Тест драйв –
«На все четыре (Viano 4×4)»
Машины,
участвующие в тесте:
Mercedes-Benz оснастил полным приводом свою линейку минивэнов и малотоннажников. Теперь все четыре базовых модели – Sprinter, Vario, Viano и Vito – имеют версии с колесной формулой 4х4
Вопреки “страшилкам” о глобальном потеплении две последних зимы во многих странах оказались на редкость снежными и холодными. Например, и в Восточной, и в Западной Европе раз за разом случались транспортные коллапсы. Мало приспособленные к суровым дорожным условиям автомобили бились на льду, буксовали в сугробах и на припорошенных подъемах, застревали на раскисших грунтовках. И ладно бы речь шла только о легковых моделях, но ведь эти же проблемы в полной мере испытали и машины, состоящие на службе у государства и бизнеса. Результат не заставил себя ждать: то и дело случались перебои с доставкой почты, продуктов питания, медикаментов, стройматериалов и других грузов, а также людей к месту работы и отдыха.
Уловив тенденцию, инженеры Mercedes-Benz Vans сразу же взялись за разработку вариантов полного привода, которыми можно оснастить всю малотоннажную линейку бренда. То, что получилось, предложили испытать в деле, пригласив меня на тест полноприводных модификаций Sprinter, Vario, Viano и Vito. Время и место его проведения выбрали грамотно – в середине весны в горах Северной Италии много снега, глины, луж, ручьев и разбитых проселков; здесь же множество строительных карьеров, котлованов. Словом, в самый раз, чтобы проверить, как работают машины с формулой 4х4.
Обкатка
Прибыв в Турин, узнаю, что предстоящий тест включает несколько этапов – “естественный”, “искусственный” и их гибрид. Организаторы поясняют: во-первых, маршрут проложен по горам и лесу, там, где на обычных автомобилях сейчас просто не проехать, эти места в состоянии осилить только версии со всеми ведущими колесами. Во-вторых, есть полигон, где подготовлены специальные участки для сравнения модификаций с полным и моноприводом. И наконец, вы попадете в карьер, где добывают щебень. Там ездят лишь грузовики и тракторы, но можно проверить и малотоннажные модели.
Однако начать все же предлагают с полигона. Видимо, для того, чтобы, попав в условия реального бездорожья, я уже понимал, на что способен минивэн или грузовичок. Что ж, полигон так полигон. Правда, до него порядка 100 км, и добираться нужно за рулем Viano, причем стандартного, заднеприводного. Вскоре догадываюсь, что тем самым мерседесовцы дают возможность сравнить обе версии, продемонстрировав их одинаково высокий уровень комфорта и динамики. Действительно, нынешнее поколение этих микроавтобусов впору сравнивать с легковыми автомобилями. Каждая часть салона, будь то кабина водителя или пассажирский отсек, эргономична и функциональна. Удобные ортопедические кресла с пакетом регулировок, кожаный мультифункциональный руль, климат-контроль, роскошная отделка интерьера – все это обеспечивает уют и безопасность на уровне седана премиум-класса. Не менее хороша подвеска: машина идет очень плавно, тихо, управляется легко.
В дороге время летит незаметно, и вот уже въезд на полигон. Он подготовлен к тесту по-немецки основательно: искусственные горки, склоны, обильно залитые водой и, наоборот, полностью сухие скоростные участки. Здесь же выстроились машины – Viano, Sprinter. Часть из них – обычные версии, с приводом на одну ось. Часть – новинки, о чем говорят шильдики на кузовах – “4Matic” и “4х4”. Мне предстоит сравнить, как те и другие ведут себя в сложных дорожных условиях.
Например, трогание на мокрой горке. Для наглядности решаем стартовать на двух автомобилях одновременно. Заднеприводная версия буксует, вроде бы начинает двигаться, но как бы нехотя. В то время как машина с полным приводом легко уходит с места в гору, даже не намекая на проблемы. Это предсказуемо: на Viano установлен постоянный полный привод 4Matic, хорошо известный, в частности, по внедорожнику Mercedes-Benz ML-Class. На сложных участках он способен обеспечить максимум тяги и, соответственно, безопасности. При этом крутящий момент в минивэне при обычном режиме движения распределяется между передней и задней осями в соотношении 35:65, благодаря чему автомобиль в версии 4Matic в повседневных условиях ведет себя почти так же, как и его моноприводные собратья. Кстати, система полного привода не очень заметно отразилась и на других параметрах Viano. В частности, масса автомобиля возросла лишь на 80 кг. А раздаточную коробку немцы прифланцевали прямо к коробке передач, и привод переднего моста в результате получился весьма компактным, да еще и не требующим сервиса – он заполнен маслом в расчете на весь срок службы машины.
Тем временем переходим к следующим упражнениям. Одно из традиционных – “переставка”. Причем с вариациями: как на “пустой” машине, так и с большим прицепом. Другое задание – преодоление искусственных луж на приличной скорости. И в каждом случае полный привод ощутимо надежнее. Совершая любой маневр, я контролирую автомобиль, понимаю, как он будет вести себя в следующую секунду. Причем это одинаково справедливо по отношению к любой из представленных на тесте моделей, будь то микроавтобусы Viano или Vito, грузовичок или фургон Sprinter.
Возможны варианты
Козьими тропами
Итак, “курс молодого бойца” на полигоне пройден. Теперь можно вырваться на оперативный простор, в горы. Вновь для начала выбираю Viano, но с условием, что на маршруте пересяду в другую модель. Дело в том, что почти в каждом из четырех семейств штутгартских малотоннажников полный привод имеет свои нюансы, обусловленные эксплуатационными задачами машины (при этом три модели оснащены электронной системой управления тяговым усилием 4ETS).
Например, Sprinter 4х4 обладает рядом дополнительных функций – в частности, полный привод здесь подключается лишь в случае необходимости, для чего на приборную панель вынесена дополнительная кнопка. Кроме того, автомобиль опционно может быть оснащен понижающим редуктором, который почти на 40% увеличивает тяговое усилие. А Vario 4х4 имеет уже постоянный полный привод с принудительной механической блокировкой межосевых и межколесных дифференциалов. И это решение логично: Vario – самый большой малотоннажник Mercedes-Benz, по сути, это почти настоящий грузовик, выполняющий достаточно тяжелые задачи. Впрочем, как и Vito, который по своему функционалу нечто большее, чем просто минивэн.
Но эти машины я испытаю позже. А пока увожу Viano 4Matic с асфальта. Вначале грунтовая трасса достаточно неплохая – твердая и широкая. Но с каждым километром вверх и вглубь леса покрытие становится все хуже и хуже. То и дело попадаются нерастаявшие языки снега, лужи под коркой льда или, наоборот, весело журчащие ручьи, проторившие поперек дороги достаточно глубокие русла. Периодически вынужден переезжать через камни и сломанные ветви, утыкаться в ямы, ползти по глубокой колее либо осторожничать на мокрой опавшей листве, с которой микроавтобус может в любой момент соскользнуть в обрыв.
Действительно, соваться сюда даже на “паркетнике” не следует: застрянешь и потом будешь долго куковать вдали от цивилизации. А вот полноприводной Viano под урчание 163-сильного дизеля, выдающего 360 Нм крутящего момента, движется спокойно, уверенно. Причем от водителя требуется минимум усилий: лишь дозированно давить на педаль “газа” и работать рулем; остальное регулируется электроникой, управляющей уровнем тягового усилия, и 5-диапазонным “автоматом”. Свою роль играют и габариты. По сравнению с обычной версией микроавтобуса у модификации 4Matic клиренс увеличен, а углы свеса (и передние, и задние) больше на 6°. Соответственно, почти на 20% возрастает и предельная крутизна преодолеваемых подъемов.
Но пришло время опробовать и другие модели. Например, Vito. Он известен в разных ипостасях – и вместительного микроавтобуса, и грузопассажирского фургона. Его любят бригады строителей и коммунальщиков, владельцы отелей, небольших магазинов. Теперь же, с появлением полноприводной версии, потенциал автомобиля возрос значительно, в чем я убедился на горных курортах Италии. Попав в царство лыжников и сноубордистов, Vito 4х4 повел себя так, словно и не выезжал с каменных площадей Турина. Снег, лед, мелкий гравий его постоянный полный привод преодолевал играючи, и было понятно, что машина может выступать и в роли тягача. Причем штутгартцы не ограничились трансмиссией, полноприводные Vito предлагаются с различными вариантами настроек подвески – если в кузове преобладают пассажирские кресла, то уровень комфорта выше, если же автомобиль приспособлен к перевозке грузов, то акцент сделан на выносливость конструкции.
Наконец, спустившись в низину, попадаю на последний этап теста – в карьер. Тут организаторы вновь потрудились: сделали глубокий брод, проложили трассу по завалам щебня, причем так, чтобы были и крутые горки, и боковые уклоны, и участок, имеющий название “стиральная доска”. А препятствия должны преодолевать грузовики – пришла очередь Sprinter и Vario.
И опять никаких вопросов: пусть медленно, но надежно все автомобили забираются по крутым склонам, переваливают через их вершины и так же спокойно спускаются вниз, по пути переезжая водоем. Иной раз кажется, что с очередной преградой Mercedes не справится, но инструктор подстегивает: “Газ, газ, газ! Вперед!” Я слушаюсь, и машина движется почти как танк.
Судя по всему, тезис о том, что подразделение Mercedes-Benz Vans постоянно совершенствует свои модели и стремится отвечать любым потребностям клиентов, подтверждается. Выводя на рынок свой квартет полноприводных версий, штутгартцы и в самом деле сделали серьезный шаг навстречу покупателям. Причем в большей степени его должны оценить в России, где автомобили с формулой 4х4 особенно востребованы, и не только зимой.
Mercedes-Benz Viano 2.2 CDI: Ближе к истине
Мерседесовцы очень хотят, чтобы все думали, будто Viano – это минивэн. Хранитель семейных ценностей и передвижного домашнего очага. Либо представительский экспресс на службе офиса, комфортабельный и скоростной одновременно.
Мерседесовцы очень хотят, чтобы все думали, будто Viano – это минивэн. Хранитель семейных ценностей и передвижного домашнего очага. Либо представительский экспресс на службе офиса, комфортабельный и скоростной одновременно. Что ж, у них есть все основания этого хотеть, тем более что Viano отвечает всем требованиям, предъявляемым к минивэнам: вместительный, удобный, быстрый. Плюс ко всему престижный и дорогой, что очень даже по-мерседесовски. И весьма дружественный по отношению к водителю, гостям, партнерам, семье – ко всем, кому предстоит с ним общаться.
Однако что бы там себе господа из DaimlerChrysler не позиционировали, Viano все-таки не минивэн. Это самый настоящий микроавтобус. И дело не в том, что он фактически копирует коммерческий фургон или, упаси боже, в управлении подобен грузовику, нет. Просто он обладает двумя важными качествами, которые в таком масштабе практически несвойственны легковым автомобилям: неимоверный внутренний объем и совершенно безумное количество вариантов исполнения. Минивэны на такое не способны.
Viano выпускается во множестве различных вариантов. Варьируя такие параметры, как длина колесной базы, размер заднего свеса и высота кузова, можно создать тот самый единственный и неповторимый микроавтобус, что и требовалось. Опять же, говоря о двигателе также сталкиваешься с проблемой выбора: предлагаются дизельные и бензиновые моторы различной мощности, главный из которых при объеме 3.2 литра развивает 218 сил.
О статусе машины, кстати, можно судить по одному весьма красноречивому факту. Предшественник Viano, в духе легковых Мерседесов причисленный к одному из классов, обозначавшемуся буквой V, состоял на службе у президента России. Наглухо затонированные автомобили «V»-класса (или, как правильно говорят немцы, фау-класса) черного цвета в количестве трех штук сопровождали ВВП во всех его поездках. Возможно, появление таких машин в главном кортеже страны способствовало их популярности у простых смертных: трехлетние «вэшки» в большом количестве понаползли к нам из-за границы.
Новый микроавтобус радикально отличается от своего фау-предшественника. В первую очередь компоновкой. Как известно, правильный Мерседес – заднеприводный Мерседес. Это вам скажет любой школьник, который хоть раз в жизни держал в руках печатное издание с машинкой на обложке. Так вот, Viano ближе к истине: он куда более Mercedes, нежели «V»-class, поскольку имеет привод на задние колеса и, соответственно, продольное расположение силового агрегата. И поскольку трансмиссия ушла из-под капота, появилась возможность поставить более мощные двигатели. Между прочим, «V»-class с его поперечно расположенным мотором и передним приводом был крайне скуп на подкапотное пространство, и в результате самая заряженная модификация V 280 оснащалась чрезвычайно компактным, но крайне капризным и ломким двигателем от… Volkswagen – тем самым рядно-V-образным мотором VR6. Этот силовой агрегат настолько плотно вписывался в моторный отсек микроавтобуса, что ремонт и обслуживание его представляли собой фактически ювелирную работу.
«Мы с приятелем вдвоем работали на дизеле…» Дизельный Мерседес, да к тому же микроавтобус – более чем логичное сочетание. И «автомат» оказался весьма по делу. Кстати, Viano – это на сегодняшний день единственный микроавтобус, оснащенный автоматической коробкой с секвентальным режимом переключения. В сочетании с супертяговитым дизелем «псевдоручка» теряет всякий смысл: при утопленной в пол педали на любой передаче автомобиль очень славно разгоняется на «голом» моменте, не слишком нуждаясь в суетливых переключениях вниз. Даже удивительно, как такая здоровая бандура может так бодро валить на вроде бы скромном 150-сильном моторе! Еще более удивляет способность вэна проходить повороты: в рулевом, конечно, остроты никакой нет, но подвеска оказывается на редкость собранной и почти «безкренной».
И все-таки, несмотря на ярко выраженную живость характера и высокие потенциальные возможности, большая машина все-таки создана для мирной жизни на улицах городов, где нет ни раллийных допов, ни рекордов круга. Но есть расстояния, которые нужно преодолеть быстро, но с должным комфортом. Это философия любого Мерседеса. И здесь Viano на высоте: микроавтобус настолько прост, понятен и надежен в управлении, что хочется просто ехать и ехать. Наслаждаться жизнью, думать о чем-то своем, совершенно не отвлекаясь на сам ездовой процесс. Будто бы машина сама едет, читая легенду откуда-то из ваших мыслей! Никакого напряга, сплошной релакс.
Наш серебристый вэн был в шестиместном варианте: каждый из присутствующих располагал собственным креслом. А вот как выглядит чарт пассажирских мест с точки зрения ездового комфорта: самое козырное место – рядом с водителем. Далее следуют места среднего ряда, на которых, однако, приходится ехать спиной вперед. А на заднем ряду – то есть фактически над задними колесами – на неровностях уже порядком потряхивает. Здесь же: для пущей купейности в салоне имеется раскладной стол. Каждый пассажир имеет прямой доступ к своему подстаканнику и пепельнице. То что надо!
А теперь – о грустном. Откровенно недорогие материалы отделки салона, большие зазоры между деталями… Не то, чтобы мы придираемся, но все-таки качество испанской сборки (Viano производится на испанском заводе DaimlerChrysler в Витории) могло бы быть получше. То, что естественно для рабочего фургона Vito, на дорогом микроавтобусе смотрится грубовато. По крайней мере, легковые Мерседесы оставляют куда более благоприятное впечатление.
Так ведь и этот «автобус» вроде как легковой. Почти минивэн, только больше и солиднее. И дороже. Впрочем, для тех, кто жаждет иметь микроавтобус бизнес-класса, это на сегодняшний день единственный вариант. Конечно, есть еще и Volkswagen Multivan, тоже дорогой и серьезный автомобиль. Однако, как ни крути, а звезды на нем нет и не будет. А у Viano есть и звезда, и все остальное.