Тест обновлённого Rapid – что поменяла Skoda?
Запиликал зуммер, заморгал дисплей на приборном щитке, но уже через пару секунд синий лифтбэк вкопался шинами Pirelli Cinturato P1 в асфальт Дмитровского шоссе. Я чуть отвлёкся от управления, а впереди резко остановились машины, но в ситуацию вмешалась система автоторможения — она теперь есть в «Рапиде». Редкость в этом классе! Раньше ей оснащались седаны и хэтчбеки Ford Fiesta, но они давно покинули российский рынок.
Диоды, крыша, зеркала
А Rapid себя чувствует прекрасно — в прошлом году он с приличным отрывом стал самой популярной «Шкодой» в нашей стране. Поэтому дизайнеры действовали по принципу «не навреди» и просто привели машину в соответствие с новым фирменным стилем — фары, решётка радиатора и бумеранги задних фонарей теперь напоминают о моделях Scala и Octavia. Ничего общего с прежним скучным «Рапидом»!
Кстати, оптика теперь может быть полностью светодиодной, причём в фарах есть выключающиеся секции, а дальним светом управляет автоматика. Этакое подобие матричных фар, причём доплату за них просят довольно скромную — 45 800 рублей для комплектации Ambition, а в Style они уже включены.
Как и раньше, можно заказать пакет Black Edition — тогда в чёрный цвет будут окрашены боковые зеркала, крыша, «лезвие» заднего спойлера и колёса. В салоне при этом появятся спортивные кресла с интегрированными подголовниками. Их можно заказать отдельно — и, поверьте, они стоят каждого рубля из тех 19 800, что нужно за них доплатить!
Сколько вешать спиц?
Всё потому, что базовые кресла остались прежними (если не считать новой обивки) — с широко расставленными валиками боковой поддержки, ступенчатой регулировкой угла наклона спинки и профилем с «проваленной» поясницей. Сидеть можно, но устроиться удобно — та ещё задача. Хорошо, что у руля хватает диапазона по вылету.
Сам руль — новый, с хромированными барабанчиками выбора треков и регулировки громкости, но отличительная черта в другом — у него две спицы! Сделано это исключительно в угоду дизайну, а ностальгирующие товарищи смогут доплатить за более привычный трёхспицевый. У обоих вариантов теперь есть подогрев (раньше для «Рапида» он не предлагался).
Ещё одна новинка — мультимедийный комплекс Bolero с 8-дюймовым экраном и подключением смартфона по SmartLink. Работает он шустро и хорошо, что оставили «крутилку» громкости. Обновилась камера заднего вида с омывателем — изображение стало лучше, но динамических линий разметки не появилось. Есть бесключевой доступ.
Теперь не нужно выбирать, заказать ли назад подогрев или USB-розетки для зарядки мобильных устройств — можно получить и то, и другое. Плюс два USB-гнезда спереди. Одна беда — все они формата Type-C. Придётся покупать переходники.
И, конечно, какая Skoda может обойтись без фирменных «штучек» Simply Clever! Скребок для льда с измерителем остаточной высоты протектора и держатель для талонов на лобовом стекле входят в базовое оснащение, можно дозаказать ведёрко для мусора, отсек для зонта под пассажирским креслом. А фирменный каталог аксессуаров предлагает много вариантов для крепления груза в багажнике и даже ремень безопасности для собак.
Технический застой
Помимо системы автоматического торможения, в Rapid появился электронный помощник, самостоятельно замедляющий машину в случае ДТП (если водителю станет плохо после первого контакта, это позволит снизить риски последующих столкновений). Но в остальном по технике — никаких изменений. То есть, вообще никаких!
Под капотом может быть любой из уже знакомых силовых агрегатов. Двигатели семейства ЕА211 с ременным приводом и интегрированным в ГБЦ выпускным коллектором производятся в России — базовый атмосферный 1.6 (90 л.с.) сочетается только с пятиступенчатой механикой, для его 110-сильной версии доступен шестиступенчатый автомат. А 125-сильный турбомотор 1.4 комплектуется только семиступенчатым роботом DSG.
Впрочем, доля мощных «Рапидов» за прошлый год составила всего 6%, поэтому на тест привезли самую популярную версию — со 110-сильным 1.6 и автоматом. С места он срывается бодро, но потом скисает — даже по паспорту до сотни такой лифтбэк разгоняется за 11,8 секунды, уступая недавно протестированным нами седанам Hyundai Solaris и Lada Vesta.
Есть и другая помеха активной езде — автомат не спешит переходить на пониженные при резких разгонах. Можно выбрать спортрежим — тогда коробка держит более подходящую ступень, появляется приятная связь с педалью газа, но готовьтесь к неприятным рывкам при переходах «вниз». Всё это в полной мере есть и у армии каршеринговых «Рапидов» и «Поло». Может, что-то реально исправить банальной заменой «софта»?
Хорошо, что двигатель не напрягает истошными воплями при интенсивных разгонах (привет «Весте»), да и в целом шумоизоляция в «Рапиде» сбалансирована, нет каких-то доминирующих источников дискомфорта. Есть только ощущение, что шины Pirelli оказались немного тише прежних.
Новые наборы электроники сделали Rapid тяжелее на 20-35 кг (в зависимости от версии), но на характере управляемости это никак не сказалось — Rapid не подкидывает никаких неприятных сюрпризов, просто начинает выскальзывать наружу передней осью, если обнаглеть и «ввалить» в хорошо известный поворот. Главное, чтобы асфальт был ровным, потому что Skoda по-прежнему не любит острые стыки и трещины, соскакивая на них с траектории. И не вздумайте штурмовать нормальным ходом «лежачие полицейские» — знатно получите по пятой точке!
Насколько подорожал Rapid?
А вот тут — сюрприз! Обновлённый Rapid в прайс-листе даже дешевле прежнего — 792 тысячи против 829. Впрочем, комплектация Entry лишена кондиционера, поэтому лучше сравнивать машины в версии Active — такие стоят от 804 тысяч (с 90-сильным мотором и механикой). Причём базовое оснащение весьма неплохое — светодиодные фары и фонари, фронтальные подушки безопасности, система ESC, а за доплату 25 800 рублей прибавляются обогреваемые форсунки омывателя, подогрев передних сидений, круиз-контроль, задние электростеклоподъёмники и электропривод зеркал.
Rapid с автоматом — это минимум 908 тысяч рублей (на 13 тысяч дешевле «Соляриса» с мотором 1.6), а тестовые лифтбэки в комплектации Style и с дополнительными пакетами опций приближаются к 1,2 миллиона. «Рапиды» с турбомотором и роботом доступны минимум в исполнении Ambition и стоят от 1 024 000 рублей.
Кстати, это всего на 56 тысяч дороже, чем аналогичный Rapid со 110-сильным атмосферником. Разумная доплата за классный двигатель! Тем более, робот DSG по плавности работы в пробках легко поспорит с задумчивым, но дёрганым автоматом. Хороший вариант, если хочется быть не только «крепким хозяйственником», радуясь огромному багажнику и просторному салону, но и побаловать себя нормальной динамикой разгона — такой Rapid действительно оправдывает своё название 9,2 секундами до сотни. А в прошлом году мы даже выкатывали турбо-Rapid на гоночный трек!
Ну а если вы решитесь на покупку обновленного Rapid, то, наверняка, задумаетесь и над покупкой полиса каско для этой модели (а если брать кредит, то страховка будет обязательна). И здесь помните — не нужно покупать каско прямо в автосалоне! Ведь сейчас есть удобные сервисы, которые помогают сравнивать цены на страховки у различных компаний и искать самый оптимальный вариант. В некоторых случаях на каско для бюджетной машины можно сэкономить по 20-30 тысяч рублей!
Примерный семьянин (Тест-драйв Skoda Rapid)
В России недавно стартовал еще один долгожданный бюджетный автомобиль Skoda Rapid калужской сборки. Rapid пополнил самый популярный сегмент В-класса, и обещает стать одним из наиболее востребованных среди соперников. Мы тоже поспешили оценить потребительские качества Рапида. Чем же он отличается от своего собрата Фольксвагена Поло, кроме знаменитой пятой двери?
Не секрет, что автомобиль базируются на платформе седана Volkswagen Polo. Но не только, он скомпонован из всефольксвагеновских узлов и агрегатов, кое-что перешло по наследству от других автомобилей Skoda, в частности, от Фабии и Октавии. А по дизайну – привычный для Шкоды лаконичный образ с правильными пропорциями и строгими линиями, что, похоже, по вкусу потребителям бюджетных автомобилей не только в Европе, но и в России.
В активе Рапида не только дизайнерский и конструкторский потенциал авторитетной немецкой школы, но и один существенный плюс, которого пока не имеет ни один из аналогов и даже одноплатформенный Volkswagen Polo Sedan. Как и Octavia, Rapid является лифтбеком – то есть, обладает покатой подъемной пятой дверью. База Рапида растянута на 50 мм и он на 100 мм длиннее в сравнении с седаном Volkswagen Polo и салон его, соответственно, просторнее, а багажник больше — 530 литров. Это рекорд в В-классе. Хотя Рапид формально считается автомобилем В-класса, но, по сути, при длине 448 см это уже полноценный класс С.
Багажное пространство можно трансформировать, сложив задний диван, тогда полезный объем для поклажи возрастет до 1470 л. Багажник аккуратно обшит, под полом есть полноразмерная «запаска» и ниша для мелочевки. Правда, сложенный задний диван образует ступеньку и ровного пола не получается, зато проем пятой двери – огромен и допускает погрузку действительно громоздких вещей, в чем и заключается основное отличие Рапида от седана Поло.
Пакет подвески для плохих дорог предусматривает более мягкие пружины и амортизаторы, увеличенный до 150 мм клиренс, и это очень актуальное для нас изменение в сравнении с европейским вариантом машины, у которой всего 135 мм, что для наших условий эксплуатации, конечно же, недостаточно.
При всей унификации, которая практикуется в Фольксваген-групп, интерьер Рапида абсолютно оригинальный от дизайна до эргономики. Единственная заимствованная у Фольксвагена Поло деталь на передней панели – это блок переключателей световых приборов. Посадка водителя в Рапиде чуть выше, а задний диван заметно просторнее. Пластик отделки жесткий, но к качеству исполнения претензий никаких, все подогнано идеально и эргономика на пять с плюсом, при этом, никаких модных нововведений, все достаточно консервативно.
Лаконичный и информативный приборный блок с монохромным дисплеем борткомпьютера – трудно придумать более эффективный и удобный инструментарий. Симпатичная 3-спицевая «баранка» с регулировкой вылета и наклона в достаточном диапазоне — привилегия комплектации Ambition, в других может устанавливаться и 4-спицевая, в том числе, и с мультифункцией. На центральной консоли кондиционер вместо климат контроля и обычная, но прилично звучащая аудиосистема, вместо существующей в Европе мультимедиасистемы, которая в России пока не предлагается. Простенькое, но аккуратное кресло с оптимальными профилем и набивкой. Ничего лишнего, все работает четко, без сюрпризов, а главное, не возникает желания что-либо поменять местами или переделать. Из приятных мелочей – разве что очечник на потолочной панели. Да, строго, но здесь она не напрягает, как в некоторых одноклассниках.
Гамма двигателей начинается с 75-сильного мотора объемом 1,2 л в сочетании с 5-ступенчатой «механикой». Машину со 105-сильным двигателем объемом 1,6 л можно оснастить и 6-ступенчатым «автоматом». Но наш тестовый Rapid в средней комплектации Ambition с мотором 1,6 л был в паре с 5-ступенчатой «механикой». А на вершине гаммы – машина со 122-сильным турбомотором 1,4 л и 7-ступенчатым «роботом» DSG.
А что с ходовыми качествами, является ли Rapid копией Polo? А вот и нет! Он лучше! Во-первых, в отличие от Polo, Rapid оснащен не электроусилителем руля, а электрогидравлическим усилителем от Фабии, который настроен лучше. Реактивное усилие и информативность идеальны, при этом абсолютно четкий «ноль» и надежное удерживание прямой.
Моторчик тяговитый и нешумный, то есть, это, скорее, заслуга шумоизоляции, хотя, в отличие от европейских машин, здесь всего одна нитка дверного уплотнителя по периметру. Зато двери не будут примерзать к проемам, как это нередко бывает при двойном. А пороги от грязи спасает дополнительный уплотнитель по нижней кромке двери. Сцепление настроено лучше, чем в Поло и за педалью акселератора Рапид следует охотнее, задемпфированности, которая так раздражает многих водителей, здесь нет. Четкие передачи переключать одно удовольствие! Словом, автомобиль не только для пассажира, но и для водителя.
В российском Рапиде подвеску смягчили и это к лучшему, достигнут удачный баланс между плавностью хода и хорошей управляемостью. Автомобилем действительно приятно управлять и взаимопонимание достигается мгновенно. В этом Рапид тоже один из лидеров в бюджетном классе. Он радует завидным сочетанием всех потребительских качеств без явных проколов, в этом Рапид, пожалуй, превзошел даже Фольксваген Поло. Мыслимо ли было представить лет десять назад, что автомобили Skoda станут лучше своих собратьев Фольксвагенов? А сегодня по факту получается, что это так. Осенью компанию лифтбеку составит еще и традиционный хэтчбек Rapid Spaceback, который будет поставляться из Чехии.
Цены стартуют с 479 тысяч рублей, правда это будет скромная комплектация Active без кондиционера и с маленьким 75-сильным мотором объемом 1,2 л в сочетании с 5-ступенчатой «механикой». За машину со 105-сильным двигателем 1,6 л нужно заплатить уже от 529 тысяч. За 6-ступенчатый «автомат» — еще 50 тысяч. Наш тестовый Рапид в средней комплектации стоит 599 тысяч. А на вершине гаммы – машина со 122-сильным турбомотором 1,4 л и 7-ступенчатым «роботом» DSG по цене от 684 тысяч.
Автомобиль предоставлен компанией ТрансТехСервис
Технические характеристики Skoda Rapid (Данные производителя)
- Кузов — 5-дверный, несущий, стальной
- Число мест — 5
- Габариты, мм
- Длина — 4483
- Ширина — 1706
- Высота — 1476
- База — 2602
- Клиренс – 150
- Снаряженная масса, кг — 1134
- Полная масса, кг — 1725
- Объем багажника, л — 530/1470
- Двигатель – бензиновый
- Число и расположение цилиндров — 4, в ряд
- Объем, л — 1,6
- Мощность — 105 л.с. при 5250 об/мин
- Крутящий момент — 153 Нм при 3800 об/мин
- КПП — 5-ступенчатая механическая
- Привод — передний
- Передняя подвеска — независимая, пружинная, McPherson
- Задняя подвеска — полузависимая, пружинная
- Максимальная скорость, км/ч — 190
- Время разгона от 0 до 100 км/ч, с — 10,6
- Расход топлива на 100 км, л
- Городской цикл — 8,9
- Загородный цикл — 5,3
- Смешанный цикл — 6,4
- Топливо – бензин АИ-95
- Шины – 185/60 R15
Фотографии тест-драйва
Адель Гайнутдинов, Галина Григорян, специально для ТАВТО.РУ