Тест драйв Volkswagen Passat –
«Попутный ветер (Passat (2011))»
О Volkswagen Passat
Фольксваген Пассат
“Volkswagen Passat” заиграл новыми гранями
Седьмое поколение популярной модели, названной в честь ветра, любимого мореплавателями за постоянство и предсказуемость, выходит на рынок. Автомобиль обрел новый дизайн и множество современных систем, способствующих безопасному и комфортному “плаванию”.
ДЕРЖА в руках стандартную винную коробку с шестью бутылками дорогостоящей “риохи” гран-резерва, подхожу к корме нового “Пассата” с намерением положить сей ценный груз в багажник. Надо бы открыть, да руки заняты..
– А вы дайте машине пинка под зад – тут-то багажник и откроется.
Это, заметьте, советует не посторонний доброхот, а ответственный сотрудник концерна. Какое кощунство! Я не сторонник грубых силовых методов, но раз уж сама фирма настаивает..
Даю пинка. Куда-то под задний бампер. Не сильно, конечно, а так, чуть коснувшись машины носком ботинка. Ну надо же – багажник открылся!
Эффектно! В духе цирковой клоунады. Разумеется, фокус удался потому, что в моем кармане лежал ключ от машины – а на чужое касание, если меня нет рядом, система не среагировала бы.
На лице ответственного сотрудника сияет довольная улыбка, он явно наслаждается произведенным впечатлением. Разработчики очень гордятся своим ноу-хау, суть которого в том, что в место, удобное для пинка (извините, так и тянет провести параллель с человеческим телом), вмонтирован сенсорный датчик, дающий команду на открытие багажника. Показ журналистам со всего мира различных умных систем нового “Пассата” был организован в роскошной финке (так в Испании называют усадьбы, в частности, с винными погребами) недалеко от Барселоны, и ради этого пинка там даже устроили отдельный демонстрационный пост. Коробка с “риохой”, увы, тоже была демонстрационная, одна на всех желающих безнаказанно пнуть новое творение “Volkswagen”..
Мальчик не для битья
НЕСМОТРЯ на то что новый “Volkswagen Passat” по размерам и общим формам практически не отличается от предыдущего, он однозначно воспринимается как стопроцентный неофит. В первую очередь – зрительно. Обратите внимание на фото – не правда ли, модель стала существенно солиднее и ближе к “Фаэтону”?
– Да, мы к этому и стремились, – говорит один из дизайнеров. – Ведь “Пассату” приходится выступать сразу на двух рыночных фронтах – семейном и бизнесовом, поскольку отдельной модели в классе “Е” у нас нет. Надо сказать, что мы от этого ничуть не страдали благодаря тому, что “Пассат” и раньше вполне успешно угождал “и нашим и вашим”. Ну а теперь, думаю, он будет справляться еще лучше.
Помимо дизайна модель серьезно продвинулась и в плане оснащения. В списке опций нового “Пассата” есть практически все, чем богат концерн. Кое-что из этого нам дали опробовать на демонстрационных площадках все в той же финке.
Вот, например, адаптивный круиз-контроль с функцией “городского” торможения, впервые примененной на автомобиле марки “Volkswagen”. Он активируется на скоростях менее 30 км/ч и при появлении помехи впереди тормозит машину без участия водителя вплоть до полной остановки, предотвращая столкновение либо, если удар неизбежен, снижая тяжесть последствий. В роли мальчика для битья у нас выступал надувной автомобиль. По команде инструктора я несколько раз разгонялся до 25 км/ч и педали тормоза не касался (руль крутить при этом нельзя, иначе система подумает, что вы решили объехать препятствие, и отключится) – “мальчик” так и остался небитым. Машина замирала как вкопанная в считаных сантиметрах от него.
Или, скажем, парк-ассист. Вам не надо самому на глазок определять, подходит ли по размерам парковочная ниша. Вы просто едете мимо ряда стоящих машин со скоростью до 40 км/ч, если они припаркованы вдоль проезжей части, или до 20 км/ч, если поперек, и когда парк-ассист увидит свободное место, он даст вам знать. После чего вы умываете руки (в смысле, не мешаете рулю крутиться) и работаете только педалями, ориентируясь на камеру заднего вида и сигналы парктроников. Удобно.
Другие новые штучки – такие, например, как массажное кресло или антиослепляющий отвод “взгляда” фар от встречных машин и много чего еще – мы с напарником тестировали уже на реальных дорогах общего пользования. Все честно работает. Даже слишком честно – нашлась у “Пассата” одна шибко умная система, которая, можно сказать.. уличила нас во лжи, не дав себя обмануть.
Речь о “Fatigue de-tection system” – детекторе усталости водителя, призванном предотвратить засыпание за рулем посредством звуковых и графических (кофейная чашка на дисплее) сигналов. Если он решит, что водителю пора отдохнуть или взбодриться, сигналы будут досаждать каждые 15 минут. И независимо ни от чего детектор сработает через четыре часа непрерывного драйва. Мы-то поначалу думали, что он следит лишь за лицом и глазами, и честно пытались его обмануть. Я моргал, закатывал глаза, зевал во весь рот, клевал носом, даже хохмы ради громко храпел – ноль эмоций. Уже после тест-драйва специалисты объяснили нам, что учитывается не только сонное поведение водителя (мало ли кто как себя ведет – может, кто-то зевает хронически). Оценка ситуации идет по совокупности многих параметров; помимо прочего играет роль и неадекватное руление, что определяется по углам поворота руля и нажатиям на педали. Рулить неадекватно на дорогах общего пользования я, как вы понимаете, не рискнул, поэтому система распознала во мне симулянта и не поддалась на провокации.
– Это не только детектор усталости, – смеялся мой напарник. – Это, оказывается, еще и детектор лжи..
Дела моторные
НА ТЕСТ-ДРАЙВЕ в Барселоне мне довелось откатать две моторно-трансмиссионные версии нового “Пассата”. Первая была оснащена двигателем “1.8 TSI” мощностью 160 “лошадей” (по предоставленной нам информации для российского рынка этот мотор пойдет в 152-сильном варианте) и семиступенчатым “роботом” DSG с двумя сцеплениями. Вторая – 122-сильным “1.4 TSI” и шестиступенчатой “механикой”.
Обе версии вполне достойны. Особых сюрпризов они не преподнесли – от каждой я получил ровно то, чего ожидал. Первой здорово помогали спортивные режимы коробки и подвески – в них машина заметно “поджимается” и провоцирует на весьма агрессивный драйв. Вторая в нашем случае сочеталась с минимальной комплектацией, безо всяких спортивных изысков – хорошо везла, добротно тянула, но не более того.
Как и ожидалось, на ходу новый “Passat” проявил себя весьма комфортным экипажем, на котором приятно ехать далеко и долго. Помимо прочего у машины отличная шумоизоляция. В салон практически не проникает гул от дорожного полотна, который в дальней поездке досаждает больше всего. Впрочем, мотор и ветер ушам тоже не досаждают.
За общий комфорт в пути надо в первую очередь благодарить подвеску, особенно заднюю – она здесь, кстати, четырехрычажная. Ее характеристики подобраны по принципу “золотой середины” – в меру мягкая, в меру жесткая, не диван, но и не табуретка. В холмистых окрестностях Барселоны есть несколько известных многим автомобильным журналистам “тошнотных” серпантинов, на которых в роли верховного судьи при оценке машины выступает вестибулярный аппарат седока. В первую очередь пассажира, разумеется. Так вот, я сидел пассажиром, пока мой азартный напарник, закусив губу, “отжигал по полной” – и ничего. Вестибулярный аппарат присудил подвеске высшую оценку..
Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин
Audi A6
(седан 4-дв.)
Volvo S60 Cross Country
(седан)
Infiniti Q50
(седан 4-дв.)
Кроме того, для российского рынка предусмотрены еще два мотора: бензиновый модернизированный “2.0 TSI” мощностью 211 “лошадей” (в предыдущем поколении он был 200-сильным) и дизельный “2.0 TDI” в 170-сильной модификации. А полная моторная гамма нового “Пассата” включает в себя десять моторов с диапазоном мощности от 105 до 300 “лошадей”; возможны эковерсии “BlueMotion”, а также варианты, работающие на природном газе (снижение расхода топлива у некоторых моторов достигает 18% по сравнению с предшественниками). Кузовная гамма, как и раньше, исчерпывается седаном и универсалом; трансмиссионную, разумеется, дополняет полный привод “4Motion”.
Тест-драйв Volkswagen Passat 2011 года
Перфекционист
Лучшее – враг хорошего? Кто-кто, а инженеры Volkswagen с этой поговоркой согласятся едва ли. Специалисты из Вольфсбурга привыкли выжимать потенциал созданных платформ и моделей буквально до последней капли, до совершенства доводя собственные конструкторские разработки. Очередным подтверждением тому стал новый вице-флагман модельного ряда немецкой марки, который в минувшем сентябре предстал перед публикой Парижского автосалона. На первый взгляд, Volkswagen Passat седьмого поколения отличается от предшественника лишь несколькими деталями. Рестайлинг? Нет, новое поколение!
Эволюционный подход к обновлению модельного ряда фольксвагеновцы открыли для себя далеко не вчера. Яркий пример – тот же Passat / Пассат третьего поколения, который после модернизации получил индекс B4, свидетельствующий о принадлежности автомобиля к новой генерации. В XXI веке традицию продолжил Volkswagen Golf VI / Фольксваген Гольф VI, суть глубоко модернизированная предшествовавшая модель, а минувшей весной с легкой руки маркетологов перешагнул в новое поколение и обновленный компактвэн Touran / Туран. Чем ответит им новый Volkswagen Passat? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы отправились в Барселону, где состоялась первая ездовая презентация новинки.
Дизайн
Если при взгляде на новые седаны и универсалы мысленно прикрыть оформление передка и задней части, то отличить новую модель от предшественника удастся не каждому. А ведь все внешние кузовные панели, за исключением крыши, совершенно новые. Приглядевшись, отмечаешь более рельефную пластику боковин с ярко выраженными продольными «ребрами», которые делают автомобиль визуально длиннее. Хотя в действительности габариты практически не изменились. Новые бамперы удлинили седан на всего 4 мм (до 4769 мм), а универсал сделали и вовсе на 3 мм короче (4771 мм). При этом ширина (1820мм) и колесная база (2712 мм) остались такими же, как у предшественника.
С лица автомобиль изменился в том же ключе, что и обновленный Phaeton, но выглядят интереснее. Главным образом – благодаря черной радиаторной решетке с изящными горизонтальными прутьями, головной оптике сложной формы, а также замысловатому оформлению воздухозаборников и противотуманок в переднем бампере. Сзади же – особенно трапецевидными горизонтальными фонарями – Passat / Пассат напоминает уже новый Touareg / Туарег. Никакого намека на биодизайн не осталось и в помине: в облике господствует настоящий немецкий ордунг. А возможные сомнения относительно вторичности, «цитатности» дизайна по отношению к существующим моделям Volkswagen эпохи Вальтера де Сильвы дизайнеры обрывают на корню. По признаниям представителей марки, именно Passat / Пассат является носителем ДНК фирменного стиля, а значит, кому как не ему нести на себе все ставшие уже знакомыми фамильные черты?
Интерьер
Стараниями команды стилистов во главе с шеф-дизайнером бренда Клаусом Бишофом преобразился и интерьер, но заметить это можно, лишь пережив первый момент удивления. Открываю водительскую дверь – и вижу знакомую переднюю панель с посеребренной центральной консолью, колодцами приборов и горизонтальной декоративной планкой от двери до двери. Приборы и органы управления – руль, панели магнитолы и климат-контроля – известны по другим моделям Volkswagen / Фольсваген, а потому интереса не вызывают. Зато – что гораздо важнее – не требуют ни секунды на привыкание.
Мгновенно располагают к себе и передние кресла, которые теперь, начиная с исполнения Comfortline, могут быть дооснащены системой вентиляции. Это – новая «фишка» Volkswagen Passat / Фольсваген Пассат, напрямую позаимствованная им у представительского Phaeton /Фаэтон. В дорогих версиях оба передних сидения регулируются в 12 направлениях при помощи электропривода, а левое – еще и запоминает настройки для разных водителей. В погоне за комфортом не была забыта и безопасность: передние подголовники отныне можно регулировать не только по высоте, но и в горизонтальной плоскости – чтобы они располагались ближе к голове седока и эффективнее защищали шею при ударе сзади.
В богато оснащенных модификациях Volkswagen Passat / Фольксваген Пассат первый взгляд, брошенный на приборы, обнаружит цветной дисплей бортового компьютера между спидометром и тахометром. Анимированное изображение на нем – почти как на экране мультимедийной системы RNS 510 с навигаций, которой были оснащены все презентационные автомобили.
Принципиально новых элементов в интерьере всего три. Во-первых, изменились дверные панели. Массивные подлокотники с ухватистыми дверными ручками не только удобнее прежних, но и делают салон солиднее и визуально дороже. Причем теперь полноценной рукояткой не обделен и водитель – старомодная «полка» подлокотника осталась в прошлом. На повышение статуса автомобиля играют и расположенные на центральной консоли аналоговые часики, ради которых клавишу аварийной сигнализации перенесли под панель магнитолы. Стильный аксессуар подчеркивает принадлежность автомобиля к бизнес-классу; жаль, что его цифербрат установлен под наклоном и смотрит в потолок, а при естественном освещении заметно бликует.
Наконец, на центральном тоннеле, по соседству с клавишей электромеханического «ручника», которая переехала из-под руля к рычагу переключения передач, появилась кнопка запуска двигателя. Ее-то и не терпится нажать, чтобы отправиться в путь.
Двигатели
На домашнем западноевропейском рынке Volkswagen Passat / Фольксваген Пассат предоставит своим покупателям возможность поломать голову над выбором оптимального силового агрегата. В его «арсенале» – аж 10 различных вариантов! Правда, для презентации журналистам не предоставили ни базового, ни самого мощного мотора семейства TSI (1,4 л, 122 л.с. и 2,0 л, 211 л.с. соответственно). «За бортом» осталась и топовая 3,6-литровая бензиновая «шестерка» мощностью 300 л.с. – она появится под капотом седанов и универсалов позже.
Зато вся гамма горячо любимых европейцами дизелей была представлена «без купюр». Здесь и младший представитель линейки TDI объемом 1.6 л (105 л.с.), и 2,0-литровый двигатель в двух вариантах форсировки (140 л.с. и 170 л.с.) и экологичном исполнении BlueTDI (140 л.с.). Все моторы стали дружелюбнее к окружающей среде и по умолчанию идут в комплекте с технологическим пакетом BlueMotion, в который входят система Stop/Start, система подзарядки аккумулятора энергией торможения и шины с пониженным сопротивлением качению. По данным производителя, версия BlueTDI расходует всего 4,6 л тяжелого топлива на 100 км и уже сейчас удовлетворяет экологическиому стандарту «Евро-6», который вступит в силу не раньше 2014 года. Но и это не предел: если верить паспортным данным, то 1,6-литровому агрегату понадобится всего 4,2 л солярки на сотню. В среднем по топливной экономичности новый Volkswagen Passat / Фольксваген Пассат превосходит предшественника на 18%.
Динамика
Знакомство с новым Passat / Пассат пришлось начать с универсала в экзотической для нас версии EcoFuel. Особенность ее 150-сильного 1,4-литрового турбомотора в том, что источником питания для него служит природный газ, расход которого в смешанном цикле для пятидверной версии равен 6,7 кубометрам на 100 км, а для седана – на одну десятую меньше. Интересно, что при необходимости двигатель может работать и на обычном бензине – резервный бак на 10-15 л предусмотрен на случай, если рядом не окажется подходящей заправочной станции, а переключение на привычный вид топлива осуществляется автоматически после опустошения газового баллона. Интересно, что динамические характеристики мотора (для универсала это 212 км/ч максимальной скорости и 9,9 с разгона до сотни) легче испытать в версии с преселективным «роботом» DSG. С ним газовый Passat / Пассат практически неотличим от бензинового и вполне подходит для степенной езды по испанским шоссе и серпантинам. А вот с шестиступенчатой «механикой» у мотора полного взаимопонимания не возникает. Провал крутящего момента здорово ощущается при движении на двух первых передачах и превращает автомобиль в тренажер по ювелирному обращению с педалями акселератора и сцепления.
Совсем другой характер – у автомобилей с самым мощным в гамме 170-сильным турбодизелем. Благодаря отменной тяге (пиковое значение крутящего момента в 350 Нм приходится на диапазон между 1750 и 2500 об/мин) он не только предпочтительнее для уверенной повседневной езды, но и способен доставлять позитивные эмоции от самого процесса вождения. По субъективным ощущениям, подвеска опробованного мной седана показалось собраннее, чем у универсала, а рулевое управление – «прозрачнее». Плюс к тому, удалось испытать в действии опционное адаптивное шасси DCC: оно позволяет регулировать жесткость амортизаторов, выбирая комфортный, спортивный или обычный режимы нажатием кнопки на центральном тоннеле.
Наконец, уже под самый «занавес» тест-драйва мне досталась, пожалуй, самая лакомая с точки зрения российских покупателей версия Volkswagen Passat / Фольксваген Пассат – седан с двигателем 1,8 TSI (160 л.с.) и семиступенчатой трансмиссией DSG. Знакомый 1,8-литровый турбомотор в очередной раз порадовал бодрым разгоном и заводным рыком выхлопа, а на скоростной дуге оснащенный им автомобиль продемонстрировал надежность управления и удивительную способность цепляться за траекторию всеми четырьмя колесами.
Под вечер первого дня ездовой презентации на встрече с экспертами Volkswagen вопросы о рестайлинге, смене поколений и маркетинговых уловках волновали российских журналистов больше всего. И правда, сохранив прежнюю архитектуру кузова, механическую начинку и даже ездовой характер, автомобиль представляется большинству тем же знакомым каждому «Пассатом». Разве что слегка видоизмененным и «разбогатевшим».
Специалисты компании на провокации не поддаются, в качестве основного аргумента приводя масштаб внесенных изменений. По словам Михаэля Вистраха, специалиста Volkswagen / Фольксваген в области электрики и электроники, под знакомыми обводами кузова скрывается совершенно новая архитектура электронных систем.
Действительно, в распоряжении новой модели – полный набор современных электронных средств облегчения жизни современного автомобилиста. По подсчетам педантичных немцев, их на Passat / Пассат дебютирует сразу 19. И даже если ограничиться опциями, которые будут доступны на российском рынке, получим довольно внушительный список.
Для примера, в России можно будет заказать систему помощи при парковке Park Assist второго поколения, которая не только обучена приемам параллельной парковки, но и способна находить место и заруливать задним ходом между автомобилями, оставленными поперек движения. Все, что требуется от водителя, – активировать систему, дождаться оповещения на дисплее о том, что система нашла подходящее место, включить заднюю передачу, убрав руки с руля, а правую ногу – с педали газа, и регулировать скорость при помощи педали тормоза. Остальное сделает электроника.
Полезной будет и система определения усталости водителя, которая, обнаружив, что рулевой потерял концентрацию, подаст пятисекундный звуковой и выведет на дисплей предложение передохнуть. А вот перспективы системы контроля движения по полосе Side Assist, которая не дает пересечь разметку и покинуть занимаемый ряд на скоростном шоссе, с учетом наших дорожных особенностей в России туманны. Не будет на российском рынке и активного круиз-контроля Front Assist с функцией экстренного торможения перед внезапным препятствием. Последняя по паспорту работает на скорости до 30 км/ч, хотя на демонстрации работы системы эксперты Volkswagen / Фольксваген советовали держать скорость, меньшую примерно на треть.
Остается только порадоваться, что адаптивный свет Light Assist с автоматическим переключением направления луча, дабы не ослеплять водителей встречных автомобилей, будет доступен для заказа. Как и последнее ноу-хау фольксвагеновцев – система для бесконтактного открывания багажника движением ногой под бампером.
Европейские продажи Volkswagen Passat / Фольксваген Пассат стартовали в Германии буквально на днях, а на рынки других стран Старого Света автомобиль придет к концу ноября. Начало поставок седанов и универсалов нового поколения в Россию запланировано на первый квартал 2011 года, информацию о ценах в представительстве марки обещают обнародовать ближе к Новому году.
В компании уверены: внедренные усовершенствования – ровно то, чего ожидают от автомобиля Volkswagen приверженцы бренда, и ни на секунду не сомневаются в правильности выбранной консервативной стратегии. Сегодня о ее эффективности свидетельствуют результаты продаж. Ведь история Volkswagen Passat / Фольксваген Пассат – это история успеха: уже в первый год после дебюта модели в первом поколении она нашла 132 000 покупателей, а к 1976 году с конвейера сошел миллионный автомобиль. В 2010 году в активе компании – уже 15 миллионов проданных Passat / Пассат шести поколений. Шестнадцатый – не за горами?