Методическая разработка открытого урока по МКД.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по теме: «Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания»
методическая разработка на тему
Методическая разработка открытого урока по МКД.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по теме: «Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borchin_otkr.urok_.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка открытого урока по МКД.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по теме: «Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания»
Подготовил и провел мастер производственного обучения Борчин Михаил Дмитриевич
Разработка урока с применением ИКТ «Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания»
Цель занятия: создание условий для формирования знаний об общем устройстве и работе двигателя внутреннего сгорания.
- Обучающая: познакомить студентов с общим устройством и рабочими циклами четырехтактного карбюраторного двигателя легкового автомобиля;
- Развивающая: способствовать развитию у студентов понимания общего устройства двигателя внутреннего сгорания для определения неисправности и выбора методов ее устранения; развивать умение доказывать и отстаивать своё мнение, делать выводы; расширять словарный запас технических терминов и понятий;
- Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к технике, понимание необходимости бережного отношения к окружающей среде; воспитывать умение выслушать и принять во внимание мнение других.
Методическая цель: связь теоретического обучения с практическим обучением.
- повторить пройденный материал;
- изложить информацию по теме;
- закрепить полученные знания;
- проконтролировать качество усвоения нового материала и оценить знания студентов.
Оборудование, учебно-наглядные пособия:
- компьютер,
- мультимедийный проектор и экран;
- компьютерные программы;
- карточки-задания (Приложение 1) ;
- презентация «Устройство автомобиля» (Приложение 2) ;
- макет двигателя внутреннего сгорания;
- схема двигателя внутреннего сгорания .
Основной метод: объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ.
Межпредметные связи: химия, физика, черчение.
Раздаточный материал : учебники, карточки с заданиями по теме «Общее устройство автомобиля».
I. Организационный момент.
(Цель этапа: развитие ученического самоуправления. Быстрое включение студентов в рабочий ритм. Воспитание ответственности за порученное дело.)
- Взаимное приветствие мастера производственного обучения и студентов.
- Принятие рапорта у дежурного студента о посещаемости, проверка готовности студентов к занятию.
II. Повторение пройденного материала.
(Цель этапа: актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний.)
1. Мастер производственного обучения делит группу на три подгруппы. Каждая подгруппа получает карточку с заданиями. На выполнение заданий отводится 3 минуты. Студенты совместно обсуждают варианты ответов. По истечении заданного времени отвечает на вопросы один представитель каждой подгруппы.
2. Обобщение ответов студентов и переход к восприятию нового материала.
- Какие детали автомобиля мы вспомнили? (Кузов, шасси, трансмиссия.)
- Для чего служит кузов автомобиля? (Для размещения пассажиров, багажа. К кузову крепятся детали автомобиля.)
- Какую функцию выполняет шасси? (Передача энергии от двигателя к колёсам и управление ими.)
- Назовите детали шасси? (Трансмиссия, ходовая часть и системы управления.)
- Из каких деталей состоит трансмиссия? (Сцепление, коробка передач, карданная передача и ведущий мост.)
- Без чего все эти агрегаты автомобиля не могут работать? (Без двигателя.)
III. Сообщение темы и цели занятия.
Мастер производственного обучения задает вопросы студентам:
- Какие двигатели вы знаете, перечислите их?
- Как они работают?
- Как не допустить поломку двигателя?
- Если происходит поломка двигателя, как устранить неисправность?
Мастер производственного обучения благодарит за ответы и переходит к сообщению темы лекции – диалога «Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания».
Знания по этой теме вам нужны будут для понимания общего устройства и работы двигателя внутреннего сгорания, чтобы в дальнейшем вовремя определить неисправность и принять меры к ее устранению. А также для правильного обслуживания автомобиля, увеличивая срок его эксплуатации.
IV. Работа по теме.
(Цель этапа: изложение нового материала.)
Изучение содержания темы происходит с помощью лекционного материала по теме «Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания» с применением материалов презентации «Устройство автомобиля», схемы двигателя внутреннего сгорания и макета двигателя внутреннего сгорания.
Применение данной формы работы (лекция-диалог), презентации «Устройство автомобиля», схемы двигателя внутреннего сгорания и макета двигателя внутреннего сгорания способствует развитию познавательной деятельности студентов.
Мастер производственного обучения рассказывает теоретический материал, задаёт вопросы и демонстрирует презентацию «Устройство автомобиля» и схему двигателя внутреннего сгорания.
Студенты конспектируют лекцию, участвуют в диалоге, отвечая на вопросы мастера производственного обучения.
1. Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания.
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – самый распространенный тип двигателя легкового автомобиля. Работа двигателя этого типа основана на свойстве газов расширяться при нагревании. Источником теплоты в двигателе является смесь топлива с воздухом (горючая смесь).
- Какие типы двигателя вы знаете?
Двигатели внутреннего сгорания бывают двух типов: бензиновые и дизельные. В бензиновом двигателе горючая смесь (бензина с воздухом) воспламеняется внутри цилиндра от искры, образующейся на свече зажигания.
- Для чего нужен воздух? (Для поддержания горения в качестве окислителя.)
В дизельном двигателе горючая смесь (дизельного топлива с воздухом) воспламеняется от сжатия, а свечи зажигания не применяются. На обоих типах двигателей давление образующейся при сгорании горючей смеси газов повышается и передается на поршень.
Поршень перемещается вниз и через шатун действует на коленчатый вал.
- В результате этого, что происходит с коленчатым валом? (Он вращается.)
Для сглаживания рывков и более равномерного вращения коленчатого вала на его торце устанавливается массивный маховик. (Мастер производственного обучения демонстрирует на макете)
Рассмотрим основные понятия о двигателе внутреннего сгорания и принцип его работы. (Слайд 3)
В каждом цилиндре установлен поршень .
Крайнее верхнее его положение называется верхней мертвой точкой (ВМТ).
- А крайнее нижнее положение как будет называться? ( Нижней мертвой точкой (НМТ).)
Расстояние, пройденное поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня . За один ход поршня коленчатый вал повернется на половину оборота.
Камера сгорания (сжатия) – это пространство между головкой блока цилиндров и поршнем при его нахождении в ВМТ.
Рабочий объем цилиндра – пространство, освобождаемое поршнем при перемещении его из ВМТ в НМТ.
Рабочий объем двигателя – это рабочий объем всех цилиндров двигателя.
- В каких единицах измерения выражается объём двигателя? (В литрах.)
Его выражают в литрах, поэтому нередко называют литражом двигателя. Полный объем цилиндра – сумма объема камеры сгорания и рабочего объема цилиндра.
Степень сжатия показывает, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания. Степень сжатия у бензинового двигателя равна 8–10, у дизельного – 20–30.
От степени сжатия следует отличать компрессию . Компрессия – это давление в цилиндре в конце такта сжатия характеризует техническое состояние (степень изношенности) двигателя. Если компрессия больше или численно равна степени сжатия, состояние двигателя можно считать нормальным.
- А если компрессия меньше степени сжатия. Что это означает? (Изношенность двигателя.)
Мощность двигателя – величина, показывающая, какую работу двигатель совершает в единицу времени. Мощность измеряется в киловаттах (кВт).
- В каких единицах ещё может измеряться мощность двигателя? (В лошадиных силах.)
При этом одна л.с. ≈ 0,74 кВт.
Крутящий момент ДВС численно равен произведению силы, действующей на поршень во время расширения газов в цилиндре, на плечо ее действия. Крутящий момент определяет силу тяги на колесах автомобиля: чем больше крутящий момент, тем лучше динамика разгона автомобиля.
Такт – процесс (часть рабочего цикла), который происходит в цилиндре за один ход поршня. Двигатель, рабочий цикл которого происходит за 4 хода поршня, называется четырехтактным независимо от количества цилиндров.
2. Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя. (Слайды 4, 5)
Мастер производственного обучения рассказывает теоретический материал и демонстрирует рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя на макете двигателя внутреннего сгорания и презентацию «Устройство автомобиля».
1-й такт – впуск. При движении поршня 3 вниз в цилиндре образуется разрежение, под действием которого через открытый впускной клапан 1 в цилиндр из системы питания поступает горючая смесь (смесь топлива с воздухом). Вместе с остаточными газами в цилиндре горючая смесь образует рабочую смесь и занимает полный объем цилиндра;
2-й такт – сжатие. Поршень под действием коленчатого вала и шатуна перемещается вверх. Оба клапана закрыты, и рабочая смесь сжимается до объема камеры сгорания;
3-й такт – рабочий ход, или расширение. В конце такта сжатия между электродами свечи зажигания возникает электрическая искра.
- И что происходит в этот момент? (Воспламенение рабочей смеси.)
А в дизельном двигателе рабочая смесь самовоспламеняется от сжатия.
- Под давлением расширяющихся газов, что происходит с поршнем и коленчатым валом? (Поршень перемещается вниз и через шатун приводит во вращение коленчатый вал.)
4-й такт – выпуск. Поршень перемещается вверх, и через открывшийся выпускной клапан 4 выходят наружу из цилиндра отработавшие газы.
- Куда попадают отработавшие газы? (Через выхлопную систему в атмосферу.)
При последующем ходе поршня вниз, цилиндр вновь заполняется рабочей смесью и цикл повторяется.
Как правило, двигатель имеет несколько цилиндров. В многоцилиндровых двигателях такты работы цилиндров следуют друг за другом в определенной последовательности. Чередование рабочих ходов или одноименных тактов в цилиндрах многоцилиндровых двигателей в определенной последовательности называется порядком работы цилиндров двигателя . Порядок работы цилиндров в четырехцилиндровом двигателе чаще всего принят 1–3–4–2, где цифры соответствуют номерам цилиндров, начиная с передней части двигателя. Порядок работы двигателя необходимо знать для правильного присоединения проводов высокого напряжения к свечам при установке момента зажигания и для последовательности регулировки тепловых зазоров в клапанах.
В двигателе внутреннего сгорания применяются следующие механизмы: кривошипно-шатунный и газораспределительный.
Рассмотрим детали кривошипно-шатунного механизма. (Слайд 6)
Рассмотрим детали газораспределительного механизма. (Слайд 7)
Работу этих механизмов мы изучим на следующих занятиях.
V. Закрепление пройденного материала (практическая работа).
(Цель этапа: систематизация и обобщение знаний. Проверка объёма и глубины полученных знаний, умение использовать их на практике.)
Совместная работа мастера производственного обучения и студентов с опорой на макет двигателя внутреннего сгорания. Мастер производственного обучения задает вопросы, студенты отвечают.
- Показать детали двигателя внутреннего сгорания.
- Рассказать о тактах двигателя внутреннего сгорания.
- Рассказать о взаимосвязи деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.
- Рассказать о порядке работы двигателя.
VI. Домашнее задание.
(Цель этапа: закрепление полученных знаний на занятии.)
Самостоятельная работа с учебником (гл.2, §2.1 учебника) и конспектом.
VII. Подведение итогов занятия, выставление оценок.
(Цель этапа: выяснение, что нового узнали студенты на уроке; оценивание работы группы в целом и отдельных студентов.)
1. Ответы студентов на вопросы мастера производственного обучения.
Вопросы к группе:
- Какая тема урока у нас сегодня была?
- Для чего мы изучали устройство и работу двигателя?
- Какие новые механизмы двигателя вы узнали?
- Работа какого механизма вам не достаточно понятна?
2. Оценка работы студентов.
- Кто, по вашему мнению, сегодня на занятии заслуживает высокой оценки?
Мастер производственного обучения оценивает работу студентов.
Всем спасибо за активную работу на занятии. Всего доброго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» для НПО по специальности «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. 1 курс.
Рабочая тетрадь для самостоятельных работ МДК 01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.
Тестовые задания в 4-х вариантах, 120 вопросов.
Рабочая тетрадь по профессиональному модулю ПМ.01. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по разделу «Сельскохозяйственные машины» предназначена для обучающи.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования 3.
Программа профессионального модуля (далее примерная программа) — является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО.
Профессия: 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производстваМДК 01.02. «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования».