Организация участка ремонта дизельных двигателей
Участок ремонта дизельных двигателей
В данной статье мы и рассмотрим, что необходимо для оснащения дизельного топливного участка в полном объеме и какие требования в целом предъявляются к оборудованию и помещению. Перед тем как браться за оснащение участка по ремонту дизельной топливной аппаратуры, первое что необходимо рассмотреть это требования которые предъявляются к помещению в котором будут проходить ремонтные работы, что является не маловажным в последующей работе.
Требования к помещению для организации участка по ремонту дизельной топливной аппаратуры:
- Участок должен располагаться в изолированном, отапливаемом и хорошо освещенном помещении площадью не менее 30 м².
К огда все предусмотрено в помещении, можно переходить к выбору оборудования с учетом того, какая специфика предполагается, т.е. в каком объеме будут проводиться ремонтные работы и чему больше будет уделяться внимание, т.к. некоторые автосервисы и ремонтные предприятия могут браться за диагностику и ремонт как двигателя, так и топливной аппаратуры, а некоторые только за ремонт топливной аппаратуры. Мы постараемся рассмотреть спектр необходимого оборудования в полном объеме.
Сегодня рынок автосервисного оборудования предлагает достаточно широкий спектр приборов, инструментов и приспособлений как импортного, так и отечественного производства. Соответственно и стоимость данного оборудования абсолютно различна, мы рассмотрим спектр оборудования, которое предлагает отечественный производитель, выпускающий свою продукцию под зарегистрированной торговой маркой «Доктор Дизель» и предлагающий максимально возможный спектр необходимого оборудования для оснащения участка по ремонту топливной аппаратуры.
Спектр выбираемого оборудования должен обеспечить: диагностику неисправностей двигателя и топливной аппаратуры, проведение регулировочных и ремонтных работ. Начнем разбираться последовательно.
Рассмотрим образцы диагностического оборудования: первоначальный этап это проведения диагностики состояния цилиндропоршневой группы двигателя, для этого применяют, во-первых, дизельный компрессометр, это не сложный прибор, но без него диагностика дизеля не возможна, завод предлагает два типа приборов моделей ДД-4200, ДД-4210 (индикаторы пневмоплотности цилиндров). Индикатор предназначен для сервисного обслуживания ДВС и поиска неисправностей. Он позволяет контролировать работоспособность отдельных цилиндров ДВС путем регистрации максимального давления сжатия (компрессии) в режиме стартерного пуска. Модели различаются только наличием фальш-форсунок для измерения компрессии в различных типах автомобилей. ДД-4200 предназначен для дизелей отечественного производства, ДД-4210 предназначен для дизелей импортного производства и имеет в наличии 14 различных фальш-форсунок с помощью которых можно охватить практически весь спектр импортных дизелей. Во-вторых, необходимо применять Анализатор герметичности цилиндров (АГЦ-2), моделей ДД-4100, ДД-4120 . В основе работы АГЦ-2 лежит вакуумный метод оценки пневмоплотности цилиндропоршневой группы. При диагностики двигателя при помощи АГЦ-2 производится замер следующих параметров:
Р1 – значение полного вакуума в цилиндре
Р2 – значение остаточного вакуума в цилиндре
З амеры параметров Р1, Р2 проводятся прибором через форсуночные отверстия в процессе вращения двигателя стартером ( 3-4 сек.). По величине значения полного вакуума в цилиндре Р1 оценивается степень износа гильзы цилиндра, а та же плотность закрытия клапанов. По величине значения остаточного вакуума Р2 оценивается состояние износа поршневых, выявляется закоксовка поршневых колец, поломка колец или перегородок в кольцевой канавке поршня. Данные модели предназначены соответственно для отечественных и импортных дизелей.
Для проверки соответствия регулировок двигателя и опять же для оценки состояния двигателя применяются дымомеры. Прибор контролирует дымность дизельного двигателя в единицах коэффициента поглощения (м) и коэффициента ослабления. Завод предлагает портативные дымомеры 01МП, 01МП.01, без выхода на печатающее устройство и с выходом соответственно. Данные модификации дымомеров зарекомендовали себя неплохо в работе, а по критерию «цена-качество» лидируют среди своих аналогов.
Для определения частоты вращения дизельного двигателя и параметров впрыска топлива используется множество приборов от дизельного стробоскопа до стационарных дизель-тестеров. Специализированные мотортестеры наиболее удобные и мощные диагностические приборы. На нашем рынке их модификаций представлено достаточно мало и ценовая категория очень различна. Если взять за соотношение критерий «цена -качество» то приоритет можно отдать мотортестеру М2-2. Этот прибор позволяет определить частоту вращения двигателя и угол опережения впрыска, а так же контролировать еще 9 параметров двигателя, включая мощностные.
Теперь перейдем к оборудованию, которое позволяет проводить диагностику топливной аппаратуры. Как упоминалось в предыдущих статьях для диагностики и регулировки дизельных форсунок, необходимо применять специальный прибор. Завод предлагает прибор ДД-2110, который позволяет диагностику практически всех типов дизельных форсунок. И проводить измерения: давление начала впрыска и качество распыления топлива, герметичность запорного конуса (по появлению капли топлива на носике распылителя), гидроплотность по запорному конусу и направляющей цилиндрической части. Так же для экспресс оценки без снятия форсунок с двигателя можно использовать механотестер топливной аппаратуры МТА-2, который позволяет провести оценку не только форсунок, но и оценить состояния плунжерных пар и нагнетательных клапанов ТНВД без снятия с двигателя.
Так же не плох в работе прибор для оценки технического состояния плунжерных пар ДД-2115 (ПО-9691), снятых с ТНВД или приобретенных для замены, т.к. в последнее время на рынке появилось достаточно большое количество восстановленных плунжерных пар и определенный процент брака использование данного прибора позволит избежать установку некачественной запчасти.
Одним из основных приборов на участке по ремонту топливной аппаратуры должен быть стенд для испытания и регулировки ТНВД, это самый дорогостоящий инструмент в мастерской и к нему предъявляются жесткие требования. На сегодняшний момент существуют различные модификации и производители данного типа оборудования. От цены в 7 000 у.е. до 150 000 у.е., выбор данного типа оборудования зависит только от целей и задач топливного участка. Самый идеальный вариант на сегодняшний момент это выбор по критерию «цена-качество» и срок окупаемости. Лучше приобретать универсальный стенд, который позволяет работать с различными типами ТНВД, как отечественного, так и импортного производства, т.к. предъявляются различные требования к техническим возможностям стенда при испытании различных типов ТНВД. Стенды завода отличаются своей универсальностью и по критерию «цена-качество» являются лучшим экземпляром. Завод производит несколько модификаций стендов под торговой маркой «Доктор Дизель» ДД-10-01, ДД-10-04, ДД-10-05, ДД 10-06 выбор того или иного типа зависит только от потребителя. С помощью стендов можно провести следующие операции: величина и равномерность подачи топлива секциями (производительность насосных секций), частота вращения вала ТНВД в момент начала действия регулятора; частота вращения вала ТНВД в момент прекращения подачи топлива, давление открытия нагнетательных клапанов, угол начала нагнетания и конца подачи топлива по повороту вала ТНВД и чередование подачи секциями ТНВД, угол действительного начала и конца впрыскивания топлива (при диагностировании), характеристика автоматической муфты опережения впрыска, поддержание заданной температуры.
Для диагностики ТНВД распределительного типа дизельной системы впрыска с электронным управлением, применяется специальная приставка модели ДД-3800, которая позволяет сымитировать работу электронного блока управления автомобиля и поддерживать обратную связь с ТНВД, применяется для только для насосов типа Bosch VE, с резистивным или индуктивным датчиком.
Не стоит забывать о том, что при ремонте ТНВД необходимо иметь в наличии специальный инструмент который позволяет проводить сборку, разборку и регулировку ТНВД. Завод так же предлагает несколько типов ДД-3300 набор спец. инструмента для обслуживания ТНВД автомобилей КАМАЗ, ДД-3400 набор спец. инструмента для обслуживания ТНВД типа 4ТН, 6ТН, ЛСТН, УТН-5 дизелей типа ЯМЗ-238, ДД-3700 набор спец. инструмента для обслуживания ТНВД типа BOSCH VE.
Для диагностики современного дизеля с электронным управлением необходимо иметь сканер для считывания кодов неисправностей с ЭБУ. Здесь спектр предложений достаточно широк, конечно, лучше приобретать универсальный сканер, универсальность его заключается в том, что он может работать практически с любой маркой автомобиля, но здесь выбор только за потребителем и рекомендациями своих знакомых. Дать хорошую оценку работы с дизельными двигателями можно сканеру английской фирмы Lucas, сканеру Laser 2000, но его цена оставляет желать лучшего.
В заключении хочется отметить, необходимый атрибут в любом сервисе – это хорошая литература. Наиболее полными пособиями по дизелям можно отметить издания выпускаемые фирмой Autodata и руководства предлагаемые заводом: руководство по ремонту и регулировке отечественных ТНВД, руководство по ремонту и регулировке ТНВД КАМАЗ, руководство по ремонту и регулировке ТНВД BOSCH VE, Diesel Data 2002 (регулировочные данные по диз. моделям 1988-2002 гг.), системы впрыска топлива дизельных двигателей Том 3 модели 1990-93 гг, системы впрыска топлива дизельных двигателей Том 4 модели 1994-97, системы управления дизельными двигателями Том 5 1996-2000 гг.
Проделав математические расчеты, получаем сумму для оснащения участка в районе 350 000 – 400 000 руб. Остается только один вопрос, как и у всех, период окупаемости данного оборудования? Здесь все зависит в большей степени от правильного менеджмента. Никогда ни стоить думать о том, что клиент «поедет» на ремонт сам, сервис должен предложить ему эти услуги. Если речь идет об организации которая приобретает оборудование для своих собственных нужд, то здесь необходимо рассчитывать сколько средств она может сэкономить производя ремонт самостоятельно, а не делая его на стороне и сколько его техника отработает без ремонта, причем экономия на дизельном топливе при правильно отрегулированном ТНВД составляет порядка 20%. Хотя такая организация может спокойно развить коммерческий ремонт. Другое дело обстоит, когда оборудование приобретает автосервис и это инструмент, который должен приносить прибыль и достаточно быстро окупиться. При хорошей организации работ сервис может выйти на ремонт от 20 до 40 ТНВД в месяц, сумма ремонта достаточна разная, она может колебаться в среднем от 3 000 руб. до 15 000 за ТНВД, по оценкам прибыль данной деятельности составляет не менее 25%, т.к. по мимо средств, которые сервис получает за ремонт, диагностику и регулировку, можно получать прибыль и на замене запчастей.
Делая не сложные математический расчеты получаем: 25 ТНВД в месяц, в год 25 х 12 = 300 ТНВД, возьмем среднюю стоимость ремонта 7 000 руб., 300 х 7 000 = 2 100 000 руб. в год, рентабельность 25% — 525 000 руб., теперь Вы сами можете сделать выводы. Такая рентабельность применима, как и для автосервисов, так и для тех, кто приобретает оборудование для себя. Так что делайте выводы и принимайте решение.
Тема 13. Дизельный цех
Большой и сложный объем работ на ТРЗ выполняется в дизельных цехах. Продукция дизельного цеха является наиболее сложной как по устройству деталей и агрегатов, так и по номенклатуре. При ремонте дизелей применяют современные методы и средства контроля, уникальное оборудование. Ремонт и сборку выполняют рабочие высокой квалификации.
Назначение — ремонт дизелей, тормозных компрессоров, вспомогательных агрегатов дизеля и тепловоза; для депо — ремонт дизелей и их вспомогательных сборочных единиц. Дизельные цезии, как правило, специализируются на ремонте 2-3 типов дизелей.
Производственный процесс цеха
При современном уровне технологии и организации производства на ТРЗ ремонт дизелей выполняется на поточно-конвейерных линиях, работающих с регламентированным тактом. Поточно-конвейерная линия по разборке, ремонту и сборке дизелей состоит из 14…17 специализированных позиций. Перемещение дизелей по позициям разборки и сборки осуществляется на технологических тележках, которые приводятся в движение приводной станцией через конвейерную цепь. Все позиции обеспечены специализированной оснасткой, инвентарем и инструментом, а также специальной тарой для подачи и хранения набора деталей и агрегатов, которые монтируют на дизель на данной позиции.
Для удобства выполнения разборочных и сборочных работ ввиду больших габаритов 2-тактных дизелей все работы выполняются в 3-х уровнях, соответствующих размещению деталей и агрегатов на дизеле, например, в нижнем уровне демонтируют и монтируют ТГ, насосы, смотровые люки и т. д. В среднем уровне ведется демонтаж и монтаж топливной аппаратуры, топливных трубопроводов и т. д.; в верхнем уровне — воздуходувки, верхнего коленчатого вала, верхнего масляного коллектора, крышки дизеля и т. д.
для 2-тактных ДВС: Поточная линия расположена в главном пролете и имеет 17 позиций. Работы, выполняемые на позициях поточной линии:
1 Разборка ДГУ в нижнем уровне
2 Разборка дизеля в среднем уровне
3 Разборка дизеля в верхнем уровне
4 Разборка дизеля на кантователе
5 Окончательная разборка блока
6 Обмывка сборочных единиц и деталей
7 Восстановление блока
8 Сборка выхлопной системы
9 Установка нижнего коленвала
10 Сборка водной системы
11 Сборка дизеля в верхнем уровне
12 Установка верхнего коленвала
13 Установка тягового генератора
14 Сборка топливной системы
15 Сборка дизеля в среднем уровне
16 Сборка дизеля в нижнем уровне
17 Обкатка, регулировка и сдаточные испытания ДГУ
Структура цеха. Основные производственные участки:: разборочно-дефектировочный, ремонта и сборки по типам дизелей (2Д100, М756, 11Д45 и т. д.), ремонта агрегатов дизелей и тепловозов (воздуходувки, компрессоры, топливная аппаратура, насосы и т. п.), сварочно-механический, сборочный, станция испытания дизелей.
На разборочно-дефектировочном участке производят разборку дизелей, очистку и мойку деталей, дефектоскопию и все замеры. К отделению относится и комплектовочная кладовая. В отделении производят комплектовку узлов и деталей и передают их в ремонтные и сборочные бригады.
На участках по ремонту и сборке дизелей (по типам) производят ремонт блоков, коленвалов, деталей ШПГ, вертикальной передачи, картера и полностью собирают дизель.
Участки по ремонту агрегатов дизеля производят разборку, дефектацию, ремонт и сборку воздуходувок, компрессоров, турбокомпрессоров, топливной аппаратуры, регуляторов и различного рода редукторов тепловоза, масляных и водяных насосов.
Сварочно-механический участок обеспечивает выполнение сварочно-наплавочных работ, обработку на металлорежущих станках ремонтируемых деталей.
Собранные дизели проходят обкатку и регулирование на станции испытания дизелей, имеющей необходимое количество испытательных стендов.
Вспомогательные участки: кладовые (комплектовочная и инструментальная); цехового механика.
* для мойки – моечные машины и ванны;
* ремонтно-монтажное – стендовые балки; стенды-кантователи для разборки и сборки дизелей, восстановления блоков, стенды для сборки ШПГ, воздухонагнетателей, насосов, компрессоров и т. д.;
* станки – для накатки, шлифовки и полировки шеек коленчатых валов; обработки блоков после наплавки; универсальные на участках основных и вспомогательных сборочных единиц дизеля и топливной аппаратуры;
* для контроля и испытаний – контрольные плиты с оптическими приборами для проверки блоков и коленчатых валов; ультразвуковые и магнитные дефектоскопы; испытательные стенды для компрессоров, водяных и масляных насосов, топливной аппаратуры, ДГУ;
* для окрашивания и сушки – окрасочно-сушильная камера;
* подъемно-транспортные устройства – мостовые краны грузоподъемностью 30/10 и 5т; консольно-поворотные краны различной грузоподъемности; электрифицированные тележки для передачи ДГУ грузоподъемностью 30 т.
Планировка цеха: Дизельный цех расположен в блоке основных цехов, примыкает непосредственно к тепловозному цеху. Планировка 2- или 3-пролетная. Ширина главного пролета — 24 или 30 м, высота до затяжки ферм — 16,2 м. Ширина вспомогательного пролета — 18 или 24 м, высота до затяжки ферм — 10,8 м. Длина цеха — 156-204 м.
Рисунок 13.1 – Вариант планировки основных участков тепловозного цеха ТРЗ
Поточные линии: разборки и сборки дизелей, сборки ШПГ, ремонта блоков (проверка, сварка, наплавка, обработка резанием, сборка), ремонта форсунок и топливных насосов.
* трудоемкость ремонта КР1/КР2 дизеля 10Д100 – 1007/1240 чел.ч;