Изолированная тупая травма при монтаже колес автомобиля
Изолированная тупая травма при монтаже колес автомобиля / Туребаев О.Н., Резников А.Н., Фролов В.В., Куздыбаев А.С., Нуфтиев И.Н. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 105-106.
библиографическое описание:
Изолированная тупая травма при монтаже колес автомобиля / Туребаев О.Н., Резников А.Н., Фролов В.В., Куздыбаев А.С., Нуфтиев И.Н. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 105-106.
код для вставки на форум:
В существующей судебно-медицинской литературе широко освещены вопросы диагностики повреждений, возникающих при автомобильной травме (А. А. Солохин, 1972, 1980; В. В. Хохлов, 1977; А. П. Ардашкин, 1984; И. И. Язвинский, С. С. Казакевич, 1983; В. М. Антипов, М. Я. Зингерман, Т. И. Шапортова, 1983; С. Е. Винокурова, 1985 и др.).
Как указывает А.А. Солохин (1972): «. под автомобильной травмой следует понимать комплекс повреждений, причиненных наружными и внутренними частями движущегося автомобиля. » Под механизмом травмы автор (1980) подразумевает: «. процесс последовательного воздействия на тело человека травмирующего предмета (наружных и внутренних частей). а также дорожного покрытия. ».
Однако несмотря на большое количество работ, посвященных данной проблеме, мы не нашли указаний на те повреждения, которые возникают у водителей и обслуживающего технического персонала при выполнении ими ремонтных работ, хотя в судебно-медицинской практике случаи таких экспертиз бывают нередко и поэтому представляют собой практический интерес. Следует указать, что повреждения/ возникающие у водителей и персонала, обслуживающего транспортные средства, бывают весьма частыми и нередко специфическими.
В период 1985—1986 гг. мы наблюдали 8 случаев специфических травм водителей, возникших при ремонтных работах, связанных с накачиванием и разбортировкой шин колес грузовых автомашин. Во всех наблюдениях (6 смертельных, 2 несмертельных) повреждения были получены от воздействия уплотнительного стопорного кольца.
Металлическое уплотнение, стопорное кольцо представляет собой пружинистую нецельную шайбу диаметром до 56,2 см по наружному краю, шириной 3,4 см. Оно применяется в качестве уплотнителя и располагается между диском колеса и боковой поверхностью ската шины. По правилам техники безопасности при накачивании шин компрессором или же разбортировке, необходимо стопорное кольцо фиксировать металлическим стержнем, через отверстия в диске и полностью убедиться в правильности установки. В противном случае, под большим давлением в шинах кольцо постепенно сползает из-за наружного края диска и происходит его вылет кпереди и вверх с большой кинетической энергией и нередко такие случаи заканчиваются тяжелыми увечьями.
В 6-ти случаях судебно-медицинского исследования трупов водителей и 2-х случаях освидетельствования пострадавших были обнаружены однотипные повреждения в виде вдавленных— фрагментированных переломов костей лба и лицевого скелета и ушибленнорваных ран поврежденных областей, сопровождавшихся тяжелым ушибом головного мозга и нарушением анатомической целостности вещества головного мозга.
Раны и переломы костей черепа располагались поперечно или косо-поперечно относительно лица, имели размеры от 9×3 см до 12X4 см. Линии излома по верхнему и нижнему краю дефекта костных пластинок были ровными, отвесными, вдавленными внутри черепа. На внутренних костных пластинках линия излома крупноволнистая, поверхность излома скошенная под углом 30—45°, нередко сломанные кости фрагментировались, образуя многочисленные осколки. Фрактологические и трасологические исследования свидетельствовали о генезе вышеописанных повреждений от воздействия боковых граней стопорного, уплотнительного кольца, при положении пострадавшего с наклоном головы и туловища к ремонтируемому колесу.
Таким образом, приведенные нами данные свидетельствуют о том, что изолированная травма головы водителей и технического персонала, возникающая при ремонтных работах, связанных с автотранспортными средствами являются специфическими, повторяющими все особенности травмирующего предмета и могут быть использованы в экспертной практике при установлении условий и механизма производственной травмы.
похожие статьи
Летальная травма пищевода и аорты дисковой батареей у ребенка / Кузьмичев Д.Е., Баринов Е.Х., Болдова О.Ш., Скребов Р.В., Чирков С.В., Вильцев И.М. // Медицинская экспертиза и право. — 2017. — №3. — С. 49.
Редкий случай травмы головы, причиненной ударом кулаком / Бадяев В.В., Шульга И.П., Хорук С.М. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2016. — №15. — С. 23-28.
ТРАВМА ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ТЕЛА КОЛЕСОМ АВТОМОБИЛЯ
Такой вид автомобильной травмы встречается редко и наблюдается только в тех случаях, когда пострадавший перед происшествием находится в горизонтальном положении на дороге. Переезд тела колесом автомобиля чаще всего является составной частью комбинированной травмы.
При переезде тела колесом автомобиля могут наблюдаться 5 фаз: 1) соприкосновение вращающегося колеса с лежащим на дороге телом; 2) перемещение тела колесом по дороге; 3) накатывание колеса на тело; 4) перекатывание колеса через тело; 5) вторичное перемещение (продвижение) тела по дороге.
В I фазе повреждения образуются от непосредственного удара и трения колесом о тело в месте соприкосновения; во II — от трения — на поверхности тела, обращенной к дороге; в III и IV фазах — от сдавления тела между колесом и грунтом; в V фазе — от трения о дорогу и части дна автомобиля.
В момент переезда тело чаще располагается поперек дороги, реже — продольно или под углом по отношению к направлению движения колеса. Переезд возможен при положении тела на спине или животе и невозможен при положении его на боку.
Наиболее типичные повреждения при переезде тела колесом автомобиля возникают в I, II и IV фазах. В I фазе на стороне тела, соприкасающейся с колесом, от удара и трения образуются следующие характерные повреждения: широкие, полосовидные ссадины, расположенные поперечно или диагонально к оси тела, по ширине своей несколько превышающие ширину колеса; отслоение эпидермиса и смещение свободных его частиц в направлении вращения колеса; лоскутные, дугообразные или треугольные раны, вершиной обращенные в сторону движения колеса; отслоение кожи от подкожной жировой клетчатки с образованием полостей, заполненных кровью; разрывы и размозжения подкожной жировой клетчатки и мышц; продольно или косо расположенные надрывы и разрывы кожи спереди или сзади ушной раковины, иногда с ее отрывом; обширные рваные раны нижних и верхних конечностей от растяжения, расположенные продольно или косо на стороне конечности, противоположной месту ее соприкосновения с колесом.
Специфическими повреждениями для I фазы переезда являются кольцевидные отслоения кожи от подкожной жировой клетчатки и мышц в области нижних конечностей с образованием массивных полостей, заполненных кровью.
Для II фазы переезда характерны обширные полосчатые загрязнения на одежде, расположенные на стороне одежды, обращенной к дороге; обширные полосчатые ссадины кожи на поверхности тела, обращенной к дороге, расположенные в направлении движения колеса.
В III и IV фазах переезда в результате сдавления тела между колесом автомобиля и грунтом возникают как специфические, так и характерные повреждения. К первым относятся отпечатки рисунка протектора в виде наслоения на одежде и коже различных веществ, а также в виде ссадин и кровоизлияний. Отпечатки протектора могут быть позитивными, отображающими рисунок выступающих его частей, и негативными, отображающими рисунок его углублений; их размеры соответствуют величине элементов рисунка протектора. Кроме того, на одежде и коже могут остаться следы наслоения, на коже ссадины и кровоподтеки, отображающие форму и размеры надписей (цифр и букв) с боковой поверхности протектора, а также форму отдельных частей и деталей дна автомобиля.
Специфическими для этих фаз переезда являются переломы остистых отростков грудных и поясничных позвонков, возникающие от одностороннего давления на них со стороны движущегося колеса при положении тела спиной вверх. При этом образуются отрывные переломы остистых отростков нескольких смежных позвонков.
Среди характерных для III и IV фаз переезда повреждений следует указать мелкоточечные кровоизлияния в кожу, отображающие рисунок ткани одежды, отдельных ее деталей — пуговиц, пряжек, молний и др., а также контуры предметов, находящихся в карманах (портсигар, расческа, ложка и др.); множественные разрывы и надрывы кожи над костными выступами в паховых, эпигастральной и в надключичных областях, расположенные параллельно друг другу, возникающие от перерастяжения кожи над костными выступами соответственно боковым поверхностям колеса; изменения конфигурации отдельных областей тела — деформация головы, грудной клетки и таза вследствие множественных открытых, оскольчатых переломов (костей свода и основания черепа, грудной клетки и таза); грубые повреждения головного мозга и мозжечка с полным или частичным выпадением поврежденного мозга из полости черепа, выдавливанием вещества лобных и височных долей через переломы костей основания черепа в носовые ходы, носоглотку, полость рта, пищевод, желудок и дыхательные пути (весьма характерно для переезда головы колесом автомобиля).
При переезде грудной клетки и живота наблюдаются тяжелые закрытые и множественные повреждения паренхиматозных и полых органов; они резко не соответствуют наружным повреждениям. Часто бывают разрывы диафрагмы с одной или двух сторон с перемещением в плевральные полости органов брюшной полости, разрывы паховых колец, промежности с выдавливанием кишечника под кожу или наружу, обширные разрывы, размозжения, полные или частичные отрывы внутренних органов, множественные параллельные надрывы и разрывы брыжейки, серозного покрова полых органов, висцеральной плевры и дуги аорты, а также буллезная эмфизема и разрывы легких, расположенные э» пределами зоны сдавления.
Для III и IV фаз переезда тела колесом автомобиля характерны также оскольчатые переломы обеих лопаток, спиралевидные или 2-образные переломы грудины, множественные двусторонние переломы переднего и заднего отделов таза, двусторонние разрывы подвздошно-крестцовых сочленений с массивными кровоизлияниями в клетчатку таза и разрывами органов малого таза, двойные оскольчатые переломы длинных трубчатых костей.
Для V фазы переезда характерны множественные полосчатые ссадины, беспорядочно расположенные на значительной площади тела; участки «стертости» и «спи- ливания» мягких тканей, а иногда и костей; загрязнение одежды и кожных покровов горюче-смазочными веществами. Наряду со специфическими и характерными повреждениями при переезде тела колесом автомобиля встречаются многочисленные нехарактерные повреждения, не имеющие особого значения для диагностики.
Установление на теле и одежде пострадавшего комплекса специфических и характерных повреждений от трения и сдавления вращающимся колесом автомобиля дает основание для вывода об имевшем место переезде тела.
Соотношение между радиусом колеса автомобиля и высотой переезжаемого препятствия.
а — радиус колеса (г) больше высоты (Ъ) препятствия; б — радиус колеса соответствует высоте препятствия; в — взаимодействие сил при въезде колеса автомобиля на препятствие; IV, М — сила вертикального сдавления; 14, V — сила горизонтального давления; IV, 8 — разложение сил.
Механизм переезда тела человека колесом автомобиля.
а — соприкосновение вращающегося колеса с телом и продвижение тела по дороге; б — накатывание колеса на тело; в — перекатывание колеса через тело.
Основные направления переезда тела человека колесом автомобиля, а — поперечное; 6 — под углом; в — продольное.