Автомобильное машиностроение
Одной из ведущих отраслей современного машиностроения является производство автомобилей. Это крайне сложный и многоэтапный технологический процесс, для осуществления которого необходимы мощная инженерно-техническая, ресурсная и промышленная базы, а также наличие квалифицированных и обученных кадров.
Автомобилестроение тесно связано с такими подотраслями машиностроения, как моторостроение, производство автокомплектующих, в том числе автомобильных шин, а также станко- и роботостроение для изготовления технологического оборудования.
Исходя из этого, характерной особенностью данного вида промышленного производства является высокий уровень капитальных затрат, а также расходов на оборудование. Не меньшее значение играет и квалифицированная рабочая сила, оплата труда которой также предполагает высокие издержки.
По озвученным выше причинам автомобилестроительная промышленность полного цикла представлена далеко не в каждой стране. Мировыми лидерами в данной отрасли являются США, Франция, Германия, Южная Корея, Китай, Япония. Отдельные производства имеются на территории Великобритании, Швеции, Италии, Чехии, Индии и некоторых других государств.
Общий обзор состояния автомобильного машиностроения в России
Россия входит в топ-15 стран мира по уровню развития автомобилестроительной отрасли. Так, по итогам 2018 года РФ занимала 13 место в рейтинге, основывающемся на общем количестве произведенных автомобилей. В этот год в России сошли с конвейера 1 млн 768 тысяч автотранспортных средств. Лидером списка стал Китай, где было произведено почти 28 млн автомобилей. Общемировой показатель составляет чуть менее 96 млн за 2018 год.
Промышленное автомобилестроение структурно состоит из нескольких подотраслей. Для удобства изложения условно следует выделить те из них, которые развиты на территории нашей страны.
Производство легковых автомобилей
Объективно Россия не является лидером в данной сфере, не покрывая даже потребности внутреннего рынка, однако имеющиеся еще со времен СССР мощности позволяют занимать весомую долю в объемах мирового производства.
Производство грузовых автомобилей и спецтехники
Имеющиеся заводы производят продукцию, которая применяется в других отраслях народного хозяйства страны, а также в оборонно-промышленном комплексе. Значительная доля грузового автотранспорта и спецтехники, произведенной отечественными предприятиями, экспортируется в другие государства.
Автобусостроение
По производству пассажирских автобусов Российская Федерация сохраняет одно из лидирующих мест в мире, несмотря на то что после распада Советского Союза именно данная отрасль потерпела наибольшие потери и была в крайне тяжелом положении в период с 90-х по начало 2000-х годов.
История развития отрасли в России
Один из первых автомобилей российского производства был представлен в 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде. Спустя чуть более 10 лет в Российской империи было налажено промышленное производство автотранспортных средств. Крупнейшим производителем стал Русско-Балтийский завод, располагавшийся в Риге. Впоследствии знаменитые Руссо-Балты выпускали и в других частях страны.
Революция 1917 года и связанные с ней последующие события отбросили развитие отечественного машиностроения на некоторый срок. Немного позже, в середине 20-х годов, ввели в строй заводы АМО (будущий ЗИС) и НАЗ (будущий ГАЗ). Производство было заточено на развитие грузового автомобилестроения, с чем советская промышленность справилась в полной мере к концу 30-х, став лидером по изготовлению грузовиков в Европе.
В послевоенный период большое внимание стало уделяться производству легковых автомобилей. Ключевая роль в том принадлежала строительству Волжского автозавода, которое велось с 1966 по 1970 год при участии итальянских специалистов.
В 90-е годы отечественная промышленность пережила спад, производство резко сократилось, а некоторые заводы были ликвидированы. Те же предприятия, которые сумели адаптироваться к новым условиям, успешно функционируют и в наше время.
Проблемы отрасли
Распад Советского Союза крайне негативно сказался на экономике и народном хозяйстве всех государств, которые ранее его составляли. Не стало исключением в данном случае и российское автомобилестроение. Уже в первую половину 90-х годов производство упало практически вдвое по сравнению с 1989 годом.
Причиной столь масштабного кризиса отрасли стал разрыв традиционных связей и производственных цепочек между бывшими советскими республиками. Также сыграли свою роль утрата рынков сбыта, падение уровня жизни населения, развал промышленного и сельскохозяйственного производства в целом.
Основной текущей проблемой современного отечественного автомобилестроения является низкий уровень вложений со стороны государства и частных инвесторов в развитие отрасли. По этой причине в значительной мере наблюдается техническая отсталость и небольшой объем современных промышленных мощностей. Это обстоятельство не позволяет конкурировать российскому легковому автопрому с автомобилями зарубежных производителей ни на внешних рынках, ни даже на отечественном. Последнее обстоятельство вынуждает Правительство РФ использовать жесткие протекционистские меры (к примеру, заградительные пошлины на иномарки) для поддержания искусственной конкурентоспособности отечественного автопрома внутри России, что также не идет ему на пользу в конечном итоге.
Кроме этого, устаревшее оборудование и производственные мощности, а также сложности, связанные с административными барьерами, порождают значительные издержки и удорожание производства автомобилей. Это означает, что в условиях кризиса и низкой покупательной способности населения страны уровень спроса остается не настолько высоким, сколько необходимо для кардинальной модернизации автопрома.
Следует отметить, что данные проблемы во многом касаются лишь производства легковых автомобилей. Грузовое автомобилестроение более развито и экономически устойчиво. Это связано, во-первых, с тем, что продукция соответствующих заводов используется для нужд армии и иных силовых ведомств. Во-вторых, грузовые автомобили и спецтехника с успехом экспортируются во многие страны мира, где они пользуются большим спросом.
Перспективы автомобилестроения в России
Из-за системного кризиса, причины которого возникли еще в 90-е годы прошлого столетия, развитие отечественного автомобилестроения происходит крайне медленно и во многом невозможно без прямой государственной поддержки.
Однако в последнее время имеются положительные тенденции и подвижки в этом направлении. Так, в 2015 году Минпром РФ принял программу развития автопрома в России до 2020 года. В рамках данного документа ведется следующая работа:
- наращивание объемов инвестиций, направленных на техническое перевооружение крупнейших автопроизводителей страны;
- развитие производства базовых комплектующих, а также локализация производства основной продукции;
- расширение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
- удовлетворение спроса на легковые автомобили на внутреннем рынке за счет увеличения выпуска отечественных моделей;
- развитие экспортной составляющей.
Кроме этого, большое значение придается инвестициям мировых автогигантов в отечественную промышленность. Они могут осуществляться как в форме совместных предприятий по выпуску иностранных брендов автомобилей, так и в виде открытия собственных производств разных циклов на территории нашей страны.
Наиболее крупные производственные предприятия
На территории Российской Федерации имеется несколько крупных отечественных производств, где выпускают легковые и грузовые автомобили, а также автобусы. Кроме этого, существуют заводы иностранных автомобильных концернов, на которых, в большинстве случаев, производится сборка машин зарубежных брендов из импортных комплектующих. Российские автопроизводители:
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Автомобильные заводы.
Также в России действует большое количество иностранных предприятий, выпускающих автомобили. Наиболее крупные:
Транспортное машиностроение России
Российская автопромышленность переживает тяжёлый кризис. Из 1,79 млн. автомобилей, произведённых в 2008 году, более 1,47 млн. — легковые, по производству которых наша страна даже не входит в число десяти крупнейших производителей.
Главными регионами автомобилестроения (см. таблицу 1) являются Поволжье и Центральная Россия, а крупнейшими центрами — Тольятти (легковые автомобили), Нижний Новгород (грузовые автомобили), Ликино-Дулёво (автобусы) и Энгельс (троллейбусы).
Крупнейшие центры железнодорожного машиностроения расположены в Центральном районе, на Северо-Западе и на Северном Кавказе (см. таблицу 2).
Морское судостроение развито в Санкт-Петербурге, где производят все типы судов, в Калининграде, Выборге (Северо-Запад), в Архангельске и Северодвинске (Север). В крупных морских портах, например в Мурманске и Владивостоке, развит судоремонт.
Основные центры речного судостроения — Нижний Новгород и Астрахань (на Волге), Котлас, Великий Устюг и Сыктывкар (в бассейне Северной Двины), Тюмень (бассейн Обско-Иртышский бассейн), Красноярск (Енисей), Усть-Кут (Лена), Благовещенск, Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре (Амур).
Крупнейшие центры авиакосмической промышленности сосредоточены преимущественно во внутренних регионах страны: в Центральной России, в Поволжье и на Урале (см. таблицу 3).
Какие города России занимаются автомобилестроением?
Автомобильная промышленность — одна из приоритетных отраслей производства государства. Ни для кого не секрет, что строить автомобили, сельскохозяйственную технику и т.д довольно прибыльное дело, а особенно, если она качественная и отвечает всем стандартам.
В России автомобили начали строить в единичных количествах с 1896 года, когда русский начинатель отечественного автомобилестроения Е.А. Яковлев впервые представил 4-х колесный легковой автомобиль на выставке в Нижнем Новгороде.
Советское время
Первый советский автомобиль был произведен в 1924 году на заводе АМО и имел название АМО-Ф-15. Его изображение можно встретить на почтовой марке 1973 года
Позже АМО был переименован в ЗИС, далее в Нижнем Новгороде образовался НАЗ (ГАЗ).
Массовая автомобилизация СССР началась со строительством Италией в 1966-1970 гг. ВАЗ в Тольятти и развертыванием массового выпуска «легковушек» марок Жигули и Нива.
Кстати, производство полноприводных джипов стало передовым и для Европы.
Все автомобильные заводы на данный момент в России
В данный момент в России 10(11) действующих отечественных заводов, а именно:
1. Новгород — ГАЗ (Нижегородская область)
2. Ульяновск — УАЗ (Ульяновская область)
3. Миасс — Урал (Челябинская область)
4. Павлово — ПАЗ (Нижегородская область)
5. Курган — КАвЗ (Курганская область)
6. Брянск — БАЗ (Брянская область)
7. Ликино-Дулёво — ЛиАЗ (Московская область)
8. Ижевск — ИжАвто(Лада Ижевск) (Удмуртия)
9. Тольятти — АвтоВаз (Самарская область)
10. Набережные Челны — КамАЗ (Татарстан)
11. Набережные Челны — Соллерс+Ford(?) (Татарстан)
Последний будет скорее всего продан из-за ухода Ford с российского рынка в 2019 году.