие: развивать у учащихся память, техническое мышление, координацию движения рук, исполнительские умения.
Воспитывающие: воспитать эстктический вкус, внимательность.
Дать учащимся возможность продемонстрировать свои способности, умение раотать с информацией. Развивать внимание, умение делового общения. Прививать навыки культуру труда и аккуратности, уважительного отношения друг к другу.
К плану-конспекту прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Устройство и установка машинной иглы | 7.2 КБ |
Презентация «Устройство и установка машинной иглы» | 906 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по технологии для учащихся 6 класса
Устройство и установка машинной иглы.
Тема урока: Устройство и установка машинной иглы.
Обучающие: ознакомить учащихся с устройством машинной иглы; научить правильному подбору иглы для шитья, последовательности и правильности установки её в машину.
Развивающие: развивать у учащихся память, техническое мышление, координацию движения рук, исполнительские умения.
Воспитательные : воспитывать эстетический вкус, внимательность.
Дать учащимся возможность продемонстрировать свои способности, умение работать с информацией. Развивать внимание, умение делового общения. Прививать навыки культуры труда и аккуратности, уважительного отношения друг к другу.
Тип урока : комбинированный.
Методы проведения урока : объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Форма урока : групповая, индивидуальная.
Оборудование и наглядные пособия : швейные машины, набор ручных инструментов, плакат «Регулировки и уход за швейной машиной», образцы номеров иголок, инструкционные карты.
1.Проверить наличие учащихся.
2.Проверить готовность учащихся к уроку.
Учитель. Сегодняшний урок хочу начать с загадки.
По шёлку да по ситцу
Как мал её шажок!
Зовётся он – стежок.
Учащиеся отгадывают загадку, учитель называет тему урока и вместе с учениками ставит цели урока.
Прежде чем перейти к изучению новой темы повторим пройденный материал.
II. Повторение пройденного материала.
Устный опрос. Вопросы:
- Какая строчка считается качественной?
- От чего зависит длина стежка?
- Назовите дефекты машинной строчки.
III. Изучение устройства и установки машинной иглы.
Игла. История возникновения.
При слове «игла» мы обычно представляем себе орудие для шитья в виде заострённого маленького металлического стержня с ушком для вдевания нитки. Но ведь есть ещё гравировальные иглы, медицинские (полые внутри). Да мало ли ещё «профессий» у иглы?
Но первые иглы, конечно, были не стальные. Они изготовлялись из рыбных и других костей. Археологи ещё и сейчас находят их при раскопках поселений, относящихся к каменному веку. С помощью заострённого камня наш далёкий предок проделывал в игле небольшое отверстие – ушко – и сшивал шкуры нитками из жил.
На смену костяным пришли бронзовые, затем железные, а в домах богатых людей – серебряные иглы. Первые стальные иглы завезли в Европу в XIV в. арабы.
Долгое время иглы изготавливали вручную. Сначала ковали тонкий стержень, один конец которого загибали (ушко ещё не умели делать), а другой затачивали. Но когда была придумана волочильная доска, иголки стали гораздо более изящными, гладкими, а главное, прочными.
В Россию металлическая игла пришла из Германии в XVII в. Но вскоре русские мастера раскрыли секрет изготовления столь необходимой в быту вещи. В 1677 г. только в одной мещанской слободе в Москве насчитывалось пять игольных мастеров. Как же делали иголки? Их ковали. Можно представить себе, сколь ювелирной была эта ковка.
В XVIII в. в Европе началось бурное развитие булавочного производства. Тогда появились различные механические приспособления, станки, на которых и стали штамповать булавки и иглы.
Машинная игла – это прямой стальной стержень неодинаковой толщины. Утолщённая часть иглы называется колбой. Она предназначена для закрепления иглы. На выпуклой стороне колбы указывают номер машинной иглы.
Учащиеся в тетради зарисовывают машинную иглу и записывают названия её частей.
- Исходное положение – сидя. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить несколько раз.
- Исходное положение – сидя. Поднять глаза вверх (не поднимая головы), вниз, вправо, влево. Повторить несколько раз.
Затем учитель объясняет, как правильно установить иглу, рассказывает о назначении желобков.
Стержень машинной иглы имеет два желобка – длинный и короткий. Длинный желобок защищает нитку от перетирания. В короткий желобок нитка входит только для образования петельки при движении иглы вверх.
Качество машинной строчки во многом зависит от правильного подбора иглы и швейных ниток. В швейном производстве в зависимости от диаметра ( толщины ) стержня машинные иглы используют от № 60 до № 150. Чем толще стержень, тем больше номер иглы; у ниток – наоборот. Номер машинной иглы выбирают в соответствии с толщиной и плотностью ткани.
Приёмы установки иглы в иглодержатель :
- Поворотом махового колеса поднять игловодитель в крайнее верхнее положение;
- Ослабить винт иглодержателя;
- Установить иглу в иглодержатель до упора, соблюдая правильность установки и направления короткого и длинного желобков иглы, закрепить винт с помощью отвёртки.
IV. Практическая работа.
При работе с иглой нужно соблюдать технику безопасности:
Я иголка для шитья
Нас огромная семья
Мелких, средних и больших
Для машинок и простых
Чтобы мы все вместе жили
Нам специальный валик сшили.
Дай мне тряпочку свою
Я к ней пуговку пришью,
Но при этом нужно знать,
Что с иглой нельзя играть
Я ведь шуток не люблю –
Тут же палец уколю
Ведь со мной работать можно
Только очень осторожно!
Учащиеся разбиваются на группы, получают задание от учителя и приступают к практической работе, пользуясь инструкционной картой (устанавливают иглу в иглодержатель).
V. Закрепление изученного материала.
Вопросы для закрепления:
- Из каких частей состоит машинная игла?
- Какой стержень иглы толще – у № 90 или 120?
- Как устанавливается игла в иглодержатель?
Подведение итогов урока, анализ допущенных ошибок, выставление оценок.
Домашнее задание: уметь объяснить основные понятия по теме.
Урок на тему :»Устройство и установка машинной иглы».
Технологическая карта урока.
Данные об учителе: Максимова Ирина Ивановна, первая категория, МОУ «Рудногорская сош»
Предмет: технология Класс: 6. Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технология. Обслуживающий труд»
Тема урока: Устройство и установка машинной иглы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания с практическим применением.
Форма урока: Лабораторно-практическая работа, с элементами исследования.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы работы с учащимися: в парах, в группах, самостоятельно по учебнику, коллективные обсуждения, взаимоконтроль.
Оборудование: швейные машины с ручным приводом, набор машинных игл, набор ниток, отвёртки, образцы тканей для выполнения пробных строчек, учебный плакат.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
-имеют понятия «устройство» швейной машины, регулирование длины стежка;
-умеют заправлять верхнюю и нижнюю нить, шить на швейной машине.
— умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.
Цели урока как планируемые результаты обучения:
Знанивые: расширить понятия об устройстве швейной машины, изучить устройство машинной иглы.
Деятельностные: научиться устанавливать машинную иглу, уметь правильно подбирать иглу и нитки для пошива определённого вида ткани.
Компетентностные: научиться определять и устранять неполадки в работе швейной машины.
регулятивные – уметь наблюдать, сравнивать, сопоставлять, подводить под понятие, умение сформулировать алгоритм действия, осуществлять контроль по результату.
коммуникативные — умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.
познавательные— извлекать необходимую информацию; выбирать наиболее эффективные способы решения задач, структурировать знания;
Личностные: Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.
Конспект урока: «Устройство машиной иглы «
Тема: Устройство и установка машинной иглы
Сформировать знания учащихся о машинных иглах применяемые в швейной машине, их устройстве, подбора в зависимости от ниток и ткани, правилами установки в игловодителе. Закрепить знания основных частях и правилах работы на швейной машине с электрическим приводом. Научить вставлять машинную иглу в швейную машину и выполнять пробные машинные строчки по бумаге.
Формирование устойчивого внимания через интерес к заданию.
Коррекция и развитие моторики, точности выполнении работы.
Коррекция и развитие памяти.
Воспитать мотивацию к обучению.
Тип урока : комбинированный.
I. Организационный момент
Приветствие учащихся и учителя. Проверка готовности к уроку.
II. Повторение пройденного материала
– На предыдущем урока по теме: «Устройство и назначение швейной машины» учащиеся изучали термины, новые понятия, устройство швейной машины и на этом этапе необходимо закрепить полученные знания путем предложенных учителем карточки с изображением основных частей швейной машины.
Необходимо карточку с изображением детали швейной машины соответствовать с названием детали швейной машины ( Приложение 1 ):
Игловодитель
с машинной иглой
Регулятор натяжения
верхней нити
Регулятор длины стежка
Регулятор вида
декоративной строчки
Рычаг обратного хода
– Как вы думаете, какие части имеет машинная игла?
– Для чего необходимо ушко иглы?
– Для чего служит длинный желобок на машинной игле?
– Как подбирают иглу и нитки при пошиве изделий?
III. Сообщение темы урока, целей урока
Учитель сообщает тему и цель урока.
IV. Объяснение нового материала
Игла – один из самых важных рабочих органов швейной машины. Машинная игла прокалывает ткань и проводит через неё нитку.
4.1. Устройство машинной иглы
Машинная игла состоит из колбы, лезвия , и острия –
На колбе есть лыска.
На лезвии иглы расположены два желобка – короткий и длинный . При проколе ткани лезвием иглы нитка заходит в длинный желобок. Это предохраняет её от обрыва.
На конце лезвия находится остриё с ушком. Остриё служит для прокалывания ткани. В ушко иглы вдевают нитку.
Остриё иглы всегда должно быть острым. Затупившуюся иглу необходимо немедленно заменить.
4.2. Виды машинных игл. Машинные иглы различают по номерам: № 75, 90, 100, 110, 120. Чем больше номер, тем толще игла. Номер иглы ставится на лыске.
4.3. Подбор машинных игл и ниток . Качество работы на швейной машине во многом зависит от правильного подбора иглы и швейных ниток.
При пошиве изделий надо учитывать толщину и плотность ткани. Для толстых тканей применяют более толстые иглы и нитки. Для тонких тканей подбирают тонкие иглы и нитки. При пошиве изделий из хлопчатобумажных тканей используют иглы № 75, 90, а нитки № 40, 50.
4.4. Установку машинной иглы осуществляют в следующей последовательности:
Повернув маховое колесо, поднять игловодитель в верхнее положение.
Ослабить винт иглодержателя.
Ввести иглу в иглодержатель до упора, так чтобы длинный желобок находился со стороны нитенаправителя.
Закрепить винт иглодержателя.
Проверить установку иглы: поднять и опустить иглу в отверстие игольной пластины.
Мы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайцы,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись, и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули.
6. Вводный инструктаж
Повторение техники безопасности при работе на швейной машине. Объяснение хода работы самостоятельной практической работы учащихся. Проверка готовности учащихся к работе, наличие раздаточного материала.
Правила техники безопасности при работе на швейной машине
– При работе на швейной машине надо соблюдать осторожность.
Перед началом работы:
Спрятать волосы под косынку.
Проверить, не осталось ли в изделии булавок или игл.
Проверить, нет ли посторонних предметов на платформе машины.
Во время работы:
Следить за правильным положением рук, чтобы не проколоть пальцы иглой.
Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.
Не производить чистку и смазку машины на рабочем ходу.
По окончании работы:
Отрывать нитки с помощью нитепритягивателя или обрезать их ножницами.
7. Самостоятельная, практическая работа учащихся
7.1. С помощью инструкционной карты № 1 ( Приложение 2 ) учащиеся устанавливают машинную иглу в игловодитель.
7.2. Затем с помощью инструкционной карты № 2 ( Приложение 3 ) пробуют проложить машинные строчки. Учащиеся работают на швейной машине с электрическим приводом (без ниток).
Учитель объясняет, помогает, показывает, проверяет правильность выполнения задания.
7. Итоговый инструктаж (подведение итогов и урока в целом).
– Ребята! Назовите основные части машинной иглы?