Тест-драйв MINI Countryman
Иногда эту машину хочется обложить поролоном, иногда оторвать и выбросить её приборную панель, но когда давишь на газ, всё это почемуто вылетает из головы…
Весной мне довелось побывать там, где чёрным золотом называют не углеводороды, а землю, — в Липецкой области. По обильным широким полям чернозёма, засеянного рапсом, я ездил на флагмане отечественного тракторостроения — «Кировце». Вот уж никогда не думал, что вспомню об этом во время тест-драйва MINI Countryman, однако почему-то вспомнил. Тракторист тогда посадил меня на боковое сиденье, которое, по всей видимости, предназначалось для всякого «отребья», вроде журналистов, и всю дорогу моя голова непрерывно билась о кабину. Признаться, это быстро надоедает и невольно заставляет задуматься о тяготах сельскохозяйственного труда. Через несколько минут, слегка дезориентированный, я спросил у оператора техники о том, каково ему каждый день вот так трястись? Представьте, сначала он не понял вопроса. А потом, когда догадался о чём я и увидел моё состояние, предложил пересесть в водительское кресло. И что вы думаете? Ощущение, что ты попал в лимузин представительского класса — никаких проблем с комфортом, сиденье подпружинено. Я был в полном восторге!
Багажник формы прямоугольника
и с вариантами трансформации. Неплохо
ОБЛОЖИТЬ ПОРОЛОНОМ
В общем, там, под Липецком, во время ритмичных ударов головой о кузов на меня снизошло озарение: пока тысячи автомобильных инженеров бьются над проблемой придания жёсткому шасси люксовых повадок, ответ лежит у них под носом — надо просто обложить себя поролоном. Именно об этом я думал всё время, пока ездил на MINI Countryman. И вот что меня беспокоило. Обычно, когда имеешь дело с жёстким автомобилем, это сразу же отражается на руле. Толчки, удары, вибрации — всё приходит на баранку. Так вот, при том что MINI как раз из тех машин, которые считают отсутствие мягкости своим достоинством, руль Countryman лишён всех вышеперечисленных недостатков. Все вибрации в этом небольшом кроссовере, как и в тракторе «Кировец», приходятся на сиденье. Уж не знаю, почему так получилось, но это очень хорошо чувствуется. Причём я не говорю о крупных неровностях, сотрясающих конструкцию целиком, я имею в виду всю ту мелочь, из которой состоит обычный двух-, трёхлетний асфальт. То есть ты едешь, например, за продуктами в загородный супермаркет, а MINI делает твоим телесам антицеллюлитный массаж. Поэтому-то, кстати, за рулём британской машинки всегда оказываются стройные дамы, а не то, что порой вылезает из Renault или Hyundai. Видели бы вы их до того, как они пересели на MINI… В общем, один секрет марки раскрыт. Правда, сиденье не только приносит пользу внешнему виду, оно ещё и впивается в ногу рёбрами жёсткости боковой поддержки. Это было первое в моей практике водительское кресло, в котором я тактильно чувствовал всю его внутреннюю конструкцию. Не могу сказать, что это приятный сюрприз. Увы, любовь производителя к худосочным барышням подложила свинью.
Много хрома и мало того, что можно назвать понятным и удобным
ЧЕМ НОВЕЙ — ТЕМ СКУЧНЕЙ
Но, как бы там ни было, это уже далеко не та жёсткость, которую помнят и ценят владельцы прежних MINI. Это скорее остатки былой роскоши, крохи со вчерашнего праздничного стола. Старый MINI был действительно бескомпромиссным. Каждый бугорок он встречал как боксёр — на, получи! Трамвайные пути служили для него красной тряпкой, он мечтал переломить их пополам… Жаль это признавать, но если вы из тех поклонников британской классики, которые считают, что кузов должен напоминать перфоратор, то ваше время прошло. Эпоха брутальных шасси, увы, завершилась. Один мой знакомый долго ездил на старом малолитражном Citroen. Ему очень нравилось. Когда он увидел новый DS3, то не устоял и тут же его купил. Через пару дней я встретил его крайне разочарованным — былой лёгкости и чёткости реакций нет и в помине. Чем современнее автомобиль, тем он инертнее, скучнее, безопаснее. То же случилось и с MINI — это уже давно не юркий катер, а нечто на воздушной подушке, с соответствующими повадками. По крайней мере именно так он ведёт себя в городе, когда пробираешься по пробкам или тошнишь на развязках со средней скоростью не превышающей 50 км/ч. Да и могло ли быть иначе? Ведь при обновлении модели производителя волновали только две вещи: увеличение простора на задних сиденьях и плавность хода. Вот вам и результат.
Зачем в гламурную машину добавляют такие
брутальные фишки? Не понятно.
«Зелёный» режим трансмиссии в таком интерьере не вдохновляет
Центральный экран не более, чем игрушка. И по форме,
и по содержанию
НЕ ВИДНО!
Что же тогда предлагают нам британцы в новом MINI Countryman, если в нём не осталось легендарного аутентичного азарта, который прежде чувствовался, начиная с отметки 30 км/ч? Давайте посмотрим. Во-первых, приборы, снятые со старого мотоцикла. Во-вторых, тумблеры, украденные со старого самолёта. Всё это, по мнению маркетологов, должно выглядеть дико круто и цеплять аудиторию. Хм, может быть. Но давайте попробуем посмотреть на интерьер MINI Countryman беспристрастным взглядом, чистыми, не затуманенными рекламой глазами. И тогда первое, на что обращаешь внимание, — абсурдность начинки салона. Возьмём тот же знаменитый спидометр. Он привязан к рулевой колонке и двигается вместе с ней. Это очень удобно. Однако, как ни старались конструкторы, мне всё равно видны отметки от 0 до 60 и от 100 до 200 — верхняя, центральная часть всегда скрыта. Ну и зачем было городить такой огород? Кроме того, с этого года Countryman оборудуется проекционным дисплеем, что окончательно нивелирует ценность вычурного форм-фактора приборной панели. К чему тогда было стараться? Уж лучше бы занялись кнопками на мультируле, которые не имеют даже примитивных насечек для тактильной ориентации. Потратили бы меньше денег, а удобства прибавилось бы в несколько раз. Можно было также приподнять органы управления климатом и те самые «стильные» самолётные тумблеры. Сейчас всё это хозяйство находится в слепой зоне и требует от водителя чересчур много внимания, но зато блестит и переливается разноцветной подсветкой. Просто загляденье! Увы, пути маркетологов неисповедимы…
Все вибрации в этом небольшом кроссовере,
как в тракторе «Кировец», приходятся на сиденье
КОНКРЕТНО
Ну а что делать владельцу MINI Countryman, если он не дай бог безразличен к вычурному дизайну? Получать удовольствие от езды. Конечно, оно вряд ли достижимо на офф-роуде, где новинка беспомощна из-за мизерного дорожного просвета и отсутствия сложных алгоритмов электронной помощи, зато на трассе или на треке. Неважно, главное условие — ехать. Все члены семьи BMW раскрываются только во время езды. Либо на шоссе, где можно не сбрасывать меньше 130 км/ч, либо на пустых горных серпантинах, заброшенных аэродромах, закрытых картодромах, ипподромах и космодромах… Когда начинается настоящая езда, все реальные и мнимые недостатки MINI Countryman пропадают. Он одинаково прекрасно держит дорогу и на прямой, и в виражах, замечательно реагируя на правую педаль. Правда, дизель не лучший вариант для асфальта (на высших оборотах он быстро скисает), но пока ты находишься в нужном диапазоне, тяга остаётся и он не подведёт… В общем, это, конечно, не «Кировец», но и воспринимать MINI только в качестве объекта хипстерско-пижонского поклонения я бы не стал.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ
Нынешний MINI Countryman построен на платформе UKL2, объединившей его с кроссовером BMW X1. Подвеска спереди — Макферсон, сзади — многорычажная. Колёсная база выросла на 75 мм, в результате чего получился самый длинный из всех выпускавшихся MINI. Пространство для задних пассажиров увеличилось на 50 мм. Полный привод подключается с помощью многодисковой муфты с электронным управлением. Мотор — дизельный с турбиной, мощностью 150 л.с.
Редакция благодарит подмосковный картодром
«МАЯК» за организацию съёмки
Тест MINI Countryman/Paceman: чудной, но чудный
Я вовсе не удивился бы, если бы магнитолу в этой машине расположили на потолке, а ручник — скажем, в заднем ряду. Несомненно, в этот автомобиль можно влюбиться с первого взгляда. Конечно, к нему можно и привыкнуть. А ненавидеть — невозможно. Во‑первых, он по-щенячьи забавный. А во‑вторых, если опробовать его на ходу…
УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ
Нынешние изменения «Кантримена» и «Пейсмена», как теперь водится, минимальны. Бамперы и светотехнику подкорректировали ровно настолько, чтобы покупатели машин нового модельного года чувствовали приятное превосходство над покупателями предыдущих. Моторы под Евро‑4 и двигатель, форсированный со 184 до 190 л.с., мы не получим. Как и большинство дизельных модификаций. Зато покупатели, ждущие от «Мини» генов «Мини», точно не обманутся.
Надо быть очень самоуверенным человеком и смело надевать, скажем, красные кроссовки с черным костюмом, чтобы сваять такой салон. Тем более в кроссовере, от которого обычно ждут практичности. Скучный термин «эргономика» и еще более тяжеловесный «рабочее место водителя» здесь не подходят. Зато каждая деталь вызывает улыбку, даже если настроение с утра было неважным.
Вот в середине огромного «блюдца» с каемочкой в виде шкалы спидометра плавает карта навигации. Масенькие тумблеры под блоком управления климатом нащупать да и разглядеть трудно. Управление магнитолой — ребус, который разгадаешь не сразу.
Все это немного напоминает медвежьи шапки британской королевской гвардии. Не думаю, что носить их — великое удовольствие, но выглядят — глаз не оторвешь. Однако разница все же есть, и очень существенная: «носить» «Кантримен» как раз очень удобно!
ХОДОВЫЕ ЧАСТИ
Посмеялись? Ну а каков этот мэн в деле? Тут ведь не до мохнатых шапок, традиционной смеси чая с молоком и прочих островных штучек. Тут кое-что надо уметь.
То, что делает автомобиль автомобилем — руль, педали, рычаг механической коробки передач, — всё стоит именно так, как нужно. Да и работает — тоже. Мне даже немного жаль тех, кто так и не попробует стандартную для «Кантримена» шестиступенчатую коробку передач (уверен, что наши покупатели предпочтут опционный шестиступенчатый автомат). Ведь щелкать ступени такой механики — одно удовольствие! Ходы рычага короткие, фиксация четкая, почти как (извините за банальность) в спортивном автомобиле. Немного длинноват рабочий ход педали сцепления. Но это я так — чтобы хоть к чему-нибудь придраться.
А ведь часто переключаться нет нужды. Мотор в 190 сил (у нас — 184 л.с.) и трансмиссия работают слаженно — позволяя, если одолевает лень, включить шестую уже на 70 км/ч без боязни, что для нормального, пусть и не самого стремительного, ускорения не хватит тяги.
Подвеска и рулевое настроены под стать силовому агрегату. Реакции на руление четкие и острые. Несколько раз на пустой дороге имитировал объезд несуществующей канавы. Здорово! При этом на высокой скорости кроссовер не докучает излишне резкими телодвижениями на мелких неровностях, характерными для некоторых моделей с зажатым рулем.
Вот что значит грамотная настройка! Немного жестковат? Не без того, но это вполне законное приложение к вкусной управляемости.
Тут-то и забываешь об интерьерном выпендреже. Бог с ними, с плохо доступными тумблерами! Хотя переключение с помощью одного из них в режим «спорт» действительно меняет характер автомобиля: реакции на нажатие педали газа и отклики на повороты руля становятся еще острее. Забудем о каемочке спидометра вокруг карты навигации — стрелки все равно не видно. Чтобы не налетать на штрафы, лучше поглядывать на окошко под игривым тахометром: там цифровой спидометр. К тахометру претензий нет — это единственный прибор, чьи показания читаются отменно. В общем, «Мини-Кантримен» — удивительное, причудливое сочетание игривого и, быть может, излишне смелого дизайна с абсолютно взрослой, причем очень грамотной настройкой силового агрегата и шасси.
Ну а «Пейсмен» — не просто трехдверная версия (фирма, разумеется, гордо именует ее купе) «Кантримена». Подвеска — жестче, руль — тяжелее. И все это, само собой, особенно здорово подходит к версии о 218 силах (снятых все с тех же 1,6 литра!) «Джон Купер Воркс». Кроссовер с тремя дверями, свирепым мотором и пижонским салоном? Именно так — вполне логичное сочетание в стиле «Мини».
НАШЕЙ КАНТРИ МЭН
На российском рынке самая дешевая (не очень подходящий в данном случае эпитет) модификация обойдется в 1 149 000 рублей. Это «Мини-Купер Кантримен» с передним приводом и 122‑сильным мотором. В оправдание цене — куда более богатая, чем прежде, базовая комплектация. Есть система динамического контроля и климат- контроль, светодиодные огни, обогрев сидений, кожаный руль и прочие радости комфорта.
«Пейсмен» в базовом оснащении на 50 000 рублей дороже. Полноприводный «Кантримен» стоит не меньше 1 455 000 рублей.
Ну а самый пижонский вариант — мечта закостенелого индивидуалиста — «Пейсмен» в комплектации «Джон Купер Воркс» с 218‑сильным мотором станет в 1 785 000 рублей. За что такие деньги? За броский дизайн, тщательную отделку, полный привод. А в придачу — «совсем немного»: оригинальный чудной салон и чýдные ходовые качества. В общем, за гены «Мини»!
ПЛЮС Отличные ходовые качества
МИНУС Заплатив заметно больше миллиона, нужно привыкать к причудливой эргономике
ДЛЯ ДЕРЕВНИ ДЕДУШКА
Первый «Кантримен» появился еще в 1961 году. Близнецов звали «Моррис Мини-Тревеллер» и «Остин Мини-Кантримен». Ни о каком полном приводе тогда речь не шла. Просто база универсала был длиннее стандартной на 100 мм, а доступ в просторный багажник открывали распашные дверцы в задней стенке. Машины первого поколения делали до 1969 года. «Моррисов» построили 99 000 штук, а «остинов» — 108 тысяч.
ТЕСТ ДРАЙВ MINI COUNTRYMAN COOPER S ALL4
Впервые проявивший на рынке в 2010 году Countryman стал одной из наиболее значимых новинок за всю историю MINI. Разработчикам удалось сохранить фирменный компактный дизайн своих моделей и удивительным образом объединить его с полным приводом, который выводит этот автомобиль за привычные рамки городских дорог.
Второе поколение Countryman по заявлению самих его создателей, разрабатывалось не столько для привлечения новой аудитории, сколько для тех, кто уже был знаком с этим автомобилем. Поэтому основные изменения здесь коснулись ходовых качеств и внутреннего пространства – именно тех характеристик, которые в предыдущих моделях вызывали больше всего нареканий.
НОВЫЙ ЭКСТЕРЬЕР
Уже при первом взгляде на новинку видно, что основные доработки коснулись общих пропорций автомобиля. Компактный кроссовер второго поколения стал ниже на 0,4 см, на 3,3 см шире (1822 мм) и на 18,9 см длиннее (4299 мм), а колесная база модели увеличилась на 7,5 см (2670 мм). Все это сделало Кантримен самым крупным автомобилем в истории производителя, но самое главное – добавило ему плавности хода, которой не хватало первому поколению полноприводных МИНИ.
В экстерьере нового кроссовера появились и другие отличительные черты:
- головной свет со светодиодными обручами ходовых огней;
- более крупные фонари;
- широкая крышка багажника;
- вертикальные аэродинамические прорези в переднем бампере;
- декоративные вентиляционные окна в передних крыльях.
Самый большой, тяжелый, просторный и полностью полноприводный Countryman – это действительно новая страница в истории MINI Cooper. Но тест-драйв показывает, что помимо чисто количественных показателей и фейслифтинга, автомобиль действительно оказался на порядок лучше предшественников и полностью оправдывает ожидания от пусть и компактного, но полноприводного кроссовера.
В САЛОНЕ НОВОГО COUNTRYMAN
Изменения в салоне оказались не менее значительными чем новый экстерьер. Первое, что стоит отметить – это свободное пространство, которого не хватало первому поколению Countryman. Места в багажнике и на задних сиденьях стало гораздо больше и сегодня это самый просторный автомобиль из всех, выпущенных под этим брендом.
При 5-местной конфигурации сидений, объем багажника увеличили на 100 л (450 л), а при сложенных задних сидениях он составляет все 1390 л. Дверь багажника также расширилась и опционально она может быть укомплектована быстрым пятисекундным электроприводом, который открывает багажник движением ноги под бампером или с брелока.
Кресла стали удобней не только за счет того, что салон стал просторней, но и благодаря широкому диапазону регулировок, и на первом, и на втором ряду. Для пассажиров второго ряда сделали важные улучшения:
- удобное деление спинки в пропорции 40:20:40;
- дефлекторы обдува;
функциональный подлокотник с нишей для хранения различных мелочей.
Эргономика салона заметно улучшилась. Тумблеры здесь разместили выше, чем в предыдущей модели и снабдили их качественной подсветкой, за счет чего они стали удобнее. Торпедо нового Countryman, как и в предыдущем поколении остается самым массивным из всего модельного ряда бренда. Его наиболее яркий элемент – это уже знакомый по другим моделям круглый сенсорный дисплей на центральной консоли.
«Умная» подсветка вокруг дисплея реагирует на все действия водителя. Она меняет цвет при запуске двигателя, смене настроек климат-контроля и повторяет световую индикацию парктроника. Так, если машина приближается к помехе – цвет подсветки меняется от безопасного зеленого к предупреждающему красному. А те, кто не любит подобные эффекты, могут отключить функцию.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Новый MINI доступен с четырьмя типами турбодвигателей: парой бензиновых (Р3 и Р4) и двумя дизельными (Р4). Все 4 варианта – это последние поколения фирменных моторов TwinPower Turbo. В автомобиле установлена 8-ступенчатая автоматическая КПП Steptronic, которая оставляет возможность переключать передачи вручную, с помощью подрулевых лепестков.
Объем двигателя нового поколения Cooper S ALL4 увеличился с 1,6 до 2 л, а его мощность возросла до 192 л.с. вместо прежних 184 л.с. Крутящий момент увеличился с 240 до 280 Нм и теперь составляет 400 Нм в диапазоне от 1750 до 2500 об/мин. Максимальная скорость обновленного Countryman – 222 км/ч, а до 100 км он разгоняется в зависимости от комплектации за 9,6 или 7,2 с.
При этом новая версия Кантримен получила увеличенный на 4 л объем бака и стала более экономичной – расход топлива здесь сократился на 0,3-1,5 л на 100 км в режиме трасса-город. Кроме того, расход топлива можно регулировать и с помощью разных режимов вождения, среди которых есть экономичный GREEN Mode, идеально подходящий для вождения в условиях городского траффика.
Поведение Cooper S All4 на дороге оправдывает его название, он отлично справляется как с городскими дорогами, так и с ездой по бездорожью, и заснеженным трассам. Второе поколение Countryman получило новую платформу UKL2, которая объединяет его с кроссовером BMW X1 и Active Tourer и обеспечивает отличную проходимость.
Чуткий руль позволяет легко уворачиваться от выбоин на дороге, а тормоза помогают быстро осадить автомобиль. Фирменная система постоянного полного привода All4 динамически распределяет мощность между передней и задней осями, вычисляя оптимальный крутящий момент для каждого колеса в зависимости от стиля вождения и сцепления с дорогой.
ПАКЕТЫ КОМПЛЕКТАЦИИ
Второе поколение компактных кроссоверов доступно в трех основных вариантах комплектации, а для любителей спортивной езды также в виде эксклюзивной 231-сильной модификации John Cooper Works Chili.
Перечень отдельных дополнительных опций включает в себя:
- навигационную систему Professional с дисплеем 8,8 дюймов;
- проекционный дисплей;
- тачскрин-панель для рукописного ввода данных;
- систему памяти настроек для водительского кресла;
- систему RTTI (оповещение об обстановке на дорогах в режиме онлайн);
- систему автоматической парковки.
Mini традиционно предлагает огромное количество дополнительных опций, как в плане дизайна салона и экстерьера, так и для расширения функциональных возможностей автомобиля. Но при этом бренд остается верным себе, предлагая фирменные пакеты персонализации:
Salt — интерьер салона в этой комплектации предполагает фирменные велюровые коврики, удобные крепежи для вещей и косметические зеркала. В этот базовый пакет входит бортовой компьютер, климат-контроль и противотуманные фары.
Pepper. В комплектации Pepper интерьер дополнен кожаным рулевым колесом, а водителю доступно больше «умных» опций:
- функция безключевого доступа;
- автоматический блок управления фарами и стеклоочистителями;
- датчик дождя;
- пакет освещения MINI Excitement.
Chili. В топовом пакете оснащения этот компактный кроссовер приобретает спортивный характер благодаря светодиодным фарам, 18-дюймовым легкосплавным дискам «Black Pin Spoke», спортивному рулю и передним сиденьям из алькантары с перфорацией. Среди других опций доступных в этом пакете:
- переключатель системы выбора режима движения MINI Driving Modes;
- усовершенствованная аудиосистема;
- полифункциональная система управления, расположенная на руле;
- бесконтактное управление дверью багажника с электроприводом;
- камера заднего вида с защитой от грязи;
- мультимедийный интерфейс (аналог BMW iDrive).