Тест драйв MINI John Cooper Works –
«Малыш без Карлсона»
О MINI John Cooper Works
МИНИ Джон Купер Воркс
В семействе MINI пополнение – новая генерация машин John Cooper Works. Истинные способности этих компактных «монстров» лучше всего раскрываются на гоночном треке, но удовольствие гарантировано и на обычных дорогах
После возрождения бренда под крылом BMW вслед за обновлением базовых моделей появились и версии Jonh Cooper Works. По сути, это продукт заводского тюнинга – бренд внутри бренда, предлагающий еще более спортивные и премиальные компакты. Об этом говорит фирменная черно-оранжевая символика, щедро используемая в салоне и на деталях кузова. И если прежний MINI JCW можно было узнать спереди только по шильдику на бампере, то новый «горячий» хэтч видно издалека: бампер с мощными боковыми воздухозаборниками, которые заняли места «противотуманок», может принадлежать только неординарному автомобилю. А чтобы сомнений было еще меньше, решетку радиатора дополнили выпуклой красной планкой.
Сбоку же самая мощная в истории MINI модель почти не отличается от обычных версий, разве что очередной эмблемой, вписанной в повторитель поворотника, небольшими выступами на порогах, накладками расширителей колесных арок и новыми 17- или 18-дюймовыми дисками, за которыми видны красные суппорты и тормозные диски, почти целиком перекрывающие пространство за спицами.
Инфоаквариум
Самые яркие первые впечатления от салона – темно-серый потолок и огромный центральный дисплей, который в зависимости от того, что на него выводится, напоминает иллюминатор или аквариум. При таких размерах экрана новый MINI может общаться с водителем и пассажирами с помощью полноценных, легко читаемых сообщений. А традиционно круглый спидометр с прилепленным слева сегментом тахометра занимает необычное для этих автомобилей место – за великолепным кожаным мультифункциональным рулем с красной прострочкой. В «базу» входят передние спортивные сиденья с алькантарой на основных поверхностях, а по заказу устанавливают и по-настоящему спортивные сиденья JCW.
Под «тарелкой» центрального дисплея взгляд с удовольствием находит привычную панель переключателей с ностальгическими тумблерами, разделительными «скобками» и ярко-красной «лопаткой» пуска-остановки мотора. С помощью одного из тумблеров на потолочной консоли можно выбирать оттенок подсветки на обивке дверей. Салон нового JCW впечатляет сочетанием матовых темных поверхностей и множества ярких акцентов. Один из них бросается в глаза, как только оживает двигатель: вокруг центрального дисплея загорается узкая полоска, меняющая цвет в зависимости от того, что происходит с машиной. Например, она становится ярко-оранжевой, когда не закрыты двери, и краснеет при выборе спортивных настроек. Эта цветная подкова служит удобным индикатором самых разных событий, подробнее о которых общительный автомобиль пишет на дисплее. На связь с миром обитатели MINI могут выходить через бортовую коммуникационную систему – это один из немногих компактов со встроенной SIM-картой.
В басовом регистре
Атмосфера праздника в салоне приятна и сама по себе, но за ней стоят более важные изменения: это самый мощный в истории MINI с рядной 2-литровой «четверкой» и спортивным шасси. Новый JCW впервые предлагают с 6-диапазонным «автоматом», и наши фанаты, похоже, этому рады, хотя британцы до 80% таких машин по-прежнему покупают с «механикой», предпочитая по-честному передергивать передачи вручную. Впрочем, теперь это можно делать и подрулевыми рычажками «автомата».
Первое знакомство с автомобилем проходит на обычной дороге, ведущей от биатлонного центра в Олимпийский парк Сочи. Нажатие красной «лопатки» – и становится слышен солидный бас хорошо настроенного выхлопа. Одновременно с этим из-за приборов выезжает наверх козырек проекционного дисплея. Здесь MINI идет своим путем и не использует дисплеи от BMW с висящей над капотом завораживающей цветной картинкой. Видимо, схема с козырьком дешевле и позволяет выводить больше информации – в новом MINI это добрый десяток позиций. Но для владельца JCW важнее то, что пилот может видеть номер включенной передачи, тахометр, давление наддува и масла и, разумеется, секундомер. При движении по обычным трассам этот экранчик предупреждает о запрещающих знаках, ограничениях скорости, ведет по маршруту, показывает телефонную книгу… А если вам по душе более спортивный антураж, то над спидометром можно установить троицу привычных приборов с круглыми шкалами.
Тем временем выруливаю на узкий и крутой серпантин. Скорость под гору нарастает так быстро, что в первый поворот едва вписываюсь и дальше уже четко торможу перед каждой шпилькой, наслаждаясь сочным покашливанием выхлопа (которое в машине с «механикой» похоже на приступ гомерического хохота) и мощными тормозами. Главное на таком маршруте быть за рулем – пассажир после десятка виражей скучнеет, сереет и нервно думает о глотке свежего воздуха. Подвеска цепко держит автомобиль на дороге, но с ямами нужно быть очень осторожным, чтобы не приложиться днищем к асфальту. Впрочем, даже старое шоссе, ведущее от Красной Поляны к Адлеру, перед Олимпиадой привели в порядок и заметно спрямили длинными тоннелями.
Под свист шин
Но вот и огромное плато Олимпийского стадиона с сочинским автодромом, где можно проверить боевые качества нового JCW. После медицинских формальностей и короткого инструктажа головная машина выводит на пит-лейн российской формульной трассы пару MINI с «волонтерами». Нас просят выбрать обычные настройки, повернув кольцо в основании рычага селектора.
Увы, мы попали на период подготовки трека к главному событию сезона – этапу Formula 1. Поэтому часть трассы вдоль паддока была закрыта, и каждый заезд начинался для нас с выезда из пит-лейна и даже куска «улицы». Но и без закрытой по случаю ремонта стартовой прямой автомобиль и более чем 5-километровая трасса с почти двумя десятками виражей захватывали целиком.
В этой гонке требовалось не побеждать, а не отставать от лидера, дававшего по рации простые и четкие команды: «Газ!», «Тормоз!». Учитывая сложность трассы, построенной по проекту архитектора и автогонщика Тильке, организаторы поставили на входе и в апексах поворотов конусы, без которых на первых кругах двигаться было бы просто опасно. Через пару 90-градусных виражей вхожу в затяжной полукруг, идущий вдоль Академии тенниса. Скорость формульных болидов здесь переваливает за «200». Мои достижения скромнее, но на первый раз и «140» с непрерывным свистом шин производят сильное впечатление.
Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин
Mitsubishi i-MiEV
(хэтчбек)
MINI Cooper 5-door
(хэтчбек 5-дв.)
Renault Clio RS
(хэтчбек)
Еще один незабываемый кусок трассы в виде разогнутой S-образной дуги считается прямым, и здесь секунд десять нога плотно придавливает педаль «газа» к полу. Хорошо, что есть конусы (и команды по рации!), тормозить после мощного разгона приходится вслепую, когда еще непонятно, зачем это нужно. А дело в том, что следующий 90-градусный «правый» поворот появляется внезапно за плавным изгибом, и оттормаживаться перед ним приходится «в пол»! Тем временем машина идет по дуге и становится ясно, почему нас попросили не отключать стабилизацию: MINI ерзает по резиновому накату, но легко выравнивается рулем. Еще пара виражей, и автомобиль выходит на финишную прямую. Через пару кругов, а это примерно 10 км, едем по трассе практически без торможения, но достаточно быстро, чтобы охладить мощные, пышущие жаром тормоза Brembo.
Затем два круга со средними настройками двигателя и шасси, охлаждающий круг и, наконец, носик кольца вокруг селектора коробки встает напротив метки Sport. Шины прогреты, трасса изучена – полный вперед! MINI четко реагирует на «газ» и тормоз, хорошо прописывает повороты и еще азартнее разгоняется на вершине очередного поворота без намеков на силовое подруливание, подавляемое электронной блокировкой дифференциала. Эмоции захлестывают, и в немалой степени из-за предсказуемого и надежного поведения в экстремальных режимах.
Трек-сессия позади. После отдыха пилотов и дозаправки JCW снова выкатываются на городские улицы, возвращаясь к «гражданской» жизни. В «базе» у машины есть даже крепления для детских кресел на заднем сиденье, а по заказу их могут установить и на переднее. В 211-литровый багажник помещается пара средних по размеру сумок или небольшой чемодан.
Цены на «горячий» хэтч начинаются с 1 679 000 рублей. Сиденья JCW, проекционный дисплей, навигатор и особый темно-зеленый цвет «утяжеляют» машину еще почти на 350 000, а ведь многое пока и не установлено… Впрочем, культовый спортивный компакт в хорошей комплектации не может быть дешевым, хотя и в «базе» это не менее мощная и стильная машина!
Технические характеристики MINI John Cooper Works
Держим обеими руками хот-хэтч Mini John Cooper Works
Mini JCW с «автоматом» продаётся в России уже несколько месяцев за 1 679 000 рублей. Версию на «механике» предложили буквально на днях — она на 84 500 рублей дешевле.
Я бы, конечно, предпочёл оказаться не в Сочи, а в Германии, где другая группа журналистов в одно с нами время испытывала Mini JCW на Северной петле Нюрбургринга. Но Драйв уже писал о программе Fascination Nordshliefe, в рамках которой всё проходило, и кто-то в BMW решил, что с нас хватит. В окрестностях же всероссийской здравницы было скучновато, даже несмотря на заезды по сочинскому автодрому. Самым ярким впечатлением оказался не тест-драйв, а спуск над пропастью по тросу — что-то вроде тренировки приземления с парашютом, только без ударного контакта с землёй. В Эйфелевых горах аттракционов нет, но водить автомобиль интереснее.
Вроде бы 231 сила на 1280 кг снаряжённой массы, с места до 100 км/ч — за 6,3 с. Как это может не бодрить? Сам удивляюсь. Но ни скоростной спуск по закрытому ведомственному серпантину газпромовской турбазы, ни заезды по треку не вскружили голову. Прибавка рабочего объёма и крутящего момента на 25% по сравнению с предыдущим Mini JCW компенсируется улучшенными шумоизоляцией и плавностью хода. Общий градус безрассудства у Миника, пожалуй, снизился.
Управляемость — мечта перфекциониста. Смещение взгляда, отклонение руля, изменение траектории — всё это происходит будто бы одновременно. Хотя тут 2,4 оборота от упора до упора — не карт: руль приходится вращать, а не покачивать. Разгон хорош, особенно с двухтысячной отметки на тахометре. Но видеокамеры развешаны буквально на каждом столбе, на каждой опоре эстакады. И знаки, знаки: 50, 70, 90, снова 50 — не забалуешь. Соблюдая режим, дергаю рычаг «механики» чаще, чем отклоняю руль. Приятное тугое сцепление и щелчки, которыми сопровождается включение передач, добавляют поездке по туристическим местам некую событийность.
В таких режимах Mini удивляет своей неожиданной… нормальностью. «Турбочетвёрка» прилично тянет с низов, и желание поддерживать её в тонусе вызвано скорее любопытством меломана — как звучит-то? Рычит! Сперва солидно и породисто, но чем ближе к красной зоне, тем сильнее Mini трещит выхлопом, отстреливаясь при переключениях от любого, кто бросится вдогонку. В спокойном же темпе форсированный мотор можно и не узнать. Mini теперь только выглядит, как атаман казачьего войска на потешном параде, но внутри стремится не нарушать покой владельца, выложившего за крошечную машинку 2,3 млн рублей.
Рок-н-ролл начинается, когда поворачиваешь кольцо-селектор в основании рычага коробки передач в положение Sport. Акселератор становится отзывчивее, руль зажимается, шасси с адаптивными амортизаторами становится собраннее, а выхлоп — громче. При переключениях вниз Mini делает автоматические перегазовки. Всего предустановленных алгоритмов три: экономичный Green, средний (буквально — Middle) и упомянутый выше Sport. Плохо, что вся мехатроника перестраивается скопом — лично мне реактивного усилия на руле достаточно и в промежуточном режиме.
А нужна ли Mini адаптивная подвеска? В поисках ответа пришлось свернуть с образцово-показательного шоссе на горную бетонку. Накануне нас везли там на Кантримене, так моя спина запомнила каждый стык. Но хэтчбек JCW в стандартном режиме идёт тут гораздо мягче. Потряхивает, пошлёпывает, но в целом — тихо, спокойно. Желания выйти и пройтись пешком не возникает. Что характерно, на гоночный трек нас отправили на машинах с пассивной подвеской: по ощущениям, обычные амортизаторы чуть мягче адаптивных в «Спорте», но жёстче, чем те в «Комфорте».
Трековыми были назначены версии с шестиступенчатыми «автоматами». Вероятно, чтобы мы поменьше отвлекались от рулёжки. Ведь добрых полкруга едешь с педалью газа «в полу». Зоны безопасности небольшие, трасса зажата между отбойниками, вылетать некуда. Самые сложные повороты имеют отрицательный поперечный уклон, а некоторые точки торможений нам отметили прямо на дуге. В таких условиях важен баланс шасси и крепкие руки пилота. Обе. На руле. Незнакомому с сочинской трассой водителю Mini JCW — в самую масть. Он ведёт себя подчёркнуто нейтрально. Всепрощающий автомобиль.
Сложность в том, чтобы не отставать от инструктора, сохраняя безопасную дистанцию, хотя кое-где перед торможениями скорость достигает 190–200 км/ч. Движение получается неровным: то, взяв хороший разгон, я вынужден чуть отпускать ведущего, то тормозить плавнее, если кто-то повис на бампере. Машина разбалансируется, но даже в этом рваном ритме короткий Mini удивительно стабилен. Едва заметное повиливание кормой на торможении щекочет нервы, но без труда корректируется рулём.
На разгоне мотор фырчит вовсю, а веселья мало. Mini лихо ныряет в поворот, а выныривает с ленцой. Открывать газ нужно умело, в идеале — попозже. В любой непонятной ситуации Mini стремится распрямить траекторию. И не вполне понятно, то ли электроника борется со сносом, то ли имитирует блокировку дифференциала. Отключать систему стабилизации нам запретили. Поэтому если зашёл слишком круто — лучше дотормаживай, не надеясь на доворот под газом. Быстрее будет.
Настоящей блокировки дифференциала нет даже за доплату. Зато в заводской программе «свистелок и дуделок» есть, например, два варианта глушителя, не считая продукции сторонних фирм, которую тоже предлагают дилеры Mini. Новый хэтчбек Mini John Cooper Works — та злая беззубая собака из анекдота, которая не кусает, а засасывает насмерть. Я бы рискнул ездить на таком каждый день. Но на трек-днях, особенно на широких автодромах вроде Moscow Raceway, эмоций может не хватить.
Ищем Джона Купера в кроссовере Mini John Cooper Works Countryman
John Cooper Works Countryman — самый противоречивый автомобиль во всём семействе Mini: высокий, полноприводный, пятидверный. Но инженеры уверяют, что особых хлопот с его доводкой не было, ведь и обычный Countryman умеет неплохо ездить.
История — череда случайностей. Когда в конце пятидесятых владелец компании Cooper Car Company Джон Купер уговаривал создателя Mini Алека Иссигониса наладить выпуск «заряженных» модификаций малолитражки, ни тот ни другой ещё не подозревали ни о грядущих победах в ралли, ни о культовом статусе неказистого на вид автомобильчика, который тот получит спустя несколько лет. И уж тем более талантливые конструкторы не могли предположить, что спустя пятьдесят один год после появления первого Мини Купера под этим именем появится Mini John Cooper Works Countryman — пятидверный и полноприводный антипод их первоначальной идеи. Но выходит, именно благодаря настойчивости Купера и мягкости Иссигониса я и прилетел во Франкфурт, чтобы стереть дорогостоящие шины «заряженного» кроссовера о немецкий асфальт!
К слову сказать, тогда упрямому Джону Куперу открыли транш всего в тысячу автомобилей. А сейчас модификации с пометкой Cooper — это около половины всех проданных современных Mini. Россия отстающая, но, как всегда, перспективная. Если в 2010 году у нас смогли реализовать 1001 британо-немецкую малолитражку всех возможных версий, то в одиннадцатом ровно вдвое больше — 2002 экземпляра. Сулит прибавку и нынешний год. Результаты первых шести месяцев (1223 автомобиля) обещают новый рекорд. Локомотив роста — Mini Countryman, на который приходится около половины продаж. И это вселяет надежду в российских импортёров Mini, что и John Cooper Works Countryman будет пользоваться устойчивым спросом. Тем более что никаких квот не предусмотрено. Ведь по сути это лишь более мощная модификация обычного Кантримена.
Заниженная на 10 мм подвеска с более жёсткими амортизаторами и пружинами, впускные клапаны увеличенного диаметра в головке блока, а также переработанная выхлопная система и более производительный турбокомпрессор. В результате отдача 1600-кубового мотора относительно Кантримена Cooper S возросла со 184 до 218 л.с., что обеспечивает 1400-килограммовому кроссоверу семь секунд в разгоне до первой сотни. Скажем прямо, для автомобиля, выглядящего как индеец перед боем с бледнолицыми, показатели средние.
Но какова подача! Прижатое к земле стальное тело, широченные шины, боевой окрас. Самый мощный Countryman искусно пускает пыль в глаза, выдавая себя за звезду кольцевых автогонок. Сгущает краски и интерьер. Кроме тёмной алькантары на потолке и стойках крыши, здесь руль с логотипом JCW и красной прострочкой, накладки на педалях из нержавеющей стали и более строгие передние кресла, которые человеку средней комплекции не дадут особого повода для критики.
Дальше — больше. Педаль сцепления воюет с левой ногой повышенным усилием. Механизм переключения передач, словно капкан, защёлкивается безапелляционно и немного грубовато, а подвеска ещё до выезда с парковки пересчитывает все трещинки бетонного покрытия, настраивая водителя на боевой лад. Ворочая тугим рулём, я до последнего не верил, что по программе мероприятия не запланирован визит на какую-нибудь гоночную трассу. Потому как первое ощущение от Кантримена с приставкой JCW — пятидверный карт!
Однако затем борзота Кантримена сходит на нет, и чтобы динамика не отставала от внешности, турбомотор приходится выкручивать на каждой передаче, благо он не скисает и на максимальных оборотах. Но стоит ослабить нажим, пораньше включив повышенную ступень шестиступенчатой механической трансмиссии, и 218-сильный кроссовер как будто кто-то придерживает за задний бампер. Здорово, конечно, что автомобиль не бьётся в конвульсиях, когда ты оптимистично начинаешь ускоряться на четвёртой передаче с холостых оборотов. Но подсознание ждёт от подобной машины большего. Турбопинка, от которого перехватит дыхание! Бури!
Здесь же умеренное волнение на пять баллов из двенадцати возможных по шкале Бофорта. Длинноходная педаль акселератора притупляет динамику, а шесть растянутых передач трансмиссии кажутся перебором. По еле ползущей стрелке тахометра легко составить кардиограмму мотора. Турбина просыпается напротив второй отметки. К третьей выходит на оптимальные обороты, ускоряя автомобиль с едва заметным подхватом, и далее прогрессивно толкает его вперёд почти до предельных оборотов. Скучно, а главное — не совсем понятно, где же в этом Кантримене John Cooper Works?
Может, он в клавише Sport, что притаилась в батарее переключателей на центральной консоли? Дополнительная инъекция обостряет работу акселератора и рулевого управления, но не сказать, чтобы Countryman при этом заметно преображался. Педаль газа по-прежнему требует уверенных команд, а руль… Так он и в нормальном режиме был предельно точен и информативен. Дополнительные настройки лишь загрязняют обратную связь ненатуральным самоцентрирующим усилием. Кстати, я долго не мог притереться к автомобилю как раз из-за того, что руками приходится работать очень скупо, а ногами, напротив, размашисто.
Нет, искать Джона Купера в электронном софте бесполезно. Его там нет! Память о великом конструкторе рассеяна по опорно-двигательным механизмам Кантримена и трансформируется в единое целое лишь там, где мощность мотора не имеет решающего значения — на извилистых дорогах. Вот где настоящий кайф! Отклики на действия руля молниеносные, кузов почти не кренится, а характер управляемости всегда нейтральный. При переборе скорости полноприводный кроссовер распрямляет траекторию сносом четырёх колёс. И если не перегибать палку. И тут я промахиваюсь мимо поворота!
На извилистых участках загородных шоссе предусмотрительные немцы отмечают почти каждый поворот как опасный. Даже те, что можно проехать без торможения. Это дезинформирует, притупляет внимание. В общем, эта U-образная шпилька стала для меня полной неожиданностью. Руль прямо, тормоз! Усиленные тормоза «заряженного» Кантримена мне понравились ещё на автобане. Дозировать замедление короткоходной педалью, оперируя давлением на неё, очень удобно. А если, как сейчас, — в пол, то Countryman, впечатав в разогретый асфальт передние покрышки и вывесив на ремнях безопасности водителя и пассажиров, замирает в паре метров от кювета. Здравствуй, Джон Купер!
А ведь не ему и даже не Иссигонису, изобретателю маленького, неказистого на вид автомобильчика, мы обязаны появлением на свет первоисточника и, как следствие, его полного антипода — Mini John Cooper Works Countryman. Ведь история — это череда случайностей. И когда египетский президент Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал, что привело к топливному кризису в Британии, глава British Motor Corporation — Леонард Лорд — инициировал разработку бюджетного автомобиля для небогатых англичан. Впрочем, последнее уже из разряда закономерностей.