Тест Lexus RX400h. Заряд — положительный
В серию машина пошла в конце 2004 года, спустя несколько месяцев после дебюта в Женеве.
Двигатели: бензиновый, 3,3 л, 211 л.с. и два электрических: 123 кВт спереди и 50 кВт сзади.
Трансмиссия: бесступенчатая с электронным управлением.
Комплектация:: одно исполнение.
Цена в России: $ 78 250.
Признайтесь, с чем у вас ассоциируется определение «гибридный автомобиль»? Боюсь, с чем-то не совсем полноценным. С неким компромиссом, который всегда хоть в чем-то ущемляет. Этот стереотип сложился и у меня — повлиял опыт общения с редакционным гибридом «Тойота Приус».
Автомобиль в российских условиях оказался не таким экономичным и практичным, как мы рассчитывали, а динамика оставляла желать лучшего.
Но с момента выпуска того экземпляра минуло девять лет (интересно, сколько это в киловатт-часах?). Философия изменилась: если раньше приоритетным было снижение расхода топлива даже в ущерб тяговым возможностям, то теперь гибриды не уступают, а все чаще даже превосходят бензиновых собратьев в ездовых дисциплинах! Говорить же о какой-то неполноценности применительно к марке «Лексус» язык не поворачивается. Лучше попробуем найти сильные стороны и слабые места. А также понять, насколько экономичен современный гибрид — не в рекламном проспекте, а в жизни!
«Как заводить машину, знаете?» — хотели было удивить меня в салоне, вручая ключи от RX 400h. Знаю, знаю — за рулем этого авто уже когда-то довелось посидеть. И все же привыкнуть к необычному поведению непросто. Вслед за поворотом ключа раздается мелодичный «динь», а на панели загорается надпись «Ready» — мол, я готов! Рокота бензинового мотора вы не услышите, пока скорость не достигнет определенного порога.
До этого момента машина практически беззвучно катится вперед, пугая задумчивых прохожих, которые оборачиваются вслед «летучему голландцу». Наблюдать за перипетиями, происходящими в недрах силовой установки, в этот момент весьма любопытно, благо их наглядно демонстрирует монитор на передней панели.
В начале движения «четырехсотый» приводят в движение передний и задний электромоторы мощностью 123 и 50 кВт соответственно. По мере роста скорости и опустошения аккумуляторных батарей в процесс включается бензиновый V6 максимальной мощностью 155 кВт/211 л.с., приводящий только передние колеса. Запуск мотора едва слышен, а каких-либо вибраций или толчков нет вовсе.
Естественно, чудес не бывает. В случае разгона «в пол» бензиновый мотор работает на полную мощность, и моментальный расход топлива достигает, как обычно, нескольких десятков литров. Но уже спустя несколько секунд «Лексус» развивает такую скорость, что педаль можно отпустить — и аппетит уменьшается на порядок.
Влияет ли то, что автомобиль гибридный, на ощущения водителя? Да, влияет. Речь даже не о том, что в городе машина «умирает» на светофорах и пускается, стоит вам нажать газ. Поначалу я никак не мог понять, почему в потоке вынужден чаще, чем обычно, касаться педали тормоза. Вроде бы и дистанцию держу разумную, и дерганой езды стараюсь избегать. Сконцентрировавшись на ощущениях, понял: автомобиль абсолютно не желает тормозить двигателем. То есть, убрав ногу с газа, вы практически не замедляетесь. Похоже, бензиновый двигатель и колеса при любом «удобном» случае теряют механическую связь. Со слов инструкции убедился, что догадка верна. Такое решение продиктовано требованием экономии бензина — но водителю от этого легче не становится. Вдобавок тормоза у машины чрезмерно чувствительные — приходится обращаться с педалью буквально как с хрустальной! Чуть передавил, и махина встает как вкопанная, а ты нервно кидаешь взгляд в зеркало: не дай бог, сзади какой-нибудь «Москвичок»…
Чтение руководства по эксплуатации принесло еще одно полезное открытие: положение селектора «В» призвано имитировать торможение мотором. Правда, эффект становится заметен на довольно больших скоростях — примерно от 50 км/ч. Рядом приписка: «Внимание! Длительная езда в положении „B“ приводит к увеличению расхода топлива». Тем не менее именно такая езда показалась более привычной и удобной, хотя ощущение от притормаживания моторами несколько неестественное. Дело в том, что трансмиссия здесь лишь имитирует вариатор, а ведь еще недавно мы и его воспринимали как пародию на обычные гидромеханические «автоматы»…
Торможение двигателем — не единственная искусственная реакция, происходящая в недрах RX. Концепция полного привода из этой же серии. Само собой, говорить о пониженном ряде передач применительно к люксовому «паркетнику» бессмысленно. Но здесь нет и жесткой связи между осями. Как уверяет производитель, система E-Four «легко выполняет те же задачи, что и традиционный механический полный привод». На деле все несколько иначе.
Стоит пустить машину в грунтовую «сопку», скажем так, слегка повышенной сложности, как полноприводность «Лексуса» рассыпается, словно карточный домик. Электромотора в 50 кВт просто не хватает, чтобы провернуть задние колеса, и они встают, а машина беспомощно продолжает грести передними, на которые (и только на них!) трудится бензиновый двигатель!
Но вернемся к задаче — убедиться в экономичности RX 400h. На мой взгляд, машина экономит топливо в первую очередь…в пробках! Как уже было сказано, стоит гибриду остановиться на несколько секунд, как бензиновый мотор выключается и бездействует даже тогда, когда вы трогаетесь и проезжаете несколько метров до машины впереди вас. Так может продолжаться весьма долго — в зависимости от количества включенных потребителей (кондиционер, печка, обогрев стекол и зеркал). Интереса ради мне удалось проехать несколько кварталов по центру города исключительно на электротяге — правда, со скоростью всего 30 км/ч.
В ходе нашего эксперимента на полигоне машину изрядно пришпоривали. Тогда выяснилась еще одна особенность поведения RX 400h: зависимость динамики от степени зарядки аккумуляторных батарей.
При длительной «зажигательной» езде либо просто быстрых, но долгих походах по трассе батареи здорово подсаживаются. Теперь «Лексус» вынужден рассчитывать в первую очередь на бензиновый агрегат. Это хоть и несущественно, но все же сказывается на разгонной динамике и максимальной скорости. И, конечно же, на расходе топлива.
Что же в итоге? За несколько сотен километров по городским пробкам и трассе «Лексус» употребил в среднем 10,7 л на 100 км. Это великолепный результат, учитывая способность разгоняться до 100 км/ч менее чем за восемь секунд! Автомобили подобной весовой категории, которые в состоянии потягаться с RX 400h, оснащают не 6-, а 8-цилиндровыми моторами, и те в схожих условиях реально потребляют минимум на 5 литров больше в расчете на сотню.
Пришло время взять в руки калькулятор. На каждых 100 км пути гибрид позволил сэкономить около 100 рублей. Немало, но чтобы окупить разницу в цене с бензиновым «близнецом» RX 350 (она составляет для базовых версий… 16 500 долларов!), придется отмахать… четыре с половиной сотни тысяч километров! Так что же, покупка бессмысленна? Не спешите с ответом.
Во-первых, RX 400h быстрее 350-го. Во-вторых, вы можете похвастать тем, что ездите на одном из самых продвинутых автомобилей в мире. В-третьих, ваша совесть может быть спокойна, поскольку выхлоп гибрида чище, чем у любого из конкурентов. И, наконец, в-четвертых… какой еще автомобиль может сделать пару маневров и заехать в гараж в полной тишине, заставив свидетелей сцены открыть рты и еще долго обсуждать с друзьями, что это было!
400h — УЛЬТРАСОВРЕМЕННЫЙ, ДИНАМИЧНЫЙ, КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСАЛ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ГОРАЗДО РЕЖЕ ОБЫЧНОГО ЗАЕЗЖАТЬ НА ЗАПРАВКУ. НО ПЛАТА ЗА ОБЛАДАНИЕ ШЕДЕВРОМ КОНСТРУКТОРСКОЙ МЫСЛИ ВЕСЬМА ВЫСОКА.
+ Отменные динамика и отзывчивость на «акселератор», великолепная шумоизоляция, просторный, трансформируемый салон без каких-либо признаков «гибридности», рекордно низкий расход топлива.
— Низкие возможности вне асфальта, чрезмерно чувствительные тормоза и «легкий» руль, высокая цена.
Прелести гибрида
Ну наконец-то будущее наступило! Пусть в отдельно взятых машинах, но все же. Я намекаю на Lexus RX 400h. Именно он – первый официально поставляемый в Россию гибрид (автомобиль с гибридной силовой установкой – звучит!). Мало того, он – серийный гибрид – автомобиль неординарный, из ряда вон выходящий.
Начну сразу по принципу «с места в карьер» – с гибридной силовой установки. Во время торжественной передачи Рекса (это имя во время теста как-то само приклеилось к Lexus RX 400h) Равиль, заведующий автопарком, заклинал: не ищите электромоторы, не вскрывайте защиту двигателя, не ковыряйте венец автомобильного гения отвертками… (оказывается, были случаи). Оба электродвигателя, как и аккумулятор высокого напряжения, надежно спрятаны и путь к ним лежит через днище.
Передний электромотор инженеры разместили под бензиновым двигателем, около левого колеса. Другой электродвигатель занял место на задней оси, ближе к правому колесу. Супераккумулятор же расположился под задними сидениями. Как японские конструкторы все это уместили, не обделив пространством салон? Банальный вопрос. Кроме двух электромоторов, аккумулятора и 3,3-литрового V6 у гибридного Рекса есть генератор, делитель мощности и блок регулирования мощности.
А как все это работает? О! Это песня! Особая песня! Сначала позвольте описать вкратце главных «певцов».
211-сильный бензиновый V6, объемом 3,3 литра не является полным аналогом 3,3-литрового двигателя RX 330. Перед включением его в гибридную силовую установку этот мотор претерпел существенную модификацию систем впуска, выпуска, охлаждения и управления двигателем. Словом, его доработали для совместимости с электродвигателями.
Передний электромотор переменного тока, охлаждаемый водой и маслом, имеет бесщеточную конструкцию (в его роторе – магниты V-образной формы). Благодаря всем этим и некоторым другим «ноу-хау» передний электромотор выдает 167 л.с. (!) при 5400 оборотах в минуту.
Задний электродвигатель не так силен, как передний – всего 67 л.с. Он имеет только воздушное охлаждение, рабочее напряжение 650 В и оборудован постоянными магнитами. (Для справки: в каталоге Autodaily в описании RX 400h сперва приводятся данные бензинового двигателя, потом переднего электромотора и в конце – заднего электроагрегата.)
Что касается аккумулятора высокого напряжения, то у Рекса он никель-металлгидридный (и не выговоришь), напряжением 288 В. Как и задний электромотор, охлаждается он воздухом, который гонят три вентилятора. Тех, кто опасается воздействия электромагнитных полей, спешу успокоить – специальный герметичный металлический кожух гасит их, делая поездку сзади (буквально сидя на аккумуляторе) абсолютно безопасной для здоровья.
Работает силовая установка слаженно и четко. Это и песня, и балет. На небольших скоростях при заряженной аккумуляторной батарее автомобиль идет только на электродвигателях, бесшумно, как под парусами. Давишь педаль газа сильнее – подключается бензиновый мотор. Делаешь кик-даун и наслаждаешься… не только плавной и мощной динамикой (7,6 сек. до 100 км/ч на вариаторе), но и красивым спортивным звуком бензинового двигателя.
Если бы алгоритм работы и происходящие в силовой установке процессы не выводились на монитор, то определить гибридность машины только по ее повадкам было бы невозможно. По ощущениям это мощный бензиновый автомобиль с двигателем объемом порядка 4 литров (отсюда индекс 400h) и мощностью почти в 300 л.с. На гибридность RX указывает еще и панель приборов. На ней нет тахометра. Вместо него – ваттметр.
Тахометр машине не нужен – бензиновый двигатель в Рексе на правах вспомогательного и обороты его не должны волновать водителя. Тем более коробка у машины даже не «автомат», а бесступенчатый вариатор. Спрашивается: зачем тахометр? Нет даже режима ручного переключения, как у многих вариаторов – он здесь просто не уместен и смотрится устаревшим, как и механическая коробка переключения передач.
В чем же выражается вспомогательность бензинового агрегата? Он не заводится при повороте ключа – на панели приборов просто загорается слово «Ready» — можно ехать (электромоторы готовы). Если батарея подсаживается, то заводится бензиновый двигатель и заряжает ее (батарея заряжается и при свободном качении посредством генераторов). Так же бензиновый агрегат включается в работу, если машине не хватает тяги электромоторов. Отсюда и расход топлива в 9 литров на сто километров городских улиц при общей мощности 272 л.с.
Все это очень непривычно и необычно. С четырехсотым Рексом чувствуешь себя не таким как все – у тебя другие заботы (следишь не за полнотой бака, а за зарядом аккумулятора), можешь беззвучно «ходить под парусом» на одних электромоторах или срываться с места со звуком спортивного болида. Встретив около работы знакомого, я вышел из Рекса, чтобы немного поболтать. Каков был его восторг, когда посреди разговора у стоявшего рядом дорогого и навороченного автомобиля заглох двигатель. «Э! Холостые не держит, или ест много, что только заправлять успевай – бензин тю-тю!» Ему объяснили принцип гибрида – он не поверил. Тогда мы поступили жестоко – сели в «заглохший» автомобиль и уехали по своим делам.
Гибридного Рекса, как ребенка, нельзя надолго оставлять без внимания. Через пару недель он полностью разряжается и ни за что не заведется, только в сервисе Toyota-Lexus. Вот такая особенность. За все надо платить. К слову – это единственная заморочка машины. Но этим страдает не только наш гибрид. Например, современные и супернавороченные машины E и F-класса (Mercedes S 600, Audi A8, BMW 7 и проч.) сажают свои аккумуляторы в считанные дни бездействия, с той лишь разницей, что их можно легко прикурить или зарядить, не прибегая к услугам сервиса.
Возникает и другой вопрос – если бензиновый мотор постоянно заводится и глохнет, то на сколько же его хватит при таком режиме работы? Все зависит от заложенного ресурса (сто тысяч пусков или пол-миллиона) и от того, КАК двигатель запускается – у гибридного Рекса стартера нет. Пуск его двигателя происходит мягко и нежно – он просто начинает работать – ни повышенных шумов, ни вибрации. Ресурс у RX 400h практически неисчерпаем.
В 2000-ом году казалось, что вот проснешься 1 января 2001-го. Выглянешь в окно, а перед тобой 21-ый век со всеми его прелестями, как в фантастических фильмах. Тогда ничего подобного, естественно, не произошло. 21-ый век в моем сознании настал только после поездки на Lexus RX 400h. Все, как было обещано в фильмах!
Автор: Александр Хлынов
Линейка популярных люксовых SUV Lexus RX пополнилась новой модификацией – RX 350. Теперь покупателем RX быть еще приятнее – ведь появилось столько предложений! Интересен портрет покупателя RX. .
Тест-драйв
Вот ползу я в очередной пробке по набережной Москвы-реки. За окнами — жара и дышать нечем, а внутри Lexus — оазис, из системы Mark&Levinson льется негромкая музыка, а из дефлекторов — живительная прохлада. Климатичес .
Автоизвестия
Гибрид: Лексус РХ 400 H (Lexus RX 400 H) — полный обзор
Содержание:
Благодаря выдающимся характеристикам пятиместный полноприводный внедорожник Лексус рх 400 с гибридным двигателем смог изменить мнение о гибридных технологиях. Приводится в действие этот роскошный автомобиль гибридной установкой под названием V6 Hybrid Sinergy Drive, которая состоит из шестицилиндрового бензинового ДВС и сразу двух моторов электрических на постоянных магнитах. Все три мотора задействуются для быстрого разгона машины, поэтому до «сотни» время разгона составляет лишь 8 секунд.
Благодаря мощности гибрида, равной 270 л.с., тяжелый автомобиль движется с расходом компактного седана.
Наряду с отличными качествами внедорожными до абсолюта доведена комфортабельность и качество исполнения, заслуживающее наивысшей оценки.
От предшественника гибрид внешне отличается только дополнительным воздухозаборником, расположен который по центру переднего бампера, а также специальным дизайном дисков легкосплавных R18, да противотуманными круглыми фарами.
В оформлении и функциональном оснащении салона Лексус RX 400h легко найти все, что есть в RX300 за исключением отделки, для которой здесь использован полированный алюминий. Ну, и последнее – тахометр. Его в этой модели нет, а на месте его установлен индикатор, показывающий заряд батареи.
Качество исполнения безупречно – это воплощение образа настоящего люксового внедорожника. Здесь предусмотрено все, даже специальные ударопоглощающие зоны, благодаря которым гасится энергия удара и предотвращается деформация салона. Познакомившись с автомобилем, можно уверенно сказать, что будущее наступило, пусть пока в этом автомобиле – неординарном, серийном, из ряда вон выходящим, да еще и первым, поставляемым в Россию официально!
Гибридная установка
Аккумулятор высокого напряжения и оба электрических двигателя спрятаны под днищем. Один из них размещен ближе к левому переднему колесу (прямо под мотором бензиновым), другому нашли место на задней оси справа. Аккумулятор японские конструкторы поместили под задним рядом сидений, при этом пространство салона не пострадало. А кроме электромоторов, 3,3-литрового V6 и аккумулятора, у авто еще есть генератор, блок регулировки мощности и делитель мощности. И работает это все как особая песня!
«Запевалой» в этом хоре является бензиновый 211-сильный мотор, который полным аналогом того, что установлен в RX 330, не является. Системы впуска, охлаждения, выпуска и управления двигателем претерпели существенную модификацию. Другими словами, мотор доработан для совместимости с двигателями электрическими.
Мощность переднего двигателя электрического переменного тока с водяным и масляным охлаждением, составляет 167 лошадиных сил (!) и может выдавать 5400 оборотов в минуту.
Электромотор, установленный сзади, силен не на столько, но и его мощность – 67 л.с. Его рабочее напряжение 650В, а охлаждение — воздушное.
Напряжение аккумуляторной никель-металлгидридной батареи авто – 288В. Она охлаждается, как и задний мотор, воздухом, гоняют который сразу три вентилятора. Для тех, кто с опаской относится к тому, что сзади ехать приходится над батареей, справка – электромагнитные поля полностью гасятся благодаря металлическому герметическому кожуху, в который помещена батарея, т.ч. для здоровья никакой угрозы.
Работа силовой установки четкая и слаженная. При заряженном аккумулятора авто идет на небольших скоростях исключительно на электротяге – бесшумно, словно под парусами. При более интенсивном надавливании на педаль газа, подключается бензомотор, и тогда едешь, наслаждаясь красивым звуком бензинового двигателя и мощнейшей динамикой (всего 7,6 секунд, чтобы набрать 100 км/ч).
Определить, что это гибридный автомобиль по «повадкам», было бы очень сложно, не выводись данные о работе силовой установки на монитор. Еще на гибридность авто указывает ваттметр, установленный на приборной панели вместо тахометра, который не нужен, поскольку обороты вспомогательного бензинового авто водителя не волнуют. К тому же, у лексус рх 400 установлена даже не автоматическая коробка передач, а бесступенчатый вариатор.
Вспомогательный бензиновый двигатель
Вспомогательность бензинового двигателя в том, что при повороте ключа он не заводится. Только загорается на приборной панели «Ready», т.е. «можно ехать» (электрические двигатели готовы). При разрядке батареи, ее подзаряжает бензиновый мотор (при свободном качении ее зарядкой занимается генератор, как и во время торможения). Включается через планетарный делитель в работу бензиновый мотор и тогда, когда электротяги машине недостаточно. Поэтому, при мощности 272 л.с. и столь низкий уровень расхода топлива – 9 литров на 100 километров. Он передает одновременно момент крутящий к генератору, заряжающему батарею, и передним колесам. Задние колеса ведущими становятся только, если в этом возникает необходимость, определяет которую система VDIM. Только в случае пробуксовки колес передних, включается второй электромотор, управляющий задним приводом.
Все в четырехсотом Лексусе необычно и непривычно, и заботы его владельца совсем другие: главное следить за зарядом аккумулятора, а не за полнотой бензобака. Такой автомобиль никогда не заглохнет. Всегда можно уехать на электромоторах.
Единственной «заморочкой» чудо-автомобиля является постоянно требующееся внимание. Стоит на пару недель оставить его одного, авто разрядится полностью, и справится с ним без помощи специалистов сервиса, будет непросто.
И все-таки Lexus RX400h — чудное достижение гения японской мысли. Работает она, не издавая никакого шума.
Поскольку вокруг аккумуляторной батареи концентрируется вся система, многих волнует вопрос, связанный с ее работой в условиях нашей зимы и со сроком службы. По первой части вопроса проблем не должно возникать, поскольку ни одного случая отказа батареи связанной с эксплуатацией при низких температурах (до минус сорока градусов), не зарегистрировано сервисными службами. По заявлению специалистов Toyota их не может быть и в отношении и срока службы, поскольку он неограничен и хватить ресурса должно на весь период эксплуатации авто. Если же с заменой батареи все же столкнуться придется, то она обойдется в 9,5 тыс. долларов.
Недостатки гибридного автомобиля
Прекрасный автомобиль, огромный набор опций, дорогие отделочные материалы… Но не обошлось без огрехов. Во-первых, несколько тяжеловатый руль, который на высоких скоростях является бесспорным плюсом, но тяжесть в нем не исчезает и при повороте колес в автомобиле неподвижном. Во-вторых, дающая прекрасный обзор при реверсном движении камера заднего вида, которая в дождливую погоду делает водителя просто слепым спустя всего несколько минут после начала движения, за которые ее успевает забрызгать грязью. Наконец, кондиционер. Он в автоматическом режиме ведет себя не совсем адекватно: из дефлекторов вырывается поток холодного воздуха, с которым сложно бороться.
Зато остальные полезные опции, не перестают удивлять. Это и двигающиеся вперед и назад задние сиденья, и электрорегулируемый руль, и система адаптивного освещения, поворачивающая фары на 15 градусов, чтобы лучше осветить поворот, и облегченная посадка, когда лишь коснувшись замка зажигания, от приборной доски отодвигается руль, вставая в выставленное ранее положение. Заднюю дверь, по примеру седанов правительственного класса, можно запереть и отпереть дистанционным ключом или имеющейся на пятой двери кнопкой.
Один только семидюймовый экран с функцией TouchScreen, чего стоит. Он позволяет обходиться без кнопок, а все параметры менять, нажимая на экране нужные пиктограммы.
О системе пассивной и активной безопасности и говорить нечего, когда речь идет о Lexus. Отдельное спасибо заслужила компания Mark Levinson, подарившая интерьеру аудиосистему просто потрясающую. Мощность ее 240Вт, десять динамиков, керамический 230-миллиметровый сабвуфер! Можно ли желать еще чего-то?
Цена гибрида RX400h
О стоимости авто страшно подумать. Цифра эта составляет $78 250 примерно 4 000 000 рублей. Но, сравнивая ее с ценой на RX350, которая равна 70,1 тысячам долларов, получается разница — $8 150. Лексус за эти деньги сможет пройти расстояние в 143728 километров. Ну, и, в конце концов, надо же платить за комфорт!