Старый друг лучше новых двух? Тест-драйв Lada Niva Travel
Тесты 01.02 29
Многое ли изменилось в «Ниве»? Насколько она пригодна для бездорожья и дорог? Насколько она вообще нужна?
В папу пошла или в соседа?
Когда появились первые фотографии обновлённой машины, сеть сразу же наводнилась сообщениями о жуткой похожести «Нивы» на «Тойоту РАВ4». Безусловно, найти общие черты можно, но в целом назвать автомобили копиями друг друга не получается. «Тойота» не отходит от самурайских традиций со своими острыми углами и раскосыми фарами, а обновлённая «Нива» всё-таки больше опирается на концепт Chevrolet Niva 2014 года, которому так и не удалось дойти до серии. Фары вообще как будто взяты оттуда без изменений.
В программу рестайлинга входят: вся передняя часть (крылья, капот, фары, бампер), задние фонари (полностью светодиодные), задний бампер, накладки на крылья, пороги и двери. В целом, облик стал более суровым и брутальным. Верхняя округлая часть кузова ВАЗ-2123, конечно, видна, но за счёт обвеса в круг в одном и том же новом ключе общая картина выглядит неплохо. С легковой машиной без всяких накладок такой трюк со сменой стилистики, скорее всего, не прошёл бы.
Внутренний мир
В салоне изменений при всём желании отыскать не получится. Теперь панель в стиле биодизайна очень контрастирует с «оквадраченной» внешностью. Да и не только в дизайне дело. На «торпедо» ничего не положишь даже на короткое время. Всё упадёт на первой же кочке или в повороте, что не раз было доказано на примере экшн-камеры во время теста.
Этой машине бы что-то более квадратное и брутальное. Даже нынешняя панель «Нивы Легенд» в этом плане подошла бы больше. А с учётом предназначения для рыбалки-охоты сюда отлично вписался бы ящик с крышкой под что-то грязное, который можно было бы снять и помыть. Конечно, ждём и надеемся на изменения, но с учётом французских планов по тотальному переводу «Лады» на платформу CMF-B вряд ли дождёмся. Интересный момент — в версии Off-Road со шноркелем потолок чёрный, а в обычной машине — серый.
Душа и сердце
И по агрегатам тоже никаких сюрпризов. Все разговоры и прототипы с другими агрегатами остались в прошлом, а здесь нас ждёт всё тот же старый знакомый мотор объёмом 1,7 литра (80 л. с.), пятиступенчатая механика и постоянный полный привод с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала. В теории, машину можно переделать хоть до основания, но все изыскания по разработке, настройке, сертификации и налаживанию производства потенциальные потребители оплатят из своего кармана. А с учётом того, что машина не особо массовая, речь пойдёт об очень ощутимых суммах, которые дополнительно уменьшат аудиторию. Да и починить что-то современное на коленке и недорого, за что и ценят «Нивы» сейчас, уже не получится.
И не нужно считать меня адептом всего старого, я и сам считаю, что современный кроссовер «Ладе» нужен, но не на замену такой простой, выносливой и даже по нынешним временам недорогой машине, а в дополнение к ней. Тогда и массовый покупатель получит машину популярного нынче класса, и для нуждающихся останется в гамме то, что сделано попроще, пролезет подальше и починится подешевле.
Выйду на улицу…
Испытывать такую машину только на асфальте было бы неуважительно к её способностям, поэтому очень порадовала внедорожная ориентация тестового маршрута. Несколько участков с глубоким снегом, перепадами высот, волнами, ямами, брёвнами и другими интересными вещами позволили прочувствовать, зачем такая машина вообще нужна. Одна из промежуточных точек маршрута располагалась на холме, до которого нужно было добраться через деревню, не особо обременённую цивилизацией. И по местному автопарку было отлично видно, что способно выжить в этих краях. Это именно старые «Нивы», «Шевроле Нивы», УАЗы разных форм и размеров. Так что и мы вполне благополучно продрались через все сугробы на горку, где и «залипли» на красоту окружающей местности.
В общем, машина с честью всё выдержала, мы даже нигде не застряли, то есть не довелось опробовать аж четыре имеющиеся буксировочные проушины. Кстати, чтобы «поймать» диагональное вывешивание, надо довольно прилично постараться, колёса совсем не стремятся терять контакт с поверхностью благодаря огромным ходам подвески. Очень радует поведение машины на неровностях. Плавность хода шикарная, любые кочки растворяются где-то в недрах ходовой. Особо радостная вещь: при движении по волнам нет ни намёка на раскачку с носа на корму, которую можно было бы ожидать. Намного стабильнее и приятнее обычной «Нивы», которая спустя годы наконец-то официально вернула своё имя, правда, с приставкой Legend.
По асфальту на машине передвигаться тоже можно. Естественно, легковой динамикой она не обладает, это знают все, но она отыгрывается в другом. Плавность хода всё так же радует, благодаря гидроусилителю у руля отличная обратная связь. Обзорность шикарная, чему способствуют и новый угловатый почти горизонтальный капот, по которому отлично виден габарит, и камера заднего вида, которая теперь омывается параллельно с задним стеклом. Работает новая опция исправно, объектив очищается буквально за пару секунд.
Салон для столь маленьких размеров машины (всего четыре метра) довольно просторный, а сидеть удобно. На удивление, и в плане шума всё неплохо. Да, и двигатель, и трансмиссию слышно, но они не напрягают и уж тем более не бесят. Никакого легендарного для старых «Нив» воя и не менее легендарных вибраций здесь нет. Уровень шума вполне «гражданский».
Кто тебя возьмёт?
Насколько получившийся результат жизнеспособен и нужен? Техническая часть и проходимость никуда не делись, поэтому для прежнего потребителя «Нива» всё так же актуальна. Получится ли привлечь кого-то нового? Вполне возможно. Машина, как ни крути, стала выглядеть современнее, из прошлого биодизайна шагнула в угловатое, брутальное и местами светодиодное настоящее, поэтому, в теории, её вполне можно «полюбить глазами». Жаль только, что салон не обновили…
Ну и о ценах. Они выросли в среднем на 2%, что при нынешних дико растущих ценниках на всё подряд выглядит разумным. Начальная цифра — 747 900 рублей за версию Classic с одной подушкой, центральным замком, регулировкой руля и передних ремней по высоте, передними электростеклоподъёмниками, электрорегулировкой и обогревом зеркал и аудиоподготовкой.
Максимум — 905 900 рублей за Luxe Off-Road, где, помимо двух подушек, обогревов передних сидений, зеркал, лобового стекла, центрального замка с дистанционным управлением, кондиционера, парктроника, мультимедийной системы, камеры заднего вида с омывателем, противотуманных фар из обычного «Люкса», добавляются шноркель и обивка потолка модного чёрного цвета.
О дате начала продаж пока не объявили, но она уже близко, а значит, скоро узнаем, насколько удачным стал этот рестайлинг с переименованием…
Смотрим по-новому на внедорожник Lada 4×4 Urban
Цены начинаются от 465 700 рублей за простейшую комплектацию Стандарт на штампованных колёсах. Urban стоит 512 700, а пятидверная модификация, которую красят только в «металлик», обойдётся на 35 600 рублей дороже.
Сверхновая Нива? В отношении «легкового автомобиля повышенной проходимости» родом из Тольятти эти слова звучат пронзительно иронично. Ага, новая — уж без малого сорок лет как. И уже десять, как Lada 4×4 перестала быть Нивой. Однако забыть девичью фамилию никак не получается. Буду по привычке звать её Нивой. Барышня наша меж тем снова на выданьи — теперь она Урбан. С новыми бамперами.
Строго говоря, Urban — всего лишь топ-версия с полным набором опций, большая часть которых доступна и для обычной Лады 4х4. Это и кондиционер, и электростеклоподъёмники, и литые диски. Особенными, сугубо «урбанскими» элементами являются уже упомянутые бамперы, дополнительная шумовиброизоляция и электрические зеркала с подогревом. А ещё мебель в салоне обтянута тканью с весёленькой оранжевой прострочкой.
Пережив рыночную мумификацию, Нива превратилась в конвейерный янгтаймер, став привлекательной для молодой неформальной аудитории. Той, что пилит селфи, питается бургерами и посещает барбершопы. В цивилизованных странах для хипстоты изобретают такие ретроигрушки, как двухколёсные Triumph Thruxton и Ducati Scrambler или как Mini Cooper да Fiat 500. В России не пришлось ничего придумывать — Нива просто дождалась второй молодости.
Вопрос — готова ли изнеженная в комфорте молодёжь к сюрпризам, которыми встречает Lada 4×4? Я на себе ощутил, что машина родом из прошлого века любит шутки с бородой. Например, если оставить Ниву с включёнными фарами, она ни звуком не обмолвится, а лампочки будут гореть, пока не высадят аккумулятор в ноль. А первую же ночь нашей совместной жизни Lada провела во дворе открытой — я запер водительскую сторону, но здесь нет центрального замка. Кстати, спорю, вы не захлопнете дверь с первой попытки. Нива не для слабаков!
Но она не лишена человечности. Кузов расположен достаточно высоко, чтобы просто выходить из машины, перенося ногу с пола на землю. Главное — не обтереть штанами незащищённые от грязи пороги. И доступ на задний диван гуманен: переднее кресло при складывании спинки слегка подаётся вперёд, освобождая проход. Чтобы выбраться со второго ряда на улицу, не требуется акробатической гибкости.
С дверью, ведущей в неглубокий багажник, следует быть осторожнее. Сперва тянешь с силой, дабы отделить её от проёма, а затем уворачиваешься от апперкота — газовые упоры стремительно выталкивают её на такую высоту, что под импровизированным навесом встаёт даже весьма рослый человек. Закрывать крышку лучше придерживая. В противном случае она захлопывается с грохотом, пугая обитателей салона и всех кошек в округе.
Капот по-жигулёвски открывается вперёд и скрывает не только двигатель, но и запаску. Решение оригинальное, но не то чтобы сомнительное, а просто опасное. При фронтальном столкновении колесо услужливо передаёт энергию удара на тонкий моторный щит. Одних только врождённых проблем с пассивной безопасностью достаточно, чтобы не рассматривать Ниву как машину на каждый день. А вот в качестве автомобиля для выходных старушка ещё очень даже ничего.
Заводится она левой рукой, как Жигули или Porsche, — само по себе событие. Передачи включаются чётко, хотя приличная длина рычага обязывает к размашистым движениям. Педаль сцепления нормальная: не легка и не тяжела. Кажется слегка аморфной, хотя и позволяет подобрать момент смыкания дисков безошибочно. С места Нива трогается с каким-то нездоровым энтузиазмом, словно стремясь вывернуться наизнанку, — и почти сразу требует вторую передачу.
Не пытайтесь двигаться внатяг: в знак протеста внедорожник дёргается, как припадочный, словно в баке заканчивается бензин (инструкция по эксплуатации предписывает «девяносто пятый»). Как говорил классик, не надо стесняться — держите газ! Отмерив стрелкой тахометра 3500 об/мин, Нива начинает дышать полной грудью — и, словно вспомнив былое, самозабвенно раскручивает коленвал до пяти тысяч.
Это, конечно, не динамика но, вне всякого сомнения, разгон. А сколько драмы в голосе! Рядная «четвёрка» истошно верещит; ей вторит трансмиссия, которая поёт, смеётся и рыдает аки гитара с треснувшею декой. Я почему-то вспомнил стихотворение, в котором хрюкотали зелюки. Определённо, это были именно они. Как мюмзики. В Нивè. Если не держать мотор в тонусе, Лада начинает страдать от одышки. По мере перехода на высшие ступени запал иссякает.
Руль вращается легко — с 2009 года на все без исключения версии Лады 4×4 ставится гидроусилитель. Исполнительность рулевого механизма вызывает неподдельное удивление: несмотря на высокий профиль шин, машина мягко, но живо устремляется вслед за поворотом грубоватой баранки. Управляемость вполне понятна: перебор со скоростью на дуге Нива конвертирует в соскальзывание передней осью наружу. Правда, скользит исподтишка: ни шины, ни руль не выдают потерю сцепления. Понимание, что передняя ось поплыла, приходит уже постфактум.
Если ездить, как того требует мотор, крены будут значительными. Они носят ярко выраженный отрезвляющий эффект: ты словно начинаешь падать в сторону вместе с машиной и всем её содержимым. Надо сказать, Нива вообще довольно активно двигает телом: и в поворотах, и особенно при торможении. Если резко остановиться, она подобострастно кланяется соседям по потоку. Со временем к этой особенности привыкаешь и уже сохраняешь невозмутимый вид, когда в момент внезапной остановки Lada принимается играть на публику.
Посуху тормоза кажутся приличными: свободный ход педали невелик, а по мере превращения его в рабочий замедление растёт адекватно. Управляешь им интуитивно: не столько изменением усилия, сколько перемещением. Однако когда над Москвой разверзлись августовские хляби, я испытал сильнейшее разочарование. Замечательно, что на Urban стали ставить АБС по умолчанию, но на нашей машине системы нет, да и владельцам версий попроще не позавидуешь.
На скользком покрытии Нива тормозит не всеми четырьмя лапами сразу, а каждой по отдельности. Блокируется сперва левое переднее колесо, а затем остальные в произвольной последовательности. В штатных режимах это не мешает жить, однако при интенсивном замедлении по мокрому Лада резко ведёт мордой в сторону встречки. Ты корректируешь траекторию рулём, снижая давление на педаль, — машина подаётся в обратную сторону, выставляя левое бедро. Опасно!
Нива начинается там, где дорога заканчивается. Большинство препятствий автомобиль преодолевает ходом, даже не спросив о понижающей передаче или блокировке межосевого дифференциала. Кажется, в случае с Ладой 4×4 на бездорожье результативнее слабоумие и отвага, нежели осторожность и точный расчёт. А ещё Нива полностью подтверждает идиому «больше скорость — меньше ям»: по ровной дороге машина перемещается ужимками и прыжками, однако по разбитой грунтовке движется уже более грациозно, смягчая удары до вполне комфортного уровня.
Расслабиться ВАЗ-2121 не даст, ибо воспитан советскими инженерами в суровое время. Зато это неплохой вариант на случай апокалипсиса. Пока напичканные электроникой иномарки будут разлагаться в руинах городов, такие Нивы — только с карбюраторными моторами — обеспечат выживание человечеству. Специально сломать эту машину невозможно, она сама выберет момент. А чинится с помощью, скажем, еловой шишки. Причём АвтоВАЗ продолжает допиливать конструкцию помаленьку: совсем недавно выкатили очередной технический апдейт ради ездового комфорта.
У Лады масса достоинств для автомобиля за полмиллиона рублей. Это транспортное средство для читеров: ездит везде, стоит недорого, стареет медленно. Просто не надо воспринимать классическую Ниву как средство передвижения. Её место в современной системе координат — рядом с квадроциклами, фэтбайками и гироскутерами. На ней не стоит ездить — но можно кататься. И это — весело!
Паспортные данные
Модель | Модификация |
---|---|
Кузов | |
Тип кузова | хэтчбек |
Число дверей/мест | 3/4 |
Длина, мм | 3640 |
Ширина, мм | 1680 |
Высота, мм | 1640 |
Колёсная база, мм | 2200 |
Колея передняя/задняя, мм | 1476/1456 |
Снаряжённая масса, кг | 1285 |
Полная масса, кг | 1610 |
Объём багажника, л | 265–585 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый |
Расположение | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Число клапанов | 8 |
Рабочий объём, см³ | 1690 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 83/5000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 129/4000 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | механическая, пятиступенчатая |
Привод | постоянный полный |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска | зависимая, пружинная, на продольных рычагах с тягой Панара |
Передние тормоза | дисковые |
Задние тормоза | барабанные |
Шины | 185/75 R16 |
Дорожный просвет, мм | 205 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 142 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 17,0 |
Расход топлива, л/100 км | |
— городской цикл | 12,1 |
— загородный цикл | 8,3 |
— смешанный цикл | 9,9 |
Норма токсичности | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 42 |
Топливо | АИ-95 |
Комплектация
Базовое оборудование | Lada 4×4 Urban | |
---|---|---|
Крепление детского кресла Isofix | ||
АБС | ||
Стеклоочиститель пятой двери | ||
Кондиционер | ||
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | ||
Подогрев передних сидений | ||
Легкосплавные колёсные диски | ||
Дополнительное оснащение тестового автомобиля | ||
Цвет «металлик» | ||
Цена базовой комплектации, рубли | 512 100 | |
Цена протестированного автомобиля, рубли | 479 000* | * Автомобиль 2015 года выпуска, без АБС. |
Техника
История
Работа над внедорожником в Тольятти стартовала в самом начале 1970-х годов, вскоре после открытия ВАЗа. Жигули Жигулями, но далеко не все социалистические труженики страны ездили по дорогам — нужен был универсальный вездеход, гражданская альтернатива приспособленным к мирной жизни военным внедорожникам.