Испытываем первобытные чувства в хэтчбеке Lada Kalina Sport
Лада 219259-010, или Калина Спорт, выпускается ООО «ЛАДА Спорт» с июля прошлого года и отличается от обычной Калины более мощным мотором 1.6 (118 л.с.) и перенастроенным шасси. План выпуска на 2015 год — 1200 машин. Цена — 546 тысяч рублей.
В разделе « Наши тест-драйвы» автомобилей Лада не сыщешь, потому что заполучить их куда сложнее, чем любой Mercedes и даже Bentley, особенно если речь о версиях Спорт, которые есть не у каждого дилера. «Пишите письмо на АвтоВАЗ, они напишут нам. » — советуют продавцы. «Можем ли мы рассчитывать на определённую лояльность?» — интересуются в отделении Лада Спорт. Я пообещал не называть белое чёрным, равно как и наоборот. Этого хватило. Не прошло и месяца, как менеджер автосалона, не переставая говорить по телефону (вот это занятость!), выдал мне белоснежную Калину Спорт.
Так вышло, что за Калиной я приехал на редакционном хэтчбеке Kia pro_cee’d GT, находящемся на лонг-драйве. Трудно пересаживаться в Калину из великолепных кресел Recaro. Но и ладаспортовские конструкторы работали: изменили сиденьям дорестайлинговой Калины Спорт всю набивку, установили подушку на 12 мм ниже, а спинку, говорят, спроектировали так, чтобы устранить выталкивающий эффект. Всё равно высоко и выталкивает. Боковую поддержку видно, но она не чувствуется. Зато красной строчки тут — на три «про-сида» GT. И руль тоже кожаный!
Запас хода — 27 км. К выдаче явно готовились. Благо заправка оказалась под боком. «А что там написано?» — я понадеялся, что раз заправщик смотрит на лючок, то сориентируется в выборе марки бензина быстрее меня. «Ничё там не написано!» — рубанул парень. М-да, отвык я от отечественных машин, пора приземляться: «Девяносто пятый, до полного». При выжиме сцепления педаль дважды щёлкнула, в ответ на плавное увеличение тяги Калина резко, будто споткнулась, дёрнулась, а при сбросе газа коробка передач взвыла, как самый грустный в мире пёс. Так и закурить недолго. Я вышел перевести дух.
А ведь хороша снаружи! Особенно в три четверти сзади. Уменьшенный на 40 мм дорожный просвет (до 150 мм), 16-дюймовые колёса… Обвес с антикрылышком радует, правда, больше издалека: чёрные вставки на белом бампере нарисованы неаккуратно, между накладками и порогами щели. На фоне нафаршированной Приоры за 530 тысяч рублей Калина Спорт за 546 тысяч просто искрится, но если бы мне выкатили такое за мои кровно заработанные, я бы попросил вернуть деньги. Эта Калина досталась нам бесплатно, поэтому можно закрыть глаза на качество сборки и порадоваться приятным вещам, например звуку выхлопа: он басовит и по-спортивному неровен.
Двигатель 21126-77 (77 — это индекс Спорта) объёмом 1,6 л — с оригинальными распредвалами, программой управления и прямоточным выпуском, благодаря которым кривая момента стала во всём диапазоне выше и кривее: до 3000 об/мин 118-сильный моторчик крутится неохотно, зато после — прям рвёт. К 3800 об/мин происходит скачок тяги со 120 Н•м до 154. Однако некоторые Спортоводы (например, наш знакомый Григорий, см. врезку «Слово владельцу») перепрошивают мотор, чтобы от этой ступеньки избавиться ради более линейной характеристики
Как бы ни вилась кривая момента, разгон в пол спортивен разве что по-вазовским меркам. В общей системе координат предельные возможности Лады — обычны, хотя претензий динамика не вызывает. Засада в переходных режимах. Сбросил, добавил — Калина дёргается, мотор будто захлёбывается. Плавно педалируешь или резко — эффект один. Элементы силового агрегата будто соединены гибкой сцепкой: на разгоне мотор дёргает отставшую коробку, а на торможении она его догоняет — и всё сопровождается ударами. Передачи переключаются чётко, но реальный Спорт — только в звуках. Двигатель ревёт, трансмиссия с укороченной главной парой (4,3 вместо 3,7) стонет. Закрой глаза — и ты Роб Хафф, выводящий с питлейна гоночную Весту с «секвенталкой». Потому и паспортные 9,5 с до сотни пролетают как восемь.
Дисковые тормоза от прежней Калины Спорт скрипят до мурашек: при торможении вперёд просто закладывает уши, а после остановки задним ходом и вовсе хочется убедиться, что колодки Ferodo ещё в суппортах, а не на земле. Некоторые дилеры сами советуют владельцам менять колодки на TRW. Но эффективность тормозов хороша, причём, разгружая колёса на неровностях, Калина не спешит задействовать АБС. Ход педали невелик, под ногой чувствуется упор: замедление дозируешь больше усилием, чем перемещением.
За время пробной поездки у дилера Калину Спорт не раскрыть, но день за днём она расцветает. Руль с электроусилителем Mando поначалу казался мне ужасным, а после я присиделся, прислушался да и привык, даже нащупал в малых углах обратную связь. На выходе из крутых поворотов баранку приходится возвращать самостоятельно? Ты ж водитель — вот и рули! Основные отличия подвески от стандартной — это более жёсткие пружины с амортизаторами, увеличенный до трёх градусов кастер и отрицательный развал колёс: спереди — минус 30 минут, сзади — минус два с половиной градуса. В городе пустой звук, а на гоночной трассе праздник!
Вторая передача, 6000 об/мин, третья. На «верхах» мотор живёт, главное — не ронять обороты и не вваливаться в повороты слишком быстро. Калина атакует их не очень охотно, скользя мордочкой, но как же здорово она стоит на скоростной дуге! Надёжность опоры на «разваленное» заднее колесо ты чувствуешь всем телом. Чуть убавил, чуть добавил — бог с ним, с Mando, Калина отлично управляется тягой! Однако в медленных поворотах внешнее переднее колесо подламывается, руль теряет реактивность, а внутреннее колесо отчаянно буксует, мешая разгону. Ты строишь траекторию с наименьшими кренами, но понимаешь: в борьбе за результат без доработок не обойтись.
Ход «спортивной» Калины плавным не назовёшь, машина постоянно подрагивает. Но если ты бываешь на треке, с этим можно жить. Энергоёмкость подвески по-тольяттински высока, и от того, чтобы мчать, не разбирая дороги, удерживают разве что недешёвые шины 195/50 R16. Прикончишь такую — а в багажнике 15-дюймовый китайский Linglong. Причём колёсные болты затянуты дилером так, что даже прыгать на штатном ключе бессмысленно. Ещё один минус больших колёс — ограниченный во избежание их «втыка в лонжерон» (учим вазовский!) ход рулевой рейки. От упора до упора баранка делает 2,7 оборота, но радиус разворота достигает 6,6 м — больше, чем у «пятёрки» BMW!
За пять дней я накатал на Калине аж 760 км. И отдавать жалко! Странное дело: вечерами разве что не материшь хэтчбек, устав от его дерготни и завываний, а выспишься — радуешься. Каждая поездка — событие! Вовлечённость в процесс — никаким Солярисам и не снилась. Опять заскрипели тормоза — ты живо представил себе диск с колодочками. Живой автомобиль, нефильтрованный. Если ездить не постоянно, а время от времени, то… Нет, 546 тысяч рублей Калина Спорт, на мой взгляд, не стоит. Но она разбудила во мне первобытное чувство к автомобилю — и я усугубил, купил вазовскую «шестёрку» из детства.
Формально-то с ценой Калины Спорт порядок: нет на нашем рынке иного столь мощного и быстрого автомобиля за эти деньги. Доплата в 60 тысяч рублей относительно версии Люкс тоже разумна — россыпью, по подсчётам вазовцев, спортпакет обойдётся более чем в 200 тысяч. Но у покупателей свои калькуляторы — и продажи спортивных Лад отстают от целей: из 1200 запланированных на 2015 год Калин продано пока лишь 348.
Грядущие Калина NFR и NFR Turbo (140 и 180 сил) погоды не сделают. На них у вазовцев и план скромнее: 150 машин, а цена тысяч в 700 его наверняка скорректирует. Но на следующий год в производственной программе Лады Спорт уже значатся Vesta Sport (140 л.с.) и Vesta NFR Turbo (180 л.с.). Если базовая Vesta оправдает все ожидания, это будет совсем другое дело — без намёка на первобытность. Аж не терпится! А пока пойду продую жиклёрчики карбюратора на «шестёрке», вытяну подсос — и дам кружок вокруг дома.
Слово владельцу
Григорий Малыгин, 26 лет, Санкт-Петербург: «На Калину Спорт я пересел с хэтчбека Seat Leon предыдущего поколения, хотя и целился в новый Leon со 125-сильным мотором 1.4 — цены скакнули даже на вторичке, а связываться с кредитом и запредельной страховкой я не хотел. Поскольку машину выбирал с прицелом на спринты (благо в Питере они регулярны), стоимость владения считал внимательно. Изучал подержанные машины, но Golf ещё дороже Леона, хэтчбеки Polo, Ibiza и Fabia оттолкнули преимущественно автоматическими коробками, живую трёхдверную Фиесту я не нашёл, а Солярисы и Rio даже не рассматривал: не доверяю.
Калина Спорт подкупила богатым оснащением, мощным заводским мотором и эффективными (хоть и пискливыми) тормозами. Страховка вдвое дешевле иномарочной, расходники есть везде, тюнинговых решений — море. Конечно, боязнь ненадёжности была и пока остаётся, но постепенно от неё избавляюсь: за шесть стартов нареканий нет. Мне нравятся кресла, эргономика да и салон в целом. Минусы — это шум, высокий расход топлива по пробкам (12–14 л/100 км) и то, что салонное зеркало при моём росте оказывается на уровне глаз: мешает при поворотах направо».
Последние публикации
Тест-драйв Лада Калина Спорт
В августе прошлого года в России стартовали продажи второго поколения автомобиля Лада Калина Спорт. Чтобы понять, чем же Лада Калина Спорт отличается от обычной Калины, мы отправились в автосалон Лада компании «ТрансТехСервис» в Набережных Челнах, который недавно начал продавать и обслуживать спортивные версии автомобилей Лада.
Для начала в двух словах расскажем об отличиях Лада Калина Спорт от стандартного автомобиля.
Дизайн Лада Калина Спорт
Внешний вид спортивной калины отличается следующим:
- автомобиль стал ниже, клиренс уменьшен на 20 мм
- спереди и сзади автомобиль оснащен оригинальными обвесами
- по бокам установлены оригинальные пластиковые пороги
- на пятой двери установлен большой аэродинамический спойлер
- автомобиль оснащен увеличенными колесами (16 дюймов) и низкопрофильной резиной
Интерьер Лада Калина Спорт
Интерьер Лада Калина Спорт практически полностью идентичен таковому в люксовом хэтчбеке Калина. Однако, есть и отличия: спортивные кресла с развитой боковой поддержкой, руль обшит кожей с красной прострочкой, которая присутствует также на рычаге КПП, стояночного тормоза, сиденьях.
Технические особенности Лада Калина Спорт
Двигатель Лада Калина Спорт развивает максимальную мощность 118 л.с. Отличают его от стандартного 98-сильного мотора ВАЗ-21126 распредвалы с измененным профилем кулачков, оригинальные системы впуска и выпуска, а также спортивная прошивка электронного блока управления двигателем.
Коробка передач здесь отличается от серийной измененными передаточными числами, а также главной парой 4,3 (вместо 3,7). Прямой передачей теперь является пятая, а на четвертой автомобиль позволяет уверенно разгоняться.
Другие технические особенности Лада Калина Спорт:
- более жесткие стабилизаторы, рычаги
- увеличенный угол кастора
- жесткие и укороченные пружины
- газонаполненные амортизаторы
- задняя балка имеет отрицательный развал
- увеличенная задняя колея — 1 432 мм вместо 1 414
- дисковые тормоза всех колес
- укороченная рулевая рейка (2,7 оборота от упора до упора)
Тест-драйв Лада Калина Спорт
Чтобы оценить, как все эти изменения повлияли на поведение автомобиля, мы взяли его на тест-драйв.
Интересна была эта поездка тем, что хотелось сравнить поведение Лада Калина Спорт со стандартной Калиной, на которой я передвигаюсь каждый день.
Первое что хотелось бы отметить – это посадка. Сиденья здесь имеют более жесткую набивку и более выраженную боковую поддержку.
Конечно, это не те спортивные ковши, в которых я ездил на заряженной Kia Ceed GT, но, по сравнению со штатными калиновскими – они на порядок удобнее.
Также удобным показался руль, обшитый кожей с прострочкой. Сам руль не изменился, но благодаря кожаной отделке он приятно ложится в руки и не скользит.
А вот такая же кожаная отделка рычага КПП и стояночного тормоза по большей части несет декоративную функцию – разницы по ощущениям со стандартной Калиной лично я не заметил. Зато красиво.
Настроив все органы управления под себя, начинаем движение.
Тест-драйв проходил по стандартному маршруту – от автосалона Лада до кольца Кузнечного завода и обратно.
Только начав движение, чувствуется, что коробка передач здесь нестандартная. Если обычная Калина едет практически с холостых оборотов, тут нужно хорошенько крутить двигатель, чтобы уверенно разгоняться. Зато, на высоких оборотах автомобиль радует быстрым ускорением, только успевай перещелкивать передачи. Благодаря тросиковому механизму с рычагом коробки передач можно орудовать легко и быстро – ходы короткие, усилия небольшие.
В отличие от стандартной Калины, у Лада Калина Спорт более приятный звук выхлопа – низкий и басовитый.
При движении по городу интереснее всего ехать на третьей передаче – для резкого разгона или перестроения достаточно топнуть на педаль газа и автомобиль с рычанием устремляется вперед.
Доработки, сделавшие автомобиль ниже и жестче, а также короткая рулевая рейка в сочетании с широкими низкопрофильными шинами качественно изменили поведение автомобиля на дороге. Лада Калина никогда не отличалась отточенной управляемостью, а о расхлябаном ватном рулевом управлении этой машины уже ходят легенды. Здесь все не так – автомобиль отлично рулится, довольно-таки оперативно и точно реагируя на движения рулем. При динамичном заезде и съезде с кольца нет никаких намеков на крены и раскачку – машина едет как по рельсам. В этом плане Лада Калина Спорт ведет себя даже лучше, чем Лада Гранта Спорт, которую мы тестировали в прошлом году. Видимо, отсутствие большого багажника и короткий задний свес делают свое дело, внося положительный вклад в развесовку автомобиля.
Вполне логично было ожидать, что за хорошую управляемость придется расплатиться комфортом. Однако, это не так. Возвращаясь обратно в автосалон, мы проехались по разбитым проездам, которых в этом районе предостаточно, хоть внедорожники тестируй. Так вот, автомобиль достаточно неплохо проходит неровности. Несмотря на более жесткую подвеску, ее нельзя назвать зубодробильной – она достаточно упругая. Конечно, не стоит забывать, что здесь стоят 16-дюймовые колеса с низкопрофильной резиной и уменьшенный на 20 мм. клиренс – на разбитых дорогах лучше быть осторожнее.
Отдельно стоит упомянуть тормоза – они здесь дисковые и спереди, и сзади. Тормозить автомобиль стал гораздо лучше, но задние тормоза скрипят также, как и при тесте Лада Гранта Спорт. То ли это дело в задней балке с отрицательным развалом, то ли в самих дисковых механизмах – непонятно.
Резюме
Что нам понравилось в Лада Калина Спорт:
- интересная внешность
- удобное рулевое колесо и сиденья
- улучшенная динамика
- хорошая управляемость
Что нам не понравилось:
- скрип (гул) задних тормозов
- цена (на сегодняшний день она составляет немалые 546 тыс. рублей)