Тест драйв Ford Mondeo –
«Классовая ненависть (Mondeo (2007 ч.2))»
О Ford Mondeo
Форд Мондео
Премиум-прелести нового “Ford Mondeo”
Не спорю – он стал совсем другим. Отмежевался от имиджа обычной “семейной” машины и ушел в далекие дали сегмента “премиум”. По крайней мере так хочется думать. Другие, более внушительные размеры. Приличный набор необычных и модных опций. Абсолютно новый дизайн – впрочем, уже обкатанный (и не без успеха) на соплатформенных минивэнах “S-Max” и “Galaxy”. Но меня волнует совсем другой аспект: предыдущий “Mondeo” считался образцом баланса между комфортом и управляемостью. Удалось ли новой модели сохранить ту, однажды удачно выведенную формулу?
Пожар в камине
Я ДАЛЕКО не Джеймс Бонд, но мой “Mondeo” летит как раз по тем узеньким горным дорожкам Сардинии, где когда-то снимался эпизод “Шпиона, который меня любил”. В той серии спецагент уходил от погони на “Lotus Esprit” – легендарном среднемоторном суперкаре, который позже по ходу действия превратился в подводную лодку. Но “Mondeo”, мне кажется, лучше подходит совсем другой антураж – расслабляющие багамские авеню, которые послужили сценой для его первого выхода в свет – в роли прокатной машины для последнего по счету Бонда.
Багамы несравненно ближе к Америке, нежели итальянская Сардиния. Факт, известный каждому школьнику. Но я совершенно не ожидал, что и новый “Mondeo” окажется настолько близок к американскому континенту. Прежний идеал европейского седана среднего класса остался идеалом. Но сместил свои акценты в сторону комфорта против острой, отточенной езды. Система стабилизации аккуратно поправляет курс машины в напряженных виражах, шины посвистывают, биксеноновые фары с функцией подсветки поворота заранее предупреждают встречных и поперечных о подходе мощного автомобиля. Но есть ли в поведении машины безумный кайф? Пожалуй, нет. Только тонкий кинематический расчет. Помноженный на “толстый” маркетинг.
Версия “Ghia” отличается интерьером с обильной отделкой “под дерево”. Кожаные кресла слишком скользкие, со слабой боковой поддержкой.
Комплектацию “Ghia” легко отличить по обилию хрома на передних решетках.
Седан в топ-версии “Ghia”, пятицилиндровый 2,5-литровый турбомотор мощностью 220 сил, шестиступенчатая механическая коробка передач. Должно быть, от этой модели захватывает дух, а тело размазывается по кожаной обшивке сидений? Возможно. Но ровно в той степени, насколько это происходит во время уроков игры на фортепьяно. Ти-тата, ти-та-та. Мастером, возможно, вы станете. С течением времени. Но Джерри Ли Льюисом – никогда. Так и здесь. Мощность вроде есть. Момент тоже. Любая передача досылается в коробку передач мягким и точным движением рычага. Но азарта почти нет. Монотонная, хотя и достаточно быстрая раскрутка двигателя. Но никаких всплесков, никакого пожара в джунглях. Огонь горит, но в камине. Пусть он и поддувается турбиной, но она обеспечивает лишь ровную и мощную тягу во всем диапазоне оборотов, без эффектного турбовзрыва. Словом, 2,5-литровый двигатель – это просто самый мощный мотор в гамме, однако отнюдь не экстремальный спортивный вариант. Равно как и шасси.
Прежний “Mondeo” был классикой жанра. Острый, точный в управлении, словом – образец класса. “Mondeo” нынешний, оснащенный самой обычной подвеской, без спортпакета или контролирующей сопротивление амортизаторов электроники, почему-то напоминает мне “Jaguar”. Cамый маленький “Jaguar”, который зовется “X-Type”. Заметно валкий, с невнятным направляющим усилием на руле. Зато комфортабельный и в чем-то даже роскошный. Со временем я привык к особенностям нового “Mondeo”, и мягкое, не слишком навязчивое усилие на руле мне даже стало нравиться. Экстрим хорош – но не для повседневной жизни и не для “семейного” автомобиля. Тем более что шасси по-прежнему настроено отлично. Ему хватает всего: и плавности хода, и энергоемкости, еще бы убрать эти покачивания вверх-вниз.
Далеко не середняк
Заказная мультимедийная система с сенсорным экраном берет на себя массу функций, вплоть до контроля микроклимата.
“Промежуточный” вариант экрана борткомпьютера. Стандартный меньше по размерам.
ВПРОЧЕМ, самой дорогой версии “Ghia” подобный характер вполне подходит. Ведь в этой модификации собран именно тот максимум оснащения, который позволяет назвать “Ford” почти “Ягуаром”. Как вам вставки “под дерево”? К двухтонному оформлению роскошного интерьера – самое то.
Максимально напичканный опциями “Mondeo” действительно впечатляет: двухзонный климат, система доступа и запуска двигателя без ключа зажигания, интеллектуальный круиз-контроль, способный самостоятельно выдерживать дистанцию до впередиидущей машины, передние кресла с вентиляцией, большой сенсорный экран в центральной консоли – мало какой автомобиль среднего класса способен предложить подобное количество высокотехнологичных вещей. Хотя большинство перечисленных позиций предлагается за дополнительную (и совсем не маленькую) плату, факт остается фактом – в “семейном” классе “Mondeo” действительно стал несравненно выше среднего уровня, практически вплотную приблизившись к понятию “премиум”. И остальным производителям остается испытывать только классовую ненависть. Причем я еще не говорил о приличном просторе на заднем диване, о том, что в наиболее дорогих версиях пассажирам второго ряда предлагаются дополнительные воздуховоды на средних стойках, отдельные лампочки для чтения и даже подогрев подушек сиденья. Вещи редчайшие для данного класса. Впрочем, “Mondeo” только начал меня удивлять. Ведь в его семействе выбор не ограничивается кузовом “седан” в комплектации “Ghia” и 2,5-литровым турбомотором. Еще существуют универсал и впервые предлагающийся в России (правда, немного позже) пятидверный хэтчбек. Гамма бензиновых моторов начинается с 1,6-литрового двигателя мощностью 125 л.с., продолжается двухлитровой версией отдачей 145 сил и 2,3-литровым двигателем (отлично известным по “Mazda 6”), развивающим 161 л.с. Кроме того, в Россию наконец придут и турбодизельные версии в виде двухлитрового двигателя мощностью 130 или 140 сил.
Правда, по коробкам передач предложение более ограниченное – большинство моделей в зависимости от литража полагается комплектовать либо пяти-, либо шестиступенчатой “механикой”. Шестискоростной “автомат” появится только осенью и будет возможен лишь с 2,3-литровым мотором и дизелем.
Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин
Mazda 6
(седан 4-дв.)
Opel Insignia OPC
(хэтчбек)
Infiniti Q50
(седан 4-дв.)
Зато комплектаций тьма – помимо базовых “Ambiente” и “ Trend” предлагается спортивная альтернатива роскошной “Ghia” – блистающий отделкой салона “под металл” и продвинутыми технологиями “ Titanium”. А для тех, кто все равно хочет получить еще более неординарный автомобиль, существуют версии “Ghia X” и “Titanium X”.
Шаг в другой мир
Исполнение “Titanium” подразумевает оформление некоторых элементов интерьера “под металл”. Базовые версии выглядят менее пафосно.
ВОТ ТАКОЙ “титановый” универсал я и взял для знакомства. И он меня действительно впечатлил. Правда, в очередной раз – не двигателем. Двух литровый турбодизель мощностью 130 л.с. расстроил узким рабочим диапазоном, а от его назойливого тарахтения постепенно начала раскалываться голова. Конечно, дизель – это выбор практичных людей, готовых ради экономии топлива претерпеть некоторые неудобства. К тому же динамика неплоха: 10,4 с в разгоне до 100 км/ч – вполне приличный результат для большого “семейного” универсала. Если бы еще не этот шум мотора.
Зато по езде – совсем другое дело, нежели кланяющаяся каждому виражу “Ghia” со стандартной подвеской. Универсал стал заметно собраннее в виражах, усилие на руле ушло от чрезмерной легкости к приятному осязанию небольшой тяжести, да и ладони перестали потеть от соприкосновения со скользкими деревянными накладками на “баранке”. Уже можно получить определенное удовольствие от вождения. Конечно, опять-таки в нормах “семейного” класса. Дело здесь не в типе кузова и даже не в самом уровне исполнения “Titanium”. Просто этот универсал оснащен заказной подвеской с интеллектуальным контролем амортизаторов, а в самом низу центральной консоли появилась панель с тремя клавишами – “Comfort”, “Normal” и “Sport”.
Нажимая их, можно менять жесткость амортизаторов, соответственно изменяя характер поведения автомобиля. Правда, большой разницы вы не ощутите – разве что в режиме “Sport” окончательно исчезнет небольшая раскачка машины, которая хоть и в скромных пределах, но все же присутствует в двух других режимах. Но с базовой подвеской этот “Mondeo” не сравнить даже в самом комфортном алгоритме работы амортизаторов. Небо и стратосфера.
Да и во всем прочем комплектация “ Titanium” – это шаг в немного иной мир. Где взамен обычного монохромного дисплея, расположенного в комбинации приборов, ты увидишь неземную красоту полноцветного экрана, который будет забавлять тебя анимацией при проигрывании дисков, включении фар и т.д. Причем, как и в случае использования более простых дисплеев, множеством функций автомобиля можно управлять непосредственно с руля, постепенно углубляясь из одного подменю в другое. Чем-то это напоминает мультимедийные системы дорогих немецких машин, за исключением того, что все клавиши управления и экран находятся на руле и прямо перед глазами. Очень удобно. Пожалуй, “Ford Mondeo” действительно может вызвать ненависть. Обостренно классовую ненависть. Ведь большинство его возможностей ранее были абсолютно невозможны на машинах среднего класса. Есть чему завидовать. А то, что он не превратился в спортивный автомобиль, может быть, даже и хорошо. Ведь в таком случае к нему были бы совсем другие требования. Вплоть до замены эмблемы на более престижную. А так “Ford” остался “Фордом”. Что в этом плохого?
Оцениваем эффект от обновления семейства Ford Mondeo
Производство седанов во Всеволожске стартует 4 октября. Хэтчбеки и универсалы идут из Европы и в схожих комплектациях на 100 тысяч рублей дороже машин российской сборки.
Россияне любят Ford Mondeo, в том числе нынешнего поколения: с 2007 года на нашем рынке было куплено свыше 38 тысяч таких машин. По прогнозам, в Mondeo станет бестселлером в своём классе. Но не всё так гладко: маркетинговые исследования, проведённые фордовцами в России, свидетельствуют о том, что, с точки зрения потребителей, европейской топ-модели не хватает высоких технологий. Пожалуй, окажись я среди участников опроса, ответил бы в том же духе. Улучшить имидж автомобиля призван рестайлинг. Чтобы уяснить, что именно сделает Mondeo технологичнее, мы отправились в Мюнхен.
В Германии не было столь популярных у нас седанов. Только хэтчбеки и универсалы. Но это не мешает оценить изменения во внешности. Передок с новым капотом и расширенным «острогубым» воздухозаборником стал более дерзким, «кинетичным» (если вспомнить о догмe kinetic design). Хай-тек с первого взгляда — это модные диоды «дневного света», образующие своего рода брови для противотуманок. Задние фонари тоже со светодиодами: тонкие полоски протянуты под отражателями наподобие «нотной линейки» BMW.
Но в полном смысле движущая сила Mondeo на пути к новому образу — новые моторы. Правда, полной замены линейки не произошло: бензиновые «четвёрки» 1.6 (120 л.с.) и 2.0 (145 л.с.) прежние. Останется в России и модификация 2.3 (161 л.с.) с «автоматом». У двухлитрового турбодизеля с разными вариантами форсировки лишь слегка оптимизирован софт: отдача теперь варьируется в пределах л.с. (как на кроссовере Kuga), а выхлоп стал чище. Немцы не стали грузить журналистов всем выше перечисленным, чтобы не отвлекать от ярких обновок. Времени было в обрез.
В фокусе сегодня турбодизель 2.2 TDCi, развивающий тягу 430 Н•м (!) и работающий в паре с шестиступенчатой «механикой», а также бензиновая турбочетвёрка 2.0 семейства EcoBoost мощностью 200 или 240 «лошадей». С этими моторами Mondeo на острие прогресса. Бензиновые наддувные версии оснащаются исключительно «роботом» PowerShift. Причём в Германии для нас приготовили только самый мощный, вариант. Шесть передач, два сцепления и спортивный режим — вот с такого Mondeo я и начну.
Удобные сиденья с обивкой из кожи и алькантары настраиваются быстро. Отрегулировать боковые зеркала, не затронутые рестайлингом, — это ещё пара секунд. Теперь лучше всего сесть на хвост Олегу Растегаеву из «Авторевю»: он и быстр и аккуратен. После нескольких медленных километров наш «кортеж» вырывается на безлимитный автобан. Газ в пол — и душа ликует. EcoBoost, оборудованный системой непосредственного впрыска топлива, распыляет бензин не только в камеру сгорания, но и частично в мои вены.
С 1400 до 5500 об/мин доступно 90% крутящего момента, а пик тяги EcoBoost выдаёт в диапазоне самое то для разгона. Паспортные данные подтверждаются ощущениями: машина массой 1569 кг отлично выкатывает на моменте, а затем, перескочив на мощностную волну, ускоряется почти до предельных оборотов коленвала. Пятидверка рьяно устремляется вперёд хоть с 80 км/ч, хоть со 120. Даже на 220 км/ч что-то есть под педалью (согласно официальным теххарактеристикам, максимальная скорость составляет 246 км/ч). Музыкальное сопровождение подобающее: интеллигентный металлический звук.
С шоссе мы возвращаемся на городские улочки, где выясняется, что в спурте с места у Mondeo возникает заминка. Виновник — «робот» PowerShift, который особенно бережёт одно из своих мокрых сцеплений — нечётное. Старт на первой передаче у коробки идёт по нарастающей. Но в остальном претензий к трансмиссии фирмы Getrag нет. В обычном режиме ступени меняются практически незаметно, без рывков, а в режиме S — ещё и быстро, со смещением точки переключений поближе к красной зоне тахометра.
Вообще-то дорестайлинговый Mondeo с вольвовской рядной «турбопятёркой» 2.5 (220 л.с., 320 Нм) и «механикой» разгонялся до сотни за те же семь с половиной секунд при максималке 245 км/ч. Наиболее заметного прогресса по части техники фордовцам удалось добиться в области экономичности. Если седан потреблял в смешанном цикле 9,3 л топлива на 100 км, то машина с «экобустом» довольствуется 7,7 л/100 км. И не забывайте о том, что и версии, предназначенные для продажи в России, соответствуют нормам Евро-5.
Какой Mondeo по-настоящему экономичен, так это версия с серьёзно усовершенствованным турбодизелем 2.2 TDCi. Даже в реальных условиях тест-драйва бортовой компьютер машины показывает не более 9,3 л/100 км. И хотя это существенно превышает паспортный расход (шесть литров в смешанном цикле), но не идёт ни в какое сравнение с 17 литрами, зафиксированными на модификации с двухлитровым «экобустом».
- Стоя одной ногой в сегменте E, Mondeo козыряет перед конкурентами по простором в салоне. Над головой, в плечах, локтях, коленях — везде есть запас пространства как для передних, так и для задних седоков. Только вот массивный корпус рулевой колонки из жёсткого пластика притесняет правое колено водителя.
- Плотные сиденья ненавязчивы, но в поворотах держат прилично. Коричневая кожа на креслах и дверных панелях выглядит великолепно, однако комбинированная обивка, кожа и алькантара, обладает лучшими фрикционными свойствами. К слову, я бы не отказался от регулируемой по длине подушки — коротковата.
Если где-то прибыло, значит, где-то убыло. Дизельный агрегат хоть и более тяговит (420 Нм), чем бензиновый, а динамика остаётся убедительной в любой ситуации, но ускорения уже не будоражат. Ко всему прочему, двигатель 2.2 TDCi обладает узким рабочим диапазоном (примерно он шумнее, а его звук — пресный дизельный рокот — не ласкает слух. А ещё меня огорчила «механика»: первая передача излишне коротка, а привод сцепления исключительно нежен. Таким при переключениях нужно работать как можно плавнее во избежание сильных рывков.
На дорогах Баварии о шасси Mondeo нельзя сказать ни единого дурного слова. Недостатки — тайна, покрытая мраком. На узеньких сельских дорожках радуешься чётким реакциям на действие рулём, минимальным кренам и контролируемому скольжению всеми четырьмя колёсами на пределе сцепных свойств шин. А на шоссе Mondeo превращается в локомотив, прилипая к полотну. Его не собьёт с траектории ни боковой ветер, ни редкие изъяны немецких дорог.
Как и европейцы, наши покупатели могут заказать адаптивную подвеску. Сигнал с датчиков перемещения колёс обрабатывается блоком управления по пять раз в секунду, чтобы корректировать жёсткость амортизаторов. На выбор — один из трёх режимов работы: Comfort, Normal и Sport. Разница между ними на законных скоростях эфемерна. Зато плавность хода неизменно достойная (с такими-то дорогами!), а раскачка кузова не донимает даже в «Комфорте». Но что будет у нас?
- Изменения приборной панели свелись к обновлению шрифта. У борткомпьютера Ford Convers+ появился «игровой режим» для любителей экоралли. Машина подсказывает оптимальную манеру езды, и, если вы всё делаете верно, лепестки виртуального цветка на дисплее постепенно окрашиваются в зелёный цвет.
- Блоки управления мультимедийного комплекса и двухзонного климат-контроля больше не красят серебрянкой. Замечательно!
- У дорогих версий аж по пять положений регулировки подогрева и вентиляции передних кресел. Из таких вот мелочей и складывается приятное впечатление от автомобиля.
Я хорошо помню первое московское знакомство с Mondeo: Ford тогда озвучивал все крупные неровности. А на тех выбоинах, что мне удалось найти в Мюнхене, ходовая часть работает благородно, без дешёвой бубнёжки. Шумоизоляция стала объективно лучше: дополнительным звукопоглощающим материалом отделаны передние стойки кузова, лобовое стекло у обновлённой машины толще, оптимизированы дверные уплотнители и панели пола. В итоге уровень шума в салоне снизился на полтора децибела. Действительно, на скорости под 180 км/ч с соседом по хэтчбеку можно разговаривать, не повышая голоса. Вообще, ощущение скорости в Mondeo обманчиво, о чём не следует забывать горячим головам. В итоге я поймал себя на мысли, что рестайлинговый автомобиль воспринимается как более дорогой.
На это ощущение работают и отделочные материалы. Качество кожаной отделки выросло, а к мягкому и престижному на вид пластику передней панели и дверей руки тянутся уже по привычке. Рестайлинг добавил и статусного оборудования. В Mondeo появились датчики, сканирующие мёртвые зоны, и система слежения за дорожной разметкой, делающая перестроения безопаснее. Интеллектуальный блок управления головным светом автоматически переходит с дальнего на ближний при разъезде со встречной машиной. Линейку мультимедийных систем теперь венчает комплекс Ford Premium Sound мощностью 265 Вт с сабвуфером.
- Пара минут физических упражнений — и к вашим услугам трюм вместимостью 1740 л, с ровным полом и стенками. Для сравнения: Volkswagen Passat Variant высвобождает максимум 1731 л.
- Автомобили, выпускаемые для Европы, оснащаются ремкомплектом, а в нише для запасного колеса у них смонтирован опциональный сабвуфер. Поскольку седаны в России будут продавать с полноразмерной запаской, то с топовой аудиосистемой у нас можно будет купить только хэтчбчек и универсал.
Однако сотрудники российского представительства фирмы считают, что за средства превентивной безопасности мы с вами пока платить не готовы: большинства электронных помощников у нас не будет. Мы вроде бы хотим технологичный Mondeo, но он нам не по карману. Владельцы локализованных седанов даже за доплату не смогут разжиться продвинутой «музыкой», поскольку место cабвуфера займёт полноразмерное запасное колесо. Ремкомплект с герметиком — это, конечно, модно, но несерьёзно. Не будет по эту сторону границы и дизельных машин, поскольку они не снабжаются автоматическими коробками передач, столь любимыми россиянами.
Положим, за имидж бензиновых топ-версий с турбомоторами можно не беспокоиться: в них хай-тека хватает. Но будут ли они достаточно популярными, чтобы оздоровить образ Mondeo в целом, как того хотели бы в Форде? Цены уверенности не вызывают. Даже наддувный Mondeo с «роботом» PowerShift — это минимум 1 057 000 рублей, а версия с турбомотором стоит не менее 1 118 000. Впрочем, конкуренты всё равно гораздо дороже: например, Volkswagen Passat 2.0 TSI (200 л.с.) — 1,4 миллиона, а Skoda Superb с тем же двигателем продаётся только в кузове универсал за 1 329 000 рублей.
Облизываясь на турбомоторы, покупатель Mondeo, скорее всего, присмотрится к модификации попроще. Что из модненького ему предложит базовая Ambiente 1.6 (120 л.с.) за 689 тысяч? Разве что рекуперативные тормоза, которыми отныне комплектуются все версии. Такую машину и светодиодной оптикой-то не оснащают. Народное техно — это Mondeo 2.0. В исполнении Ghia (от 896 500 рублей) светодиоды идут в «базе». Ведь в конечном счёте всё к ним и сводится. Народное техно — свет прожекторов! Хорошо, что обновлённая машина стала качественнее, тише и комфортнее. Но что касается имиджевого бонуса, полученного в результате рестайлинга, то. Применительно к версиям с прежними моторами в России подобного эффекта можно было добиться и более дешёвыми средствами. Заводской обклейкой крыши плёнкой «под карбон», например — очень современно.