Конструкция, принцип работы и выбор трансформаторного зарядного устройства
Аккумулятор является электрическим прибором, требующим периодической подзарядки. Используется зарядное устройство трансформаторное или импульсное. При выборе необходимо учесть, для чего батарея используется, какое напряжение и ток. Важен так же производитель и стоимость.
Конструкция и принцип работы
Зарядное оборудование только заряжает аккумулятор от бытовой электросети, зарядно-пусковое может запустить двигатель при разряженной батарее.
Подзарядка может проводиться:
- от постоянного напряжения;
- от постоянного тока;
- комбинированно.
У трансформаторного зарядного два главных элемента:
На входе устанавливается предохранитель и выключатель, после трансформатора – диод, стабилитроны и резисторы.
На вход поступает ток 220 В, из трансформатора на диод передается переменное напряжение. Предназначение стабилитронов и резисторов – превратить его в постоянное 14,5 В. В процессе подзарядки сопротивление батареи растет, напряжение постепенно уменьшается, ток опускается до нуля. В этот момент зарядка заканчивается.
Для того, чтобы аккумулятор снова заработал, необходимо зарядить его на 10% от емкости. Параметры устанавливаются регуляторами, размещенными на корпусе. Процесс длится не более суток.
Если зарядное устройство комбинированное, батарея на начальном этапе заряжается от тока, потом – от напряжения. Это позволяет исключить возможность перегрева электролита.
Преимущества и недостатки
Трансформаторные зарядчики традиционные, поэтому привычные, хотя не очень удобные.
К преимуществам пользователи относят:
- простоту конструкции;
- надежность работы и редкость поломок;
- обеспечение стабильного питания при заданном напряжении;
- наличие защиты от короткого замыкания;
- доступность запчастей;
- простоту ремонта;
- возможность восстановить самую старую батарею;
- низкую стоимость.
- большие размеры и вес (параметры зависят от мощности);
- необходимость в замере заряда перед подзарядкой;
- необходимость следить за процессом зарядки и периодически (через 30-40 минут) измерять силу электротока.
Без присмотра может замкнуть клеммы, существует вероятность испарения электролита.
Достоинств больше, чем недостатков, поэтому зарядные приборы этого типа востребованы.
Импульсный зарядчик – особенности конструкции и преимущества
Основное отличие импульсных зарядных устройств от трансформаторных – осуществление подзарядки импульсами.
К достоинствам относят:
- небольшой вес и размеры;
- полную автоматизацию процесса;
- высококачественную систему защиты;
- наличие контроля за перегревом;
- подсказки на дисплее, минимизирующие риски;
- наличие нескольких режимов.
Недостаток один – сравнительно высокая стоимость при покупке и ремонте.
Если аккумулятор необслуживаемый, более безопасно для подзарядки использовать импульсное оборудование, не оказывающее отрицательного воздействия на электроды.
Какое зарядное устройство лучше, импульсное или трансформаторное, каждый решает сам, исходя из конкретной ситуации.
Критерии выбора
Первое, что нужно определить – мощность аккумулятора. Чаще всего это 12 В, источники питания на 6 В используются на моторных лодках и старых мотоциклах.
Переключателем с 6 В на 12 В или с 12 в на 24 В оснащен практически каждый зарядчик (хотя встречаются устройства только на 12 В). Самыми универсальными считаются приборы на 24 В, используемые как для легковых, так для грузовых автомобилей (фур, тягачей), карьерной и сельскохозяйственной техники. В таких аккумуляторах 2 батареи по 12 В, но зарядчик 24-вольтовый, чтобы экономилось время.
Существую зарядчики на 6, 12 и 24 В для подзарядки любых аккумуляторов.
Чтобы определиться с типом зарядного устройства, необходимо выяснить вид источника питания. Он может быть залитый или сухозаряженный, кислотный (WET или AGM – с абсорбированным электролитом) или гелевый (GEL или MF). Для каждого вида свой режим подзарядки. Исключение – WET батареи, которые можно зарядить любым устройством. Для GEL или MF выпускаются специальные зарядчики.
Следующий показатель – емкость аккумулятора, которая измеряется в ампер/часах. Емкость зарядчика не может быть меньше емкости батареи. Но лучше выбрать прибор с запасом, чтобы не менять его при покупке другого аккумулятора. Третий показатель – ток, выбирается вычислением 10% от емкости батареи.
Аккумулятор не зарядится хорошо, если ток превышает норму.
Те, кто согласны мерить плотность электролита, определять процент разрядки, следить за процессом, покупают трансформаторные зарядчики.
Подобное решение влечет за собой некоторые неудобства:
- при подзарядке с постоянным значением напряжения аккумулятор может полностью не зарядиться из-за слишком большого падения тока в конце;
- при фиксированном значении тока существует вероятность, что электролит закипит;
- для определения конца подзарядки используется шкала или таймер, поэтому вероятность ошибиться достаточно высокая.
Импульсные приборы более удобные. Сначала батарея заряжается от постоянного тока, в конце процесса – от постоянного напряжения. Пользователю нужно только подключить прибор к розетке. Величину электротока и время отключения определяет встроенный контроллер, все данные выводятся на дисплей.
Существуют импульсные приборы с функцией восстановления (десульфатации), с температурной компенсацией (для зимы). Самые современные модели оснащаются функцией сохранения настроек. При повторной подзарядке одной и той же батареи используются прежние параметры, что позволяет сэкономить время.
Что покупать, импульсное или трансформаторное зарядное устройство, каждый определяет, исходя из собственных предпочтений и финансовых возможностей. Те, кто давно пользуются трансформаторными приборами, обращают мало внимания на вес и габариты, давно привыкли контролировать процесс. Для желающих иметь крутое и современное оборудование подойдет импульсное зарядное устройство, позволяющее во время процесса заниматься другими делами.
Импульсный и трансформаторный зарядник. Посмотрим какой лучше
У кого-то зарядное устройство заряжает аккумулятор на отлично, у другого недозаряжает, а третий вообще своим не пользуется, а ходит к первому, потому что его зарядник вообще не тянет его аккумулятор.
Вся суть вопроса в том, что правильно выбранное зарядное устройство правильно работает. И наоборот. Неправильно подобранное зарядное устройство из-за слабой зарядки понижает ресурс работы аккумулятора на 20-30%.
Чтобы не пролететь с выбором правильного устройства нужно при покупке ознакомиться с техническим паспортом изделия и оценить его функции и характеристики.
Эти показатели во многом зависят от типа зарядного устройства. На сегодняшний день их всего два: трансформаторные и импульсные ЗУ.
Трансформаторные зарядные устройства известны каждому и очень давно. Их устройство и принцип работы предельно просты. Конструкция включает в себя трансформатор и выпрямитель.
В результате работы переменный ток из розетки преобразуется в постоянный, напряжением от 14 до 15 вольт. Перед началом зарядки нужно установить силу тока в размере не более 10% от емкости аккумулятора (если акк. емкостью 65 Ач, то сила тока устанавливается не более 6,5 ампер). При зарядке напряжение меняется в зависимости от разряженности аккумулятора.
Импульсные зарядные устройства не нуждаются в громоздком и тяжелом трансформаторе, поэтому они легче и меньше. Принцип их работы – это подача импульсов высокочастотного тока. Длинна импульса уменьшается по мере заряженности аккумулятора.
Подача тока у импульсных зарядников может быть разной. Они могут производить зарядку как постоянным, так и переменным током, подавать динамичное (как у трансформаторных) и постоянное напряжение, а также могут комбинировать эти параметры. Все определяет автоматика.
К плюсам трансформаторных зарядных устройств можно отнести их невысокую стоимость, простоту конструкции, а значит долговечность и невысокую стоимость ремонта.
Минусы – это их тяжелость и громоздкость, по сравнению с импульсными, необходимость установки определенного значения подаваемого тока и контроля во время зарядки.
У импусников плюсов значительно больше. Прежде всего это их небольшой размер и вес. Наличие автоматики – огромное преимущество, т.к. не нужно выбирать силу тока, напряжение и т.д и при зарядке аккумулятор защищен от закипония, перегрева, перезаряда. Есть полуавтоматические зарядники и с ручными настройками (обращайте внимание при покупке).
Недостаток один, и серьезный. Это затратность. Причем здесь имеется ввиду не только цена зарядного устройства на прилавке, но и затраты при ремонте. Трасформаторный зарядник имеет предельно простую конструкцию, там нечему ломаться, тогда как импульсник имеет регуляторы, стабилизаторы, тепловые и электронные реле, датчики, индикаторы и прочую дребедень. Поломку бывает сложно диагностировать, а детали имеют серьезную цену. Поэтому ремонтники чаще всего советуют купить новый зарядник, чем ремонтировать старый.
При выборе зарядного устройства советую вам в первую очередь смотреть на бюджет. Да, импульсные зарядники современнее, умнее, безопаснее… Но наши отцы и деды весьма успешно пользовались большими, тяжелыми, «тупыми» трансформаторниками и… ездили. Да как ездили.
Импульсный и трансформаторный зарядник. Посмотрим какой лучше
У кого-то зарядное устройство заряжает аккумулятор на отлично, у другого недозаряжает, а третий вообще своим не пользуется, а ходит к первому, потому что его зарядник вообще не тянет его аккумулятор.
Вся суть вопроса в том, что правильно выбранное зарядное устройство правильно работает. И наоборот. Неправильно подобранное зарядное устройство из-за слабой зарядки понижает ресурс работы аккумулятора на 20-30%.
Чтобы не пролететь с выбором правильного устройства нужно при покупке ознакомиться с техническим паспортом изделия и оценить его функции и характеристики.
Эти показатели во многом зависят от типа зарядного устройства. На сегодняшний день их всего два: трансформаторные и импульсные ЗУ.
Трансформаторные зарядные устройства известны каждому и очень давно. Их устройство и принцип работы предельно просты. Конструкция включает в себя трансформатор и выпрямитель.
В результате работы переменный ток из розетки преобразуется в постоянный, напряжением от 14 до 15 вольт. Перед началом зарядки нужно установить силу тока в размере не более 10% от емкости аккумулятора (если акк. емкостью 65 Ач, то сила тока устанавливается не более 6,5 ампер). При зарядке напряжение меняется в зависимости от разряженности аккумулятора.
Импульсные зарядные устройства не нуждаются в громоздком и тяжелом трансформаторе, поэтому они легче и меньше. Принцип их работы – это подача импульсов высокочастотного тока. Длинна импульса уменьшается по мере заряженности аккумулятора.
Подача тока у импульсных зарядников может быть разной. Они могут производить зарядку как постоянным, так и переменным током, подавать динамичное (как у трансформаторных) и постоянное напряжение, а также могут комбинировать эти параметры. Все определяет автоматика.
К плюсам трансформаторных зарядных устройств можно отнести их невысокую стоимость, простоту конструкции, а значит долговечность и невысокую стоимость ремонта.
Минусы – это их тяжелость и громоздкость, по сравнению с импульсными, необходимость установки определенного значения подаваемого тока и контроля во время зарядки.
У импусников плюсов значительно больше. Прежде всего это их небольшой размер и вес. Наличие автоматики – огромное преимущество, т.к. не нужно выбирать силу тока, напряжение и т.д и при зарядке аккумулятор защищен от закипония, перегрева, перезаряда. Есть полуавтоматические зарядники и с ручными настройками (обращайте внимание при покупке).
Недостаток один, и серьезный. Это затратность. Причем здесь имеется ввиду не только цена зарядного устройства на прилавке, но и затраты при ремонте. Трасформаторный зарядник имеет предельно простую конструкцию, там нечему ломаться, тогда как импульсник имеет регуляторы, стабилизаторы, тепловые и электронные реле, датчики, индикаторы и прочую дребедень. Поломку бывает сложно диагностировать, а детали имеют серьезную цену. Поэтому ремонтники чаще всего советуют купить новый зарядник, чем ремонтировать старый.
При выборе зарядного устройства советую вам в первую очередь смотреть на бюджет. Да, импульсные зарядники современнее, умнее, безопаснее… Но наши отцы и деды весьма успешно пользовались большими, тяжелыми, «тупыми» трансформаторниками и… ездили. Да как ездили.
Конструкция, принцип работы и выбор трансформаторного зарядного устройства
Аккумулятор является электрическим прибором, требующим периодической подзарядки. Используется зарядное устройство трансформаторное или импульсное. При выборе необходимо учесть, для чего батарея используется, какое напряжение и ток. Важен так же производитель и стоимость.
Конструкция и принцип работы
Зарядное оборудование только заряжает аккумулятор от бытовой электросети, зарядно-пусковое может запустить двигатель при разряженной батарее.
Подзарядка может проводиться:
- от постоянного напряжения;
- от постоянного тока;
- комбинированно.
У трансформаторного зарядного два главных элемента:
На входе устанавливается предохранитель и выключатель, после трансформатора – диод, стабилитроны и резисторы.
На вход поступает ток 220 В, из трансформатора на диод передается переменное напряжение. Предназначение стабилитронов и резисторов – превратить его в постоянное 14,5 В. В процессе подзарядки сопротивление батареи растет, напряжение постепенно уменьшается, ток опускается до нуля. В этот момент зарядка заканчивается.
Для того, чтобы аккумулятор снова заработал, необходимо зарядить его на 10% от емкости. Параметры устанавливаются регуляторами, размещенными на корпусе. Процесс длится не более суток.
Если зарядное устройство комбинированное, батарея на начальном этапе заряжается от тока, потом – от напряжения. Это позволяет исключить возможность перегрева электролита.
Преимущества и недостатки
Трансформаторные зарядчики традиционные, поэтому привычные, хотя не очень удобные.
К преимуществам пользователи относят:
- простоту конструкции;
- надежность работы и редкость поломок;
- обеспечение стабильного питания при заданном напряжении;
- наличие защиты от короткого замыкания;
- доступность запчастей;
- простоту ремонта;
- возможность восстановить самую старую батарею;
- низкую стоимость.
- большие размеры и вес (параметры зависят от мощности);
- необходимость в замере заряда перед подзарядкой;
- необходимость следить за процессом зарядки и периодически (через 30-40 минут) измерять силу электротока.
Без присмотра может замкнуть клеммы, существует вероятность испарения электролита.
Достоинств больше, чем недостатков, поэтому зарядные приборы этого типа востребованы.
Импульсный зарядчик – особенности конструкции и преимущества
Основное отличие импульсных зарядных устройств от трансформаторных – осуществление подзарядки импульсами.
К достоинствам относят:
- небольшой вес и размеры;
- полную автоматизацию процесса;
- высококачественную систему защиты;
- наличие контроля за перегревом;
- подсказки на дисплее, минимизирующие риски;
- наличие нескольких режимов.
Недостаток один – сравнительно высокая стоимость при покупке и ремонте.
Если аккумулятор необслуживаемый, более безопасно для подзарядки использовать импульсное оборудование, не оказывающее отрицательного воздействия на электроды.
Какое зарядное устройство лучше, импульсное или трансформаторное, каждый решает сам, исходя из конкретной ситуации.
Критерии выбора
Первое, что нужно определить – мощность аккумулятора. Чаще всего это 12 В, источники питания на 6 В используются на моторных лодках и старых мотоциклах.
Переключателем с 6 В на 12 В или с 12 в на 24 В оснащен практически каждый зарядчик (хотя встречаются устройства только на 12 В). Самыми универсальными считаются приборы на 24 В, используемые как для легковых, так для грузовых автомобилей (фур, тягачей), карьерной и сельскохозяйственной техники. В таких аккумуляторах 2 батареи по 12 В, но зарядчик 24-вольтовый, чтобы экономилось время.
Существую зарядчики на 6, 12 и 24 В для подзарядки любых аккумуляторов.
Чтобы определиться с типом зарядного устройства, необходимо выяснить вид источника питания. Он может быть залитый или сухозаряженный, кислотный (WET или AGM – с абсорбированным электролитом) или гелевый (GEL или MF). Для каждого вида свой режим подзарядки. Исключение – WET батареи, которые можно зарядить любым устройством. Для GEL или MF выпускаются специальные зарядчики.
Следующий показатель – емкость аккумулятора, которая измеряется в ампер/часах. Емкость зарядчика не может быть меньше емкости батареи. Но лучше выбрать прибор с запасом, чтобы не менять его при покупке другого аккумулятора. Третий показатель – ток, выбирается вычислением 10% от емкости батареи.
Аккумулятор не зарядится хорошо, если ток превышает норму.
Те, кто согласны мерить плотность электролита, определять процент разрядки, следить за процессом, покупают трансформаторные зарядчики.
Подобное решение влечет за собой некоторые неудобства:
- при подзарядке с постоянным значением напряжения аккумулятор может полностью не зарядиться из-за слишком большого падения тока в конце;
- при фиксированном значении тока существует вероятность, что электролит закипит;
- для определения конца подзарядки используется шкала или таймер, поэтому вероятность ошибиться достаточно высокая.
Импульсные приборы более удобные. Сначала батарея заряжается от постоянного тока, в конце процесса – от постоянного напряжения. Пользователю нужно только подключить прибор к розетке. Величину электротока и время отключения определяет встроенный контроллер, все данные выводятся на дисплей.
Существуют импульсные приборы с функцией восстановления (десульфатации), с температурной компенсацией (для зимы). Самые современные модели оснащаются функцией сохранения настроек. При повторной подзарядке одной и той же батареи используются прежние параметры, что позволяет сэкономить время.
Что покупать, импульсное или трансформаторное зарядное устройство, каждый определяет, исходя из собственных предпочтений и финансовых возможностей. Те, кто давно пользуются трансформаторными приборами, обращают мало внимания на вес и габариты, давно привыкли контролировать процесс. Для желающих иметь крутое и современное оборудование подойдет импульсное зарядное устройство, позволяющее во время процесса заниматься другими делами.