Почему угонщики разбирают автомобили на запчасти?
Зачем угнанные автомобили разбирают на запчасти?
Машины угоняли, угоняют и, по всей видимости, будут угонять. Этот криминальный бизнес остается достаточно прибыльным во всех странах мира.
Опыт правоохранительных органов государств – от России и Китая до Канады и Германии – показывает, что бороться с автоугонщиками далеко не просто даже при помощи разветвленной сети камер наружного видеонаблюдения, специализированных видеокомплексов и других средств нахождения пропавших транспортных средств.
Существует мнение, что криминальный «бизнес» угонов сейчас постепенно начинает сходить на нет, мол, трудности, с которыми сталкиваются угонщики, не окупаются их заработком. Однако в экономически сложные времена достаточно небольшой искры в виде подорожания новых запчастей или серьезного роста цен на автомобили, чтоб угоны вновь стали «рентабельными».
К сожалению, угнать могут любой автомобиль.
В зоне риска находятся:
Люксовые автомобили типа Гелендвагена, Майбаха и других дорогих и престижных марок. Спутниковые системы GPS-трекинга и самые последние системы навигации не могут дать их владельцам 100% гарантии против угона.
Бюджетные подержанные машины: Лады, Хендай Солярисы и разнообразные BMW, Mercedes-Benz, Audi 15-20-летней давности и многие-многие другие авто.
Мотоциклы и скутеры разных классов и лет выпуска.
Велосипеды… и даже самокаты.
В общем, картина складывается следующая: тащится все, что, по мнению злоумышленников или просто недалеких людей, гонящихся за быстрыми деньгами, плохо «лежит».
Разумеется, «квалификация» у угонщиков тоже разная. Одни «работают» по старинке, вскрывая или при помощи специальной линейки отпирая замки дверей, занимаясь воровством старых машин. Другие идут в ногу со временем – закупают дорогую электронную аппаратуру и в буквальном смысле выуживают у ни о чем не подозревающей жертвы его автомобиль, после чего машина бесследно исчезает.
Мы уже много раз рассказывали, как защититься от угонщиков. Вот статьи о том, как не попасться в лапы автомобильных воров:
Если вы прочитали наши материалы по защите от автоворов, то наверняка поняли, что путей реализации угнанных автомобилей несколько, но сегодня мы поговорим об одном из самых распространенных – продаже машины на запчасти. Вернее, покажем вам, почему угонщики предпочитают или предпочитали до недавнего времени (по этому поводу информация в Интернете расходится) красть автомобили именно с целью разбора.
В качестве примера возьмем Toyota Camry XV50. После небольшой калькуляции вам станет понятно, почему автомобиль, разобранный на запчасти, стоит дороже целого авто.
Если приводить в пример законы «белого» рынка, то OEM запчасти в розницу всегда стоят на порядок дороже точно таких же запчастей, устанавливаемых на автомобиль на конвейере. В зависимости от марки и года выпуска машины, если б ее можно было собрать исключительно из новых запчастей, купленных в розницу, она обошлась бы в 3-4 раза дороже, чем собранный заводом экземпляр.
На рынке б/у автомобилей правят бал иные расценки, но все равно разобранные автомобили продаются с «наваром» в 150- 200 тыс. рублей, по сравнению со среднерыночной ценой целиковой машины.
Вот, к примеру, средняя стоимость дорестайлинговой Тойота пятого поколения (год 2011- 2012) в России – 850 тыс. рублей.
Самыми ходовыми частями автомобиля (неважно, криминальный он или просто попал на разборку по какой-то другой причине) остаются: кузовные элементы, элементы подвески, оптика и стекла, диски, резина, двигатель и КПП. Но даже их продажи достаточно, чтоб реализовать автомобиль почти за те же деньги, что он стоит целиком.
Тойота Камри XV50
Элемент
Стоимость (руб.)
Двери + дверные карты
От 7.5 до 20 тыс. + 3- 7 тыс. рублей умножаем на 4 = от 42 до 108 тыс. за четыре двери
Стоимость б/у запчастей Avito.ru
Капот и багажник
От 7 до 15 тыс. + разнообразные молдинги, уплотнения, накладки, шумки, каждая запчасть на б/у рынке стоит от 1 до 2 тыс. рублей. Итого: от 11 до 20 тыс.
Стоимость б/у запчастей Avito.ru
Переднее от 2 до 8 тыс. рублей. Заднее до 15 тыс. рублей. Кузов тоже идет в распил и на продажу, вплоть до редких на рынке силовых элементов. Итого преступники могут получить до 46 тыс. с жестянки.
Стоимость б/у запчастей Avito.ru
Передний и задний бампера
Передний – 3 тыс., задний 4 тыс. = 7 тыс. рублей в среднем
Стоимость б/у запчастей Avito.ru
5 тыс.
Стоимость б/у запчастей Avito.ru
Каждая из накладок стоит от 1 до 3 тыс. рублей Весь комплект может обойтись покупателю до 15 тыс.
Стоимость б/у запчастей Avito.ru
Одна фара от 15 до 20 тыс. Комплект: 30- 40 тыс.
Стоимость б/у запчастей Avito.ru
20 тыс. комплект
Стоимость б/у запчастей Avito.ru
40 тыс. комплект + шины 20-30 тыс. = 60- 70 тыс.
Навесная «мелочевка» выходит на 331 тыс. рублей . Двигатель – от 80 до 180 тыс. рублей (baza.drom.ru)
КПП – 120- 150 тыс. рублей. (baza.drom.ru)
331.000+180.000+150.000= 661.000 рублей .
Остается половина автомобиля. И уж поверьте, в «умелых» руках это еще как минимум 300- 400 тыс. рублей. Датчики, блоки управления, салон, сиденья, элементы кузова, подвеска, части привода. К концу разборки от автомобиля останется лишь остов.
ИТОГО: 960.000- 1.060.000 РУБЛЕЙ ВМЕСТО СРЕДНИХ ПО РЫНКУ 850 ТЫС.
При этом также не стоит забывать, что угнанные автомобили обычно продаются гораздо дешевле «чистых» машин – в половину стоимости или того меньше, поэтому ушедшие на разборку детали принесут прибыль в разы выше, чем реализация угнанного автомобиля целиком.
Плюс криминальный бизнес любит тишину. В гараже у джентльменов удачи меньше шансов встретиться с полицией, а значит, меньше вероятность попасть за решетку. Вот такие дела.
Приемы, которыми пользуются угонщики: рассказываю, что делать, чтобы вашу машину не украли
Противоугонные устройства, иммобилайзеры, телематика – всё это хорошо. Но куда более важна пассивная защита от угона машины
Начнем с того, что вероятность угона вашего автомобиля во многом определяется его маркой. Перечень наиболее угоняемых (а также неугоняемых) машин публикуется постоянно. И не следует думать, что угоняется только нечто престижное – напротив, в наше время машины часто угоняют для последующей разборки и поэлементной продажи. Не случайно угоняется так много вазовских машин – они по-прежнему остаются массовыми, а потому и запчасти для них постоянно нужны.
В общем, всегда полезно знать, пользуется ваш автомобиль повышенным вниманием в криминальном мире или нет. В ряде случаев спрос на тот или иной автомобиль возникает после того, как на первые партии проданных машин вышел гарантийный срок. Владельцы таких автомобилей зачастую меняют официальные станции техобслуживания на те, что подешевле – вот здесь-то обычно и всплывают детали угнанных машин.
Впрочем, соблюдать правила элементарной безопасности полезно всем, а не только тем, чья машина находится в зоне риска за одно только название. Перечислим некоторые из них.
• Сев за руль, сразу же заблокируйте все двери. Постарайтесь запрограммировать машину так, чтобы при однократном нажатии на кнопочку брелока разблокировалась только водительская дверь. И еще – сразу же пристегнитесь. В кинобоевиках очень любят вытаскивать из-за руля непристегнутых водителей.
• Не пользуйтесь системами типа «свободные руки» (это когда вы подходите к машине, а она приветливо разблокирует двери). Если такая опция уже предустановлена, постарайтесь ее отключить. В противном случае всегда есть шанс, что вашей «добротой» воспользуется тот, кто как бы случайно оказался поблизости. Вторая опасность – легкость угона таких машин с помощью приемопередатчика. Один жулик идет за вами и, в удобный момент, считывает код с вашей метки, передавая ее на приемник своего коллеги, дежурящего возле вашей машины. Тот без проблем проникнет внутрь – дальше уже неинтересно. Не факт, что машину при этом угонят, но вот опустошить ее багажник или салон – это сплошь и рядом. Особенно, если дело происходит возле большого гипермаркета, из которого вы таскаете новые и новые покупки. Причем хватиться пропажи вы можете далеко не сразу.
• Ни при каких обстоятельствах не отходите от машины, оставив в ней ключ или брелок. Обычно такое происходит при выезде из гаража – надо запереть ворота, а машина при этом тарахтит. Другая схожая ситуация – на АЗС: вы уходите платить, а за руль мгновенно прыгает нехороший человек, слоняющийся неподалеку.
• Приехав на автомобиле в ресторан, театр или, скажем, на фитнес, не оставляйте автомобиль вблизи от входа. В таких местах угонщик мгновенно высчитывает, сколько времени есть в его распоряжении. Гораздо правильнее поставить машину подальше и пройти хотя бы квартал пешком.
• Если вы купили бэушную машину с ранее установленной противоугонной системой, то при первом удобном случае установите еще одну – вполне подойдет иммобилайзер. Назовем это перестраховкой.
• Увидев ночью из окна, что добрые люди копаются возле вашей машины, не бегите в пижаме на улицу (если вы – не Джеки Чан), а позвоните специально обученным людям. На такие обращения полиция обычно реагирует.
• Если у вас установлен механический блокиратор рулевого вала или коробки передач, то можно уверенно предположить, что вы пользуетесь этой защитой не постоянно, а так – по настроению. Дело, конечно, ваше, но именно в такие моменты и происходят неприятности!
• Если на стоянке перед гипермаркетом машина почему-то перестает реагировать на брелок, то есть вероятность того, что здесь идет «охота». Поэтому не нужно запирать машину по старинке механическим ключом – лучше сделайте круг почета, найдите другое место и т.п. Скорее всего, вас «пасут» и спокойно ждут, когда машина останется без охраны. Если то же происходит возле дома, то хотя бы временно уберите машину куда угодно, хоть за квартал.
• Помните о том, что угонщики любят разыгрывать небольшие представления – не поддавайтесь на их провокации! Типичные сюжеты – это консервная банка, привязанная сзади к бамперу, прилипший к заднему стеклу лист бумаги… Как правило, владелец машины притормаживает, чтобы разобраться, что к чему, и выходит из машины – именно это от него и требовалось. Примерно так же работают борсеточники, спускающие правое заднее колесо… Вы сидите там на корточках, а жулик в это время тибрит вашу борсетку с деньгами и документами. Другой возможный сюжет обычно встречается на перекрестках: в салон автомобиля, у которого открыто окно, забрасывают какую-нибудь мерзость: например – крысу. Дамочка вылетит из-за руля мгновенно, да и не всякий мужик спокойно отреагирует …
Полиция «накрыла» крупную мастерскую по разборке ворованных авто
Успешной полицейская операция стала после того, как злоумышленники угнали с парковки жилого дома в Невском районе Санкт-Петербурга иномарку. Хозяин отлучился всего на несколько минут, а вернувшись к машине не обнаружил ее. К счастью для автовладельца, он предусмотрительно оборудовал свой Renault спутниковой поисковой системой. Узнав о пропаже, сотрудники центра оперативного реагирования «Цезарь Сателлит» немедленно связались с полицией и в результате спецоперации нашли не только это авто, но и еще 5 ранее угнанных автомобилей, в том числе в разукомплектованном состоянии. По данным полиции, один из автомобилей исчез в тот же день, что и Renault. Последний, предположительно, похитили с помощью «удочки» (удлинителя штатного ключа), хотя, как правило, таким способом машины бюджетных марок не угоняются.
Санкт-Петербург остается одним из самых «угоноопасных» городов страны, занимая второе место по количеству автокраж и угонов после столичного региона, а с учетом соотношения количества транспортных средств на душу населения – первое место.
Отыскать автомобиль клиента и разоблачить цех с другими ворованными машинами помог поисковый блок Cesar Tracker. В отличие от спутниковой системы безопасности, трекер дистанционно активируется по заявлению автовладельца уже по факту угона автомобиля, что требует больше времени на его обнаружение. Однако благодаря скрытной установке определить и обезвредить маячок профессиональные угонщики так и не смогли.
Как угоняют авто с различной защитой, защити свою машину
Кража автомобилей по-прежнему относится к прибыльному бизнесу. Угоняются машины бюджетных и премиальных марок. Одни под разборку на запчасти, другие для переправки в регионы или государства с целью дальнейшей перепродажи. Чтобы обезопасить автотранспорт от похищения владельцу следует знать, как угоняют машины. Об этом пойдет речь ниже.
Законодательство – уголовные последствия для угонщиков автомобилей
Действующим законодательством РФ предусмотрено наказание за преднамеренные действия по незаконному завладению автомобилем. В Уголовном Кодексе РФ существует статья 166, предусматривающая защиту и ответственность за угон машин. Если угоняют транспортное средство, статьей предусматривается:
- Наказание в виде денежного штрафа размером 120 000 руб., лишение гражданина, совершившего автоугон, суммарного годового дохода.
- Ограничивается свобода максимально на 3 года или похититель машины подлежит аресту до 6 мес.
- Если автомобиль угоняют, угонщик лишается свободы с максимальным сроком 5 лет.
- Привлечение к общественным работам в течение 5 лет.
При совершении угона группой лиц, с насильственными действиями без угрозы жизни окружающим, предусмотрены более жесткие наказания. В частности, когда угоняют автомобиль, увеличивается сумма штрафов до 200 000 руб. Штраф может быть заменен вычетом суммарной заработной платы в течение 1,5 лет. За угнанную машину, похитители привлекаются к общественным работам сроком до 5 лет. Увеличивается срок заключения, максимально предусмотрено 7 лет.
Схемы угонов авто, как лучше защитить машину
При желании, злоумышленниками угоняются любые автомобили, будь то среднего ценового сегмента или премиум класса. Положительным моментом является то, что законодательством не предусмотрена ответственность владельца за ДТП на похищенном авто. Но владельцу от этого не легче. Предупредить автоугон, увеличить время взлома охранных систем, автовладельцам поможет знакомство со способами похищений машин. Ниже предлагается краткий обзор основных схем краж автотранспорта.
Угон авто с установленной сигнализацией
Автомобили, оснащенные электронными системами охраны, воры угоняют с использованием кодграбберов. Суть работы, которого – перехват сигнала от брелока, его запоминания, последующего отключения авто сигнализации, кражу машины.
Для защиты транспортного средства автовладельцы применяют более «навороченные» системы охраны. Максимально защищают машину от угона сигнализации с опцией распознавания «свой-чужой». Системой в постоянном режиме проверяется принадлежность сигнала – своему брелоку или постороннему устройству, вероятность того, что Ваш транспорт угоняют снижается.
Следующая схема угона машины – применение «Глушилок». Глушение возможно, если прибор настраивается на частоту сигнализации автомобиля. Устройство глушения имеет большую мощность нежели авто сигнализация и тревожный сигнал невозможно получить на брелок системы охраны. Не угоняются машины, у которых ведется постоянный обмен данными между брелоком и средством охраны машины.
Система глушения помогает осуществить угон авто, препятствуя постановки его под защиту охранного устройства. Признак, который должен вызвать беспокойство владельца машины – сигнализация не срабатывает от брелока. Не стоит забывать о том, что батарейка пульта садится. Но если сбои происходят после ее замены, существует вероятность, что авто транспорт собираются угонять.
Законодательством не предусмотрено наказание за использование глушителей сигналов автомобильных сигнализаций. Использование радиочастот регулируется Роскомнадзором и Радичастотной службой, которые могут привлечь к ответственности за незаконное использование радиочастот.
Проблема частично решается иммобилайзерами, имеющих активную метку. Охранная опция машины включается в автоматическом режиме, когда не сработало штатное устройство. Кража автомобиля происходит реже. Снятие с охраны возможно секретной кнопкой, установленной в потаенном месте. Угонять автотранспорт становится сложнее.
Угон машин с установленными механическими системами защиты от угона
Механический тип блокираторов используется, как правило, на бюджетных моделях автомобилей. На машинах иностранных производителей применяются в качестве дополнительных средств против угона. Автотранспорт угоняется злоумышленниками со съемными блокирующими устройствами и со встраиваемыми.
Съемные блокирующие устройства, устанавливаемые на руль, педали, не имеющие надежных замков, вскрываются угонщиками в машинах очень быстро. Быстрый угон автомобиля затруднен, если в блокираторах применяются замки с большим количеством секретов. Автовладельцам, чтобы обеспечить защиту авто, следует знать, как угоняют транспортные средства. Основными методами похищений являются:
- Самый простой заключается в подборе ключей, вскрытие отмычкой;
- Наставкой и молотком разрушается замок блокиратора, запорный механизм извлекается из устройства;
- Блокиратор снимается с руля машины путем применения физической силы;
- Блокирующее устройство перекусывается специальными ножницами, в доступном месте, автомобиль к краже готов;
- Ручной болгаркой перепиливается механическое охранное устройство, автотранспорт угоняют.
Перед похищением, преступники изучают объект угона, на предмет определения установленных в машине охранных приспособлений.
Угоны автомобилей с установленными иммобилайзерами
Современные машины, в подавляющем большинстве, оборудованы иммобилайзерами, пресекающими возможность похищения. Тем не менее их тоже угоняют. Способы представлены ниже:
- Самым проверенным способом угона автомобиля остается прием замены штатных модулей иммобилайзера, на вновь подготовленные. Модуль заранее программируется, меняется в машине со штатным, которая в последствии угоняется. Вторым вариантом, которым пользуются продвинутые угонщики машин, является использование устройств, считывающих информацию с микросхем;
- Сведущие в электронике спецы угоняют машины, обходя иммобилайзер перепрограммированием чипов. К диагностическому разъему подключается специальное оборудование, позволяющее произвести обмен данными с ЭБУ транспортного средства, которое готовится к автоугону. Защитой может служить размещение диагностического разъема в потайном, менее доступном месте;
- Грозным оружием угонщиков стало электронное приспособление под условным названием «Заводилка». Электронная система автомобиля перепрограммируется, с использованием штатной цифровой шины. Прибор очень маленький, для него не важно расположение контроллера ЭБУ в машине. Авто угоняют после доступа цифровым шинам. Предотвратить угон данным способом возможно только, разорвав диагностические цепи;
- Наименее популярен способ угона машины с применением кодграбера. Суть заключается в том, что с таким прибором автомобиль угоняют только при считывании сигнала между антенной иммобилайзера и чипом ключа. Расстояние между ключом с чипом и антенной иммобилайзера очень маленькое. Перехватить слабый сигнал сложно.
Как угоняют автомобили с автосигнализациями с автозапуском
У угонщиков постоянно совершенствуются методы похищений. Их не останавливают ни сигнализации со стажем, ни совершенные новые. После хорошей подготовки, машины угоняют с любой степенью защиты. Похитители используют несколько вариантов угонов автомобилей с автозапуском. Среди основных следующие:
- Сканированием подбирается код, сигнализация отключается;
- Кодграббером перехватывается сигнал брелока. Специальным электронным устройством сигнал используется повторно, сигнализация отключается, машину угоняют;
- Угон автомобиля осуществляется при помощи другого вида кодграббера. Это устройство способно распознавать кнопки брелоков, которыми пользуется автовладелец.
Защититься от таких видов похищений сложно. Специалисты рекомендуют применять комплексные способы защиты.
Угон машин оборудованных уникальными секретками
Применение противоугонных секреток автовладельцами используется давно. Суть ее заключается в том, что разрывается одна или несколько цепей участвующих в запуске мотора машины. Это может быть цепи: стартера; бензонасоса.
Отключив сигнализацию автомобиля, угонщики ищут потаенные места, где может быть спрятана кнопка, переключатель. Поиски могут занять определенное время, затрачиваемое на угон, затягивается.
Если не находятся кнопки, переключатели, следующим шагом прозваниваются мультиметром все возможные цепи, участвующие в запуске двигателя. Таким образом определяется разорванная цепь, восстанавливается новыми проводниками, автотранспорт угоняют. Таким образом секретки надежно дополняют защиту.
Угон автомобилей с установленными системами слежения GSM и GPS
Машины с GSM и GPS-приборами тоже угоняют. Угон автомобиля совершается после подавления GSM и GPS-сигналов. Приборы, продающиеся в свободной продаже, не запрещены законодательством, способны взломать защиту с 15 м.
Факт подавления сигнала определяется постоянной проверкой GSM-автопейджера машины, имеющего постоянную связь с контрольным сервером. Произошедший угон определяется пропажей связи с автомобилем.
Автотранспорт угоняют с использованием дубликатов ключей. Владелец, доверивший свое транспортное средство СТО с сомнительной репутацией, рискует тем, что его машина может быть угнана. Оставив на такой станции техобслуживания машина, владелец рискует его потерять. Недобросовестные сотрудники изготовят дубликат ключей, передадут сообщникам для последующего угона. Таким способом угоняют автотранспорт без средств электронной защиты.
Отмечается, что мошенники рискуют, совершая угон машин таким способом. Соблюдая законодательство по защите частной собственности, правоохранители непременно посетят СТО, на которой производился ремонт автомобиля. Следовательно, ремонт своего авто желательно доверять проверенным, надежным партнерам.
Угоняют автотранспорт, пользуясь беспечностью владельца. Небрежное отношение к хранению ключей, приводит к тому, что их крадут. Угон машин совершается чаще всего в местах наибольшего скопления людей, автомобилей. Автотранспорт угоняют, похищенными ключами из наружных карманов, сумочек. Бережное отношение к ключам, сохранит транспортное средство в неприкосновенности.
Обезопасить от похищения автотранспорт помогают комплексные системы охраны. Стоимость охранных устройств значительно ниже транспортных средств. Только сами автовладельцы решают вопросы защиты машин.
Что необходимо делать для защиты авто, а чего не рекомендуется
Профессионализм, изобретательность авто угонщиков повышаются ежегодно. Технологические решения предотвращения угонов автомобилей совершенствуются. Автотранспорт угоняют по новым схемам, используются современные методы и устройства. Советы специалистов по сохранности машин:
- Предлагается обратить внимание перед покупкой на вид трансмиссии. В последние годы угону в большей степени подвергаются автомобили с АКПП. Какую лучше установить защиту на коробку передач знаю нашим специалисты.
- Риски похищений снижаются, если авто оборудуется тайной кнопкой блокирования запуска мотора, секретками.
- Прочные, блокирующие приспособления на руль, педали увеличивают шанс того, что машину не угонят быстро. Стопроцентной гарантии сохранности никто не даст.
- Наличие на стеклах автомобиля предупреждающих наклеек, мигающих светодиодов в салоне увеличивают шанс его сохранности.
- Стоит прислушаться к советам правоохранителей, которые рекомендуют не оставлять автотранспорт в неосвещенных местах. Риски угонов снижаются, когда в салоне нет ценных вещей. Не следует держать автомобиль в запущенном состоянии, оставлять на неохраняемых стоянках.
Степень защищенности автомобилей зависит от используемых охранных устройств. Лучшей защитой от угона является бдительность владельца. Установка на автотранспорт комплексных охранных устройств уменьшает риски похищений.