Снежный мир утилитарных снегоходов в иерархии BRP: кто есть кто?
В прошлом году в Шерегеше я впервые погрузился в мир снегоходов BRP. Фантастическая природа, сумасшедшие перепады высот горных хребтов. Сперва я рассказал о «горниках», а теперь речь пойдет об «утилях» — утилитарных аппаратах. Но каких!
У тилитарность предполагает способность нести груз. И в гамме BRP специалистом в этой области, например, считается тяжеловоз Ski-Doo Skandic WT 900 ACE. Он относится к классу Utility WT, то есть утилитарник с широкой (Wide Track) гусеницей — 500 мм. Это не предел, поскольку есть сверхширокая гусеница SWT — 600 мм!
Основа такого левиафана, построенного на платформе REV-XU, — мощная конструкция из алюминиевого сплава пирамидального типа. Сзади подвеска SC-5U с подламывающейся пяткой гусеницы, которая при движении задним ходом помогает не закапываться в снег. Причем если вам предстоит буксировка тяжелого прицепа или плавающая пятка вам не нужна, скажем, по религиозным соображениям, то ее можно зафиксировать легким движением руки и получить монолитную конструкцию.
Спереди здесь подвеска LTS (Lynx Telescopic Suspension), то есть фактически это просто два телескопа — никаких хитрых А-образных тяг. Убить такую конструкцию о какой-либо пенек или поваленное дерево намного сложнее, чем рычажную. А еще одна особенность — сверхширокие передние лыжи, с которыми 300-килограммовый снегоход может запросто стоять на целине любой толщины. Даже там, где, сделав шаг в сторону с подножки, вы гарантированно провалитесь по самые уши.
Простейшие телескопы обладают весьма скромным ходом — 150 мм, зато повредить их на бездорожье сложно
Обратная сторона подобных снегоступов — размазанное управление и ярко выраженное нежелание укладываться набок. Зато можно таскать полутонный прицеп. Ведь, помимо вариатора, здесь есть полноценная двухступенчатая коробка передач, имеющая специальный режим для буксировки. Кстати, понижайка не будет лишней и при форсировании крутых склонов, но дозировать усилия на курке надо предельно осторожно. Тяга в буксировочном режиме убийственная — закопаться можно в совершенно безобидном месте.
Огромное сиденье я бы охарактеризовал посадочной формулой 2+1, то есть здесь получится разместить и двух пассажиров позади водителя. Есть спинка и подогревы ручек пассажира, вдобавок еще и с ветрозащитой. Плюс вместительное подседельное пространство и внушительный багажник сзади, куда можно пристроить опционный кофр. Еще — океанский парус обтекателя и море пространства для ног. Интересно, что в производственной линейке канадцы сохранили любопытную модификацию — Skandic WT 550F c двухцилиндровым двухтактником воздушного охлаждения объемом 553,4 см³ и мощностью 53 л.с. Карбюраторным! Такой могиканин по-прежнему очень популярен в местах, где есть староверы, считающие, что карбюратор надежнее впрыска и его всегда можно починить при помощи молотка. Впрочем, немаловажную роль в спросе на реликт играет и почти вдвое меньшая цена на фоне старшего — 782 тысячи рублей.
• Rotax 900 ACE также прошел апгрейд: измененные калибровочные параметры, обновленный ведущий шкив вариатора pDrive. На выходе плюс 5 л.с., то есть суммарно 95 л.с.»/>
• Двигатель 600R E-TEC, по сравнению с предшественником, похудел на 1,7 кг и прибавил 5 л.с. — теперь здесь 125 сил. Оба цилиндра выполнены в виде единого блока
• Rotax 900 ACE также прошел апгрейд: измененные калибровочные параметры, обновленный ведущий шкив вариатора pDrive. На выходе плюс 5 л.с., то есть суммарно 95 л.с.
Но обычный вариант — трехцилиндровый 899-кубовый четырехтактный Rotax мощностью 95 л.с. Он тих, как церковная мышь, а заявленный производителем расход топлива по снегоходным меркам исчезающе мал — 10,8 л/100 км. Если не пытаться изображать из себя спортсмена и перевести двигатель в режим Standard (еще есть варианты Sport и Eco), то реакции на электронный курок газа станут растянутыми и плавными, а на разумной скорости подвеска будет справляться почти с любыми неровностями. Кстати, спидометр нескромно размечен аж до 200 км/ч, но на честные 100 км/ч рассчитывать можно.
Lynx 49 Ranger 600R E-TEC PRO
Разумеется, если попытаетесь прыгать или увеличить ход на неровностях, гарантированно пробьете «морду», ведь спереди ход телескопов всего 150 мм, — все-таки забывать о сугубо хозяйственном предназначении модели не стоит. Для впрыска адреналина у компании есть другие модели, а Ski-Doo Skandic — крайне разносторонний универсал, способный двигаться как в «трейле», так и в действительно глубоком снегу. Полагаю, и длительные путешествия для Скандика не станут большой проблемой с учетом 45-литрового бензобака.
Lynx 49 Ranger — совсем другая история. Формально компания относит его к классу Light Utility, сиречь «легкие утилитарники», хотя, по мне, это чистой воды кроссовер. Стильный обтекатель скрывает платформу Radien-X с алюминиевой рамой туннельного типа — фактически это немного вытянутая «тележка» от горных моделей Lynx. Спереди здесь рычажка на А-образных рычагах, а сзади фирменная особенность снегоходов финского отделения BRP — подвеска PPS²-4100-A, названная в честь известного гонщика Паули Пиппола. Число 4100 — длина трака в миллиметрах, а буква А означает, что здесь тоже есть подламывающаяся пятка (A — Articulated). Да, здесь более четырех метров «гусянки» Powder Max FlexEdge с гибкими краями, подстраивающимися под особенности рельефа и позволяющими легче наклонять снегоход. Высота грунтозацепов для российского рынка — 39 мм. Засадить такую анаконду еще надо постараться!
В лучших традициях BRP модификаций у «сорок девятого» как цветов у хамелеона: например, вариант с приставкой PRO означает одноместное сиденье и увеличенную багажную платформу — в такой можно уместить провизию и запас топлива на недельную экспедицию. А версия ST имеет двухместное сиденье. Если под капотом уже знакомый нам 95-сильный 899-кубовый трехцилиндровый Rotax 900 ACE, то постоянная тяга во всем диапазоне оборотов вкупе с нордическим характером в длительных путешествиях однозначное благо. Но как же я удивился, когда пересел на такой же Ranger, однако с двухцилиндровым двухтактником Rotax 600 E-TEC мощностью 125 л.с., — абсолютно другой снегоход! И дело не только в большой мощности — у лыж тут иная колея (921 мм против 996 мм). Интересно, что параметры колеи регулируются в пределах 42 мм, — причем это справедливо для всех описанных в материале снегоходов, кроме серии Skandic. Вдобавок если трехцилиндровый Ranger 49 весит 277 кг, то двухтактная версия на 11 кг легче. А значит, снегоход проще наклонять и идти в траверсе — здесь уже есть спортивные нотки. А если пассажирскую часть сиденья и гигантский обтекатель снять, что можно сделать без инструмента, то за считаные секунды у вас на руках почти горник, готовый к сложным па на крутых склонах.
А ведь есть еще и Lynx Ranger 69 с шириной гусеницы аж 600 мм! По общепринятой классификации это Utility SWT, то есть Super Wide Track, — такое «полотно» дает почти безграничную универсальность. Причем у руля есть регулировка по высоте в очень широком диапазоне, 130—205 мм, — только здесь мне было удобно ездить стоя и не приходилось тянуться к рукояткам вниз. Моторы для этой модели лишь четырехтактные — либо Rotax 900 ACE, либо 1200-кубовый четырехцилиндровый агрегат мощностью 130 л.с. с равномерно размазанным по всему диапазону крутящим моментом. Снегоход с таким мотором называется Lynx 69 Ranger Alpine 1200 4-TEC и предназначен для работы на горнолыжных курортах.
Главное отличие от 49-й серии — другая платформа, L-XU: алюминиевая рама пирамидального вида, рассчитанная на значительные нагрузки с повышенной жесткостью на кручение. Спереди здесь схожая рычажная конструкция — как у младшего в серии, а сзади работает подвеска PPS-6900-A: здесь тоже есть артикуляция, то есть «бегающая» пятка. Но широченная гусеница наложила отпечаток на управляемость: снегоход с заметной ленцой укладывается набок, а при активном маневрировании требует немалых усилий. С другой стороны, это чистой воды «утиль» — и такие режимы движения для него нехарактерны. Зато в глубоком снегу чувствуешь себя как на автобане! А на равнине 69-й Ranger очень устойчив: вывести его из равновесия можно только откровенными провокациями.
А вишенкой на утилитарном торте стала настоящая снегоходная яхта — роскошный «турист» Lynx Commander LTD 900 ACE. Скелет здесь тот же, что и у 69-го, — алюминиевая «пирамида» L-XU, а двигателей предлагается уже четыре варианта: два двухтактных мотора серии 600/800 E-TEC и два четырехтактных 900/1200 ACE. Мой Lynx Commander с приставкой LTD и мотором Rotax 900 ACE был нафарширован, что рождественская индейка, — в комплектацию входила даже лопата и небольшая пила. Спереди — уже привычная рычажка на вогнутых А-образных рычагах, которые при движении по глубокому снегу не нагребают перед собой вал, а позволяют снегоходу всплывать над целиной. Однако основной бонус — увеличение клиренса и избегание возможных коллизий с «несанкционированными» предметами под снегом. Сзади — подвеска Easy Ride, облегченная на десять килограммов по сравнению с предшественницей. В зависимости от нагрузки можно отрегулировать величину давления гусеницы на поверхность с помощью изменения положения тяги, находящейся между передним и задним рычагами подвески. Интересно, что пятка здесь тоже на шарнире, но в обычном состоянии она в поднятом положении и начинает работать только на сложном рельефе.
Места для водителя хоть отбавляй, пассажир может быть любой комплекции вплоть до среднего дивизиона борцов сумо, обтекатель — выше небоскребов. Пожаловаться можно разве что на отсутствие подстаканников и «музыки». Почти 350 кг снаряженной массы заставили меня изрядно понервничать в горах и на крупных неровностях — снегоход словно спрашивает каждый раз: «Может, не будем здесь поворачивать и просто поедем прямо?» Но стоило чуть увеличить ход — и жить стало проще. Словом, Commander — уже готовый экспедиционник, требующий минимальной доработки для покорения, скажем, перевала Дятлова. Или исследования заброшенной Осударевой дороги.
Ну что, готовы в путь? Да, это недешево: если не окунаться в Марианскую впадину бесконечных модификаций снегоходов BRP и не брать в расчет бюджетную версию Skandic WT 550F за 782 тысячи рублей, то средняя цена всех протестированных мною машин около 1,3 млн рублей. Но это разумная плата за дверь в другой, снежный мир — вернуться из которого будет совсем непросто: затягивает. По себе знаю.
Обзор и тест-драйв снегохода Lynx Commander Touratech 800R E-TEC
Компания BRP мало того, что первой наладила серийный выпуск снегоходов, сделала утилитарную линейку самой широкой, затем научила утилитарники отличным качествам рулежки и оснастила их самыми мощными двухтактными моторами, так теперь она основательно пересматривает вопросы перевозки багажа и его компоновки. Как еще по-другому можно рассматривать проект Touratech Traveller.
Cам по себе снегоход Lynx’ Commander 800R E-TEC — явление уникальное, и появится он мог исключительно в семействе BRP. Почему? Потому что канадцы в содружестве с финскими коллегами достаточно долго и успешно расширяли утилитарный ряд своих снегоходов. Параллельно они компоновали их самыми разными моторами, как исследуя сегмент лайт утилита, так и оснащая их супермощными двигателями. Эта работа не могла идти без наиважнейшей задачи — создания прогрессивной платформы, сочетающей в себе ряд качеств, наиважнейшие из которых управляемость и эргономика. И вот в определенный момент звезды, как говорится, встали в нужную позицию -и получился Commander 800R Е-ТЕС! По сей день идут споры апологетов утилитарных снегоходов о целесообразности оснащения данного класса аппаратов мощными моторами. 163 силы на сегодняшний день — это не просто много, а очень много, учитывая, что коллеги по классу не перевалили и за 140. На Arctic Cat стоит японский четырехтактный мотор 135 сил, на Polaris — 600 «кубиков» флагмана IQ Wide Trak не будем комментировать, и остается новый Yamaha Professional II. Правда, мотор у них один с Arctic Cat, и мощность, думаю, «гуляет» около 135 сил.
Нужна такая мощность утилитарному аппарату? Да, если вы любитель активного катания, ходите в экспедиции, а тащить тяжелый прицеп для вас нормальное положение вещей. Нет, если ездите на семействе Viking IV, предпочитаете скорости для неспешного созерцания заснеженных красот, инженерные решения 70-х и опять-таки нужда в буксировке тяжелых грузов просто отсутствует.
По качеству драйва Lynx Commander 800R E-TEC — аппарат весьма неординарный. Понятно, 163 силы с плюсом, но посмотрите на гусеницу! 392 сантиметра длины — это классический горный размер 154 дюйма. 44 мм зацеп, это реально кроссовый размер. И ширина трака в 20 дюймов предопределяет высокую утилитарную проходимость. И вот все данное «богатство» представьте в контексте 163 сил мотора Rotax. сгусток восторга, управляемый курком газа. Кстати, сами финны на своем заводском сайте Lynx Commander 800R E-TEC ставят в категорию кроссоверов, ярлык «утилитарный» вешать на него не стали. И мне понятно данное решение, потому как если смотреть технические данные, да — классический утилитарник, а если сесть и поехать, простите, это кроссовер. И здесь в первую очередь «спасибо» платформе LXU, благодаря которой этот аппарат рулится как турист и прыгает как спортсмен. Для 50-сантиметрового по траку аппарата он очень узкий, ну или, скажем так, при вертикальной стойке ноги на ширину двух плеч ставить не нужно.
База лыж узкая 99,6 сантиметра, плюс регулируется еще на +/- 21 мм. При таких данных на нем удобно ходить вдоль склона, пробираться кустиками, лазать там, куда другие соваться не рискнут. Так вот про лазать туда-сюда, при этом иметь значительный автономный комплект багажа, именно этот вариант и получился от кооперации Lynx и производителя мотоциклетных кофров и аксессуаров Touratech.
Прежде всего Lynx Commander 800R Е-ТЕС обзавелся надежным передним бампером и замысловатой алюминиевой защитой капота, в фирменном дизайне и исполнении Touratech. СЕКРЕТ ОТЛИЧНОЙ УПРАВЛЯЕМОСТИ ВАЙДТРАКОВ BRP, ВЕРОЯТНО, В БАЗОВОЙ ГУСЕНИЦЕ 40,6 СМ на горных моделях. Когда они заточили под классную езду 16-й трак, 20 дюймов их уже не пугали.
Снегоходный пластик если и может сегодня прихвастнуть прочностными характеристиками, то уж никак не сохранностью товарного вида. Продираясь сквозь густой кустарник или идя по азимуту через лес, зачастую на этом участке пути пластик теряет свою первозданную красоту.
Два алюминиевых кофра Touratech вкупе с багажной площадкой удовлетворят самого притязательного снегоходного путешественника в плане грамотного распределения туристической поклажи. Богатый опыт производства кофров для мира мото-эндуро позволит реализовать снегоходный проект высокого уровня. Крышка каждого кофра может открываться с любой стороны, сами кофры имеют высокий коэффициент защиты от влаги, воды и вибрации. Распаковка, скажем так, без задержки времени и каких-либо механических трудностей.
Из продвинутых экспедиционных решений Lynx Commander Touratech 800R Е-ТЕС прежде всего хочется отметить систему электронного управления задней подвеской. Решение более чем логичное, потому как в походе вес багажа может меняться весьма существенно -убывает топливо, пища, расходные материалы. Регулировать подвеску, весело гремя ключами на морозе, занятие не то чтобы скучное, но отнюдь не вызывающее оптимизм у путешественников. Потому финны оснастили Touratech системой ECS 2,1, которая меняет настройки амортизаторов задней подвески и преднатяг пружин дистанционно, посредством электронного управления. Кооперация Lynx и Touratech получилась более чем удачной, один антураж снежика чего стоит.
Странно, что в заводские ворота BRP еще не «постучали» производители светодиодной оптики или экшен-ка-мер, выпустив на рынок специальные модели для эксплуатации в жуткой неосвещенной дыре или для съемок мегакрутого видео. На ходовых тестах Lynx Commander Touratech 800R Е-ТЕС стало понятно, что такой комплект обвеса и кофров будет полезен не только одной модели, но и как независимая позиция в каталоге аксессуаров Ski-Doo/ Lynx, потому как решение удачное и полезное. И будет востребовано и рынком, и снегоходчикам России. Надеемся, что финские парни и маркетологи BRP подсуетятся, и любой снегоходчик сможет снарядить свой аппарат силовым обвесом Touratech вкупе с кофрами и сумками проверенных временем и эндуро.