Меню

Тест драйв трактора с 100

Технические характеристики трактора С-100

Переход на мирные рельсы Челябинскому тракторному заводу давался сложно — с 1941 по 1946 годы выпуск всякой гражданской продукции на нем прекратился. И первая конверсионная модель трактора с 80-ти сильным движком получилась по-военному выносливой и неприхотливой.

При всех достоинствах «восьмидесятки», сходящей с конвейера до 1958 года, конструкция ее требовала доработки. Так появился трактор С-100, история создания которого берет свое начало с покупки в 1930-х годах лицензии на американский Caterpillar D6.

Интересно, что от своего предшественника «сотка» ушла недалеко. Главным образом их отличали усовершенствования мотора. У старого движка увеличили обороты до 1050 в минуту, изменили форму поршней, доработали конструкцию клапанного механизма, немного изменили цикл впрыска-выпуска, модернизировали форсунки и насос, увеличили радиатор, доработали вентилятор. Коленчатый вал получил более надежные опорные подшипники. Так получился мотор КДМ 100, выдававший номинальные 100 л.с. и 92 — гарантированные.

В ходе выпуска, закончившегося в 1963 году, на тракторе доработали и ходовку — опорные катки и направляющие колеса получили роликовые подшипники взамен архаичного скольжения.

Назначение, сфера применения

Гусеничная машина общего назначения. Проектировалась с учетом специфики как сельскохозяйственных, так и промышленных работ. Базовая модель предназначена для глубокого рыхления, плантажных задач, мелиорации, культивации, посева, пахоты, транспортировки грузов. Часто использовалась как землеройная машина. Может работать с прицепным и навесным оборудованием.

Особенности модели

Особенность мотора трактора С-100 в том, что в нем использовалось предкамерное смесеобразование. То есть форсунки осуществляли впрыск не непосредственно в цилиндр, а в отдельную камеру сгорания, ввинчивающуюся уже в головку цилиндра. Сгорание топливной смеси начиналось в этой камере, а затем уже переходило в цилиндр. Довольно стандартное техническое решение для той эпохи, позволявшее упростить конструкцию форсунок до предела, а также обеспечить устойчивую работу дизеля при небольших значениях компрессии.

Выхлопная труба пускового движка проходит через впускной коллектор основного двигателя, что улучшает пусковые характеристики дизеля.

Интересно устроена муфта сцепления. Она не постоянно замкнутая, а имеет два положения: рабочего и холостого хода. Управляется рычагом, находящимся рядом с ручкой переключения передач. Сама муфта соединена с основным валом при помощи безударного фрикциона из пяти пакетов резиновых планок. Это защищало ее от поломки при нарушении соосности валов.

Плюсом конструкции мотора служил его простой и устойчивый пуск. Даже в условиях крайнего севера процедура проходила без осложнений. Интересно, что после глубокой модернизации базовой конструкции получившаяся модификация Т-100 при общем улучшении эксплуатационных характеристик заводилась заметно хуже зимой.

Минус такой системы питания двигателя в повышенном потреблении топлива.

Муфта сцепления непостоянно замкнутая, отличается повышенной безопасностью — даже при не полностью выключенном рычаге реверса в момент запуска двигателя движение трактора исключается. Не говоря о большой надежности узла.

Вообще, вся конструкция максимально проста, ремонтопригодна и практична. Ничего сложного и ломкого, все регулируется предельно просто. Пускач с большой мощностью позволял не только заводить двигатель, но и работать самовытаскивателем — когда требовался минимальный ход.

Из минусов можно назвать только повышенный расход топлива (о чем уже говорилось), плохую эргономику кабины и слабое внимание к климатическим вопросам — все же деревянного верха с брезентовой покрышкой для комфорта водителя недостаточно. Но это по современным меркам.

Модификации машины

Вариантов трактора выпускалось немного и все они были похожи. Различались только длина базы и подвесная система:

  • С-100. Базовая модель, адаптированная для сельского хозяйства. Сухой вес трактора С-100 – 11400 кг. Полностью заправленного — 11850 кг. Длина гусеницы – 36 траков, давление на грунт – 0,5 кг/см2.
  • С-100Б. Болотоходная вариация с увеличенной базой. Количество траков увеличено до 40, ширина гусеницы больше. Давление на грунт снижено до 0,24. Ширина башмаков увеличена с 500 мм до 1000.
  • С-100БХ. Улучшенный вариант болотохода с дополнительной 6-ой скоростью вперед. Предусмотрено якорное устройство с лебедкой.
  • С-100ГС. Вариант машины с задним независимым агрегатным гидроприводом для работы с сельскохозяйственным инвентарем (прицепным, навесным). Количество траков в ленте – 37.
  • С-100ГП. Как и С-100ГС, но гидропривод расположен спереди, поскольку эта модификация предназначалась для промышленного применения. Переднее направляющее колесо имеет усиленную конструкцию. Также усилены рессоры. Максимальная масса трактора С-100 в вариации болотохода — 12100 кг.
  • Т-100. Базовая модель, подвергнутая глубокой модернизации. Улучшена эргономика рабочего места, снижен расход топлива до 180 г/л час. Вариация выпускалась с 1963 до 1983 гг.
Читайте также:  Двигатель 21011 ремонт двигателя

Характеристики

У всех модификаций трактора С-100 технические характеристики примерно одинаковы. За исключением давления на грунт, длины базы и снаряженного веса.

Технические характеристики Значение
Номинальное тяговое усилие 6000 кг
Тяговое усилие на первой передаче 9000 кг
Тяговое усилие на максимальной передаче 1500 кг
Ширина 3260 мм
Высота 3059 мм
Длина От 4255 мм с прицепным в базовом варианте и до 5793 мм у модификации 100БХ
Число передач вперед/назад 5/4
Диапазон скоростей вперед 2,36-10,15 км/ч
Диапазон скоростей назад 2,8-7,65 км/ч
Двигатель КДМ-100, четырехтактный дизель водяного охлаждения, бескомпрессорный, с предкамерным смесеобразованием
Расход топлива 210 г/л час
Пусковой двигатель Бензиновый, четырехтактный, П46, 18 л.с.
Емкость топливного бака 235 л
Нормальное давление масла 1,7-2,5 кг/см2
Коробка передач Трехходовая, реверсивная, с конической главной передачей
Муфты поворота Сухие, многодисковые
Тормоза Ленточные, с фрикционными накладками

Эксплуатация машины

Эксплуатация машины затруднений не вызывала. Очень надежная и простая конструкция. Двигатель прощал некачественное топливо, спокойно относился к низкосортным маслам. На жестких грунтах быстро изнашивалась гусеничная лента.

При должном уходе и регулярном ТО, которое в основном заключалось в замене масла через каждые 250 моточасов, машины служили десятилетиями — некоторые трактора первых выпусков работают и сегодня.

Трактор С100, который в народе прозвали «сотка», каким он был и что с производством сейчас

В середине 40-х годов стране по понятным причинам требовалось восстановление. Опустошение и разруха наблюдалась практически во всех отраслях и для этого нужна была новая специализированная техника. Огромное количество заводов, которое четыре года работало на оборону стали постепенно переходить на мирное производство и возобновлять сборку машин и техники. Челябинский тракторный завод был как все и запустил в серию новый трактор под названием С-80, который производился с 1946 по 1961 год. Нас же сегодня интересует его последователь С-100, его собирали с 1956 по 1994 год и этим этот трактор интересен.

В народе трактору дали прозвище «сотка», от созвучия в названии. Трактор получил дизельный двигатель с водным охлаждением мощностью 100 л.с. Чтобы запустить такой мотор был необходим пусковой бензиновый агрегат мощностью 18 л.с. Размеры трактора следующие, длина 4.2 метра, высота 3 мера и ширина 3.2 метра. Машина имеет механическую многоступенчатую трансмиссию, передних скоростей в ней пять, а задних четыре. Скорости движения трактора находятся в диапазонах от 2 до 10 км/ч, если трактор едет вперед и от 3 до 8 км/ч назад. Горючее хранится в топливном баке размером 235 литров, расход его составляет 210 грамм на одну л.с. в час.

На тракторе предусмотрено гидравлическое оборудование, оно установлено, как спереди, так и сзади. В задней части оборудование отвечает за работу навесных и прицепных устройств, а спереди за работу отвала. Трактор С-100 считается промышленным и в основном его задачи находятся в строительной сфере. У трактора было несколько модификаций, поэтому он смог выпускаться до 1994 года. Сейчас тоже можно купить этот трактор, но понятно уже в подержанном состоянии. Загадка долговечности советской техники кроется в качестве и надежности производимой тогда продукции, это касается всей техники выпущенной в СССР.

Наверняка многие из Вас работали на тракторе С-100, расскажите о нем ниже под статьей.

Если статья Вам понравилась подписывайтесь на канал и поставьте лайк.

Легендарная челябинская «Сотка». Трактор Т-100

На территории бывшего СССР с шестидесятых по восьмидесятые не было ни одной стройки, на которой не трудился бы этот бульдозер. Неторопливо, но уверенно, кряхтя своим дизелем, он помогал строить всё, от жилых микрорайонов, железных и автомобильных дорог, до самых крупных промышленных гигантов.

История этого трактора начинается в 1963 году, именно тогда с конвейера Челябинского тракторного завода сошли первые экземпляры Т-100. Хотя принципиально новым этот аппарат нельзя было назвать, он создан на базе предшественника, С-100, в свою очередь уходившего корнями к американскому бульдозеру Caterpillar. Некоторое количество американских машин было поставлено в СССР по ленд-лизу.

Принципиальным отличием Т-100 от предшественника был двигатель и кабина.

Читайте также:  Масло для двигателя ford galaxy

Дизельный двигатель Д-108 объемом 15.5 литров развивал мощность 108 л.с. Четырёхцилиндровый безнаддувный, с водяным охлаждением и запуском от «пускача», который в свою очередь запускался от электростартера.

Пусковой мотор можно запускать и вручную, чаще всего именно так и делали.

Кстати, непосредственный впрыск топлива прямо в цилиндр, без предкамер, появился на челябинском тракторе впервые именно на этой модели. Сама камера сгорания была в поршне.

Мотор получился довольно экономичным, к тому же, на холостом ходу подача топлива во второй и третий цилиндр прекращалась. Правда, на «бывалых» тракторах эту функцию часто упраздняли.

Хорошим нововведением, облегчавшим ремонт и обслуживание трансмиссии, стала отдельная (от корпуса коробки передач) установка муфты сцепления. То есть, для замены сцепления не нужно было снимать тяжелую коробку.

КПП здесь четырёхскоростная (на ранних версиях передач было три), с реверсом. Максимальная скорость около 10 км/час. Немного, но для бульдозера достаточно.

Кабина для своего времени была неплохой. Просторная, с отопителем. Впрочем, был один недостаток – корпус воздушного фильтра двигателя расположен прямо в кабине. С одной стороны такое решение обеспечивало постоянную вентиляцию, но из-за него в кабине было шумно.

Из-за низкой скорости эти трактора применялись в основном на стройках, для сельхозработ они были слишком медленными, хотя удельное давление на грунт 0,47 кгс/см2, при весе в 11 тонн, позволяло использовать его и с плугом.

Управление отвалом чаще всего было механическим. В задней части бульдозера установлена лебедка, трос от которой через систему блоков шел к отвалу. Вот как выглядит этот механизм.

Во второй половине семидесятых механическое управление навесным оборудованием в основном сменилось на гидравлику. Помимо бульдозера, «Сотка» стала основой для различной спецтехники – трубоукладчиков, копров для забивания свай, рыхлителей, скреперов и другой строительной техники.

Помимо строек «Сотка» долгое время была основным бульдозером в горнорудной промышленности и на лесозаготовках.

Производство этого трактора было свёрнуто в начале восьмидесятых, но они и в девяностых исправно трудились, часто их видел на разных стройках в городе.

Благодаря простой ремонтопригодной конструкции с большим запасом прочности, а в некоторых странах, куда экспортировались Т-100, они работают и до сих пор. В Венгрии, на Украине, да и в российской глубинке, уверен, еще можно встретить этого механического динозавра, неторопливо, но уверенно делающего свою работу.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.

Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.

Вездесущая «Сотка»

В 1956 году на базе трактора С-80 был создан более мощный трактор С-100 с двигателем КДМ-100 (100 л. с. при 1050 об/мин).
Увеличение мощности двигателя было достигнуто за счет увеличения номинальной частоты вращения коленчатого вала дизеля и цикловой подачи топлива. Изменения коснулось конструкции воздухоочистителя, клапанного механизма, топливного насоса, регулировки форсунок. Кроме того, усовершенствованы коленчатый вал, его подшипники, поршень, увеличена площадь радиатора. При прежней массе трактора расчетная сила тяги увеличена до 9000 кгс, максимальная скорость — 10,15 км/ч.

В ходе выпуска трактора С-100 продолжали вноситься усовершенствования в его конструкцию. Важнейшим изменением стало введение роликовых подшипников опорных катков и направляющих колес вместо подшипников скольжения. Была увеличена зона обзора гусениц. На базе трактора С-100 был создан болотоходный трактор С-100Б. Колея гусениц увеличена на 400 мм, а ширина башмаков — с 500 до 1000 мм. На базе обоих тракторов выпускались и их гидрофицированные модификации: с задней навеской С-100ГС и С-100БГС и с передней навеской С-100ГП и С-100БГП. В 1958 году на базе трактора С-100Б была изготовлена партия тракторов С-100А для Советской Антарктической экспедиции. Для обеспечения работы машины на высоте до 4000 метров над уровнем моря был введен турбонаддув.

На фото: отгрузка тракторов С-100 для экспортных поставок; Челябинский тракторный завод; август 1958 года.

Число и расположение цилиндров дизеля (4 в ряд), диаметр цилиндра (145 мм) и ход поршня (205 мм) — такие же, как у дизеля М-17. Степень сжатия — 15,5. Но конструкция претерпела большие изменения. Дизель КДМ-46 имел мощность 92 л. с. при 1000 об/мин, а дизель КДМ-100 — 100 л. с. при 1050 об/мин. Особенностью этих дизелей является предкамерное смесеобразование. То есть форсунка установлена не непосредственно в головку блока цилиндров, а в предкамеру, ввернутую в головку. При этом распыл топлива, образование смеси и ее воспламенение происходит в ограниченном объеме воздуха в предкамере, откуда горение передается в основной объем камеры сгорания. Такие разделенные камеры сгорания были широко распространены вплоть до середины 60-х годов, так как они обеспечивают смесеобразование при низком давлении впрыска топлива (всего 120 кгс/см2 у двигателя КДМ-46 и 130 кгс/см2 у двигателя КДМ-100). Это упрощает технологию изготовления прецизионных деталей топливной аппаратуры. Кроме того, такая схема улучшает пусковые свойства дизеля. Недостатком разделенных камер сгорания является повышенный удельный расход топлива, который у трактора С-80 и С-100 составлял соответственно 205 — 220 и 200 — 210 г/э.л.с.ч.

Читайте также:  Замена опор двигателя ford focus 2

Для пуска дизелей КДМ-46 и КДМ-100 применен пусковой двигатель П-46 — бензиновый, четырехтактный двухцилиндровый. Диаметр цилиндров 92 мм, ход поршня 102 мм. Мощность 17 л. с. при частоте вращения коленчатого вала 2600 об/мин. Система зажигания «пускача» — от магнето. Пуск самого «пускача» осуществляют рукояткой, надетой на вертикальный вал. Система охлаждения — водяная, общая с дизелем. Выпускная труба пускового двигателя проходит через впускной коллектор основного двигателя. В результате этого при работе пускового двигателя происходит прогрев охлаждающей жидкости при ее конвекции по системе основного двигателя и подогрев всасываемого в него атмосферного воздуха. Наряду с большой мощностью «пускача» эти конструктивные особенности придают дизелю прекрасные пусковые качества в самые сильные морозы.
Известно, что пусковой двигатель был сделан на основе известного, даже легендарного, ГАЗ-11, потомок которого известен как двигатель ГАЗ-51 и ГАЗ-52.
На тракторе применён усечённый до двух «горшков» вариант.

Оригинальна конструкция муфты сцепления. В отличие от обычных постоянно замкнутых муфт, сцепление трактора С-80 являлось непостоянно замкнутым и имело два фиксированных положения: выключенное и включенное. Управление муфтой — рычагом, находящимся слева от машиниста. Эта муфта проста по конструкции, и, главное, безопасна, так как гарантирует от самопроизвольного движения в случае, например, пуска двигателя при неполном выключении рычага реверса. Сама муфта сцепления крепилась на первичном валу коробки передач фланцем ведомого вала, а с маховиком двигателя ведущий диск соединялся при помощи пяти пакетов из прорезиненных планок. Это исключало поломки деталей при несоосности валов двигателя и коробки передач.

Коробка передач имела четыре реверсивных передачи и самую скоростную пятую передачу, которая работала только для движения вперед. Оба рычага (переключения передач и переключения реверса) находились справа от машиниста.

Управление поворотом трактора осуществлялось при помощи бортовых фрикционов, управляемых при помощи гидравлических сервомеханизмов. У тракторов с передней гидравлической навесной системой увеличен диаметр направляющих колес, которые при этом вместе с опорными катками воспринимают возросшие вертикальные нагрузки. При этом число звеньев гусениц увеличено с 36 до 37. Кроме того, усилили балансирную рессору. У болотоходных модификаций гусеница имеет 40 звеньев.

В целом конструкция «сотки» проста и практична, что позволило этой машине стойко переносить все невзгоды строек. В 50-е и 60-е годы механизаторам об антифризе и мечтать не приходилось. Разнообразные водомаслогрейки существовали только на страницах учебников по эксплуатации строительной техники. На большинстве строек — не то, что горячей, холодной воды не найти. Голь на выдумки хитра. В широкую практику вошло использование дизельного топлива в качестве… охлаждающей жидкости. «Сотка» это выдерживала. Тем более, что мощный «пускач» осилит проворот коленчатого вала дизеля при самой низкой температуре.

Кстати, пусковой двигатель на «сотке» обрел и дополнительную функцию. Бывало, что бульдозер так застревал в грязи, что гусеницы проворачивались вхолостую, а машина — ни с места. В таких случаях машинист глушит дизель и заводит «пускач». Затем включает первую скорость редуктора «пускача», «бендикс», муфту сцепления «пускача», первую передачу коробки передач и реверс в нужную сторону. Включив муфту сцепления, он соединяет «пускач» с трансмиссией трактора. При этом гусеницы перематываются с минимальной скоростью, и, как говорят, внатяг. Машина, цепляясь за все, что можно, потихоньку вылезает из грязи. Мощный и выносливый пусковой двигатель выдерживает и такое испытание.

Adblock
detector