Прототип электрокара Кама-1 дебютировал в Москве
КамАЗ называет эту машину смарт-кроссовером. Длина, ширина, высота и база трёхдверки равны 3400, 1700, 1600 и 2100 мм, клиренс — 160 мм, масса — 1,3 т, шины — 195/55 R16. Наружная оптика — светодиодная.
Электромобиль Кама-1, созданный Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого совместно с ПАО «Камаз», дебютировал вчера в Москве на выставке «Вузпромэкспо-2020». Литий-ионная батарея на 33 кВт•ч должна обеспечить машине 250 км хода на одной зарядке. Электродвигатель мощностью 80 кВт (109 л.с.) приводит задние колёса, разгоняет хэтчбек до 150 км/ч, а с нуля до ста — за 6,7–6,8 с. Основные решения (от каркаса кузова до электрических узлов) предусматривают модульность, в расчёте на возможное создание линейки родственных машин, вплоть до автобусов.
Зарядка от бытовой розетки занимает шесть часов, от «быстрой» колонки всего 20 минут (тут, скорее всего, речь про достижение 80%). Предусмотрен автопилот третьего уровня. На рулевой колонке размещён неподвижный девятидюймовый экран. Это и приборка, и средство управления мультимедийной системой, помощниками водителя (ADAS) и «климатом». Есть проекционный дисплей.
В официальных релизах КамаАЗа и СПбПУ — ни слова о сроках запуска машины на поток, хотя ряд СМИ поспешно назвал 2021 год. Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, представляя машину на выставке, сказал лишь, что «можно рассмотреть вопрос о серийном производстве». КамАЗ однако поясняет, что предсерийный образец прошёл испытания и сертификацию. По данным РИА Новости, в серии такой четырёхместный электрокар будет стоить около 1,2 млн рублей. Если по тем или иным причинам замысел не будет отложен в долгий ящик, как был недавно приостановлен другой российский электромобильный проект — Zetta.
Видеоблогер AcademeG испытал электрокроссовер «Кама-1» на заснеженной дороге
Фото скриншот с видео
Фото скриншот с видео
Российский видеоблогер AcademeG устроил электромобилю «Кама-1» настоящий тест-драйв в довольно суровых условиях – на заснеженной дороге, сообщает carakoom.com.
Электрокар был разработан специалистами питерского Политеха и представлен публике в конце прошлого года. Это будет 230-сильная заднеприводная «двухдверка» на сверхкороткой базе, способная разгоняться до 150 км/ч и проезжать 250 км без подзарядки. Вес машины составит всего 1,5 тонны. Однако представленный в видео экземпляр – это ни в коем случае не серийная версия, а всего лишь прототип, который еще нужно дорабатывать.
Тем не менее даже такой «сырой» вариант электромобиля на «липучках» показал себя на снежном покрытии довольно неплохо. Разумеется, ни о каких 230 л.с. говорить не приходится – в этом заезде двигатель выдавал лишь 80. Максимальная скорость, которую автомобиль сумел развить, составила чуть меньше 100 км/ч.
Из существенных недостатков – отсутствие ABS. Точнее, она есть, но почему-то не сработала. Кроме того, практически полностью отсутствовал зацеп, что, впрочем, не помешало «покрутить пятаки», пусть и не на максималках. Руль оказался слишком тяжелым и тоже требующим доработок. Зато подвеска приятно порадовала – ее практически не нужно усовершенствовать, она уже и так хороша.
Добавим, что сейчас на электромобиле стоит двигатель зарубежного производства, но серийные версии планируют оснащать российскими. Их разработка уже ведется. Между тем создатели «Камы-1» сообщили, что вскоре публике будут представлены еще два экземпляра – в белом и синем цвете.
Электромобиль Кама 1 от Камаза: фото, цены, комплектации и дата выхода в России
В 2021 году на российском рынке может появиться легковой электрический ситикар Кама 1, который в настоящее время разрабатывается силами сотрудников Санкт-Петербургского политехнического университета и ПАО «КАМАЗ».
Первые концептуальные изображения нового автомобиля подтвердили, что речь идет о небольшом городском кроссовере с длиной кузова в 3,4 и шириной 1,7 метра.
Цены на новинку начинается от 1 млн рублей за модификацию с аккумулятором на 33 кВт*ч!
На странице все подробности о новой модели российского электромобиля Камаз Кама 1 2021 модельного года:
- Когда старт продаж в России?
- Фото;
- Технические характеристики;
- Запас хода;
- Цены и комплектации;
- Видео тест-драйв новой модели.
Обзор
Проектные бюро СПбПУ давно и крайне плодотворно работают с различными подрядчиками в лице отечественных и иностранных автомобильных компаний, а с деталями своего нового перспективного проекта, авторство которого в наибольшей степени приписывают функционирующему при Университете инжиниринговому центру CompMechLab, его авторы познакомили общественность в прошедшем сентябре.
В новом российском электромобиле Кама 1 обращают на себя внимание очень короткие свесы и трехдверный кузов, хотя разработчики обещают наличие в салоне этого электрокара полноценных четырех мест и относительно вместительного багажника.
Потенциальными покупателями этого электромобиля производители видят каршеринговые компании, различные службы доставки, а также городскую молодежь, которая с удовольствием воспользуется компактностью, маневренностью и экономичностью этого автомобиля.
Кузов
Новый российский электромобиль.
Экстерьер российского электромобиля КАМА 1 2021 модельного года довольно необычен, ведь проектировщикам пришлось изыскивать решения, которые бы позволили сделать мини-кар хоть сколь-нибудь просторным внутри.
Это во многом объясняет появление ультракороткого капота и почти вертикального заднего стекла. При этом оригинальности кузову придают черные стойки и частично заходящее на крышу ветровое стекло «а-ля Ситроен».
Чтобы автомобиль прочно ассоциировался с кроссовером, ему также спроектировали обильный пластиковый обвес, а на бамперах разместили контрастные «внедорожные» накладки. Дополнительно разработчики подарили КАМА 1 солидный клиренс, правда, точный его размер пока не сообщается.
Салон
Салон бюджетного электромобиля
Степень готовности салона нового российского мини-кроссовера, по всей видимости, приближается к нулю, поскольку ни в СПбПУ, ни в ПАО «КАМАЗ» пока не предоставили даже приблизительных набросков интерьера.
Впрочем, будущие производители КАМА 1 не скрывают, что их проект рассчитан до 2024 года, когда модель приобретет свои окончательные очертания и получит статус полноценного серийного автомобиля.
Это может означать только одно: все, что мы увидим в ближайшие годы, будет тестироваться и, вероятно, исследоваться на предмет отклика у владельцев первых опытных образцов нового российского электрокара.
Технические характеристики и начинка
О Электромобиле КАМА 1 известно, что в основе этого авто окажется комбинированная силовая структура с мощным несущим основанием, включающим в себя тяговый аккумулятор.
Каркас машины станет трубчатым с навешиваемыми на него композитными панелями, а подвески на обеих осях станут многорычажными. Мощность электрического двигателя не раскрывается, но разработчики заранее обещают предложить несколько видов аккумуляторных батарей, причем, в начальной и самой доступной версии должен оказаться достаточно мощный для такого небольшого авто 33-киловаттный аккумулятор.
Запас хода
В благоприятных условиях он сможет гарантировать пробег в пределах 300 км., а для зарядки до 80% на специальной станции придется потратить не более 20 минут.
Известны и возможные динамические характеристики: 3 секунды до отметки в 60 км/ч и «максималка» на уровне 150 км/ч. Отдельно подчеркивается, что данный ситикар сможет эксплуатироваться в условиях температуры окружающего воздуха до -50оС, а гарантированный безопасный запуск электрического двигателя будет обеспечиваться при -15оС.
Цена и дата выхода
Чтобы подогреть интерес к своей новой модели электромобиля Кама-1, которая может появиться уже в 2021 году, производители объявили цену за базовую версию своего авто.
Если летом шла речь о 1,5-1,9 млн. руб., то сегодня прайс «стартует» ровно с одного миллиона – именно столько придется отдать за версию с батареей на 33 кВт*ч! При этом многим удастся сэкономить еще до 25% благодаря действующей в России льготной программе для покупателей новых электрокаров, которая начала действовать с текущего года в большинстве регионов нашей страны.
Электрокар от КАМАЗа: запас хода — 250 км и автопилот
Новый отечественный электромобиль разработали КАМАЗ и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и представили его на VII ежегодной национальной выставке «ВУЗПРОМЭКСПО-2020».
Экспериментальный образец малогабаритного городского электромобиля создан в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».
Разработка трехдверного четырехместного компактного смарт-кроссовера ведется с декабря 2018 года, и всего за два года удалось создать этот экспериментальный образец.
Электромобиль оснащен интеллектуальной системой помощи водителю ADAS уровня 3, имеет длину — 3,4 м, ширину — 1,7 м, высоту — 1,6 м, клиренс — 160 мм. Для сравнения габариты Mitsubishi i-MiEV составляют 3,5 м x 1,5 м x 1,6 м, клиренс — 150 мм.
У КАМА-1 литий-ионный аккумулятор емкостью 33 кВт*ч и электродвигатель мощностью 80 кВт, электрокар развивает скорость до 150 км/ч и на одной зарядке способен проехать до 250 км. В обычном режиме его батарея заряжается за 6 часов, в ускоренном — 20 минут. До 100 км/ч электрокар способен разогнаться за 6,7 секунд.
Напомним, третий уровень автономности (из 5 возможных, где 5- полная автономность) говорит о том, что при включенной системе автопилота машина может сама контролировать окружающую среду. Однако этот уровень предполагает работу только на малых скоростях или в стабильных дорожных обстоятельствах, например, на автомагистралях. Руки водителя должны оставаться на руле.
У смарт-кроссовера полностью светодиодная передняя и задняя оптика, динамические указатели поворота, а накладки крыльев, порогов и юбки бамперов легко снимаются и заменяются, что особенно удобно при использовании в каршеринге.
В салоне, прямо на рулевой колонке, расположен 9-дюймовый экран информационной, мультимедийной и управляющей систем. Через него можно активировать и управлять функциями автопилотирования, климатической и мультимедийной системами, а также диагностическими режимами автомобиля.
В данное время электромобиль находится в статусе промышленного предсерийного образца, который прошел испытания и необходимую сертификацию.
- О том, что в России почти готов очередной электромобиль, стало известно в ноябре. Тогда же назвали и приблизительную цену: стоить такой автомобиль может 1 млн рублей, если удастся продавать минимум 20 тыс. шт. в год.
Фото: Кирилл Зыков/АГН Москва
Все факты об электрокаре Кама-1
В начале была ZETTA… Но, как всем известно, перспективы этого российского электрокара почти такие же, как у «шестёрки» в дрэге с Pagani Huayra (но мы всё равно держим кулаки за проект). Куда более радужным представляется будущее ещё одного электромобиля — Кама-1, который, как заявляют авторы, разработан в России. Собираем о нём все факты.
Название Кама-1 не является окончательным и появилось в момент начала сотрудничества Центра НТИ с КАМАЗом. У серийной машины будет другое имя
Дизайн
Внешность Кама-1 — результат сотрудничества «Центра компьютерного инжиниринга» (CompMechLab), созданного на базе Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ), индустриального партнёра проекта — ПАО «КАМАЗ», и дизайн-студии Torino, которая создала эскизную проработку электрокара. Примечательно, что Кама-1 имеет действительно уникальный дизайн, а не является конструктором по типу фары от Калины, двери — от Smart. Другой вопрос, доживёт ли модель в таком виде до серийного производства, которое может потребовать компромиссных решений.
Кузов прототипа — каркасно-панельный, то есть на сваренную раму монтируются пластиковые окрашенные панели. Конечно, такой метод нельзя считать приемлемым для массового производства, которое является основным в вопросе ценообразования.
Если с внешностью всё понятно, то салон, в основном из-за дисплея, встроенного в обод неподвижного во время рулёжки экрана, выглядит не совсем привычно, а ведь нас, россиян, не так просто удивить: мы видели самые смелые образцы японских «проворулек» и китайского автопрома на заре его становления.
Приборка отсутствует (но есть проекционный дисплей на лобовое стекло), а на её месте — дефлекторы да панель с контрольными лампами. Центральной консоли тоже нет. В центре торпедо расположили «аварийку», на тоннеле — кнопку запуска установки, селектор трансмиссии и клавишу стояночного тормоза.
У Кама-1 нет ни подушки безопасности, ни комплекса ADAS
Разумеется, было много вопросов про размещение подушки безопасности: она расположена в потолке. Этим создатели Кама-1 не удивили с точки зрения новизны конструкции, а вот если посмотреть на это с точки зрения дороговизны производства, то вполне. Правда, подушка в потолке — не больше, чем проект: на прототипе её нет, как и системы автопилота (о ней — чуть ниже).
Платформа и габариты
Кама-1 позиционируется как автомобиль, полностью спроектированный с использованием технологии цифровых двойников. Другими словами, весь процесс создания электрокара совершался при помощи компьютерного моделирования, что позволяет исключить дорогостоящую постройку прототипов.
Центр НТИ принимал участие в разработке элементов каркаса кузова и конструктивных элементов бронирования автомобилей Aurus, а также делала расчёты для нового УАЗ Патриот — русского Прадо»
Также в виртуальной среде проводятся краш-тесты автомобиля.
Кроме очевидного финансового преимущества технологии цифровых двойников позволяют сократить время разработки. Например, Кама-1 был создан всего за два года.
Платформа CML-EV, на которой создан Кама-1, является модульной и, по словам разработчиков из Центра компьютерного инжиниринга СПбПУ, «обеспечивает одновременную разработку всей линейки электротранспорта, соответствующего международным требованиям сертификации – от компактного городского электромобиля до городских 18-метровых электробусов».
Основу платформы составляют задний подрамник, на котором и установлен электромотор, и аккумулятор. Допускается, что ещё один силовой агрегат можно смонтировать и в передней части.
Передняя подвеска — обычный МакФерсон, сзади — двурычажка. Колёсная база может варьироваться от 2 100 до 2 300 мм. Длина Камы составляет 3 250, ширина — 1 700 мм, высота равна 1 550 мм.
У опытного образца подвеска с регулируемым клиренсом в диапазоне от 120 до 180 мм, но это решение, увы, не для серийной версии. Ширина колеи — 1 500 мм.
Силовая установка
Кама-1 оснащён одним электромотором на задней оси, мощность которого составляет 80 кВт (109 л.с.). Есть функция «буста», то есть кратковременного, в течение десяти секунд, увеличения мощности до 160 кВт (218 л.с.).
Двигатель не является собственной разработкой СПбПУ, а закупается в Китае. У ЗЕТТА, напомним, мотор-колесо является продуктом собственного инжиниринга. Почему выбран китайский мотор? В России и Европе, по словам разработчиков, подходящего не нашлось, а проектирование с нуля — дело дорогое и времязатратное.
Ёмкость литий-никель-марганец-кобальт- оксидной батареи — 33 кВт·ч, которых, согласно паспортным данным, хватает на 250 км. Аккумуляторы тоже изготовлены в Китае, а их «упаковка» совершена в России.
Мощность зарядного устройства Кама-1 — 6 кВт, которое от сети переменного тока будет заряжать электрокар не менее пяти часов. Зарядка от сети с постоянным током тоже возможна и в зависимости от мощности терминала займёт от 20 и более минут.
Разгон до 100 км/ч у Кама-1 занимает 6.7 секунды, максимальная скорость — 150 км/ч.
Опции
Кама-1 оснащён комплексом ADAS, который был предоставлен КАМАЗом. Благодаря камерам, радарам и лидарам электрокар может (или всё-таки корректнее говорить, что мог бы?) самостоятельно двигаться в пределах полосы, поддерживая скорость за впереди идущим транспортом, автоматически тормозить и парковаться.
На какие деньги создавался Кама-1
Разработка Кама-1 велась на грант от Министерства образования и науки, размер которого 150 миллионов рублей, ещё 67 миллионов предоставил КАМАЗ.
По словам директора КАМАЗа Сергея Когогина, при объёме выпуска 2-3 тысячи электрокаров в год, цена одного экземпляра Кама-1 составит 1.2-1.4 миллиона рублей. Авторевю со ссылкой на главного конструктора проекта Олега Клявлина пишет, что прайс на уровне полутора миллионов реален, но для этого действительно нужны объёмы, уменьшение ёмкости аккумулятора и отказ от заднего дивана, а на сегодняшний день стоимость машины в розницу составляет примерно три миллиона.
Руководитель Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab) СПбПУ Алексей Боровков на презентации Кама-1 для генерального консула Генерального консульства Федеративной Республики Германия в Санкт-Петербурге Стефано Вайнбергера
Интересно, что есть и другая точка зрения, которая озвучена в журнале «Стимул» и приводится на сайте Центра компетенций НТИ СПбПУ: «Из расчёта объёмов производства 20 тысяч автомобилей в год цена может формироваться от 1 до 1.1–12 миллиона рублей, в зависимости от комплектации».
Когда выйдет
Мелкосерийное производство Кама-1 может начаться в 2023 году.
Кто покупатель
В настоящее время единственным вариантом для Кама-1 получить путёвку в жизнь является каршеринг, но покупку дорогих электрокаров смогут позволить себе только бюджеты крупных регионов или курортных областей, о чём открыто заявил Сергей Когогин в одном из своих выступлений:
Потенциальными рынками для электромобилей на сегодня являются лишь два города – Москва и Питер, потом пойдут «миллионники». Для маленьких городов в ближайшие 5-7 лет Кама-1 ценности представлять не будет, но я уверен, что Сергей Семенович (Собянин) готов развивать инфраструктуру для электротранспорта.
Что ещё можно сделать из Кама-1
Сергей Когогин говорил, что следующим этапом станет разработка лёгкого коммерческого автомобиля. Модульная платформа также позволяет превратить нынешнюю Каму в пятидверный автомобиль.
Фото и иллюстрации: Хабр, Дром, Центр компетенций НТИ СПбПУ