Курс лекций: «Устройство автомобиля»
план-конспект урока
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Общее устройство автомобилей. Их классификация и эксплуатационные свойства
РАЗДЕЛ 1. ДВИГАТЕЛЬ
Тема 2. Общее устройство и работа двигателя
2.1 Двигатель внутреннего сгорания (ДВС), назначение и принцип работы
Тема 3. Система охлаждения
3.1 Назначение, устройство, принцип работы
Тема 4. Смазочная система
4.1 Назначение, устройство, принцип работы
Тема 5. Система питания
5.1 Назначение, устройство, принцип работы
5.2 Система питания дизельного двигателя. Общая схема
РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
2.1 Источники тока
2.2 Потребители электроэнергии
РАЗДЕЛ 3. ТРАНСМИССИЯ
3.2 Коробка передач
3.3 Карданная передача
3.4 Ведущие мосты
РАЗДЕЛ 4. НЕСУЩАЯ СИСТЕМА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ
Тема 6. Кузов легкового автомобиля
6.1 Назначение и общее устройство
Тема 7. Передняя и задняя подвески
7.1 Назначение, общее устройство и принцип работы подвески автомобиля
7.2 Амортизаторы, назначение, общее устройство
РАЗДЕЛ 5. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
Тема 8. Тормозная система
8.1 Назначение, устройство и принцип работы тормозной системы
Тема 9. Система рулевого управления
9.1 Назначение, общее устройство и работа рулевого управления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_lektsii_dlya_broshyury.pdf | 898.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная разработка представляет собой методический материал для изучения курса «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин». Предназначена для изучения раздела модуля и.
Курс «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин» изучается в соответствии с Примерной программой профессионального модуля ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, пр.
Проезд перекрестков очень сложен, ведь приходится за несколько секунд определить, кто из водителей должен проехать перекресток первым, а кто уступить дорогу. При решении билетов, вопросов по проезду п.
Содержание учебной практики (производственное обучение)по МДК 01.02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»2 курс в 21й группе студентовпо профессии 190631.01 Ав.
Урок соответствует рабочей программе, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования. Выбор формы проведе.
Содержание Тема 1. Общее устройство и механизмы двигателейТема 2. Системы двигателейТема 3. ЭлектрооборудованиеТема 4. ТрансмиссияТема 5. Кузов, ходовая часть и механизмы управленияТема 6. .
Целью настоящего курса лекций курса — дать студентам знания по основам теории и практики в области разработки, проектирования, функционирования и эксплуатации информационных систем (ИС).Дис.
Урок общее устройство автомобиля
Общее устройство автомобиля. Рабочий цикл четырехтактного бензинового и дизельного двигателя. Основные механизмы и системы двигателя внутреннего сгорания, их назначение.
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ)
Кривошипно-шатунный механизм. Назначение, общее устройство. Детали кривошипно-шатунного механизма, неисправности, факторы, влияющие на долговечность работы деталей КШМ.
Газораспределительный механизм (ГРМ)
Газораспределительный механизм. Назначение, устройство, принцип работы. Детали газораспределительного механизма, фазы газораспределения, неисправности, факторы, влияющие на долговечность работы деталей ГРМ.
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности, способы их устранения. Охлаждающие жидкости.
Система смазки двигателя
Система смазки двигателя, способы смазывания деталей двигателя. Назначение, устройство, принцип работы, детали системы смазки. Система вентиляции картера. Основные неисправности, способы их устранения.
Топливо-воздушная смесь и ее сгорание
Топливо и топливо-воздушная смесь. Свойства бензинов и дизельного топлива. Состав топливо-воздушной смеси и её сгорание.
Система питания. Общее устройство
Общее устройство системы питания. Назначение, принцип работы, детали. Устройство и принцип работы простейшего карбюратора.
Система питания. Карбюратор
Карбюратор. Принцип действия и устройство систем карбюратора. Основные неисправности и их устранение. Регулировка карбюратора.
Система питания. Инжектор
Инжектор. Принцип действия и устройство приборов инжектора. Виды систем впрыска топлива, основные неисправности.
Система питания дизеля
Система питания дизеля. Принцип действия, назначение и устройство приборов системы питания. Современные системы впрыска топлива, основные неисправности.
Система питания от газобаллонной установки
Система питания двигателя от газобаллонной установки. Принцип действия, назначение и устройство приборов системы питания. Основные неисправности. Техника безопасности при работе с газом.
Система зажигания
Система зажигания. Назначение, устройство, принцип работы. Детали системы контактного зажигания. Бесконтактная система зажигания. Система зажигания на современных инжекторных двигателях. Основные неисправности системы зажигания, регулировка.
Трансмиссия. Сцепление
Трансмиссия автомобиля, сцепление. Назначение, принцип действия, устройство сцепления. Основные неисправности сцепления.
Коробка передач. Общее устройство
Коробка передач. Немного теории, передаточные отношения, внешняя скоростная характеристика двигателя. Назначение, принцип действия, работа классической коробки передач. Синхронизатор, механизм переключения передач, раздаточная коробка. Основные неисправности коробки передач и раздаточной коробки.
Коробка передач. Автомат
Автоматическая коробка передач. Гидротрансформатор. Планетарная передача. Принцип действия, работа коробки автомат, механизм переключения передач. Основные неисправности коробки автомат и способы правильного вождения.
Коробка передач. Вариатор
Вариатор. Принцип действия, работа вариатора, механизм изменения передаточного отношения. Основные неисправности вариатора и способы правильного вождения.
Коробка передач. Главная передача. Дифференциал
Карданная и главная передачи. Назначение, принцип действия, детали карданной и главной передачи. Дифференциал. Шарниры равных и неравных угловых скоростей. Основные неисправности, способы правильной эксплуатации.
Электрооборудование. Источники и потребители тока
Электрооборудование автомобиля. Источники и потребители электрического тока. Электрические схемы. Предохранители и реле. Аккумулятор, устройство и принцип действия. Генератор, устройство и работа. Основные неисправности, способы их устранения.
Электрооборудование. Стартер
Стартер. Назначение, устройство, принцип действия и работа стартера. Основные неисправности стартера.
Несущие элементы. Рама. Кузов. Подвеска
Ходовая часть автомобиля. Несущие элементы, рама, кузов, подвеска. Устройство и назначение основных деталей подвески. Амортизатор, принцип действия. Основные неисправности деталей подвески.
Колеса и шины
Колеса и шины. Назначение, устройство автомобильного колеса, маркировка шин. Углы установки колес.
Рулевое управление
Рулевое управление автомобиля. Назначение, принцип действия рулевого управления. Рулевой механизм и рулевой привод, их детали, устройство. Гидроусилитель и электроусилитель руля. Основные неисправности рулевого управления.
Тормозная система
Тормозная система автомобиля. Назначение, основные схемы рабочей, запасной, стояночной тормозной системы. Принцип действия. Вакуумный усилитель. Регулятор тормозных сил. Антиблокировочная система. Основные неисправности тормозной системы. Тормозные жидкости.
Масла и смазки
Автомобильные масла и смазки. Назначение, свойства, маркировка моторных, трансмиссионных масел и смазок. Периодичность замены. Смазывающее действие.
Элементы теории автомобиля. Силы действующие на автомобиль
Элементы теории автомобиля. Силы, действующие на автомобиль. Факторы, влияющие на значение сил сопротивления движению. Методы уменьшения расхода топлива при разных режимах вождения. Методы повышения безопасности вождения.
Разработка открытого урока «Классификация и общее устройство автомобилей» с применением ИКТ.
план-конспект урока на тему
Классификация и общее устройство автомобилей, с применением ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_i_obshchee_ustroystvo_avtomobiley.docx | 64.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока
«Классификация и общее устройство автомобилей»
с применением ИКТ
Подготовил преподаватель Ковалев Евгений Юрьевич
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, практикум).
Цели урока:
— образовательные: получение первоначальных знаний о классификации автомобилей и общем устройстве автомобиля;
— развивающие: расширение словарного запаса технических терминов и понятий, развитие наблюдательности, внимания и технологического мышления, формирование способности анализировать полученную информацию;
-воспитывающие: формирование культуры общения и познавательного интереса к предмету, к техническому творчеству, к профессии «Водитель», подготовка учащихся к самостоятельной жизни.
Основной метод: объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ.
Поэтапное планирование урока.
- Организационный момент:
- взаимное приветствие педагога и учащихся;
- проверка готовности учащихся к занятию;
- сообщение темы и хода урока.
- Мотивация учебной деятельности:
- сообщение целей занятия;
- беседа с целью подготовки учащихся к предстоящей работе.
- Изложение нового материала:
- классификация автомобилей, краткие технические характеристики базовых автомобилей;
- общее устройство, назначение и расположение основных агрегатов и узлов автомобилей изучаемых марок.
- Закрепление изученного материала :
- устный опрос;
- работа с карточками.
- компьютер, мультимедийный проектор и экран на штативе;
- презентации «Классификация автомобилей», «Устройство автомобиля»;
- видеофильм;
- карточки-задания, таблицы.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Я вижу, что вы готовы к проведению занятия.
Итак, тема урока – «Классификация и общее устройство автомобилей».
2. Мотивация учебной деятельности.
— А начнем мы с определения «Автомобиль». Можете ли вы сами дать это определение?
Учащиеся слушают педагога, высказывают свою точку зрения.
Ответы учащихся: Это транспортное средство.
— Вы правы. Автомобиль — это транспортное средство, предназначенное для быстрого перемещения грузов, пассажиров, установленного оборудования. Цель нашего урока – знакомство с основными терминами и понятиями, касающимися автомобилей.
— Для удовлетворения разнообразных транспортных и производственных потребностей заводы автомобильной промышленности выпускают различные типы автомобилей.
— Какие автомобили вы знаете? Как вы думаете, как классифицируются автомобили?
Ответы учащихся: Грузовые, легковые, пожарные, милиция и т.д.
— Давайте посмотрим презентацию (приложение № 1) и узнаем точную классификацию автомобилей.
- Изложение нового материала:
По назначению автомобили делятся на грузовые, пассажирские и специальные.
Пассажирские автомобили подразделяются на легковые и автобусы. Легковыми называют автомобили, вмещающие не более 8 человек, включая водителя; автобусами называют пассажирские автомобили, вмещающие более 8 человек.
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили – тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов.
В зависимости от полной массы, т.е. массы самого автомобиля и массы перевозимого груза, все грузовые автомобили делятся на семь классов:
1 класс – до 1,2 т.;
2 класс – 1,3-2,0 т.;
3 класс – 2,1-8,0 т.;
4 класс – 9,0-14 т.;
5 класс – 15-20 т.;
6 класс – 21-40 т.;
7 класс – свыше 40 т.
Легковые автомобили по рабочему объему двигателя в литрах делятся на пять классов:
1 — особо малый класс до 1,2л;
2 — малый класс 1,3-1,8л;
3 — средний класс 1,9-3,5 л;
4 — большой свыше 3,5л;
5 — высший класс не регламентируется.
Автобусы делятся на пять классов в зависимости от габаритной длины в м:
1 — особо малый класс до 5м;
2 — малый класс 6,0-7,5м;
3 — средний класс 8,0-9,5м;
4 — большой свыше 10,5-12,0;
5 — особо большой 16,5м и более.
По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили дорожной (обычной) и повышенной проходимости. Автомобили дорожной проходимости используют главным образом на дорогах с усовершенствован-ным покрытием. Автомобили с повышенной проходимостью предназначены в основном для работы в тяжелых дорожных условиях и в условиях бездорожья.
Основным оценочным параметром проходимости автомобиля является его колесная формула (4×2,4×4,6×4,6×6,8×8), в которой первая цифра показывает общее число колес (не считая запасного), а вторая — сколько из них ведущих. Ведущим называется колесо, к которому подводится крутящий момент от двигателя. Автомобили со всеми ведущими колесами называются полно приводными, к ним относятся автомобили повышенной и высокой проходимости.
— Ребята, а вы знаете, что для обозначения марки отечественного автомобиля используют сокращенные название завода-изготовителя и через дефис – цифры, указывающие модель автомобиля. Можете привести пример?
— Давайте обратим внимание на таблицу (приложение № 2).
В нашей стране принято буквенное и цифровое обозначение автомобилей. Буквенное обозначение указывает на завод-изготовитель (ВАЗ, КамАЗ, ЗИЛ) и называется маркой автомобиля; цифровое обозначение называется моделью автомобиля.
Основная (базовая) модель обозначается четырьмя цифрами. Первая цифра указывает на класс автомобиля (смотри табл. 1). Вторая цифра обозначает его вид, при этом принято обозначать цифрой 1 — легковые автомобили, 2 — автобусы, 3 -грузовые бортовые автомобили, 4 — тягачи, 5 — самосвалы, 6 — цистерны, 7 -фургоны, 8 — резерв, — 9 — специальные автомобили. Третья и четвертая цифры вместе обозначают номер базовой модели. Если имеется модификация этой модели, то в цифровое обозначение включается пятая цифра, обозначающая номер модификации машины, подготовленные для экспорта, имеют и шестую цифру (6 или 7).
Таким образом, обозначение Урал-4320 означает, что это двадцатая модель грузового бортового автомобиля четвертого класса общей массой до 14 т, выпускается Уральским автомобильным заводом.
Некоторые автомобили, например ЗИЛ-131, выпуск которых начался еще до введения принятого сейчас обозначения, имеют свое цифровое обозначение, принятое самим заводом-изготовителем.
Можно встретить автомобили, действительный класс которых не соответствует указанному в первой позиции индекса. Это означает, что индекс был присвоен разрабатываемой модели, однако в процессе её доработки и подготовки производства параметры автомобиля изменились и стали соответствовать другому классу, а индекс остался прежним. Примером такого автомобиля может служить ЗИЛ-5301 «Бычок» полной массой 6950 кг.
— Исходя из данных таблицы, представленной на слайде, что вы можете сказать о марке грузового автомобиля ГАЗ – 3307?
Ответы учащихся: Этот автомобиль третьего класса, имеет массу 7,7 т. С бортовой платформой, номер модели серийного выпуска 07.
— А сейчас я предлагаю вам выполнить задание на карточках письменно. Глядя на таблицу, расшифруйте марки автомобилей (на карточках для каждого учащегося написана марка автомобиля и дана таблица для расшифровки).
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Затем сверяют правильность ответов.
— А сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой видеофрагмент (приложение № 3) об устройстве автомобиля. После его просмотра мы подробно разберем, из каких основных частей состоит автомобиль.
Слайд № 1 . (Приложение № 4 Презентация «Устройство автомобиля»).
— Автомобиль это самоходная машина, приводимая в движение установленным на нем двигателем. Он состоит из отдельных деталей, узлов, агрегатов и систем. Давайте обратим внимание на экран. Вы видите изображение общего устройства автомобиля.
Деталь — часть машины, состоящая из целого куска металла.
Узел — соединение нескольких деталей.
Механизм — устройство, предназначенное для преобразования движения и скорости.
Агрегат — соединение нескольких устройств в одно целое.
Система — совокупность отдельных частей, связанных общей функцией.
Автомобиль любой модификации состоит из взаимосвязанных основных частей, каждая из которых имеет определенное назначение.
Автомобиль состоит из трех основных частей: двигатель, шасси и кузов.
Двигатель — энергосиловая машина, преобразующая тепловую энергию в механическую работу. На большинстве современных автомобилей установлены поршневые двигатели, называемые двигателями внутреннего сгорания (Д.В.С.). В них теплота, выделяющая при сгорании топлива в цилиндрах, преобразуется в механическую работу.
Шасси – состоит также из трех частей: трансмиссии, ходовой части, и механизма управления. Трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса автомобиля, изменяя его по величине и направлению. Она состоит из следующих механизмов: сцепление, коробка перемены передач, карданная передача и главная передача, дифференциал и полуоси — последние три механизма составляют ведущий моста, как правило, задний.
Ходовая часть состоит из рамы, подвески (амортизаторы и рессоры), балки переднего и заднего моста и колеса – шины.
Механизм управления в себя включает рулевое управление, которым изменяют направление и траекторию движения автомобиля, и тормозная
система, позволяющая быстро уменьшать скорость движения или останавливать автомобиль.
Кузов предназначен для размещения водителя, пассажиров и груза. У автобусов и легковых автомобилей кузовом является салон, в котором находятся водитель и пассажиры. У грузовых автомобилей кузов состоит из кабины, служащей рабочим местом водителя и платформы для перевозки грузов, а также пассажиров (при бортовой платформе).
А сейчас мы посмотрим еще один видеофрагмент о сборке и работе двигателя (приложение № 5).
По ходу просмотра даются комментарии о последовательности комплектации двигателя.
- Закрепление изученного материала .
— На сегодняшнем занятии мы начали изучать тему « Классификация и общее устройство автомобилей». А теперь давайте все вместе вспомним, что такое автомобиль, как классифицируются автомобили и назовем детали, из которых состоит общее устройство автомобиля (устный опрос учащихся с комментариями).
— Следующее задание, которое вам предстоит выполнить – это:
1) определить назначение различных автомобилей;
2) определить название и назначение основных деталей, частей и механизмов автомобиля.
Учащиеся самостоятельно выполняют работу с карточками-заданиями:
— карточка № 1 «Классификация автомобилей» (приложение № 6);
— карточка № 2 «Общее устройство автомобиля» (приложение № 7).
— Ребята, вспомните цель, поставленную в начале урока. Как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему вы так думаете?
— С какими основными понятиями мы познакомились на уроке?
Ответы учащихся: «Автомобиль», «Грузовые автомобили», «Пассажирские автомобили» , «Специальные автомобили», «Двигатель», «Шасси», «Кузов», «Трансмиссия», «Сцепление», «Коробка передач», «Карданная передача», «Главная передача», «Ведущий мост», «Ходовая часть», «Рулевое управление», «Тормозная система».
— Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки?
— Всем спасибо за активную работу на уроке. Всего доброго.
к уроку «Классификация и общее устройство автомобилей».
Педагог дополнительного образования: Сундуков Александр Борисович.
Группа: № 8 Объединение: «Автокласс».
Характеристика группы: в группе № 8 обучается 15 человек. Из них 11 мальчиков и 4 девочки.
Из общего количества учащихся: 6 — из неполных семей, остальные воспитываются в полных семьях, многодетные — 2 семьи, 8 семей малообеспеченных. Уровень учебной мотивации высокий, так как ребята в основном из семей с низким и средним достатком, а на занятиях в объединении «Автокласс» у них есть возможность заниматься техническим творчеством и в будущем овладеть профессией «Водитель».
В основном, психологическая обстановка в группе удовлетворительная.
В процессе организации учебного процесса активно работает вся группа, за исключением некоторых моментов, когда девочки хотят обратить на себя внимание отдельных мальчиков. Во время проведения урока микроклимат в группе был доброжелательный и комфортный.
Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию по дополнительной общеразвивающей программе «Автолюбитель». Программа разработана для учащихся 8-9-х классов. Она основана на примерных программах профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказом Минобрнауки РФ 26 декабря 2013 года, а также профессиограммы «Водитель автомобиля» (333 современные профессии и специальности: 111 информационных профессиограмм/ М. В. Горбунова, Е. В. Кирилюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2010). Программа имеет техническую направленность и предназначена для введения в профессию «Водитель транспортного средства», ознакомления с основами автодела на примере профессии «Водитель категории «В». Автор-составитель – Сундуков А.Б.
Программа рассчитана на один год обучения. Количество часов в неделю – 4 часа. Общее количество часов – 144. В том числе: теории — 57 часов; практических занятий – 87 часов.
При подготовке к уроку были использованы интернет-ресурсы, подготовлены мультимедийные презентации, видеофрагменты, составлены карточки-задания, таблицы.
В процессе проведения урока были соблюдены все этапы:
— мотивация учебной деятельности;
— изложение нового материала;
— закрепление изученного материала;
Данный урок открывает раздел «Устройство и техническое обслуживание автомобиля». Соответственно основным методом обучения был выбран объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ.
Развитие мотивации происходило с помощью постановки задач и активизации мыслительной деятельности.
Усвоение новых знаний строилось на просмотре презентаций с комментариями педагога и опорой на представления и личный опыт учащихся.
Важным моментом урока являлось закрепление полученных знаний, которое было организовано в форме самостоятельной работы учащихся с карточками-заданиями. Самостоятельная работа способствовала развитию мышления учащихся, внешнему самоконтролю и учёту знаний.
Применение информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в процессе проведения урока не только способствовало мотивации к учебной деятельности, но и расширило возможности для наглядного представления материала и удобства работы с ним. Например, подробно, вплоть до деталей, со всех сторон рассмотреть такое сложное устройство, как двигатель автомобиля. Использование современных образовательных технологий открывают большие возможности для творчества педагога и нацеливают на поиск новых форм общения с учащимися.
На уроке использовались здоровьесберегающие технологии. Были соблюдены гигиенические требования к кабинету (чистота, свежий воздух), благоприятный эмоциональный настрой; смена деятельности; умение разрядить обстановку (шутка, смех).
Учащиеся активно работали на уроке, проявляли интерес к учебному материалу, выполняли требования педагога, хорошо справились с самостоятельной работой, соответственно поставленные цели урока были достигнуты.