Джереми Кларксон протестировал в Top Gear Lotus T125 — всё плохо, видео
В этом мире существует не так много вещей, способных напугать Джереми Кларксона, и Lotus T125 Exos — одна из них. А что уж говорить о простых водителях…
Впрочем, понятие «простой» водитель к клиенту, собравшемуся купить себе Lotus T125, вряд ли применимо. По одной простой причине — позволить себе одноместную машину, не сертифицированную для дорог общего пользования, по цене $ 1 млн (по состоянию на 2010 год, когда была представлена модель) мог далеко не каждый. Плюс прибавьте к этому необходимость аренды гоночной трассы всякий раз, когда вы хотите сесть за руль, и поймёте, что игрушка у британцев получилась весьма дорогая.
Визуально Lotus T125 стилизован под болиды Формулы-1 тех времён (ливрея стилизована под «Лотусы» из Энстоуна 2011-2015 годов), да и технически имеет немало общего с Lotus T127, которым управляли финн Хейкки Ковалайнен и итальянец Ярно Трулли в сезоне-2010, хотя и не полностью копирует формульную технику. Да, машина построена вокруг карбонового монокока с алюминиевыми элементами, имеет схожую архитектуру шасси, а бензиновый 3,5-литровый V8 производства Cosworth тоже близок к силовому агрегату Формулы-1. Но всё же двигатель не полностью копирует своего собрата из Ф-1 (мощность была снижена, ресурс увеличен до 4500 км пробега, а также появился электростартёр для возможности запуска без участия механиков), как и 6-ступенчатая секвентальная коробка передач и карбон-керамические тормоза.
650-сильный мотор в сочетании с 650-килограммовой машиной — тандем весьма убойный, особенно если вспомнить, что управлять такой техникой предстояло людям весьма обеспеченным, но не имеющим гоночного опыта. Или имеющим, но далеко не на уровне пилотов Формулы-1 или даже GP2. Поэтому в стоимость машины входил не только автомобиль.
Каждый покупатель Lotus T125 становился членом закрытого Exos Club (отсылка к экзосфере — внешней части верхней атмосферы Земли и других планет, которая призвана была символизировать особый статус обладателя машины), который включал в себя ряд привилегий. Во-первых, клиентам полагался курс из 5 обучающих сессий на лучших гоночных трассах в Европе под наставничеством экс-пилотов Формулы-1. Во-вторых, на каждую сессию вместе с машиной Lotus обязывался привезти группу инженеров (по аэродинамике, двигателю, шинам), которые учили бы водителя грамотной работе с автомобилем. В-третьих, владельцам T125 полагались собственные тренеры и физиотерапевты, составлявшие программы физической подготовки и правильного питания. В-четвёртых, полное обслуживание на время трек-дня — от бригады механиков для работы с машиной (хотя Lotus заявлял, что машина может без проблем эксплуатироваться одним лишь владельцем) до шеф-повара, готовящего блюда высокой кухни для клиентов.
Привлекательное предложение для тех, кто может себе позволить потратить круглую сумму на своё увлечение, не так ли? И как вы думаете, сколько человек воспользовались возможностью приобрести Lotus T125 и стать частью Exos Club? Не угадали — ноль! Да, амбициозная идея тогдашнего главы британской марки Дэни Бахара сделать Lotus брендом уровня Ferrari с треском провалилась — ни одной из запланированной к постройке 25 машин продать не удалось. Всё ограничилось несколькими автомобилями для заводских тестов и журналистских испытаний.
И не исключено, что свою роль в такой судьбе псевдоавтомобиля Формулы-1 сыграл один из эпизодов сверхпопулярного шоу Top Gear, в котором за руль необычного Lotus сел Джереми Кларксон. Тест-драйв уникальной машины стал частью 5-й серии 17-го сезона шоу, которую показали по BBC в июле 2011 года. Марка привезла на тестовый полигон программы в британском Дансфолде не только сам Lotus T125, но и легендарного Жана Алези — француз, который должен был стать одним из наставников Exos Club, помогал ведущему найти общий язык с машиной.
Сложности начались ещё до начала движения, поскольку высокий и далёкий от идеалов стройности Кларксон не смог поместиться в кокпите автомобиля. Чтобы Джереми всё-таки оказался за рулём, пришлось убирать сиденье и сажать ведущего прямо на пол машины, использовав в качестве какой-никакой смягчающей прокладки и дополнительного «уплотнения» специальную пену (но, если судить по видео, задействовали чуть ли не туристический коврик-«пенку»). Но на этом для Джеззы испытания только начались.
Быстро выяснилось, что тронуться с места, не заглохнув, непросто даже такому опытному водителю, как Кларксон. И точно так же весьма нелегко избежать блокировки колёс на торможении или разворота при слишком резком нажатии на педаль газа — никакой вспомогательной электроники Lotus T125 ожидаемо не предлагал. Джереми довольно быстро убедился, что Алези не преувеличивал, когда говорил, что новая машина мощнее и имеет большую прижимную силу, чем болиды Формулы-1 90-х годов. Другой проблемой, напрямую связанной с мощностью и прижимной силой, стали физические и психологические трудности при управлении. T125 иногда просто пугал Кларксона.
Видео можно посмотреть на канале BBC в YouTube.
С физической составляющей всё довольно просто. Нетренированный человек не способен сопротивляться тем перегрузкам, что развивает T125 в движении — особенно тяжело приходится шее, которая подвергается продольным и поперечным нагрузкам, существенно превосходящим те, что возникают во время управления самым мощным, но «цивилизованным» спорткаром для дорог общего пользования. Психологически же, как выяснил на собственном опыте Кларксон, тяжело перестроиться на то, что повороты за рулём нового Lotus можно проходить на большей скорости, а тормозить существенно позднее, чем на дорожной машине — для примера Джереми привёл свой тогдашний 507-сильный Mercedes-Benz CLK63 AMG Black Series, который требовал тормозить вдвое раньше, а в повороте вместо 258 км/ч мог развивать «всего» 145 км/ч.
Для сравнения фирменный тест-пилот шоу Стиг проехал по укороченной версии трассы на дорожном 500-сильном спорткаре Ariel Atom V8 (на тот момент это был быстрейший дорожный автомобиль в истории программы) круг за 0.36,2. Это время предстояло побить Джеззе на Lotus T125. Для того чтобы установить результат 0.35,8, ведущему потребовалось 5 кругов, да и то без разворотов, блокировок колёс и вынужденного пит-стопа для консультации с Жаном Алези не обошлось.
Резюмируя свой опыт поездки на Lotus T125, Джереми Кларксон подчеркнул, что он ездил и на более мощных, и на более лёгких автомобилях, и на машинах с покрышками-сликами, но такого сочетания, чтобы мощь/малый вес/слики разом, в его жизни не было. Учитывая все сложности, с которыми столкнётся водитель машины, Джезза назвал управление Lotus T125 не ездой, а агонией. А кому хочется страдать каждое мгновение за рулём за собственный миллион? Как показала рыночная судьба модели — никому.
P.S. В том же эпизоде по полной версии трассы Стиг проехал круг на Lotus T125 за 1:03.8 — всего на 4,8 секунды медленнее, чем настоящий формульный болид Renault R24 сезона-2004 года, который ехал по влажной трассе. Неудачный проект Дэни Бахара стал, тем не менее, второй по скорости машиной в истории Top Gear.
Видео можно посмотреть на канале BBC в YouTube.
Лучшие и худшие авто 2019 года, рейтинг Джереми Кларксона
Джереми Кларксон в мире автомобильной журналистики — человек-легенда. Он ответственен за превращение автомобильного шоу Top Gear в мегапопулярное (его официально смотрят 350 млн. человек, а неофициально – еще больше), а также первым в истории добрался до магнитного полюса Земли на легковушке.
А теперь Кларксон – постоянный колумнист The Sunday Times, где рассказывает про автомобили, на которых ему пришлось ездить.
Представляем вам список лучших и худших автомобилей уходящего года по мнению Джереми Кларксона.
Худшие автомобили 2019 года
3. Toyota GR Supra
Открывает список машин-неудачников произведение компании Toyota, которая обычно веников не вяжет, но явно не в этот раз. Правда, главная вина Toyota GR Supra по версии Кларксона – невыразительность.
И хотя скорость и управляемость у японца на высоте, однако заимствование технологий у BMW не могло не сказаться на уникальности модели. Машина не имеет «собственного лица» и практически неотличима от BMW Z4 или Toyota GT 86.
2. BMW X5 xDrive 30d M Sport
Для Кларксона новый полноприводной внедорожник стал настоящим разочарованием. Трехлитровый двигатель мощностью 249 л. с. (или 340 в другой комплектации) показался Джереми недостаточно мощным. Но главной проблемой машины, по его мнению, стала электроника.
То ли модель слишком торопились запустить в продажу, то ли по иной причине, но в результате ее электронная начинка получилась громоздкой, неуклюжей и сложной в пользовании. Кларксон был настолько неприятно удивлен машиной, что заявил, что единственное, что ему в ней понравилось – это форма рычага переключения передач.
1. Audi TTS Roadster
Хотя рев мотора скорее способен прибавить машине баллы в личном рейтинге Джереми, к шуму в салоне это не относится. А новый суперкар от Audi страдает именно этим. Второй недостаток машины – подвеска; трясти водителя будет изрядно.
И хотя этот энергичный автомобиль прекрасно выглядит, обладает очень комфортным салоном и мощным двигателем с турбонаддувом, все эти прекрасные качества не смогли изменить мнение британского автожурналиста в лучшую сторону.
Лучшие автомобили 2019 года по версии Джереми Кларксона
9. Suzuki Jimny
Хотя у внедорожника от Suzuki есть проблемы с управлением и тормозной путь у него дольше, чем Транссибирская магистраль, но все это с лихвой искупается одним качеством – проходимостью.
Езда по бездорожью на Suzuki Jimny способна вызвать широкую улыбку до ушей. Шутка ли, цельная рама, пружинная подвеска и литые диски. Хотя, как говорит Кларксон, получить удовольствие от вождения Suzuki Jimny может только мазохист.
8. Renault Megane RS Trophy
Говоря о данной модели знаменитый британский журналист в выражениях не постеснялся. По его словам, ездить на Renault Megane RS Trophy – все равно что кататься на американских горках, объевшись ЛСД.
Не будем гадать, где именно Кларксон приобрел столь яркий опыт. Достаточно сказать, что переднеприводный хэтчбек от Renault – новый рекордсмен круга на Нюрбургринге. Расстояние в 20,6 км на этой гоночной трассе автомобиль преодолел всего за 7 с небольшим минут.
Конечно, речь идет о сильно измененной версии машины (например, ее облегчили на 130 кг ради скорости). А у массовой, которая пойдет в продажу, будет шестиступенчатая коробка передач, двигатель объемом 1,8 л и мощностью 300 л. с.
7. Range Rover Velar SVAutobiography
В этот внедорожник инженеры компании ухитрились вместить настоящую «восьмерку». Автомобиль разгоняется до 100 км за 4,5 секунды и способен выдать 170 км/ч.
Как говорит Кларксон, модель получилась настолько удачной, что рациональная часть мозга водителя отключается напрочь. Кстати, это эксклюзивное авто, которое будет доступна покупателям всего год. Налетай-торопись!
6. Peugeot Rifter GT Line
Джереми был приятно удивлен компактвэном от Peugeot, хотя изначально был невысокого мнения об автомобиле на новой платформе. Однако тест-драйв развернул его на все 180° — настолько прекрасен оказался «семейник».
В первую очередь Кларксону понравилась подвеска, которая настолько хороша, что водитель даже не замечает препятствий на дороге. В числе других сильных сторон модели британский ведущий назвал простоту и удобство управления и небольшой радиус поворота, даже несмотря на длину колесной базы (4400 и 4750 мм).
5. Mercedes-AMG A35 4Matic
В личном рейтинге колумниста участвуют не только машины, способные выдать скорость в 300 с лишним км/ч. Кларксон всеяден и с удовольствием рассматривает самые разные машины.
В том числе самый недорогой из AMG-автомобилей — Mercedes-AMG A35 4Matic. Этот полноприводной седан по своему внешнему виду скорее напоминает автомобиль для среднего класса, а не спортивную машину. Да и мощностями он уступает типичному спорткару (под капотом находится двухлитровый четырехцилиндровый двигатель мощностью до 306 л. с.). Однако, как пишет Джереми, Mercedes-AMG A35 4Matic показал класс на дороге: он так мчался, что «звезды пролетали мимо с головокружительной скоростью».
4. Ford Mustang V8 GT Convertible
У автомобиля две комплектации и два кузова – купе и кабриолет. И у той, и у другой мощная пятилитровая «восьмерка» в 421 л. с. с крутящим моментом 530 Нм. И оба отличаются отличной управляемостью.
«Форду» удалось избавиться от вековой болезни «Мустангов» — сноса кормы. И даже если подвеска не слишком-то мягкая, зато можно менять усиление руля.
3. Ferrari 488 Pista
Кларксон и Motor Awards 2019 года тут выступили в унисон: Джереми назвал Ferrari 488 Pista с восьмицилиндровым двигателем в 711 л. с. одним из лучших автомобилей, а шоу присвоило ему звание лучшего суперкара.
Кларксон в описаниях бурно выражает свой восторг: его статья пестрит выражениями в стиле «ракета на дороге», «захватывающая», «волнующая», «прекрасная» и так далее. Ferrari 488 Pista даже заставила его изменить принятое долгие годы назад решение никогда не покупать суперкар среднего класса.
3. Bentley Continental GT V8
Хотя фирма Bentley у нас в России ассоциируется с люксовыми автомобилями, однако Джереми присвоил ей звание лучшего народного автомобиля.
Что же такое «народный автомобиль» по версии Кларксона? Это четырехлитровый восьмицилиндровый двигатель мощностью 542 л. с. – считается, что это один из самых мощных двигателей за всю историю Bentley. Не знаем, как вам, а нам с Джереми нравятся такие автомобили! Правда, «народными» в наших реалиях назвать их сложно…
2. Audi R8 V10 Performance Quattro
Скорость, маневренность и чуткость управления – вот три качества нового автомобиля от Audi, которые вызвали восторг Кларксона. Как выразился экс-ведущий Top Gear, этот автомобиль – олицетворение суперкара.
Именно таким должна быть спортивная машина: пожирать мили, словно лапшу, реветь мотором, чтобы всем сразу было слышно, кто едет, и плевать на проценты вредных веществ в выхлопе. Вообще машина очень «кларксоновская», он такие любит – агрессивно ревущий двигатель V10 и цена под 200 тысяч долларов.
1. Alfa Romeo Stelvio Quadrifoglio
Похоже, уже наступил Апокалипсис и ад замерз, потому что одним из лучших автомобилей 2019 года по версии Кларксона стал… кроссовер. Это удивительно, учитывая его антипатию к этому классу машин.
Alfa Romeo Stelvio Quadrifoglio – единственный кроссовер, получивший двигатель прямиком от Ferrari. И вообще эта первая попытка во внедорожники от Alfa Romeo вышла на редкость удачной: двигатель в 505 л. с. и скорость разгона до 100 км/ч всего за 3,8 с.
А ведь у этого авто еще есть режим Race, включив который можно не по-детски разогнать «железную лошадку» и вовсю наслаждаться ее скоростью и маневренностью. Как утверждают инженеры компании, восьмиступенчатая коробка-автомат меняет передачи за каких-то 150 мс.