Меню

Текущий ремонт генератора автомобиля

Ремонт генератора

О неисправности генератора можно судить по многим отклонениям его рабочих параметров. Так, при коротком замыкании в цепи генераторрелерегулятор, либо обрыве и замыкании в обмотках возбуждения или якоря генератора амперметр не показывает величину зарядного тока, корпус генератора в средней части нагревается, при замыкании клемм В. Я. Ш реле-регулятора амперметр показывает разрядный ток (при работающем двигателе). Сильное колебание стрелки амперметра, или амперметр не показывает величину зарядного тока при работе двигателя, обгорание двух соседних пластин коллектора являются следствием витко-вого замыкания в секции обмотки якоря или замыкания двух смежных пластин коллектора. Если при работе двигателя стрелка амперметра сильно колеблется, а на средних оборотах после включения фар амперметр показывает разрядку, или при работе двигателя амперметр не показывает величину зарядного тока, то следует очистить коллектор генератора, щетки и их держатели, так как в этих случаях причиной неисправности является то, что загрязнен, обгорел, изношен коллектор генератора или изношены, заели щетки в щеткодержателях. При износе подшипников генератора или ослаблении его стяжных болтов, задевании якоря за полюсные башмаки при работе двигателя без нагрузки перегревается средняя часть генератора, слышен повышенный шум в зоне генератора. Такой же шум, перегрев торцов корпуса генератора наблюдается при отсутствии смазки в подшипниках генератора.

Из-за пробуксовки приводного ремня генератора и водяного насоса закипает вода в радиаторе, уменьшается зарядный ток, при работе двигателя на средних оборотах амперметр не показывает величину зарядного тока. Работоспособность генератора постоянного тока проверяют в режиме с нагрузкой и без нагрузки, на кратковременное повышение скорости вращения якоря. Работоспособный генератор ПЗО в режиме электродвигателя имеет правое вращение (при левом проверить соединение катушек обмотки или щеток) и потребляет ток менее 5А. При большей величине потребляемого тока следует искать перекос, замасливание или задевание якоря за полюсные наконечники. При плохом контакте или обрыве цепи обмотки возбуждения резко увеличивается величина потребляемого тока, увеличивается и число оборотов якоря. При испытании в режиме электродвигателя проверяют также и шумность работы генератора.

В режиме генератора измеряют число оборотов якоря, когда напряжение равно 12,5 В. Без нагрузки оно должно быть не более 1450 об/мин, а с нагрузкой 28 А не более 2550 об/мин. Нагрузку создают реостатом, со скоростью вращения якоря в режиме нагрузки электродвигателем стенда с механическим вариатором. При этом допускается слабое искрение в виде отдельных точек под небольшой частью щеток при 2500 об/мин и нагрузке 14 А. Окончательную проверку генератора производят в комплекте с реле-регулятором. Испытание генератора на максимальные обороты кратковременной работы производят совместно с реле-регулятором при 5700 об/мин якоря и нагрузке 28 А в течение 30 мин. Генератор, рабочую характеристику которого не удалось восстановить регулированием, разбирают и ремонтируют. Разборка, сборка генератора. Исправный генератор перед разборкой очищают от пыли и грязи с помощью волосяной щетки и сухой салфетки. Перед снятием крышки со стороны коллектора щетки из щеткодержателей извлекают при помощи металлического стержня с крючком, предварительно отъединив провода щеток. При снятии крышки со стороны привода якоря генератора можно ударять в торец вала медной выколоткой. Винты крепления полюсных башмаков обмотки возбуждения генератора удаляют с помощью специального приспоссбления (рис. 93). Снятые детали и узлы очищают. Металлические детали моют в керосине, детали из фетра и войлока в чистом бензине. Смазочные отверстия очищают от грязи и старой смазки. Обмотку якоря проверяют на приборе ППЯ-5 типа трансформатора с разомкнутой магнитной цепью, в которой обмотка якоря является вторичной обмоткой. Запрещается включать прибор без проверяемого якоря на призмах прибора (иначе сгорит обмотка прибора). Замыкание якоря на массу определяют по свечению лампы в цепи, один конец которой имеет контакт с помощью контактного щупа с валом якоря, а вторым по очереди касаются пластин коллектора; если лампа не загорается, то замыкания нет. Место замыкания якоря на массу определяют с помощью миллиамперметра прибора. Для этого с помощью зажима крепят на валу якоря один конец провода, а контактным щупом второго провода касаются при включенном приборе к трем пластинам коллектора поочередно; по мере приближения к замкнутому на массу витку показания миллиамперметра уменьшаются и равны нулю у места замыкания. При замыкании у коллектора показания прибора также равны нулю, при замыкании на массу витка

Читайте также:  Общие устройства двигателя кривошипно шатунный механизм

обмотки в середине якоря показания прибора едва заметны (14 деления).

Короткозамкнутую секцию якоря определяют с помощью стальной контрольной пластинки, которой слегка касаются поверхности якоря по образующей, а якорь поворачивают рукой. Над короткозамкнутой секцией пластину притянет к якорю. Не даст показания и миллиамперметр, щупы цепи которого прижаты к двум рядом лежащим пластинам коллектора- короткозамкнутой секции. Биение железа якоря допускается не более 0,05 0,08 мм . Устраняют биение правкой вала на ручном прессе.

Качество изоляции обмотки возбуждения генератора можно проверить без снятия с корпуса на индукционном приборе с индикаторной лампой или без прибора с помощью контрольной лампы. Изоляцию считают исправной, если не загорается лампа, включенная в цепь напряжением 220 В в течение одной минуты. Монтажные щупы при этом подводят к выводам проверяемой обмотки возбуждения или к корпусу генератора и одному из выводов обмотки возбуждения. Замыкание между витками обмотки возбуждения можно определить на приборе ППЯ-5. Надетая на накладку, которая соединяет плоскости призмы прибора (рис. 94), катушка нагревается через 5 мин после подключения обмотки трансформатора прибора в цепь переменного тока. При коротком замыкании между витками сопротивление цепи уменьшается, ток в обмотке возбуждения, включенной в цепь аккумулятора, больше номинального. При обрыве в цепи обмотки возбуждения стрелка амперметра стоит на нуле.

Проверку работы генератора переменного тока производят на стенде в комплекте со шкивом-вентилятором по электросхеме (см. рис. 90) и следующему режиму вращения и нагружения генератора: 0,5 ч при 5000 об/мин и нагрузкой 42 А при 14 В; при снятии кривой отдачи тока: 14 В и 5000 об/мин в течение 1,5 ч, затем по 20 мин при 4000, 3000, 2000 об/мин; при этом у генератора должны устанавливаться тепловые режимы.

Величину начальной скорости отдачи определяют по скорости, когда величина отдачи составляет 12 А. Полученные результаты сравнивают с эталонной кривой отдачи, кривой зарядного тока при установившемся температурном режиме, напряжении 14 В в зависимости от скорости вращения генератора.

0,005 Ом.

Выпрямительные диоды проверяют на испытательном стенде без снятия их с крышки генератора; предварительно отсоединяют концы диодов от обмоток фаз. Если нет проводимости тока в обоих направлениях, то это свидетельствует о разрыве цепи; а если ток проходит в обоих направленияхто короткое замыкание (выпрямительный диодэто электрический элемент с односторонней проводимостью).

Электрическая схема проверки выпрямительных диодов состоит из последовательно соединенных диода, аккумуляторной батареи и лампы 2550 Вт. Направление тока изменяется перестановкой наконечников на клеммах аккумуляторной батареи. Выпрямительные диоды генератора можно проверять только на низком напряжении. На высоком напряжении (110 или 220 В), при проверке с помощью мегометра или меггера выпрямительный диод будет пробит. Замена деталей генератора. Поврежденные детали генератора не ремонтируют. При замене деталей нет необходимости полностью разбирать генератор. Малоизношенный коллектор генератора зачищают стеклянной шкуркой. При большом износе его прочищают ножовочным полотном с последующим углублением на 0,5 0,8 мм миканита между ламелями коллектора. Ножовочное полотно должно иметь развод зубьев, равный ширине паза между пластинами коллектора. Допускается уменьшение диаметра коллектора за счет проточек не более чем на 3 мм , биение проточенного коллектора должно быть не более 0,03 мм .

При сборке генератора соосность отверстий опорных лап обеспечивают постановкой болта крепления генератора на двигателе. При установке щеткодержателей необходимо обеспечить плотное прилегание каждой щетки к контактным кольцам.

При отказе хотя бы одного положительного диода заменяют держатель в комплекте с диодами. Поврежденные диоды заменяют. При этом у диода, который будет поставлен взамен отказавшего, диаметр накатанного участка под запрессовку должен быть увеличен на 0,5 мм . При этом увеличивают до 13,1213,16 мм и отверстие в крышке. От плотности запрессования диода зависит передача тепла от диода к опоре; при плохой теплоотдаче диод перегревается и отказывает. При расточке отверстия под новый диод удаляют следы от накатки первой запрессовки, чтобы разница в диаметрах отверстия и диода была такой же, как и у заменяемого.

Читайте также:  Диагностика автомобиля с помощью сканматик

Расточку гнезда под отрицательный диод производят на СЕер-лильном станке разверткой, направление которой обеспечивается

приспособлением. Развертку обильно смазывают керосином. Запрессование диода производят только прессом с помощью приспособления, которым давят на наружную торцовую поверхность корпуса.

Щетки генератора автомобиля ВАЗ заменяют на новые, если в результате износа их высота уменьшилась до 12 мм .

исправен, если контрольная лампочка 4 горит в положении / и гаснет в положении /7 переключателя /.

Проверку начальных оборотов возбуждения генератора производят на стенде. К положительной клемме генератора подсоединяются все потребители, в том числе нагрузочный реостат. Проверяют электрическую характеристику генератора (см. рис. 91) при постепенном повышении скорости вращения ротора с тем, чтобы напряжение на его щитках не превышало 25 В. Питают обмотки возбуждения постоянным током.

При работе генератора на двигателе допускается отклонение плоскостей ручьев шкива генератора и приводного шкива не более 0,5 мм ; плоскости ручьев шкивов совмещают в пределах овальных отверстий под болты крепления.

Текущий ремонт генератора автомобиля

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРОВ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ.

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРОВ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ.

Выходные параметры работы генератора не соответствуют техническим требованиям, т.е. норме зарядного тока и напряжения — эти показатели фиксируются на различных моделях автомобилей амперметрами, вольтметрами на щитке приборов или используются сигнальные контрольные лампочки, подсвечивающие трафареты красного цвета или со специальной символикой.

Неисправна электрическая часть генератора:

— замасливание щеток и контактных колец;

— подгорание контактных колец — происходит обычно при сильном искрообразовании между щетками и контактными кольцами;

— износ щеток и колец — при этом уменьшается сила прижатия щеток, что приводит к зависанию (заеданию в гнездах) щеток и повышенному подгоранию контактных колец;

— межвитковое замыкание в обмотках или замыкание проводов обмоток на массу — происходит в результате повреждения или естественного старения изоляции проводов катушек обмотки статора и обмотки возбуждения ротора, приводящего к снижению сопро тивления изоляции. Происходящее при этом замыкание смежных проводов катушек (или их замыкание на массу) как бы уменьшает количество проводов в обмотках и соответственно выходные параметры отклоняются от нормы (снижается напряжение, а сила зарядного тока наоборот увеличивается);

— обрыв проводов или выводов обмотки статора или ротора;

— окисление, ослабление или разрушение контактов соединительных проводов подключения генератора;

— пробой или обрыв диодов в выпрямителе.

Неисправная работа реле-регуляторов:

— неправильная регулировка регулятора напряжения, реле обратного тока (в реле регуляторах контактного, транзисторного и вибрационного типа) — приводит к отклонению от нормы регулируемых параметров генератора (например, завышенному значению регулируемого напряжения и зарядного тока), в результате наблюдается «кипение» и разбрызгивание электролита через вентиляционное отверстие и перезаряд АБ с сокращением срока ее службы;

— подгорание контактов реле, выход из строя катушек или транзистора, нарушение соединений электроцепи;

— отклонение от нормы регулируемого напряжения или выход из строя реле-регулятора (в реле-регуляторах бесконтактно-транзисторного типа или встроенных малогабаритных микроэлектронных регуляторах напряжения интегрального типа) — происходит при обрывах в соединениях цепи, пробое стабилитронов или транзисторов различного типа и назначения, обрывах в обмотке дросселей, перегорании резисторов и т.д.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ И ЧРЕЗМЕРНЫЙ ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ — вызывают повышенный шум и стук при работе генератора.

Износ подшипников, шеек под ними на валу ротора или посадочных мест в крышках — при этом может возникать перекос вала ротора и задевание ротора за полюса статора, биение щеток контактными кольцами, в результате чего появляется пульсирующий ток, негативно влияющий на работу всей электросистемы автомобиля;

Износ в резьбовых соединениях (в том числе на шпильках крепления крышек и т.д.);

Износ и ослабление приводного ремня и, как следствие, пробуксовка ремня на шкиве генератора, повышенный нагрев ремня и прогрессирующий износ до полного его разрушения;

Примечание. Чрезмерное натяжение приводного ремня или установка генератора с перекосом приводят к повышенному шуму при работе, износу подшипников и самого ремня.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ЕО

Визуальным осмотром проверить внешнее состояние генератора, проводов, клемм,приводного ремня. При значительных налетах пыли и грязи удалить их волосяной щеткой или ветошью. После пуска двигателя не должно быть шума и вибрации от работающего генератора (характерных при износе подшипников, биении шкива и т.д.). По амперметру на щитке приборов следует проверить наличие и силу зарядного тока, он должен быть в пределах от 0,5 до 1,5 А. После длительного пользования стартером, например при пуске двигателя при низких температурах, амперметр может несколько минут показывать повышенную силу зарядного тока (15—20 А), но затем стрелка прибора займет нормальное положение. Если же стрелка амперметра постоянно показывает отсутствие заряда АБ или горит красный трафарет аварийного сигнала,эксплуатацию следует прекратить.

Читайте также:  Тест драйвы ауди рс6

ТО-1

Выполнить объем работ по ЕО. Очистить генераторную установку, провода и контакты от грязи; проверить состояние и натяжение приводного ремня — при усилии в 30—40 Н,приложенным между шкивами, прогиб для различных моделей не должен превышать 8—14 мм черезмерное натяжение приводит к ускоренному износу подшипников и самого ремня). Натяжение ремня обычно производится смещением корпуса генератора, с последующим завертыванием всех гаек крепления. Следует закрепить все типы имеющихся электроконтактов; чрезмерно окисленные предварительно зачистить стеклянной шкуркой. При обнаружении поврежденных защитных колпачков контактов, проводов с нарушенной изоляцией их следует заменить. Проверить по измерительным приборам работу генератора на различных режимах работы двигателя.

ТО-2

Помимо операций, входящих в объем ЕО и ТО-1, необходимо проверить работу генератора совместно с реле-регулятором на работающем двигателе с помощью переносных приборов или использовать посты диагностики и мотортестеры.

Проверку генератора осуществляют обычно на средних частотах вращения KB двигателя, с включением фар и других потребителей тока. Предварительно проверяют частоту вращения KB двигателя на начало и полную отдачу генератора, обращая внимание на температуру нагрева корпуса, шумы и стуки. Основным признаком неисправности генератора является отсутствие или падение напряжения, ввиду чего не происходит нормального подзаряда АБ. При несоответствии нормативам проверяемых параметров, при обнаружении механических и других неисправностей, а также при сезонном ТО-2 необходимо генератор и реле-регулятор снять с автомобиля и передать в электроцех для более тщательной диагностики, поэлементной проверки, обслуживания и ремонта.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ, ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ ДЛЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.

В АТП малой мощности обычно используют наиболее простые методы контроля.

Для проверки выпрямительных блоков, снятых с генератора, по ложительной и отрицательной полярности применяют обычную 12-вольтовую, контрольную лампу. Присоединив, например, к минусовой шине «+» источника тока, следует поочередно касаться минусовым выводом провода лампочки зажимов блока — при исправной цепи лампа должна гореть. Затем следует изменить полярность источника и касаться зажимов блока уже плюсовым выводом — при исправных диодах лампа снова должна гореть. Аналогично проверяем диоды, соединенные с плюсовой шиной. Если обнаружится хотя бы один пробитый диод (лампочка не горит), следует менять весь блок в сборе.

Диод считается исправным, если лампочка горит при соединении «+» источника с «+» диода (кремниевого вентиля).

Если он пробит, лампочка будет гореть в обоих положениях переключателя, при обрыве диода лампочка не горит ни в одном положении.

Если снятый с автомобиля генератор поступает в электроцех проверять его сразу на стационарном стенде нет смысла. Его необходимо вначале разобрать, тщательно промыть и высушить все узлы и детали, затем провести проверку и обслуживание узлов.

Сильно загрязненные кольца, с небольшим подгоранием и шероховатостями, следует зачистить стеклянной бумагой (зернистость 80—100), вращая якорь от руки Изношенные, сильно подгоревшие, имеющие биение контактные кольца следует проточить на токарном станке.

Проверить состояние щеток (сколы и заедание щеток в гнездах щеткодержателей не допускается). Щетки, изношенные до 8 мм, следует заменить.

Упругость пружин щеткодержателей, в зависимости от марки генератора, должна составлять 1,8—2,6 Н (это можно легко проверить, нажимая выступающей из щеткодержателя на 2 мм щеткой на тарелку весов).

При заедании или повышенном износе подшипников их следует заменить.

Для ремонтных и других видов работ по электрооборудованию выпускается комплект технологической оснастки ПТ-761-2. В целях контроля якорей генератора и стартера, путем проверки изоляции проводов обмоток, а также обнаружения обрывов в обмотках и наличия короткозамкнутых секций или замыкания их на «массу» используют настольный прибор Э-236. После проведения вышеуказанных работ с заменой неисправных узлов и деталей и сборки генератора его следует подвергнуть комплексной проверке на стационарном стенде.

Adblock
detector