Испытываем дорожные Уралы: КАМАЗам придется потесниться?
Урал Next с кабиной как у Газелей и Газонов Next новичком уже не назовешь: он дебютировал в 2015 году. Но теперь к полноприводным версиям добавились дорожные, с колесной формулой 6х4.
Если говорим «Уралы» — обычно подразумеваем «вездеходные». Но откроем, например, «Краткий автомобильный справочник», которому уже больше пятидесяти лет — 1967 года. Там есть бортовой Урал-377 и аналогичный седельный тягач. Оба — неполноприводные, с колесной формулой 6х4.
Дорожные Уралы-377 прошлых лет: бортовой грузовик.
Правда, за исключением передней балки моста и колес, те машины мало отличались от внедорожных Уралов-375 (кстати, на более поздний вариант 377H и вовсе устанавливались такие же шины, как на вездеходы). А седло тягача находилось на высоте полутора метров! Так что дорожными их можно было назвать с очень большой натяжкой — тем более что кабина не располагала к дальним путешествиям.
. и тягач внушительных габаритов, седло которого располагалось на полутораметровой высоте
То ли дело новичок Урал Next с газелевско-газоновской кабиной: уж больно она комфортабельна для вездеходов. И поэтому логичным решением стало появление вариантов 6х4 для дорог: внешне они опять же почти идентичны Некстам 6х6, но по устройству заметно отличаются.
Прежде всего, вместо ураловских мостов здесь стоят китайские HanDe (передний, естественно, неведущий, задние — с бортовыми редукторами). Собственно, мосты той же марки устанавливает на свои новые самосвалы и КАМАЗ, так что это можно назвать общероссийской тенденцией. Главная пара стала более скоростной: 5,92 вместо 7,49. Колеса — с посадочным диаметром 22,5 дюйма вместо 21, и шины, конечно, «асфальтовые».
Все мосты — китайские HanDe, угол поворота передних колес — 50 градусов
А тягачи оснащают еще и другим силовым агрегатом. Если на остальных Уралах Next стоит рядный ЯМЗ-536, то здесь — более мощный, 420-сильный ЯМЗ-653, он же лицензионный Renault DXi 11, который производится, по нашей информации, в Китае и дособирается в Ярославле.
Он очень неплохо тянет автопоезд с полутора десятками тонн балласта в полуприцепе-«шаланде»! Шумноват только, и моторного тормоза на спусках не хватает — приходится притормаживать еще и педалью.
Сама «шаланда» Тонар — еще невиданный монстр о четырех осях. Знаете, сколько он может весить при полной загрузке? Судя по данным с сайта производителя — до 50 т (технически допустимо до 54 т), а на заводском шильдике указаны 55 т. В общем, примерно как у китайcкого аналога Schmitz: грузи сколько влезет!
Но у того Шмитца подвеска рессорная, а здесь пневматическая — подушки не вывернет при такой-то нагрузке? И в поворотах тонаровская фура гребет всеми четырьмя колесами — хорошо хоть, без груза две крайние оси поднимаются, облегчая задачу.
Ураловцы явно переборщили, когда решили показать Next в сцепке с такой фурой: если сложить массы полностью груженного Тонара и Урала, получается, что автопоезд будет весить почти 65 т при разрешенных у нас 44.
Но тягач этот вес выдержит: по паспорту он может работать с автопоездами массой до 62 т (легально такое допустимо либо со спецразрешением, либо вне дорог общего пользования). А вот «еврофуру» сюда не зацепишь: из-за рессорной задней подвески высота седла хоть и меньше, чем у былого Урала-377CH, но все равно внушительная — метр тридцать.
У тягача, который я водил, требуют доработки два момента: зеркала (они вибрируют, да еще и вид через них «режется» наклонными стойками кабины) и механизм переключения коробки передач.
Вид через зеркала заднего вида режется стойками кабины
Сама она 16-ступенчатая, марки ZF, но уральцы сделали механизм таким, что половинки надо включать не заранее, как принято (сперва щелкаешь тумблером, а в нужный момент подтверждаешь выбор выжимом сцепления), а одновременно со сцеплением. Непривычно и неудобно!
О чем я и сказал генеральному директору Урала Виктору Кадылкину, который прибыл на презентацию машин. Механизм переключения он обещал изменить, а вот крепления зеркал уже сделали более мощными (такие стояли на презентационных самосвалах). Еще Кадылкин пообещал, что к 2021 году у Урала появится полноценный спальник: сейчас он хоть и с широкой кроватью, но импровизированный.
А вот собрат этого тягача, самосвал 6х4, уже гармоничен: передачи (коробка тут девятиступенчатая) переключаются прямо-таки идеально для подобной машины, и сама она едет хорошо — что с грузом (я возил песок), что без него. Разве что моторный тормоз совсем слабенький, но для двигателя небольшого объема это простительно.
Грузоподъемность такого самосвала — 15,8 т при объеме кузова 10 или 12 м 3 , а значит, машина станет прямым конкурентом КАМАЗу-65115. Его кузов тоже десятикубовый, паспортная грузоподъемность даже меньше, и мотор Cummins чуть слабее.
При этом уральцы гордятся преимуществами капотной компоновки — это «полтора метра жизни» и возможность греться в кабине при поломках зимой, поскольку ее не надо поднимать. Сама кабина не чета старой камазовской — чего стоят двухдиновая магнитола и электрические стеклоподъемники!
Но тот же КАМАЗ-65115 давно известен на рынке и продается в больших объемах: по данным агентства Автостат, за девять месяцев нынешнего года реализовано около 3400 экземпляров.
А дорожных Уралов в этом году произведут всего 150 — и только к 2022-му планируют довести выпуск до 2000 единиц. Кстати, модель будут предлагать и за рубежом: две машины проходят испытания в Латинской Америке, еще одну, с цистерной, показали на выставке IAA в Германии.
Дорожный Урал Next с цистерной показали на выставке IAA в Германии
Обещанные цены — на уровне тех же четырех миллионов рублей, что у КАМАЗов и МАЗов. Известно, что шасси Next 6×4 будет стоить около 3,75—3,8 млн против 3,65 млн у аналога 6х6, то есть несколько больше.
Что дальше? Если сейчас, по словам заводчан, тягач предназначен в основном для работы на Урале и за ним, то в следующем году представят и версию для средней России — с пневмоподвеской задней тележки и, надеемся, более низким седлом. Появятся более грузоподъемные дорожные версии: 6х4 с полной массой 38 т (а значит, и другими мостами, нежели сейчас) и 8х4 — до 48—50 т.
По словам генерального директора Урала Виктора Кадылкина, входить в дальнобойный сегмент завод пока не планирует
В будущем двигатель ЯМЗ-653 (тот, что лицензионный Renault) заменят перспективным ЯМЗ-770, более крупным и мощным (до 550 л.с.), — его армейской версией уже оснащаются, к примеру, бронемашины Курганец.
Наконец, проходит испытания образец с новой бескапотной кабиной — и, по нашей информации, речь идет о кабине MAN TGX. Ведь Группа ГАЗ, куда входит Урал, стала партнером концерна VW, которому, в свою очередь, принадлежит MAN. Логично: новые КАМАЗы — с мерседесовскими кабинами, Уралы — с мановскими.
Правда, Камский автозавод нацелен и на чисто дальнобойный сегмент, а Урал входить в него пока не планирует. Но эффектный магистральный Урал Next — с высокой крышей, баками на тонну с лишним солярки и дудками-пневмосигналами — я бы все же сделал хотя бы для выставок!
Отечественный магистральный тягач Ural NEXT, который даст конкуренцию зарубежным аналогам
На рынке седельных тягачей уже много лет ведут жесткую конкурентную борьбу Volvo, Mercedes-Benz и Scania. Автомобили этих марок прочно закрепили за собой звание «самых-самых». Но и другие компании не оставляют попыток внедриться в мировой рынок седельных тягачей, предлагая собственные, подчас, не менее привлекательные продукты. И все же, пока российский и мировой рынок удерживают за собой лишь эти марки.
Однако вскоре ситуация может измениться. И, прежде всего, это затронет российский рынок. Завод «УралСпецТранс», базирующийся в Миассе, подготовил для следующего поколения «Урал NEXT» сразу 3 новых шасси, рассчитанных на автомобили разного класса, грузоподъемности и других характеристик. Одной из будущих моделей, созданных недалеко от Челябинска, может оказаться седельный тягач, способный составить достойную конкуренцию Volvo и Mercedes-Benz.
Ural NEXT является совершенно новой отечественной разработкой такого типа. На постсоветском пространстве, по сути, только Минский автозавод пытался выйти на рынок седельных тягачей. Однако данный проект МАЗа оказался провальным. Сегодня Камский автозавод намеревается запустить производство собственных седельных тягачей, построенных на базе одного из самых популярных в своем классе автомобилей Mercedes-Benz Actros. Но и новый «Урал NEXT» способен успешно вклиниться в этот ряд дальнобойных машин.
Уральский седельный тягач получит пневматические приводы для тормозной системы, управления стояночным тормозом и раздаточной коробки. По умолчанию автомобиль оснастят постоянным полным приводом и несколькими блокируемыми дифференциалами. В движение тягач будет приводиться за счет 6,7-литрового двигателя с турбокомпрессором. Максимальная отдача этого агрегата еще не рассекречена, но, вероятно, он будет представлен в трех модификациях.
Сообщается, что планируется выпуск целого семейства «Урал NEXT», в состав которого войдет несколько моделей, отличающихся между собой внешним видом, компоновкой салона и списком бортового оснащения. В частности, внутри кабины может быть установлена односпальная кровать. Кроме того, «Урал NEXT» должен получить богатый набор оборудования, включая современные системы управления подвеской и полноценный климат-контроль. При этом цена российской новинки окажется ниже зарубежных аналогов.
Дизайн
Ural NEXT выполнен в виде классического американского седельного тягача. В отличие от европейских «бескапотников» российская модель имеет удлиненную переднюю часть кузова. И именно здесь кроется одна из основных особенностей новинки.
Официально заявлено, что под маркой Ural NEXT выпустят целое семейство седельных тягачей, отличающихся между собой дизайном передней части кузова. При этом каждая модель получит квадратную радиаторную решетку. Но ее оформление будет различаться. У одних седельных тягачей радиаторную решетку будут пересекать 3 горизонтальные пластиковые ламели. По центру на ней разместят название марки Урал. Другие версии тягача получат радиаторную решетку с крупной сеткой, представленной в виде пересекающихся между собой вертикальных и горизонтальных ламелей. В некоторых модификациях российской новинки данная деталь будет окрашена в цвет кузова.
Второе выраженное отличие между разными версиями тягача Ural NEXT прослеживается в особенностях оформления переднего бампера. Вероятно, в базовых версиях российской новинки в его центре появится выступ, внешне напоминающий подставку для ног, облегчающую посадку в салон. По бокам переднего бампера закрепят круглые противотуманные фонари, соединенные между собой изгибающейся вовнутрь полоской. А снизу разработчики установят неокрашенный пластиковый обвес.
В других модификациях Ural NEXT передний бампер будет расширен. Из-за этого в центре вместо упомянутой ранее подставки появится полноценный воздухозаборник трапециевидной формы, разделенный надвое горизонтальной планкой и отделанный пластиковой окантовкой. Сбоку место ниш, предназначенных для размещения противотуманных фонарей, займет прямоугольный блок светодиодных огней. Под ним находятся дополнительные фары. Размеры пластикового обвеса, который и в этом случае размещается под передним бампером, будут уменьшены.
В целом, если не обращать внимание на детали, передняя часть кузова у Ural NEXT оформлена в точном соответствии с канонами американских тягачей. У российской новинки ровный капот, который идет под незначительным углом по отношению к дорожному покрытию. По бокам моторный отсек закрывают вертикальные металлические листы, которые дополняются вентиляционными отверстиями, закрытыми пластиком. От них в стороны параллельно дорожному покрытию вытянулись крупные колесные крылья, в которые разработчики встроили головную оптику. Передние фары также трапециевидной формы у российской модели оказались слишком компактными. Это, вероятнее всего, указывает, что по умолчанию головная оптика будет светодиодной.
Колесные крылья снизу защищены дополнительным пластиковым обвесом. Они плавно переходят в лестницу, встроенную в боковую часть кузова. Двери у нового Ural NEXT из-за нескольких выштамповок, образующих нестандартные формы, оказались рельефными. Лобовое стекло у российской модели располагается под достаточно большим углом. Оно, как и у американских седельных тягачей, переходит в пластиковый блок, закрепленный на крыше. Он отведен под размещение как минимум одного спального места и дополняется по бокам треугольными окнами. Чуть ниже находятся еще 2 стекла.
На боковой части также обращает на себя внимание наличие характерных для седельных тягачей крупных топливных баков, окрашенных в цвет кузова. Выхлопные трубы у российской новинки закреплены сзади кабины. В остальном Ural NEXT мало чем отличается от других подобных автомобилей. Новинка тоже имеет вытянутое шасси с местом для крепления рефрижератора и шестью колесами. Никаких оригинальных решений в задней части автомобиля разработчики не стали внедрять.
Большой интерес вызывает кабина российской новинки. И прежде всего тем, что ее дизайн не рассекречен. В данном случае сложно делать какие-либо предположения по поводу оформления кабины Ural NEXT. Возможно, и здесь разработчики не станут привносить ничего нового, а позаимствуют решения, ранее реализованные на других автомобилях Уральского автозавода.
Это может означать, что кабину тягача Ural NEXT отделают недорогим пластиком. Внутри появится центральная консоль, которая за счет своей конструкции и контрастной обшивки будет выделяться на фоне передней панели. В этой части кузова производитель разместит все клавиши управления встроенной электроникой. Вероятно, автомобиль получит еще и компактный сенсорный монитор. При этом не исключено, что центральная консоль по примеру современных седельных тягачей у Ural NEXT будет развернута в сторону водительского кресла.
Технические характеристики
Новый Ural NEXT имеет рамную конструкцию, которая дополнительно подвергается антикоррозийной обработке. Для седельного тягача подготовили пневматическую тормозную систему с автоматическим подводом колодок и барабанными устройствами, размещенными на каждом колесе. Вероятно, в виде опции предложат пневматические привод управления стояночным тормозом и раздаточной коробки.
По умолчанию новый Ural NEXT оснащается 6,7-литровым двигателем ЯМЗ с турбокомпрессором и топливной системой Common-Rail. Его максимальная отдача составляет 312 л.с. Но есть у этого мотора дефорсированные модификации, развивающие до 240 и 285 л.с. мощности. По слухам, Ural NEXT может получить аналогичный силовой агрегат, который работает на метане.
Российский тягач получит 9-скоростную механическую КПП с четырьмя передачами в основной коробке, одной «ползучей» и реверсом. Еще 2 дает планетарный демультипликатор. Стандартным для нового Ural NEXT является полный привод, дополняемый блокируемыми межколесным и межосевым дифференциалами.
Подвеска у российского тягача зависимая. Спереди размещаются полуэллиптические рессоры, сзади — реактивные штанги на сайлент-блоках. Рама дополняется усилителем жесткости, а колеса — системой автоматической подкачки воздуха.
Старт продаж
Несмотря на сделанные ранее заявления, выход седельного тягача Ural NEXT на российский и мировой рынки маловероятен. Причина, прежде всего, заключается в том, что представленный образец автомобиля разработан независимым дизайнером в частном порядке. Причем данный проект появился еще в 2015 году, и с того момента никаких движений в сторону разработки реального седельного тягача Уральский автозавод не делал.
Существует и другая причина, объясняющая, почему Ural NEXT не выйдет на рынок. У Уральского автозавода и группы ГАЗ, в состав которой он входит, сейчас попросту нет лишних средств, которые могли бы пойти на разработку нового седельного тягача. Также его появлению мешает опыт МАЗа. Минский автозавод в начале 10-х годов выпустил свой седельный тягач, оформленный в стилистике американских моделей. Но спрос на такие машины был крайне низким. Тогда же стало понятно, что в России предпочитают преимущественно бескапотные седельные тягачи. В связи с этим будущего у Ural NEXT нет.