Меню

Тест драйв танка тигра

Танк Тигр: в чём заключалась его устрашающая мощь

После вторжения Германии в Советский Союз перед главным командованием возникла необходимость создания боевой машины, способной конкурировать со средними и тяжелыми советскими танками. Долгое время у немцев не было противовеса советским КВ-1 и Т-34, поэтому паритет пытались сохранять преимущественно посредством зенитных орудий FlaK-18/36. Учитывая важность создания тяжелого боеспособного танка, лично Адольф Гитлер принимал прямое участие в разработке боевой самоходной машины.

Поскольку Гитлер грезил «супероружием», ставилась задача создать уникальный танк с тремя отличительными особенностями – максимально возможная скорость передвижения, максимально возможная броня и наличие орудия с высокой начальной скоростью снаряда. Так в Германии принялись за создание образцов, один из которых был представлен специалистами Henschel. Именно этот образец стал прототипом будущего танка под названием Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 или просто «Tiger».

Технические характеристики Tiger

Работа по созданию тяжелого танка продвигалась в Henschel достаточно быстро, что было связано в первую очередь с уже имеющимся у специалистов опыта по созданию боевых машин. Так к июню 1942 года планировалось начать массовый выпуск Тигра, чтобы к 1943 году в распоряжении армии оказалось минимум 285 боевых машин. За основу образца взяли классическую схему, в которой трансмиссия получила переднее расположение. Ее агрегаты решили объединить с отделением управления для того, чтобы добиться максимального увеличения боевого отсека. Члены экипажа имели намного больше свободного пространства за счет рациональной компоновки основных узлов танка.

Не обошлось без внедрения ряда новшеств и инновационных идей. Установили качественный рулевой усилитель, который со слов Отто Кариуса позволял управлять 57-тонным танком буквально «пальцем одной руки». На образец поставили полуавтоматическую коробку передач на восемь передних и четыре задние передачи, изготовленную Maybach. Трансмиссия работала так: оператор переводил рычаг в нужное положение, после чего посредством сервопривода включалась необходимая передача уже без участия члена экипажа.

Ходовая часть была одновременно и сложной, и интересной: опорные каты в количестве 24 экземпляра расположили в четыре ряда на одну, причем в шахматном порядке. Торсионная подвеска обеспечивала плавный ход танка и точное прицеливание во время движения. Изначально ставили 12-цилиндровый силовой агрегат двигатель Maybach HL 210Р30, мощность которого составляла 650 лошадиных сил. Но в дальнейшем его заменил 700-сильный двигатель Maybach HL 230Р45. Что касается прицела, то здесь так же, как и в случае с двигателем, произошло изменения: сначала боевая машина укомплектовывалась бинокулярным телескопическим прицелом TZF9а, но в дальнейшем уже монокулярным TZF9b.

Броня и пушка

Отличительной чертой Тигра являлось мощное бронирование. Массивный лоб получил катаные листы толщиной 100, 80 и 63 мм, которые собирали коробчатый агрегат. Корма отличалась толщиной в 80 мм, а борта соответственно 80 и 63 мм. Главным орудием Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 являлась танковая пушка KwK 36 L/56 88-мм нарезным стволом. Танковая пушка получила полуавтоматический клиновый затвор, электрической системой воспламенения. С целью поражения танков KwK 36 могла работать на разных снарядах: ряд кумулятивных и два кинетических. Кумулятивные обеспечивали пробитие 100-110 мм гомогенной брони. Однако наибольшей эффективностью отличался снаряд с вольфрамовым сердечником, гарантированно пробивавший 200-мм броню с полукилометрового расстояния и 179-мм броню с дистанции 1 километр.

Первый бой и закат

Под конец лета 1942 года в Ленобласти выгрузился танковый батальон, в составе которого были и Тигры. Уже во время первых реальных испытаний появились проблемы: у двух боевых машин недолго прослужила трансмиссия, в третьем танке внезапно возгорелся моторный отсек из-за перегрева. Ремонтировали танки целый месяц, после чего их вновь отправили вместе со второй ударной армией Волховского фронта. Большая часть машин была задействована именно на Восточном фронте, где Гитлер планировал летнюю компанию 1943 года с участием новейших боевых машин. Наибольшее число Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 зафиксировали в ходе операции «Цитадель», которая развернулась 5 июня 1943 года. В ней приняли участие одновременно 45 экземпляров тяжелого танка. Согласно данным Германии, в ходе этой операции немецкая сторона потеряла всего три танка.

Читайте также:  Тест драйв лада ниссан

Можно сказать, что именно на Восточном фронте для Тигров были оптимальные условия для демонстрации своих сильных качеств. А вот проявить себя в полной мере на Западном фронте грозной боевой машине Гитлера не удалось. Во многом это связано с характером местности и союзнической авиацией, имевшее превосходство в воздушном пространстве. Это привело к тому, что на Восточном фронте в 1944 году Гитлер сосредоточил 317 экземпляров тяжелого танка, когда на Западном их было всего 84. Уже к 1945 году из произведенных в общей сложности 1354 Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 в строю находились только 322 машины. Наступал закат эпохи одного из самых коварных и опасных «хищников» на полях боя Второй мировой войны.

В чем заключалась мощь Тигра?

Часто «Тигр» называют лучшим тяжелым танком в истории. Он действительно способен навести страх на противника, ведь его преимущества превосходили имевшиеся отрицательные качества. Специалисты отмечают мощное вооружение Pz.Kpfw. VI Ausf. H1, надежную бронезащиту, что в совокупности с опытом экипажа боевой машины представляло собой грозную силу. Командир танка Т-34 Николай Дубровин охарактеризовал встречу с «Тигром» следующими словами:

« Встреча с «Тигром» вызывала дрожь. Он наводил ужас всего одним своим видом. Мне приходилось встретиться с ним на расстоянии нескольких сотен метров. Мы встретились лоб в лоб, и дважды наш снаряд отскочил от его брони. Дальше выстрелил он – у нас двое погибших, а меня лишь чудом вышвырнуло из танка»

«Тигр» выигрывал на поле боя за счет своей феноменальной скорострельности: когда советские танкисты тратили вплоть до 20 секунд на подготовку к выстрелу, немцам требовалось всего 8-10 секунд для этой же работы. Это позволяло им скорректировать наводку и успеть сделать более точный второй выстрел. «Тигр» отличался и лучшей подвижностью: его способность быстрей выходить на выгодную боевую позицию давало ощутимое превосходство в танковой схватке. К тому же Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 мчался со скоростью 20-25 км/ч по пересеченной местности, когда, к примеру, ИС-2 передвигался со скоростью всего 15 км/ч. Но здесь важно подчеркнуть, что воспользоваться всеми превосходствами немецкой боевой машины на поле сражений мог разве что опытный экипаж. Когда тяжелым танком управлял экипаж без опыта, фактически всего его достоинства сводились на нет.

Одним из главных недостатком «Тигра» являлась высокая стоимость его производства. Чтобы произвести один экземпляр боевой машины, требовалось порядка 800 000 рейхсмарок, что в два раза дороже любого танка тех времён. Плюс практически абсолютная неремонтопригодность на поле боя, например, в случае повреждения снарядом трансмиссии, накладывала дополнительный отпечаток на финансовых затратах. Советские боевые машины обходились гораздо дешевле, поэтому тот же ИС-2 произвели в несколько раз больше.

Как производили немецкий танк Tiger I в годы Второй Мировой?

Наряду с Т-34-85 и «Шерманом», одним из символов той войны стал немецкий танк Pz.Kpfw VI Tiger. Эта машина не была самым массовым танком мира (не была даже самым массовым танком Панцерваффе), но весьма успешное применение на большинстве театров боевых действий до конца войны позволила «Тигру» занять своё место в истории танкостроения. Мы неоднократно писали об этой машине в разных контекстах, посему сегодня сконцентрируемся на одном аспекте – производственном процессе.

Рождение танка прорыва

До начала вторжения в СССР немецкие войска «обходились» без танков прорыва – хоть попытки их создания и были. Но после встречи с КВ-1 и Т-34 разработка новой машины стала необходимостью – в апреле 1942 года фирмы Porsche и Henschel und Sohn представили свои прототипы тяжёлых танков. Машина от Henschel оказалась менее «экзотичной», не требуя перенапряжения промышленности. Поэтому, после продолжительных испытаний, в конце октября 1942 года прототип VK 45.01 (H) приняли на вооружение под армейским обозначением Pz.Kpfw VI Tiger.

Производство машин наладили на фабрике Henschel в Касселе – завод, выпускавший параллельно локомотивы, производил «Тигры» в двух из пяти цехов. Для новой машины третье помещение завода реконструировали, добавив дополнительные железнодорожные линии. Персонал танкового «отдела» составлял 8000 человек, включая пленных рабочих (в 1943 году от этого отказались, ибо (удивительно) были случаи вредительства). Дневная смена составляла 12 часов, но позже производство ускорили, добавив 6-часовую ночную смену.

Читайте также:  Автокресло для детей тест драйв

Стоит отметить, что большинство узлов танка на «Хеншель» приходили извне. Так, ванны корпуса поставляли фирмы Krupp и Dortmund-Hörder Hüttenverein (Германия), и Skoda (нынешняя Чехия). Башню производила фирма Wegmann по лицензии Krupp, а двигатель и трансмиссию поставляли с завода Maybach в Фридрихсхафене (позже моторы по лицензии делали на Auto Union – нынешней Audi). Завершало цепочку поставок электрооборудование от Bosch и основное орудие, производимое на фабрике Krupp.

Из полученных компонентов сотрудники «Хеншель» создавали «Тигры» — на сборку одного образца отводилось 14 дней, разделённых на равномерные промежутки.

Ввиду того, что завод «Хеншель» выпускал локомотивы, производство танков было построено по «паровозному» алгоритму. Сборку машины разделяли на Такты (Takte), каждый из которых занимал не более шести часов. В среднем, одновременно на сборочной линии перемещалось от 18 до 22 танков. Всего сборка одной машины состояла из девяти «тактов», о которых мы поговорим ниже.

Первый такт представлял собой разгрузку необработанных корпусов – это были сваренные бронекоробы с «черновыми» отверстиями для торсионов, приводных валов и крепления курсового пулемёта. Заготовки перемещали в цех, где происходил Такт 2 – корпус выравнивали на бетонном основании, после чего шестишпиндельным сверлильным станком делались точные отверстия для элементов подвески в бортах. После этого корпус транспортировали к четырхшпиндельному станку – с его помощью делали отверстия для приводных валов и крепления ленивцев (Такт 3). На четвёртом этапе корпус перемещали под вертикальный токарный станок, который обрабатывал башенный погон – параллельно в бортах фрезеровали отверстия для корпусов главной передачи.

На этом подготовка корпуса завершалась — «полуфабрикат» направлялся в Цех №5, где происходили такты 5 и 6, во время которых рабочие двигались вокруг будущего танка, а не наоборот. В корпус устанавливали двигатель, трансмиссию и внутреннее оборудование, а снаружи происходил монтаж ходовой части.

Четыре малоизвестных факта о танке «Тигр»

Танк Panzerkampfwagen VI или же просто Tiger, а также Т-6 не был частым гостем на полях сражений Второй мировой войны. В течение примерно двух лет, пока машина находилась в производстве, было построено всего 1355 машин – число, которое ниже месячных производственных показателей для M4 Sherman и Т-34 в разгар войны. Любая другая боевая машина, выпущенная в таком ограниченном количестве, была бы быстро забыта, но впечатляющие боевые характеристики «Тигра» оставили след в истории, который намного перевешивает стратегическое значение танка.

Всё в «Тигре» было выкручено до максимума (почти до абсурда). Его 88-мм пушка была настолько грозной, что снаряды нередко пробивали вражеские танки насквозь и вылетали с другой стороны. Его броня была настолько толстой, что танк мог практически вплотную подъехать к вражеской противотанковой пушке, не опасаясь вреда. Его двигатель был настолько мощным, что 57-тонная громада могла поспевать за танками, весившими меньше половины ее веса.

А в руках опытного командира вроде Отто Кариуса, Михаэль Виттмана или Курта Книспеля одинокий «Тигр» мог уничтожить десятки машин неприятеля за один бой.

Наряду со своим преемником, королевским Тигром, он часто входит в число лучших танков войны.

В данной публикации мы посмотрим на 4 малоизвестных факта о грозном звере:

1. К каждому «Тигру» прилагалась инструкция по эксплуатации

Руководство Вермахта было заинтересовано в том, чтобы экипажи читали руководство «Тигра», прежде чем бросаться в бой. Но опыт показал, что молодые танкисты мало интересуются страницами сухих инструкций и скучными схемами. Зная это, танковый генерал Хайнц Гудериан приказал разбавить официальный справочник о «Тигре» грубыми шутками и непристойными картинками с голыми женщинами, чтобы заинтересовать читателей. Руководство называлось Tigerfibel.

Читайте также:  Чип тюнинг для мазда 6 2019

Каждая страница новаторского документа была напечатана только черными и красными чернилами и кроме текста содержала диаграммы, а также непристойные картинки и карикатуры.

Полностью инструкцию можно посмотреть тут .

Кстати американцы переняли данный опыт у нацистов и после войны выпускали подобные инструкции и журналы.

2. Это был кошмар механика

«Тигр» был построен с учётом боевых характеристик; всё остальное было второстепенным. Это делало танк фаворитом танковых экипажей, но объектом ненависти для механиков. Проблемы Тигра были вызваны не только его сложностью, но и с трудностями его ремонта.

Возьмем, к примеру, катки «Тигра». Каждый рычаг подвески держал ось с тремя катками по бокам. Сами же катки располагались в шахматном порядке. Если один из внутренних катков был поврежден, механики должны были снять девять внешних катков (открутив при этом 54 болта), прежде чем получить доступ к поврежденному внутреннему катку.

Кроме того, не все катки были одинаковыми, поэтому обслуживающий персонал должен был тщательно маркировать каждый из них, когда снимали их – не очень то удобно делать это стоя по щиколотку в грязи или снегу на полевом ремонтном складе, где-нибудь в СССР.

3. Неудачное начало

Общепризнанно, что «Тигры» впервые участвовали в бою в районе города Мга (около 70 км юго-восточнее Ленинграда). Четыре машины из 1-й роты вновь сформированного 502-го тяжелого танкового батальона впервые приняли участие на поле боя. Продвигаясь к линии фронта по болотистой местности, два новых «Тигра» увязли и не смогли принять участие в атаке. Оставшаяся пара произвела несколько выстрелов поддерживая пехоты, но не встретила ни одного вражеского танка и отступила без происшествий. После этого один из застрявших танков был вытащен из грязи спасательной машиной, а другой вытянуть не удалось. Танк оставался на месте до ноября, когда командир 502 – ой дивизии, опасаясь, что он может быть захвачен Красной армией, приказал уничтожить его подрывными зарядами.

Это сражение было довольно типичным для первых боёв «Тигра». Многие потери объяснялись излишней поспешностью, с которой «Тигр» был принят на вооружение. У многих экипажей было не больше недели или двух на ознакомление с новой боевой машиной, прежде чем отправиться в бой. Неопытные экипажи «Тигров» часто натыкались на непроходимую местность и застревали. Это преждевременное развертывание подарило Красной Армии полностью функциональный «Тигр» (номер 250427), который застрял в болоте под Ленинградом в январе 1943 года. Эта модель оказалась бесценным ресурсом для советской разведки.

Способность «Тигра» деморализовать вражеские войска несколько преувеличена. Многие истории (по крайней мере о таких я читал довольно таки много)о том, как британские или американские танкисты отказывались вступать в бой с «Тиграми», скорее отражают тактические доктрины тех стран, нежели страх. Например, американцам строго настрого запрещалось вступать в танковые дуэли с «Тиграми»; уничтожение «Тигров» это работа артиллерии. Если экипаж «Шермана» видел «Тигра», он должен был сообщать об этом артиллерии по радио и мчаться на всех парах от него. Союзным танкам оставалось только не высовываться и надеяться, что «Тигр» не нанесёт слишком большого ущерба, прежде чем у него закончится топливо и он вернется на базу или же его уничтожит артиллерия.

Это не означает, что «Тигра» не боялись, но то же самое можно сказать о любой большой боевой машине. Как сказал один ветеран: «когда сидишь на корточках в узкой траншее, каждый танк похож на «Тигра».

Несомненно, были случаи, когда танковые экипажи бежали или покидали свои посты, спасаясь от «Тигров», иногда подвергая опасности своих товарищей, но это были единичные случаи.

Как правило, командование испытывало большие проблем с чрезмерной храбростью, а не трусостью. Были нередки случаи, когда Т-34 в одиночку атаковали «зверя» и в основном несли потери не причиняя вреда «Тигру».

Если вам понравилась публикация ставьте лайк 👍 и пишите комментарии. Ваша активность — лучшая благодарность автору. Спасибо за внимание!

Adblock
detector