ГАЗ Тигр самый лучший в мире внедорожник
Многоцелевой автомобиль газ тигр предназначен для использования в труднопроходимых местах. Он имеет несколько модификаций, среди которых бронеавтомобиль, гражданский внедорожник, военный или полицейский автомобиль. На данный момент «Тигр» производится Арзамасским машиностроительным заводом (АМЗ). ГАЗ «Тигр» — самый лучший в мире внедорожник, по мнению военных экспертов.
Небольшой экскурс в историю
История создания многофункционального внедорожника берет начало в 1999 году. Прямым заказчиком выступила промышленная группа из Объединенных Арабских Эмиратов Bin Jabr Group Ltd (BJG). В свою очередь, она стала посредником между производителем, ЗАО «Промышленные компьютерные технологии», и заказчиком, компанией принадлежащей королю Иордании King Abdullah II Design and Development Bureau. Общая сумма инвестиций в проект составила 60 млн. долларов США. Причиной данному заказу послужило недовольство арабских военных сил американским HMMWV. Дело в том, что вездеход США оказался слишком дорогим для ремонта и обслуживания. Поэтому, можно считать, они вполне обоснованно обратились к более дешевому, но не менее качественному производителю.
Помимо собственных инженеров, конструкторское бюро АМЗ подключило к проекту специалистов с завода ГАЗ и нескольких авиационных предприятий. Тех. задание включало следующие требования:
- высокая технологичность для производства и ремонта;
- надежность работы в условиях пустынной местности;
- простота конструкции отдельных узлов автомобиля;
- способность преодолевать водные участки с глубиной до 1, 2 м;
- хороший внешний дизайн модели и удобный вместительный салон.
Кроме того, время создания «Тигра» было сильно ограничено. Конкретные сроки официально озвучены не были, но внедорожник был готов уже в марте 2001 года. Презентация автомобиля прошла в Абу-даби на выставке военной техники IDEX-2001. «Тигр» был принят очень радужно, и, по контракту, ему предстояло пройти шестимесячные испытания. Но в тот самый момент интерес к проекту со стороны BJG исчез по неизвестным причинам.
Единственное, были слухи, что с помощью «Тигра» военные силы ОАЭ хотели выбить снижение цен на HMMWV у американских производителей. Кроме того, предприятие Advanced Industries of Arabia, которым владеет BJG, начало выпуск схожих моделей собственного производства под названием Nimr в 2005 году.
Как следствие, права на автомобиль, а также, все дальнейшие финансовые затраты легли на изготовителя. Это во многом развязало руки конструкторов, так как они смогли отказаться от нужды готовить внедорожник к пустынным условиям. Кроме того, положительно на судьбу «Тигра» повлиял контракт с МВД России, по которому финансирование проекта обеспечивалось внутренними силами государства. В дальнейшем был, также, создан прототип газ 2975 тигр для военных сил РФ. Кстати за бронированный газ 2975 тигр цена на сегодняшний день составляет аж 150000 долларов.
На данный момент АМЗ выпускает 5 модификаций внедорожника. Из них, лишь ГАЗ-233001 имеет гражданское назначение. Помимо этих моделей, в скором времени запуска в серийное производство ожидает новое поколение автомобилей ГАЗ-3121 «Тигр-2». Его прототип впервые был презентован еще в 2006 году. Сейчас серьезных масштабов набирает рекламная компания этого «монстра». Целевое назначение этого внедорожника — только гражданское использование. Разработчики ожидают, что ГАЗ-3121 потеснит с российского рынка американские Hammer H2 и H3.
Габаритно-массовые характеристики
Но давайте вернемся к нашему газ тигр 2330. Он имеет впечатляющие габариты. Длина кузова колеблется от 5100 для гражданского до 5700 для военного внедорожника. Ширина колесной базы составляет 1840 мм, а всего автомобиля 2200 мм. Полная высота 2330 равна 2 м. При этом бронированная модель выше еще на 50 см.
«Тигр» имеет впечатляющий размер дорожного просвета, который равен 400 мм. Это значительно больше, чем у того же Хаммера, и позволяет автомобилю преодолевать на своем пути любые возможные препятствия. Конструкторы заявляют, что максимальный угол езды для данного внедорожника составляет 52°.
Полная масса для модельного ряда 2330 колеблется от 6100 до 7200 кг. При этом грузоподъемность доходит до 1, 5 тонны. Автомобиль имеет два бензобака объемом 68 литра каждый. Что немаловажно при расходе топлива 25 л на 100 км.
Конструктивные особенности корпуса
Корпус автомобиля держится на полностью сварной раме. При этом конструкция напоминает крыло самолета с продольными лонжеронами и поперечными балками. Тигр имеет в конструкции два поперечных рычага с БТР, к которым крепится торсионная подвеска. Сама подвеска внедорожника конструктивно состоит из большого количества металлических шарниров. С их помощью инженерам удалось добиться непревзойденной ударопрочности. Но при этом, недостатком осталась плохая технологичность подвески и она, в некоторой степени, усложняет ремонт машины. Кроме того, шарнирная конструкция негативно сказывается на плавности хода.
В конструкции «Тигра» используется еще одна деталь, классическая для БТР. Это двухтрубные амортизаторы. С ними, в общем-то, та же история, что и с подвеской. Они хорошо выдерживают практически любые нагрузки, но сама езда становится значительно жестче.
Бронированные версии имеют особый материал корпуса. Его изготавливают из бронелистов толщиной 5-7 мм с помощью термообработки. При этом прочность кузова становится настолько прочной, что производитель сумел полностью отказаться от присущей бронетранспортерам рамы.
В общем, по конструкции, отметим, что автомобиль создавался с огромным запасом прочности. Даже гражданская модель способна выдерживать самые сложные боевые испытания, не говоря уже о военной. Правда, это плохо сказалось на общей массе, которая переросла в потребность более мощного двигателя и привела к огромному потреблению топлива.
Техническая комплектация автомобиля
Двигатель и трансмиссия «Тигра» это отдельная история. Газ 2330 тигр гражданская версия комплектуется турбодизельным мотором производства Steyr с мощностью 190 л.с. Другой вариант двигателя для данной модели 6-цилиндровый изготовленный Cummins B205, тяга которого доходит до 205 л.с. Он же входит в комплектацию военной и парадной модели внедорожника.
Трансмиссия 2330 работает в постоянном режиме полного привода. Она построена аналогично коробке передач в ГАЗ-66, где коэффициент блокировки колеблется от 2, 3 до 4. Специально для езды по сильному бездорожью, требующему особо сильной тяги, коробка имеет пониженную передачу. Из трансмиссии БТР в «Тигр» перекочевали колесные редукторы, применяемые в ступицах. Кстати, для парадной модели внедорожника, АМЗ сконструировали автоматическую коробку передач. Правда, она вряд ли заинтересует кого-либо для постоянного использования на этом монстре.
Для еще большей способности преодолевать природные препятствия 2330 получил герметичный тормозной механизм и систему поддержания давления в шинах из бронетранспортеров, производимых заводом-изготовителем.
При комплектации гражданского внедорожника пока что не особо позаботились об удобствах водителя и пассажиров. При том, что на газ 2330 тигр цена колеблется от 100000 до 120000 долларов, стандартная комплектация автомобиля не включает современных приборов обеспечения комфорта при езде. Так, при покупке придется отдельно оплатить установку систем кондиционирования, отопления, автоблокировки. Кроме того, владелец должен будет сам позаботиться и об аудиосистеме и даже об электростеклоподъемниках. Поэтому для гражданских продаж, в последнее время, широко рекламируется газ тигр люкс с расширенной комплектацией и улучшенным салоном.
Конечно, при таких габаритах автомобиля, система управления заслуживает отдельного внимания. Обязательно в стандартной комплектации «Тигра» идет рулевой гидроусилитель, иначе им было бы просто невозможно управлять. Данный усилитель имеет уникальную конструкцию. Взяв за основу обычный рулевой механизм, конструкторы добавили в него специальный распределительный элемент, золотник, который и управляет работой силового цилиндра.
Тормозная система включает барабанные тормоза с пневматическим приводом. Здесь воздух был использован в качестве рабочего вещества для того, чтобы система, во-первых, быстрее реагировала на действия водителя, а во-вторых, была более щадящей для тормозных элементов.
Преимущества и недостатки в эксплуатации
Если для военного автомобиля первоочередным стоит вопрос многофункциональности, безотказности и безопасности экипажа, то гражданские машины ориентированы совсем на другие задачи. Для того чтобы модель имела успех и пользовалась спросом конструкторы должны обязательно позаботиться о следующих деталях:
- оборудовать комфортный салон;
- обеспечить плавный ход;
- обеспечить высокий уровень безопасности на дороге;
- добиться хорошего современного внешнего дизайна;
- снизить расход топлива;
- обеспечить приемлемую стоимость обслуживания и ремонта;
- оборудовать автомобиль современными техническими системами;
- спроектировать хорошую систему управления с мощным гидроусилителем, особенно для полноприводных внедорожников;
- при больших габаритах автомобиль должен быть достаточно маневренным для езды по городу.
Давайте проанализируем, чем из вышесказанного может порадовать «Тигр».
С дизайном салона конструкторы явно не заморачивались. Он выполнен в лучших традициях СССР. Здесь и швы от сварки не особо стремились спрятать, и головки заклепок видны. На что грех жаловаться, так это вместительность салона. Ну, еще бы, при таких габаритах. Плюс производителю можно поставить за хорошую шумоизоляцию. Впрочем, если бы таковой не было, внедорожник был бы просто непригодным к использованию, так как шумит при езде он очень сильно. За отдельную стоимость можно обратиться в специализированные автосервисы для изменения обивки салона. Производитель пока таких услуг не предоставляет, хотя есть определенные надежды в этом плане на «Тигр 2».
Многие слишком не задумываются об особенностях вождения такого авто и предпочитают сначала газ 2330 тигр купить, а лишь затем осваивать данный транспорт. Но тут не стоит упускать из внимания огромный клиренс машины, что приводит к очень высокой посадке водителя и непривычному углу обзора дороги. Так навскидку, высота окна «Тигра» где-то на уровне с крышей «Газели». А это удобно далеко не каждому человеку.
Одна из неприятностей, что некоторые элементы, например раздаточный блок, находятся практически в салоне и отделены лишь звукоизолирующей перегородкой. Если с шумом кое-как удалось справиться, то небольшая вибрация все же осталась. Не критично, но в будущих моделях с этим стоило бы что-то сделать.
А вот действительно серьезная проблема — это поведение «Тигра» при попадании на асфальтовую колею. Вроде бы и делали машину русские инженеры, не со слухов знающие о состоянии дорог в стране, а вот эту деталь упустили. В общем, в таких участках автомобиль начинает сильно водить, так что разгоняться через чур не стоит. Или, по крайней мере, следует хорошенько привыкнуть к управлению до того, как решитесь испытать скоростные характеристики.
Ну и последний значимый минус — это стоимость автомобиля. Тут речь идет даже не столько о цене внедорожника в продаже, сколько о стоимости деталей и обслуживания. И это при том, что автомобиль изначально российского производства. Кроме того, потребление топлива просто зашкаливает. В общем, «Тигр» — удовольствие не для каждого.
Ну а теперь перейдем к самой приятной части и обсудим главные преимущества этого монстра. Сразу хочется сказать, что Хаммерам придется еще ни одну модификацию пройти, дабы хоть приблизительно получить, как у газ тигр характеристики. При всех габаритах и массе, ГАЗ с легкостью достигает на шоссе отметки в 100 км/ч. При этом, заводское ограничение в 160 км/ч далеко не предел для него.
Ну а на бездорожье этому внедорожнику просто нет равных. Указанный производителем максимальный угол езды в 52°, поначалу не вызывающий доверия, подтверждается уже при первом испытании. Этот автомобиль просто создан, чтобы преодолевать препятствия на своем пути.
Общие впечатления от автомобиля
Немножко подсуммируем. «Тигр», на данный момент, лучший внедорожник в мире по проходимости в сложной местности. Но он, в то же время, имеет свои недостатки, среди которых неспособность российского производителя создать современный дизайн, способный заинтересовать любителей многотоннажных джипов.
В ближайшее время ожидается появление люксовых модификаций, которые, вероятно, смогут хоть немного перетянуть чашу весов от Хаммера. Будем надеяться, что нашего «Тигра» еще ждет яркое будущее, как в военной сфере, так и на городских дорогах.
В заключение, предлагаем посмотреть демонстрирующее «Тигра» видео:
Тест-драйв ГАЗ 2330 Тигр от Александра Морозова
Тест-драйв ГАЗ 2330 Тигр от Александра Морозова
Автомобиль «Тигр» — специальная машина, которая находится на вооружении у нашей армии и у всех спецподразделений. «Тигры» выпускаются в нашей стране достаточно давно, чаще всего используются при выполнении специальных задач подразделениями — для этого у них есть все данные.
Отличительная особенность автомобиля – характерная, довольно брутальная внешность. У машины хороший дорожный просвет, отличные внедорожные характеристики, бронированная капсула, полностью защищающая экипаж, включая десантный состав. Спереди устанавливается лебедка.
В этом автомобиле буквально всё предназначено для выполнения определенных задач. Даже в колесах установлена система подкачки – на тот случай, если колесо пробито или его прострелили. Вес у каждой детали этого автомобиля серьезный, ведь он предназначен для конкретных мужчин.
Только находясь внутри военного автомобиля, понимаешь разницу между гражданской и военной версией — у «Тигра» она чувствуется сразу. Комфорта здесь минимум, все сделано под конкретную задачу. Бойницы везде, в каждом стекле, даже там, где есть запасное колесо – для того, чтобы можно было отстреливаться.
Внутри спереди могут поместиться 2 человека: водитель и пассажир. И еще 8 человек сзади. Всего возможно размещение до 11 человек. Сверху в передней и задней части салона откидываются люки. Бронированные детали кузова этого автомобиля, которые составляют общую капсулу, чтобы защитить весь экипаж, отстреливаются, и на каждой детали есть сертификат.
Под капотом у автомобиля находится рядная шестерка Cummins мощностью свыше 200 лошадиных сил, объем – 6 литров. Несмотря на большой объем, двигатель потребляет чуть больше 20 литров в летнем режиме, что весьма неплохо для бронированного автомобиля весом более 7 тонн. Хорошие характеристики позволяют автомобилю при таком серьезном весе нормально разгоняться до 100 с лишним километров в час.
На таком спецтранспорте просто необходима дополнительная система пожаротушения в моторном отсеке. Также на новых версиях «Тигра» еще идет бронированный капот, чтобы силовой агрегат не могли вывести из строя, стреляя сверху. В военном транспорте всё защищено — и снаружи, и внутри. Для того, чтобы внутрь автомобиля не попадали осколки, всё защищено келларовым покрытием.
Очень много людей сравнивают «Тигр» с американским «Хаммером». Но можно сказать, что «Хаммер» — мальчишка по сравнению с нашим «Тигром», в нем все мужское, настоящее. Приборная панель — просто глыба. Приборов по минимуму, и все аналоговые. При этом всё, что нужно, располагается рядом с водителем, ведь в условиях боя всем этим нужно еще управлять. Электроники делается по минимуму, потому что, как правило, электроника во время выполнения боевой задачи отказывает, а ремонтировать её в полевых условиях не представляется возможным. Поэтому, всё механическое, правдивое и настоящее.
Наверняка, любой мальчишка, у которого были игрушки в детстве, мечтал о машине, которая может ехать везде. «Тигр» — это практически тот самый транспорт. Благодаря системе подкачки колес, можно их сдувать и накачивать для разных типов покрытий: песок, грунт, снег. В автомобиле независимая подвеска, какие-то кочки особо не чувствуются. В машине не испытываешь особого дискомфорта, даже преодолевая глубокие ямы. «Тигр» в меру маневренный, в отличие от бронетранспортеров, которые, особенно в городских условиях, не отличаются подобными характеристиками. На таком транспорте оперативная группа может спокойно передвигаться практически в любом пространстве.
В этом автомобиле есть еще тонкости и нюансы, которые выгодны и удачны именно для выполнения боевых задач. Например, механизмы опускания передних сидений такие, что можно спрятаться за броней. Можно сесть таким образом, чтобы в тебя не попали ни с какой точки обстрела. Опускается всё это нажатием одной кнопки, но при этом остается свободный ход сидений.
Проходимость колоссальная, хотя и есть всевозможные блокировки. Периодически складываются зеркала, а открыть окно, чтобы их поправить, не можешь. Шумоизоляция на достойном уровне, при движении рев отсутствует, в салоне можно спокойно разговаривать.
Управлять автомобилем не совсем легко, нужны определенные навыки, знания и умения, как работать с внедорожным транспортом, с его блокировками и весом, который у него больше 7 тонн — это приличный грузовик.
Смотря на «Тигр», убеждаешься в том, что у нас есть мощная техника для любого бездорожья. Кто хочет себе такую «игрушку», добро пожаловать в армию!