Вторичный рынок –
«Уловивший тренд»
О KIA Sportage , поколение II
КИА Спортейдж
Популярность кроссоверов связана с их универсальностью – можно перемещаться как по городу, так и за его пределами, ездить в магазин и возить детей в школу. Этот тренд быстро уловили корейские маркетологи, и появившееся в 2004 году второе поколение модели KIA Sportage превратилось именно в кроссовер
А ведь предшественник обладал всеми атрибутами настоящего внедорожника – рамная конструкция кузова, неразрезной задний мост и раздаточная коробка с понижающим рядом. Новый же автомобиль получился каким-то среднестатистическим – приятными глазу формами или потрясающими техническими характеристиками он похвастаться не может, зато, как показывает опыт эксплуатации в нашей стране, кроссовер достаточно надежен и не досаждает своему хозяину частыми поездками на сервис.
KIA Sportage второго поколения создан на одной платформе с Hyundai Tucson и отличается от последнего лишь дизайном экстерьера и интерьера да набором опций. Модель производилась одновременно на нескольких предприятиях по всему миру – у себя на родине в Южной Корее, в Словакии, на заводе «Автотор» в Калининграде и на украинском АвтоЗАЗе. На российском рынке продавались машины, собранные в Калининграде и Словакии.
В 2007–2008 годах модель подверглась рестайлингу – передняя оптика получила затемненное обрамление, решетку радиатора стала украшать одна хромированная полоска вместо двух, изменилась форма бамперов, а декоративная накладка подсветки номерного знака на крышке багажника стала длиннее (во всю ширину выштамповки под номер) и украсилась хромированной полоской. Автомобиль выпускался как в передне-, так и в полноприводном варианте, но моноприводные версии шли в основном на американский рынок и у нас встречаются крайне редко.
Кроме того, переднеприводные машины производились лишь в самом простом из трех возможных уровней комплектации. Базовую версию можно легко отличить по неокрашенным бамперам, дверным ручкам и корпусам наружных зеркал. Хотя комплектацию бедной не назовешь: две фронтальные подушки безопасности, ABS с электронной системой распределения тормозных усилий, электропривод всех четырех стекол, магнитола с возможностью воспроизведения CD-дисков (а после рестайлинга – с AUX- и USB- входами), кондиционер, легкосплавные 16-дюймовые колесные диски и багажные рейлинги на крыше. И даже полный привод можно было заказать, но за дополнительные деньги.
Средний уровень комплектации включал в себя противотуманные фары, заводскую систему сигнализации, климат-контроль, боковые и оконные подушки безопасности, а также обогрев передних сидений, зеркал и ветрового стекла в зоне стеклоочистителей. Самую богатую комплектацию легко отличить по наличию люка в крыше, кожаной отделке салона и системе круиз-контроля. Машины с дизельным двигателем выпускались только в полноприводном исполнении и исключительно в базовой комплектации.
Обобщить опыт эксплуатации KIA Sportage второго поколения в наших условиях нам помогли специалисты компании Major Expert.
Под капотом
В гамме двигателей KIA Sportage – бензиновая «четверка» G4GC объемом 2,0 л (142 л.с.) и 2,7-литровый мотор G6BA V6 (175 л.с.), а также турбодизель D4EA объемом 2,0 л, который существовал в двух вариантах – мощностью 112 и 140 л.с. Впрочем, машин с «шестерками» (равно как и с дизельными моторами) на рынке очень мало, их покупали неохотно из за большой разницы в цене с базовым 2-литровым бензиновым двигателем – на момент продаж она составляла целых 5 тыс. долларов.
Бензиновые силовые агрегаты показали себя достаточно надежными и хлопот не доставляют, надо лишь не забывать менять ремень привода ГРМ вместе с роликами (200 долларов) каждые 60 тыс. км. В 2,7-литровом двигателе ремнем ГРМ также приводится и помпа системы охлаждения двигателя, которая способна прослужить практически два срока службы ремня (100–120 тыс. км). У 2-литрового бензинового мотора нет гидрокомпенсаторов, а тепловые зазоры клапанов регулируются с помощью специальных шайб, и необходимость этой процедуры (120 долларов) возникает крайне редко – при пробеге 300–350 тыс. км. Характерной особенностью этого мотора является негромкое постукивание после запуска холодного двигателя, которое длится 5–10 с. Это не неисправность, однако, если звук раздражает, от него можно избавиться, просто используя более густое моторное масло. К пробегу около 80 тыс. км прогорает гофра приемной трубы выпускной системы: оригинальная деталь стоит 450 долларов, но ее можно просто переварить на ближайшем сервисе всего за 5 тыс. рублей.
Дизельный мотор ломается, как правило, из-за низкого качества солярки, обычно выходят из строя форсунки (500 долларов каждая). На начальной стадии проблема диагностируется по сильным вибрациям, которые передаются на весь кузов. Ресурс форсунок составляет 60–100 тыс. км, но в мегаполисах, где топливо лучше, они доживают и до 160 тыс. км. Ближе к 100 тыс. км пробега приемная сетка датчика давления топлива начинает забиваться металлическими продуктами износа топливного насоса, отчего мотор работает неустойчиво и часто глохнет. Турбина выходит из строя не раньше 100 тыс. км пробега. Даже обнаружив масло во впускном канале, не спешите ее менять – турбина у официального дилера обойдется почти в 2 тыс. долларов, а заказать из Кореи через интернет-магазин будет вдвое дешевле. Тем более что ее ремонт в специализированном сервисе выйдет еще дешевле: уложиться можно где-то в 200 долларов. Кстати, все дизельные версии Sportage для нашего рынка обязательно комплектовались подогревом топливного фильтра и датчиком наличия воды в топливе.
Моторы объемом 2,0 л оснащались 5-ступенчатой механической коробкой передач (140-сильный турбодизель – 6-ступенчатой) и 4-диапазонной АКП. С флагманским V6 агрегатировался только «автомат». У спокойных водителей проблем с МКП не возникает, но если пытаться ездить на кроссовере, как на гоночном болиде, быстро выходят из строя синхронизаторы второй и третьей передач. Кроме того, после 150 тыс. км возникает люфт кулисы переключения передач, вызванный износом втулок. А вот к работе АКП не возникает никаких особых нареканий.
Под машиной
На твердом и сухом покрытии KIA Sportage является переднеприводным автомобилем, а задние колеса при пробуксовке передних подключаются с помощью многодисковой электромагнитной муфты Borg-Worner. Интегрированная в задний редуктор муфта передает до половины крутящего момента, а при необходимости ее можно заблокировать принудительно нажатием кнопки на панели приборов. При достижении скорости 40 км/ч блокировка автоматически отключается. Муфта довольно капризна и не любит перегрева, поэтому внедорожным экстримом лучше не увлекаться. Признаками выхода из строя муфты служат толчки при движении задним ходом и шелестящий звук сзади. Муфта в сборе стоит около 1300 долларов, но не стоит торопиться ее менять. Неисправности, как правило, вызваны выходом из строя подшипника из-за ненадежного сальника, который быстро изнашивается и пропускает грязь. Стоимость подшипника около 15 долларов, сальника – 5 долларов, а работа обойдется примерно в 60. Где то к 150 тыс. км потребует замены подвесной подшипник карданного вала (200 долларов) и промежуточная опора карданного вала (после рестайлинга модели стала возможна ее замена отдельно от самого вала, что существенно дешевле, около 120 долларов).
Ближе к 100 тыс. км пробега начинает постукивать рулевая рейка. У официального дилера она стоит примерно 750 долларов, если же заказать через Интернет, то выйдет в полтора раза дешевле. Но еще проще – отремонтировать, ведь причина стука кроется в износе внутренних втулок, которые можно заменить, приобретя копеечный ремкомплект. Рулевые тяги и наконечники имеют схожий ресурс, зато тормозная система вполне надежна и эффективна.
Уходим от бензинового наддува с обновлением компакта Kia Sportage
Вариантов комплектаций не по-корейски много, аж 18. Диапазон цен на самые популярные двухлитровые машины ― от 1,33 до 1,85 млн рублей. Sportage с «автоматом» стоит минимум 1,49 млн, полноприводный ― от 1,51, с новым мотором 2.4 GDI — 1,79–2,21 млн.
Редкий автомобиль вызывает так мало эмоций, как кроссовер Kia Sportage. Захочешь к нему прицепиться ― не получится. Уж очень ровен и полноценен он во всех потребительских свойствах. Особенно после рестайлинга ― сегодня как раз стартуют продажи таких машин. Дизайнерские аллюзии с внедорожником Porsche Cayenne не ушли, но сгладились: оба бампера и фары оформлены по-новому. Увы, вместо ксенона в топовых версиях ― светодиодная оптика без омывателей. Задние поворотники остались в бампере.
В целом Sportage выглядит не банально. Хотя консервативного интерьера рука «реноваторов» едва коснулась: появились пара хромированных ободков да новый удобный руль. Нам бы в Stinger такой… Но где Stinger и где Sportage. Для Kia именно последний является всемирным бестселлером с объёмом продаж под полмиллиона в год. Над таким ценным активом никто не позволяет ставить дизайнерские эксперименты в середине производственного цикла.
Доля России в этой статистике невелика ― около шести процентов. Несмотря на это, нам привезли новую модификацию. Возможно потому, что во «внутреннем» рейтинге Sportage обогнал Ceed и вышел на второе место по продажам после Rio. Так или иначе, на смену провалившимся турбомотору 1.6 с «роботом» пришли «атмосферник» 2.4 GDI с шестиступенчатой «гидромеханикой». То есть у родственных кроссоверов Hyundai-KIA теперь отличаются линейки бензиновых версий. Дизельный Sportage хоть и не пользуется спросом, однако его пока оставили в продаже и даже сменили «автомат» на восьмиступенчатый вслед за Тусаном. Я прокатился на обеих новых версиях.
Оправдана ли доплата в 110 тысяч рублей за мотор 2.4, известный по Оптиме и кроссоверу Sorento Prime, относительно двухлитрового? До очного сравнения позволю усомниться. На обгонах прыти немного. Характер 188-сильного агрегата верховой, и коробка активно скачет по ступеням, поддерживая общий тонус. Отклик на педаль газа чуть резковат в начале хода, но мягкое трогание и незаметные переключения куда важнее: Sportage едет понятно для большинства водителей. Точно так же и рулится ― внятно, хотя без огонька. Комфортно проходит все неровности, излишне потряхивая только на средних волнах асфальта.
А если не мучить мотор, который на высоких оборотах звучит резковато, то и лишних шумов в салоне почти не будет. У дизеля звук благороднее, ниже по тону, но есть лёгкая вибрация на холостом ходу и низкочастотный резонанс в районе 1800 об/мин при малой нагрузке. Скажете ― придираюсь, а я бы дизель и взял: сближенные передачи сделали ощущение «лавины тяги» при частичных дросселях ещё ярче. К сглаженности реакций на газ можно привыкнуть, особенно если самостоятельно оплачивать чеки на заправках: CRDi показывает расход около восьми литров на 100 км, а бензиновый 2.4 ― в районе десяти, и специалисты KIA рекомендуют не экономить на 95-м.
Дизель на 70 килограммов тяжелее, что чувствуется в чуть большем усилии на руле и несколько более жёстком прохождении неровностей. Оставшись уделом посвящённой публики, теперь он доступен только в максималке за 2,24 млн рублей. Но это всего на 30 тысяч дороже «топа» в бензиновой версии 2.4. Впрочем, четверо из пяти покупателей выберут 150-сильный вариант 2.0 ― включая версии с «механикой» и передним приводом. Салон без тесноты, нормальный багажник, хороший баланс ездовых свойств и вообще отсутствие провальных недостатков ― что ещё надо?
Паспортные данные
Kia Sportage | 2.0 MPI | 2.4 GDI | 2.0 CRDi |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | универсал | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4485 | 4485 [4495]* | 4485 |
Ширина, мм | 1855 | 1855 | 1855 |
Высота, мм | 1655 | 1655 | 1655 |
Колёсная база, мм | 2670 | 2670 | 2670 |
Колея передняя/задняя, мм | 1625/1636 | 1613/1625 [1609/1620] | 1609/1620 |
Снаряжённая масса, кг | 1410/1474** (1426/1496)*** | 1545 | 1615 |
Полная масса, кг | 2050/2110 (2060/2130) | 2180 | 2250 |
Объём багажника, л | 466–1455 | 466–1455 | 466–1455 |
Двигатель | |||
Тип | бензиновый | бензиновый с непосредственным впрыском топлива | турбодизель |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объём, см³ | 1999 | 2359 | 1995 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150/6200 | 184/6000 | 185/4000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 192/4000 | 237/4000 | 400/1750–2750 |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая (автоматическая, шестиступенчатая) | автоматическая, шестиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | передний/полный | полный | полный |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые |
Шины | 215/70 R16 | 225/60 R17 (245/45 R19) | 245/45 R19 |
Дорожный просвет, мм | 182 | 182 | 182 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 186/184 (181/180) | 185 | 201 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 10,5/11,1 (11,1/11,6) | 9,6 | 9,5 |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | 10,7/10,9 (10,9/11,2) | 12,0 | 7,9 |
— загородный цикл | 6,3/6,6 (6,1/6,7) | 6,6 | 5,3 |
— смешанный цикл | 7,9/8,2 (7,9/8,3) | 8,6 | 6,3 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 62 | 62 | 62 |
Топливо | АИ-92–98 | АИ-92–98 | дизтопливо |
* В квадратных скобках приведены данные для комплектации GT-Line. | |||
** Через дробь — с полным приводом. | |||
*** В круглых скобках — с автоматической коробкой передач. |
Техника Роберт Есенов, Никита Гудков
История Алексей Смирнов, Роберт Есенов, Леонид Попов
В начале девяностых годов прошлого века фирма KIA представила миру свой первый внедорожник. О кроссоверах тогда никто не слыхивал, так что появившийся в сентябре 1993-го Sportage первого поколения был сработан по классической схеме: рамная конструкция, жёстко подключаемая передняя ось, двухступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей, зависимая задняя подвеска. На первых порах Sportage выпускался с бензиновым двухлитровым двигателем мощностью 95 или 128 л.с., а также с 83-сильным турбодизелем.
Спустя восемь лет после начала производства первый Sportage обновили, подретушировав ему внешность и интерьер, а также пополнив его моторную гамму турбодизелем объёмом 2,2 л. На основе пятидверки стали производить удлинённую на 305 мм модификацию. Такой Sportage получил звание Grand. В 1999 году производство внедорожника развернули в Калининграде, где он продолжал выпускаться вплоть до 2007-го. Общий тираж — 554 тысячи машин.
Появившийся в сентябре 2004-го Sportage второго поколения был менее утилитарным. Раму сменил усиленный несущий кузов, вместо демультипликатора использовалась вискомуфта в приводе задних колёс. Подвеска стала независимой — стойки McPherson «по кругу». Вдобавок Sportage оказался клоном кроссовера Hyundai Tuscon.
Если модель-предшественница довольствовалась двумя коробками передач на выбор, то «второй» Sportage — тремя («механика» с пятью и шестью ступенями, а также четырёхдиапазонный «автомат»). Клиентам предлагались версии с передним или полным приводом. Производство кроссовера было налажено на заводах в Южной Корее, Словакии, Китае, Филиппинах, Эквадоре, Украине и России. Выпуск продолжался до 2010 года. Всего с конвейера сошло 842 200 автомобилей.
Третье поколение Спортейджа компания представила в 2010-м. Автомобиль снова разделил основу с собратом Hyundai ix35/ Tucson. Подвеска спереди осталась похожей (стойки McPherson, которые приобрели больший наклон), а вот сзади появилась многорычажка с разнесёнными пружинами и амортизаторами. Более жёсткий кузов также способствовал улучшению управляемости.
Машина сохранила муфту в приводе задней оси. Под капотом — новый мотор с непосредственным впрыском 1.6 GDI на 140 сил. Помимо того, были бензиновые агрегаты 2.0 и 2.4 и дизели 1.7 и 2.0 (от 115 до 184 л.с.). Сборка автомобиля была налажена в Корее, Словакии, Индонезии и России (на «Автоторе»). В 2013 году модель пережила рестайлинг, в ходе которого внешность была скорректирована совсем незначительно, но изменены приборка и мультимедийный комплекс, появился новый бензиновый агрегат 2.4 GDI на 184 «лошади». «Третий» Sportage стал наиболее успешным, превзойдя предшественника по продажам вдвое — свыше 1,65 млн штук.