Параметры окружающей среды и остаточные газы
1. Давление и температура окружающей среды.Двигатель будет работать без наддува (с наддувам) согласно исходных данных, поэтому давление окружающей среды выбираем ро = 0,1Мн/м 2 (кг/см 2 ), атемпературу — Т = 288°…300° К.
При работе двигателей с наддувом воздух поступает в цилиндр не из атмосферы, а из компрессора (нагнетателя), где он предварительно сжимается. В соответствии с этим давление и температура окружающей среды при расчете рабочего процесса двигателя с наддувом принимается равной давлению рк и температуре Тк воздуха на выходе из компрессора. В зависимости от степени наддува давление наддувочного воздуха принимается:
Температура воздуха после компрессора
где пк — показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре (нагнетателе).
Из выражения следует, что температура воздуха после компрессора зависит от степени повышения давления в нагнетателе и показателя политропы сжатия.
Величину пк принимают по опытным данным в зависимости от типа наддувочного агрегата и степени охлаждения:
2. Давление остаточных газов. В цилиндре двигателя перед началом процесса наполнения всегда содержится некоторое количество остаточных газов, находящихся в объеме Vc камеры сгорания. Величина давления остаточных газов рr устанавливается в зависимости от числа и расположения клапанов, сопротивлений впускного и выпускного трактов, фаз газораспределения, характера наддува, быстроходности двигателя, нагрузки, систем охлаждения и других факторов.
Для автомобильных двигателей без наддува, а также с наддувом и выпуском в атмосферу
Большие значения рr принимаются для высокооборотных двигателей.
Для двигателей с наддувом и наличием газовой турбины на выпуске
3. Температура остаточных газов. В зависимости от типа двигателя, степени сжатия, числа оборотов, нагрузки и коэффициента избытка воздуха принимают значение температуры остаточных газов, которая для бензиновых двигателей при работе на номинальном режиме изменяется в пределах Тr=900-1100° К, для дизелей — Тr=700-900° К.
1. Температура подогрева свежего заряда.Учитывая высокое число оборотов и желание получить хорошее наполнение двигателя, принимается для бензинового и дизеля ∆Т=5º-7º
Плотность заряда на впуске
где В — удельная газовая постоянная. Для воздуха
где R = 8315 дж/кмоль град — универсальная газовая постоянная.
Потери давления на впуске.
Потери давления Δра за счет сопротивления впускной системы и затухания скорости движения заряда в цилиндре при некотором допущении можно определить из уравнения Бернулли:
где β — коэффициент затухания скорости движения заряда в рассматриваемом сечении цилиндра;
ξ вп— коэффициент сопротивления впускной системы, отнесенный к наиболее узкому ее сечению;
ωВП — средняя скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы (как правило, в клапане или в продувочных окнах);
ρк и ρо — плотность заряда на впуске соответственно при наддуве и без него (при рк = ро и ρк = ρо).
По опытным данным в современных автомобильных двигателях на номинальном режиме (β 2 + ξВП) = 2,5÷4,0 и ωВП = 50-130 м/сек.
Величина Δра у четырехтактных двигателей без наддува на номинальном режиме колеблется в пределах: для бензиновых двигателей Δра= (0,06÷0,20) р Мн/м 2 , для дизелей Δра = (0,04÷0,18) р Мн/м 2 .
При работе двигателя с наддувом значение ра приближается к рк, однако абсолютные значения сопротивлений во впускных органах возрастают.
Для четырехтактных двигателей с наддувом
4. Давление в конце впуска.Для двигателей с наддувом и без наддува.
или
5. Коэффициент остаточных газов. Величина коэффициента остаточных газов уr определяет качество очистки цилиндров от продуктов сгорания. С увеличением уr уменьшается количество свежего заряда, которое может поступить в цилиндр двигателя в процессе впуска.
Коэффициент остаточных газов для четырехтактных двигателей:
где ε — степень сжатия, Тк = Т – температура после компрессора или температура окружающей среды.
В четырехтактных двигателях величина γr зависит от степени сжатия, параметров рабочего тела в конце впуска и выпуска, числа оборотов и других факторов.
С увеличением степени сжатия ε и температуры остаточных газов Тr величина γr уменьшается, а при увеличении давления остаточных газов и числа оборотов — возрастает:
При применении наддува величина коэффициента остаточных газов снижается.
12. Температура в конце впуска.Эту температуру Та с достаточной степенью точности определяют на основании уравнения баланса теплоты, составленного по линии впуска от точки r до точки а:
где — количество теплоты, внесенное свежим зарядом, с учетом подогрева заряда от стенок;
— количество теплоты, заключающееся в остаточных газах;
— количество теплоты, заключающееся в рабочей смеси.
Величина Та в основном зависит от температуры рабочего тела, коэффициента остаточных газов, степени подогрева заряда и в меньшей степени — от температуры остаточных газов.
У современных четырехтактных двигателей без наддува температура в конце впуска будет:
Коэффициент наполнения.
Для четырехтактных двигателей с учетом продувки и дозарядки цилиндра
для четырехтактных двигателей без учета продувки и дозарядки φп=φд=1;
Величина коэффициента наполнения в основном зависит от тактности двигателя, степени его быстроходности и совершенства системы газораспределения.
Значение коэффициента наполнения для сравнения:
Для бензиновых двигателей ηv =0.70÷0.85
Для дизельных двигателей ηv = 0.80÷0.90
1.Средний показатель адиабаты сжатия k1 при заданном (ε) и (Та) определяют по графику (см. рис. 7).
Рис. 7. Номограмма для определения показателя адиабаты сжатия k1
2. Средний показатель политропы сжатия.Величина n1 устанавливается по опытным данным в зависимости от числа оборотов двигателя, степени сжатия, размеров цилиндра, материала поршня и цилиндра, теплообмена и других факторов. Однако, учитывая, что процесс сжатия протекает достаточно быстро (0,015-0,005 сек на номинальном режиме), суммарный теплообмен между рабочим телом и стенками цилиндра за процесс сжатия получается незначительным и величина п1 может быть оценена по среднему показателю адиабаты сжатия k1.
Учитывая быстроходность рассчитываемого двигателя, принимают
3. Давление и температура в конце процесса сжатия определяются из уравнения политропы с постоянным показателем п1:
Для современных автомобильных и тракторных двигателей давление и температура в конце сжатия изменяются в пределах (для сравнения):
4. Средняя мольная теплоемкость в конце сжатия.
а) свежей смеси выбирается из табл. 7 из интервала температур от 0 до 1500 ºС для воздуха.
где tc = Тс – 273, ºС – температура свежей смеси в конце сжатия
б) Остаточных газов
, кДж/кмоль-град
где и
— мольные теплоемкости ОГ интервала температур tc (определяя среднею мольную теплоемкость ОГ при температуре tc = 458 ºС выбирается интервал температур от tc1 = 400 ºС до tc2=500 ºС следовательно принимаются их мольные теплоемкости при заданных температурах, отсюда tci=100 ºС и tc2—c1= 58 ºС). Значения теплоемкости продуктов сгорания соответственно при 400 ºС и 500 ºС, взятые по таблице 8 при заданной (α) для бензиновых двигателей.
Рекомендация: Средняя мольная теплоемкость остаточных газов в конце сжатия может быть определена непосредственно по табл. 8 для бензина или по табл. 9 для дизельного топлива.
При невозможности определить (mcv«) t t по табл. 8 или 9 (несоответствие элементарного состава топлива) средняя мольная теплоемкость остаточных газов определяется по уравнению
где средние мольные теплоемкости отдельных компонентов продуктов сгорания определяются по табл. 6 или по формулам табл. 7 в интервале температур от 0 до 1500° С.
в) рабочей смеси
1. коэффициента молекулярного изменения горючей смеси
2. коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси
Величина µ изменяется в пределах (для сравнения):
Давление остаточных газов
В цилиндре двигателя перед началом процесса наполнения всегда содержится некоторое количество остаточных газов, находящихся в объеме Vc камеры сгорания (см. рис. 11). Давление остаточных газов устанавливается в зависимости от числа и расположения клапанов, сопротивлений впускного и выпускного трактов, фаз газораспределения, характера наддува, быстроходности двигателя, нагрузки, системы охлаждения и других факторов.
Для автомобильных и тракторных двигателей без наддува, а также с наддувом и выпуском в атмосферу давление остаточных газов (МПа)
Давление остаточных газов заметно снижается с уменьшением частоты вращения коленчатого вала.
Температура остаточных газов
Взависимости от типа двигателя, степени сжатия, частоты вращения и коэффициента избытка воздуха устанавливается значение температуры Тr остаточных газов в пределах:
Для двигателей с воспламенением от искры 900 — 1100 К
Для дизелей . 600 — 900 К
Для газовых двигателей . 750 — 1000 К
При установлении величины Тr необходимо иметь в виду, что при увеличении степени сжатия и обогащении рабочей смеси температура остаточных газов снижается, а при увеличении частоты вращения — возрастает.
Температура подогрева свежего заряда
Впроцессе наполнения температура свежего заряда несколько увеличивается благодаря подогреву от нагретых деталей двигателя. Величина подогрева ∆T зависит от расположения и конструкции впускного трубопровода, системы охлаждения, наличия специального устройства для подогрева, быстроходности двигателя и наддува. Повышение температуры улучшает процесс испарения топлива, но снижает плотность заряда и, таким образом, отрицательно влияет на наполнение двигателя. Эти два противоположных фактора, появляющиеся в результате повышения температуры подогрева, должны быть учтены при установлении величины ∆T.
В зависимости от типа двигателя значения ∆T принимают:
Для двигателей с воспламенением от искры 0 — 20°