По лесам и гатям Прикамья на больших колесах: тест-драйв вездехода «Лесник-М»
— У нас много вездеходов, все под разные задачи. На «Леснике» ездим проверять работу на месторождениях, снимать показания приборов, на нем же забрасываем небольшие бригады на дальние объекты. Утром стартуем и только к вечеру до места добираемся, ночевка в глухом лесу — мошка, комарье, зато воздух чистейший, и тишина такая… Сейчас у нас короткий рейс, на пару часов всего в одну сторону. А хотите с нами поехать?
Это вам не третий за год рестайлинг топовой модели, с доступной тестовой поездкой. Мечта джипера! Через минуту сидим в тентованном кузове, к выезду готовы. План простой: по трассе до нужного поворота, а дальше — в лес.
По асфальту вездеход буквально мчится, для его-то габаритов, центра тяжести и огромных колес. Крайняя правая полоса — среда его обитания в условиях цивилизации. То ли дело на пресеченной местности! Жаль, что ни снега, ни болот…
С 2012 года в России было выпущено несколько сотен вездеходов модели «Лесник-М»
Машина крадется дальше в лес, а мы знакомимся с техникой. Эта модель разработана в Вологде в 2009 году. Три года испытаний и доработок, получения сертификата соответствия типа транспортного средства (!) и, наконец, запуск модели в серийное производство в 2012 году. Такое производство, конечно, не конвейер Автоваза — миллионы штук не производит. Сейчас по всей стране насчитывается несколько сотен этой модели вологодского производителя, аналогичную технику выпускают и другие производители.
Лесная дорога закончилась, теперь — направление. С утра прошел сильный дождь, и из-под колес радостно чавкая вылетают бурые брызги. Водитель в хорошем настроении — притопил педаль газа, да так, что нам пришлось опускать задний тент для защиты от летящей грязи. Мчим! Навстречу лобовому стеклу летят хвойные лапы, хлещут ветки по тенту кузова, держимся за ручки и упираемся ногами в пол. Настоящая лесная гонка! Целых 25 км/ч.
В зависимости от качества дороги вездеход может развивать скорость до 50 км/ч
Вездеходы-снегоболотоходы «Лесник» разработаны для перевозки людей и различных грузов по заболоченной местности, всем типам слабонесущих грунтов, а так же льду рек и озер и, конечно же, пересеченной местности с возможностью преодоления водных преград. Вездеход разработан для использования во всех климатических условиях, на любых типах покрытий. Все модели вездеходов «Лесник» оснащены шинами сверхнизкого давления, которые не разрушают ландшафт и не портят почву, не делают колею и имеют великолепную проходимость по бездорожью за счет большого пятна контакта колеса с поверхностью. При этом на твердом покрытии вездеход развивает высокую для такого типа техники скорость.
Находясь на плотных грунтах «Лесник-М» может перевозить до 500 кг, когда под колесами все расплывается, то вездеход без проблем вытащит до 400 кг груза
Честно говоря, мы сразу понимали, что по-настоящему серьезных препятствий на нашем маршруте не будет. Таких, что прямо «ужасы тайги». Наш «Лесник» по дороге исполнил несколько трюков, опасных для гражданского внедорожника, но вполне доступных для серьезного подготовленного джипа. И вот, наконец, препятствие для взрослых мальчиков! Гать, настоящая гать — не игрушечная, как на площадках автодилеров — а скользкая, с разъезжающимися бревнами и хлещущим мутным ручьем. Впереееед!
Водитель штурмует препятствие, «Лесник» с ходу переползает половину препятствия и… Что-то пошло не так. Буксуем, еще вперед, никак, буксуем, назад, еще вперед, назад, вперед, назад, вперед… Представляю, как придется сейчас, изображая сброс балласта, выпрыгивать из кузова в мутную жижу, почти чувствую как она льется в казенные резиновые сапоги… «Лесник», миленький, ты же можешь! И, рыча мотором, наш полноприводный монстр все же цепляется протектором, продвигается вперед, медленно и верно. Гать взята!
Но что-то не дает покоя. Буксовали, газовали, надымили. Не чувствую в воздухе дизельный выхлоп. Неужели, да ладно? Мотор здесь бензиновый, вазовский, 1,6 литра, целых 82 лошадиных силы. Позвольте, но почему не дизель? Водитель пожимает плечами.
— Сколько литров бак?
— 40 литров
— Маловато. А расход?
— На 10 часов хватает.
«Лесник-М»
- Длина/ширина/высота/база 3700/2280/2600/2200 мм.
- Грузоподъемность на плотных грунтах 500 кг, на слабонесущих грунтах и на воде 400 кг.
- Снаряженная масса 1250 кг.
- Дорожный просвет 490 мм.
- Двигатель бензиновый, P4, 1596 см³; 60 кВт/82 л.с. при 5200 об/мин; 125 Н·м при 3800 об/мин.
- Максимальная скорость 50 км/ч.
- Топливо/запас топлива АИ‑95/40 л.
- Трансмиссия полный привод; М5.
Еще одна остановка на проверку объекта на маршруте. Выходим размяться. За разговорами о расходе и не-дизеле замечаю влюбленно-мечтательный взгляд фотографа. Не на себе, на «Леснике». Очень он ему нравится!
— Максим, а в Черепаново бы поехал на таком?
— Спрашиваешь. Как на вип-такси бы скатались.
В ту давнишнюю экспедицию по первому снегу в глухой уголок пермского Севера команда Properm.ru добиралась на всерьез доработанных для оффроада Крузаке 80-ке и Дефендере. И выбиралась на них же. С лебёдками и поленом вместо рессоры. Уж точно — «Лесника» бы им тогда.
При желании на «Лесника» можно установить и лебедку, но в принципе он уверенно справляется и без нее
Под эмоциональные воспоминания о «лебединой дороге» в Черепаново добираемся до конечного пункта нашей маленькой экспедиции. Здесь оператору предстоит обход дожимной насосной станции и фиксация всех показателей. Настраиваемся на долгую медитацию на лес, небо и работающие качалки. «Вообще быстро всё», — уверяет оператор и зовет посмотреть, как цифровизация побеждает всё. В его руках небольшой смартфон.
— Здесь установлено приложение «Мобильный обходчик». Скоро все цеха добычи будут с ним работать. А нам — уже повезло.
— Чем же?
— Данные заносить очень быстро и удобно. Раньше в блокноте заполняли, это долго. А сейчас в приложение заносим и маршрут по объектам фиксируем, и отборы проб воздуха, и контроль показателей приборов цеха — вообще всё заносим. Минут сорок на каждом объекте теперь экономим.
— А потом как данные передавать?
— Они сразу передаются. И отчетность автоматическая. Специалисты «на базе» все видят в реальном времени и могут принимать оперативные решения, если требуется.
Справка Properm.ru: Программных продуктов у «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» много. «Цифровой двойник», «Интеллектуальное месторождение», «Умная скважина», «Инженерный симулятор технологических процессов» — только некоторые примеры направления цифровизации на предприятии. Результаты внедрения — повышение уровня добычи за счет оптимизации режимов работы скважин, снижение эксплуатационных затрат, повышение энергоэффективности глубинного насосного оборудования и уменьшение производственных рисков. Простыми словами — очень современно, круто и полезно.
На обратном пути вспоминаем внедорожные приключения. Смеемся: сравниваем по шкале от 1 до 10, больше трясет в вертолете МИ-8 или в «Леснике». В кузове, где мы трясемся всю дорогу, убранство спартанское. Две скамьи вдоль бортов да мягкая внутренность тента. И резиновые коврики на полу. Место водителя побогаче будет — вентиляторы комаров сдувать, удобное кресло пилота и — гордость — медиасистема с подвесным большим экраном. Туда же выведена камера заднего вида. С динамической разметкой, Карл!
За разговорами вновь проходим и те же колеи, и гать, и чавкающую жижу под колесами. «Лесник» порыкивая мотором упрямо движется вперед. Успех таких машин в том, что из них не строят «проходимца» на гражданской базе. Их сразу создают такими — хозяевами бездорожья. Сначала из стальных труб сваривается каркас, потом его обшивают дюралевыми листами. Основные агрегаты позаимствованы у массового отечественного автопрома. Руль — у ВАЗа, коробка передач — оттуда же. Педальный узел по ощущениям такой же, как в «Гранте». Управлять «Лесником» — не самая простая задача, передачи включаются туго, а руль, несмотря на гидроусилитель, требует приложения силы.
Одной из задач разработчиков «Лесника» было собрать максимально простую конструкцию, где ломаться попросту нечему, а необходимый ремонт можно было бы выполнить в полевых условиях. Задняя подвеска рессорная, а передней и вовсе нет — мост от УАЗа жестко крепится к кузову. Трансмиссия опять же от УАЗа, но серьезно доработанная, межосевой дифференциал — угадайте, что? Правильно, заблокирован. Чтобы внедорожник так внедорожник! Кстати, вся доработанная и измененная схема позволила круто снизить массу вездехода. При его огромных габаритах и брутальном виде весит он как обычный Фольксваген Гольф.
Руль и коробка передач от ВАЗа, задняя подвеска рессорная, а передней нет, мост от УАЗа жестко прикреплен к кузову — все продумано так, что ломаться в конструкции особенно нечему. А если вдруг это случилось, то ремонт можно провести в полевых условиях и не придется сильно заморачиваться на поиск деталей
Колеса у «Лесника» бескамерные низкого давления. Как раз благодаря этим шинам-гигантам, в которых большой объём воздуха. вездеход получает высокую проходимость и амортизацию на пресеченной местности и плавучесть при форсировании водных преград. При движении по снегу и льду работает площадь опоры, широкое пятно контакта — снижается давление на поверхность за счет регулировки давления шин из кабины. При езде по песку, мокрой глине и другим слабым и вязким грунтам работает грязевой рисунок протектора. Шикарные «бублики», одним словом! После такого собственный джипчик на покрышках All Terrain кажется детской игрушкой… А еще к «Леснику» можно прикрутить лебёдку и даже лодочный мотор для скорости на воде.
Регулировать давление в шинах (для выбора оптимального варианта для прохождения сложных участков) можно не выходя из кабины
Напоследок интересуемся, какие еще аппараты помогают нефтяникам в повседневной работе. Есть и СКБ 600 (кузов УАЗа на огромных колесах), и удивительный «Каракат», и разнообразные «багги» и «квадроциклы». Есть даже «танк» — так нефтяники ласково называют гусеничный вездеход «АРГО». Гараж солидный! Скрещиваем пальчики — вдруг еще раз повезет.
Вологодский вездеход Лесник-М: немного ВАЗа, УАЗа и стальных труб
В мире давно знают и любят «лесника», но в исполнении Subaru. А у нас своя, русская интерпретация — родом из Вологды. Первый снегоболотоход собрали в 2009 году, в 2012‑м сертифицировали и начали выпускать серийно. Одновременно шла доработка и модернизация машины. В итоге получился Лесник-М — конструктивно простой и оттого доступный вездеход на шинах низкого давления. Ну, как «доступный»… Цена 1,4 миллиона рублей шокирует многих. Однако для подобной техники это более чем вменяемый прайс.
Простой, но не простецкий
Чтобы медведи обходили стороной, хозяин леса должен быть грозным. С этой задачей Лесник ростом больше двух с половиной метров справляется на ура. Видно его за версту, а брутальности придает массивный веткоотсекатель. Я бы еще сетки поставил по бокам, чтобы не побить большие стёкла кабины.
Кузов делают по образу и подобию других таких машин. Сначала сваривают каркас из стальных труб разного сечения для придания необходимой жесткости, затем обшивают его дюралюминиевыми листами.
На ощупь вездеход тоже нарочито груб: рука сразу чувствует шершавость покрытия Раптор. Базовый цвет — зеленый. Хочется другой колер? За 26 500 рублей сделают любой.
Заглядываю под днище. Лесник по-мужски суров: сзади — рессоры, а передняя подвеска… ее нет! Передний мост от УАЗ‑469 жестко крепится к кузову. От коробки передач ВАЗ‑21083 с главной парой 4,9 на ведущие мосты идут два кардана — они тоже от уазика. Такая схема позволила избавиться от раздаточной коробки и дополнительных приводов и снизить массу вездехода.
Обзор с места водителя прекрасный! Сиденье стоит посередине, поэтому оценивать обстановку справа и слева одинаково легко. Потолок и дверь — без обивки, на окрашенном металле закреплены резиновые коврики. Бачок охлаждающей жидкости соседствует с разъемом USB. По левую руку — манометр давления в шинах и бачок с тормозной жидкостью.
Сзади — две скамейки для четверых. За 82 000 рублей поставят автономный отопитель Webasto, иначе заночевать в тентованном кузове можно только в спальниках. Удобнее устроиться на ночлег позволят съемные слани (24 000 рублей): их устанавливают между скамейками — получается три полноценных спальных места.
Поминая «восьмерку»
Кладу руки на пластиковый вазовский руль (на месте ладьи — эмблема Лесника). Поворот ключа, и за спиной просыпается 82‑сильный мотор ВАЗ‑21114. На холостых оборотах двигатель просто шелестит, можно разговаривать не срывая голос.
Включаю первую передачу. Точнее, пытаюсь включить. От коробки «восьмерки» я уже отвык, а тут прямо воспоминания нахлынули. Ход рычага тугой, передачи включаются с усилием.
Вездеходы Лесник: М, Профи, Вологда, Экстрим, М-Север, Лайт, устройство, чертежи, цена
В 2009 г. был собран первый снегоболотоход Лесник — вездеход, облегченной конструкции, надежный и проходимый. С 2012 г. начался серийный выпуск сразу нескольких модификаций по доступным ценам, с гарантийным сроком.
Общие конструкционные особенности
Лесник-М, в отличие от Лесника, имеет застекленную полукабину, защитный отсек для двигателя и печку. Немного различаются детали комплектации кузова.
Лесник М-Сервер от Лесника-М отличается кузовом, изготовленным из дюралюминиевого металла, с вентиляцией салона и полностью изолированным моторным отсеком. Конструкция трансмиссии, как и материал для производства деталей кузова, во всех комплектациях одинаковы.
Самая дорогая и важная часть вездехода — это спецколеса сверхнизкого давления.
Покрышки на них бывают разных типов, они подбираются индивидуально в зависимости от того, где будет эксплуатироваться техника.
Кузов снегохода изготовлен из профильной трубы, обшитой алюминиевыми листами, окрашенной специальными антикоррозийными красками. Двигатель и коробка передач установлены посредине рамы, что позволяет болотоходу держать центр тяжести при преодолении водных препятствий.
Карбюраторный силовой агрегат устанавливается с легкового автомобиля ВАЗ-21083, инжекторный — с ВАЗ-2111. Система охлаждения имеет 2 режима, позволяет студить двигатель в любых условиях эксплуатации. Возможна установка 3-цилиндрового японского мотора KUBOTA на дизельном топливе.
Ведущие мосты и карданы установлены с УАЗ-469, подвеска рессорного типа.
Расположение элементов управления на вездеходе такое же, как на стандартном автомобиле.
Имеется 3 педали: газ, тормоз, сцепление. С правой стороны кулиса переключения передач. Снегоходы оснащены фарами, стопами, поворотами.
Линейка моделей с описанием
Снегоболотоход имеет несколько модификаций.
Вездеход Экстрим
Техника предназначалась для перевозки грузов и пассажиров по дорогам со слабым грунтом, по болотистой местности, для прохождения водных преград. Новинка Лесник Экстрим 2018 обладает хорошими ходовыми характеристиками. Он способен самостоятельно выезжать из реки на лед без лебедки. Тентованный верх и комфортабельный салон позволяют организовать ночевку, а хорошая печка согреет в морозы.
Вездеход имеет такие характеристики:
- длину — 435 см;
- ширину — 254 см;
- высоту — 270 см;
- снаряженную массу — 1750 кг;
- дорожный просвет — 65 см;
- количество мест — 7;
- расход топлива — 15-30 л/100 км в зависимости от условий эксплуатации;
- грузоподъемность по твердым грунтам — 500 кг;
- грузоподъемность по воде и слабой почве — 300 кг.
Техника оснащена бескамерными колесами сверхнизкого давления, размеры — 1600/700/635. Вездеход Экстрим имеет дизельный двигатель KUBOTA японского производства объемом 1,5 л, мощностью 44 л.с., с крутящим моментом 120 Н*м.
Двигатель агрегирует с 5-ступенчатой коробкой передач, которая устанавливается на ВАЗ-2115.
Имеет заднюю рессорную подвеску, дисковую трансмиссионную тормозную систему. Мост оснащен принудительной блокировкой. Машина оборудована централизованной подкачкой шин и люком размером 60/80 см.
Профи и Профи Тент
Снегоболотоход Лесник Профи имеет высокую проходимость по трясинам, оснащен цельнометаллическим дюралюминиевым корпусом. Кабина машины хорошо утеплена, с внутренней отделкой.
- длина — 470 см;
- ширина — 254 см;
- высота — 280 см;
- снаряженная масса — 1950-2150 кг;
- дорожный просвет — 72 см;
- число мест — 8;
- расход топлива — от 15 до 30 л/100 км;
- грузоподъемность по твердым грунтам — 700 кг;
- грузоподъемность по мягкой почве — 500 кг.
Снегоболотоход имеет бескамерные колеса сверхнизкого давления ТРЭКОЛ размером 1600/700/635. На модель устанавливается 2 вида силовых агрегатов:
- бензиновый мотор от ВАЗ-2123 объемом 1,7 л, мощностью 81 л.с., с крутящим моментом 128 Н*м.
- японский дизельный силовой агрегат KUBOTA 1505 Т объемом 1,5 л, мощностью 44 л.с., с крутящим моментом 128 Н*м.
Оба работают с 5МКПП с ВАЗ-2115. Задняя и передняя подвески рессорные, с УАЗ. Тормозная система трансмиссионная, дисковая. Мосты установлены с автомобилей Газ-66 или Вольво.
Лесник Тент имеет такие же характеристики, как и Профи. Тентовая кабина сохраняет тепло при минусовых температурах. Снаряженная масса уменьшилась за счет тента — 1700-1900 кг. Увеличилась грузоподъемность: по твердым грунтам 900 кг, по рыхлым и воде — 600 кг.
М-Север
Вездеход Лесник-М Север имеет цельнометаллическую дюралюминиевую утепленную кабину. Двери и окна с качественным уплотнением, что позволяет организовать ночлег в машине при минусовой температуре.
Эта модель имеет такие технические характеристики:
- длину — 370 см;
- ширину — 228-232 см;
- высоту — 260 см;
- снаряженную массу — 1450 кг;
- дорожный просвет — 49 см;
- число мест — 6
- расход топлива — 15-30 л/100 км;
- грузоподъемность по твердому грунту — 500 кг;
- грузоподъемность по рыхлой почве и водоемам — 300 кг;
- максимальную скорость — 40 км/ч.
Вологодский болотоход оснащен бескамерными шинами низкого давления ТРЭКОЛ размером 1300/600/533 или 1350/700/533. На данную модель устанавливается бензиновый инжекторный мотор с ВАЗ-21114 — объемом 1,6 л, мощностью 82 л.с., с крутящим моментом 125 Н*м. Мотор агрегирует с 5МКПП от ВАЗ 21083. Задняя подвеска рессорная, передняя отсутствует. Тормоза дисковые, гидравлические, с вакуумным усилителем.
Лесник Лайт
Кабина вездехода изготовлена из твердого материала — стеклопластика. Салон хорошо утеплен и приспособлен для зимних ночевок при минусовых температурах.
Снегоболотоход имеет такие технические характеристики:
- длину — 370 см;
- ширину — 232 см;
- высоту — 240 см;
- снаряженную массу — 850 кг;
- дорожный просвет — 48 см;
- грузоподъемность — 500 кг;
- грузоподъемность по рыхлому грунту и трясине — 300 кг;
- максимальную скорость 50 км/ч;
- количество мест — 7.
Вездеход Лесник Лайт оснащен бензиновым, карбюраторным силовым агрегатом от ВАЗ-2106 — объемом 1,6 л, мощностью 80 л.с., с крутящим моментом 125 Н*м. Работает с 5-ступенчатой МКПП.
Общие правила использования
Управляя снегоболотоходом, нужно понимать, что техника предназначена для движения по бездорожью и болотистой местности, поэтому по асфальту разгоняться не стоит, т.к. машина может потерять управляемость. Перед выездом следует обязательно проверить давление в шинах, педали сцепления и тормоза.
Периодически нужно проверять крепления всех узлов и механизмов, которые со временем могут разбалтываться. Рекомендуется ездить с полным топливным баком, т.к. расход у машины большой, чтобы где-то в глуши не остаться без горючего.
Не рекомендуется перегружать машину: больше указанной грузоподъемности возить нельзя.
Количество пассажиров должно соответствовать оборудованным местам. Категорически запрещается управлять снегоболотоходом в состоянии алкогольного опьянения.
Плюсы и минусы
Преимуществами вездехода являются:
- хорошая проходимость по воде, сугробам и болотам благодаря шинам низкого давления;
- наличие централизованной подкачки колес;
- теплый и просторный салон, удобный для ночлега.
К недостаткам можно отнести тугое переключение передач, неудобное водительское кресло, слабую систему охлаждения — постоянно приходится следить за температурой антифриза.
Средняя стоимость вездеходов Лесник
Обзор цен на болотоходы Лесник:
- Лесник-М — 1 450 000 руб.;
- Тент — 2 470 000 руб.;
- Профи — 2 920 000 руб.;
- М-Север — 1 840 000 руб.;
- Экстрим — 4 870 000 руб.
Технику можно приобрести на заводе в Вологде.
Как самому построить вездеход
Снегоболотоход на колесах сверхнизкого давления можно изготовить в домашних условиях своими руками.
Вспомогательные чертежи
Для изготовления вездехода понадобится графический рисунок, на котором будут указаны размеры, расположение всех узлов и агрегатов. Важным этапом является конструкция рамы, правильное оборудование кабины со спальным местом.
В процессе работы обязательно понадобятся чертежи.
Необходимые детали и инструменты
Для изготовления вездехода необходимо иметь такие инструменты и материалы:
- двигатель с выхлопной системой и навесным устройством;
- мосты с дифференциалами;
- КПП и раздаточную коробку;
- карданные валы;
- радиатор охлаждения двигателя;
- рулевое управление;
- покрышки;
- металлическую трубу;
- набор слесарных инструментов;
- дрель;
- сварочный аппарат.
В процессе работы могут понадобиться легкодоступные инструменты и мелкие расходные материалы.
Инструкция по сборке
Согласно чертежам из стального профиля сваривается рама. Металл нужно выбирать покрепче, т.к. техника предназначена для езды по бездорожью и болотистой местности. Затем каркас обшивается листами дюралюминиевого материала.
Для крепления трансмиссии и раздаточной коробки к раме используются резиновые подушки — чтобы устранить шум и вибрацию. Мосты крепятся к конструкции болтами и гайками, сваривать не рекомендуется.
Двигатель устанавливается посередине рамы на резиновые подушки, затем фиксируется радиатор охлаждения и все необходимые патрубки. Бак для горючего крепится к раме, от него идет топливная магистраль к механическому бензонасосу. После монтируется электрооборудование и блок предохранителей.
На раму ставятся ступицы от ВАЗ, на заднюю часть крепятся рессоры.
Для установки колес на жигулевские диски наваривают дополнительный обод и проверяет на отсутствие биения. Такая конструкция позволяет использовать резину нужного размера.
При изготовлении вездеходов своими руками используют силовой агрегат и коробку передач с отечественного автомобиля ВАЗ, мосты и карданные валы — с машины УАЗ.