Тест-драйв Subaru Forester 2013 года
Повзрослевший
— Как проехать на Рыбинку? У нас таких здесь нет! – продавщица в деревенском магазине сочувственно развела руками. – А, может, вам море нужно? Доедете до конца улицы, увидите табличку «к морю».
Значит, до пункта назначения нашей небольшой семейной экспедиции – берега Рыбинского водохранилища – осталась пара километров. И добрались мы туда на новом кроссовере Subaru Forester
Какой автомобиль выбрать для путешествия? Пару лет назад я бы, не сомневаясь, предпочел самый компактный кроссовер – на двоих в самый раз. Задний диван можно разложить, тогда грузовой отсек будет большим практически у любого авто. Воздух возить с собой я не люблю, да и расход топлива на дальних марш-бросках имеет не последнее значение. Позапрошлым летом на Subaru XV / Субару XV предыдущего поколения мы с супругой съездили на Алтай и вернулись в уверенности, что лучшего автомобиля для такого путешествия не найти. Но с тех пор нас стало трое…
Козырь Subaru Forester – отличная обзорность. Заметили отличие от предыдущего поколения: боковые зеркала теперь отнесены чуть назад, а в передних дверях появились дополнительные треугольнички остекления. Это – тоже во имя улучшения обзора. Для старших комплектаций Forester доступна камера заднего вида
За это время Subaru Forester / Субару Форестер тоже подрос и, как принято говорить в таких случаях, повзрослел. Сменив генерацию, он раздался во всех измерениях – на 35 мм в длину, на 15 мм в ширину и на 35 мм высоту, а также на 25 мм в колесной базе. Много это или мало? Достаточно, чтобы формально перебраться из категории компактных кроссоверов в средние. Но разница не только номинальная. Пространства для задних пассажиров стало ощутимо больше, а центральный тоннель под ногами уменьшился. Теперь на галерке места на троих без всяких «но». И багажник – подобающего размера: 505 литров под шторку и еще почти столько же над ней.
Признаться, перед путешествием у меня были некоторые сомнения насчет грузовых возможностей автомобиля: заднее сидение традиционно занимают супруга с ребенком, для поклажи остаются только багажник и площадка перед передним сидением. А вещей надо было взять на пятерых, поскольку с нами собирался ехать еще один неподготовленный к стоянке на природе экипаж. Итого: две палатки, пять спальных мешков, лодка, провиант, детская коляска. Но все это добро поместилось в Forester, и даже остался небольшой запас места «на черный день».
Объем багажника вырос по сравнению с предшественником на 118 литров. Под полом багажного отсека лежит запаска, но типоразмер ее покрышки не совпадает с таковым у колес, установленных на автомобиль. Заднее сидение складывается по частям, причем это можно сделать как из салона, так и из багажника, просто потянув за удобные рычажки. Высоту открывания дверцы багажника можно запрограммировать
Гамма моторов у нового Subaru Forester / Субару Форестер включает три варианта, причем все — бензиновые. Атмосферники объемом 2,0 и 2,5 литра (150 и 171 л.с. соответственно) уже знакомы субаристам. А топовый турбомотор объемом 2,0 литра с соотношением диаметра цилиндров и хода поршня 86 х 86 мм – новинка. И как раз такой автомобиль попал к нам на тест. Номинальной мощности в 241 л.с. он достигает при 5 600 оборотов коленвала в минуту, но максимум крутящего момента 350 Нм доступен уже при 2 400 оборотах. До и после этой отметки это словно два разные силовые агрегата: ленивый и флегматичный ниже «ватерлинии», живой и отзывчивый – поверх ее. Благодаря этой особенности автомобиль совсем по-разному едет в зависимости от того, какой из режимов настроек вариаторной трансмиссии SI-drive выбран водителем. В спокойном режиме «I» мотор работает на невысоких оборотах, и мгновенно ускориться с места не получится – придется выждать паузу, пока двигатель выкарабкается из турбоямы, или задействовать подрулевые переключатели шести виртуальных передач. Режим «S» – это для тех, кто готов пожертвовать экономией во имя более живых реакций на нажатие педали газа. У пары с топовым мотором есть и еще один режим – «S#». В нем у вариатора становится не 6, а 8 виртуальных ступеней, и он умело маскируется под обычный «автомат». В этом режиме управлять тягой гораздо удобнее: пусть Forester не становится спортивным болидом, но и «овощем» его никак не назовешь.
Разумеется, вариатор не дает мотору лишний раз раскручиваться без надобности во имя экономии топлива. И действительно, в масштабах своей весовой категории и мощности кроссовер оказался весьма экономичным. В городе он потреблял порядка 13 литров 95-го бензина на сотню километров пробега, на трассе – 11 литров, а, задавшись целью проехать «экономно», я без особого труда достиг показателя в 9 литров.
Интерьер прост и функционален: все органы управления автомобилем на своих местах. Передняя панель теперь выполнена из мягкого пластика, приятного и на ощупь, и на вид. Правда, если опустить руку ниже, то пластик окажется по-прежнему жестким
По настройкам ходовой части Subaru Forester оказался антиподом своей младшей «сестрицы» XV. Компактная модель – обладательница собранной подвески, достаточно жестко отрабатывающей неровности. Forester – семьянин, а потому ему подобают более комфортные настройки. О проезде небольших неровностей и трещин в асфальте «докладывают» только доносящиеся из-под колес стуки и шлепки, а машина продолжает движение, не шелохнувшись. Оборотная сторона медали – раскачка и в продольном, и в поперечном направлении. А если качнуть легкий руль взад-вперед? Сразу вмешается система стабилизации: она расценивает провокацию как попытку скорректировать занос и рьяно действует на опережение. Порог срабатывания системы стабилизации можно отодвинуть кнопкой, но вольностей она все равно не позволит. Впрочем, если рулем работать поделикатнее, то Forester мог бы поскользить – после дождика он ввинчивается в повороты с азартом. И это несмотря на то, что классическим межосевым дифференциалом, блокируемым вискомуфтой, оснащаются только версии с механической трансмиссией, а Forester с вариатором, включая версию с топовым мотором, теперь передает крутящий момент на задние колеса через многодисковую муфту, управляемую электроникой.
Но в городе скользить негде, да и не к этому располагает «Лесник». Катишься в потоке, наслаждаясь тишиной… Зато по трассе Forester идет надежно, не пугаясь неровностей и позволяя уверенно выходить на обгон. Впрочем, ему по зубам не только асфальт посредственного качества.
Водительское сидение в топовой версии имеет электрорегулировки, однако профиль сидения я не могу похвалить – он «выталкивает» спину. А вот на месте задних пассажиров я бы жаловаться не стал. Тем более, что спинка дивана регулируется по наклону. Важная информация для любителей спать в машине: передние сидения нельзя разложить так, чтобы они оказались вровень с задними
Итак, щебеночная деревенская дорога заканчивается, ее сменяет разъезженное поле. Разочарую тех, кто ждет дальнейшего описания внедорожного экстрима. На побережье Рыбинки — по крайней мере в окрестностях Пошехонья, где мы были — в основном песчаные грунты, поэтому хотя дожди идут регулярно, вода уходит в землю. Из-за этого основная категория внедорожных препятствий, с которыми можно здесь столкнуться – это различного рода неровности, как естественного происхождения, так и созданные другим транспортом, преимущественно тракторами. Разве что у самого берега можно еще увязнуть в песке, и то если очень постараться. Так что на первом месте – геометрические возможности машины. Новый Subaru Forester / Субару Форестер обладает завидным по меркам кроссоверов дорожным просветом 220 мм. Я не поленился проверить, слазив с рулеткой под машину. Ниже заявленного клиренса выступают только поперечные рычаги задней подвески — они украдут 25 миллиметров, но все равно результат неплох. В плюсы кроссоверу запишем и наличие металлической защиты картера, пусть и не самой мощной. Так что к встрече с аузовской колеей Forester готов.
Мультируль Subaru Forester — образец того, как можно разместить много клавиш, чтобы всем этим хозяйством было удобно пользоваться
Появилась у нового Forester и своя внедорожная электронная «примочка», именуемая X-mode. Нажимаешь кнопочку – и электроника, готовая притормозить буксующие колеса, становится вдвойне бдительна, а реакции на нажатие педали газа чуть притупляются. И самое главное: составной частью системы является помощник спуска с горы, который не даст машине раскатиться на уклоне.
Впрочем, система X-mode – опция, не доступная для недорогих исполнений «Лесника». Однако и в ее отсутствии Forester не лыком шит: система стабилизации автомобиля и так уверенно справляется с диагональным вывешиванием, а ходы подвески по меркам класса достаточно велики – вывесить колесо непросто.
В старших комплектациях Forester оснащается мультимедиа-центром с гордым названием Harman/Kardon. Звучит аудиосистема с восемью динамиками, спору нет, здорово, но управление функциями через неудобное меню с мелкими «виртуальными» клавишами на жидкокристаллическом дисплее не порадовало совсем. Навигация хорошо выстраивает маршрут как в Москве, так и за ее пределами, однако большую часть деревень в Ярославской области она попросту не знает. Так что продвинутая мультимедиа – это та опция, на которой я бы легко сэкономил
Словом, на бездорожье Subaru Forester может бросить вызов почти любому однокласснику. Также в его активе – вместительный салон, всеядная подвеска и экономичность при достойной динамике. Неплохой набор потребительских качеств для семейного автомобиля, но за него придется раскошелиться. Цены на новый Subaru Forester начинаются с 1148 000 рублей за базовый мотор с «механикой» и полным приводом. Еще 40 тысяч придется доплатить за бесступенчатую трансмиссию. Если хотите более мощный мотор объемом 2,5 литра – он предлагается только с вариатором — то придется раскошелиться на 1 419 000 рублей. От 1 695 000 рублей – цена за вариацию с топовым турбомотором. Конечно, это не самый доступный прайс-лист, однако и обновившиеся недавно конкуренты не имеют ощутимого преимущества в цене. Кроме того, именно Forester – победитель в номинации «наибольшее количество автомобиля Subaru / Субару за свои деньги».
Его лесничество. Тест-драйв Subaru Forester
Forester в очередной раз провалился в глубокую колею, но не застрял, а продолжил ехать, быстро вращая гладкими от глины колесами. Боковины красивого бюризового оттенка уже давно стали коричневыми. Борода из травы, образовавшаяся под задним бампером после проездов по заболоченному полю, большей частью осталась на кочке. Однако ключевые новшества среднеразмерного кроссовера Forester после обновления лежат в стороне от лесных колей и изрытого ямами подмосковного асфальта.
Техническая уникальность – часть легенды Subaru: несколько вариантов полноприводных трансмиссий и оппозитные моторы. Оценить это способны либо гики, знающие отличия одной системы полного привода от другой, либо те, кого в скором времени будут штрафовать за агрессивное вождение. Аудитория Forester, самой популярной модели Subaru на российском рынке, шире. Типичному российскому покупателю кроссовера совершенно безразлично, стоят цилиндры двигателя горизонтально или вертикально и что там за штуковина ведает распределением тяги между колесами. С учетом повсеместного роста цен он хочет престижа, кожи, обогрева всего и вся. Для него и затеян рестайлинг – обновленный Forester получил светодиодные фары с функцией подсветки поворотов, водительское сиденье с функцией памяти и, эксклюзивно для России и Китая, обогрев руля и задних сидений. Козырек верхних дисплеев теперь обшит кожей с прострочкой, а клавиш стеклоподъемников с автоматическим режимом теперь две. Для Subaru это непозволительная роскошь, без шуток, сравнимая, например, с турбийоном в Bentley Bentayga.
Раньше атмосферные машины с мотором 2,5 л можно было заказать с «внедорожным» бампером и имитацией пониженной передачи в трансмиссии, либо в спортивном варианте – с подрулевыми лепестками и вертикальными прорезями по бокам. Прорези были ненастоящими, как и передачи в вариаторе, но все это добавляло машине капельку спорта, позволяло скрасить ощущения от заунывного «бесступенчатого» разгона.
Но теперь все это – прорези и лепестки – доступно только для топового Forester XT (241 л.с. и 350 Нм). Он оснащен таким же турбомотором, что и WRX, и усиленной трансмиссией, умеющей имитировать не только шести-, но и восьмиступенчатые «автоматы».
Для атмосферных «Форестеров» отныне будет один вариант переднего бампера, его нижняя планка окрашена в цвет кузова, что не очень практично – покрытие, скорее всего, будет страдать от попадания камешков и контакта с грунтом. Накладки под противотуманки, наоборот, увеличились и стали глубже — такие должны лучше защищать фары.
Вариатор на атмосферных кроссоверах – только с режимом L, но алгоритм его работы изменился: при плавном нажатии на педаль газа мотор «зависает» на одной ноте, при резком нажатии плавная линия разгона становится зазубренной, как у классического «автомата». Благодаря ступенчатости двухлитровая машина кажется более прыткой, впрочем, реальное время разгона до 100 км/ч это не сокращает – без малого 12 секунд. Младший мотор практически не изменился: инженеры снизили потери на трение, улучшили процесс сгорания. Еще больше преобразился двигатель 2,5 л, в частности, у него повышена степень сжатия до 10,3, но оснащенных им машин на тесте не было.
Но вряд ли старший оппозитник будет слышен громче двухлитрового – инженеры серьезно поработали над шумоизоляцией. С одной стороны, характерный звук мотора – часть достояния японской марки, с другой — обновленный Forester приобрел черты более комфортного и дорогого автомобиля. Но от мягкой, склонной к раскачке подвески и пустоватого в околонулевой зоне рулевого не оставили камня на камне.
Subaru то прислушивается к чаяниям рядового покупателя кроссовера, то вспоминает о раллийном прошлом. И всегда действует с юношеским максимализмом. Поэтому при каждом более-менее серьезном обновлении настройки подвесок автомобиля могут кардинально измениться. Subaru XV, например, стал мягким на ходу, а с Forester произошли обратные метаморфозы.
Настройки подвески – для гурманов кухни Subaru: обновленный Forester едет плотно, собранно. Но что удивительно, не пасуя перед ухабами и ямами, подвеска неожиданно громко срабатывает на «лежачих полицейских». Это расплата за асфальтовую управляемость.
Предыдущие поколения Forester не отличались высокой жесткостью кузова, но теперь субаровская система растяжек, похоже, сделала свое дело и достаточно его укрепила: все двери у вывешенной машины, включая пятую, легко открываются и закрываются.
По ухабам Forester едет жестче, но при этом меньше раскачивается – значит, меньше шансов приложить машину бампером о грунт. Езда по бездорожью кроссоверу дается по-прежнему хорошо. В вариаторе «Форестера» применена пластинчатая цепь — подобные трансмиссии использовала ранее Audi, но только с передним приводом и в итоге предпочла им «робот» с двумя сцеплениями. Клиноцепной вариатор способен выдерживать серьезные нагрузки, тогда как ременные трансмиссии конкурентов довольно быстро сдаются в схожих условиях. У обновленного SUV больше шансов выбраться из безвыходной ситуации кормой вперед – передаточное число задней передачи увеличили, а сам узел усилили.
Еще одно преимущество Subaru – муфта, передающая момент на задние колеса, которая находится в одном картере с коробкой передач, что опять же снижает шансы ее перегреть. По ступицы в грязи Forester продолжает упорно ползти вперед без намека на усталость, несмотря на то, что шины превратились в глиняные слики. Специальный внедорожный режим X-Mode моментально тормозит буксующие колеса. Поймать Forester на диагональном вывешивании очень непросто, даже если склон травянистый и скользкий. А с обычными дорожными настройками кроссовер пусть и с трудом, но все равно покоряет бездорожье.
Владелец Forester вряд ли так часто, как в случае с дорестайлинговым вариантом, будет окунать его в грязь. Зато наверняка оценит драйверский характер, а также улучшенные комфорт и оснащение обновленного SUV. Ее продажи стартуют во второй половине мая, и цены пока не объявлены, но если посмотреть на другие новинки Subaru, то ясно, что и Forester должен заметно подорожать. При этом стандартная комплектация кроссовера расширена: помимо новых опций вроде подогрева руля и задних сидений здесь уже есть круиз-контроль. Но такие опции, как панорамная крыша, 18-дюймовые диски и акустика Harman/Kardon отныне доступны только для самого дорогого и мощного Forester с турбомотором.