Автомобильные диски испытали на удар: сколько безопасных?
Роскачество повторно исследовало алюминиевые автомобильные диски. В сравнении с прошлым годом продукция отечественного производства стала существенно лучше.
В конце 2017 – начале 2018 годов Роскачество по поручению Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции провело исследование литых алюминиевых колёсных дисков, выявив в отрасли системную проблему. Так, порядка 26% испытанных товаров были признаны небезопасными, что повлекло за собой принятие правительством ряда мер, призванных исправить сложившуюся на рынке ситуацию.
Напомним, по итогам первого исследования 2017-2018 годов автомобильные колёсные диски шести торговых марок из 23 не прошли испытание на удар, и были признаны небезопасными. Большинство проблемных товаров оказались китайского производства. После того как органы по сертификации, выдавшие документы на эту продукцию, не смогли доказать, что проводили лабораторные испытания въезжающих в страну товаров и регулярные инспекции, как того требует закон, Росаккредитация приостановила их деятельность. Оперативно среагировал и Росстандарт, обязав поставщиков провести отзыв фальсифицированных товаров с «нарисованными» документами.
Роскачество решило выяснить, улучшилась ли ситуация на рынке автомобильных колёсных дисков по прошествии полутора лет с момента предыдущего тестирования, испытав на удар продукцию 29 торговых марок. В её число также вошли пять товаров из шести, проваливших аналогичное тестирование в рамках исследования 2017-2018 годов, а именно: Proma (Россия), Megalum (Россия), X-Race (КНР), Alcasta (КНР) и Replay (КНР).
«По итогам исследования можно резюмировать, что количество некачественной продукции снизилось, а большинство небезопасных дисков, как и в прошлом году, оказалось китайского происхождения. Все диски китайского производства, которые сегодня представлены на рынке, были завезены еще до введения в 2019 году заградительной пошлины. Их качество вызывает большие вопросы, но после принятия в прошлом году этой меры цены на китайские диски выросли, и ввозить новые партии в Россию для дальнейшей продажи стало уже не так рентабельно, как раньше. Мы ожидаем, что скоро, как только закончится действие сертификатов, они окончательно исчезнут с рынка», – отметил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Детали исследования
Испытание на удар
Из колёсных дисков 29 торговых марок, вошедших в новое исследование Роскачества, 6 были произведены в России, 14 – в Китае, 3 – в Италии, 2 – в Казахстане и 1 – в Германии.
Считается, что колёсный диск не прошёл испытание на удар, если по его итогам выявляется хотя бы один из следующих признаков:
- Видимая зачаточная трещина в зоне диска колеса в сборе;
- Центральный элемент отделяется от обода;
- Полная потеря внутреннего давления в течение одной минуты
Испытания на удар моделируют повреждение колеса при контакте с препятствием на дороге. Проводятся испытания по методике Правила ЕЭК ООН N 124 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения колес для легковых автомобилей и их прицепов», а также отечественных и международных стандартов. Несоответствие колеса нормам по ударной прочности может привести как минимум к ДТП, — подчеркнул руководитель независимой лаборатории ИЛКА-МАДИ Александр Вахромеев.
Что касается тех колёсных дисков, которые проходили испытание повторно, то с ним справилась отечественная продукция обеих торговых марок (Proma и Megalum), а также китайские диски Replay.
Провалили тестирование колёсные диски следующих торговых марок: Legeartis (КНР), X-Race (КНР), NZ (КНР), YST (КНР), AIcasta (КНР), Sakura Wheels (КНР), LS Wheels (КНР), Race Ready (КНР), Nitro (N20, КНР) и MAK Wheels (Италия). В их числе были и те, в отношении которых Росстандарт в 2018 году провёл отзывные кампании (X-Race, AIcasta).
Таким образом, по итогам испытаний, как и полтора года назад, подавляющее большинство небезопасной продукции оказалось китайского производства.
Мы продолжаем систематическую работу по мониторингу отрасли. Так, прошлогоднее исследование, позволило, в том числе обозначить проблемы не только относительно качества дисков, но и отметить пробелы в этом секторе и начать немедленно их исправлять. Нельзя не отметить, что по итогам исследования в этом году ситуация с российскими значительно улучшилась, – рассказал руководитель Роскачества Максим Протасов.
Как отметил руководитель направления по техническому регулированию и взаимодействию с госорганами Алюминиевой Ассоциации Алексей Ефимов, причина непрохождения испытаний на удар кроется в том, что производитель зачастую использует недостаточное количество алюминия или некачественный сплав алюминия.
«Это приводит к уменьшению веса и утонению обода колеса, и, как результат, снижению стойкости к ударным нагрузкам, либо к пониженным физико-механическим свойствам металла, который не выдерживает прилагаемых нагрузок», — пояснил Ефимов.
Однако нельзя утверждать, что все товары, поставляемые из КНР, низкого качества: в том, что такая продукция попадает на отечественный рынок, виноваты импортёры, которые ставят в приоритет прибыль, пытаясь сэкономить, и не заботятся о качестве закупаемых товаров.
Мы боремся за полное исчезновение с рынка опасной автомобильной продукции, в том числе алюминиевых дисков. Информация, передаваемая нам от Роскачества, имеет важное значение в этой работе – мониторинговые исследования позволяют концентрировать внимание на наиболее рисковых сегментах рынка автокомпонентов, – отметил руководитель Росстандарта Алексей Абрамов.
Напомним, согласно результатам расследования Евразийской экономической комиссии, алюминиевые колёсные диски диаметром от 13 до 20 дюймов, ввезённые из Китая в период с 1 июля 2016 года по 30 июня 2017 года, поставлялись на таможенную территорию ЕАЭС по демпинговым ценам. В результате 26 марта 2019 года комиссией было принято решение установить на импорт данной продукции из КНР специальную пошлину сроком на 5 лет. Её ставка составила 33,69% от таможенной стоимости.
Документы
Ситуация с документами на продукцию, вошедшую в исследование Роскачества, заслуживает отдельного внимания. Так, только у пяти товаров в документах были указаны действующие в настоящий момент органы по сертификации и испытательные лаборатории – это колёсные диски Proma (Россия), Megalum (Россия), Dezent (Австрия), Borbet (Италия) и BBS (Германия).
Документы на остальные товары вызвали вопросы. В частности, даты изготовления одних дисков не вписывались в срок действия выданных на них сертификатов, как, например, в случае с K7 из Казахстана (изготовлен 29.01.2019 г., сертификат действует с 29.04.2019 г.), а к другим прилагались документы, выданные органами по сертификации, которые прекратило свою деятельность несколько лет назад. Так, ООО «Дальневосточный сертификационный центр», согласно документам, выдавшее сертификат на диски Replay, прекратил свою деятельность ещё в 2015 году. Это означает, что, либо товар лежит на полках более 4 лет, и его не могут продать, либо импортёр пошёл на уловку.
С нашей точки зрения, то, что впоследствии такие органы по сертификации и испытательные лаборатории лишаются аккредитации, подтверждает подозрения в их недобросовестности: вероятно, ими не проводились необходимые процедуры и испытания безопасности в рамках обязательной сертификации колёс, — уверен Алексей Ефимов.
Как следствие, продукция, на которую были выданы такие сертификаты, может представлять серьёзный риск для жизни и здоровья граждан.
По словам Ефимова , в этой связи еще раз остро встаёт вопрос о необходимости законодательного регулирования прекращения действия сертификатов соответствия в случае, если был прекращён аттестат аккредитации органов по сертификации, выдавших данные сертификаты.
За счёт этого получится ограничить обращение небезопасной продукции на рынке», — добавил руководитель направления по техническому регулированию и взаимодействию с госорганами Алюминиевой Ассоциации.
Названы 6 марок опасных колесных дисков. Не покупайте их
Исследование проводилось по заказу Минпромторга и государственной комиссии по противодействию незаконного оборота промышленной продукции. Тесты были проведены в отношении 23 колесных дисков популярных на «афтер-маркете» брендов, поставляющих неоригинальную продукцию из России, Китая, Италии, Германии и Тайваня.
Нареканий к качеству не возникло к российским дискам марок Techline, VERITAS-16 и китайским YST, BANTAJ, N20 и NZ. Безопасными признаны диски 11 марок: российские К&K, китайские LS и KIA, итальянские МАК, немецкие Alutec, Rial YOKATTA, тайваньские RW, YAMATO, а также диски Cross Steel и FR. К дискам из этой группы у Роскачества возникли претензии к физическим свойствам металла по опережающему стандарту Роскачества, а также к маркировке.
Наконец, опасными оказались диски шести марок: отечественные Proma и МЕГАЛЮМ, китайские X-Race, 4GO, Alcasta и Replay. У последней в тестах участвовала уже снятая с производства модель Replay GN58 6,5×16 PCD5x105 ET39 56,6. В Роскачестве говорят, что продавцы должны отозвать небезопасную продукцию с российского рынка. При этом импортер дисков Replay, не дожидаясь публикации итогов испытаний, объявил о добровольном отзыве дисков, которые были проданы в сентябре-декабре прошлого года. Покупателям будет предложена денежная компенсация или обмен на товар надлежащего качества.
Основные испытания касались безопасности колесных дисков и включали в себя:
- испытание на удар, при котором имитируется удар колеса о преграду, бордюр или яму на дорожном покрытии. В случае, если на диске после теста выявлены трещины, центральный элемент отделился от обода либо же в течение минуты произошла полная потеря внутреннего давления, такой диск признается небезопасным;
- испытание на качение: имитируется нагрузка на автомобиль при прохождении 1600 км на скорости до 80 км/ч. Колесный диск с шиной прижимается к барабану с нагрузкой. Данный тест показывает, как ведет себя колесо в обычных и критических условиях. Диск признается качественным, если испытание не привело к излому или возникновению микротрещин в диске;
- испытание на изгиб при кручении: этот тест имитирует максимальную нагрузку в повороте, диск должен выдержать 1 800 000 циклов. Здесь также не должно возникнуть изломов или трещин на диске.
Тест литых колесных дисков 16 диаметра (АвтоРевю)
Испытания российских и китайских литых дисков R16
В тесте литых колесных дисков принимает участие 12 моделей колес (6 — производство Китай [Реплика ЛегеАртис, Алькаста, Кросс Стрит, Реплика Реплей, 4Гоу и Иджитсу], 3 — производство Россия [КиК, СКАД, Теч Лайн], 2 — производство Германия [Алютек, Борбет], 1 — производство Италия [МАК]). Все колеса тестировались следующим образом:
1. Беговой барабан стенда ZWARP раскручивает колесо в сборе с шиной размерности 215/60R16 до «линейной» скорости 120 км/ч — и за пробег около 2300 км оно подвергается циклическим перегрузкам (кратковременно — до 1800 кгс, что в три раза больше, чем заявленные производителями для большинства из наших колес предельные 600 кгс), которые имитируют самые жесткие условия эксплуатации: движение на перегруженном автомобиле, резкие перестроения, проезды неровностей. Причем так называемая карта нагрузок для испытаний была сформирована на основе данных, полученных при езде именно по российским дорогам.
2. Другое точно такое же колесо, но уже без шины, тоже подвергается циклическим нагрузкам, но на стенде попроще. Обод жестко крепится к металлическому столу, а к ступичной части прикладывается циклический момент с вращением. Это испытания — уже «официальные», на соответствие ГОСТу Р 50511-93, который повторяет правило ЕЭК ООН №124. Без разрушений и трещин колесо должно выдержать 200 тысяч циклов заданным моментом. Это необходимое, но еще недостаточное условие для получение сертификата.
3. Третий вид испытаний — удар по ободу колеса. Колесо в сборе с накаченной до 2.2 бар шиной крепится под углом 13 градусов к горизонтальной плоскасти — и с высоты 230 мм на него «роняют» груз массой 540-648 кг (в зависимости от нагрузки, заявленной производителем). Это наименее трудоемкие, но, пожалуй, самые убедительные испытания. Хорошие колеса гнутся лишь слегка, давление в шине сохраняется, а «плохие» — либо «трещат по швам», то есть по самым слабым местам (как правило, это спицы), либо ломается закраина обода, а то и сам обод, — и колесо теряет герметичность. А значит, не соответствует упомянутому ГОСТу Р 50511-93 — такие колеса нельзя продавать!
4. На том же стенде провели дополнительные удары с нагрузкой, превышающей нормативную на 60%. Можно считать, что это — имитация самого сильного удара колеса о бордюр.
Китайские диски
Несмотря на целую массу различных сертификатов колёса Alcasta не выдержали ни одного испытания. После тестов с циклической нагрузкой в спицах пошли трещины, а после ударного воздействия диски просто разлетелись вдребезги! Почти так же позорно всё сложилось для продукции LegeArtis и ещё одного бренда Cross Street.
А вот другие китайские колёса Replay прошли тестирование не хуже дорогих европейских моделей. Неплохо себя проявили 4GO, а также Ijitsu — не пройдены лишь циклические испытания, которые не находятся в числе обязательных для сертификации.
Российские диски
Отечественные колёса от K&K и конкурирующего производителя SKAD успешно завершили все тестовые мероприятия без единой промашки. Хуже выступили Tech Line — они выдержали удары, но во время циклических нагрузок покрылись трещинами.
Итоги тестов
Итак, по итогам испытаний у нас есть две новости — и начнем, как водится, с плохой. Рынок завален колесами с липовыми сертификатами. Хорошая — предупрежден, значит спасен. Плюс половина колес все таки успешно прошла все тесты.
Два совета для тех, кто собрался покупать колеса. Прежде всего, не стоит уповать на бумажки с печатями и красивые наклейки. Похоже, система сертификации, лишь способ заработка для «сертификаторов». И второе, признак качества легкосплавных колес — отсутствие легкости. Легкие колеса непонятного происхождения — достаточное основание, чтобы отказаться от покупки. Чем дешевле колеса, тем ниже их качество.
Внимание! Дополение от Топоф. Ниже мы предоставили результаты тестов колесных дисков от Авторевю по-модельно. Нумерация позиций — это условность! Так как в этом тесте не выставлялись баллы, то мы решили упорядочить результаты по названию моделей и количеству успешно пройденных тестов. Кроме того, тестируемые модели колесных дисков имели различия по вылету, посадочному отверстию и сверловке. Это те параметры, которые были не важны для испытаний, поэтому и Вам мы рекомендуем не обращать внимания на размерность. Важно лишь то, что диски были 16 диаметра, указанных ниже моделей.
Результаты
Колесные диски Alutec Blizzard 7.5×16 5*112 ET37 d.66.6 silver
Тест на циклическую нагрузку ZWARP — пройден
Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) — пройден
Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 — пройден
Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% — пройден
ПодробнееКупить 1
Колесные диски Borbet CC 7×16 5*112 ET40 d.57.1 silver
Тест на циклическую нагрузку ZWARP — пройден
Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) — пройден
Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 — пройден
Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% — пройден
ПодробнееКупить 2
Колесные диски Mak Iguan 7×16 5*112 ET42 d.76 GMMF
Тест на циклическую нагрузку ZWARP — пройден
Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) — пройден
Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 — пройден
Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% — пройден
ПодробнееКупить 3
Колесные диски Replay (Replica LS) TY135 6.5×16 5*114.3 ET45 d.60.1 silver
Тест на циклическую нагрузку ZWARP — пройден
Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) — пройден
Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 — пройден
Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% — пройден
ПодробнееКупить 4
Колесные диски КиК Борелли 6.5×16 5*112 ET39.5 d.66.6 блэк платинум
Тест на циклическую нагрузку ZWARP — пройден
Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) — пройден
Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 — пройден
Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% — пройден
ПодробнееКупить 5
Колесные диски СКАД Драйв 6.5×16 5*112 ET45 d.57.1 селена
Тест на циклическую нагрузку ZWARP — пройден
Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) — пройден
Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 — пройден
Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% — пройден
ПодробнееКупить 6
Колесные диски 4GO SD-119 6.5×15 5*112 ET45 d.66.6 GMMF
Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) — пройден
Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 — пройден
Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% — пройден
Тест на циклическую нагрузку ZWARP — не пройден. Результат — усталостные трещины во всех спицах.
ПодробнееКупить 7
Колесные диски Ijitsu SLK1550 6.5×16 5*112 ET50 d.57.1 GMFP
Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) — пройден
Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 — пройден
Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% — пройден
Тест на циклическую нагрузку ZWARP — не пройден. Результат — усталостные трещины во всех спицах.
ПодробнееКупить 8
Колесные диски TECH Line 645 6.5×16 5*114.3 ET45 d.60.1 silver
Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 — пройден
Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% — пройден
Тест на циклическую нагрузку ZWARP — не пройден. Результат — усталостные трещины во всех спицах.
Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) — не пройден. Результат — трещины в спицах.
ПодробнееКупить 9
Колесные диски Cross Street Y4917 6.5×16 5*112 ET50 d.57.1 silver
Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 — пройден
Тест на циклическую нагрузку ZWARP — не пройден. Результат — усталостные трещины во всех спицах.
Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) — не пройден. Результат — трещины в спицах.
Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% — не пройден. Результат — разрушение спиц, отделение обода от диска.
ПодробнееКупить 10
Колесные диски Alcasta M05 6.5×16 5*112 ET42 d.57.1 BKF
Тест на циклическую нагрузку ZWARP — не пройден. Результат — усталостные трещины во всех спицах.
Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) — не пройден. Результат — трещины в спицах.
Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 — не пройден. Результат — разрушение спиц.
Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% — не пройден. Результат — разрушение спиц, отделение обода от диска.
ПодробнееКупить 11
Колесные диски Replica LegeArtis TY39 6.5×16 5*114.3 ET45 d.60.1 gun metal
Тест на циклическую нагрузку ZWARP — не пройден. Результат — усталостные трещины во всех спицах.
Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) — не пройден. Результат — трещины в спицах.
Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 — не пройден. Результат — разрушение спиц.
Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% — не пройден. Результат — разрушение спиц, отделение обода от диска.
ПодробнееКупить 12
Fulda EcoControl HP 205/55R16 91V
Преимущества
- точная управляемость на мокром асфальте
- сопротивляемость аквапланированию
- комфорт движения и низкий уровень шума
- безопасное торможение на сухой дороге
Недостатки
- точная управляемость на мокром асфальте
- сопротивляемость аквапланированию
- комфорт движения и низкий уровень шума
- безопасное торможение на сухой дороге
Читайте также
Тест летних спортивных шин 265/35 R20 (Auto Bild)
К лету-2021 эксперты Аuto Bild протестировали девять спортивных шин категории UUHP. Для испытаний .
Тест летних шин категории SUV 215/60 R17 (Auto Bild)
К новому летнему сезону эксперты немецкого издания Auto Bild протестировали десять шин для компактных .
Тест летних шин 205/55 R16 (ADAC)
Немецкий автоклуб ADAC представил результаты своего теста летних шин одного из самых популярных .