Не спешите после ДТП убирать машины с дороги
С 1 июля вступили в силу поправки в ПДД, которые не просто разрешают не вызывать гаишников на место аварии, но и требуют убирать с дороги столкнувшиеся машины, мешающие другим проехать. Казалось бы, все хорошо: ждать инспектора из-за покореженного железа в течение нескольких часов уже не нужно, а заторов из-за мелких ДТП должно стать меньше. Но не тут-то было, в новшествах столько подводных камней, что гаишников все же лучше дождаться, даже если это грозит вам штрафом.
Оцениваем ситуацию
Теперь есть целых четыре способа оформления ДТП. Первый — если в аварии есть погибшие или пострадавшие. Тут все по-прежнему: остановиться, включить аварийку, ничего не трогать и не двигать, принять меры к оказанию первой помощи пострадавшим, вызвать Скорую и полицию, ждать. Уезжать можно лишь в одном случае, если больше никак не доставить пострадавших в больницу, но и в этом случае на место аварии придется быстро вернуться. Такое ДТП может быть оформлено только сотрудниками полиции.
Если пострадавших нет, тогда вариантов больше. Самое простое: пустяковая царапина на бампере, который и так весь в шрамах, словно голова бойцового бультерьера. Водителю пострадавшей машины начхать, спора нет, претензий тоже. Ну или сговорились на символичной бутылке пенного напитка, пожали руки и попрощались. Тогда в ГИБДД совсем не нужно сообщать — «при отсутствии необходимости в оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии водителям разрешается оставить место ДТП». А вдруг один из участников аварии передумает, позвонит в ГИБДД, приведет свидетеля, и они скажут, что машина виновника аварии скрылась с места? Тогда водителю светит лишение прав на год или полтора, а также арест на срок до 15 суток.
— Чтобы избежать нежелательных последствий, водителям вдвоем нужно самостоятельно заполнить бланк Извещения о ДТП, который прилагается к каждому полису ОСАГО, сделать это очень просто. И при наличии такого документа возможные разногласия уже отпадут, — советует Юрий Шакиров, начальник управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России.
Третий случай: никто из людей не пострадал, но машины повреждены, и водителям нужно оформить страховой случай. Они могут сделать фото- или видеосъемку, доехать до ближайшего поста ДПС и оформить ДТП там. Либо оформить документы без полицейских в рамках так называемого европротокола, то есть заполнить все то же Извещение о ДТП для страховой компании.
И четвертый случай, самый сложный: пострадавших людей нет, но водители спорят, кто виноват. Тогда нужно записать фамилии и адреса очевидцев, позвонить гаишникам (с мобильного — 112) и поступать в соответствии с их инструкциями.
— У полиции может быть только два требования. Оформить ДТП самостоятельно и убрать машины с места аварии на проезжей части. Либо оставаться на месте и дожидаться инспектора. Иного быть не может, — заверяет Юрий Шакиров.
При таком самостоятельном оформлении нужно сделать снимки места ДТП, чтобы было понятно, как стоят машины относительно друг друга и дорожных объектов (столбов, знаков, остановочных павильонов и т. п.) И ехать в полицию. Сообщает «Комсомольская правда в Волгограде».
Оцениваем себя
А как же быть со штрафом? Ведь если водители устроили ДТП и их машины мешают проезду других, то прибывшие на место гаишники теперь вправе оштрафовать виновников создания затора на тысячу рублей. Но у полиции пока нет однозначного ответа на этот вопрос.
— Постановление правительства не регламентирует, в течение какого именно времени водители обязаны оформить ДТП и освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. Жесткого указания наказывать за данное правонарушение пока не будет. Давайте дождемся правоприменительной практики, — говорит Юрий Шакиров.
Однако требование убрать аварийные машины может быть на руку автоподставщикам. Они мастера заморочить голову, создать суматоху, запугать, вынудить быстро отъехать в сторонку и там уже начать «прессовать» жертву. Тут важно помнить, что штраф за затор из-за аварии — всего одна тысяча рублей, да и то — если оштрафуют. А жулики будут вымогать десятки и сотни тысяч, так что не идите у них на поводу, говорите полицейским о своих подозрениях, требуйте приехать на место и уж точно никогда не давайте никому свои деньги.
— Если это и вызовет волну попыток автоподстав, то ненадолго. Водитель должен помнить, что в случае его вины платит не сам он, а его страховая компания, на этом и стоять, — так комментирует Сергей Дорофеев, гендиректор Национальной ассоциации экспертных компаний на транспорте.
— А самостоятельно оформлять ДТП без инспектора можно порекомендовать лишь тем, кто уверен в своих материальных возможностях и своем умении адекватно оценивать ситуацию. Если человек уже видел пример сложной дорожной аварии со своими знакомыми, смог правильно оценить ее последствия, и его прогнозы совпали с реальностью. В иных случаях уверенность в собственной правоте может сыграть злую шутку, так что лучше оформлять ДТП в полиции.
КСТАТИ
А как же уличные камеры?
Некоторые автомобилисты-общественники утверждают, что машины после аварии можно смело убирать с дороги, поскольку для оформления ДТП потом можно будет воспользоваться записями уличных камер видеонаблюдения. Даже существует специальная «горячая линия», по которой нужное видео можно «забронировать».
Действительно, столичный Департамент информационных технологий позволяет сохранить видеозапись не только с уличных камер, но и из дворов или подъездов. Но, во-первых, камеры есть далеко не везде, нацелены они могут быть вовсе не на нужное вам место, да и качество картинки редко позволит определить обстоятельства аварии и характер повреждений. Второе: речь у нас идет об оформлении ДТП без полиции, но видео с городских камер просто так на руки не выдают.
— Обычно записи хранятся в течение пяти дней, но по телефону «горячей линии» 8 (495) 587-00-028 (495) 587-00-02 гражданин может забронировать видео, которое будет храниться по заявке в течение 30 дней. В таком случае сотрудник полиции может затребовать у нас это видео и приобщить его к материалам дела. Но это касается только правоохранительных органов, страховым компаниям или гражданам лично таким образом запись не отдадут, — объяснили нам в Департаменте информационных технологий города Москвы.
Кто убирает дорогу после ДТП от остатков разбитых машин?
Если какое-либо дорожно-транспортное происшествие, будь оно масштабное или незначительное, случилось на проезжей части, то на асфальте все равно можно будет обнаружить следы — мусор, стекло, осколки.
Естественно, остатки этого мусора проезжающие автомобилисты растаскивают колесами своих автомобилей. Как бы странно не звучало, но участники ДТП не убирают мусор за собой, да и никто в принципе не согласиться убирать обломки с дороги. Как говорится, хорошо, что хоть крупные детали убирают с проезжей части. А если всерьез отнестись к этому вопросу, кто же должен навести порядок на дороге после ДТП?
Осколки валяются круглые сутки. Осколки, остатки разлитого моторного масла или бензина могут находиться на проезжей части неделями, пока их не смоет дождь или автомобили не разнесут по всей дороге. А если обломки остались на обочине, то очень часто они могут пролежать там и дольше.
Очевидным ответом для всех будет то, что убирать должны водители, по вине которых произошло ДТП. Но в Правилах дорожного движения прописано, что участники ДТП должны лишь освободить проезжую часть от разбитой машины, не затрудняя проезд другому транспорту, а про мусор ничего не сказано. Но если посмотреть с другой стороны, то уборкой занимаются специальные дорожные службы, которые поддерживают чистоту проезжей части.
Каждая дорога в стране отведена под ответственность отдельным службам и подразделениям. Поэтому такие службы и занимаются уборкой дороги, есть во время их объезда где-то находят обломки от машин. Но увы, объезд происходит не так часто, а обычный трактор не сможет справиться с крупными осколками и кусками пластика или металла. Поэтому крупные детали часто и остаются лежать на обочинах дорог.
Так кто должен убрать? Если обдумать имеющуюся информацию, то раз представители ГИБДД обеспечивают безопасность на дороге, то по сути, приехавший патруль на место ДТП и должен позаботиться об очистке дороги от мусора, либо по крайней мере вызвать дорожную службу с этой целью.
И в заключение нюанс. Хотя в последнее время сложилась тенденция, что сотрудники ДПС приезжают лишь на те ДТП, где имеются пострадавшие, ведь в остальных случаях водители могут разобраться сами. Поэтому вывод прост — если водители предоставлены сами себе и аварийным комиссарам, то значит они и должны убрать за собой все напоминания о произошедшем дорожно-транспортном происшествии. К сожалению, не многим это покажется необходимым.
Нужно ли при ДТП убирать машины с дороги, чтобы не «собирать пробку»?
Мало кто знает, но водители именно обязаны выполнять условия при ДТП, которые продиктованы правилами дорожного движения.
Несмотря на поправки, которые действуют уже достаточно долго, автомобилисты продолжают при ДТП перегораживать проезжую часть, и часами разбираться в случившемся. Должны ли водители убирать авто с дороги, чтобы не создать пробку?
Список действий
Все знают, сего начать, если автомобиль попал в ДТП. Нужно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
Если в результате аварии никто не пострадал, то сразу переходите к следующему пункту – фиксации положения ТС после ДТП, фиксации повреждений автомобилей с привязкой к местности. То есть – съемке на фото или видео.
Если есть пострадавшие, то все остальное в этот момент вас мало должно волновать: ваша задача оказать доврачебную помощь, вызвать скорую.
Нужно ли убирать автомобиль?
По старым правилам – этого делать было нельзя. То есть, авто должны были оставаться на местах до приезда сотрудников ГИБДД. Сегодня, с широким распространением европротоколов – правила изменены.
Поэтому, согласно действующим ПДД водитель обязан освободить проезжую часть сразу после того, как зафиксирует место аварии, повреждения транспортных средств и прочие предметы, относящиеся к ДТП.
Но, это правило распространяется только на происшествия, в которых причинен ущерб лишь имуществу, то есть автомобилям, объектам дорожной инфраструктуры, личным вещам водителя и т.д.
Если создастся пробка
Убрать автомобиль с проезжей части, дабы не создавать пробку – это не просто право автомобилиста, а его обязанность.
В противном случае, если поток машин встанет из-за его нерасторопности, ему могут выписать штраф по статье 12.17 КоАП (часть 1) – 1000 рублей. Согласитесь, это не самое приятное дополнение к уже сложившейся ситуации.
В полиции объяснили, когда можно покинуть место ДТП
В МВД России объяснили, в каких случаях автомобилистам не будет грозить наказание за оставление места ДТП и перемещение транспортных средств после аварии. Подробные разъяснения Autonews.ru запросил у ведомства после появления в Москве многочисленных объявлений на информационных табло Центра организации дорожного движения (ЦОДД) с призывами сразу же убирать машины с дороги после аварии, если инцидент произошел на скоростной магистрали, например МКАД.
Параллельно с распространением предупреждающих объявлений замруководителя ЦОДД Александр Евсин заявил, что на всех магистралях после ДТП необходимо обязательно уйти с траектории скоростного движения при любой возможности: «Люди, которые понимают опасность, никогда не ждут трагедии, оформляя бамперы в полосе скоростной дороги. Возникнут сложности с оформлением ДТП? Возможно, возникнут. Но это трудности поправимые и не связанные с угрозой жизнью и здоровью. А вот наезд условного КамАЗа сзади непоправим и статистически практически неизбежен», — писал эксперт в своем фейсбуке, где так же публиковал видео повторных аварий с участием остановившихся автомобилей.
Евсин уверен, что ожидание оформления ДТП в полосе движения скоростной магистрали связано с опасностью гибели и тяжелых травм. «Никогда не стойте в полосе движения скоростных дорог, ожидая оформления ДТП. Съезжайте на обочину или ближайшее безопасное место и там оформляйте ДТП», — советовал он всем автомобилистам.
Однако сами водители выразили сомнения, не лишат ли их прав после съезда на обочину, поскольку такое поведение может быть приравнено к оставлению места ДТП. Как объяснили в МВД России, в соответствии со ст. 2.7 КоАП, действия, формально являющиеся правонарушением, но совершенные в состоянии крайней необходимости, не являются административным правонарушением. Это значит, что такие действия допустимы для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
«В случаях если в результате ДТП погибли или ранены люди и вследствие его совершения движение других транспортных средств невозможно, а также если в результате происшествия вред причинен только имуществу и созданы препятствия для движения других транспортных средств, освобождение проезжей части является обязанностью водителей», — уточнили в ведомстве.
Также в МВД напомнили, что водители могут оставить место происшествия, если его можно оформить без участия сотрудников полиции — по Европротоколу.
Вместе с тем при нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности, а в случае происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине должен надеть куртку или жилет с полосами из световозвращающего материала.
Автомобильный эксперт и юрист Сергей Смирнов уверен, что не оформившие ДТП по установленным правилам водители не получат страховых премий и будут вынуждены разбираться между собой в судах.
«Нужно понимать, что, если последовать такому совету и незамедлительно покинуть место аварии, будет велик риск не получить страховое возмещение, — говорит эксперт. — Страховщики скажут, что водитель, конечно, молодец — живой и невредимый. Но в такой ситуации непонятно, кто прав, кто виноват. Поэтому страховая компания в таких условиях выплачивать возмещение не будет и потребует, чтобы участники аварии разобрались между собой в суде. Что касается оформления Европротокола, то даже с ним не получится за несколько секунд быстро разобраться на месте, кто виноват, сделать все фотографии и разъехаться, должно уйти какое-то время — получается, следуя логике ЦОДД, это тоже не выход».
Юрист уверен, что при соблюдении ПДД всеми водителями вероятность того, что в остановившиеся на магистрали транспортные средства влетит фура или грузовик, будет минимальной.
«Представим: водитель на МКАД столкнулся с другой машиной, и, согласно советам ЦОДД, ему через четыре ряда надо ползти на обочину, — говорит эксперт. — Да, ответственный сотрудник ГИБДД не будет в таком случае выписывать протокол за побег с места аварии, но неужели такой маневр более безопасен, чем установка аварийного знака на положенном расстоянии? В ПДД подробно прописан весь алгоритм действий при ДТП: надо включить «аварийку», выставить аварийный знак, проверить, есть пострадавшие или нет, и, если никто не пострадал, зафиксировать все обстоятельства. Уже за это время можно подвергнуться серьезной опасности. Но куда смотрят водители, которые просто едут по трассе? Они должны следить за дорогой, предугадывать опасность».
Он обращает внимание на то, что многие автомобилисты после ДТП не обозначают место происшествия так, как этого требуют правила, из-за чего и происходят повторные, еще более серьезные столкновения, о которых и говорят в ЦОДД.
«Да, приведенные видеозаписи выглядят очень убедительно, пока не посмотреть на них с другой стороны: водители, которые въезжают в припаркованные автомобили, нередко едут с серьезным превышением скорости, а участники аварий вместо знаков выставляют на дорогу черные канистры, бутылки с омывайкой или просто ходят вокруг заглохших машин, в лучшем случае с включенными аварийками. Если водители будут ехать, соблюдая скоростной режим, а аварийные знаки будут выставлены без нарушений — за 15 м в городе и за 30 за городом, — то и вероятность повторного ДТП будет ниже».
Из этого эксперт делает вывод, что дополнительные советы о необходимости покинуть трассу при аварии не нужны — вместо этого на табло стоит выводить данные об актуальных ДТП на пути. «Если следующие впереди автомобили сбрасывают скорость, логично предположить, что там что-то случилось, и тоже притормозить. А если водители едут под 200 км/час, то они все равно рано или поздно в кого-то въедут», — рассуждает Смирнов.
Эксперт полагает, что необходимости в оповещениях о съезде на обочину нет, а вместо них нужно информировать водителей об авариях: «Сейчас ЦОДД обладает серьезными ресурсами, они отслеживают информацию со всех камер. Логично транслировать именно ее на информационные табло и сообщать, например, что через 500 м в левом ряду столкновение. Это будет более эффективно. Похожая система оповещений работает и на трассах «Автодора». Такую систему логично использовать на всех российских дорогах. Потому что даже если мы пропишем в ПДД, что при мелких авариях и в условиях крайней необходимости можно уехать с места ДТП, потом все равно придется тратить время на суды и доказывать, насколько крайней была эта необходимость и были ли другие варианты».
В компании «АльфаСтрахование» уточнили, что для получения страховой выплаты при оформлении ДТП необходимо соблюсти ряд важных условий. Перед тем, как съехать на обочину после аварии без пострадавших, водители должны зафиксировать все повреждения.
«До того, как уехать на обочину, необходимо выставить аварийный знак, включить аварийные сигнальные огни, сфотографировать взаимное расположение транспортных средств-участников ДТП, договориться, будет ли оформляться событие по Европротоколу или с помощью ГИБДД, — рассказали в «АльфаСтраховании». — Только после этого можно съезжать на обочину».
В компании напомнили, что оформление ДТП по Европротоколу возможно только при соблюдении всех правил: не более двух участников ДТП, вред нанесен только транспортным средствам, обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников ДТП. При соблюдении всего вышеперечисленного возможно оформление Европротокола или бумажного извещения.