Тест-драйв Lynx Xtrim Commander Touratech 800R E-TEC ECS Traveller: как Range Rover, только снегоход
Тройной удар
Первый раз мы удивились, когда финны впервые выкатили модель Commander на обозрение благодарной публики. К утилитарной платформе REV-XU они привинтили переднюю подвеску от горных и спортивных моделей. Получился этакий гибрид грузовика и болида Формулы-1.
Буквально через год пришла пора удивляться снова. На Xtrim Commаnder установили самый мощный в линейке двигатель – двухтактный Rotax 800R E-TEC мощностью почти 170 л.с.! Вот это было действительно круто! «Кондовая» утилитарная ходовая, спортивная подвеска и – гоночный мотор. Получился летающий грузовик, способный заткнуть за пояс многие «спорты».
Прошел еще год, и финны снова удивили. Как можно улучшить и без того навороченный сверх всякой меры снегоход? Правильно. Обвесить его тюнингом. Вот здесь и возникает новое в снегоходном мире слово на букву «Т» – «Touratech». Но обо всем по порядку. Сначала более подробно о самом снегоходе.
Итак, финское подразделение канадской компании BRP выпускает множество разных снегоходов, от кроссовых до туристических, и, естественно, не обходит стороной и новые тенденции в снегоходостроении, например, столь популярные ныне кроссоверы. Lynx Xtrim Commander – один из них.
Снегоход построен, повторюсь, на утилитарной платформе REV-XU. Для справки – на ней же строятся такие сугубо утилитарные модели, как Lynx Yeti Army и их канадские братья Ski-Doo Skandiс. Отличия – в рычажной подвеске лыж вместо привычной для «утилитарников» телескопической и более серьезная задняя подвеска с большими ходами и более навороченными амортизаторами.
В этом же году из кроссовера, то есть машины, совмещающей в себе черты утилитарного снегохода и аппарата для покатушек, сделали настоящего «туриста». Да такого, что ему теперь могут позавидовать даже чистокровные «туристы» вроде Ski-Doo Touring или Lynx Advеnture GT!
Техника
Xtrim Commander Touratech Traveller, как и положено машине такого класса, оборудован тем самым 170-сильным «двухтактником» Rotax 800R E-TEC. Мотор имеет мало общего с тем образом, что себе представляет большинство обывателей при упоминании слова «двухтактник». Двухцилиндровый мотор, естественно, имеет жидкостную систему охлаждения, а за смесеобразование отвечает система прямого впрыска топлива. Причем бензин впрыскивается непосредственно в камеру сгорания, в тот момент, когда поршень уже перекрыл все впускные и выпускные окна в стенках цилиндров. Благодаря этому достигается потрясающая экономичность и высочайшая стабильность работы.
Никаких привычных «тран-тан-тан-тан» с пропусками рабочих тактов нет. Мотор работает ровно и тихо, как иной «четырехтактник». Разумеется, никаких проблем с запуском в любой мороз. Тронул кнопку, и мотор оживает. А уж что он делает на ходу – просто фантастика. Тяжелую машину, даже с пассажиром и багажом, этот движок «выстреливает» как камень из пращи. 170 «лошадей» хватает с избытком в любой ситуации. Тут главное – не перестараться с газом: несмотря на утилитарную гусеницу, тяжелый снегоход зарывается в снег в мгновение ока.
Кстати, о гусенице – как и положено тяжелому кроссоверу, построенному на утилитарной платформе, оснащен он «гусянкой» вполне привычных «утилитарных» габаритов. 154 дюйма (3 923 мм) в длину и 500 мм в ширину. А вот высота «зубов» гусеницы – чуть выше, чем у «утилитарников», и составляет 44 мм. Хотя, на мой взгляд, 800-кубовый двигатель справился бы и с более «зубастой» гусеницей. Да и туристическая направленность машины говорит о том, что ему на роду написано ездить не только по ратраченным дорожкам, но и в нетронутый «пухляк» придется забираться регулярно. А в глубоком снегу высота снегозацепа на гусенице никогда лишней не бывает. Однако оставим фантазии о скрещивании тяжелых кроссоверов с горными гусеницами. Тем более что с BRP-шников станется – глядишь, сделают и такой гибрид через год-два.
Немецкий тюнинг
Но вернемся от фантазий к нашему Туратеку. Несложно догадаться по фото, чем этот аппарат отличается от множества традиционных туристических снегоходов. Никто уже не удивляется мотоциклам, обвешанным алюминиевыми кофрами и прочим тюнингом, помогающим в дальних странствиях. Есть множество фирм, специализирующихся на выпуске туристического тюнинга для мотоциклов и квадроциклов, удивительно, что до недавнего времени эти компании практически полностью обходили своим вниманием снегоходы.
Ситуацию переломили BRP и, пожалуй, ведущая мировая фирма, выпускающая «дальнобойный» тюнинг, – немецкая компания Touratech. Компания давно и плотно сотрудничает со многими производителями мототехники и делает, в частности, «заводской» тюнинг и аксессуары для мотоциклов BMW. Так что опыт у конторы феноменальный. Именно в сотрудничестве с немцами канадская фирма и создала этот действительно «дальнобойный» снегоход.
Обзор новых снегоходов Lynx 2021
В модельный ряд Lynx 2021 года войдут 8 моделей — столько же, сколько и в 2020. Небольшое отличие: линейку Yeti обновлять не будут, вместо неё добавят модель 59 Ranger в дополнение к уже существующим 49 Ranger и 69 Ranger. Традиционно для всей техники BRP, модели будут иметь несколько модификаций.
Общие характеристики
На всех новинках Lynx будут стоять двигатели Rotax объемом 600, 850 или 900 см³. У самых мощных моделей двигатели будут турбированными.
Топовым моделям в качестве задней подвески поставят новую конструкцию EasyRide. По сравнению с более распространенной в снегоходах Lynx системой PPS², подвеска EasyRide более проста в устройстве, и весит на 10 кг меньше. Задний рычаг у нее открытый, угол атаки — небольшой, так легче сдавать назад, ускоряться и буксировать.
Xtrim — кроссовер
Lynx Xtrim будет продаваться в двух модификациях:
- LX – с 2-цилиндровым двигателем 600 ACE, с пассажирским местом со спинкой и ручками в базовой комплектации и с высоким ветровым стеклом. Имеет инфоцентр со стандартным дисплеем с диагональю 4.5“.
- SC – с более мощным 3-цилиндровым двигателем 900 ACE, без пассажирского места, с узким спортивным сиденьем и укороченным ветровым стеклом. Инфоцентр покруче, с дисплеем 7.2“.
XTRIM LX 600 ACE
XTRIM SC 900 ACE
Оба снегохода стандартно комплектуются электростартером, обогревом ручек и курка газа и электронным впрыском топлива.
Тип подвески одинаковый: LFS спереди и PPS² сзади (только у LX – 3500, а у SC – 3700). Отличаться будут амортизаторы: у LX стоят HPG 36, у SC – KYB 36 и KYB 46.
Будет немного отличаться и шасси. Лыжи в обоих комплектациях — типа Blade DS+, облегченные и удлиненные, только у LX ширина колеи составляет 108 см, а у SC – 99.6 см.Трак у LX чуть короче: 3487 мм с грунтозацепом 34 мм, а у SC – 3705 мм и с грунтозацепом в 39 мм.
Xterrain — кроссовер
Более бюджетная линейка кроссоверов – новые Xterrain стоят от 1.4 млн рублей. Модельный ряд включает 3 модификации:
- Brutal 850 E-TEC ES.
- RE 3700 850 E-TEC 64 mm AR ES.
- RE 3900 850 E-TEC 64 mm ES.
XTERRAIN Brutal 850 E-TEC ES
XTERRAIN RE 850 E-TEC ES
По названию моделей очевидно, что двигатель у всех трех одинаковый: 165-сильный Rotax 850 с электростартером. «64 мм» в названии — это величина грунтозацепа. Правда, по словам производителя, такой большой грунтозацеп будет предлагаться только в рамках весенней акции, а стандартно у RE 3700 и RE 3900 он составит 54 мм (что тоже немало). У модификации Brutal грунтозацеп не отстает: 60 мм.
По лыжам отличий нет: у всех моделей стоят Blade DS+ с базой в 99.6 см. Передняя подвеска тоже одна на всех — LFS, с амортизаторами KYB. У Brutal это KYB 36, у двух остальных моделей — KYB 40 HLCR с покрытием Kashima.
По задней подвеске Brutal тоже отличается: у него стоит EasyRide с амортизаторами KYB 46 Kashima.
Rave — спортивный
В линейку войдут две версии с почти одинаковой ценой — чуть больше 1.3 млн рублей:
- RS-C – с 600-кубовым двигателем Rotax 600R E-TEC
- RE 3500 – с двигателем 850 E-TEC.
Кроме двигателя, эти снегоходы почти ничем не отличаются, поэтому и цена у них тоже отличается немного. У них одинаковые размеры, расположение элементов, комплектация, и даже расцветка. Одинаковая подвеска — LFS спереди и PPS²-3500 сзади, с амортизаторами KYB HLCR 40 и 46, с покрытием Kashima для более легкого скольжения.
Лыжи у Lynx Rave — широкие Blade XC, они подходят как для накатанной поверхности, так и для рыхлого снега. Гусеница длиной в 3487 см имеет большой грунтозацеп в 41 мм. В базовой комплектации идет инфоцентр с широким 7.2-дюймовым дисплеем.
Boondocker — горный
Горная линейка будет продаваться в трех модификациях, отличающихся в основном только длиной гусеницы:
- Boondocker DS 3900 – с длиной гусеницы 3912 мм;
- DS 4100 — с гусеницей 4178 мм;
- RE 3700 — с гусеницей 3705 мм.
BOONDOCKER DS 850 E-TEC
BOONDOCKER RE 850 E-TEC
Все версии идут с одинаковым двигателем: 850 E-TEC (2 цилиндра, электронный впрыск и кнопочный электростартер SHOT). В базовой комплектации они будут одноместными, с дисплеем 4.5“ и обогревом ручек.
Передняя подвеска — одинаковая у всех: LFS, с амортизаторами KYB 36 Kashima и с лыжами Blade DS+. Лыжная база у Lynx Boondocker DS 3900 и DS 4100 составляет 92.1 см, у RE 3700 — 99.6 см.
Задняя подвеска — PPS², у Boondocker DS 3900 и DS 4100 амортизаторы такие же, как и спереди. У Boondocker RE 3700 сзади стоят амортизаторы KYB 46 HLCR Kashima.
Commander — туристический утилитарник
Самая большая линейка по количеству моделей — в 2021 году в нее вошло 8 штук. Самый бюджетный Lynx Commander будет стоить чуть дороже 1.2 млн рублей, самый дорогой — около 1.55 млн.
Начнем с двигателей — в линейке будут:
- 2 модели с Rotax 600R E-TEC;
- 3 модели с Rotax 900 ACE;
- 4 модели с Rotax 900 ACE Turbo.
Все модели с завода имеют электростартер, высокое и широкое ветровое стекло и подогрев ручек руля.
У пяти моделей в базовой комплектации стоит пассажирское место с ручками и спинкой (у остальных его можно докупить), и дисплей диагональю 7.2“ (у остальных моделей — 4.5“).
Передняя подвеска у всех — LFS, задняя — EasyRide. Амортизаторы спереди и сзади — HPG 36. Только у моделей GT 900 ACE Turbo и GT 900 ACE спереди KYB 36 R, а сзади — KYB 46 Kashima.
Ranger 49, 59 и 69 — утилитарные
Lynx Ranger до 2020 года включительно выпускался в двух вариантах: 49 и 69. В 2021году появилась промежуточная модификация — 59.
Главные отличия между моделями:
49 | 59 | 69 | |
Количество моделей | три (Pro 600R E-TEC Touring Kit ES, ST 900 ACE ES, ST 900 ACE 59 mm ES | две (600 EFI AR ES, 600 ACE ES) | три (Snowcruiser 900 ACE ES, Alpine 900 ACE Turbo ES, 900 ACE ES) |
Количество мест в базовой комплектации | одно место у первой модели, два места у остальных | одно у обоих моделей | два места у Snowcruiser, по 1 у остальных |
Ширина гусеницы, мм | 406 | 500 | 600 |
Длина гусеницы, мм | 4141 | 3923 | 3968 |
Грунтозацеп, мм | 59 | 44 у первой модели и 38 у второй | 32 |
Лыжи | Blade DS+ с шириной 92.1 см у первой модели и 99.6 у остальных | Blade DS+ с шириной 99.6 см | Blade DS+ с шириной 99.6 см у 900 ACE ES, и 108 см у остальных |
Передняя подвеска | LFS, с амортизаторами HPG 36 | LFS, с амортизаторами MC | LFS, у Snowcruiser амортизаторы KYB 36 R, у остальных — HPG 36 |
Задняя подвеска | EasyRide, с амортизаторами HPG 36 | EasyRide, с амортизаторами HPG 36 | EasyRide Alpine у Alpine 900 ACE Turbo ES и EasyRide у остальных, амортизаторы у Snowsruiser – KYB 46 Kashima, у остальных — HPG 36 |
Пока в душе сомнения живы: тест-драйв Lynx 49 Ranger 900 ACE
Хорошо быть уверенным в чем-то. Правда за тобой, никаких колебаний. Но стоит начать сомневаться… Как если у тебя двое часов: даже если их показания разнятся всего на минуту, ты уже не можешь быть уверен, какие показывают время точно. Со снегоходами еще сложнее.
М ожно много лет кататься на утилитарнике или на туристической модели. Можно – на Буране и считать, что «меньше 600 мм гусянка – вообще не снегоход», а также быть свято уверенным в том, что проходимее оного Бурана ничего нет… Но стоит один раз попробовать взяться за руль горного снегохода или кроссовера, почувствовать, как он становится на одну лыжу и как легко взлетает на склон траверсом, как беспрекословно слушается команд. Тут-то в душу начинают закрадываться сомнения.
А может продать свою тяжелую «корову» с подогревом сиденья и шестисотой гусеницей, да купить «правильный» снегоход и жечь? Но тогда как же охота? Рыбалка? Покатушки с друзьями-утилитарщиками на шашлыки? Жену, опять же, столько лет приучал к снегоходному туризму, покупал розовую экипировку, чтобы красиво, и чтобы нравилось…
А ведь кроссовер или любой «борзый» снежик – априори одноместный. Еще получишь розовым шлемом по голове за предложение остаться дома… Нет, так не пойдет. Заводить вторую машину – и подавно нонсенс по нынешним-то ценам. В мире ATV все еще хуже, чем с машинами – хочется кабриолет с V8, а правда жизни требует минивэн с прицепом.
В такой ситуации есть только один выход – искать что-то универсальное. Но разве такое возможно? Чтобы один и тот же снегоход обладал достаточной грузовой емкостью, полноценным пассажирским местом и комфортом, но при этом имел достаточную мощность и геометрию для того, чтобы можно было и зажечь? Вроде бы совершенно взаимоисключающие требования. Однако у ребят из финского подразделения BRP, компании Lynx, получилось совместить несовместимое и создать уникальный сноумобиль.
Руки-ноги-голова
При конструировании за основу была взята спортивная платформа REX2. На ней же строятся «злые» модели фирмы вроде Boondocker или Rave. Легкий алюминиевый туннель, «пирамидальная» рама, гусеница вполне «горного» размера – 406 мм в ширину, 4 100 мм в длину.
Финны не желают идти на поводу у заокеанских коллег и нарочито не используют дюймовую систему. Тем не менее, в более привычных (как бы странно ни звучало) дюймах длина трака составляет внушительные 162 дюйма. Длиннее, чем у иных «чистокровных» горников. Высота снегозацепа не рекордная – 59 мм, однако это примерно вдвое больше, чем у «туристов» и «утилей».
Подвеска гусеницы также позаимствована у «спортов»: конструкция PPS2 – DS-A разработана финнами с учетом специфики движения и климата в их стране. В Финляндии снегоходное движение зимой очень плотное, а снегоходные трассы, хоть и обслуживаются наравне с автомобильными, сами по себе зачастую оставляют желать лучшего – десяток проехавших машин превращает их в серьезно разбитый путь. Подвеска должна обладать значительным ходом и энергоемкостью, чтобы позволять держать нормальную скорость движения без потери в комфорте и без боязни что-то сломать. PPS2 сделана именно с расчетом на такую эксплуатацию. В принципе, она позволяет даже прыгать без страха. В «недрах» подвески работают два газонаполненных амортизатора HPG36.
Cпереди также установлена подвеска со спортивными корнями – система на сдвоенных А-образных рычагах с теми же «амортами» HPG36. Разве что стойки здесь не столь «навернутые». У амортизаторов нет никаких регулировок гидравлики, только ступенчатое поджатие пружины. Зато в базовой комплектации стабилизатор поперечной устойчивости с функцией быстрого отключения без инструментов. Зачем? Поговорим чуть ниже.
Под пластиком нашей версии «Рейнджера» установлен самый «большой» из доступных моторов: четырехтактный 900ACE. Казалось бы, как вообще можно говорить о «зажигательном» спортивном снегоходе с четырехтактником? Но не стоит забывать, что мы говорим об универсальной машине.
Кстати, есть в природе и другие варианты моторов. Помимо «литра» существуют «Рейнджеры» с 600-кубовыми моторами – как четырех-, так и двухтактными. Словом, выбрать есть из чего. На мой взгляд, внимания стоят именно четырехтактная девятисотка и 600-ка 2Т. Второй вариант имеет больший уклон во фрирайд с его злым характером мотора и более зубастой гусеницей. Наш же герой можно назвать наиболее сбалансированным.
Мотор о 899 кубах имеет три цилиндра, жидкостное охлаждение и систему впрыска (а как же) топлива. Помимо этого, дроссельная заслонка управляется по проводам, что позволило запрограммировать несколько режимов работы курка газа – это стандартные для BRP режимы «эко», «нормал» и «спорт». Кстати, этот же двигатель имеет и новейший Can-Am Maverick X3, правда там он с турбиной. Мощность же снегоходного атмосферного варианта составляет 90 л. с. Не рекорд, далеко не рекорд, тем не менее вполне внушительная цифра, особенно для туристических моделей.
Притворяемся «туристами»
Несмотря на довольно агрессивную ходовую от «горника» и внушительный мотор, «салон» снегохода имеет вполне туристический вид. Сиденье хоть и довольно узкое по меркам более «комфортных» моделей, но длинное.
Пассажирское место здесь совершенно полноценное, никаких «+1». А уж спинка для пассажира и вовсе может вызвать зависть многих. Полноразмерная, мягкая, с большими поручнями… Словом, полноценный двухместный аппарат.
На туннеле позади сиденья установлены трубчатые «борта», образующие вместе с туннелем внушительных размеров багажник. Сюда запросто ляжет 120-литровый туристический рюкзак или большой мягкий кофр.
Под стать и ветровое стекло: огромный «лопух» надежно спрячет от ветра не только голову, но и руки пилота. Пассажир тоже оказывается в аэродинамической тени. Стоит ли говорить, что четырехтактный мотор с его низким уровнем шума, отличной экономичностью и ровной тягой с самых низов – это лучшее решение для подобного рода машины.
И на ходу все эти догадки подтверждаются. «Рейнджер» едет по трассе очень мягко, комфортно проглатывая все кочки, неровности и наст, а «в салоне» при этом достаточно тихо. Двигатель в размеренном режиме движения работает на довольно низких оборотах и не досаждает вибрациями.
Почти автомобиль! Пассажирка будет счастлива и довольна.
Для пущего комфорта можно включить режим «эко», в котором двигатель реагирует на нажатия курка газа с некоторой задержкой, и даже если нажать газ до упора, все равно открывает дроссель очень мягко, избавляя от любых рывков и чрезмерных ускорений.
Каталка после каталки
Помните, с чего мы начинали? С сомнений. Выгулять по накатанным снежным трассам супругу – дело святое. Но ведь хочется и газнуть! «Горные» друзья показали, как валить снегоход на одну лыжу и ездить на «неправильной» ноге. Надо съехать в нетронутый сугроб с проторенной дорожки и потренироваться, пока компания жарит шашлыки на соседней полянке!
Но огромная пассажирская спинка – не лучшее решение для скачков с подножки на подножку, да и здоровенное стекло не в тему. Именно тут начинается самое интересное. В три движения 49 Ranger перевоплощается.
Раз – отстегиваем две клипсы и выкидываем в сугроб пассажирскую спинку. Два – сдергиваем с пластиковых пинов лобовое стекло. Даже никакие барашки откручивать не нужно! Отправляем его туда же, в сугроб под дерево. И три – отстегиваем серьгу стабилизатора поперечной устойчивости. Ее в сугроб не стоит – потом не найдем. Так что прячем маленькую железяку в карман. Все. Из туриста рейнджер превратился в бодрый кроссовер!
Отключение стабилизатора делает аппарат очень валким – то, что нужно, чтобы ездить на одной лыже или «плавать» большими дугами по рыхлому пухлому снегу. Узкое сиденье позволяет без проблем перемещаться как вдоль снегохода, так и прыгать с подножки на подножку. Высокая стойка руля позволяет без проблем и не складываясь в три погибели ехать стоя, при этом отлично контролировать машину в любом положении. Мне, как всегда, высоты чуть не хватало, но в этом повинна «среднестатистическая» настройка под средний рост. Это общая проблема любой техники, нужно дорабатывать под свой рост.
Разумеется, стоит включить курок газа в режим «спорт». В нем мотор откликается на команды пилота мгновенно и, кажется, даже с излишним энтузиазмом открывает дроссельные заслонки больше, чем того ожидаешь. Словом, работает с отдачей на все свои 90 «лошадей». Я не могу сказать, что в пике снегоходу не хватает мощности. Даже больше – в полный газ, как на двухтактнике, ездить почти не приходится.
Четырехтактный тяговитый двигатель отлично тащит с самых низов, так что техника работы с «газом» здесь совсем иная. 2Т-мотор приходится постоянно выкручивать в звон и «играть» курком, ловя постоянно уплывающий из рук момент максимальной тяги, который норовит потеряться между «мало газа, мы завязли» и «перегазовал и вкопался». Здесь же нет необходимости постоянно дергать курок и делать «вэнч-вэнч» – четырехтактнику нужно плавно и ровно дать газу, и он также плавно и ровно повезет. Конечно, такой характер не добавляет адреналинового фактора, зато очень стабильно везет даже в глубоком снегу. Для того, чтобы учиться – лучше не придумаешь.
Разумеется, до настоящего злого «горника» или даже кроссовера ему далековато. Все же и вес великоват, и гусеница не сказать, что очень уж зубастая, да и где вы видели «злой» снегоход с четырехтактником? На такие бесчеловечные эксперименты пока решились только японцы из Yamaha, за что получили несмываемый ярлык производителей худших горников в индустрии.
«Рейнджер» же действительно оказывается уникальной машиной в том смысле, что у него лучше, чем у любой другой модели любого другого производителя получается сочетать в себе практически несочетаемые вещи. Комфорт и грузовместимость туриста и легкость управления в пухляке. Стабильность движения по укатанным и разбитым трассам с легкостью маневрирования в лесу и в нетронутом снегу. На нем легко и приятно учиться постигать премудрости внетрассового катания, хоть, конечно, он и требует некоторой физической подготовки.
Все же универсальность – это всегда компромисс, и масса «Рейнджера» несколько больше, чем у чистокровных «спортсменов», да и база лыж несколько шире. Тем не менее, он действительно может стать отличным вариантом на период «сомнений», когда выбор между овощным снегоходингом с сосисками и мангалом и азартным беккантри еще не очевиден.
Скорее всего, очень скоро вам станет мало тяжелого и не очень мощного «универсала», а унылая езда вперед-назад по лесу окончательно наскучит. И тогда придет пора поменять «Рейнджер» на что-то более «злое». Но это потом. А пока именно 49 Ranger сможет стать отличным спутником в снежных покатушках. Главное, успеть вовремя вернуться со своей «тренировки» к мангалу и успеть ухватить последний, уже остывший кусок шашлыка, оставленного вам заботливыми друзьями.