Фургон Лада 4х4 Рысь: будка вместо колпака
ВИС‑23461–40 Рысь
Без грязи и пыли
Концепция полноприводника, выпускаемого малой серией тольяттинской фирмой ВИС-Авто, вроде та же — изолированный от кабины грузовой отсек. Но Рысь много удобнее для отдыха на природе, потому что основные недостатки пикапа устранены. Какие? Представьте классический пикап, грузовой отсек которого накрыт пластиковым колпаком. От непогоды и воришек защищает, но погрузка-выгрузка через откинутый задний борт — сплошное мучение: до углов грузовой платформы не дотянуться, поэтому трудно распределить поклажу. Кроме того, через щели заднего борта на проселке засасывает пыль. Конструкция у пикапа такая — трудно обеспечить герметичность.
То ли дело фургон — грузовой отсек с жестким несъемным верхом. Его преимуществами и воспользовались производители Рыси. Огромная задняя дверь грузового отделения откидывается вверх и не мешает доступу к поклаже. Есть и распашная дверь — боковая. Два проема позволяют дотянуться до любого закоулка. Двери — с двойными резиновыми уплотнителями. Хоть белые рубашки в фургоне вози — пыль не проникнет.
Охотничье-рыболовная специфика при проектировании грузового отсека, разумеется, учтена. Добытые трофеи имеют обыкновение пачкать всё вокруг. Поэтому пол сделан из рифленого алюминиевого листа, который легко отмыть. Домкраты, гаечные ключи и лопата изолированы от остального груза: на ближней к кабине стенке имеется стационарный ящик для хранения инструмента и съемной лебедки самовытаскивания ЭЛАП‑2500. Еще один плюс в сравнении с большинством пикапов — усиленная крыша фургона. Она укрыта всё тем же алюминиевым листом и выдерживает вес человека. Забраться на эту своеобразную наблюдательную площадку просто — на борту смонтирована выдвижная лестница.
Внедорожный арсенал
Хорошо оборудованную будку на природу еще надо доставить. Шасси Рыси, пожалуй, не менее интересно, чем грузовой отсек. Среди всех родственников классической Нивы у полурамного вездехода самая длинная колесная база — 2850 мм. Для сравнения: у машин с несущим кузовом ВАЗ‑21214 и ВАЗ‑2131 — 2200 и 2700 мм соответственно. Именно длинная база позволила совместить полноценную пятиместную кабину Лады 4×4 с грузовым отсеком объемом более двух кубометров.
ВИС‑23461–40 Рысь
Фургон Рысь в чем-то уступает Ладе 4×4, но всё равно это великолепный вездеход, способный доставить к пункту назначения много поклажи
Схема трансмиссии осталась прежней, а вот подвеска немного изменилась: спереди осталась независимая пружинная, сзади вместо пружин поставили рессоры.
По мелочам набежал характерный для всех Рысей список переделок, призванных повысить проходимость. Относительно стандартной Лады 4×4 дорожный просвет увеличен на 40 мм. Защита поддона картера двигателя и трансмиссии — удлиненная.
Броды машине тоже по зубам: сапуны коробки передач и раздаточной коробки, переднего и заднего редукторов посредством системы трубок выведены в подкапотное пространство.
Кроме того, водитель может принудительно отключить электровентилятор охлаждения радиатора. Цена полурамной Рыси — от 700 тысяч рублей, тестового экземпляра — 870 тысяч.
И комфорт, и проходимость
Вот чего не ждал от Рыси, так это комфорта уровнем выше, чем у серийной Лады 4×4! Вездеход встретил меня удобным сиденьем с регулируемым поясничным упором. С тем наследником «восьмерочного», что устанавливают на АВТОВАЗе, не сравнить. Чем-то оно напоминает кресло «шнивы», только спинка сделана откидывающейся для прохода пассажиров на задний ряд. Симпатичное сиденье с двухцветной обивкой, широкой спинкой, ненавязчивой боковой поддержкой и обогревом делает тольяттинская фирма ЛадаПласт-Т, она же поставляет оригинальный задний диванчик.
Следующий сюрприз — руль уменьшенного диаметра от модели Урбан и облицовка центрального туннеля нового образца.
Что еще? Кондиционер есть, атермальные стекла, электрорегулировки зеркал и электростеклоподъемники — тоже.
Пускаю двигатель и с первых же метров чувствую отличия от вазовских вседорожников. Во‑первых, заметно тише. Оказывается, на ВИСе сделали дополнительную шумоизоляцию кабины и подвесили редуктор переднего моста так же, как это сделано на «шниве». Источников звука и вибраций стало меньше, а те, что остались, приглушены.
ВИС‑23461–40 Рысь
Во‑вторых, фургон заметно живее, поскольку под капотом урчит доработанный «классический» двигатель объемом 1,8 л. Он на 10 л.с. мощнее штатного мотора 1.7, крутящий момент вырос с 129 до 150 Н·м. Установлены генератор, способный выдавать 110 А, и аккумулятор повышенной емкости.
По разбитому асфальту Самарской области с комфортом добираюсь до бездорожья. На твердой тропинке в сосняке почувствовать арсенал Рыси трудно, поэтому выбираюсь на песок — рыхлый и вязкий, но вездеход проезжает его без проблем. Даже понижающая передача не потребовалась. Тяги хватает, да и зубастые шины помогают.
Дальше в лес — больше дров. Впереди рельеф, позволяющий оценить межколесные блокировки. Хотя не так-то просто вывесить автомобиль с длинной базой! Наконец, на очередном препятствии получилось: вот она, классика жанра, — левое заднее колесо не касается грунта, правое переднее разгружено. Включаю передачу, отпускаю сцепление — и Рысь как ни в чем не бывало рвется вперед. Стандартная Лада 4×4 здесь точно была бы бессильна!
А геометрия? Свесы у Рыси с длинной базой небольшие, но брюхом цепляет гораздо чаще, чем короткобазная машина. Лобовая атака овражка с крутыми склонами захлебнулась: длинный вседорожник в нем просто не помещается. Но кое-что можно теперь и по диагонали пройти, благо блокировки позволяют. Да, в чем-то Рысь-фургон уступает Ладе 4×4, но в любом случае это великолепный вездеход, способный доставить к пункту назначения много поклажи. В конце концов, для тех, кто собирается штурмовать бездорожье из спортивного интереса, есть короткобазная модификация Рыси со стандартным кузовом (от 644 тысяч рублей) — залезет далеко, но много с собой не увезет.
ПЛЮС: Фургон на вездеходном шасси — удачное сочетание для любителей активного отдыха
МИНУС: Как же не хватает фургону четырехдверной кабины!
РОДОНАЧАЛЬНИЦА СЕМЕЙСТВА
Лада 4×4 Рысь спроектирована на базе серийной машины ВАЗ‑21214. Первоначально разработчиком и изготовителем было ОАО «ПСА Бронто». После слияния фирмы с ООО «ПСА ВИС-Авто» производство переехало на новую площадку. Здесь изменили технологию сборки, но оставили прежними основные конструктивные особенности и идеологию вездехода.
Вот черты, общие для всех модификаций Рыси. В переднем и заднем редукторах установлены самоблокирующиеся винтовые дифференциалы тольяттинской фирмы ВАЛ-Рейсинг. Коэффициенты блокирования — 50 и 70% соответственно. Спереди и сзади вместо главных пар с передаточным отношением 3,9 установлены «тяговые», с отношением 4,1.
Клиренс увеличен на 40 мм (под передней осью 260 мм, под задней — 240 мм). Пружины подвески усилены, газонаполненными амортизаторами с увеличенным ходом отбоя поделилась Chevrolet Niva. Колеса — с вездеходными шинами Bontyre Stalker M/Т размерности 235/75 R15. Из-за широкой «обувки» колесные ниши оснащены резиновыми расширителями. За отдельную плату предлагают массу дополнительного оборудования — от усиленной защиты поддона картера до камуфляжной окраски кузова. Помимо классической трехдверной Рыси на базе Лады 4×4 фирма ВИС-Авто выпускает пятидверную машину на базе ВАЗ‑2131 и Рысь на базе полурамного пикапа ВИС‑234610.
Блог Артема Краснова
Об автомобилях и не только
Спец-Нивы: продукция «малого АвтоВАЗа»
More in Тест-драйв:
Окей, Дастер: и что в тебе нового? 21.03.2021
«Нивка» ягодка опять 18.02.2021
Накаты и откаты. Тест новой Mazda CX-30 27.01.2021
Вокруг АвтоВАЗа всегда было много смежников, в том числе тех, что делали модифицированные автомобили, этакие придворные «тюнеры». Иных уж нет, а те, что выжили, АвтоВАЗ объединил в предприятие «ПСА ВИС-Авто» и интегрировал в свои производственные структуры. Поэтому подобные автомобили считаются полноценными «Ладами» с необходимой сертификацией, гарантией и прочими привилегиями серийной техники. До сих пор все они были для меня чем-то мифическим и непонятным, поэтому знакомиться с модельным рядом спец-Лад я решил с линейки на базе Lada 4×4 (Нива).
Марка «Бронто» лично у меня ассоциируется сугубо с бронированными модификациями Lada для инкассаторов, однако есть и гражданские версии, например, такая вот «Нива» с улучшенной проходимостью – этакий внедорожник в квадрате.
На полтора сантиметра увеличен просвет (итого – 22 см), задний мост – наварной, проще говоря, усиленный, чтобы не рваться под сильной знакопеременной нагрузкой. Межколесные дифференциалы у обычной «Нивы» свободные, здесь же стоят самоблоки, которыми «Бронто» громко взвизгивает при штурме косогоров. Плюс, конечно, серьезная внедорожная резина.
Пестрая раскраска наносится вручную на «голый» кузов, и двух одинаковых машин попросту нет. Можно установить дополнительное оборудование, вроде съемной электролебедки, грузовой рамы-багажника на крышу. Шноркеля, кстати, нет – ему нужна отдельная сертификация, поэтому установить можно лишь самостоятельно.
Но если и этого мало, то есть и козырь в рукаве – снегоболотоход на базе «Нивы» на шинах пониженного давления. С ним я бы познакомился отдельно, если будет шанс.
Интересно проверить герметичность кунга
Фирма «Супер-Авто» до своей преждевременной кончины выпускала, например, модификации Lada с мотором 1.8 л собственной разработки. Однако в прошлом году компания обанкротилась, возможно, и потому, что у АвтоВАЗа появился собственный мотор 1.8 л.
Теперь под маркой «Супер-Авто» выпускают такой вот пикап, который лично мне показался весьма логичным развитием идеи классической «Нивы». Ведь, чего греха таить, багажник у нее весьма формальный, что для внедорожника есть большой минус. «Суперский» пикап строится на базе короткобазной «Нивы», которой достраивают удлиненную корму. Салон остается прежним, с тесными задними сиденьями, однако объем багажника по верхнюю часть кунга возрастает примерно до 1000 литров! По меркам фургонов это немного, однако у легковушек такие багажники имеют разве что полноразмерные внедорожники. Груз получается изолированным от салона, а отделка багажника немаркая.
Чтобы зафиксировать крышку в верхнем положении, нужно поставить опору (справа) как при открывании капота. Неудобно.
Жаль, исполнение не шибко душевное, например, у крышки нет газлифтов, а замок борта туговат. Его можно откинуть и использовать, как скамейку, но крепления вызывают вопросы: тросы натянуты неравномерно. Но, увы, и сама «Нива» далеко не идеал качества сборки, поэтому оценю лишь концепцию – а концепция хорошая.
Такие пикапы делают на базе «Нивы» и «Гранты»
Наконец, самый технически экстремальный вариант – пикап «ВИС-Авто». Если предыдущие «Нивы» имели шасси, близкое к прототипу, то этот кентавр состоит из двух половинок: к передней части «Нивы» приварено рамное шасси с подвеской на малолистовых рессорах. На получившуюся тележку можно установить открытый борт, кузов с пластиковым кофром (как на фото), будку, будку-рефрижератор, будку для перевозки хлеба, будку со спецоборудованием (например, аварийно-спасательным или пожарным) и так далее.
Объем кузова — 2.7 куба, но есть исполнение с будкой, куда входит 3,6 кубометра
Пикапы «ВИС-Авто» бывают в пятиместном исполнении, но тогда максимальный объем будки составит чуть более 2 кубов, и двухместном – объем будки свыше 3 кубов. Пикап с кофром менее вместительный – до 2,7 кубов.
Задняя подвеска — рессорная
Грузоподъемность всех модификаций одинакова, 750 кг, то есть половина от грузоподъемности «Газели». Хотя по объему кузова Газель-будка, конечно, превосходит такие пикапы раза в 3-4.
По проходимости пикап «Нива» если уступает обычной, то лишь едва
Продукцию компаний можно комбинировать, например, приведенный на фото экземпляр пикапа «ВИС» имеет апгрейды от «Бронто», включая усиленный мост, увеличенный просвет и самоблокируемые дифференциалы.
Прокатился я за рулем на пикапе «ВИС-Авто»: ощущения – нечто среднее, между легким грузовиком и обычной «Нивой». Задняя рессорная подвеска делает порожнюю машину довольно тряской на ухабах, но ничего сверхкритичного. Ряд минусов, вроде шумной трансмиссии и слабой динамики разгона, унаследовано от донора, и, кстати, для пикапа с такой грузоподъемностью явно просится более мощный мотор – нынешний развивает всего 83 л.с. Но более тяговитый мотор – это иная трансмиссия, а это уже иной уровень цен, которых «Нива» себе позволить не может.
С ценами на спецтехнику можно познакомиться по ссылке. Двухместная Нива-пикап стоит от 658 тысяч, пятиместная – от 682 тысяч, полноприводник «Бронто» — от 676 тысяч, пикап «Супер-Авто» — от 649 тысяч. Для сравнения, базовая Lada 4×4 стоит от 476 тысяч рублей, но нужно учитывать лучшую комплектацию некоторых спецверсий. В любом случае, разница в цене за эксклюзивность – порядка 150-180 тысяч рублей.
Немало. С другой стороны, здесь работает та же логика, что удерживает на плаву саму «Ниву» — прямых конкурентов просто нет. Скажем, если нужен легкий пикап для бездорожья, есть иностранные альтернативы, вроде Toyota Hilux (от 2 млн рублей), или Mitsubishi L200 (от 1.8 млн рублей). И пусть они превзойдут пикапы на базе «Нива» по всем параметрам, трехкратная разница в цене оправдана далеко не всегда. Поэтому есть устойчивый спрос и на продукцию «малого АвтоВАЗа». И нередко спрос этот формируют отнюдь не бедные люди, поэтому есть примеры, когда забирать внедорожник «Бронто» приезжают с личным водителем на Land Cruiser 200.
Пикапы «Супер-авто» строят на базе коротких «Нив»
Имиджевый внедорожник «Сталкер» на базе «Нивы» если и начнут собирать, то на мощностях «ПСА ВИС-Авто»
Интерьеры машин — как у классических «Нив»
Пикап «Супер-Авто» имеет длинную колесную базу, поэтому чуть уступает короткой «Ниве» в геометрии
Ходовая часть близка к обычной «Ниве» — сзади пружины. Грузоподъемность 640 кг
Пикап «ВИС-Авто» более грузоподъемный — до 750 кг
У него много исполнений с 2-х или 5-тиместной кабиной
База еще длиннее, чем у «Супер-Авто», однако можно версию с повышенной проходимостью (на фото), которая за счет большего просвета частично нивелирует разницу в базе
Для открывания заднего борта — грузовые защелки
Задняя часть выполнена в виде рамы из прямоугольного профиля
Кофр кузова из стеклопластика выглядит не слишком опрятно. Отделка пола — пластиковыми панелями, которые легко царапаются
На крышу можно установить багажник
Туда же отправить запасное колесо, которое у обычной «Нивы» под капотом. Причем в данном случае — это не докатка, а полный размер.
Ледебка хранится в багажнике и устанавливается силами одного человека
Установить можно вперед и назад