Меню

Тест драйв москвич 412 спорт

«Москвич-412»: контроль времени

раллийный Москвич-412

Настроены приборы и подготовлена легенда, застегнуты шлемы и подтянуты спортивные ремни. Резковато, но сочно рыкнув мотором, оранжевый «Москвич» срывается с места, отбрасывая колесами струйки снега. Твинмастер отщелкивает первые метры спецучастка. Мы несемся от нулевого КВ (контроль времени) лет на сорок в прошлое.

ЛЕГЕНДЫ И «ГОНЩИКИ»

Обтекающая мчащийся автомобиль дорожная пыль, рев доведенного двигателя, украшенный гордыми надписями Moskvitch и Avtoexport USSR кузов. Сколько мальчишек влюбилось в автоспорт и в эту машину после фильма Игоря Масленникова «Гонщики», вышедшего на экраны в 1972-м. Бесхитростная, в общем-то, история мгновенно завоевала молодые сердца, сея при этом вовсе небесполезные истины о честности, порядочности и уважении к соперникам.

раллийный Москвич-412

Кино, конечно, реальность впрямую не копировало. Обложки и развороты зарубежных журналов нашим спортсменам не посвящали. Но на рубеже 1960-1970-х годов марку «Москвич» и имена советских гонщиков знали поклонники автоспорта не только в СССР.

В 1968-м «четыреста двенадцатые» неплохо выступили в марафоне Лондон — Сидней, в 1970-м — в ралли Лондон — Мехико. Финиш во второй-третьей десятке — бесспорно, приличный результат, ведь в Мехико из 96 стартовавших машин финишировало лишь 23. А ведь выступали на почти серийных «Москвичах», заметно проигрывающих большинству конкурентов в мощности. К тому же ведущие зарубежные команды обслуживали целые армии отменно оснащенных механиков, а за боевыми «Москвичами» от Лондона до Мехико шла всего пара техничек, чьи экипажи догоняли спортсменов в темпе, близком к гоночному.

раллийный Москвич-412

Но наибольших успехов «Москвичи» добились на этапах Кубка Дружбы — эдаком альтернативном чемпионате социалистических стран. Впрочем, некоторые ралли, как, например, «Рейд Польский», одновременно входили в число этапов чемпионата Европы, куда приезжали ведущие раллисты. В 1972-м третье место в абсолютном зачете там заняли С. Брундза и А. Брум, выступавшие на 412-м, что было действительно серьезным достижением. Ну а мальчишкам казалось: еще чуть-чуть — и «москвичи» станут сражаться с западными китами совсем на равных! Все, как известно, кончилось совсем по-другому…

БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Мы знакомы более 30 лет. Именно этот автомобиль с 75-сильным 1,5-литровым мотором (для автопрома СССР второй половины 1960-х — революционная отдача) вывел отечественный спорт на новый уровень и позволил нашим гонщикам претендовать в международных ралли на заметные результаты.

Даже серийные моторы часто развивали больше заявленных 75 сил. Конструкторы МЗМА (с 1968-го — АЗЛК) намеренно занизили показатель, чтобы избежать проблем с начальственно-проверяющими комиссиями: недобрать заявленную мощность гораздо хуже, чем перебрать.

Помимо хорошей надежности, агрегат, в основе которого лежала передовая конструкция BMW (из песни двигателя слова не выкинешь), отличали широкие возможности форсировки. С двигателей для ралли легко снимали 85–90 л.с., а двухвальные моторы для кольцевых гонок с горизонтальными карбюраторами «Вебер» развивали до 130 сил! На представленном здесь 412-м ижевской сборки мотор практически стандартный, но тянет машину весело.

раллийный Москвич-412

А вот коробка передач «Москвича» была его слабым местом. Надежностью не отличалась: подводило как качество изготовления, так и конструкция, рассчитанная еще под 50-сильный 408-й мотор. Механизм управления ею также был архаичен — с длинными тягами и вечно разболтанными втулками, он не устраивал даже обычных частников. На этом 412-м, как на большинстве спортивных машин, привод переделан: ходы рычага стали настолько короткими, что поначалу даже водителю, давно знакомому с «Москвичом», переключаться непривычно. Для серьезных соревнований к тому же усиливали подвеску, проваривая рычаги, меняли (а иногда ставили по паре на каждое колесо) амортизаторы.

Конечно, сегодня «Москвич-412» трудно представить не только участником ралли, но и в роли обычной машины. Барабанные тормоза с гидровакуумным усилителем требуют крепкой и одновременно чуткой ноги. Усилие на педали большое, а при резком торможении машина норовит уйти с траектории. Узенький автомобиль на простеньких подвесках (спереди — двойные треугольные рычаги, сзади — мост на рессорах) в поворотах сильно заваливается, а на скользком покрытии быстро уходит в занос. Правда, выйти из него несложно. Если, конечно, не лениться и очень быстро, а еще лучше — с опережением вращать довольно легкий, но по нынешним меркам совсем уж неинформативный руль.

Читайте также:  Стенды для диагностики машин

Он с норовом! В отличие от нынешних — рафинированных, напичканных электроникой «умников», 412-й, словно подсмеиваясь над водителем, совсем не собирается решать за него проблемы. Порой наоборот — подтрунивает: норовит поехать задом наперед, оторвать колесо от дороги или выкинуть иной фортель. Но если найти с ним общий язык, понять (и обязательно принять!) логику немного своенравного, но честного характера, можно хоть сейчас на скоростной участок!

ЕГО МАРАФОНЫ

«Москвич-412» не вошел в галерею славы мирового ралли. Туда, где увековечены его былые соперники: «Форд-Эскорт» и «Рено-Гордини», «Лянча-Фульвия» и «Порше-911». Кстати, даже в СССР к середине 1970-х московские и ижевские машины стали сильно теснить более быстрые и современные ВАЗы. Причем борьба шла не только за гоночные кубки, но и за сердца и кошельки обычных частных владельцев. Армия «жигулистов» стремительно росла. Число поклонников «Москвича» напротив, уменьшалось, но оставшиеся защищали достоинства 412-го с настоящим спортивным упорством.

раллийный Москвич-412

Наши гонщики не обливались шампанским на финише, их мало кто знал в лицо. Не было у «Москвичей» громких международных побед. Но честная борьба — была! Мастерство и самоотдача гонщиков, умевших в дороге отремонтировать все и вся, а после промежуточного финиша работавших наравне с механиками, чтобы утром вновь выйти на трассу и сражаться с соперниками, вооруженными куда более сильными машинами, — все это было!

И был «Москвич-412» — неплохой, в общем-то, автомобиль. Он возил сотни тысяч советских семей по делам, на дачу, в отпуск. Эта же машина стала для многих спортсменов боевым другом — соучастником побед и поражений. Ну а тех, кому за руль еще рано по возрасту, он манил мечтой. Словом, вот он, «Москвич-412»! Год рождения 1972-й (ровесник «Гонщиков» Масленникова). Здоровье отменное. Когда-то это был обычный ижевский автомобиль. Умелые и чуткие руки превратили его в спортивный — почти точную копию раллийных машин начала 1970-х. Именно на этом автомобиле в ретроралли 2000-х выступал и побеждал Юрий Иванович Лесовский, чемпион и призер чемпионатов СССР, участник международных ралли, в том числе марафонов Лондон — Сидней и Лондон — Мехико.

. Справа и слева от машины летит лес. Весело, абсолютно по-молодому поет мотор. «Москвич», как и 40 лет назад, задорен, упрям и вовсе не собирается сдаваться соперникам — ни старым, ни новым. Он с честью пройдет следующий спецучасток и ни в коем случае не опоздает на очередной контроль времени…

раллийный Москвич-412

СКОРЫЙ МОСКВА — ИЖЕВСК

«Москвич-412» с кузовом модели 408 в Москве стали выпускать в 1967 году, в Ижевске — в 1969-м. Автомобиль оснащали 1,5-литровым мотором мощностью 75 л.с. (часть — с дефорсированным под 76-й бензин 68-сильным двигателем) и четырехступенчатой коробкой передач. В 1970-м дизайн «Москвича-408» и «Москвича-412» (их выпускали параллельно) изменили. В Москве, помимо седанов, делали фургоны (модель 434) и универсалы (модель 427), в Ижевске выпускали «ИЖ-Комби» — первый советский серийный хэтчбек, фургон-«каблук» ИЖ-2715 и пикап 27151, созданный на его базе.

Читайте также:  Газ next грузовой автомобиль

«Москвич-412» — основной игрок в советских ралли и кольцевых гонках конца 1960-х — начала 1970-х. Машины дорабатывали на заводах и в спортивных секциях. В Ижевске мелкосерийно выпустили версию «ИЖ-Ралли»: с усиленной подвеской, облегченным кузовом, увеличенным топливным баком и прочими дополнениями. В Москве модель 412 производили до 1976 года, в Ижевске, модернизируя, — до второй половины 1990-х.

Редакция благодарит Александра и Кирилла Кирилловых за предоставленный автомобиль и помощь в подготовке материала.

Читайте также материал о Lada-2105 VFTS, первом серийном отечественном автомобиле, преодолевавшем рубеж в 190 км/ч.

«Москвич-412» на Moscow Classic Grand Prix: вечные вещи века

Половина машин — серийные, реальнее не придумаешь. До гоночной трассы едут своим ходом!

Первыми спохватились производители бытовых лампочек накаливания. К чему делать долговечный продукт? Рынок насытится — перестанут же покупать! И в 20‑е годы прошлого века умело снизили ресурс ламп до 2500 часов (ныне он упал до негласной нормы в тысячу часов — «прогресс»!).

В 1930‑е, на волне Великой депрессии, экономист и торговец недвижимостью Бернард Лондон сформулировал принцип запланированного устаревания и идею фиксированного срока годности, по истечении которого товар следует выкинуть. После войны, в 50‑е годы, выдающийся промышленный дизайнер Брукс Стивенс изобрел концепцию, которая успешно работает поныне. Ее смысл — разжечь в потребителе неуемное желание приобрести новую вещь чуть ранее, чем это необходимо. Приоритетными свойствами продукта становятся дизайн, инновации и высокие технологии, а вовсе не надежность и долговечность.

В производстве автомобилей сегодня просматривается трехлетний «цикл устаревания», согласованный с системой кредитования. По-настоящему долговечных машин почти не выпускают. А вот техника давних времен нередко демонстрирует поразительную живучесть. Благодаря чему во всем мире проводят гонки олдтаймеров. Многие автомобили пережили несколько поколений владельцев, но по-прежнему на ходу. Среди них немало редких и уникальных экземпляров. И надо обладать одержимостью, чтобы выводить эти раритеты на настоящий гоночный трек по несколько раз в сезон!

КРАСОТА СПАСАЕТ МИР

Турнир Moscow Classic Grand Prix, учрежденный компанией «Старое время», проходит с 2013 года. В этот раз состав участников был усилен большой делегацией из Латвии, что явно преобразило гонку.

Увидев заявочные списки, мы немедленно рванули на автодром Moscow Raceway — смотреть первый из трех этапов. Тридцать Волг в заявочном списке! И еще больше Жигулей и Москвичей, объединенных в один заезд.

Правила позволяют пилотам выбирать формат состязаний: либо «тайматтак» на лучшее время круга, либо массовый старт со всеми рисками автоспорта. И что вы думаете? Владельцы родстера Lotus Elan S2 1964 года и чуть более молодого седана Jaguar XJ6 предпочли стартовать в толпе машин советского производства! Остальные иномарки выбрали чистую борьбу с секундомером.

Для массового старта в зачете «Спорт» требуется переделка машины — начиная с установки каркаса безопасности. Такие операции, как ни крути, нарушают аутентичность модели. Ford Mustang 1968 года или Porsche 911 1975‑го — это все-таки не ГАЗ‑24. И как только рука поднимется выдрать из салона все штатные сиденья, чтобы установить одно гоночное…

Впрочем, турнир демократичен: гоняться можно и на полностью стандартных автомобилях — достаточно иметь исправные ремни безопасности и шлем.

ВСЁ ПО-ЧЕСТНОМУ

Девиз турингового чемпионата мира WTCC — Real cars, real racing — подходит гонкам «классиков» гораздо больше. Ведь в WTCC вы вряд ли найдете «реальные машины» — от них остается практически только кузов, да и тот несколько изменен. Вся начинка — сплошные инновации, улучшения и усиления. Такую технику на дорогах не встретишь, и вряд ли она вообще сможет получить номерные знаки.

Читайте также:  Что такое мембранная шумоизоляция автомобиля

В итоге получаем вполне умеренные расходы на подготовку спортивного болида с нуля: для Волги — около миллиона рублей, для Москвича вдвое меньше. С учетом того, что «в нуле» нечто сильно подержанное, но приемлемо сохранившееся. Для горячих энтузиастов компания «Старое время» держит несколько готовых машин для аренды или продажи.

Если бы принцип Бернарда Лондона взяли на вооружение (Конгресс США обсуждал такую возможность), все эти машины не дожили бы до наших дней. Их выбрасывали бы, как выбрасывают лампочки. Дизайн и инновации — это хорошо. Но все же ресурс не менее важен. Для понимания истинной ценности вещей нужно время. В самые сложные и дорогие, но одноразовые изделия просто не успеешь влюбиться.

ПОГОНЯ ЗА ГРАММАМИ

Знакомимся с самым интересным российским олдтаймером.

Отечественные Жигули и Волги. Их много, но основная масса ухоженных и быстрых гоночных олдтаймеров с каркасом безопасности прибыла на подмосковные состязания из Прибалтики. Даже обидно: в Латвии технику для кольцевых гонок времен СССР ценят и хранят лучше, чем в России.

Наш ответ? Москвич! Уникальный Москвич-412, подготовленный по техническим требованиям международной группы 2. Это копия кольцевой машины 1975 года, на которой выступал пилот Московского автомобильно-дорожного института Станислав Гесс де Кальве.

Копия близка к оригиналу и технически, и концептуально. В ее основе — серийная машина, причем именно 1975 года выпуска. И, что крайне важно, конструктор нынешнего автомобиля Игорь Ермилин принимал участие в разработке того оригинального Москвича.

Отличия диктует прошедшее время. Стратегические материалы вроде титана, вольфрама и магниевых сплавов давно уже не валяются под ногами. Зато упростился доступ к зарубежным гоночным комплектующим. Грамотный инженер может подобрать всё необходимое на интернет-ресурсе ShonX и ему подобных. Причем не только сиденья, ремни, съемный руль, бензобак, систему пожаротушения, соответствующие современным требованиям безопасности, но и амортизаторы, пружины, детали сцепления, элементы тормозной системы. Всё получишь, только плати.

В Москвиче установлен вварной каркас безопасности производства фирмы Московия. Он несколько отличается от оригинала, но тут ничего не поделаешь, ведь требования к безопасности ужесточились. Эталон тоже был оборудован вварным каркасом — шла борьба за жесткость кузова.

При мощности двигателя около сотни лошадиных сил Ермилин вел борьбу буквально за каждый грамм массы. Закон прост: чем легче, тем быстрее.

Возьмем, например, сцепление. Стандартный маховик весит 7 кг плюс еще 5–6 кг на серийное сцепление. В кольцевом Москвиче установлен облегченный маховик массой 3,2 кг. Диск сцепления металлокерамический, с напылением вместо накладок, корзина алюминиевая, выжимной подшипник — с интегрированным рабочим цилиндром. Всё вместе весит 2,5 кг. Помимо выигрыша в массе уменьшаем еще и момент инерции, что очень важно для быстрого разгона.

Коробка передач пятиступенчатая, кулачковая. Собрана в корпусе четырехступенчатой коробки от вазовской «классики». Привод механизма переключения — от Нивы-2123, схема переключения изменена. Карданный вал — укороченный вазовский. Задний мост и главная пара москвичовские, серийные.

Другие интересные технические решения представлены на фотографиях, а об отличиях копии от оригинала расскажет таблица.

Для каких соревнований построен автомобиль? Для участия в престижной зарубежной гонке олдтаймеров. А этапы Moscow Classic Grand Prix — прекрасная возможность для отладки и тестирования Москвича в боевом режиме. Сегодня шасси уже в хорошей форме. На очереди двигатель, его ждет серьезная форсировка. И лишь потом можно воплощать в реальность мечты о международной арене.

Adblock
detector