Что такое ЧИП-тюнинг?
В заводской комплектации двигатели автомобилей не используют полностью свой потенциал. Связано это с тем, что производители подгоняют параметры под действующие требования по экологии и безопасности. Такое положение вещей не устраивает владельцев авто, и они прибегают к набирающей популярность технологии чип-тюнинга для настройки индивидуальных параметров своего автомобиля.
Что такое чип-тюнинг
Управление двигателем осуществляется с помощью электронного блока (ЭБУ). Заводские настройки «укрощают» мощность и ограничивают динамику, ограничивая скорость, подачу топлива, возникают проблемы с зажиганием. В итоге неустойчивая работа двигателя заставляет водителей прибегать к модернизации, изменяя настройки впуск-выпуск и другие.
Самый простой вариант — не прибегая к техническим вмешательствам сменить прошивки ЭБУ, снять «ненужные» ограничения и освободить весь потенциал мотора. В упрощенном виде чип тюнинг представляет собой замену операционной системы или программы блока управления.
Операция смены программы не занимает много времени – на установку новой достаточно 15-20 минут. При необходимости можно вернуть штатные настройки, за те же 15-20 минут.
С помощью чип тюнинга можно:
- Заставить двигатель работать на топливе более низкого порядка, чем предусмотрено производителем;
- Снять скоростные ограничения;
- Добиться плавной работы двигателя, отключить некоторые функции, мешающие полноценной работе.
Чип тюнинг делится на:
- Нормальный (заводская доработанная версия), который поможет немного увеличить динамику мотора и снизить расход топлива;
- Экономичный. Значительно снизит расход топлива, а динамика не улучшится.
- Агрессивный. Увеличит мощность движка, что влечет за собой и повышение потребности в топливе.
Возможности чип тюнинга не безграничны. Так, к примеру, если настройки с помощью прошивки увеличивают подачу топлива, то потребуется и повышенное нагнетание воздуха. Без турбины или компрессора это обеспечить не удастся, потребуются дополнительные технические усовершенствования.
Как грамотно провести чип тюнинг
Для проведения качественного чип тюнинга лучше обратиться к профессионалам. Для чип тюнинга требуются специальные знания и соответствующее оборудование. Даже если вы скачаете хорошую программу, при установке без знания всех тонкостей операции, легко ошибиться. Только специалист сумеет установить правильное взаимодействие технических возможностей и электронных настроек ЭБУ.
Для тех, кто в совершенстве владеет компьютерными технологиями, возможна и самостоятельная замена прошивки блока управления. Перед установкой проведите диагностику автомобиля и сохраните штатную прошивку отдельным файлом. Тогда, если вдруг что-то пойдет не так, вы легко вернете старые настройки и автомобиль не пострадает.
Особое внимание следует уделить подбору подходящей программы для своего типа двигателя. Не стоит использовать любительские варианты, в интернете легко найти массу надежных и проверенных.
Перед установкой будет полезным посмотреть видео о том, как правильно сделать чип тюнинг на своем автомобиле.
Если заказываете услугу в салоне, то не забудьте поинтересоваться наличием сертификата на проведение такой операции.
Как отразится чип тюнинг на прохождении техосмотра
Поскольку чип тюнинг проводится без изменений технической конструкции автомобиля, то при прохождении техосмотра инспекторам не удастся выявить внесенные изменения. Поэтому по поводу прохождения техосмотра автомобиля после грамотно проведенного чип тюнинга волноваться не стоит. Главное, при управлении не забывать о новых возможностях и не злоупотреблять ими. О безопасности заботиться нужно всегда.
Быть или не быть
Нужен ли чип тюнинг вашему автомобилю, решать вам. Есть смысл задуматься об этом, когда происходят сбои в работе двигателя, например, он глохнет на холостом ходу. Или при поломке катализатора, прошивка может обеспечить работу двигателя без него. Для любителей быстрой езды важно снятие ограничений по скорости. Причины у каждого свои, как и методы решения.
Не стоит забывать, что агрессивный чип тюнинг снижает ресурс двигателя. Взвесьте, что для вас важнее – увеличенная мощность двигателя, комфорт управления, экономия топлива или срок службы автомобиля, и, на основании предпочтений выбирайте вариант требуемой прошивки. И помните, что это операция очень ответственная. Она требует значительно более высокой квалификации мастера. Тонкие настройки и глубокие доработки требуют комплексного подхода, а проведение их возможно только в специально оборудованных мастерских.
Не все марки двигателей могут быть подвергнуты чип тюнингу. Некоторые ЭБУ оснащены таким программным обеспечением, модернизация которого исключена – оно не читается и перезапись программы просто невозможна. Моноинжекторные двигатели и двигатели с системой впрыска KE-Jetronicдля чип тюнинга не подходят.
Полная диагностика рабочих систем движка и предварительная оценка эффективности чип тюнинга помогут принять окончательное решение.
Новый закон об обязательном техническом осмотре после изменений в конструкцию – это правда или нет?
ТО после тюнинга
Изменения в законы могут инициировать не только в Госдуме, но и различные ведомства. Одно из них – Министерство промышленности и торговли России, якобы внесло изменения в Технический регламент в ноябре 2020 года, согласно которым, теперь даже после малейшего тюнинга из-за внесённых в конструкцию автомобиля изменений придётся обязательно проходить техосмотр. Правда ли это, какие виды тюнинга подпадают под обязательность технического осмотра, за что грозит штраф и что за поправки приготовили законодатели, давайте выяснять по порядку!
Последние новости об обязанности проходить техосмотр после тюнинга
Согласно ряду источников, в нашей стране подготовлены обновления в законодательстве, которые обяжут ехать на ТО при малейших изменениях в конструкции машины:
- даже после установки сигнализации или магнитолы на автомобиль, автовладелец обязан будет пройти техосмотр по новому закону,
- также такая обязанность появляется при установке антенны для рации на машину,
- неродных порогов, бамперов, спойлера,
- рейлингов для багажника на крыше,
- «кенгурятника»,
- фаркопа
- и прочих незначительных изменениях.
Такие меры вводятся якобы ради повышения безопасности на дорогах России. Так, к примеру, несанкционированная установка непредусмотренной заводом-изготовителем электрики может привести к возгоранию. Впрочем, здесь вопросов больше к работникам, которые устанавливают такие устройства, нежели к самим устройствам.
Правда ли это?
Не совсем! Впрочем, Минпромторг, действительно, разработал проект изменений, вносимых в Технический регламент О безопасности колёсных транспортных средств. Последнее – это не закон, но список норм и правил, соблюдение которых при производстве автомобилей, а также находящихся в эксплуатации на дорогах нашей страны обеспечивает безопасность. Их соблюдение обязательно.
Сам проект поправок ведомством в открытый доступ не выложен, существуют лишь официальные комментарии по данным изменениям.
Однако, речи об обязанности проходить техосмотр после проведения тюнинга над своим автомобилем речи в новом законе в 2021 году не идёт. Более того, такие последние новости опроверг сам Минпромторг.
Но здесь важно знать другое – и безо всяких изменений технический осмотр является обязательным при внесении изменений в конструкцию автомобиля. Давайте немного подробнее рассмотрим этот вопрос.
Когда нужно проходить техосмотр по новым правилам?
Вообще, технический осмотр – это лишь один из этапов изменения конструкции – причём, один из заключительных. До него ещё нужно:
- получить разрешение ГИБДД на внесение изменений,
- пройти предварительную экспертизу,
- реализовать сам запланированный тюнинг,
- после этого пройти ещё одну экспертизу на соответствие безопасности,
- и только потом нужно проходить техосмотр.
Собственно, в самом ведомстве и говорят только о внеплановом прохождении техосмотра, никто не вводил и не отменял плановый. А вообще, новый проект изменений даже облегчит эти процедуры. Вот официальная трактовка письма Минпромторга:
Также необходимо отметить, что и проектом изменений не предусмотрено никаких изменений, касающихся необходимости внеплановых прохождений технического осмотра. Более того, проект предусматривает облегчение процедур вынесения изменений в конструкцию транспортного средства.
Так когда не нужно его проходить?
На данный вопрос мы максимально подробно ответили в специальной статье про законность тюнинга. То есть здесь нужно понимать, что если конкретные действия по тюнингу вносят изменения в конструкцию автомобиля, то ТО придётся проходить. Исключение в 2021 году составляют лишь те элементы, которые прошли испытания в составе вашей машины либо предусмотрены заводом-изготовителем.
Давайте объясним понятнее.
- Пункт 7.18 Перечня неисправностей (кстати, этот правовой акт тоже скоро могут обновить) указывает, что запрещено ездить на машине, в которой без разрешения ГИБДД внесены изменения.
- Техрегламент, в свою очередь, утверждает, что такое изменение – это удаление или внесение не предусмотренных конструкцией транспортного средства составных частей или оборудования (общее для них слово, используемое в этом нормативном акте – компоненты) после выпуска автомобиля с завода.
- Кроме того, пункт 77 предписывает, что не нужно проходить проверку, если устанавливаются компоненты, которые предусмотрены производителем или прошли соответствие безопасности в составе авто.
Таким образом, нам лишь остаётся понять, что в каких случаях мы вносим изменения. Является ли установка сигнализации таковым? Да, является, потому что это не предусмотренное конструкцией оборудование, которое вы установили после выхода в обращение транспортного средства.
Если в документах на сигнализацию указано, что она прошла испытания в составе вашей модели и комплектации авто, либо если это официальная модель самой сигнализации, которую производитель ставит на ваш автомобиль, то тогда не нужно вносить изменения в конструкцию и, соответственно, проходить техосмотр.
В иных же случаях ехать на технический осмотр придётся. Это касается не только охранной системы, но и магнитолы, бортового компьютера, установки бампера, люка в крышу и других изменений.
Разъяснения по новым правилам тюнинга автомобилей с 1 февраля 2021 года
С 1 февраля 2021 года в России вступила в силу новая редакция постановления правительства №413 о правилах внесений изменений в конструкцию транспортных средств. Новые правила коснулась не только тюнинга автомобилей, но и обычных вещей, как фаркопы, багажники на крышу, ГБО и т.д. Журнал «За Рулем» дали разъяснения новым правилам с адвокатом Коллегии адвокатов «Инконсалт» Михаилом Тарасовым. Сайт Лада.Онлайн уточнил, как новые правила скажутся на установку оригинальных аксессуаров LADA.
Что изменилось?
Речь идет не о запрете, а о необходимости регистрировать все изменения в конструкции автомобиля по-новому. Без одобрения лабораториями и регистрации все изменения будут считаться незаконными.
- С 1 февраля начали действовать новые нормы внесения изменений в конструкцию автомобилей и других транспортных средств.
- С 1 июля 2021 года станут законными методы экспертизы и испытаний, прописанные в ГОСТе 33670–2015.
Таким образом, до 1 июля 2021 года нет никаких методик для определения безопасности внесенных изменений. Это означает, что у контролирующих и надзорных органов до 1 июля нет нормативной и методологической основы для принятия решения об отказе выдачи разрешения о регистрации изменений в конструкцию автомобилей.
Какой тюнинг и доработка являются незаконными?
Штрафы за нарушение этих требований составляют 500-800 рублей. В случае повторного нарушения 5000 рублей и возможно лишение водительских прав на срок 1–3 месяца. Если выявленные инспектором неисправности не будут устранены в течение 10 дней, регистрация транспортного средства прекращается.
Какой тюнинг и доработки могут быть установлены
Испытывать и регистрировать придется всё, что считается компонентом автомобиля. Это:
- подвеска и любые ее компоненты
- рулевое управление и рулевое колесо
- сиденья водителя и пассажиров
- внешняя световая оптика, включая подсветку номерных знаков
- бамперы
- выхлопная система и ее компоненты, кроме декоративных насадок на патрубки
- ксеноновые лампы
- галогеновые лампы накаливания нестандартного света
- любые спойлеры
- нестандартные пороги
- нестандартные колесные арки
- подкрылки
- дополнительное внешнее освещение
- багажник на крыше
- колесные проставки
- газобаллонное оборудование
- «кенгурятники»
- лайтбоксы на крыше
- мониторы для трансляции рекламы
- «плавники»
- фаркопы
- лебедки
- тюнинг двигателя ( чип-тюнинг, расточка и прочие доработки)
- колесные диски (должны соответствовать типоразмерам, заявленным автопроизводителем именно для этой модели)
Легальность изменений конструкции ТС с 1 июля будут оценивать в соответствии с ГОСТ 33670–2015 .
Разъяснения от «За Рулем» по отдельным доработкам/тюнингу:
Про размер колес: Информация о том, какой размер колес можно использовать содержится в руководстве по эксплуатации и документах, оформляемых при сертификации автомобиля перед началом продаж в стране — ОТТС (Одобрение типа транспортного средства) и СБКТС (Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства). Более подробные разъяснения.
Про багажник на крыше: Запрет касается только самодельных багажников. К владельцам автомобилей с багажниками заводскими, серийного производства, сертифицированными производителями, вопросов не будет. Тем более это быстросъемная конструкция, а не переоборудование автомобиля.
Про ТСУ (фаркоп): Это тоже быстросъемная конструкция. К ним предъявляются определенные требования, но если изделие заводское и сертифицированное, претензий к владельцу автомобиля быть не должно. Более подробные разъяснения.
Про светодиодную подсветку номерных знаков. Пункт 3.4 запрещает установку рассеивателей и ламп, не соответствующих типу данного светового прибора. Так что, если производитель предписал использовать в подсветке номера, например, лампы накаливания W5W 12V 5W, другие ставить нельзя.
Про установку сидений от другого автомобиля: Зависит от того, какой автомобиль и какие сиденья. Такая замена может считаться переоборудованием, но вы имеете на нее право, если предоставите документы о безопасности сидений и возможности их установки на ваш автомобиль. Работы должны быть выполнены в специализированной мастерской (автосервисе) и зарегистрированы в ГИБДД.
Про запаску снаружи: В ГОСТ 33670–2015 есть пункт А.26.10, указывающий, что запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных изготовителем.
Про нештатный глушитель (паук и пр.): ГОСТ 33670–2015 (п. А. 23.2) указывает, что не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов. Также регламентируются предельные уровни шума выпуска двигателей ТС, а машины с «прямотоками», как правило, очень громкие.
Про чип-тюнинг двигателя: Прямого запрета на него по-прежнему нет. Главное, чтобы блоки электронного управления двигателем не имели видимых повреждений и содержание вредных выбросов в выхлопных газах не превышало норму.
Про брызговики, которых нет с завода: Перечень неисправностей запрещает эксплуатацию, если на автомобиле отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики. Но если присутствуют не предусмотренные — это не нарушение. Во всяком случае, не прямое. Вряд ли инспекторы будут канителиться с вами по такому сомнительному поводу.
Про нештатную магнитолу (Teyes и пр.): Конструкцию автомобиля нештатное головное устройство не меняет (если вы не переделали полностью систему электропитания).
Про нештатный руль (спортивный и пр.): В Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, тип рулевого колеса не регламентируется, в отличие от люфтов, перемещения узлов и деталей, резьбовых соединений, наличия или отсутствия усилителей рулевого управления или рулевых демпферов, устройства фиксации рулевой колонки. Так же как и в ГОСТ 33670–2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Там записано, что рулевое колесо не должно захватывать часть одежды или ювелирные украшения водителя, крепежные болты руля к ступице не должны выступать, можно использовать руль с металлическими спицами (закругленными) — и это всё.
Однако при этом в Перечне есть пункт 7.18, который гласит, что эксплуатация может быть запрещена, если «в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации». И этот пункт для гаишников — на все случаи жизни. Впрочем, они должны еще доказать, что вы действительно внесли изменения в конструкцию транспортного средства.
Про установку ГБО: Как и раньше переделку придется регистрировать в ГИБДД (через экспертизу в НАМИ или в других экспертных компаниях).
Про ветровики (боковые дефлекторы): Устанавливать можно. Но, по ГОСТ 33670–2015 (А.16.6), они должны быть не загнуты к кузову так, что их края не могут соприкоснуться с шаром диаметром 100 мм (представьте большой елочный шар), и имеют радиус закругления кромок не меньше 1 мм. Сложно? Это не ваша проблема, а экспертов, если им вдруг придется доказывать нелегальность ваших дефлекторов.
Про накладки на кузов (мухобойка и пр.): Прямого запрета на использование накладок, дефлекторов и тому подобного нет, однако в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, есть тот самый универсальный пункт 7.18 о внесении изменений в конструкцию. У инспектора возникли претензии? Предложите ему объяснить, где он видит изменения конструкции, и показать документ, в котором содержится запрет на такие аксессуары. В любом случае, прежде чем ставить что-то нештатное на автомобиль, нужно тысячу раз подумать: а действительно ли оно нужно, и проверить это «что-то» на отсутствие нарушений по Перечню и ГОСТу. Без «мухобойки» уж точно можно обойтись: пользы от нее никакой, а красота сомнительная.
Что одобрено к установке по ОТТС
Одобрение типа транспортного средства — свидетельство, подтверждающее соответствие автомобиля определенным требованиям ТРТС 018/2011, устанавливающего на территории стран ЕАЭС стандарты относительно всех колесных транспортных средств.
Номер ОТТС указан в ПТС вашего автомобиля:
Найти ОТТС можно на сайте gost.ru, используя форму поиска . Для поиска достаточно указать первые пять символов VIN номера, а затем звездочку (XTAGF*).
Наиболее важная информация находится в конце документа, где указывается допустимые шины и оборудование транспортного средства:
Касается ли это оригинальных аксессуаров?
Сайт Лада.Онлайн обратился на АВТОВАЗ с вопросом «При установке оригинальных аксессуаров LADA будут ли у владельца проблемы с ГИБДД?». Нам ответили так:
Оригинальный аксессуар или нет, значения не имеет, все равно его придется регистрировать в органах ГИБДД. В первом случае это будет сделать проще, т.к. оригинальные аксессуары соответствуют высоким требованиям марки и всем стандартам безопасности.
Однако в комплекте с оригинальным аксессуаром нет никаких сертификатов или подобных документов, подтверждающих его оригинальность. Поэтому, как вы будете доказывать инспектору, что на вашей машине установлен именно оригинальный аксессуар — неизвестно.
Может ли инспектор на дороге оштрафовать за тюнинг?
Возить с собой сертификаты на багажники и фаркопы и предъявлять их сотрудникам ГИБДД вы не обязаны, но на всякий случай…
Где купить оригинальные аксессуары для LADA:
Ключевые слова: новые законы и правила
Поделиться в социальных сетях:
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..