Теория — ремонт двигателя ваз.
Теория ДВС. Евгений Травников
В связи с тем, что вокруг меня нивы-нивы-нивы, в основном 2121 и 21213, но есть и 21214 и 2131, то волей-неволей начинаешь проникаться теорией классического вазовского двигателя. Разбор Костиного блока 213, появившиеся вопросы практические однозначно привели на канал к Евгению травникову. Главная ссылка на плейлист по классическому двигателю, и всему, что с ним связано, ну и поделил видео Евгения на
«нивовские», ремонт двигателя ваз, и остальные.
Тут про ремонт двигателя ваз 21213 «Тайга»
Мотор 21213, сборка (перезалитая версия)
Мотор 21213 с коленом 2130
Мотор ВАЗ-21213 (Разборка, обзор конструкции)
Двигатель 21213 1.9 л на Ниву
Отличие головок 21011 и 21213
Нива с мотором 1.8
Нива-21213 с мотором 1800 (сборка, расход топлива)
Мотор на Ниву 1.8, который мы собирали
Нива 1800, динамические испытания
Про ремонт двигателя ваз. Конкретные вопросы
Башмак натяжителя цепи ВАЗ-2101
Тарелки клапанов
Как выпрессовка пальца ВАЗ-Классика
Цековки под клапана на ВАЗ-Классика
На сколько фрезеровать ГБЦ ВАЗ-Классика
Теория ДВС: Уравновешивание ШПГ ВАЗ Классика
Распредвалы Нива и 2101
Поверхность ГБЦ
Теория ДВС: натяжитель «Pilot» (обзор)
Теория ДВС: Коленвал 2130, чьё производство?
Другие двигатели классики
В этом разделе видео с вариантами того, что можно сделать с обычным классическим двигателем. Варианты усовершенствования и тюнинга. Много идей как поднять мощность, сохранить надежность, увеличить отдачу.
Теория ДВС: Двигатель 2106 1.8 с поршневой AUDI (часть 1)
Теория ДВС: Мотор 2103 с головой 21214 с рег. звездой
Теория ДВС: ВАЗ-2103 доработка ГБЦ
Теория ДВС: Доработка ГБЦ ВАЗ-2105 (Часть 3)
Теория ДВС: мотор ВАЗ-2105 1.7 л
Motorhelp.ru диагностика и ремонт двигателя
Основы теории двигателя внутреннего сгорания. Часть 1
Основные понятия и сокращения
Дроссельная заслонка (ДС) – металлическая пластина, жестко соединенная с педалью «газа». При нажатии педали она открывается и в карбюратор или во входной коллектор системы впрыска засасывается больше воздуха, вызывая увеличение оборотов коленчатого вала двигателя.
Топливно-воздушная смесь (ТВС) или горючая смесь – смесь бензина с воздухом приготовляемая карбюратором или системами впрыска, и подаваемая в предклапанную зону Двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
Рабочая смесь – смесь ТВС с остаточными газами, которая поджигается свечами зажигания и сгорает в камере сгорания двигателя, приводя в движение поршни и коленчатый вал.
Угол поворота коленчатого вала (УПКВ) – поскольку скорость вращения коленчатого вала изменяется в зависимости от скорости автомобиля, то и длительность процессов, происходящих в работающем двигателе тоже непостоянна и зависит от скорости вращения коленчатого вала. В связи с этим величиной однозначно характеризующей длительность отдельных этапов работы ДВС является УПКВ. Например, полный цикл работы четырехтактного ДВС составляет два оборота коленчатого вала, или 720º УПКВ.
Угол опережения зажигания (УОЗ) – один из основных параметров работы двигателя. Дело в том, что время горения рабочей смеси величина вообще говоря постоянная. Конечно она изменяется в зависимости от качества топлива, характеристик ТВС, температуры, формы и размеров КС и др., но для конкретного двигателя с исправной системой питания она является почти константой. Но так как скорость вращения коленвала постоянно меняется, то и угол опережения зажигания необходимо постоянно подстраивать так, чтобы воспламенение смеси происходило в тот момент, когда поршень находится близко к верху цилиндра (верхней мертвой точке ВМТ). Если же угол опережения зажигания выставлен неправильно, то возможны два случая:
— если УОЗ мал, то максимальная энергия горения выделяется в тот момент, когда поршень еще не дошел до ВМТ и энергия тратится не на разгон двигателя, а на его торможение. При этом металл камеры сгорания (КС) и клапанов сильно разогреваются, и возникает явление детонации в цилиндрах;
— если УОЗ слишком велик, то максимальная энергия горения выделяется в тот момент, когда поршень уже прошел ВМТ и под действием инерции маховика идет назад. При этом энергия горения рабочей смеси воздействует на поршень не все время рабочего хода, а только его часть, что значительно снижает мощность двигателя и приводит к перерасходу топлива.
Для обеспечения максимальной мощности ДВС необходимо, чтобы УОЗ был бы как можно меньше, но при этом его значение не переходило ту грань, за которой начинается детонация. Поэтому значение УОЗ выражается формулой , где – установочный угол опережения зажигания, – поправка УОЗ.
Установочный УОЗ определяется по характеристикам двигателя и выставляется или корректируется вручную при установке зажигания. Поправка УОЗ многофункциональна. Она зависит от частоты вращения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости, качества топлива и т.д.
Подробнее про УОЗ здесь.
Детонация – взрывное воспламенение рабочей смеси и ее сгорание со скоростью значительно превышающей обычную скорость сгорания. Сопровождается характерным металлическим стуком и перегревом двигателя. Может привести к повреждению поршней, зеркала цилиндра, клапанов и свечей зажигания.
Электронный блок управления двигателем ЭБУ – предназначен для управления работой ДВС путем анализа информации получаемой от различных датчиков, расположенных в разных местах двигателя, и управления его работой с помощью исполнительных устройств. Главные параметры, с помощью которых ЭБУ воздействует на ДВС, это изменение угла опережения зажигания и количество впрыснутого топлива (качество горючей смеси).
Рабочий цикл двигателя
Рабочим циклом двигателя называется совокупность процессов, периодически повторяющихся в определенной последовательности – «впуск», «сжатие», «рабочий ход», «выпуск».
Объем, освобождаемый поршнем при движении от верхней мертвой точки ВМТ к нижней мертвой точке НМТ, называется рабочим объемом цилиндра. Суммарный рабочий объем всех цилиндров называется литражом двигателя. Объем над поршнем в ВМТ называется объемом камеры сгорания КС. Отношение полного рабочего объема к объему КС называется степенью сжатия. Характеристики работы блока цилиндров представлены в таблице 1.
Моменты открытия и закрытия клапанов, выражаемые в углах поворота коленчатого вала УПКВ, называется фазами газораспределения. Момент, когда открыты оба клапана, называется углом перекрытия клапанов в районе ВМТ. Сжатие необходимо для создания оптимальных условий горения, для увеличения температуры перепада цикла, для увеличения КПД ДВС.
Таблица 1. Характеристики работы блока цилиндров
Название такта | Угол поворота коленчатого вала | Впускной клапан | Выпускной клапан | Температура КС, ºC | Давление в КС, атм. |
---|---|---|---|---|---|
Впуск | 0…180 | Открыт | Закрыт | 80-120 | 0. 8 |
Сжатие | 180…360 | Закрыт | Закрыт | 200-400 | 6-12 |
Раб. ход | 360. 540 | Закрыт | Закрыт | 2000 | 40-50 |
Выпуск | 540. 720 | Закрыт | Открыт | 500-600 | 0,1 — 1,2 |
Процесс сгорания топлива
І. Момент подачи искры – угол задержки зажигания. Период задержки воспламенения 4…6º УПКВ зависит от химического состава топлива и состава ТВС. При увеличении этого времени ухудшается стабильность воспламенения. На этот период влияет состав ТВС, степень сжатия, количество остаточных газов, обороты, нагрузка, энергия искры.
II. Период эффективного горения – 20…30º УПКВ – зависит от состава ТВС, угла опережения зажигания, нагрузки, степени сжатия, формы КС, скорости завихрения потока, степенью нарастания давления. Если Р25º УПКВ, то горение идет медленно.
III. Период догорания – на процесс горения влияют скорость распространения фронта пламени. Она зависит от состава смеси, степени сжатия, угла опережения зажигания, формы камеры сгорания, место расположения свечи, степени завихрения потока. При обогащении смеси скорость фронта пламени падает из-за неполного сгорания, при обеднении скорость падает из-за дополнительных затрат теплоты на нагревание избыточного воздуха.
Начальная температура воспламенения топливно-воздушной смеси (ТВС)
При увеличении температуры ТВС увеличивается скорость распространения фронта пламени за счет увеличения скорости химических реакций.
За счет увеличения степени сжатия увеличивается одновременно температура и давление ТВС и снижается количество остаточных газов, что увеличивает скорость распространения пламени.
Форма КС влияет на длину фронта пламени и на теплообмен. Чем меньше отношение площади КС к ее объему, тем меньше потери тепла, следовательно, скорость распространения фронта пламени выше.
Угол опережения зажигания должен обеспечить окончание сгорания вблизи ВМТ (10…15º УПКВ), поэтому момент воспламенения смеси должен меняться в зависимости от состава ТВС и нагрузки. При увеличении оборотов двигателя угол опережения зажигания увеличивается.
Основная характеристика ТВС
Расчет состава смеси базируется на соблюдении стехиометрического соотношения количества топлива и воздуха: на один килограмм бензина требуется 14,7 кг воздуха. Коэффициент избытка воздуха равен:
где – количество воздуха, поступившее во впускной коллектор
λ>1 – обедненная смесь
λ Вернуться Комментариев: 0
«Задвинуть» про двигатель, чтобы — ух! Видеоблогер Евгений Травников рассказал про свою «Теорию ДВС»
В категории «Транспорт» на YouTube в последнее время каналы растут как на дрожжах: появляется огромное количество людей, предоставляющих как качественный, так и, чего скрывать, не самый профессиональный контент. А вот среди того, что смотреть действительно интересно, — канал «Теория ДВС», который сыскал большую популярность в постсоветских странах. На автобоях под Минском мы встретились с его автором — украинцем Евгением Травниковым.
Евгений Травников — специалист в области двигателей внутреннего сгорания. На его видео представлено огромное количество сюжетов про различные «железки», начиная с теоретических пояснений всех процессов, происходящих в двигателе, и заканчивая рассмотрением конкретных конструкций. Причем все это простым и понятным языком. Если другие блогеры делают обзоры автомобилей, то Евгений берет какой-нибудь двигатель, разбирает его и описывает конструктивные особенности.
— Как тебе пришла в голову мысль открыть свой канал?
— Я работал в гаражах, занимался ремонтом двигателей, и друзья предложили снять видео про мотор Harley-Davidson. Это было более пяти лет назад, для меня тогда камера была как сейчас реактивный самолет. После съемки подключил Интернет, разместил ролик в социальной сети. Потом подумал: почему бы не сделать видео про настройку карбюратора? Вечно все спрашивают, как его нужно настраивать. Качество первых роликов, конечно, ужасное. Они до сих пор в Интернете висят — можно посмотреть. С этого все и началось.
— Просматривая канал, удивляешься твоим техническим познаниям. Какое у тебя образование?
— Официально я могу предъявить только документ об окончании 10 классов средней школы в Киеве. Я самоучка. Работал в гаражах. Брал техническую литературу, изучал. Не могу сказать, что это было просто, одну страницу мог перечитывать два дня. Знания просто не давались.
— Ты канал раскручивал или популярность сама пришла?
— Что такое подписчики, я узнал, когда нужно было подавать на монетизацию. Стал смотреть и обнаружил, что у меня 13 или 15 тысяч подписчиков. До этого я вообще об этом не думал. Вначале вообще я грузил вКонтакте. Первое видео появилось 26 сентября 2010 года, то есть ровно 5 лет назад. А на YouTube начал грузить позже. Но вот так постепенно канал раскручивается.
— В автоблогинге конкуренция очень большая. Тех же «обзорщиков» целая куча. Есть ли смысл появляться новым людям?
— Популярность будут набирать те каналы, которые будут предоставлять оригинальный контент. Появляться есть смысл тем людям, которые могут дать зрителю нечто новое. Я рассказываю про двигатели внутреннего сгорания. Аналогов подобного нет, поэтому меня смотрят. Хочется также отметить вашего соотечественника Олега Нестерова, который интересно и доступно рассказывает о кузовных работах, тоже набирает популярность. А вот «обзорщиков» новых автомобилей действительно очень много. Здесь нужно потрудиться, чтобы придумать что-то новое, добиться популярности. Есть несколько человек, которых я знаю, которые стали делать видео, по содержанию похожие на мои, только про электрику и на другие интересные темы. Я такие начинания только приветствую, мне тоже интересно смотреть такие видеоработы.
— У тебя на канале почти 180 тысяч подписчиков, 34 миллиона общих просмотров. А кого ты сам смотришь на YouTube?
— Смотрю обычно мало. Не потому, что не интересно, — просто времени нет. Есть канал urbanturizm про заброшенные места — мне нравится. Из «обзорщиков» автомобилей я просматриваю Жорика Ревазова, Константина Заруцкого (AcademeG). Есть еще бомж-блогер Женя Якут — тоже оригинальный контент.
— В Беларусь ты приехал снять автобои?
— Не только. Идей у меня много, что тут можно сделать. Вчера решил машину купить, ездили смотреть Lancia Prisma за 250 долларов… У вас, оказывается, за такие деньги можно купить иномарку!
— У нас в редакции тоже есть похожий проект: купили Ford Sierra в «конфискате» за 200 долларов (кстати, скоро будут новые материалы. — Прим. авт.)…
— Да, про старые автомобили всегда интересно смотреть. Lancia будет с 1,9-литровым турбодизелем. Мы ездили в Молодечно, там ее взяли и своим ходом приехали. Что будем с ней делать? Это пока интрига… Будем снимать с ней разные видеосюжеты.
— А нет ли планов включить в твои видео английские субтитры? Думаю, на Западе по двигателям никто не делает такие обзоры, было бы интересно…
— Я эту тему пробивал, была такая мысль. Но не нашел человека, который будет переводить. Есть сложности с переводом технических терминов. Пока не получилось.
— Много ли времени занимают ответы на вопросы зрителей?
— Это просто что-то невероятное, очень много вопросов присылают. В последнее время почту смотрит отец. Если что-то мелкое, он отвечает. Если какой-то серьезный вопрос, то он мне говорит. Раньше старался все проверить, всем ответить, но сейчас это нереально. Придется не видео снимать, а на вопросы отвечать.
— Назови самые популярные ролики своего канала.
— Безоговорочный «хит» канала — «Как настроить карбюратор «Солекс» (часть первая)». Сюжет набрал уже миллион триста тысяч просмотров. Это одно из первых видео, оно до сих пор остается самым популярным, его смотрят, просмотры накручиваются. Хорошо смотрелось видео «Разгон моего ВАЗ-2101». Потом почему-то видео «Двигатель 2106 с ГБО после 300 тысяч км». Большой интерес вызывает теория — это когда я возле доски стою. Последний раз подписчикам понравилось, как заводили «Москвич-403», который простоял 30 лет. После поездки в Беларусь будут новые интересные видеосюжеты.