Подводим итоги длительного теста кроссовера Toyota Highlander
Мы наездили на Хайлендере 12 700 км, потратив на топливо чуть более сорока тысяч рублей и 26 422 на техобслуживание. Нужно знать, что ОСАГО на кроссовер с V6 для москвича с приличным стажем стоит 7808–8237 рублей, а КАСКО на тех же условиях — 107 381–168 341 рублей в зависимости от страховщика.
Время летит. Вроде бы совсем недавно я забирал в представительстве Highlander с пробегом 9300 км. Глядь, а уж пора возвращать — минуло ровно сто дней длительного теста. За три с половиной месяца сотрудники редакции докрутили одометр до 22 000 км. Немного, но для большинства россиян это средний годовой пробег. Достаточно, чтобы разобраться в особенностях эксплуатации кроссовера. Побывали мы и на плановом ТО, хотя его провели в образцово-показательных условиях, поэтому мы немного нового узнали о работе «официалов». Но обо всём по порядку.
Драйвовцы обеспечили Хайлендеру нескучную жизнь. Сразу же после получения кроссовер отправился за полярный круг, на полуостров Рыбачий. После были поездки в Тамбов и в богом забытую деревню Черноусово, что находится в самом сердце Тульской области. Но основной пробег пришёлся на задушенные транспортными заторами Москву и область. И тут уже правильнее отсчитывать не пройденные километры, а мотор-часы при вынужденных простоях.
Ресурсный отрезок Highlander бодро отпахал без единой поломки. Даже мелочами не доставал. Мы ни разу не меняли перегоревшие лампочки, не доливали масло в двигатель или антифриз в систему охлаждения. Зато в среднем раз в три дня заправляли 72-литровый бак «девяносто пятым» бензином. Нескромный аппетит кроссовера поначалу воспринимался как главный недостаток. Причём разброс значений с трудом укладывался в голове: от 7,3 л/100 км, при подчёркнуто экономичной езде, до 19 литров на сотню и более в динамике и пробках. Но по мере притирки к автомобилю стало понятно, что паника по большому счёту ложная и связана с манерой езды разных водителей. Оказавшись на длительное время в одних руках, Highlander умерил аппетит до вполне приемлемых 10,5–15,5 л/100 км.
Вылетающие в трубу литры — плата за убедительную динамику. Highlander V6 готов к мощному ускорению с любых оборотов, но по-настоящему «шестёрка» раскрывается в верхнем секторе тахометра. Под такой-то мотор да соответствующие бы тормоза. однако с этим у «японца» туго. На первичное касание педали кроссовер реагирует интенсивным клевком, что только дезориентирует водителя. Впоследствии давить на тормоз нужно твёрдо и мощно. Неудачная настройка привода более всего досаждает в дальней дороге, когда из-за тихоходов приходится осаживать машину с высоких скоростей. При этом за три месяца я так и не приспособился замедляться равномерно.
Ещё один раздражитель — штатная навигационная система, которую по ходу коллективного теста не ругал только ленивый. Костя Болотов даже посвятил ей целую оду! Список претензий: неудобный интерфейс и зависимость маршрута от многочисленных опций. Руководствуясь поставленными в подменю галочками, стрелка на экране может увести вас в сторону на сотню километров от цели. Причём попытка вправить системе мозг по ходу движения ситуацию не исправляет — для вступления поправок на нашей машине чаще всего требовалась перезагрузка системы.
Есть у меня вопросы и к багажному отсеку Хайлендера. Точнее, к наличию третьего ряда кресел, что складывается в подполье. За всё время навязанным бонусом я не воспользовался ни разу. Зато, собираясь в отпуск, полдня играл в тетрис в попытке равномерно распределить поклажу так, чтобы та уместилась под шторкой. Уверен, многие владельцы довольны семиместностью кроссовера, но немало найдётся и тех, кто предпочёл бы лишние пятьдесят литров к объёму багажника взамен складного дивана. Но что толку, если выбора нет, — автомобиль спроектирован согласно пристрастиям американцев.
И всё же перечисленные ложки дёгтя растворяются в бочке хайлендерского мёда почти без неприятной горчинки — очень вкусный автомобиль! Я долго не мог понять природу собственных симпатий к Хайлендеру, но на деле варианты ответов можно подытожить всего одним словом — удобен. Это касается вместимости, передних кресел, регулируемого заднего дивана, работы подвески, «автомата», эффективности света фар и многого другого. Если бы автомобильным конструкторам давали золотые медали за разработку отдельных компонентов, я бы вручил японцам сразу две. Одну — за бездонный бокс между передними креслами, другую — за полку, растянутую на три четверти передней панели. Телефоны, планшет, сигареты, салфетки, бананы, орешки, жвачка, документы, фотокамера. для всего найдётся место.
Впечатлённые удобством Хайлендера, сотрудники редакции так увлеклись его эксплуатацией, что сначала крепко опоздали со сменой летних шин на зимние, а потом едва не проморгали плановое техобслуживание. На ТО-2 я пригнал машину с перепробегом почти в семьсот километров. Думал, придётся оправдываться, но приёмщики техцентра Toyota-Алтуфьево даже бровью не повели. Оказывается, на подобные нарушения гарантийных условий здесь закрывают глаза.
Скажу честно, мой визит на сервис проходил по особому сценарию. По условиям договорённости, мне было разрешено находиться в ремзоне, а тойотовцы, в свою очередь, приставили сопровождающего. Девушка Олеся выполнила обязанности бескомпромиссно: по её просьбе сервисмена, занимавшегося нашим Хайлендером, переодели в новый комбинезон, а на саму машину навесили свежие защитные чехлы — в кадре всё должно быть чисто! А я будто вновь вернулся в советские времена. Подобная показуха тогда была нормой. Но на самом деле присутствие сопровождающего означает, что тойотовские службы очень внимательно отслеживают происходящее вокруг своих автомобилей. И для владельцев это скорее плюс.
Переодетый мастер трудился без суеты: сменил масло в двигателе, поменял фильтры и смазал подвижные части кузова. Всего в списке ТО-2 для полноприводного Хайлендера 25 позиций. Итоговый вердикт: все системы работают как надо, износ трущихся пар минимален. Единственное но — маленькая дырочка в пыльнике верхнего цилиндра правого переднего тормозного суппорта. Рекомендована замена. Мастер говорит, что такое случается, когда колодки меняют «неофициалы»: там утапливают цилиндр в нарушение технологии, повреждая манжету. Только на нашем-то Хайлендере тормозные колодки ещё с завода. В общем, заменили резиночку.
Гладко как в сказке — скажет читатель. И непременно напомнит о главном недостатке тойотовского сервиса: приезжать сюда необходимо раз в десять тысяч километров. И это особенно раздражает на фоне других марок, установивших интервалы между ТО в пятнадцать или даже 20 000 км. А недостаток ли это? С человеком всё понятно, ему приезжать так часто в сервис расточительно и неудобно из-за напряжённого графика или лени. В идеале, ему бы вообще туда не ездить или, на крайний случай, бывать как можно реже. Пятнадцатитысячный межсервисный интервал — компромисс, который вроде бы устраивает всех. Но если руководствоваться лишь техническим состоянием автомобиля, абстрагировавшись от иных факторов, то в наших далеко не идеальных условиях ТО необходимо делать чаще.
На нашем Хайлендере уже к концу десятитысячного интервала двигатель начал работать с небольшой натугой. Прыти под педалью газа поубавилось, средний расход топлива немного вырос, а в сырую погоду начали быстро запотевать стёкла. Причина — загрязнение фильтрующих элементов двигателя и салона, а также выработка смазочных материалов. Наверное, на подобные мелочи можно закрыть глаза и спокойно наездить ещё 5000 км, чтобы было как у всех. Но стоит ли? На мой взгляд, делая полную ревизию автомобиля каждые 10 000 км, Toyota просто не идёт на компромисс. А может, в частом техобслуживании и кроется залог легендарной тойотовской надёжности?
В нашем случае своевременная замена пыльника тормозного цилиндра помогла избежать более значительных затрат в будущем. Влага внутри механизма могла бы привести к сбоям. А с тормозами, напомним, у Хайлендера и так не всё гладко. Для справки, стоимость тормозного цилиндра с работами по его замене обойдётся без малого в двадцать тысяч рублей. Поменять пыльник — всего 5725 рублей. Кстати, после устранения неполадки и смазки тормозной привод стал работать мягче, а интенсивность замедления повысилась. Да и общее самочувствие автомобиля при пробеге в 22 000 км не вызывало опасений ни у сотрудников редакции, ни у сервисменов — пациент полностью здоров.
Горец III: Toyota Highlander 2011
Многоцелевой автомобиль под названием Highlander у нас знают и ценят – уже в двух поколениях. Правда, по большей части он известен в праворулевом исполнении — как Kluger.
Так или иначе, модель интересная – тем более, что к 2011 модельному году Highlander подвергся «косметической пластике». А может, тойотовский «спорт-хозяйственник» (SUV) модернизирован настолько, что следует говорить о III поколении? В чем именно обновленный «горец» разнится с моделью 2010 года? Присмотримся внимательней.
Безразмерный
Внешне Toyota Highlander 2011 мало отличается от прошлогодней модели. Модернизированный «горец» в общем и целом следует в русле II поколения: Разве что передок доработан – заметно на глаз. Свежее оформление светоблоков, новый дизайн фальшрадиатора… Автомобиль вполне узнаваем, а вместе с тем смотрится импозантно и привлекательно.
Выигрышно выглядит обновленная передняя панель, да и в целом оформление интерьера оставляет еще лучшее впечатление, чем прежде. Изысканная цветовая гамма, качественные материалы отделки: салон «горца» гостеприимен и располагает к дальним поездкам. Highlander задуман как 7-местный «переходник» (хотя он выпускается и в 5-местных исполнениях). Посадка спереди и во 2-м ряду свободная и удобная, тогда как 3-й ряд годится, пожалуй, только для подростков. Разве мало? Пятеро взрослых с детьми – плюс кое-какая поклажа. Причем сиденья 2-го ряда перемещаются вперед-назад – или вовсе складываются «в пол». И кроме прочего, Highlander 2011 отличается интересным приспособлением Center Stow: центральное сиденье во 2-м ряду складывается и открывает удобный доступ в 3-й ряд.
В салоне 10 (десять) «подстаканников» и 4 держателя бутылок, — не говоря уже о бесчисленных «бардачках», ящичках для мелочей, «карманах» и лотках. Повсюду – главное, не забыть, что где оставил. Вместимость багажного отсека при полной посадке по 7 местам невелика – всего-то 290 л (EPA). Однако складные сиденья 2-го и 3-го рядов позволяют, при необходимости, увеличить погрузочное пространство аж до 2700 л. Едва ли не коммерческий фургон! Среднегабаритный «спорт-хозяйственник» практически безразмерной вместимости — с гибко вариабельным внутренним пространством. В «премиальном» классе.
По части информационно-развлекательного и комфортного оснащения Тойота Хайлэндер 2011 заведомо не обижен. Так, в России обновленный «переходник» идет в нескольких комплектациях – вплоть до «люкс». И уже в самой скромной из них числятся «музыка» с проигрывателем MP3 и 6 динамиками, гарнитура Bluetooth, «круиз-контроль», 3-зональный климат-контроль, подогрев передних сидений, датчик дождя и телекамера заднего обзора. А тест-машина в американском исполнении Limited 4WD отличалась, кроме того, кнопкой пуска двигателя, сервомеханизмами регулировки сиденья водителя по 10 направлениям и кожаной обтяжкой «баранки» и рычага АКПП. Среди опций навигация, «премиальная» стерео-система JBL, обивка сидений натуральной кожей и все такое. Что ж, Highlander – удовольствие не из дешевых, и покупатель вправе рассчитывать…
Впечатляет техника безопасности «горца»: фирменная Star Safety System контролирует бортовые средства «активной» защиты. «Пассивная» тоже на уровне: в салоне 7 «подушек» (в том числе коленная для водителя) и «занавески», которые защищают пассажиров при боковом ударе и при опрокидывании автомобиля. Плюс 3-точечные пояса по всем посадочным местам, передние сиденья с «активными» подголовниками… Обновленный Highlander — комфортное и безопасное транспортное средство для большой семьи.
Динамика и управляемость
Выдающимися ходовыми качествами Highlander II не отличался. Так что к обновленной модели обращен законный вопрос насчет держания дороги и управляемости: какой достигнут прогресс? И чтобы получить внятный ответ, американские обозреватели подвергли модернизированного «горца» суровым испытаниям. На тест-полигон выкатили 7-местный Limited 4WD с 3,5-литровой V-образной «шестеркой» — на всесезонных покрышках Toyo A20 Open Country размером 245/55R19. Во всеоружии – с самыми серьезными намерениями.
Для начала по прямой: «премиальной» модели положена неслабая разгонная динамика. Что ж, «горец» нигде не оступился и скорость от нуля до 96,5 км/ч (60 миль) набрал за короткие 7,2 сек. Стандартную дистанцию в 1/4 мили (402 м) «спорт-хозяйственник» прошел с места за 15,6 сек.; скорость в конце отрезка – 141,6 км/ч. Превосходно – быстрее, чем Ferrari Mondial 1980 года… Двигатель тянет мощно и ровно, 5-скоростной «автомат» переключается быстро и гладко. Замечательный силовой агрегат – и впечатляющая приемистость массивного многоцелевого автомобиля. На торможении Highlander тоже выглядел неплохо: «клевков» практически нет – и линию «переходник» держит стабильно.
Хотя тормозная дистанция немаленькая: со скорости 96,5 км/ч Highlander остановился на расстоянии 39 м. Причем дистанция сильно зависит от состояния ходовой поверхности – неровности, пыль, влага. Индивидуальная особенность автомобиля.
Ладно, на прямике, — а как «горец» на криволинейных траекториях? Специалисты Toyota Motor немало поработали ради улучшения держания дороги и управляемости многоцелевой модели. И каковы же результаты усилий? Объективные замеры говорят сами за себя. Так, на 60-метровой «круговой площадке» (skid pad) «горец» держал боковое ускорение до 0,74 g. Не сказать, что из рук вон, но вполне посредственно — даже для «переходника» с приподнятым центром тяжести. Сравнимая по классу Acura ZDX показала на skid pad все 0,83 g; выразительная разница.
Другое типовое испытание – «восьмерка MT», которую Highlander прошел за 28,7 сек. Рядом с замечательной Acura ZDX – не блестящее время, но в сопоставлении с предшествующей моделью поведение «горца» на дороге стало значительно лучше. Заруливаешь в поворот, и передок идет именно туда, куда нужно. Но на пределе сцепления резины «спорт-хозяйственник» выказывает ощутимую недостаточную поворачиваемость, которая и ограничивает его возможности в скоростном маневрировании. Рулевой механизм работает аккуратно, однако обратной связи на «баранке» по-прежнему недостает: руль «пустоват». Нет, не «драйверский» автомобиль. У «горца» другие достоинства: вместительность и грузоподъемность. А также способность буксировать тяжелые прицепы – до 2250 кг. Трудно переоценить.
Подвеска массивного «спорт-хозяйственника» настроена довольно мягко — в пользу комфорта. Катится «горец» и в самом деле ровно – во всяком случае, по шоссе с усовершенствованным покрытием. А вот на дорогах второстепенного качества плавность хода ощутимо хуже: проступают вибрации, неровности пробивают подвеску и раскачка гасится не так быстро, как следует. Так что с одной стороны – с другой стороны… И конечно же, никаких иллюзий насчет возможностей off-road: «горец» — даже полноприводный – в общем-то не для бездорожья. Хотя у «спорт-хозяйственника» приличный дорожный просвет, и на легком грунте он не ударит лицом в грязь. А также в рыхлом снегу… В разумных пределах: Highlander предназначен для «цивильных» условий эксплуатации.
Прикинем, какие выводы делаются по результатам тест-драйва:
В плюсе:
В минусе:
Вердикт: посредственно. На редкость вместительный, комфортабельный и довольно динамичный «спорт-хозяйственник» — в американском стиле. И от модернизации он несомненно выиграл. Однако по ходовым качествам рядом с сильнейшими соперниками Toyota Highlander так и не стал.
Чисто конкретно. Никаких неожиданностей: технически Highlander 2011 (как и его II поколение) во многом совпадает с «лексом» RX. Разве что колесная база «горца» растянута против RX на 5 см, что позволило втиснуть туда 3-й ряд сидений. И внешний дизайн, естественно, индивидуальный. А в остальном….
«Горец» предлагается и с передним приводом, и с полным. Под капотом у переднеприводного «спорт-хозяйственника» 16-клапанный 1AR-FE на бензине: при диаметре цилиндров и ходе поршней 90 х 105 мм рабочий объем равен 2672 миллилитрам. Со степенью сжатия 10 «четверка» развивает до 190 л.с. (SAE «нетто») при 5800 мин-1, наибольший крутящий момент – 252 Нм. Двигатель состыкован с 6-скоростным гидромеханическим «автоматом» — без вариантов.
Полноприводный Highlander отличается V-образной «шестеркой» 2GR-FE (хотя 6-цилиндровый двигатель идет также и с передними ведущими). Цельноалюминиевый 24-клапанник, который монтируется на целом ряде моделей Toyota Motor и Lexus (а также на шасси супер-спорт Lotus Evora). При диаметре цилиндров и ходе поршней 94 х 83 мм его литраж равен 3456 «кубикам». Степень сжатия 10,8; максимальная мощность «шестерки» — 275 сил при 6200 мин-1, наибольший крутящий момент – 336 Нм. V-образный двигатель работает с 5-скоростным «автоматом» и трансмиссией 4WD. Обновленный Highlander выпускается, кроме того, с «гибридным» бензин-электрическим силовым агрегатом; отдельный разговор.
Центрального дифференциала у «горца» нет, и задняя ось подключается эпизодически — по условиям движения. Посредством электронноуправляемой многодисковой муфты; типовое по нынешним временам решение – причем вполне работоспособное. По ходовой обновленный Тойота Хайлэндер практически не отличается от прежнего поколения: спереди стойки McPherson, сзади многорычажная подвеска. Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы – обычный для автомобиля такого класса набор. В базовой комплектации резина размером 245/65R монтируется на 17-дюймовые легкосплавные колеса, тогда как в исполнениях подороже полагаются 19-дюймовые диски с покрышками 245/55R. Реечный рулевой механизм оснащен электросервоусилителем, «баранка» делает 3,1 оборота от упора до упора. Тормозные диски спереди диаметром 328 мм (вентилируемые), сзади – 310-миллиметровые. Рулевой механизм и тормоза работают под контролем электроники VDIM (Vehicle Dynamics Integrated Management – интегральное управление динамикой). Здесь и ABS, и VSC (Vehicle Stability Control – программа динамической стабилизации). Плюс Hill-Start Assist Control (противооткатная система удержания машины при трогании на подъем). А в «штатном» пакете полноприводных исполений предусмотрена также система DAC (Downhill Assist Control — автоматическое поддержание постоянной скорости на спуске). Электроника берет (почти) все заботы на себя.
Длина 5-дверного «спорт-хозяйственника» – 4785 мм, ширина – 1910, высота – 1760; колесная база – 2790 мм, колея — 1625/1625 мм. Снаряженный вес «горца» с передним приводом – от 1790 кг, полноприводного – от 1935 кг. А тест-машина Limited 4WD потянула на все 2035 кг («развесовка» по осям — 55/45%); динамика массивного автомобиля проверена в независимых испытаниях (см. выше). По предварительным сведениям, Тойота Хайлэндер в российском исполнении с мощной «шестеркой» и полным приводом способен разогнаться с места до 100 км/ч за 8,2 сек., объявленная максимальная скорость — 218 км/ч. Средний расход бензина (EPA) у полноприводного «спорт-хозяйственника» в американской версии — 12,4 л на 100 км пути. Тогда как в общем по испытаниям, Highlander Limited 4WD сжигал только 11,2 л на «сотню» пробега. Довольно редкий расклад. Так или иначе, экономичностью по топливу «горец» не впечатляет. Впрочем, есть также версия с «гибридным» силовым агрегатом…
В США за роскошный Limited 4WD запрашивают от 37 с небольшим тыс. долл., а тест-машина вылилась в 41 «штуку». Недешевое транспортное средство: в нашей стране комплектация «престиж» стОит от миллиона 757 тыс. руб., не а за «люкс» придется отдать уже миллион 813 тыс. Вопрос в том, отдавать ли?
Точка зрения. Если кому нужен 7-местный «паркетник» приличного класса и уважаемой марки, то модернизированный Highlander вполне годится. Само собой, во «всепогодном» исполнении 4WD: нелепо приобретать «переходник» с передним приводом для эксплуатации в российских условиях. Подойдет, вот только обойдется совсем не дешево… Тогда как, например, 7-местные Hyundai Santa Fe или Kia Sorento ничуть не слабее японского «горца», – но гораздо дешевле. Причем корейские кроссоверы уже и в качестве не уступают изделиям Toyota Motor. Другие времена, иные песни.