Тест драйв Mercedes-Benz CLA –
«Загадочные «пятисантиметровки» Mercedes-Benz CLA Coupe»
О Mercedes-Benz CLA
Mерседес-Бенц ЦЛА
С какой-то маниакальной одержимостью дизайнеры модели второго поколения кроили ее кузов именно на 50 мм, то отрезая их, то вдруг добавляя. Мы попытались выяснить, как эти упражнения отразились на характеристиках машины
Все-таки до чего же важен случай! Вот и сейчас, не окажись на маршруте моего тест-драйва временного знака «Проезд запрещен», коварно установленного в одной из баварских деревушек, я не поехал бы в объезд. И не узнал бы, как автомобиль ведет себя в нетипичных для него условиях: на пыльной и ухабистой грунтовке, петляющей в перелесках, на узеньком – едва-едва для одной машины – серпантине, вьющемся по холмам, в переулках ферм, где нужно разъезжаться с тракторами и грузовиками. И все это – в максимальном темпе, поскольку следовало уложиться в плотный график. Но я рад, что сложилось именно так. По крайней мере, мне теперь понятно, кому и зачем лучше всего подойдет этот автомобиль. Впрочем, по порядку.
Будем вешать в граммах?
Стремясь не показаться сумасшедшим, дизайнер нового CLA с жаром разъясняет, что «волшебные пятьдесят миллиметров» (цитата) – не пунктик и не помешательство, а вполне осознанный и необходимый выбор. Причем не только облагородивший внешний вид машины, но и повысивший ее комфорт, практичность, ходовые качества.
Вот, например, понизили линию капота, попутно сузив фары, и CLA Coupe второго поколения стал выглядеть энергичнее своего предшественника (а заодно показатели аэродинамики улучшились). Прибавили ширину кузова – и почти на пять сантиметров увеличилось пространство на уровне локтей задних пассажиров. Как красоте, так и повышению ездовых характеристик служит увеличение длины кузова и ширины колеи сзади.
Впрочем, пресловутые 5 см – в большей степени фигура речи, фишка, заготовленная для журналистов. Ведь на самом деле ни в одном из случаев те самые 50 мм в точности не выдержаны – где-то их лишь 48, где-то – 53, 55 или 44. Более того, по некоторым показателям отличия от автомобиля первой генерации вообще мизерные. Так, пространства над головой в задней части салона прибавилось всего на 3 мм, а высоту кузова понизили на 2. Уменьшив на 1 мм (!) зону для ног спереди, компоновщики добавили тот же миллиметр задним седокам. Колесная же база нового четырехдверного купе прибавила добрых 30 мм, а к ширине колеи спереди и вовсе накинули 63.
Все это говорит о тщательности, с которой штутгартцы подошли к созданию второго поколения модели. Что объяснимо: за пять лет автомобили CLA Coupe и CLA Shooting Brake приобрели более 750 тыс. человек, причем, как правило, они на добрых 10 лет моложе, нежели средний покупатель Mercedes-Benz. То есть оправдывается расчет на то, что модель становится входным билетом, пропуском в мир бренда, тем самым формируя лояльную аудиторию на будущее. Да и у других марок этот автомобиль переманивает клиентуру. Так что приходится все выверять до миллиметра – упаси бог ошибиться, выпустить плохой продукт.
В поисках пяти отличий
Унификация – и радость, и беда автоиндустрии. Радость для производителя: создал одну платформу, гамму агрегатов, элементы интерьера – и знай себе клепай вроде бы разные машины, на деле отличающиеся в основном лишь внешне. Беда же для автомобилистов, желающих разнообразия, индивидуализации. Хотя и это спорно: чем плохо, что разные продукты бренда имеют одинаковую эргономику, настройки кресел, «климата» или мультимедиа, где все понятно и привычно даже в том случае, если вы пересели в модель классом выше или ниже? Хуже, когда все это приходится «открывать» заново, не находя и потому не используя те или иные функции.
Сев в новый CLA Coupe, я понимаю: все это уже знаю! Причем буквально все – до кнопочки, до рычажка, до ящичка. Да, изнутри это Mercedes-Benz A-Class новой генерации, вышедший на дороги ранее. Тот же длиннющий сдвоенный планшет с великолепной графикой и цветопередачей, объединяющий «приборку» и «мультимедийку», та же пятерка дефлекторов воздуховодов в виде турбин и панелька с клавишами «климата» под тремя средними из них, те же настройки кресел, рулевого колеса и, разумеется, интерьер-ассистента MBUX – системы жутко умной и продвинутой. Ну, разве что она стала еще умнее.
Так, в голосовом режиме она теперь отвечает не только на какие-то простенькие вопросы, но и на весьма «закрученные». Например, вы можете спросить: «Какие есть поблизости рестораны, где были бы рады и детям, но не китайские и не японские?» Или поинтересоваться, как завершила матч любимая команда. А то и выяснить, сколько жира содержится в авокадо. Жаль только, что пока до такой степени «глубокие» беседы возможны лишь на американском рынке – ключевом для модели CLA, но немцы обещают вскоре предложить опцию и европейцам (кстати, управление жестами тоже остается). Другая новость, касающаяся MBUX, состоит в том, что этот ассистент отныне распознает голос, который должен отдавать ему команды: тот, кто последним активировал систему, сказав ей «Привет, Mercedes», и может управлять ею. А никакой другой шутник уже не сумеет «приколоться», решив сбить электронику с толку.
Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин
Renault Symbol
(седан)
Mercedes-Benz B-Class Electric Drive
(хэтчбек 5-дв.)
Infiniti Q30
(хэтчбек 5-дв.)
О салоне следует сказать, что спереди все замечательно – кресла, эргономика, простор, обзорность. А вот на втором ряду взрослым (особенно высоким) делать нечего: потолок на макушку почти давит (по крайней мере в версиях со стеклянным люком в крыше), коленям и ступням тесно. Профиль сидений на втором ряду весьма неплох, у пассажиров есть свои дефлекторы (все те же «турбинки») климатической системы. Багажник же стал на десяток литров меньше прежнего, хотя и остается достаточно вместительным (но надо понимать, что тут не предусмотрена запаска). Зато сразу на 26 см расшили проем отсека и складывать в него чемоданы теперь проще.
Пасторальные… гонки
Итак, по воле запрещающего знака съезжаю с добротной бюргерской дороги и углубляюсь в дебри сельской Баварии. В те самые, о которых рассказал в начале, – с не по немецки раздолбанной грунтовкой, с не поддающимися логике виражами практически на ровном месте, с экономией асфальта, не позволяющей разъехаться двум малолитражкам. Одна радость – здесь почти никого нет и я могу гнать практически во весь опор турбированного 1,4-литрового 163-сильного бензинового агрегата, установленного под капотом версии CLA 200 (в России его дефорсируют до 150 л.с.).
Надо сказать, автомобиль вызывает у меня неоднозначные эмоции. Руль, совершающий 2,6 оборота от упора до упора, чрезвычайно точен – колеса моментально реагируют на всякое движение моих рук, педаль акселератора на редкость чуткая, мотор эластичный, мощный, тормоза надежные. А вот шасси не назовешь суперкомфортным – неровности «немец» отрабатывает жестковато, да и энергоемкость невысокая (на паре-тройке ям едва до пробоя не дошло). Тут, правда, следует учесть, что красоты ради мерседесовцы оснастили этот CLA 19-дюймовыми низкопрофильными шинами, что, разумеется, для неасфальтированных и разбитых трасс не лучший вариант (благо клиент может выбирать начиная с 16-дюймовых).
Зато на шоссе CLA Coupe прекрасен. Расширенная (на пресловутые 5 см) колея дает возможность с уверенностью проходить связку виражей, 7-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями работает совместно с мотором почти безупречно (разве что при резком старте и обгоне буквально на несколько мгновений зависает), шумоизоляция хорошая. Удовольствия добавляют некоторые элементы беспилотников (ассистент удержания в полосе движения, автоматическое торможение в случае возникновения препятствия по курсу), а также классная функция «дополненной реальности». Это когда перед дорожной развязкой с камеры под лобовым стеклом на монитор выводится изображение, где стрелками и надписями следуют команды, куда именно вам необходимо повернуть, – своего рода суфлер навигатора. Важно, что с лета 2019-го опция будет работать и в России.
С грядущим летом связаны и все основные новости для тех россиян, которым интересен новый Mercedes-Benz CLA Coupe. В июне дилерам начнут поступать версии CLA 200 Sport, которые предлагаются от 2 500 00 рублей, а с августа станут доступны и 2-литровые 224-сильные CLA 250 4Matic Sport по ценам от 2 900 000 рублей.
Что же касается того, кому модель подойдет лучше всего, то для меня вывод очевиден: это автомобиль для молодых мужчин и женщин, амбициозных горожан, скорее всего, еще не имеющих детей, но любящих драйв и высокотехнологичные «примочки», а также повышенное внимание к своей персоне. Не знаю, в какой степени это совпадает с мнением штутгартских маркетологов, да для меня оно и неважно – имею ведь я право на собственную точку зрения. Ее и сообщаю.
Технические характеристики Mercedes-Benz CLA 200
Игнорируем Coupe в названии седана Mercedes-Benz CLA
Как и другие базовые автомобили A-класса, CLA 200 для России дефорсирован с европейских 163 л.с. до 150. Начальная комплектация Sport стоит от 2,5 млн рублей. Полноприводный CLA 250 4Matic (224 л.с.) обойдётся минимум в 2,9 млн.
К трёхобъёмному CLA мы привыкли. Без него линейка молодёжных переднеприводных Бенцов кажется неполной, даже несмотря на появление седана A-класса. Ему, кстати, CLA обязан новым более престижным позиционированием и подросшей ценой. А чтобы уменьшить путаницу, к названию добавлено слово Coupe. Заводской индекс-то всё равно купейный, C118. Тем более что есть ещё универсал CLA. Пусть Coupe никакое не купе, как и Shooting Brake, кстати, — Mercedes глумится над терминологией с 2003 года, можно уже абстрагироваться.
Несмотря на то что цены на седан A-класса опубликованы давно, у нас на тесте его ещё не было. По фотографиям я не могу решить, есть ли в нём смысл. Базовая комплектация CLA хорошо оснащена, и сравнимый 150-сильный A 200 Sport с многорычажкой и тем же набором оборудования оказывается немного дороже. Не потому ли, что A-седан везут из Мексики, а CLA — из Венгрии? Вдобавок багажник у Coupe на 40 литров больше.
Другое дело, что если CLA дешевле двух с половиной миллионов не бывает, то A-седан можно купить хоть за 1 850 000 по прайсу, если отказаться от 18-дюймовых колёс, а с ними — и от многорычажной подвески. Так ли она нужна? Напомню, наш тест-редактор Никита Гудков в ходе теста хэтчбека A-класса не заметил большой разницы между двумя вариантами шасси. Впрочем, для CLA балка не предлагается в принципе.
Все тестовые Мерседесы — в базовом для России исполнении AMG Line с уменьшенным на 15 мм клиренсом, но оснащены адаптивными амортизаторами (84 тысячи рублей) и 19-дюймовыми колёсами (144 тысячи). Плавность хода на баварских дорогах приемлема, но Mercedes всё же излишне подробен. Докладывает о мелких и крупных неровностях, а особенно возмущается поперечными стыками и ямками с острыми краями. На коротких волнах слегка подпрыгивает, зато неплохо справляется с длинными и средними. Спортрежим делает шасси чуть более собранным, увы, усугубляя чувствительность к дефектам покрытия.
На хорошем асфальте Mercedes интересен. Чётко держит прямую, на отклонения баранки реагирует без задержек. Легко, не сопротивляясь встаёт на дугу, сам не требует коррекции в повороте, но сохраняет отзывчивость к пожеланиям водителя. Руль свободен от вибраций и неизменно лёгок. Слегка ватен в околонулевой зоне. Стабилизирующее усилие нарастает понятно, но баранка не тяжела даже при значительных углах поворота. Предел сцепных свойств шин седан обозначает смещением наружу всеми четырьмя колёсами. Однако если в вираже попадаются незначительные неровности, CLA пытается спрыгнуть с траектории.
Трудно сказать, будет ли CLA всеяднее с пассивными стойками и стандартными колёсами диаметром 18 дюймов. По умолчанию Мерседесу положены шины Run Flat с жёсткой боковиной. По идее, от них можно отказаться без доплаты в обмен на ремкомплект, но такой мягкой опцией покупатели пользуются редко, предпочитая запас аварийного хода на случай прокола. А без занижения и AMG-обвеса в Россию будут поставляться только машины для флит-сделок — читай, для каршеринга. Это львиная доля: по нашей информации один из операторов купил в 2018-м 400 седанов CLA из 673 проданных.
Обзорность CLA точно не изменится в зависимости от спецификации. Площадь остекления по-прежнему невелика, мелковаты наружные зеркала. К тому же их сферические зоны по краям скорее портят картинку, нежели расширяют кругозор. Лично меня всё более-менее устраивает, а тестовые автомобили отчасти компенсируют недостаток видимости за счёт камер кругового обзора (160 тысяч рублей), формирующих чёткое изображение. Задняя всегда остаётся чистой, прячась под эмблемой на крышке багажника.
Эффективные тормоза с предельно прозрачным приводом вопросов не вызывают. Но смущает то, как ими пользуется опциональная система Active Lane Keeping Assist. Mercedes может вдруг резко скорректироваться, выборочно прикусывая колёса, даже при вполне безобидном перестроении. С включённым поворотником и в отсутствие угрозы от других участников движения. При этом Йохан Эк, старший менеджер по тестированию компактных автомобилей, уверяет, что CLA так дрессирует водителя.
Справедливости ради надо сказать, что Мерседес не сразу бьёт по тормозам, если ему не нравится, как вы перестраиваетесь. Перед этим он пару раз подаёт предупредительный сигнал при помощи вибрации на руле. Видимо, я отнёсся к ней недостаточно внимательно, потому что дисциплинарное вмешательство системы стабилизации застало меня врасплох. Наверняка немцы руководствуются благими намерениями, но свой CLA я б не стал оснащать столь рьяным помощником.
Звукоизоляция проработана на славу, хотя шины Pirelli P Zero всё же шумноваты. Голосит под полным газом и базовый турбомоторчик 1.33 (тот самый, что анонсирован для реношной Арканы), но с работой справляется отлично. Cемиступенчатый «робот» Getrag с двумя сцеплениями — тоже молодцом, расторопнее прежней коробки. Запаса тяги и быстродействия трансмиссии хватает что для городской езды, что для загородной: на обгоны CLA 200 выходит бесстрашно и совершает их без проволочек.
Если вам не нужен полный привод, не вижу резона переплачивать 400 тысяч за двухлитровый CLA 250 4Matic. Да, по паспорту такой Mercedes достигает сотни на пару секунд быстрее, но не вызывает ощущения принципиального превосходства над «двухсотым». Собственно, девять из десяти проданных в России седанов CLA предыдущего поколения — переднеприводные модификации с мотором попроще. Вероятно, так будет и впредь.
Что касается взаимодействия с А-седаном, то он безусловно усложнит жизнь CLA. Однако совместными усилиями у них больше шансов подвинуть Audi А3 (965 проданных седанов в 2018 году) с лидирующей позиции в сегменте компактных премиум-седанов. Других игроков на поле, облюбованном каршерингом, нет. Трёхобъёмник первой серии BMW реализуется только в Китае и Мексике. Да и вообще, в премиуме у нас востребованы более крупные размеры. У того же Мерседеса седаны С-класса продаются в четыре раза лучше, чем CLA, а Е-класса — почти в девять.