Секреты вождения на шипованной резине. Вред шипов
Утром вы едете на работу, но вдруг ваш взгляд останавливается на значке шипованной резины у впереди двигающегося водителя. А что вы знаете о вреде ошипованных колес?
Читайте также:
Какой вред наносит резина с шипами?
Дело в том, что шипованные шины при совершении резкого маневра могут «выпустить колючки», тем самым создав аварийную ситуацию на дороге. Поэтому наш ответ на проблему, поставленную в начале статьи – сбавьте скорость, но не забудьте предупредить об этом водителя сзади, который вряд ли оценит совершение неожиданного маневра.
Конечно, описанная ситуация довольно редка, но от этого проблем с шипованными шинами меньше не становится. Между тем, вся Европа уже давно не использует шипованную резину, заменив ее на специализированную резину, предназначенную для зимних поездок. Но в Европе не бывает такой наледи как у нас, поэтому-то мы до сих пор предпочитаем архаичные шипы вместо современной зимней резины.
Не вредно будет напомнить и о том, что шипы способствуют порчи асфальта (одна из причин плохих дорог), а разрушенные шипы, лежащие на проезжей части – вполне естественное явление. В то время как эти «колючки» могут повредить и ваше авто. В случае некачественной резины любая покрышка не может быть на 100% защищена от разрушений. А потеря шипов происходит потому, что абсолютно любой материал, «насильно» внедренный в резину со временем может с легкостью вылететь из «родной среды». В результате и появляется вероятность потери деталей, вмонтированных в покрышку.
Вы имеете полное право отмахнуться от наших опасений, мол, чепуха, на дороге постоянно встречаются камни, а особенно впечатлительные видели и булыжники. Да все бы ничего, но энергия полета оторванного шипа – сумасшедшая сила. Даже если автомобиль двигался относительно тихоходно (40-60 км/ч), то оторванная частица благодаря крутящему моменту может совершать полеты со скоростью аж 180 км/ч.
В случае попадания такого неожиданного металлического «метеорита» в лобовое стекло встречного авто возникает давление в пару тонн, при минимальной площади воздействия. Даже закаленному стеклу такую силу не удастся сдержать, так что разрушение лобового стекла практически неминуемо. А поскольку безудержные частицы ведут себя непредсказуемо, то попадание шипа может быть куда угодно. Если не попало в лобовое стекло – повезло, но даже попадание в кузов грозит вмятинами и внушительными царапинами, что тоже весьма неприятно.
Секреты безопасной езды на шипованных шинах
Допустим, у вас есть шипованные шины, зима уже кончается, поэтому менять вы их не собираетесь. Выбор рискованный, но экономный, ведь на таких шинах при правильной эксплуатации можно будет отъездить от 40 тыс. км. Итак, как обезопасить себя и других водителей от несчастных случаев? Дадим пару советов:
— Устанавливайте «шипы» на все колеса авто. Многие водители делают неправильно, оснащая такими шинами только колеса ведущего привода. Это приводит к автоавариям, снижает управляемость, увеличивая вероятность заноса.
— Когда будете устанавливать шипованные шины, обязательно запомните направление их вращения. Колеса следует менять местами только с одной стороны автомашины.
— Когда шины новые и поставлены буквально пару дней назад, то их следует правильно обкатать. Минимальный трафик обкатки – 400 – 500 км., при этом скорость не должна превышать 70 км/ч. При соблюдении этих правил шины отлично «встанут».
— При езде на шипованной резине нельзя применять агрессивную манеру вождения: никаких резких стартов, торможений, рискованных обгонов и прочего лихачества. Объезжайте ямы на дорогах, не выезжайте и не тормозите на краях выбоин каких-либо объектов.
— Регулярно проверяйте давление в шинах. Управление транспортном при спущенных или полуспущенных шинах способствует быстрому износу шипов. Как раз в этом случае повышается риск того, что детали начнут отпадать.
— Также во время езды не тормозите резко, поскольку ваш тормозной путь короче, чем у автомобиля сзади (в том случае, если он едет на обычной зимней резине или еще хуже – на летней). Во время вождения следите за состоянием дороги сзади, поглядывая в зеркала. Сделайте тормозной путь спокойным и постепенным. Нельзя резко останавливаться перед чужим авто.
— Снимите шипованную резину «как только, так сразу». Если вы заметили, что близится весна, а дороги уже сухие и плохой погоды не ожидается, то быстрее меняйте резину. Ежедневное использование «шиповок» одинаково вредит и асфальту, и шинам, которые быстрее изнашиваются.
Правда о шипованной резине: «убивают» шипы асфальт или нет
Вопрос выбора подходящей резины на зимний период был актуален во все времена. Каждый автомобилист желает «обуть» свою машину в надежную резину, которая обеспечит качественное сцепление колес с дорожным полотном. Одна часть водителей ездит на всесезонных покрышках, на что сторонники шипованных покрышек обычно говорят: «всесезонка – это резина, которая одинаково плохо едет, независимо от сезона». Своя правда в этом есть, но и шипы – еще не гарантия, что машина не угораздит в неприятности на обледенелой дороге.
Здесь на первый план выходят опыт и мастерство. Водитель и автомобиль, словно художник и холст: если холст рваный, да еще и краски не очень, нарисовать шедевр вряд ли получится. Так же и с машиной – только хорошие покрышки в сочетании с мастерством и холодной головой помогут вовремя остановить транспортное средство, при необходимости быстро разогнаться, избежать столкновения. Для зимы многие выбирают шипованную резину, часто называемую в народе «шипучкой». И отсюда возникает следующий вопрос: «правда, что шипы «убивают» асфальт?». Дальше попробуем в этом разобраться.
Как устроена шипованная резина
Шипы эффективны только на обледенелой или заснеженной дороге, на «голом» асфальте они бессмысленны. Легко догадаться, почему в России эти покрышки так популярны. Они оправдывают себя в регионах с суровыми зимами, в небольших городах, где коммунальные службы лениво очищают дороги или вообще не занимаются подобным. В крупных городах и юге они фактически утрачивают все свои преимущества: дороги чистят, а климат вблизи моря не такой суровый, как на севере. Оправдывает себя шипучка и в том случае, если машина эксплуатируется преимущественно в области, то есть, ездит по трассе, которая так же не всегда очищается от снега.
Шипы состоят из двух частей – корпус и твердосплавная вставка. Корпус обеспечивает надежную фиксацию шипа в протекторе, а твердосплавная вставка непосредственно контактирует с дорожным покрытием. Именно от формы этой вставки и зависит качество сцепления колес. Сегодня можно встретить шипы различной геометрической формы – круглой, многогранной. Выбирать действительно есть из чего. Но отличаются шипы между собой еще и по структуре – однофланцевые, многофаленцевые. Зарождалась «шипучка» как раз на основе однофланцевых шипов, но технологии не стоят на месте, поэтому сегодня их заместили модели с многофланцевыми шипами. Последние в свою очередь делятся на двух- и трехфланцевые. Первые для легкового транспорта, вторые для грузового – менее надежные, чаще вылетают, соответственно, ресурс их значительно ниже.
Преимущества и недостатки «шипучки»
Первое время корпус «когтей» резины изготавливали из стали, но вскоре вышел закон, который ограничивал использование в покрышках шипов, превышающих по весу допустимую норму. Так производители стали искать выход из положения: в ход пошла пластмасса, но такое решение не оправдывало себя в полной мере. Еще позже шипы стали делать из алюминия – он легкий и его прочность в сравнении с пластиком значительно выше. Но тут же возник вопрос борьбы с коррозией. Поэтому до сих пор производители дорабатывают и форму шипов, и состав, чтобы как можно эффективней противостоять нежелательным процессам.
Основные преимущества «шипов»:
- лучше работают на обледенелых и занесенных снегом дорогах;
- тормозной путь покрышек с шипами на льду существенно меньше;
- управляемость транспортного средства с шипованной резиной на утрамбованном снегу и обледенелой дороге в разы лучше.
Как видим, главные преимущества, которые дают шипы, сводятся к улучшению поведения и управляемости машины на плотном снегу или льду. Если асфальт будет мокрым или сухим, то водитель столкнется с отрицательными сторонами «шипучки» – повышенная шумность, управляемость авто еще хуже, чем с «липучкой», увеличение расхода топлива. Но главный вопрос – будут ли шипы в таком случае разрушать асфальт?
Действительно ли шипы разрушают асфальт?
Вечный спор на автомобильных форумах и профильных сайтах – вредны шипы или нет. Сомневаться о том, что «гвозди» оказывают совершенно иное воздействие на дорожное покрытие, чем фрикционные покрышки, не приходится. Чтобы в этом убедиться, достаточно взять обычный коврик из ПВХ и массажный коврик с шипами. Если встать сперва на первый, а потом на второй коврик – ощущения будет совершенно разными. Тоже самое и с резиной. Шипы и фрикционы по-разному воздействуют на асфальт. На эту тему проводили исследования различные организации в Европе и США. Конечно, результаты нельзя считать правдой в последней инстанции, ведь качество используемых материалов во время укладки дорог и технологии везде отличаются. К тому же нельзя не учитывать и климат, который в разных странах и уж тем более на материках ощутимо разнится.
Но даже если взять во внимание оптимистические результаты и прогнозы, «гвозди» цокают по асфальту, оставляют после себя канавки, то есть, верхний слой асфальта изнашивается как минимум на 30% интенсивней. По результатам исследования других организаций, на воздействие шипов приходится до 80% разрушений. Плюс ко всему, большинство европейских стран законодательно запрещают шипы из-за того, что они способствуют разрушению дорожного полотна. Так в Европе пришли к выводу, что один легковой автомобиль изнашивает за 1 км пробега около 24 грамм материала покрытия, а износ одним шипом составляет 100 микрограмм. По самым грубым подсчетам ежегодные издержки составляют 35 миллионов долларов. Но европейцы, в частности скандинавы, к осознанию вреда шипов для асфальта пришли не сразу:
- В 1997 году Gustafson провели исследование и пришли к заключению, что за зимний период 1988-1989 г.г. дорожные покрытия в Швеции лишились 450000 тонн материала.
- В 1997 году Öberg приводят также же цифры, дополнительная отмечая затраты в 2-4 миллиона долларов на ликвидацию износа дорожной разметки.
- Спустя 2 года Jacobson и Hornwall делают заключение о том, что как минимум 60% и как максимум 90% колейности на дорогах создает именно шипованная резина.
- В 1997 году компания Løberg провела исследования дорог в Норвегии, заключение не самое утешительное: шипованной резиной ежегодно изнашивается 300000 тонн материала.
Исходя из этих результатов, понятно, что не везде шипы одинаково разрушают асфальт, что вполне объяснимо, ведь нужно учитывать, интенсивность движения, климат, изначальное состояние дороги, качество материалов. Но пагубное влияние «гвоздей» на дорожное покрытие – факт бесспорный.
К чему же пришли в Европе? Как уже было сказано, во многих странах «шипучка» категорически запрещена, а вот в Скандинавии строго регламентируют количество автомобилей с шипами, ограничивают среднюю скорость на отдельных участках дороги и работают над качеством асфальтобетона. В шведском дорожном институте на стенде провели испытания шипованной покрышки и выяснили, что шины с легкими шипами (1,0 г) создают вдвое меньший износ, чем шины с более тяжелыми стальными шипами (1,8 г). То есть, есть ограничения и на количество шипов, и на их вес. Еще, к примеру, в Осло действовал налог на шипованную резину в размере 160 американских долларов.
Взяв во внимание результаты всех исследований и факты, ответ на поставленный вопрос сам напрашивается. С чрезмерным износом асфальта от шипованных шин воюют разными методами. Одни задействовали самые радикальные инструменты контроля, другие менее жесткие. Предотвратить полностью и исключить разрушение асфальта шипами нельзя, а вот минимизировать – задача вполне осуществимая.
Как работают шипы в зимних шинах?
По назначению, составу, внешнему виду и характеристикам резина делится на: летнюю, зимнюю и всесезонную. Зимняя бывает с шипами и без (ее называют «липучками»). Особенность зимних покрышек – более мягкая резина, глубокий протектор с большим количеством ламелей, специальные металлические шипы.
Во всех ли случаях автомобилю нужны шипованные шины и на какой дороге стоит применять шипы, расскажем в статье.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Шипы состоят из корпуса и твердосплавной вставки. При помощи корпуса шипы вставляются в шины, специальная вставка отвечает за сцепление с дорогой. Шипы отличаются формой и составом. С точки зрения изготовления проще вставлять шипы с круглым корпусом, но производители предпочитают делать более сложные варианты, так как ширина и форма позволяет оптимизировать те или иные характеристики шины на льду, в том числе: торможение, управляемость и разгон.
Производители выпускают шипы разных форм от простейших круглых до сложных многогранников. По структуре сцепные элементы делятся на однофланцевые, двухфланцевые и трехфланцевые элементы шиповки . Однофланцевые считаются устаревшими типами, для легковых автомобилей чаще всего применяют двухфланцевые, а трехфланцевые подойдут для грузовиков. Их рабочий ресурс меньше однофланцевых, изделия чаще выпадают из посадочного места шипов .
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ ШИПЫ ДЛЯ ШИН?
Изначально все сцепные элементы производились из стали, но затем законодатель закрепил в нормативных актах установленный вес изделий и запретил использование покрышек с более тяжелыми сцепными элементами. Производители пробовали разные варианты, в том числе и корпус из пластмассы, но наилучшие эксплуатационные характеристики продемонстрировал корпус из алюминия с тефлоновым напылением: легкий, надежно крепится к покрышкам, почти не подвержен коррозии. Вставка более прочная и твердая, производится из карбида вольфрама, с различными добавками для улучшения показателей твердости.
КАК РАБОТАЮТ ШИПЫ ЗИМНИХ ШИН?
Все элементы покрышки выполняют свои задачи:
- мягкая резина верхнего слоя протектора не промерзает и не встает «колом» при минусовых температурах;
- плотно расположенные глубокие ламели отводят влагу и снег из шин и дают прочное сцепление с заснеженной поверхностью в пятне касания, раздробленным льдом и обледеневшей при экстремальных температурах трассой. Протектор покрышек для зимы обычно двухслойный: на верхнем нанесен рисунок, к нижнему более твердому прикрепляются шипы;
- металлические шипы обеспечивают хорошее сцепление в местности, где зимой преобладает температурный режим от -5 до -20, дороги в снегу и наледи. Именно шипы впиваются в снег и лед, помогают добавить авто маневренности.
ПРИНЦИП РАБОТЫ ШИПОВАННОЙ РЕЗИНЫ НА РАЗНЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ
Качество сцепления зависит от парной работы протектора и шипов. На разных поверхностях колеса ведут себя по-разному: на льду шипы не дают колесу делать лишнее прокручивание. На влажном покрытии и раздробленном льду более эффективен протектор, он поглощает рыхлый слой поверхности и выводит лишнее из пятна касания. При движении по снегу, он забивается в канавки и тает, а шипы усиливают сцепление. На сухом асфальте шипы не оправдывают своего использования, наоборот, осложняют маневренность автомобиля, создают дополнительный шум.
КОГДА СТОИТ ВЫБРАТЬ ШИПОВАННЫЕ ПОКРЫШКИ?
Новые шипованные шины стоят дороже нешипованных «липучек», при правильной и аккуратной эксплуатации могут прослужить до 6 сезонов. Но выбор резины с шипами не всегда лучшее решение, стоит учесть особенности эксплуатации.
- Если дорога покрыта мягким, не утрамбованным снегом шипы становятся бесполезны, в таких условиях лучше работают липучки, их изготавливают из более мягкой резины.
- На чистом асфальте при минусовой температуре использование шипов не оправдано. Без осадков в морозы асфальт становится слишком твердым, шипы на протекторе резины не могут зацепиться за него и проскальзывают. При езде на шиповках по асфальту важно соблюдать скоростной режим, и учитывать, что от такой эксплуатации шипы деформируются и выпадают из резины. Кроме того, перемещение по дороге будет очень шумным.
- В последних моделях конструкция покрышек такова, что при езде по твердой поверхности шипы вдавливаются и сцепление происходит с протектором, когда машина едет по льду, наоборот – шипы выходят вперед и улучшают сцепные свойства шины.
- При езде по снегу за счет трения и нагревания резины на поверхности шины образуется слой влаги, даже если температура ниже -10 градусов. Шипы продавливают эту водную прослойку и обеспечивает стабильный контакт колеса с дорогой.
- Шиповки стоит использовать водителям, которым требуется повышенная проходимость. Они подходят для жителей загородных и пригородных областей, где на дорогах много крутых поворотов, виражей, покрытых снегом и льдом. На таких трассах автомобиль с шипованными шинами быстрее разгоняется, эффективнее тормозит и дает водителю максимально возможную устойчивость, управляемость и маневренность транспорта.
- Не стоит выбирать шипованную резину, если вы не готовы к дополнительному шуму, увеличению расхода топлива и если температура в зимнее время опускается ниже -30 градусов. Также не подойдет резина с шипами для европейской малоснежной зимы, и крупных мегаполисов, где на дорогах круглый год чистый асфальт.
Главный этап подготовки автомобиля к зиме в России – обязательный переход на зимнюю резину. Но к выбору типа: липучки или шиповки, стоит отнестись серьезно. Жителям мегаполисов, расположенных в европейской части России шипы могут не пригодиться и только осложнить передвижение, также, как и для территорий, где зимой температура стабильно опускается ниже -30 градусов. Для таких условий эксплуатации больше подойдут липучки, для обледенелых, заснеженных извилистых трасс, стоит использовать ошипованные покрышки.