Прощание с легендой: тест-драйв Mitsubishi Pajero Final Edition
За что же мы так любим этот ортодоксальный и честный автомобиль, один из последних в своем роде?
Хлопки дверей слышатся по всему свету: вслед за Японией и Германией, мы вот-вот накатим «стременную» с одним из самых узнаваемых и уважаемых автомобилей XX века, который так и не обзавелся правопреемником. Нового Pajero нет, и по заявлениям топ-менеджеров Mitsubishi, в ближайшем обозримом будущем — читай до 2022 года — не предвидится. Грустно? Безусловно. Но это добрая грусть. Так прощаются с друзьями, с теми, кто оставил след на душе. С теми, чьи фотографии висят на стенах, даже выгорев на полуденном солнце.
Эра настоящих
Восьмидесятые стали отправной датой для многих великих моделей. И первую скрипку в новой эпохе сыграли японцы: на рынки по всему свету вышли машины, которые на протяжении десятилетий и после будут занимать первые строчки хит-парадов, новогодних списков подарков и других рейтингов. Одним из вожаков этой плеяды звезд стал Mitsubishi Pajero.
Изначально это был трехдверный рамный внедорожник с подключаемым «передком» и турбомоторами — что бензиновыми, что дизельными. Пятидверная версия появилась на год позже и сразу же заняла почетное место в гараже ООН.
К слову, уже в 1984 году, через три года после премьеры, машину доработали, «прокачали» бензиновый мотор и оснастили дисковыми тормозами всех четырех колес — привет, УАЗу! А в 1985 началось победоносное шествие Mitsubishi Pajero в «Дакаре». Началось, кстати, сразу с победы в классе серийных автомобилей.
Производители тогда не думали столь часто об экологии, не тратили деньги на пустые звуки о батарейках и не пытались выпустить мотор объемом с пивную банку. Это была эпоха очень крепких автомобилей, которые могли верой и правдой прослужить своему обладателю всю жизнь. Ключевой задачей инженеров, которых потом сменили маркетологи, была именно надежность и неприхотливость, а не выдуманные цифры в электронных табличках.
Старый конь — лучше новых двух: длительный тест-драйв Mitsubishi ASX
Семейный тест-драйв FIAT Doblo Panorama: теремок на колесах
Легенды о тех машинах до сих пор ходят по всей России, а на Дальнем Востоке они регулярно встречаются на дорогах общего пользования. Mitsubishi Pajero — именно такой. И умудрился, вот уж действительно чудо, остаться верным этим постулатам до самой своей финальной серии. С самого первого дня, с премьеры на Токийском автосалоне в октябре 1981 года и по сей день.
Слагаемые успеха
На недосягаемую высоту «Паджеро» взошел благодаря второму поколению: с 1991 году ведет свою историю главная разработка Mitsubishi всех времен — трансмиссия Super Select, позволяющая без последствий для железа и управляемости передвигаться на полном приводе по любым типам дорожного полотна.
Свое место под полом занял межосевой дифференциал. Была даже заводская комплектация второго «Паджеро» с регулируемыми из салона амортизаторами, механической лебедкой за передним бампером и гидравлической системой изменения клиренса. Круто? Еще как! Ведь на дворе стоял 1991 год. Львиная доля машин для рынков Старого Света по умолчанию комплектовалась принудительной блокировкой заднего моста.
Рестайлинг 1997 года ознаменовался появлением второго поколения трансмиссии Super Select. Эта машина была настолько хороша, что производство, остановленное в 1999 году для смены генераций, пришлось возобновить. Спрос, знаете ли, не иссяк. Причем требовали машину, морально уже устаревшую, не развивающиеся страны, а экологичная и технологичная Европа. К слову, в Индии, параллельно с четвертым поколением, второй «Паджерик» собирается по сей день.
Другим слагаемым успеха Mitsubishi Pajero была смелость самого производителя. Несмотря на ошеломляющий успех второго поколения, третья генерация значительно от него отличалась. Чопорные японцы, говорите? Тогда времена были, видать, совсем другие. Раму на новой машине интегрировали в кузов, добившись большего комфорта без потери в надежности конструкции, снижения веса и увеличения дорожного просвета.
Идея интегрировать раму в кузов пришла в голову инженерам как раз из опыта участия в гонках «Дакар», если из автомобиля мысленно убрать все то, что не отвечает за жесткость и прочность, то останется «скелет», напоминающий по конструкции каркас безопасности раллийного автомобиля, где самые прочные места находятся в точках крепления подвески. Это здорово снизило центр тяжести автомобиля, и от «рамной» валкости не осталось и следа.
Старый добрый. Тест-драйв Mitsubishi Pajero
Колумнист Autonews.ru Мэтт Доннелли давно хотел поездить на последнем Mitsubishi Pajero, с которым знаком много лет — еще с тех пор, как был главным управляющим директором и вице-президентом группы компаний РОЛЬФ. Когда водитель Мэтта вернул машину в редакцию, он передал слова босса: «Комфортный, мягкий – да он почти такой же».
Pajero не кажется старомодным. Он просто похож сам на себя: формы и лицо этого Mitsubishi практически неизменны еще с прошлого века. Это очень большой период времени по меркам автомобилей. Заметьте, старый не значит плохой. Guinness не обновлял свою продукцию с 1759 года, в 57 лет Шэрон Стоун снялась обнаженной в Harper’s Bazaar, а лучшие из внедорожников – Land Rover Defender и Jeep Wrangler – все еще имеют очень много общего с оригинальным дизайном, созданным в 1940-х. Если что-то старое все еще работает, не пытайся ничего менять. Это в равной степени работает и для фантазии вашей подружки, и для хорошего пива, и для правильных SUV.
Мне нравятся формы и дизайн Pajero, даже несмотря на то, что на дворе 2015 год. По моему мнению, если он не привлекает вас сейчас, то не привлек бы и в 1999 году. Это высокий, пухлый зверь, доминирующую роль во внешности которого играют большие фары, очень широкий капот и массивные округлые передние крылья, которые уходят вниз к удивительно узкой и аккуратной задней части. Они одновременно улучшают аэродинамику машины и придают ей настолько свирепый вид, насколько должен выглядеть такой автомобиль.
Я уверен, фанатам компании повезло, что у Mitsubishi закончились средства до того, как руки дошли до Pajero. Это позволило ему сохранить уникальную индивидуальность. Увы, у автомобильных дизайнеров есть дети, дорогостоящие увлечения и ипотека, за которую нужно постоянно платить. Так что, чтобы продолжать получать чеки от работодателя, они должны возиться с этим отменным дизайном, который, на самом деле, был доведен до совершенства много-много лет назад. Они перестарались с этим в последней версии внедорожника. Слишком много хрома, слишком сложные линзы и не очень-то элегантные колесные диски с кричащим дизайном.
Насколько он притягателен
Будучи старым человеком, я считаю, что оценивать притягательность стали иначе. Мне нравится Pajero своими большими дверями, креслами с хорошей поддержкой и тем, что вы не должны выполнять сложные гимнастические упражнения, чтобы вылезти из машины или забраться в нее. Внедорожник позволяет своим пассажирам хотя бы частично сохранять достоинство, перевозя их с заботой и спокойствием. На российском рынке Mitsubishi по-прежнему имеет репутацию надежного и достаточно дорогого автомобиля. На мой взгляд, потенциальный покупатель Pajero – небедный человек, не имеющий зависимости от модных трендов, знающий цену деньгам и в первую очередь оценивающий показатель цена/качество. И, с высоты прожитых лет, именно это кажется мне сексуальным и притягательным.
Pajero, конечно, не гоночная машина. Ускорение здесь не впечатляет, максимальная скорость невысокая. Из-за своей длины и высоты внедорожник еще менее конкурентоспособен в поворотах, чем на прямых. Если вы ищете автомобиль для романтично-быстрой езды – это точно не он. Но если ваши интересы – лазить по грязи, то этот SUV – идеальный вариант. Грязь – его неотъемлемая часть: в ней он чувствует себя уверенно и весело. При этом Pajero — не самый лучший в мире внедорожник. С точки зрения абсолютной проходимости, он даже не в моей личной пятерке. Но когда вы оцениваете производительность вкупе с ценой, то этот Mitsubishi с дизельным мотором – самый притягательный внедорожник в мире.
Я уже отметил выше, что Pajero может отлично ехать, если вы выбрали правильный мотор. Увы, наша тестовая машина была в антикризисной комплектации с 3,0-литровым бензиновым силовым агрегатом V6 родом из 1980-х. Он был разработан совместно с Chrysler, чтобы перемещать заднеприводные седаны по американским идеальным хайвеям, но совсем не с целью двигать две тонны металла через болота и горы. Настоящему SUV нужен хороший крутящий момент, а значит – дизель.
У Mitsubishi есть великолепный 3,2-литровый V6, работающий на «тяжелом» топливе, но его выбор будет означать прибавку к цене и увеличение расходов, в том числе, на ТО. Однако мне кажется, это будет хорошим вложением, если вы хотите получить действительно крутой опыт вождения Pajero.
Инженеры приложили много усилий, чтобы 3,0-литровый бензиновый мотор имел право на жизнь в этом автомобиле. Они убрали третий ряд сидений и, возможно, часть шумоизоляционных материалов (судя по назойливому шуму мотора и от дороги). Кажется, что мощность кондиционера тоже была снижена. В жаркий день внутри ты, как в печи. Ехать с открытыми окнами тоже не вариант, потому что машина наполняется невыносимым гулом.
К сожалению, даже после всех этих доработок 3,0-литровый Pajero — очень медленный автомобиль с высоким расходом топлива (в полноприводном режиме мы не могли достичь лучшего результата, чем 24 л на 100 км пути).
Ускорение с места у этого SUV шумное и неловкое, обгон с ходу — испытание для нервов. По большей части из-за того, что машина не дает достаточной информации о том, насколько большой у нее запас мощности, что происходит с колесами, как хорошо они держатся за дорогу. На нажатие педали газа или тормоза автомобиль реагирует с заметной задержкой и не отзывается на него существенным изменением тона мотора. Даже на малых скоростях Pajero какой-то ватный. Однако он не становится хуже при аккуратных маневрах или увеличении скорости.
Это большой и полностью законченный автомобиль. Ребята, производящие его, делают абсолютно одинаковую машину несколько десятилетий, и за это время они достигли в этом совершенства. Я предположу, что Pajero имеет лучшее качество сборки в своем ценовом сегменте, а, возможно, и за его пределами. Тут ничего не скрипит и не пищит, каждую дверь и каждую крышку можно открыть одним пальцем, а закрыть — с глухим приятным щелчком.
Стариком эту машину можно назвать из-за отсутствия встроенной сигнализации или иммобилайзера. Чтобы выключить сирену, вам нужно использовать отдельный брелок. Я и мои соседи сделали это открытие ранним воскресным утром, когда искали несуществующую кнопку на ключе от замка зажигания.
Сиденья большие и мягкие. Передние имеют электрические регулировки и действительно очень удобны. Единственное но – я немного выше, чем среднестатистический японский водитель, и мне не хватало длины подголовника.
Рулевое колесо отличное: здесь есть все необходимые органы управления системой. Вот только машина начинает гудеть от любого легкого нажатия на «баранку». Я потерял счет количеству раз, когда посигналил абсолютно невиновным участникам дорожного движения.
Что касается мультимедийной системы – она нормальная, ей легко управлять, но внутри так шумно, что на музыку я, честно говоря, особого внимания не обращал.
Покупать или не покупать
Не покупайте 3,0-литровую бензиновую версию – это мой совет. Но без раздумий берите дизельный вариант с мотором 3,2 литра. Не отдавайте деньги за черный автомобиль, если у вас нет отличного мастера по кондиционерам или другой машины на лето. Если вам нужно транспортное средство для города, но вы не собираетесь ездить на бездорожье, использовать в полной мере дифференциалы и все четыре режима коробки, но все же приобретете Pajero, то будете без особой нужды и удовольствия таскать за собой кучу тяжеленных японских технологий.
Мэтт Доннели специально для Autonews.ru
Этот и другие материалы читайте в блоге Мэтта Доннелли