Почему «Запорожец» на бездорожье лучше кроссовера
Знающие люди утверждают, что на бездорожье равных Запорожцу среди моноприводных автомобилей просто нет, да и с некоторыми сегодняшними кроссоверами он может потягаться. Давайте разберемся, почему же Запорожец – автомобиль, обладающий только задним приводом, считают таким проходимым.
Во-первых, дорожный просвет. Он у «Запора» будет не меньше нынешних некоторых кроссоверов. Официальная ТТХ говорит, что просвет составляет 175 мм, хотя в некоторых источниках указывают 190 мм для модификации ЗАЗ 968М. Не знаю, откуда берутся такие данные, но до поперечины крепления силового агрегата у Запорожца честных 175 мм. Для примера, у того же Опель Мокка, который позиционируется как кроссовер, везде пишут 190 мм, однако на деле там будет лишь 150 мм. А все из-за низко нависающей передней «челюсти» авто. Некоторые владельцы Мокки отрывают этот кусок пластика, но и тогда удается получить лишь 180 мм. А Мокку позиционируют как кроссовер.
Во-вторых, у Запорожца очень маленький вес – всего 800 кг. Не зря маленькие и легкие внедорожники типа Нивы или Сузуки Джимни в условиях жесткого офф-роуда могут дать фору некоторым тяжелым «проходимцам». Просто они из-за своего небольшого веса не проваливаются в грязь, а чуть ли не скользят по ее поверхности. Но просто легкого веса мало, у Запорожца есть еще одно преимущество: у него двигатель расположен сзади, и привод тоже задний. Это значит, что сто с лишним килограмм веса расположены прямо над приводящей осью. Таким образом, ведущие колеса всегда загружены и легко толкают по грязи легкий перед авто, где по большому счету у Запорожца ничего и нет.
В-третьих, у Запорожца практически плоское днище, которым он может просто-напросто скользить по грязи. Поддон картера двигателя надежно защищен, так как он не выступает вниз. Также нет ни кардана, ни выхлопной трубы, которая проходила бы от двигателя к задней часто авто через все днище. Заднемоторная компоновка опять идет на пользу проходимости Запорожца.
В-четвертых, у Запорожца неплохая геометрическая проходимость кузова. Угол въезда составляет аж 31 градус, а съезда – 26, что тоже не мало. Для сравнения можем взять новый VW Tiguan в версии Offroad, предназначенной для бездорожья: угол въезда – 25,6 градусов, угол съезда – 24,7. Вот и делаем соответствующие выводы, что старенький «запор» по геометрии выходит лучше, чем современные кроссоверы. А что вы думаете о проходимости «Запорожца»: миф или правда?
Если понравился материал о проходимости Запорожца, поставьте лайк и подпишитесь на «Владимирского тяжеловоза». Каждый день публикую новые статьи для вас!
«Запорожец», который всегда со мной: тест-драйв советской легенды
Вначале был «горбатый», потом «ушастый». Как венец эволюционного развития советского народного автомобиля в 1979 году появилась «мыльница», или ЗАЗ-968М. Казалось, время этого автомобиля давно прошло, но мы встретились с владельцем «запорожца» Александром Жосом, который уже несколько лет круглый год ездит на этом интересном автомобиле…
Ходят слухи, что «запорожец» хотят скрестить с «Порше». Рабочее название нового автомобиля — «запаршивец».
«Запорожец» — советский «Порше»! У этого уникального автомобиля заднемоторная компоновка, V-образный двигатель воздушного охлаждения, а в комплектацию входит автономный отопитель. Кузов — двухдверный седан, но называть его можно и купе. По проходимости «запорожцу», наверное, нет равных среди легковых автомобилей. Что нам «Порше»? Герой многочисленных анекдотов ЗАЗ-968М и его владелец — сегодня у нас в гостях.
Александр Жос — очень активный автолюбитель, председатель автомобильного клуба «ЗАЗ-гараж», организатор любительского ралли «Сезон», судья чемпионата Беларуси по ралли. Участник многочисленных слетов, любительских и ретроралли. В год на своем ЗАЗ-968М он проезжает около 20.000 км! Каждое лето с семьей путешествует на нем по странам ближнего зарубежья. В прошлом году ездили в Карпаты…
На «запорожце»! В Карпаты! 3000 км пути! Представляете? При этом отрезок путешествия пришелся на бездорожье — автомобиль 1993 г.в. в правильных руках выдержал испытание.
— Были у меня иномарки, но я давно прикипел к автомобилям из Запорожья. Сам я, к слову, из этого города родом, — рассказывает Александр. — Почему ЗАЗ? Сложно сказать, ведь любовь, как говорится, зла — полюбишь и козла (смеется). Нельзя сказать, что любишь кого-то за что-то. Любишь — и все. Так и я свой «запорожец»…
— У нас когда-то был «горбатый» ЗАЗ. Переехали в Беларусь в 1999 году. Были и другие «запорожцы». Потом пересел на Sierra и ездил на ней некоторое время, но замучила ностальгия — в 2008 году вновь купил «запорожец». Какой у него сейчас пробег, сказать не могу, но ездит он много. Разумеется, надо руки иметь, чтобы такой машиной владеть, так как ремонтировать приходится частенько. С другой стороны, в нем все просто и ремонтопригодно. Двигателей у меня два: один обычно перебирается, второй в это время ездит — ходят моторы обычно по 100 тысяч километров. Подвеска больше 5000 километров не выдерживает — надо перебирать. Кузов переваривался, красился, но пока держится. «Жучки» вылезают — подкрашиваю. Но особой ржавчины пока нет. И все равно мне нравятся эти машины. Новую иномарку покупать не хочу, хотя такая возможность имеется, да и супруга на это дело подбивает. В моем автомобиле есть душа — зачем что-то другое?
Мне тоже выпала возможность проехать на легенде. Кататься приходилось на многих советских легковушках, но с ЗАЗами до сей поры не сталкивался…
— Хорошая машина «запорожец» — шума мотора совсем не слышно.
— Что, так тихо работает?
— Нет, уши коленями зажаты.
На самом деле двигатель хорошо слышно, а уши коленями не зажаты. Казалось, что будет как в том анекдоте, но на деле устроиться за рулем этого автомобиля можно вполне сносно. Тесновато, но для водителя среднего роста проблем с посадкой почти никаких. Здесь грамотная комбинация приборов, удобный руль, хорошая обзорность. Нет только площадки для отдыха левой ноги — сильно выступающие арки сжигают пространство для ног передних пассажиров. Но в целом ездить на «запоре» можно. Только шумно. И страшно: ломается машина частенько, а барабанные тормоза всех колес со своей функцией справляются не очень охотно.
Под капотом — V-образная «четверка» с воздушным охлаждением объемом 1,2 л. Слава богу, ни один «Мерседес» нам по пути не попался, ведь, несмотря на недостаток «лошадок», «запорожец» по меркам советских автомобилей разгоняется шустренько, стараясь изо всех своих 40 лошадиных сил, оповещая округу звонким выхлопом глушителя.
Способствует разгону и на удивление четкая работа коробки переключения передач. Руль по сравнению с теми же «жигулями» в разы легче — с «рулежкой» на парковке и в поворотах проблем нет.
На ведущую заднюю ось своим весом давит силовой агрегат. У «запорожца» плоское днище, высокий дорожный просвет (190 мм!), относительно короткая база и узкая колея, большие углы въезда и выезда — теоретически отличный «проходимец»! Попробуем диагональное вывешивание…
Первым делом в воздухе повисает переднее колесо, заднее же держится до последнего — «запорожец» едет вперед. Передняя часть автомобиля очень легкая, задняя — сильно нагружена, поэтому проще опрокинуть автомобиль, чем лишить заднюю ось возможности пробивать дорогу вперед. При этом ход подвески для легковушки внушительный. «Запорожцу» бы еще блокировку дифференциала для пущей убедительности… Впрочем, некоторые народные умельцы уже давно освоили такой тюнинг.
Посмотрите это видео — в руках хорошего водителя ЗАЗ-968М с блокировкой заднего дифференциала заедет очень далеко! Да и без него машина не промах — «геометрия» уж очень хороша.
Для уверенного покорения сложных участков дорог в путешествиях Александр установил бобруйские шины БИ-508 175/70 R13. «Зацеп» в разы вырос за счет агрессивного рисунка, да и дорожный просвет слегка увеличился.
В путешествия? На «запорожце»? Почему бы и нет — сзади в передние спинки коленями будут упираться только высокие пассажиры. Мне было вполне комфортно: диван очень мягкий, спинка имеет относительно большой угол наклона, передние кресла стоят высоко — есть куда поставить ноги.
Конструктивные особенности независимой подвески передних и задних колес с телескопическими амортизаторами обеспечивают автомобилю достаточную плавность хода, в том числе на дорогах с неровным покрытием. Можно прыгать, скакать по ямам — подвески держат удар. Главное, чтобы на ходу от машины ничего не отвалилось…
Но все это не очень важно, ведь есть, есть душа в ЗАЗе! Я понимаю Александра Жоса — с этим автомобилем не соскучишься, в нем действительно есть что-то особенное. В то время как автопроизводители штампуют одинаковые машины, старая советская классика дает иные, давно забытые ощущения от автомобиля. Взять хотя бы этот знакомый с детства запах салона советской машины… Весь кайф — в ощущениях от «запорожца»: он живой, он дышит!
Дела клубные
— Наш клуб «ЗАЗ-гараж» объединяет любителей «запорожцев». Вообще любителей этих автомобилей очень много, есть клубы даже в Восточной Германии. Активно сотрудничаем с украинцами. Объединяет нас то, что все мы всегда готовы помочь друг другу. Путешествовать не страшно: во-первых, машину знаешь как свои пять пальцев, во-вторых, в любом месте есть люди, которые всегда готовы помочь, — они на форуме оставляют контакты. В Беларуси я и мой товарищ тоже всегда готовы оказать техническую помощь. Как-то возле Львова шестерню срезало. Стоим на дороге — случайно встретили знакомых на ЗАЗах. Взяли они нашу машину на трос и повезли на базу, а по телефону передали: «Белорусы сломались!» И там приготовились нас принимать.
— Приезжаем — встречают наши ребята, — продолжает рассказ Ольга, дочка Александра. — У них все готово: бегут к нам с лампами, инструментами, отца за прокладкой клапанной крышки только отправили — все остальное сами оперативно сделали. На форуме всегда можно списаться с людьми из городов, через которые будешь проезжать. Там встретят со всей душой, покажут места интересные, которых на туристических картах нет. Очень дружный народ любители «запорожцев». Слеты проводим, встречаемся постоянно. Что-нибудь случится в дороге — наши ребята всегда придут на помощь.
— Женщины в клубе тоже есть. Особенно примечательны две близняшки, — говорит Ольга.- Одна из Львова, вторая из Германии — ездят на «горбатых» «запорожцах» и «Таврии»…
В этом году должен был проходить Императорский звездный ретропробег по маршруту Одесского автопробега 1914 года. Сто лет назад его запланировали, но провести не удалось — началась Первая мировая война. Спустя век решили повторить. Александр Жос должен был стать организатором этого пробега от Беларуси. На июль был назначен старт. Участники должны были собраться в Киеве, откуда стартовать по маршруту Киев — Умань — Одесса. Но опять началась война — ретропробег был отменен…
Юрий ГЛАДЧУК
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY
Заметки на полях
Знаменитая бензиновая печка «запорожца» — зимой в машине можно греться с неработающим мотором.
Блок управления «советским Webasto».
«Запорожец» ломается часто, но под капотом есть лампочка, которая упрощает ремонт и обслуживание автомобиля в темное время суток.
Ручка управления пусковым устройством карбюратора (или «подсос» в народе) спрятана между передними сиденьями. Некоторые современные автолюбители, возможно, и не знают, для чего она предназначена.
5
Приемная камера системы охлаждения двигателя имеет специальную заслонку, закрыв которую в холодное время года, можно ускорить прогрев двигателя до рабочей температуры.
У «запорожца» абсолютно плоское днище. Жаль только, поддон ничем не защищен. С другой стороны, сделан он из прочной стали и расположен в задней части автомобиля.
80-го бензина нынче на заправках не сыщешь. Александр заливает 92-й, а для снижения риска детонации установил специальный прибор для подачи воды в камеру сгорания. Расход топлива — 7 литров на 100 км в смешанном цикле.
Воздушный фильтр ЗАЗ-968М инерционно-масляный. Его не нужно менять, обслуживание сводится к смене масла, промывке корпуса фильтра и фильтрующей набивки.
По сравнению с предшественником исчезли «уши» на боковых панелях моторного отсека — вместо них установлены плоские решетки. В связи с отсутствием «ушей» воздухозаборников в народе автомобиль быстро окрестили «мыльницей». Похожести формы корпуса с этим атрибутом способствовал и молдинг, который визуально делил машину на нижнюю и верхнюю части. В подкапотном пространстве ЗАЗ-968М была по-другому организована циркуляция воздуха, что позволило несколько улучшить охлаждение двигателя у этой модели.
А вы знаете, почему у «запорожцев» багажник спереди? Народная молва гласит, что на такой скорости за вещами надо присматривать.
Запасное колесо на ЗАЗ-968М, в отличие от предшественника, располагается в подкапотном пространстве.
На крышке багажника Александр установил своеобразные «релинги». Они очень выручают во время путешествий — к ним крепятся палатки, коврики и прочий скарб.
Передние сиденья раскладываются, а если их переставить, то появляется практически ровное спальное место. Но высокорослому человеку вряд ли здесь будет удобно.
Контрольная лампочка тормозной системы загорается во время каждого торможения, словно говоря водителю: «Не бойся! Есть, есть тормоза!»
Всего во дворе Александра я насчитал пять «запорожцев» и один «Москвич-2137». Последний проделал путь из Минска до Владивостока и обратно. Сегодня автомобиль путешественников Павла и Татьяны Глазковых находится на хранении у героя нашей статьи.
Есть и такие любители «запорожцев».
А этот «горбатый» приехал в пос. Дружба из Борисова своим ходом. В данный момент разобран. 24-летняя дочь Александра Жоса Ольга с помощью отца планирует восстановить автомобиль и ездить на нем. Сейчас они на этапе поиска хорошего кузовного мастера для пескоструйки и покраски кузова. Если среди наших читателей есть такие люди — Александр и Ольга просят отозваться на sunshine44a@yandex.ru.